ЙСАААГАВ ЙЁЙОА1 А ОВАГОЁЁ
А. Ї . ЁадеГа, А. А. АёёуеёёГ
Ыоаоиу УТпауиаТа аТаёёдо пТаЭаТаТТТаТ пТпоТуТеу поаааТТе пёпоаш ОЭаТоёё. Вап-пТаоЭеаа^опу ТпТТаТйа УЭёТоёУй ё поЭоёооЭа, ТпТааТТТпоё оТёёаёиТТё бЭатодпёТё пёпоаш УЭааТпоаёу. АТаёёдёЭо^опу УЭТёпоТауйёа ёдТаТаТёу ё 1ТаТёу бЭаТоод-пёёо т'аоёаёёпоТа Т УаЭапоЭТёёа пойапоао^йаё поаааТТё пёпоаш.
Судебная система Франции оставалась нетронутой и не переживала серьезных изменений со времен Наполеона. Современная судебная система регламентируется в разделе VIII «О судебной власти» Конституции Франции. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а судьи несменяемы.
Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий. Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важными принципами являются равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования [3, с. 32].
Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на три ветви — суд первой инстанции, апелляционный суд и Кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).
Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения) и полицейскими судами (нарушения административных правил). Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоят несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат
[1, с. 146]. Все суды состоят из профессиональных судей.
Наряду с судами общей юрисдикции, во Франции действует довольно большое количество судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — триуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи-профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, где возникают споры, т. е. более глубоко понимающие сущность вопроса.
К специальной юрисдикции относятся советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские, военные, административные. К этой же категории относятся торговые суды. Они состоят из судей — специалистов в области торговли, избираемых коммерсантами из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью не менее пяти лет. Обычно торговые суды создаются в городах по мере необходимости и называются именем этого города. Компетенция торговых судов охватывает три вида споров: возникающих из обязательств, из сделок между предпринимателями, купцами и банкирами; между членами товариществ; из торговых сделок между любыми лицами; дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др. Трудовые споры разбираются примирительными конфликтными советами (советами прюдомов), действующими в качестве выборных органов и состоящими на паритетных началах из представителей трудящихся и работодателей.
Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров — профессиональных судей и девяти присяжных заседателей — обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков. Особенностью судов присяжных является то, что их решения не могут быть обжалованы в апелляционных инстанциях. Это может быть сделано лишь в Кассационном суде.
© А. I . ЁадёТа, А. А. АёёуёёёТ, 2009
94
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4
Вторая инстанция — это апелляционный суд. В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 вне территории Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от двух до четырех). Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения — торговые суды и военные суды.
Кассационный суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции их 27), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся в свою очередь на суды по гражданским и уголовным делам.
Современная структура Кассационного суда выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам.
Кассационный суд — это Верховный суд Франции и ее заморских территорий. Он был создан в 1790 г. и остается «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение ими закона. Поэтому можно сказать, что Кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат. Пленум Кассационного суда, куда дела передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора, решает вопросы принципиального характера.
Закон предусматривает два случая, при которых «вопрос принципиального характера» приобретает особое значение: во-первых,
при различии мнений судей, рассматривавших сходные дела, во-вторых, когда после отмены в кассационном порядке приговора решение нижестоящего суда повторяет отмененное решение. Кассационный суд может не передавать дело на новое рассмотрение и прекратить производство, если отмена обжалованного постановления не влечет за собой необходимости вновь рассматривать дело по существу.
Хотя Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских юристов, не может рассматриваться как третья инстанция, количество дел, попадающих в его сферу, велико и довольно быстро возрастает.
Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находятся при апелляционном суде. Прокуратура при Кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, подчиненных министру юстиции.
Начиная с мая 2007 г., когда Н. Саркози приступил к исполнению прямых обязанностей как глава государства, проводится реформирование французских судов. В обращении президент пристыдил суды за отсталые взгляды и мышление. Сторонникам избранного курса уверенно возражают скептики, среди которых немало судей [4].
В стране уже закрыты около 300 судов, ужесточены наказания для несовершеннолетних правонарушителей, а также для тех, у кого постоянные проблемы с правоохранительными органами. Рекомендовано обратить внимание на отбывших тюремный срок, чье поведение вызывает обоснованные опасения. Все это было сделано уже при Н. Саркози и в целом нашло понимание. Никаких сложностей не возникало до тех пор, пока речь не зашла о пересмотре уникальной французской системы правосудия, полномочий судей, а также перераспределении полномочий в рамках судопроизводства. Решено, что такой пережиток, как juge d'instru^ tion — уникальный класс специальных следователей, которые проводят досудебное расследование и передают материалы в суд для решения вопроса о возбуждении дела, должен наконец исчезнуть. Судебные следователи обладают очень широкими полномочиями по истребованию документов и их изъятию, приводам, вызовам на допрос. При таком подходе слишком многое решает один человек, который легко может изменить ход дела. На смену реликтовым следователям должны прийти обычные, что сгладит ощутимую разницу между французским правосудием и су-
flâôèÿ «^Qèàè^âneèâ fàoeè»
95
дебными системами других стран, например Англии или США.
О смысле такого рода переворота Николя Саркози рассказал лично. Упразднение ставшего традиционным атрибута французской судебной власти, расширение функций прокуратуры и гособвинителей служит, по словам президента, одной благородной цели — «гарантировать права людей, находящихся под следствием» [4]. Отдельные французские специалисты заявляют, что правительство дискредитировало судебных следователей, а теперь решило от них избавиться. Судебные следователи привлекались при расследовании
всего лишь 5 % уголовных дел, но это не повод отказываться от их деятельности. Система, складывавшаяся веками, может не выдержать такого потрясения. «Если они откажутся от судебных следователей, расследования на этом просто закончатся», — полагает судья Эрик Хальфен [2]. Его поддерживают многие специалисты, по мнению которых, в результате перестройки существующей относительно независимой системы возникнет зависимая, контролируемая правительством прокуратура и отдельно — суд, мнение которого вряд ли будет кого-либо волновать.
АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ ШЁМ I Е
1. АТаТоТа N. А. АаЭаТоёё Тадааёпё! Тпоё поаааТТё аёапоё аТ ОЭаТоёё / N. А. АТаТоТа // ЫоаааТау аёапои : Тааажай ё ЭааёиТ Тпои. №ТЭТёё Тао-нйо поаоаё. — 1 ., 1993. — N. 143—149.
2. АТ ОЭаТоёё аТоТауо ТТао^ ааЭпё^ поаааТТё пёпоаш [УёаёоЭТпйё ЭапоЭп]. — Важё! аТ-поо'|'а: http://www.pravo.ru/interpravo/practice/view/6994/. — £ааё. п уёЭаТа.
3. 1 аёёаёТа А. А. №аааТау аёапои аТ ОЭаТоёё. Г ТаТа даёТТТааоаёипоаТ / А. А. 1 аёёаёТа. — 1. : Ёда-аТ ЁГЁТГ ВАГ, 2007. — 138 с.
4. ОЭаТоёу [УёаёоЭТТТйё ЭапоЭп]. — Важё! аТпооУа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%
Л4%01%80%00%В0%00%В0%01%86%00%Б8%01%8Р. — дааё. п уёЭаТа.
I ТпооУеёа 25.12.09.
96
ААЯ0ГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4