Научная статья на тему 'Судебная защита прав граждан в Российской Федерации: от эпохи коммунизма к современности'

Судебная защита прав граждан в Российской Федерации: от эпохи коммунизма к современности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ГРАЖДАН / RIGHTS OF CITIZENS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ / СУД / ЗАКОН / LAW / ACCESS TO COURTS / СOURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются основные этапы развития и становления защиты прав граждан в России начиная с Октябрьской Социалистической Революции и до настоящего времени. Отмечены и проанализированы проводимые судебные реформы в области организационных основ судебной защиты. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что судебная защита прав граждан в период своего развития и становления отражала реалии того времени, в котором она существовала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial protection of the rights of citizens in russian federation: from the epoch of communism to the present

The article examines the main stages of development and becoming of the protection of the rights of citizens in Russia since the October Socialist Revolution and up to the present. The conducted judicial reforms in the field of organizational bases of judicial protection are noted and analyzed. On the basis of the conducted research, the conclusion is made that the judicial protection of the rights of citizens during their development and formation reflected the realities of the time in which it existed.

Текст научной работы на тему «Судебная защита прав граждан в Российской Федерации: от эпохи коммунизма к современности»

Т.В. РЯБОВА аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Пятигорского государственного университета*

Судебная защита прав граждан в российской федерации: от эпохи коммунизма к современности

Неотъемлемой чертой любого правового демократического государства является наличие системы государственной защиты прав и свобод граждан, включающей в себя установление органов публичной власти, обладающих определенной законом компетенцией в этой области. Исключительная роль в защите прав и свобод личности несомненно принадлежит судебной власти.

Судебная власть, являясь хранительницей главных конституционных ценностей, руководствуясь законом и правом, защищает общество и личность от излишнего применения государственного принуждения, в том числе от злоупотреблений со стороны государственных органов и должностных лиц. Судебная защита прав граждан представляет собой один из важнейших гарантированных государством способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый посредством правосудия.

Право на судебную защиту по своей сути есть одно из основных прав человека и гражданина, так как является одновременно и гарантией, и средством обеспечения всех других прав и свобод. Судебная защита - это один из видов государственной защиты прав и свобод граждан, представляющая собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных органов - судов. Судебная защита, будучи государственной, юридической защитой, является наиболее эффективным способом охраны прав личности, установленных мировой практикой. Следует согласиться с Г.Н. Комковой, в том что

* Рябова татьяна Владимировна, e-mail: taiv805@rambler.ru

«уровень судебной защиты - основной показатель правового характера государства и демократичности общества. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагает на суд особую ответственность и поднимает его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан»1.

Нельзя отрицать тот факт, что суд в любом правовом государстве является наиболее эффективным средством защиты и восстановления нарушенных прав в случае их нарушения либо спора.

История становление и развитие конституционно-правовых основ судебной защиты прав граждан неразрывно связана с историей общества и государства. Как отмечает С.А. Авакьян, «каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменения формы правления и т.д.» . К данному утверждению хотелось бы добавить и правовые изменения, в том числе в области защиты прав личности, которые неизбежно происходят в результате новых этапов развития общества и государства.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. в России установила тип власти, который именовался как диктатура пролетариата. Государство, по организационной форме, было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Активно проводились мероприятия по укреплению Власти Советов, воплотившиеся в ряде декретов, которые полноценно можно считать актами конституционного значения. Для урегулирования всевозможных возникающих конфликтов, а также в целях претворения в жизнь политики Советского государства был создан советский суд как неотъемлемый элемент единой власти Советов. 05 декабря 1917 г. был принят Декрет «О суде». Данный Декрет реформировал и регламентировал деятельность судебных

1 Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник. Под ред. Г.Н. Комковой. М., 2017.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. - 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

органов. Существовавшие прежде суды упразднялись и должны были заменяться судами, образуемые на основе демократических выборов. Отменены были окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды, коммерческие суды. Приостановлена деятельность мировых судей. Вместо этих органов были созданы местные коллегиальные суды, состоящие из одного постоянного судьи и двух народных заседателей. А решать дела новые суды должны были от имени Российской Республики и руководствоваться в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Далее последовали еще два новых Декрета о суде, принятых в феврале и июле 1918 г., которые расширили спектр подсудности и определили компетенции местных, окружных и народных судов, установили порядок судопроизводства, а также порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на решения судов. Так в частности, Декрет о суде №2 предоставлял кассационному суду право на отмену решения не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в случае, если суд признает, что об-

1

жалованное решение явно несправедливо .

На наш взгляд, весьма расширенные полномочия кассационного суда по отмене решения, без четко определенных критериев отмены решения, что несомненно выгодно было власти в этот период времени, учитывая отсутствие принципа разделения властей и состав суда. Учитывая, что члены суда были политически проверенные граждане, то есть представители правящей власти, можно сделать вывод о прямой зависимости суда от властных велений.

Декреты советской власти постепенно претворялись в жизнь, но власть понимала, что ее законное и полноценное оформление должно выражаться в едином основном законе - Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. Конституция не содержала статей о праве граждан на судебную защиту, а также об организации судебной власти. Судоустройство и

1 Декрет о Суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Декреты Советской власти. Т 1. Государственное издательство политической литературы. М. 1957.

судопроизводство, а также законодательство согласно принятой Конституции, относилось к ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Правовой механизм, который обеспечивал реализацию субъективного права, восстановление нарушенных прав, был в общих чертах предусмотрен в ст. 62 Конституции РСФСР 1918 г., согласно которой, Съездам Советов и их Исполнительным Комитетам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов. Данная система юридических гарантий предоставляла право контроля вышестоящим советским органам над нижестоящими с правом отмены их неправомерных решений.

Кардинальное, революционное изменение системы ценностей, правовых принципов, правового сознания, как произошло в России в 1917 г., нанесло ущерб общественным отношениям. Сложившаяся до этого времени система защиты прав граждан, система судебной деятельности пошла на слом.

Правовые основы защиты прав граждан в этот период базировались на руководящих положениях диктатуры пролетариата. Советский суд, созданный для урегулирования возникающих в первые месяцы Советской власти конфликтов, а также для в целях проведения политики Советского государства, базировался на Декретах о суде №№ 1, 2, 3, Инструкции НКЮ «Об организации и деятельности местных народных судов», Декрете «О народном Суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. В силу того, что судебная защита осуществляется специализированным государственным органом - судом, по его руководящим положениям можно судить о состоянии судебной защиты прав граждан того времени. Руководящие положения судебной деятельности состояли в следующем, суд должен был выражать волю трудящихся, руководствоваться революционной совестью и социалистическим правосознанием. Советский суд был народным, то есть состоял из политически проверенных трудящихся граждан, являлся органом воспитания граждан в духе советской дисциплины.

30 ноября 1918 г. принимается Положение «О народном суде РСФСР», которое закладывало основы судоустройства РСФСР. В области защиты прав граждан оно устанавливало порядок производства дел.

Нельзя не упомянуть о существовавших в то время Революционных трибуналах - особых судебных органах, созданных для борьбы с преступлениями против советской власти. Основы их деятельности закрепляло «Положение о Революционных трибуналах РСФСР» от 21 февраля 1919 г. Они учреждались со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных деяниях. Избирались Революционные Трибуналы местными Советами или их Исполнительными Комитетами в составе Председателя и двух членов Трибунала.

По завершению гражданской войны возникла необходимость приспособления механизма государства к новым условиям жизнедеятельности. Наступает эпоха новой экономической политики (НЭПа). В области судебной деятельности и защиты прав граждан проводится судебная реформа. 10 марта 1921 г. принимается Положение «О высшем судебном контроле», которое утверждается Декретом ВЦИК и СНК РСФСР. Согласно данного Положения на Народный комиссариат юстиции (НКЮ) возлагался общий надзор за деятельностью судебных органов с правом давать им руководящие разъяснения и указания по советскому праву, а также полномочия по признанию, не имеющими законной силы приговоров и решений судебных органов РСФСР.

Судебная защита прав граждан, как и суд, и все законодательство того периода были подчинены и адаптированы под коммунистическую идеологию. Закон подчинялся правящей власти, а проблема судебной защиты конституционных прав и свобод граждан вообще активно не обсуждалась и не поднималась. 11 ноября 1922 г. ВЦИК своим Постановлением утвердил первый советский судоустройственный закон «Положение о судоустройстве РСФСР». Был учрежден Верховный Суд РСФСР, среднее судебное звено, состоящее из губернских судов (в последствии краевые и областные), низшим звеном остается народный суд (в последствии районный).

Для оказания трудящимся юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты по уголовным делам возродился институт адвокатуры, который действовал при губернских судах.

Законодательно регламентировался порядок производства уголовных и гражданских дел, принятием первых советских кодексов. Порядок производства уголовных дел в Судебных Учреждениях РСФСР определялся Уголовно-

процессуальным Кодексом, утвержденным Постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 г.. Правила ведения гражданского процесса устанавливались Гражданским Процессуальным кодексом РСФСР, утвержденным Постановлением ВЦИК 10 июля 1923 г., который также как и все законы того времени, содержал политическую составляющую.

30 декабря 1922 г. I Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. II Съезд Советов СССР 31 января 1924 г. принял новую Конституцию СССР. Образование нового государства повлекло и изменения государственного механизма в области судебной защиты прав граждан. В Конституции СССР 1924 г. появилась глава о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. Верховный Суд СССР стал высшим органом правосудия. В этом же году определяются основные начала организации судебной системы не только СССР, но и входящих в его состав республик - «Основы судоустройства СССР и союзных республик», утвержденные Постановлением ЦИК СССР 29 октября 1924 г.. Основы определяли основные задачи суда, которые были пронизаны политикой правящей партии.

Таким образом, усиливается централизация судебной системы. Суд по-прежнему является составным элементов единой системы власти советов, призванный реализовы-вать в своей деятельности ее политику. Влияние коммунистической партии охватывает все стороны судебной защиты прав граждан, даже коллегии защитников.

Все проведенные реформы в области судебной защиты прав граждан и судоустройства в целом привели к тому, что в тридцатые годы роль права в обществе значительно снизилась. В результате коллективизации, культурной революции, внутрипартийных чисток уровень гражданских свобод и прав значительно упал. Появилась тенденция разрешения дел в специально создаваемых внесудебных органах, так называемых тройках. Тройками называли органы внесудебного вынесения приговоров, состоящие из трех человек, созданные для борьбы с политическими оппонентами и так называемыми антисоветскими элементами. 1937-1938 были годы массовых бесчеловечных и необоснованных репрессий в истории нашего государства. Ни о каких принципах справедливого правосудия основанного на законе не могло быть

и речи. Возможность граждан защищать свои права и законные интересы находилась вне правового поля.

С принятием Конституции 1936 г., в условиях полной победы И.В. Сталина, сформировался тоталитарный режим, то есть режим личной власти, основанный на жесткой централизации всех линий управления, государственных и негосударственных структур. В новой Конституции появилась глава XX отражающая основные права и обязанности граждан, а также самостоятельная глава IX «Суд и прокуратура». Право граждан на судебную защиту в Конституции не получило должного закрепления.

Правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Суд СССР при применении мер уголовного наказания, не только карал преступников, но и имел своей целью исправление и перевоспитание преступников в духе социализма, точного исполнения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития и т.п.

В период Великой Отечественной войны защита прав граждан и правосудие в целом претерпели свои характерные для такого периода времени изменения. Гражданское судопроизводство затихло, ключевое место занимали военные трибуналы. За неповиновение властям устанавливалась уголовная ответственность. Военные трибуналы рассматривали дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения, в составе трех постоянных членов.

По окончании Великой Отечественной войны с триумфальной победой советского народа СССР возвращается к мирному режиму работы. Роль военных трибуналов снижается и возрастает роль гражданских судов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была отменена смертная казнь. За преступления, предусматривающие в качестве наказания смертную казнь стали применять заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Однако, в 1950 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР применение смертной казни допускалось к изменникам родины, подрывникам-диверсантам и шпионам.

В целях обеспечения своевременной и надлежащей защиты прав граждан судам запрещалось допускать в своей работе волокиту и поверхностное, формальное отношение к пересмотру дел. Данное положение было закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1952 г. № 8 «Об устранении фактов волокиты в деятельности судов».

Конституционно-правовое закрепление право на судебную защиту впервые отразила Конституция СССР 1977 г.. Конституция этого периода сохранила уже сформировавшуюся систему судов и принципов советского правосудия. А вот в области защиты прав появились новеллы, закрепленные в ст. 57, 58 Основного закона1. Указанные статьи фиксировали право граждан на судебную защиту от различных посягательств, охрану прав и свобод граждан как обязанность всех государственных органов и должностных лиц, а также право обжаловать в судебном порядке действия государственных органов и должностных лиц с совокупности с правом на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Следует отметить, что Конституция СССР 1977 г. не была актом прямого действия и до появления Закона СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-Х1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» данная норма практически не работала.

В дальнейшим право граждан на судебную защиту находит свое отражение в принятых Верховным Советом СССР 13 ноября 1989 г. «Основах законодательства Союза ССР и Союзных Республик о судоустройстве». Гражданам СССР предоставлялось право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 7)2.

Право граждан на судебную защиту, соотношение социалистического государства и личности, приоритет прав

1 Конституция СССР 1977 года. Официальный сайт Конституции РФ. 11Р1_. http://constitution.garant.ru/ Дата обращения 15.07.2017

2 Основы законодательства Союза ССР и Союзных Республик о судоустройстве (приняты ВС СССР 13.11.1989). База данных Консультант Плюс: Версия Проф.

человека и гражданина, равенство государства и личности в условиях социалистической действительности были по большому счету лишь установленные идеалы, чем принципы реальной действительности. Они не могли полностью осуществиться при монополии сложившейся партийно-государственной правящей элиты, существующей государственной идеологии и огосударствлении всей общественной жизни. Однако, по справедливому утверждению Н.В. Вит-рука, «идеи социалистической правовой государственности подготавливали почву для слома тоталитаризма как системы и быстрого восприятия идей правового государства в общественном сознании в период перестройки и на последующих этапах формирования новой демократии»1.

В этом же году был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР»2. Для советского общества это был принципиально новый институт, призванный формировать в системе органов государственной власти механизма сдержек и противовесов. Целью учреждения Конституционного надзора, осуществляемого Комитетом конституционного надзора СССР и органами конституционного надзора союзных и автономных республик, помимо обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, было также и охрана конституционных прав и свобод личности.

Судебная защита прав граждан в современном понимании получила свое нормативно-правовое оформление в Декларации прав и свобод человека, принятой 5 сентября 1991 г., согласно которой права и свободы во всех сферах общественной жизни подлежат судебной защите. Помимо этого в Декларации отмечается прямое действие ее положений и обязательность исполнения всеми государственными органами и должностными лицами, организациями и гражданами. Аналогичная Декларация прав и свобод человека и гражданина, положения которой уже гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, была принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г..

1 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. М., 1998.

2 Закон СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР. База данных Консультант Плюс: Версия Проф.

Во исполнение гарантий судебной защиты и обеспечения доступа к правосудию, а также повышения эффективности судебной защиты прав граждан возникает необходимость реформирования судебной системы России. Целями и задачами проводимых реформ были в частности, осуществление правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина в сочетании с защитой публичных и государственных интересов; достижение реальной независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей; повышение эффективности в оправлении правосудия; установление доверия общества к судам.

В декабре 1991 г. вместо Комитета конституционного надзора СССР прекратившего свою деятельность по собственной инициативе, в связи с распадом СССР, был создан новый орган судебной власти - Конституционный Суд РФ. Закон «О Конституционном Суде РФ» был утвержден 12 июля 1991 г..

Дальнейшее конституционно-правовое закрепление и развитие судебная защиты прав граждан получила в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Действующая Конституция России рассматривает право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина как одно из основных государственных гарантий, а правосудие относит к исключительной компетенции суда, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В современной России гарантированность судебной защиты прав граждан предусмотрена Конституцией РФ в качестве самостоятельного конституционного принципа, характеризующего отношение личности и государства. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием, а также гарантия судебная защита его прав и свобод, закреплены в ст. 18 и 46 Конституции России.

Создание и функционирование судов посредством которых осуществляется судебная защита прав граждан, предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Согласно указанного закона судебная защита в России осуществляется федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Правосудие осуществляется посредством конс-

титуционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст.4 и п.3 ст.1)1.

В заключении хотелось бы отметить, что судебная защита прав граждан в период своего развития и становления отражала реалии того времени в котором она существовала в различных положениях, постановлениях, инструкциях, приказах, законах. Проводимые судебные реформы советского периода в области организационных основ судебной защиты, составляющих фундамент государственного правозащитного механизма, осуществлялись в основном под влиянием партийных чиновников и с учетом безраздельной власти коммунистической партии. Только в 90-е гг. начинает закладываться фундамент современной судебной системы с обеспечением прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия.

Рябова Т.В. Судебная защита прав граждан в Российской Федерации: от эпохи коммунизма к современности. В статье рассматриваются основные этапы развития и становления защиты прав граждан в России начиная с Октябрьской Социалистической Революции и до настоящего времени. Отмечены и проанализированы проводимые судебные реформы в области организационных основ судебной защиты. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что судебная защита прав граждан в период своего развития и становления отражала реалии того времени, в котором она существовала.

Ключевые слова: права граждан, Конституция, право на судебную защиту, суд, закон.

Ryabova T.V. Judicial protection of the rights of citizens in russian federation: from the epoch of communism to the present. The article examines the main stages of development and becoming of the protection of the rights of citizens in Russia since the October Socialist Revolution and up to the present. The conducted judicial reforms in the field of organizational bases of judicial protection are noted and analyzed. On the basis of the conducted research, the conclusion is made that the judicial protection of the rights of citizens during their development and formation reflected the realities of the time in which it existed.

Keywords: Rights of citizens, Constitution, access to courts, a^uri,

law.

1 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации». База данных Консультант Плюс: Версия Проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.