Научная статья на тему 'СУДЬБА РУССКОГО РЕЖИССЕРА (Статья посвящена жизни и фильмам Василия Панина)'

СУДЬБА РУССКОГО РЕЖИССЕРА (Статья посвящена жизни и фильмам Василия Панина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Василий Панин / жизнь / фильмы / dialectics / dialectical materialism / communism / religion / revolution / soviet power

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотов Станислав Сергеевич

Жизнь и фильмы Василия Панина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF THE RUSSIAN DIRECTOR (the article is devoted to the life and films of Vasily Panin)

Life and films by Vasiliy Panin.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА РУССКОГО РЕЖИССЕРА (Статья посвящена жизни и фильмам Василия Панина)»

УДК 791.633-051(470) ББК 85.374(2)

СУДЬБА РУССКОГО РЕЖИССЕРА

(Статья посвящена жизни и фильмам Василия Панина)

Зотов Станислав Сергеевич,

редактор отдела публицистики журнала «Наш современник» (г. Москва)

Аннотация. Жизнь и фильмы Василия Панина. Ключевые слова: Василий Панин, жизнь, фильмы.

Zotov S.S.,

editor of publications Department Magazine

«Our contemporary»

(Moscow)

THE FATE OF THE RUSSIAN DIRECTOR

(the article is devoted to the life and films of Vasily Panin) Abstract. Life and films by Vasiliy Panin.

Key words: dialectics, dialectical materialism, communism, religion, revolution, soviet power.

Живет на севере Москвы один старый русский человек. Живет одиноко, в жизни у него не было ни жены, ни детей... Зато в его жизни были фильмы, была работа с выдающимися актерами советского и российского кино, была великая русская литература, многие произведения которой ему удалось счастливо экранизировать. Зовут этого человека, классика отечественного кинематографа - Василий Степанович Панин. Этой осенью ему исполнилось 82 года. Он еще полон сил и мог бы снять не один фильм, но в нынешней ситуации, где русскому режиссеру взять деньги на русский по духу и по чувствам фильм? Где те спонсоры и меценаты, что помогли бы русскому национальному киноискусству? Это ведь не фильмы о бандитах и криминальных дельцах, об извращенцах и монстрах, «дозорах» и позорах - для таких шедевров деньги всегда найдутся.

А Василий Степанович Панин один раз и на всю жизнь зарекомендовал себя как певец русской души, русского сердца, русского простора и воли, сняв в 1986 году, в благословенное советское время, когда киноискусство добра было неотъемлемой частью жизни советского человека, свой самый значительный киношедевр - исторический фильм «Певучая Россия». Это была картина о создателе русского народного крестьянского хора, уроженце воронежской земли Митрофане Ефимовиче Пятницком. Фильм тогда, помнится, прошел по широкому экрану, не раз показывался на телеэкране. В фильме снялись замечательные актеры, главную роль исполнил неповторимый Юрий Мефодьевич Соломин. А Любовь Соколова, Николай Гринько, Владимир Конкин, Иван Рыжов - созвездие русских талантов! Да и тема сама - русский хор, русская жизнь, рус-

ские песни... Где такую тему сейчас найдешь на нашем теле- и киноэкране? И все это снято с любовью, с душой, как говорили тогда. Русской душой, которую в наше паскудное «постперестроечное» (не выговоришь) время продали за рупь с полтиной...

Как возникла идея фильма? Режиссер Панин вспоминает: «Хотелось прославить свой Воронежский край. А что может прославить? Песня. Я вспомнил годы хорошие, когда у нас дома собиралась родня: мама Мария, тетя Елена и тетя Анастасия. Пели, как сейчас помню, "Летят утки..." Я поехал в Воронеж, в театр им. Кольцова. И мне там сказали: "У нас Пашнев был рабочим сцены, а сейчас в Литинституте учится, кажется, пописывает".

Так состоялась плодотворная встреча режиссера Панина и писателя Эдуарда Ивановича Пашнева - уроженцев Воронежской земли. Теперь надо немного отступить от рассказа о создании замечательного фильма и вспомнить жизненный путь Василия Степановича Панина. А жизненный путь его начинался, как у всякого простого русского человека, - от родного села, от родной для Панина черноземной воронежской земли. Он родился в большом селе Хохол холодной осенью 1935 года. Его отец служил на Балтийском флоте, а к рождению сына вернулся домой и привез единственное богатство - кожаное пальто, заработанное за годы службы, так и его отняли заезжие бандиты, хорошо, не убили родителей и новорожденного. В наше время бы убили... Чуть наладилась жизнь - началась война, и отца будущего режиссера, краснофлотца Степана Ивановича Панина сразу призвали на Черноморский флот, оборонять Севастополь. Моряки тогда были нужны на суше, там и сражался Степан Панин, пока по приказу товарища Сталина летом 1942 года Севастополь не был оставлен, а не успевшие эвакуироваться солдаты и матросы дрались до последнего, но многие попали в плен из-за безвыходного положения. Степан Панин вспоминал потом, как гнали советских военнопленных через безводную крымскую степь, а охранниками у них были крымские татары, которые особенно издевались над пленными, добивали их кольями, если кто-то отставал. Немцы были не в пример гуманнее... Потом довелось отцу режиссера побывать и в лагере, и в бельгийских угольных шахтах, и поработать на немецкого хозяина - бауера, словом, судьба его очень напоминает

судьбу Андрея Соколова - героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Фильм Сергея Бондарчука, поставленный по этому рассказу, Василий Панин очень ценит, считает, что это и про его отца. Ведь и герой этого рассказа и фильма - тоже из Воронежа.

Но вернулся отец и, хоть жизнь послевоенная была нелегка, но рос Василий Панин в полной семье, что для тех времен было редкостью -сколько отцов семейств не вернулись с фронта! Однако получить образование было подвигом - ходил за семь километров в ближайшую школу, которая называлась Сталинской, она располагалась в колхозе имени Сталина, и школьник Василий ходил в эту школу босиком, а ботинки носил за плечом, они у него были единственные. И вот ведь что удивительно - тяжело жилось крестьянам тогда, налоги платили большие, работали много, а ведь все плакали, когда товарищ Сталин умер, и это были искренние слезы, никто людей не заставлял плакать. «Как мы с горя заплакали. Привыкли, что он есть. Я уже в десятом классе был», - вспоминает Панин.

Да, несмотря на все трудности тогдашней жизни была у детей крестьян-колхозников реальная возможность выучиться и выбиться в люди. Поступить даже в московские вузы, даже в самые престижные - и это было обычное явление в то время. Вот и крестьянский сын Василий Панин из далекого черноземного села поехал в Москву поступать, да не куда-нибудь, а прямиком во ВГИК, на курс прославленных Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. На прослушивании читал стихи Маяковского, Кедрина. У него был опыт, ведь он уже играл в любительском сельском театре, прекрасно умел на публике, на выездных концертах читать стихи, к примеру, Сергея Есенина. Вот, кстати, опровержение еще одной современной несправедливости, что Есенин в сталинское время был, якобы, запрещен... А стихи его читали даже с подмостков самодеятельных театров простые советские школьники! Были любительские хоры народной песни. Русские народные песни звучали тогда в программах Всесоюзного радио. Это сейчас они, фактически, под запретом. Давно вы слышали русскую народную песню на современном ТВ и радио? Убежден - и не вспомните, когда такое было. Василий Панин помнит, что даже во время Великой Отечественной войны на фронтах выступал Воронежский хор. По сей день в его душе звучат их голоса... Таково было нача-

159

ло пути к фильму «Певучая Россия», но путь этот был сложен.

Сразу поступить в театральный вуз не получилось, он был слишком молод, и сама знаменитая Тамара Федоровна Макарова посоветовала ему подождать год. Ему не отказали, просто нужно было набраться жизненного опыта. Жизненным опытом Василий Панин набирался на Северном флоте, куда был призван в 1955 году. Служил на Белом море в Солом-боле на судне размагничивания, служба была нетяжелая, будущий режиссер в это время стал серьезно заниматься спортом. Служили тогда на флоте 4 года, но их призыв сократили уже через два года службы, и молодой матрос сразу же поступил в Щепкинское театральное училище, старейший театральный вуз при Малом театре. Вспоминает Василий Степанович, что уже при поступлении его пригласил играть в студенческом спектакле сам Юрий Соломин, что как раз выпускался в это время. Его актерский талант заметили, и вот он уже снимается в знаменитом фильме «Добровольцы» вместе с уже прославленным тогда Леонидом Быковым в одной сцене на подводной лодке, где герой Быкова отдает молодому подводнику свой акваланг, чтобы тот мог покинуть затонувшую подлодку. Роль маленькая, но заметная, впереди Панина ждала киноизвестность. И тут - первая подножка судьбы, что иногда меняет всю жизнь художника. Немного на Новый год повздорили с другом из-за девушки. Забрали в милицию, потом отчитка на комсомольском собрании и отчисление из училища на год. Да, это могло бы сломать всю жизнь будущего актера, но крестьянский парень Василий Панин не из таковских, его не так-то просто было сломать. Он сам взялся строить свою судьбу.

Устроился работать в Дом культуры Воскресенского района. Это большой промышленный район Московской области, там крупные химические предприятия построены при Советской власти. Дома культуры были обеспечены всем необходимым за счет богатых шефов. Культура, спорт, художественная самодеятельность - на высоте. Василий Панин выступал, вел концерты, помогал молодежи приобщаться к культуре. Но тянуло его в Москву, конечно, надо было заканчивать образование.

Перешел на работу заместителем директора в ДК имени Чкалова. «Место престижное!

И кабинет сразу дали, и телефон, и служебную квартиру, - вспоминает Панин. - Дом культуры имени Чкалова гремел. Встречи проводил какие! Были живы еще жена, сын, дочка Чкалова. Были Байдуков, Беляков, Водопьянов - прославленные летчики. У нас работал бывший главный режиссер Малого театра. Уровень высокий!»

Слушаешь Василия Панина, старого уже человека, пережившего эпохи, и думаешь: куда же все провалилось, в какую черную дыру перестройки или «катастройки», или еще какой-нибудь пакости, что устроили нам корыстные политики «демократического» розлива. А ведь стоит, к примеру, посмотреть фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» тех времен, фильм, вроде бы, саркастический, призванный посмеяться над «совковыми» порядками, а ведь видишь, как там, в одном из тогдашних ДК, работает любительский театр вполне профессионального уровня, ставящий «Гамлета», а главный герой фильма - бескорыстный человек, который борется в меру своих сил за социальную справедливость. И это те самые «совки», над которыми так любит потешаться нынешняя погрязшая в пороках «либеральная» элита. Эти люди и создавали строй жизни тогдашнего общества, которое, несмотря на все трудности и материальные недостатки, с надеждой смотрело в будущее, чего в помине нет сейчас.

Работа в Домах культуры, с любительскими коллективами художественной самодеятельности, чем так крепка была советская культура, многому научила Василия Панина. И не удивительно, что впоследствии он избрал в киноискусстве путь режиссуры, а не актерства. Организаторская жилка в нем проснулась большая, а ведь режиссер в кино - прежде всего организатор творческого процесса. Василий Степанович уже не возвращается в Щепкинское училище, а заканчивает актерский факультет ГИТИСа в 1965 году, а сразу после этого и Высшие режиссерские курсы. Он уходит с очень хлебного поста зам. директора ДК им. Чкалова и переходит на работу в Союз кинематографистов СССР Это дало ему возможность бывать за границей, познакомиться со многими выдающимися деятелями мирового кино. Пересмотреть всю киноклассику. Но впереди его ждала режиссерская работа. По окончании Высших режиссерских курсов его принимают на киностудию «Мосфильм» на

должность второго режиссера. Так начинается его творческая работа в советском кино.

Первая работа, что ему довелось делать в должности второго режиссера, был фильм Игоря Ильинского «Старый знакомый», вышедший в 1969 году. Это ремейк, как принято сейчас говорить, фильма «Карнавальная ночь» со все тем же «старым знакомым» бюрократом Огурцовым, что так блестяще высмеял неподражаемый Игорь Ильинский в фильме Эльдара Рязанова. Теперь он сам захотел снять продолжение истории чинуши Огурцова, который становится директором парка культуры и отдыха. Съемки проходили на прекрасных видах подмосковного Архангельского. Фильм вытянул на себе блистательный Игорь Ильинский, но ремейк всегда слабее оригинала, и фильм не запомнился, зато для Василия Панина это была хорошая школа режиссуры, вскоре он сам станет снимать свои фильмы.

Первая проба пера. Фильм «Море улыбнулось» 1975 года. Короткометражка. Всего полчаса времени, но забавный сюжет: молодая пара решила ехать на юг, на море, на своем автомобиле, но не доехала - всякие злоключения на дороге помешали им. Фильм запомнился тем, что в нем главным консультантом был сам начальник ГАИ Москвы. Но дело не в этом. Молодой режиссер Василий Панин сразу подобрал первоклассных актеров: Наталью Вар-лей, Евгения Моргунова, Михаила Кокшенова. Они и вытянули фильм. Он прошел с успехом по широкому экрану. Панин понял - в киноискусстве надо делать ставку на мастера. Если уж мужик - то талантливый, характерный артист, если женщина - то неописуемой красоты и обаяния. Это все по-русски, по-нашему - в России все всегда должно быть на полном взводе, откровенно, до конца, с яростью и с любовью.

В 1976 году Василий Панин снимает фильм «Звезды России» - чисто музыкальный видовой фильм о Воронежском народном хоре «Воронежские девчата», о русской народной песне, о той стихии, что всегда была близка Василию Панину, русскому человеку до мозга костей. Но и широкому художнику, многое принимающему, ни от чего не отворачивающемуся в изменчивых реалиях наших дней. В фильме снимались и Николай Сличенко, и Ирина Богачева, и новая тогда звезда - сама Алла Пугачева! Вот кто вывел «примадонну» на большой экран - скромный

русский мужик Василий Панин, это уж потом был фильм «Женщина, которая поет», утвердивший Аллу Пугачеву на эстрадном Олимпе, с которого она уже не сходит вплоть до наших дней!

Но по-настоящему русского кинорежиссера из Василия Степановича Панина сделал фильм 1983 года «Человек на полустанке». Это тонкий психологический фильм о судьбе старого человека, ветерана войны, что работает на старосте своих дней путевым обходчиком, где-то в глуши, на просторах России, у одной из бесконечных русских железных дорог. Это характер русского человека - скромного, прямого, честного, довольно колючего и грубоватого по жизни, но с добрым и отзывчивым русским сердцем. В главной роли снялся неповторимый Николай Крючков. Однажды его герой спасает мальчика, тонущего в озере. А тут прибегает его мать, ее сыграла замечательная молодая актриса Елена Цыплакова. Весь фильм - это общение молодого со старым. Так по-русски. Ветеран рассказывает мальчику о войне, а у родителей мальчика своя жизнь. И все это на фоне прекрасной русской природы, видов Подмосковья и Воронежской земли. Под песни Воронежского хора: «Под Воронежем у нас хороша земля. Под Воронежем у нас широки поля. Под Воронежем у нас степь раздольная. Под Воронежем у нас жизнь привольная!»

И вот мы, наконец, подходим к главному фильму Василия Панина. Картине «Певучая Россия». Замысел фильма складывался не сразу. Тут первая составляющая - русские народные песни. Это - основа основ. Вторая составляющая - судьба русского человека. Не только основателя крестьянского хора Митрофана Ефимовича Пятницкого в исполнении неподражаемого Юрия Мефодьевича Соломина, но каждого простого певца из его хора, каждого колоритного русского мужичка, одного из которых так прекрасно сыграл замечательный характерный русский актер Иван Рыжов. «В фильме широко показан Черноземный край, -говорит Василий Панин. - А там сцена была: мы ездили под Воронеж с хором. Там были деревни заброшенные, жители все уехали в Но-воворонеж, там им квартиры дали. И они бросили эти поселения. И мы снимали там старую Русь. Снимали около года. Шел параллельно монтаж. Музыки, песен много. Снимался хор Пятницкого где-то под Москвой. Снималась

161

Мордасова Мария Николаевна. Воронежские актеры играли в эпизодах».

Так создавался этот удивительный фильм. Истинный шедевр русского духа, русского таланта, русской воли. Фильм, как только вышел, так сразу прошел по широкому экрану, показывался по телевидению. Но то было советское время. А как наступила «перестроечная» эпоха, то все русское исчезло с экранов отечественных кинотеатров и с телеэкранов. Последний раз фильм «Певучая Россия» (одно название какое!) показывали по центральным каналам отечественного телевидения 23 года тому назад. Видимо, кому-то как кость в горле стоит русская тема на телевидении, истребить все русское в средствах массового вещания - это чья-то главная задача.

В жизни режиссера Василия Панина было много фильмов. После «Певучей России» он снимал картины по произведениям Валерия Брюсова и Бориса Савинкова. Борис Савинков - известный террорист и неплохой литератор, написал знаменитую повесть-исповедь «Конь блед». На самом переломе эпох Василий Панин экранизировал эту скандальную книгу. Фильм вышел в 1989 году. В роли главного террориста, «исчадия ада» снялся знаменитый Георгий Тараторкин, Раскольников русского кино. В роли губернатора, которого вознамерился убить террорист, снялся великий актер Кирилл Лавров. Фильм получился яростный, жестокий и красивый одновременно. И назван был соответственно: «Исчадие ада». Эпоха террора в России еще не наступила, ведь существовал еще могучий Советский Союз, но Василий Панин словно предсказал многое такое, что произошло с нами и со страной в 90-е годы, а во многом происходит и сейчас.

Из фильмов Василия Панина 90-х годов можно отметить картину «Господа артисты» по произведениям русского писателя В.А. Соллогуба, где в роли примадонны снялась очень красивая актриса Елена Костина. Фильм «Бульварный роман» по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши». Это история роковой любви, когда опять же очень красивая женщина Ольга Палем (история подлинная), а в фильме ее роль сыграла очаровательная Анна Самохина, убивает своего эгоистичного любовника. В свое время это происшествие наделало много шума в русском предреволюционном обществе, растерявшем перед роковыми потрясе-

ниями XX века свои нравственные идеалы. Не то же ли и происходит сейчас с нами?..

Картины Василия Степановича Панина всегда учили задуматься нас всех о призвании человека, существующего на земле не для того, чтобы только наслаждаться жизнью, но и быть ответственным за эту жизнь. Сильные чувства, сильные страсти, что так привлекательны для кинематографа, - это лишь радужная кайма, обрамляющая душу человеческую, и вот поиски этой души - и есть главная задача настоящего художника.

Самый пронзительный из последних фильмов, что довелось снять Василию Панину, был фильм о трагической судьбе великого русского поэта Алексея Кольцова. Фильм назывался «На заре туманной юности». Алексей Кольцов -уроженец воронежской земли, тонкий, одухотворенный поэт, живший в эпоху царствования императора Николая I. В крепостную эпоху. Его любимую девушку продали в крепостное рабство, сам он вынужден был по воле жестокого отца заниматься торговлей, а он хотел писать стихи. По жизни он был знаком и с Пушкиным, и с Жуковским, и с Белинским, которые высоко оценили его самобытный талант, но жестокая проза жизни сгубила молодого поэта, оставив нам пример русской души высокого полета. Наверно, только Василий Панин, сам крестьянский сын и уроженец воронежской земли, и смог бы снять такой необычайно поэтический и трагический фильм.

Россия... Ее народ, ее судьба - вот творческое поле русского режиссера Василия Степановича Панина. Он одиноко доживает свой век в шумной и часто равнодушной Москве. Он мог бы снять еще немало фильмов, у него в столе лежит сценарий картины «Юность Крамского» (автор Михаил Федоров) - тоже уроженца Воронежского края. Пылится сценарий «Звенят родники Хохольские» (тоже автор Федоров). Но никто не дает денег на работу над этой картиной. Не могут помочь старому художнику снять его последние картины. Не выходят на большой экран его старые фильмы. Глухая завеса молчания окружила русского режиссера. Когда же прорвется она?..

От автора: при написании статьи использованы материалы книги Михаила Федорова «Василий Панин», вышедшей в Воронеже в 2015 г.

ШШШЙВ

шшш

Книга «Василий Панин»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.