Научная статья на тему 'Судебно-прокурорские органы в годы Великой Отечественной войны'

Судебно-прокурорские органы в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1334
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУД / ПРОКУРАТУРА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потий В.Н.

Судебно-прокурорские органы во время Великой Отечественной войны претерпели серьезные изменения с учетом требований военного положения, что в свою очередь коренным образом повлияло на облик судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Потий В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебно-прокурорские органы в годы Великой Отечественной войны»

3. Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 81 г. Москва // Российская газета. - 2015. - № 6613.

4. Определение Атюрьевского районного суда [Электронный ресурс] : https://rospravosudie.com/court-atyurevskij -raj onnyj -sud-respublika-mordoviya-s/act-102773059

5.Определение Свердловского областного суда [Электронный ресурс] :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=SOJ&n=58766&req=doc (Дата обращения 20.12.2015 г.)

6. Российская Федерация во Всемирной торговой организации: региональные аспекты и перспективы юридической практики: монография/ науч.ред. Ю.Н. Сушкова - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. С. 216

7. Сибирская язва. [Электронный ресурс] : http://medportal.ru/enc/infection/zoo/13/ (Дата обращения: 19.12.2015 г.)

8. Сибирская язва и её профилактика. [Электронный ресурс] : http://doctorvic.ru/bolezni-i-sostoyaniya/infection/sibirskaya-yazva-i-ee-profilaktika (Дата обращения 07.12.2015 г.)

9. Скотомогильники в Московской области. [Электронный ресурс]:

http://www.ecorodinki.ru/moskovskaya_oblast/ekologiya/skotomogilniki/(Дата обращения: 06.12.2015 г.)

10. Решение Дубёнского районного суда [Электронный ресурс] : https://rospravosudie.com/court-dubenskij-rajonnyj-sud-respublika-mordoviya-s/act-104686417 (Дата обращения: 12.12.2015 г.)

© Паркина А. В., 2016

УДК 34.096

В.Н. Потий

2 курс магистратуры Ростовский филиал ФГБО УВПО Российский государственный университет правосудия

СУДЕБНО-ПРОКУРОРСКИЕ ОРГАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Судебно-прокурорские органы во время Великой Отечественной войны претерпели серьезные изменения с учетом требований военного положения, что в свою очередь коренным образом повлияло на облик судебной системы.

Ключевые слова

Судебная система, суд, прокуратура, Великая Отечественная война.

В июне 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. На Прокуратуру возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями.1

По положению от 17 декабря 1933г. в Прокуратуре была учреждена новая должность-Прокурор СССР, прежняя должность Прокурора Верховного Суда была упразднена. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В составе Прокуратуры СССР действовали: Главная военная прокуратура (1-е управление по военным трибуналам, НКО и 2-е управление по ВТ войск НКВД); ГПВМФ, ГВП железнодорожного транспорта; ГВП морского и речного флота.

Требование строгого соблюдения социалистической законности неоднократно подчеркивалась в это время в актах центральных органов государственного управления и прокуратуры.

Организационно органы военной прокуратуры возглавляли Главная военная прокуратура Красной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

(потом Советской) Армии и Главная прокуратура ВМФ, которые существовали отдельно. В армии функционировали военные прокуратуры фронтов, флотов, армий, флотилий, корпусов и дивизий. Кроме того, были созданы военная прокуратура железнодорожных войск и военная прокуратура войск НКВД. Деятельность военных прокуратур строилась в зависимости от того, какие войска они обслуживали, а также в соответствии с тем, какой вид боевых действий вели эти войска.2

Значительно были расширены границы прокурорского надзора за исполнением законов военного времени. Вследствие этого она принимала участие и по уголовным, и в судебных расследованиях, осуществляла надзор и при исполнительном производстве.

На первом этапе войны задачи территориальных прокуратур заключались в следующем: надзор за эвакуацией предприятий и граждан из оккупированных районов, борьба с уклонением военнообязанных граждан от призыва и мобилизации в ряды Красной Армии, борьба с распространением ложных слухов, осуществление надзора за выполнением предприятиями военных заказов и государственных поставок, борьба с дезертирством с оборонных предприятий, с нарушениями государственной и трудовой дисциплины в промышленности и на транспорте, надзор за выполнением правительственных директив в области сельского хозяйства и надзор за размещением и работой эвакуированных предприятий.

На втором этапе войны, наряду с теми, которые они уже осуществляли с 1941 г., являлись такие, как: борьба с нарушениями социалистической законности, надзор за соблюдением законов, охраняющих права и льготы военнослужащих и их семей, борьба с хищениями и разбазариванием соцсобственности и военного имущества.

На третьем этапе войны работа территориальной прокуратуры была направлена в первую очередь на надзор за выполнением постановлений правительства, регулирующих возобновление системы налогов и сборов на освобожденных территориях, восстановление сельского хозяйства, а также охраняющих материнство и детство, помощь фронтовикам и их семьям, помощь семьям, оставшимся без кормильца.

Основные направления в работе военной прокуратуры: осуществление общего надзора за законностью действий всех должностных лиц РККА, охрана путей сообщения Наркомата Путей Сообщения и военная охрана предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, надзор за эвакуацией раненных, за бесперебойной работой госпиталей, надзор за своевременным подвозом продовольствия и боеприпасов, надзор за организацией питания солдат, за обеспечением солдат обмундированием, надзор за воинской дисциплиной, надзор за обеспечением льготами семей военнослужащих, надзор за взаимоотношением воинских частей с гражданским населением, надзор за сохранностью военного имущества, за расходованием горючего и боеприпасов, за надлежащим использованием боевой техники и воинского транспорта, надзор за работой органов местного военного управления по пополнению армии.3

Основными задачами территориальных прокурорских органов в области следственной работы являлись: поднятие качества следствия на новую ступень, надзор за расследованием дел, направление работы следователей при расследовании ими важнейших категорий преступлений, строгое соблюдение требований процессуального закона о подследственности, надзор за правильной квалификацией следователями преступлений, а также пресечение фактов неосновательного возбуждения уголовных дел.4

Перед военными прокурорами в области надзора за следствием стояла задача повышения качества следствия и сокращения сроков расследования, надзор за расследованием дел качественно, изучению состояния преступности, обстановки и причин, порождающих преступления и способствующих их совершению в чрезвычайной обстановке военного времени.

Надзор за деятельностью судов в военное время органы советской прокуратуры осуществляли путем проверки законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренным судом без участия прокурора; участия самого прокурора в судах кассационной и надзорной инстанций; проверки своевременности приведения приговора к исполнению; обобщения судебной практики по уголовным.

В ходе осуществления надзора за судами, при выявлении тех или иных нарушений, прокуроры выносили заключения, протесты или представления.

На протяжении первых месяцев войны прокурорский надзор за судами не обеспечивал устранения основных недостатков, имеющих место в работе многих судов по делам о наиболее опасных преступлениях.

Прокурорский надзор за военными трибуналами, заключался в том, что приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора в соответствии с УПК. В условиях фронта возможность слушания уголовных дел с участием представителей обвинения и защиты практически суживалась, и большинство дел слушалось в их отсутствие.

Советское государство в военное время значительно расширило возможности надзорной проверки правильности приговоров военных трибуналов, чтобы при всех обстоятельствах не допустить неправосудных приговоров.

Отделы прокуратуры по надзору за местами заключения осуществляли не только обычный в мирное время надзор за законностью содержания заключенных в местах заключения, но и особые надзорные полномочия, возложенные на них обстановкой военного времени, а именно: надзор за перемещением заключенных из прифронтовых областей в тыл, за лагерями военнопленных, за соблюдением надлежащих условий содержания заключенных, за организацией работы заключенных на стройках и производстве. Список использованной литературы:

1.Маликов С.В. Особенности организации работы военной прокуратуры в период Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Военного университета, 2005, № 2.

2.Неко В.Н. Военные прокуроры Великой Отечественной войны // Военно-юридический журнал. 2013. N 2.

3.Парфенников А.П. Организация работы органов военной прокуратура во время Великой Отечественной войны// Проблемы расследования и квалификации преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта. М., 2005. С.273.

4. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для магистров - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрайт, 2013. С.299.

© Потий В.Н., 2016

УДК 342.9

Е.А.Супонина

кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация

Автором статьи анализируются проблемы, связанные с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Ключевые слова

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административное правонарушение, административная ответственность, правонарушения несовершеннолетних, дело об административном правонарушении, коллегиальный орган

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются одним из субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых в силу положений ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отнесено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.