М. Л. Лебедева
85
УДК 342.56
М. Л. Лебедева
Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦИИ
Предметом исследования является процесс становления, развития и организации института судебной власти Французской Республики. В качестве объекта исследования выступают основные элементы французской судебной системы. Особое внимание уделяется содержанию основных составляющих судебной системы Франции. Комплексное изучение органов государственной власти Франции позволяет выделить ряд особенностей политико-правовой организации Французской Республики, а именно, института судебной власти.
Ключевые слова: суд, судебная система, политика, организация, государство.
Изучение политико-правовых и институциональных аспектов региональной политики - начальная точка политической регионалистики. Наибольший интерес представляет вопрос разделения полномочий между органами государственной власти, действующими на уровне государства в целом и на уровне регионов [4, с. 37]. Французский опыт государственного устройства интересен по ряду причин. Франция является одной из ключевых мировых держав, значителен ее вклад в формирование современных государственных институтов [4, с. 81]. Обращение к системе органов государственной власти современной Франции позволяет нам выделить ряд особенностей политико-правовой организации Французской Республики, и в частности института судебной власти.
Референдум 28 сентября 1958 г. положил начало судебной реформе. Реорганизация французской судебной системы начала осуществляться с декабря 1958 г. и фактически была завершена 2 марта 1959 г., когда все изданные правительством акты в области организации судебной системы отправления правосудия одновременно вступили в силу. Основу реформы составили семь ордонансов (акты, принимаемые правительством с разрешения парламента - замечание автора) и 18 декретов Президента Французской Республики. Среди них особое значение имеют законы «О статусе магистратуры», «О Высшем совете магистратуры», ордонанс «О судебной организации институтов» [4, с. 72].
Президент Франции V Республики является гарантом независимости судебной власти [3, ст. 64]. Французское правосудие основано на принципах: коллегиальность, профессионализм, независимость, равенство перед судом, нейтральность судей, публичное рассмотрение дел и возможность двойного его рассмотрения (в первой и апелляционной инстанции), возможность кассационного обжалования.
Судебная система Франции состоит из ряда элементов: она включает систему судов общей юрисдикции, административных, специальных судов, судов присяжных заседателей и общественных судов [2, с. 310-333].
Систему судов общей юрисдикции образуют: 1) низшая ступень в их системе - трибуналы малой инстанции (Tribunal de première instance / Tribunal d'instance); они действуют в главном городе департамента, в центральном городе специального судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает судья единолично. В трибунале рассматриваются гражданские дела с ценой иска до 4000 евро и уголовные дела, за которые возможно назначить лишение свободы до 2 месяцев или штраф до 1000 евро (при рассмотрении уголовных дел эти суды именуются полицейскими судами или полицейскими трибуналами) [7, с. 437]; 2) трибуналы большой инстанции (Tribunal de grande instance), создаваемые, как правило, по одному в каждом департаменте или судебном округе, и рассматривающие большую часть уголовных и гражданских
© Лебедева М. Л., 2015
дел; палаты по уголовным и гражданским делам заседают обычно в составе 3 судей, некоторые дела судья рассматривает единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. Действуют несколько следственных судей, по мелким преступлениям следствие проводит полиция [8, с. 438]; 3) высшее звено - апелляционные суды (Cour d'appel), создаваемые по одному на 2-4 департамента (всего их 34); в составе апелляционного суда палаты по гражданским, уголовным, социальным делам, палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.
Специальные суды создаются по различным вопросам (коммерческий суд, суд по трудовым спорам, суд по социальным вопросам, суд по арендным делам, суд по инвалидности, суд по земельным спорам и др.).
Суды присяжных (Cour d'assises), в том числе суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов [8, с. 438]. Они имеются в каждом департаменте, состоят из трех профессиональных судей (судебное присутствие) и девяти присяжных (подбираются путем жеребьевки из списка избирателей), слушающих только уголовные дела, где наказание превышает 5 лет лишения свободы. В отличие от англосаксонских стран, во Франции судьи и присяжные принимают решение совместно.
Кассационный суд возглавляет судебную систему судов общей юрисдикции и судебную систему страны в целом. В его составе несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда. Кассационный суд - это Верховный суд страны и заморских территорий Франции. Он был создан в 1790 году. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат. Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.
Система административной юстиции является обособленной от судов общей юрисдикции. Она состоит из административных судов первой инстанции (их 25), апелляционных административных судов и Государственного совета, который
возглавляет систему органов административной юстиции. Жалобы на решения первых двух инстанций подаются в Государственный совет. В системе административной юстиции работают не судьи, а государственные служащие. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов - от муниципальных постановлений до ордонансов президента по разным вопросам: политическим (выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и прочие вопросы [8, с. 438-439].
Помимо судов общей юрисдикции и административных судов во Франции существует два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это - Суд республики (осуществляет правосудие в отношении министров) и Высокий суд правосудия - рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента [5, с. 303-309].
Общественные суды - мелкие споры рассматривают непрофессиональные судьи (медиаторы). В основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспруденцией, назначаемые местными советами (муниципалитетами) [8, с. 437].
Особенностью Франции является отсутствие Конституционного суда. Его функции выполняет Конституционный совет [5]. Он включает бывших президентов республики, 9 назначаемых членов, 3 из которых назначает президент, председатель Национального собрания, председатель Сената. Срок полномочий 9 лет. Каждые 3 года обновляется на треть. Центральные органы конституционного контроля - Конституционный совет (рассматривает акты, идущие от парламента) и Государственный совет (рассматривает акты органов исполнительной власти) [4, с. 73].
Судебная система Франции оставалась нетронутой. Она не испытывала серьезных изменений на протяжении нескольких веков, а именно со времени Наполеона Бонапарта. Николя Саркози (президент Франции с 2007 по 2012 гг.) обозначил в обращении к Конституционному суду 7 января 2009 г. необходимость постепенной реформы судебной системы Франции.
В стране было закрыто около 300 судов, ужесточены наказания для несовершеннолетних правонарушителей, а также для тех, кто имеет постоянные проблемы с правоохранительными органами. Рекомендовано обратить внимание и на тех, кто
М. Л. Лебеде в а
87
отбыл тюремный срок, но поведение которых вызывает обоснованные опасения.
Было принято решение, что такой пережиток, как juge d'instruction - уникальный класс специальных следователей, которые проводят досудебное расследование и передают материалы в суд для решения вопроса о возбуждении дела, должен исчезнуть. Упразднение ставшего традиционным атрибута французской судебной власти, расширение функций прокуратуры и государственных обвинителей служит, по словам Саркози, одной благородной цели - «гарантировать права людей, находящихся под следствием» [4, с. 78].
Французская Республика существенно отличается организацией центральной власти от ряда стран. Несмотря на проводимую политику регионализации, является примером страны с центрально-бюрократической системой управления [7, с. 198].
Франция является классической представительницей континентального, кодифицированного права. В качестве особенностей института судебной власти Франции можно выделить следующее: многоступенчатость судебной системы Французской Республики (3 уровня судов); деление гражданских судов на 3 типа; нечеткое различие между категориями уголовного судопроизводства; уголовные суды могут рассматривать не только уголовные дела, но и гражданско-правовые последствия преступлений; отсутствие Конституционного суда как такового; отсутствие института мировых судей (отменены в 1958 г.).
Нестабильность государственного строя Франции - это свидетельство исторических колебаний, обусловленных в первую очередь революционным наследием. В то же время современное государственное устройство Французской Республики демонстрирует нам элементы стабильности, которые поддерживаются постоянством государственной административной структуры и организацией территориальных коллективов [1, с. 214]. Пятая республика возникла как результат длительной эволюции и впитала в себя совокупность всех уроков французского конституционного строительства.
_Ш_
1. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: учеб. пособие / пер. с фр. М.: Юристъ, 2002. 365 с.
2. Кодекс судоустройства (утвержден Декретом № 78-329 от 16 марта 1978 г., приводится с последующими дополнениями и и изменениями // Французская Республика. Конституция и законодательные акты: пер. с фр. / сост.: В. В. Маклаков, В. Л. Энтин; редкол.: Г. В. Барабашев, О. А. Жидков, И. П. Ильинский, Г. П. Калямин, Б. А. Страшун, В. А. Туманов (под ред. и со вступ. ст.), В. E. Чиркин; пер.: В. В. Маклаков, В. К. Пу-чинский, В. Л. Энтин. М.: Прогресс, 1989. C. 31Q-333.
3. Конституция Французской Республики. Официальные правовые документы. URL: http://www.legifrance.gouv.fr./Droit-francais/Constitution (дата обращения 16.Q3.2Q15 г.).
4. Лебедева М. Л. Модель региональной политики Французской Республики: проблемы применения в России: монография. М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2Q13. 172 с.
5. Ордонанс № 59-1 от 2 января 1959 г., содержащий Органический закон о Высокой палате правосудия // Французская Республика. Конституция и законодательные акты: пер. с фр. / сост.: В. В. Маклаков, В. Л. Энтин; редкол.: Г. В. Ба-рабашев, О. А. Жидков, И. П. Ильинский, Г. П. Калямин, Б. А. Страшун, В. А. Туманов (под ред. и со вступ. ст.), В. E. Чиркин; пер.: В. В. Маклаков, В. К. Пучинский, В. Л. Энтин. М.: Прогресс, 1989. C. 3Q3-3Q9.
6. Ордонанс № 58-1Q67 от 7 ноября 1958 г., содержащий Органический закон о Конституционном Совете (с изменениями, внесенными Ордонансом № 59-223 от 4 февраля 1959 г. и Органическим законом № 74-11Q1 от 24 декабря 1974 г.) // Французская Республика. Конституция и законодательные акты: пер. с фр. / сост.: В. В. Маклаков, В. Л. Энтин; редкол.: Г. В. Ба-рабашев, О. А. Жидков, И. П. Ильинский, Г. П. Калямин, Б. А. Страшун, В. А. Туманов (под ред. и со вступ. ст.), В. E. Чиркин; пер.: В. В. Маклаков, В. К. Пучинский, В. Л. Энтин. М.: Прогресс, 1989. C. 246-254.
7. Пронкин С. В., Петрунина О. E. Государственное управление зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2QQ1. 416 с.
8. Чиркин В. E. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Юристъ, 2QQ8. 6Q7 с.
1. Zhakke Zh.-P. Konstitucionnoe pravo i politicheskie in-stituty: ucheb. posobie, per. s franc. M.: Jurist'', 2QQ2. 365 p.
2. Kodeks sudoustrojstva (utverzhden Dekretom № 78-329 ot 16 marta 1978 g., privoditsja s posledujushhimi dopolnenijami i i izmenenijami. Francuzskaja Respublika. Konstitucija i za-konodatel'nye akty: per. s fr., sost.: V. V. Maklakov, V. L. Jentin; redkol.: G. V. Barabashev, O. A. Zhidkov, I. P. Il'inskij, G. P. Kalja-min, B. A. Strashun, V. A. Tumanov (pod red. i so vstup. st.), V. E. Chirkin; per.: V. V. Maklakov, V. K. Puchinskij, V. L. Jentin. M.: Progress, 1989. Pp. 31Q-333.
3. Konstitucija Francuzskoj Respubliki. Oficial'nye pravovye dokumenty. URL: http://www.legifrance.gouv.fr./Droit-francais/ Constitution (data obrashhenija 16.Q3.2Q15 g.).
4. Lebedeva M. L. Model' regional'noj politiki Francuzskoj Respubliki: problemy primenenija v Rossii: monografija. M.: FGBOU VPO MGUP, 2Q13. 172 p.
5. Ordonans № 59-1 ot 2 janvarja 1959 g., soderzhashhij Organicheskij zakon o Vysokoj palate pravosudija. Francuzskaja Respublika. Konstitucija i zakonodatel'nye akty: per. s fr., sost.: V V Maklakov, V L. Jentin; redkol.: G. V Barabashev, O. A. Zhidkov, I. P. Il'inskij, G. P. Kaljamin, B. A. Strashun, V. A. Tumanov (pod red. i so vstup. st.), V. E. Chirkin; per.: V. V. Maklakov, V. K. Puchinskij, V L. Jentin. M.: Progress, 1989. Pp. 3Q3-3Q9.
6. Ordonans No. 58-1067 ot 7 nojabrja 1958 g., soderzhash-hij Organicheskij zakon o Konstitucionnom Sovete (s izmenenijami, vnesennymi Ordonansom № 59-223 ot 4 fevralja 1959 g. i Orga-nicheskim zakonom № 74-1101 ot 24 dekabrja 1974 g.). Francuz-skaja Respublika. Konstitucija i zakonodatel'nye akty: per. s fr., sost.: V V Maklakov, V L. Jentin; redkol.: G. V Barabashev, O. A. Zhid-kov, I. P. Il'inskij, G. P. Kaljamin, B. A. Strashun, V A. Tumanov (pod red. i so vstup. st.), V. E. Chirkin; per.: V. V. Maklakov, V. K. Puchinskij, V L. Jentin. M.: Progress, 1989. C. 246-254.
7. Pronkin S. V., Petrunina O. E. Gosudarstvennoe upravlenie zarubezhnyh stran: ucheb. posobie. M. : Aspekt Press, 2001. 416 p.
8. Chirkin V. E. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: uchebnik. M.: Jurist'', 2008. 607 p. 8.
Статья поступила в редакцию 5.11.2015 г.
M. L. Lebedeva
Russian Agrarian University -K. A. Timiryazev Moscow Agricultural Academy, Moscow
SPECIFICS OF THE FRENCH INSTITUTE OF JUDICIARY
The subject of the research is the process of formation, development and organization of the Institute of the judiciary of the French Republic. The object of the research are the main elements of the French judicial system. Particular attention is paid to the content of the main components of the judicial system in France. Comprehensive study of the French public authorities allows to identify a number of features of the political and legal organization of the French Republic, namely, the institution of the judiciary judiciary.
Keywords: court, judiciary, politics, organization, state.