МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Прокурорский надзор за военными трибуналами, заключался в том, что приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора в соответствии с УПК. В условиях фронта возможность слушания уголовных дел с участием представителей обвинения и защиты практически суживалась, и большинство дел слушалось в их отсутствие.
Советское государство в военное время значительно расширило возможности надзорной проверки правильности приговоров военных трибуналов, чтобы при всех обстоятельствах не допустить неправосудных приговоров.
Отделы прокуратуры по надзору за местами заключения осуществляли не только обычный в мирное время надзор за законностью содержания заключенных в местах заключения, но и особые надзорные полномочия, возложенные на них обстановкой военного времени, а именно: надзор за перемещением заключенных из прифронтовых областей в тыл, за лагерями военнопленных, за соблюдением надлежащих условий содержания заключенных, за организацией работы заключенных на стройках и производстве. Список использованной литературы:
1.Маликов С.В. Особенности организации работы военной прокуратуры в период Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Военного университета, 2005, № 2.
2.Неко В.Н. Военные прокуроры Великой Отечественной войны // Военно-юридический журнал. 2013. N 2.
3.Парфенников А.П. Организация работы органов военной прокуратура во время Великой Отечественной войны// Проблемы расследования и квалификации преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта. М., 2005. С.273.
4. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для магистров - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрайт, 2013. С.299.
© Потий В.Н., 2016
УДК 342.9
Е.А.Супонина
кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Аннотация
Автором статьи анализируются проблемы, связанные с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Ключевые слова
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административное правонарушение, административная ответственность, правонарушения несовершеннолетних, дело об административном правонарушении, коллегиальный орган
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются одним из субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых в силу положений ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отнесено
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
рассмотрение всех дел об административных правонарушениях, которые совершены несовершеннолетними, а также административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 КоАП РФ. Вопросы, возникающие в процессе рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, обусловлены, в первую очередь, тем, что по порядку принятия решений комиссии являются коллегиальными органами. Коллегиальность выступает принципом управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. Особенности коллегиальной работы комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях находят свое отражение в целом ряде норм КоАП РФ. Так, в соответствии со ст. 29.8 КоАП РФ протокол рассмотрения дела об административном правонарушении ведется в обязательном порядке только при рассмотрении дела коллегиальным органом. Поскольку комиссия является органом коллегиальным, постановления (ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ) и определения (ч. 2 ст. 29.12 КоАП РФ) принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Несмотря на то, что КоАП РФ детально регламентирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе и коллегиальными органами, на практике часто возникают однотипные процессуальные ошибки в работе комиссий.
В соответствии с положениями ст. 29.1 КоАП РФ стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу предшествует подготовка его к рассмотрению, на которой комиссия обязана обсудить ряд принципиальных вопросов. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев данные вопросы прорабатываются единолично ответственным секретарем комиссии в промежутках между заседаниями. Тем самым в деятельности комиссии нарушается принцип коллегиальности.
Подпункт «а» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» закрепляет за ответственным секретарем обязанность осуществлять подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии, но данная норма не подменяет обязанности, закрепленные в административном производстве исключительно за коллегиальным органом. Ответственный секретарь должен просмотреть материал на предмет наличия в нем всех указанных в сопроводительном письме или в определении о передаче дела на рассмотрение документов, а также обязан включить указанный материал в перечень вопросов, выносимых на обсуждение коллегиального органа.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что комиссии, в нарушение требований ст. 29.1 КоАП РФ, не выясняют коллегиально такие вопросы, как: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела тем или иным членом коллегиального органа; правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
В большинстве случаев члены комиссии в момент рассмотрения дела по существу впервые знакомятся с материалами дела и слышат о событии административного правонарушения. Комиссию принято сравнивать с судом, однако трудно представить себе судью, который, вызвав участников производства и начав рассматривать дело по существу, впервые берет в руки необходимые для этого материалы.
Говоря о сложностях правоприменительной практики, возникающих в работе комиссий, необходимо также отметить недостаточный профессиональный уровень их членов, у большинства из которых нет даже юридического образования. Согласитесь, что невозможно всесторонне, в полном объеме и объективно выяснить все обстоятельства дела, а главное - разрешить его в соответствии с законом, если в составе коллегиального органа сплошь одни дилетанты. Как следствие, возникают факты нарушения законности при осуществлении производств по делам об административных правонарушениях, попираются права и свободы как самих несовершеннолетних, так и их родителей, что недопустимо.
© Супонина Е.А., 2016.