Научная статья на тему 'Судьба Софьи Федорченко, друга Максимилиана Волошина'

Судьба Софьи Федорченко, друга Максимилиана Волошина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. ФЕДОРЧЕНКО / М. ВОЛОШИН / К. ЧУКОВСКИЙ / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / S. FEDORCHENKO / M. VOLOSHIN / K. CHUKOVSKY / SOVIET LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ябуров Сергей Иванович

Автор статьи анализирует судьбу и творчество писательницы Софьи Захаровны Федорченко, автора книги «Народ на войне», которая произвела большое впечатление на поэта Серебряного века М. Волошина. Имя С.З. Федорченко было незаслуженно забыто в годы Советской власти, исследователи вновь обратились к ее творчеству только в 60-е гг. XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF SOFYA FEDORCHENKO, MAXIMILIAN VOLOSHIN’S FRIEND

The author of the article analyzes the fate and work of the writer Sofya Zakharovna Fedorchenko, the author of the book “The People in War,” who made a great impression on the poet of the Silver Age, M. Voloshin. Name Fedorchenko was undeservedly forgotten during the Soviet era, the researchers once again turned to her work only in the 60s. XIX century.

Текст научной работы на тему «Судьба Софьи Федорченко, друга Максимилиана Волошина»

УДК 929

СУДЬБА СОФЬИ ФЕДОРЧЕНКО, ДРУГА МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА

Ябуров Сергей Иванович,

волошиновед-любитель (РФ, г. Москва)

Аннотация. Автор статьи анализирует судьбу и творчество писательницы Софьи Захаровны Федорченко, автора книги «Народ на войне», которая произвела большое впечатление на поэта Серебряного века М. Волошина. Имя С.З. Федорченко было незаслуженно забыто в годы Советской власти, исследователи вновь обратились к ее творчеству только в 60-е гг. XIX века.

Ключевые слова: С. Федорченко, М. Волошин, К. Чуковский, советская литература.

В сентябре 1922 года Волошин выступал в Евпатории со своими стихами о революции и гражданской войне. Здесь он встретился и подружился с автором книги «Народ на войне» Федорченко Софьей Захаровной [4]. Книга эта произвела на Волошина огромное впечатление.

Кто же такая Софья Федорченко?

Она родилась в Петербурге в 1880 году. По семейным обстоятельствам её раннее детство прошло в глухой деревне Владимирской губернии, в крестьянской семье в атмосфере русских сказок, преданий и старинных песен. С семи до двенацати лет она жила с матерью-артисткой в Париже. По возвращении на родину с отчимом много путешествовала по России. Окончив гимназию и университет (не полностью), стала работать в области фольклора.

В 1914 году с начала войны, как многие, Софья Захаровна пошла

на фронт сестрой милосердия и попала в самую гущу боевых дей-© С.И. Ябуров, 2017

ствий. Бедствия войны были ужасны и пережить их ей удавалось только в большой и тяжелой работе фронтовой медсестры. Впечатления от этой работы, беседы с ранеными и разговоры их между собой - всё это глубоко врезалось в её душу и память. Через год и восемь месяцев фронтовой жизни она заболела и была отправлена в тыл. Её поразил контраст тылового бытия одних с горем и тяжестью фронтовой жизни других. Ознакомившись в Москве с текущей литературой о войне, она так выразилась об этой литературе: «... почти всё было ложью и тяжким стыдом».

И Софья Федорченко решила сама написать правду о войне. Она нашла оригинальную форму для своей книги, которую назвала «Народ на войне». Книга была написана за шесть месяцев в виде фронтовых записей разговоров и рассказов солдат, их размышлений и дум о жизни, о войне и мире, о себе и других, о своих и врагах. Они дополнены песнями и частушками. Чтобы книге поверили она дала ей подзаголовок «Фронтовые записи», сделанные ею почти стенографически в свободные минуты.

Фрагменты книги были напечатаны в петроградском журнале «Северные записки» и в московском журнале «Народоправство». Полностью книга вышла в 1917 году в Киеве во фронтовом издательстве Всероссийского земского союза.

Это и последующие издания книги вызвали одобрительные отзывы о ней читателей, критиков и писателей.

Так, Александр Блок отметил в дневнике: «.записи Федорченко всего интереснее, хотя и не знаешь, кто он(а) и чем окрашивает, что слышит, что выбирает. Выходит серо, грязно, гадко, полно ненависти, темноты, но хорошо, правдиво и совестно» [2, с. 148].

Кроме прозы о войне она начинает писать стихи, сказки и пьесы, в том числе для детей и становится профессиональным писателем.

В годы революции и гражданской войны она работала по оказанию помощи населению на Украине, Северном Кавказе, в Крыму. Это расширило её жизненные впечатления и она трудится над продолжением своей книги, работая в Евпатории машинисткой в конторе Центросоюза. Здесь в 1919 г. она встречается с ученым-агрономом Николаем Петровичем Ракицким и становится его женой [6]. В 1922 г. Софья Федорченко с мужем решают переехать в Москву.

Волошин, прощаясь с Софьей Федорченко, отъезжавшей из Евпатории в Москву, передает с ней письмо Вересаеву, представляя её «как редко талантливого человека, действительного знатока народной речи» и просит помочь ей ориентироваться в Москве [1, с. 513-515].

Вересаев, получив такое письмо Волошина, направляет её к главному редактору журнала «Красная новь» Александру Воронскому, харак-

теризуя как человека очень литературно-ценного, автора лучшего, что написано о войне и автора чудесных сказок. Воронский на страницах «Правды» в статье о книге «Народ на войне», оценивает её как «разительный художественный документ эпохи», показывающий рост в русской армии протеста против войны, зарождение и созревание в ней стихийного большевизма и заключает: «хорошая, любопытная книга». Тогда же Волошин в письме А. В. Луначарскому, рекомендует ему Софью Федорченко как автора лучшей книги о Европейской войне [1, с. 513].

В Москве Софья Федорченко с мужем поселяются на Пречистенке в подвальном этаже музея Льва Толстого. Здесь они прожили 15 лет до переезда в писательский дом в Лаврушинском переулке. С 1922 по 1927 год С. З. Федорченко активно участвует в литературной жизни, работает над продолжением книги «Народ на войне, пишет много сказок для детей, становится организатором и первым председателем сектора детской литературы Союза писателей, часто выступает на литературных собраниях. Издаются переводы ее книги во Франции и Германии.

В 1923 году выходит второе, дополненное издание книги первой «Народ на войне», которую она сразу же высылает в дар Волошину. Волошин пишет Вересаеву, что перечитывал второе издание книги Фе-дорченко с упоением. Книга эта «... имеет не только исторически-документальное значение, но это художественный этап русской прозы, которая . вступила на путь сжатости. у Федорченко есть сжатость сюжета и психологии. Эти записи я не могу рассматривать как сырой документ: в них есть вся полнота творчества (выбора и отбора формулировки). Каждая из них может быть развернута в рассказ или повесть. Перед такой сжатостью, не выходящей из традиций русской литературной ясности, сам Чехов может показаться растянутым. Фантазии читателя приобщаются к акту творчества. Любая страница дает материалу не меньше, чем целый том беллетристики» [1, с. 641-645]. Такая оценка книги Волошиным дорогого стоит.

В, 1924 году Волошин вместе с Марией Степановной впервые после революции посещает Москву и Ленинград, где встречается со старыми друзьями и знакомыми, заводит новые знакомства. Он принят наркомом просвещения Луначарским и председателем Моссовета Каменевым, пытается пристроить в печать свои новые стихи, выступает с их чтением. В Доме ученых он слушает чтение сказок Софьи Федор-ченко в её исполнении, и сам читает свои стихи. Волошин навещает Софью Захаровну с её мужем в их квартире и сам принимает их; дарит им свой крымский пейзаж с надписью «Пусть эта акварель // приведет Вас в Коктебель», а она взаимно - его супруге свою книжку «При-

//"V - ystr

t * J '* е-**

J. • /л* 'it."----?

V '/ft* * t t* ,< * A rfy

/ у-*"* У */•« idj*>

/?

J • >

mi! J

С. ФЕДОРЧЕНКО

КАК КАРАСЬ ЛЮТОВАЛ

Y

ч N

4

1ШШ* .НШ НН-'Ц

СКАЗКА С. 3. ФВДОРЧЕИКО .КЛК К л РАО Ь ЛЮТОВАЛ» (Л.—Л, -РАДУГА.. П!)|.

] I- г ■>. :!!.: и лист rim fii: г> и гу '.5 Г ГII Id и фц [I.U. ц с Д-'ЧЧ IIсм мол м | л: mill М л. Мйлзшыну: • i V августа I '*.' г. 1"'| 7 гСн-ль. j 1 < ■ ;ii о ж > V.' 1.' v i ■. . i, i. л.пмлнд ;,u ним у и ЗЧ||1 tru j 11 ['II ft

от n с. Ф^дорч^кко»

v ^i:' M. А. ВОЛОШИНА, II Mi'pir I~-

Рис. 1. «Сказки».

сказки» с надписью: «Дорогой Марье Степановне от сердечно её полюбившего автора» [4, с. 165].

Вернувшись в Коктебель, Волошин шлет ей с новой акварелью и письмом благодарность за второе издание книги «Народ на войне», отмечая, что в книге «.сквозь тему войны сквозит всё время самая глубинная, утаённая сущность народа». Сравнивая это издание с книгой французского писателя Ж.Дюамеля «Жизнь Мучеников», книгой для французской литературы значительной, Волошин пишет: «Не знай я «Народа на войне» - я был бы пленён этой книгой. А теперь мне она кажется слабой и, главное, несовершенной по форме» [1, с. 890-892].

В начале 1925 года Федорченко дарит Марье Степановне и Максимилиану Александровичу свои только что изданные «Сказки» (рис. 1), а в июне он получает второй том книги «Народ на войне» о революции, также заслуживший высокую оценку печати: «Правда» назвала её «исторически ценной, нужной нам книгой». С 21 июня по 27 августа 1925 г. Софья Федорченко с мужем гостят у Волошина в Коктебеле, где окунаются в бурную творческую и развлекательную жизнь гостей Дома поэта. Они участвуют в праздновании 3 0-летнего юбилея литературной деятельности Максимилиана Александровича в день его именин. Дру-

зья и почитатели его со всей страны и из-за рубежа поздравляют и чествуют как выдающегося поэта и прекрасного художника.

Софья Захаровна поздравляет Волошина и преподносит ему свои книжки «Про диковинных зверей», «Как карась лютовал», а также шуточные стихи о хозяевах и гостях Дома поэта «Спою я Вам куплеты ...». Отрывок из них:

А вот вам и Волошин, Амфитрион поэт. Всю Русь переполошил И даже целый свет. Был слух, что он грабитель, Был слух, что он скопец, А также погубитель Невиннейших сердец! Чудесен нрав, Ест, как удав, Лишен Марусей прав!»

В ответ Волошин надписывает и дарит Федорченко и её мужу акварели с надписями:

- «Мирный день прилег на дно долины // А в лазури облако цветет»;

- «Милой Софье Захаровне в час горестного отъезда - знак неизменной дружбы»,

- «Милому Николаю Петровичу для постоянного напоминания о Коктебеле» [4, с. 165].

В конце 1925 года Федорченко завершает третью книгу «Народ на войне» о Гражданской войне - и читает отрывки из неё своим друзьям.

В 1926 году она активно участвует в организации литературно-музыкального вечера писателей в пользу Волошина, состоявшегося с участием П. Антокольского, В. Вересаева, Б. Пастернака и других. В благодарность за это Волошин высылает участникам вечера свои акварели с приглашением в Коктебель. В мае Федорченко дарит Волошину свою только что вышедшую книжку «Пять ветров. Сказка-поэма» и сожалеет, что в этом году с ним не увидится [4, с. 162]. Они с мужем покупают в Тарусе земельный участок, строят там дом и закладывают сад-дендрарий, ставший местом их летнего труда и отдыха, и достопримечательностью города [3, с. 159-160].

В 1933 году при посещении в Тарусе своей подруги Софьи Герье, жившей там на правах ссыльной, Е. К. Герцык описывает дом Федорченко, так как именно в нем живет С. В. и ухаживает за садом хозяев.

В феврале 1927 года состоялась, по-видимому, последняя встреча Федорченко с Волошиным и Марией Степановной во время их поездки в Москву [4, с. 164], после которой отсутствуют какие-либо сведения об их встречах и переписке.

В этом году известный фотограф М. С. Наппельбаум фотографирует Софью Захаровну с К. И. Чуковским и С. Я. Маршаком а также с любимой собакой.

О дальнейшей судьбе Софьи Федорченко

В 1927 году в журналах Новый мир», «Октябрь», «Огонек» были напечатаны отрывки из её третьей книги «Народ на войне». В статье П. Хорошева в «Огоньке» и в статье И. Полтавского в газете «Вечерняя Москва» на основе неопубликованного очерка-письма Софьи Захаровны в редакцию журнала «Огонёк» о том, как создавалась эта книга, отмечалось, что она не записывала ни одной строчки из солдатских бесед, как она писала в предисловии к первому изданию 1917 года, и что текст книги «Народ на войне» не фольклор, а литературное произведение, написанное ею самой по памяти и личным впечатлениям в годы работы сестрой милосердия. Это признание имело для Федорченко неожиданные и неприятнейшие последствия.

На нее обрушился Демьян Бедный, прежде ценивший ее книгу и намеревавшийся использовать выдержки из неё для своих стихов. В своей статье «Мистификаторы и фальсификаторы - не литераторы» в газете «Известия» от 19 февраля 1928 года он писал: «Народ на войне как сырой материал, как немудрые записи, подслушанные у народа, как неопороченное свидетельство имел кое-какую цену. Но как обнаруженная мистификация он ломаного гроша не стоит». Хотя у Демьяна Бедного и нашлись единомышленники, утверждавшие, что Федорченко совершила якобы «двойное надругательство» и над массой, от имени которой говорила, и над читателем», но большинство видных писателей не разделяли это утверждение. Так, Горький, в журнале «Литературная учеба» писал, что «зря опороченная Демьяном Бедным весьма ценная книга Софьи Федорченко» характеризуется «образностью, точностью, меткостью», с которой она воспроизводит речь солдат и может быть крайне полезна молодым литераторам, а позже подчеркивал, что эта книга и политически и художественно заслуживает большого «народного тиража». Но, несмотря на авторитетный голос Горького в её защиту, с выхода жестокой и несправедливой статьи Демьяна Бедного к этой книге Федорченко установилось предвзятое отношение. Переиздания книги и упоминания о ней прекратились, а третья книга полностью при её жизни так и не вышла [6, с. 15].

От этих незаслуженных нападок Софья Федорченко тяжело заболела. Она писала Корнею Чуковскому: «... отнялись ноги и появилась

какая-то боязнь. Паломничество к моему одру «попутчиков» не в состоянии поднять моё тело, не только дух! В общем, беспомощность общая...». Корней Чуковский близко к сердцу принял несчастье Софьи Захаровны и попытался ободрить её своими письмами.

В одном из них он пишет: «... Если Ваши книги умрут как документы, они останутся жить как мастерское произведение искусства».

Она благодарит Чуковского за его теплое участие и пишет ему: «Я начинаю приходить в себя, но непоправимо сама себя убила, сгоряча, в первую минуту, сжегши 6 листов новой книги своей! Это ужасно даже вспомнить. Все выражают сочуствие, и все молчат, и понятно. Я тоже молчу.». По словам её мужа приходили, кажется, из «Комсомольской правды». Они предлагали Софье Захаровне выступить. Она отказалась» [2, с. 150].

В 1939 г. «Литературная энциклопедия» в противоположность тому, что ранее писалось в «Правде», публикует такую оценку труда Федорчен -ко «Народ на войне»: «Книга поверхностна: в ней не получили отражения глубокие идейные сдвиги, которые происходили в солдатской массе, переходящей на путь большевизма», а её автор с 1931 г. «почти совсем прекратила свою писательскую деятельность» [6, с. 20]. Но всё это было неверно. Так, Паустовский писал, что «Книга эта прогремела по России.

Она была сильна как своей правдивостью, так и тем, что в ней уже слышался (в словах солдат) ещё отдаленный, но явственный гром приближающейся революции» [5]. Истинные друзья Софьи Захаровны (П. Антокольский, В. Вересаев, В. Катаев, Л. Леонов, Б. Пастернак и др.) в «Литературной газете» 1 мая 1939 г. приветствовали её и называли эту книгу «яркой и волнующей». Она же несмотря на длительную тяжелую болезнь продолжала работать [6, с. 23].

В тридцатые-сороковые годы Федор-ченко трудится над большим историческим романом-трилогией «Павел Семиго-ров» из времён пугачевщины. Первый том трилогии «Детство Семигорова» вышел в журнале «Красная новь» в 1942 г.

Во время Отечественной войны Софья Федорченко из Москвы не уезжала. Её квартиру разбило и она 3,5 месяца

Рис. 2. Полное издание книги «Народ на войне».

жила и работала в бомбоубежище. Она написала поэму-сказку «Илья Муромец и миллион богатырей», отрывки из которой печатались в эти суровые дни в журнале «Знамя» и в «Блокноте агитатора Красной Армии. Были написаны две пьесы для бойцов, сценарий из жизни партизан, 22 сказки, много присказок, загадок, частушек, прибауток для солдат и много сказок для детей.

После войны она закончила роман-трилогию «Павел Семигоров». Несмотря на положительные рецензии издание романа шло с большими трудностями, создаваемыми руководством Союза писателей и чиновниками от издательств. Лишь в 1956 г. вышел отдельным изданием первый том трилогии «Павел Семигоров», второй том - в 1957 г., а третий - уже посмертно - в 1960 г. [2, с. 148].

Её хлопоты об издании третьей книги «Народ на войне» так и не увенчались успехом, несмотря на обращения в Правление Союза писателей, в ЦК ВКП(б) к Александрову и Маленкову, а также к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову [6, с. 18]. Книга так и оставалась незаслуженно забытой, а её автор ушла из жизни в 1959 году.

Наступившее время восстановления исторической справедливости вернуло нам имя этой незаслуженно забытой писательницы. Появились публикации о её жизни и творчестве. На основе этих публикаций мною и подготовлено настоящее выступление. Урна с прахом Софьи Захаровны Федорченко и мраморной доской с её портретом в 1960 году была перенесена на Новодевичье кладбище. В 1963 году было выпущено второе издание её добротной трилогии «Павел Семигоров».

Наконец, в 1983 году, через 24 года после её кончины в 93-ем томе «Литературного наследства» был опубликован полный текст третьей книги «Народ на войне» - Гражданская война. А в 1990 году тиражом 100 тыс. экземпляров в одном томе (рис. 2) вышли все три книги этой народной военной эпопеи, настоящей художественной вершины творчества Софьи Федорченко.

Список литературы

1. Волошин, М. А. Собрание сочинений. Т. 12. М. : Эллис Лак, 2013. - С. 513-515, 641-645, 890-892.

2. Глоцер, В. И. К истории книги С. Федорченко «Народ на войне» / В. И. Глоцер // Русская литература. - 1973. - № 1. - С. 148-155.

3. Из автобиографии Софьи Захаровны Федорченко. Воспоминания Н. П. Ракицкого о С. З. Федроченко. «Литературное наследство». Том 93. - М.: Наука. - С. 159-160.

4. Купченко, В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества / В. П. Купченко. - СПб. : Алтейя; Симферополь: Сонат. 2007. - С. 162-165.

5. Паустовский, К. Г. «Коротко о себе» - автобиографический очерк в книге «Ильинский омут» / К. Г. Паустовский. - М. : Советская Россия.

6. Трифонов, И. А. Несправедливо забытая книга - вступительная статья к книге Федорченко С. «Народ на войне» / И. А. Трифонов. - М. : Сов. Писатель, 1990. - С. 5-23.

THE FATE OF SOFYA FEDORCHENKO, MAXIMILIAN VOLOSHIN' S FRIEND Yaburov Sergey Ivanovich,

researcher of M. Voloshin s creativity (Russian Federation, Moscow)

Abstract. The author of the article analyzes the fate and work of the writer Sofya Zakharovna Fedorchenko, the author of the book "The People in War, " who made a great impression on the poet of the Silver Age, M. Voloshin. Name Fedorchenko was undeservedly forgotten during the Soviet era, the researchers once again turned to her work only in the 60s. XIX century..

Keywords: S. Fedorchenko, M. Voloshin, K. Chukovsky, Soviet literature.

References

1. Voloshin, M. A. Sobraniye Sochineniy. T. 12. M. : Ellis Lak, 2013. -S. 513-515, 641-645, 890-892.

2. Glotser, V. I. K Istorii Knigi S. Fedorchenko «Narod na Voyne» / V. I. Glotser // Russkaya literatura. - 1973. - № 1. - S. 148-155.

3. Iz Avtobiografii Sof'i Zakharovny Fedorchenko. Vospominaniya N. P. Rakitskogo o S. Z. Fedrochenko. «Literaturnoye Nasledstvo». Tom 93. - M.: Nauka. - S. 159-160.

4. Kupchenko, V P. Trudy i Dni Maksimiliana Voloshina. Letopis' Zhizni i Tvorchestva / V. P. Kupchenko. - SPb. : Alteyya; Simferopol': Sonat. 2007. - S. 162-165.

5. Paustovskiy, K. G. «Korotko o Sebe» - Avtobiograficheskiy Ocherk v Knige «Il'inskiy Omut» / K. G. Paustovskiy. - M. : Sovetskaya Rossiya.

6. Trifonov, I. A. Nespravedlivo Zabytaya Kniga - Vstupitel'naya Stat'ya k Knige Fedorchenko S. «Narod na voyne» / I. A. Trifonov. - M. : Sov. Pisatel', 1990. - S. 5-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.