Научная статья на тему '…плюс краеведение и культурология'

…плюс краеведение и культурология Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
50
10
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Пензин С. Н.

Всё началось с введения факультативов «Кино и книга», «Основы киноискусства» в Воронежском государственном университете. В 2004 году исполнилось десять лет со дня основания кафедры культурологии, и все эти годы в ВГУ проводится кинообразование студентов. Несколько лет назад введен новый курс «Кино и современность» для будущих культурологов на факультете философии и психологии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «…плюс краеведение и культурология»

Страницы истории

...плюс краеведение и культурология

С.Н.Пензин кандидат искусствоведения, доцент

4 декабря 2004 года в Воронеже при большом стечении народа (в том числе школьников и студентов) на здании Дворца культуры завода синтетического каучука была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная В.М.Шукшину. Приятно, когда научный поиск дает конкретный результат, предложение медиапедагога поддерживается общественностью и претворяется в жизнь. Элегантный гранитный четырехугольник с киноперфорацией по бокам - это как бы наш взнос в культуру родного города и одновременно - символ признания медиаобразования, доказательство его востребованности. Но по порядку.

Всё началось с введения факультативов «Кино и книга», «Основы киноискусства» в Воронежском государственном университете. В 2004 году исполнилось десять лет со дня основания кафедры культурологии, и все эти годы в ВГУ проводится кинообразование студентов. Несколько лет назад введен новый курс «Кино и современность» для будущих культурологов на факультете философии и психологии. Медиаобразование - новое направление педагогики; оно молодо и поэтому охотно пользуется поддержкой смежных наук -искусствоведения, культурологии, психологии, социологии, истории, журналистики и др. Сразу отвечу на вопрос, почему захотелось соединить свои курсы именно с культурологией. Дело в том, что киноискусство (равно как телевидение, фотография и т.д.) -неотъемлемая часть современной культуры. Одновременно оно представляет максимальные возможности для изучения культуры. Кино -незаменимый первоисточник изучения той части культуры, которая именуется «материальной». Культура представляет собой высшее единство, состоящее из множества автономных частей. Кино проясняет эту двойственность: любая национальная культура стремится, с одной стороны, сохранить свою уникальность, а с другой - подпитывается всеобщими достижениями.

Талантливый фильм (игровой или документальный) о прошлом или о современности любой страны дает возможность ощутить своеобразие различных культур и одновременно увидеть и понять общее между

ними. Современное интенсивное развитие средств массовой коммуникации, - по мнению А.В.Федорова, - острее высветило актуальность данного явления, названного М.М.Бахтиным и

B.С.Библером «диалогом культур»: «Именно медиакультура на новом уровне технических возможностей (спутниковое ТВ, видео, Интернет и т.д.) эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур нации, стран), в межличностном и в интровертном (внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости» [Федоров, 2003, с.7].

К названным А.В.Федоровым возможностям «диалога культур» можно добавить еще один уровень: взаимоотношение общенациональной и местных культур (данного края, области, города). В качестве иллюстрации сошлюсь на ТВ-сериал «Звездные годы «Ленфилъма»

C.Снежкина. Творчество питерских кинематографистов не могло не подпитываться общенациональной культурой, тем не менее, отличалось своеобразием, и картины «Ленфильма» оказывали несомненное влияние на продукцию остальных студий страны. Конечно, любой из нас отлично представляет роль в своей жизни «малой родины». Приступая к чтению курса «Кино и современность», разрабатывая его программу, я подумал: а что, если соединить медиаобразование с краеведением? Организовать дополнительные просмотры на тему «Кино в Воронеже»? В нашем городе нет киностудий, но это не означает, будто центр Черноземья - белое пятно на кинематографической карте страны.

Для начала решил конкретизировать проблему «Кино и литература» и попробовать ее изучать на некоторых примерах из истории родного города. Подступы к новой методике связаны с празднованием столетия со дня рождения Андрея Платонова. В канун подготовки к юбилею заинтересовался вплотную его творчеством; передо мной раскрылась одна из последних тайн нашего великого земляка. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, критиком, военным корреспондентом... Менее известна еще одна грань его таланта, связанная с кинематографом. Писатель всю жизнь сочинял сценарии и подавал на них заявки на кинофабрики. Увы, замыслы не становились фильмами. Один из самых болезненных ударов судьбы - полное пренебрежение Платоновым-кинематографистом. Да и первые экранизации его произведений ждало то же «хождение по мукам», что и его книги. Достаточно вспомнить картину Л.Шепитько «Родина электричества» по одноименному платоновскому рассказу, которая была снята в 1967 году, а на экраны выпущена лишь через двадцать лет.

Сегодня в кино бум вокруг имени А.Платонова. Для курса «Кино и сов-

ременность» я выбрал рассказ «Река Потудань» (Потудань - правый приток Дона, протекающий по нашей Воронежской области). Рассказу больше других платоновских произведений повезло в кино: он передан на экране в двух вариантах. Показал оба - фильм-дебют А.Сокурова «Одинокий голос человека" и вольную экранизацию рассказа, названную А.Кончаловским «Возлюбленные Марии» и поставленную им в США. Оба фильма с разных позиций по-своему верно передали дыхание и смысл одного из лучших платоновских произведений. При сравнении работ двух таких разных кинематографистов с литературным первоисточником у студентов разгорелись бурные споры. Обращение к творчеству Платонова помогло их убедить, что экранизация-перевод книги на язык другого искусства - кино; переводчики всегда должны избегать буквализма. Для подтверждения этой мысли показываю снятый на видео разбор М.Хуциевым дипломной работы нашего земляка кинорежиссера Александра Гришина «Ночь», снятой по мотивам повести Платонова «Третий сын».

В. М. Шукшину удалось осуществить мечту Андрея Платонова сплавить воедино литературу и экранное искусство. Василий Макарович приезжал в Воронеж дважды. Первый раз - в 1959 году на съемки приключенческого фильма «Золотой эшелон», где он исполнял одну из главных ролей. Второй раз, уже как режиссер и автор сценария, В. Шукшин побывал у нас на премьере своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень».

Студентов сразу же заинтересовал вопрос: почему был выбран именно Воронеж? Оказывается, на пути шукшинского «первенца» к экрану возникли препятствия: резкая критика руководства столичного проката, обнаруживших в ленте «мелкотемье». Обвинение по тем временам достаточное, чтобы отправить фильм «на полку». Подробности мне удалось узнать от кинокритика Г. Капралова, который сопровождал Василия Макаровича в поездке в Воронеж: «Я понял: с прокатом картины дело затянется. Придумал маневр, как обойти недоброжелателей: покажем фильм рабочей аудитории в каком-нибудь промышленном городе недалеко от Москвы. Обсудим его вместе со зрителями. Корреспонденцию о встрече опубликуем в «Правде». В Воронеж отправились Шукшин, оператор Валерий Гинзбург, критик Борис Галанов и я».

Я разыскал репортаж «Живет такой парень» в областной газете «Коммуна» о том событии. Обсуждение фильма в заводском Дворце культуры прошло очень доброжелательно. Аппаратчик И.Елесеев, П.Сысоев, нормировщица А.Богданова, технолог В.Жулин, актер народного театра Дворца культуры А.Андреев, педагог Дома пионеров В. Селитренникова и другие откровенно делились своими мнениями.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Картина понравилась. Воронежцы, сами того не ведая, спасли ее, дали ей зеленый свет. В том же 1964 году на Международном кинофестивале в Венеции фильм «Живет такой парень» получил Гран-при по разделу произведений для молодежи, а на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде - премию «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение».

Лекцию в ВГУ я назвал «Шукшин в Воронеже», текст ее в сокращенном виде опубликовал на страницах газеты «Воронежский курьер». Статью закончил пожеланием: «Когда мы оценим по достоинству творчество Шукшина, на здании ДК им. Кирова обязательно появится доска, ему посвященная». Дирекция завода синтетического каучука и администрация Дворца культуры откликнулись на предложение, обратились в городскую комиссию по культурному наследию и в мэрию с просьбой установить мемориальную доску. Скульптор А.Соломин подготовил ее эскиз.

И вот через сорок лет после встречи с автором фильма на здании Дворца культуры - доска из камня гарбо, привезенного с Украины. На ней запечатлены два кадра. На первом - портрет Василия Макаровича на фоне Чуйского тракта. Именно этой панорамой начинался и заканчивался фильм. На втором - памятная надпись: «В мае 1964 года в этом Дворце культуры Василий Макарович Шукшин впервые представил зрителям свой фильм «Живет такой парень».

Торжественная церемония открытия мемориальной доски напоминала идеальное занятие по медиаобразовению. После выступления начальника городского управления культуры и других официальных лиц слово было предоставлено гостье из Москвы писательнице и кинодраматургу Ирине Ракша, близко знавшей Шукшина: «Часто в Москве подобные мероприятия проходят скромно, при небольшом стечении народа. А здесь такая огромная и прекрасная аудитория. Я уверена, что душа Василия Макаровича сегодня с нами». Я рассказал о шукшинских киновечерах в киноклубе им. В.Шукшина, о том, как режиссеры Ринита и Юрий Григорьевы приезжали к нам на премьеры своих фильмов: документального «На родине Шукшина», художественного «Праздники детства» по мотивам ранних рассказов писателя.

Потом все перешли в малый зал Дворца. Поэты читали стихи, посвященные Василию Макаровичу, я показал фрагменты из фильмов «Два Федора», «Печки-лавочки». Состоялся просмотр и обсуждение того самого фильма-юбиляра. Посмотрев его (впервые!), мои студенты захотели познакомиться и с другими работами Василия Макаровича. Но курс «Кино и современность» небольшой, всего 34 часа, времени мало. На помощь пришел студенческий киновидеоклуб им. В.М.Шукшина,

организовав просмотры картин «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», дипломной работы Василия Макаровича «Из Лебяжьего сообщают», которую привезли нам студенты ВГИКа.

Медиаобразование не ставит целью готовить киноведов, поэтому программа курса условна и свободна. Мой курс освещает не историю кино, а знакомит аудиторию с фильмами, которые помогают проиллюстрировать конкретные темы и проблемы. Поэтому занятий, посвященных кинематографу Платонова и Шукшина мне вполне достаточно, чтобы раскрыть сложность проблемы «Кино и литература», показать их взаимовлияние, «перетекание» друг в друга. В 2004 году в ВГУ издан сборник программ всех курсов по специальности 02.06.00 - «Культурология». В программу курса «Кино и современность» включена тема «Кино в Воронеже»: «Бурное строительство «синематографов» в Воронеже в начале XX века. Первые киносъемки в Воронеже, посвященные великому артисту цирка А. Дурову. Кино Андрея Платонова. Другие воронежцы-кинодраматурги: Е.Габрилович, Л.Гуревич. Выпускники ВГУ, ставшие кинорежиссерами: А.Гришин, Г.Евтушенко. С.Папов и другие актеры воронежских театров, снимавшиеся в кино. В.Шукшин в Воронеже. Съемки в нашем городе «Летчиков», «Судьбы человека» и других фильмов. Начало киноклубного движения, первые очаги медиаобразования в Воронеже. Производство телевизионных, научно-исследовательских и учебных фильмов, кинофестивали в Воронеже». В 2004 году в помощь студентам, изучающим данную тему, я опубликовал своеобразное учебное пособие под тем же названием «Кино в Воронеже».

Краеведение помогает иллюстрировать самые разнообразные темы. Одна из них - родословная кино, - а это в первую очередь фотография. И тут мне на помощь приходят экспонаты фотовыставки «Люди и крылья», которая была организована в ВГУ в 2003 году. На выставке было пиршество красок, среди которых лидировала синяя: воздушный океан во всей красе в разные времена суток. И самолеты в родной стихии в ракурсах, недоступных наблюдателям с земли. К примеру, аэроплан в роли пассажира - верхом на более мощном лайнере. Фото -гимн могуществу авиации. Снимок сделан через открытую аварийную дверь ТУ-134. Автор уникальных фотографий - мой сокурсник Анатолий Рябко. Любовь к небу у него победила, и он ушел с филологического факультета ВГУ в авиаучилище. Став военным летчиком, увлекся искусством светописи.

Кого нынче удивишь фотографией? Щелкнул затвором, сдал кассету в лабораторию, - получай цветные отпечатки. А если человек с

фотокамерой совершил трансконтинентальный полет через оба полюса

- Северный и Южный - тогда как? Много знаете таких? В России один-единственный: А.Рябко. О воздушном кругосветном путешествии в 1990 году на отечественном «Руслане» мировая пресса писала взахлеб. Все трое суток полета А.Рябко провел в кабине пилотов на коленях с двумя аппаратами: снимать можно было только так. Фотовыставка в ВГУ пробуждала гордость за крылья Отечества, да и за само Отечество. Гоголь сравнивал Россию с «птицей-тройкой». Фотографии А.Рябко дарят новый образ: Россия, словно громадный ультрасовременный «борт», распластав гигантские крылья, несется над планетой. Показываю - студентам выпущенные в Москве и Краснодаре роскошные фотоальбомы Рябко «У хлеба запах солнца», «Роса на крыльях», «Берегите землю, мальчики» и другие. В них не только великолепные цветные снимки, но и трогательные рассказы о тех, кого снимал автор. «Мир на земле, - читаем в одной из его фотокниг, - это доброе утро, счастливый день, спокойная ночь». Ну разве не симптоматично, что на всех фотографиях военного летчика - мирные будни, спокойные лица соотечественников. Много детей. Рябко приглашает нас любоваться многоцветьем красок Кубани, Предкавказья, Кавказа. «Это наша земля. Какая она прекрасная, щедрая, добрая к живущим на ней», - читаем в книге с провидческим названием «Берегите землю, мальчики».

Я объясняю студентам, что быть мастером в искусстве, которому служит Рябко, очень трудно. Фотограф имеет дело с весьма капризным «строительным материалом» - со светом, с перепадами освещения. Добавьте к этому композицию, ракурс, цвет. А в небе, которое представлено на большинстве снимков, подключается еще один фактор

- скорость, причем сумасшедшая.

Рассказывать о специфике телевидения мне легко, ибо почти полвека назад работал корреспондентом Воронежской студии телевидения, застал начальный период нового вида масс-медиа. На лекциях сообщаю о том, как земляки внесли свою лепту в первые шаги «дальновидения». В Январе 1936 года воронежский инженер В.Г.Тихомиров собрал первый «прибор приема изображения на расстоянии», в котором использовал передающую электронно-лучевую трубку с мозаичным фотокатодом А.П.Константинова и С.И.Катаева. В 1940 году учитель физики воронежской школы № 5 В.Решетов разработал новую конструкцию телеприемника, который был принят к массовому производству в 1941 году. Но грянула война, эксперименты прервались. В 1953 году на базе воронежского завода «Электросигнал» начался выпуск телевизоров «КВН-49» (позже - «Рекордов»). Для их испытания в жилом доме напротив завода в двух квартирах смонтировали

аппаратуру, во дворе установили небольшую вышку с антенной, и началось вещание. Вот в эту ТВ-студию я и пришел работать. У нас была одна-единственная неподвижная камера. Чтобы сделать переход с диктора на другую «картинку», требовались диапозитивы, которые я изготовлял. Изображение, естественно, было черно-белым; все сюжеты для «Воронежских новостей» снимались на фотографии. Осенью 1958 года мы переехали в новое просторное здание, построенное по типовому проекту.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Возможности современного ТВ показываю на примере телефильма Воронежского ТВ «Кучугуры и окрестности» (премия ТЭФИ, диплом VII фестиваля неигрового кино), за который режиссер Владимир Герчиков удостоен государственной премии РФ. В пятидесятые годы мы и мечтать не смели о цвете, синхронной записи звука, о пленке, не требующей обработки. Но главный водораздел между «раньше» и «теперь» - отношение к правде. Мы были не свободны, связаны по рукам и ногам требованиями цензуры, обкома, редакторов. В.Герчиков использует излюбленные телевизионные приемы: синхронные интервью, длительные наблюдения за одними и теми же персонажами. Кучугуры - село на границе Воронежской и Курской областей. Когда-то оно было очень большим, теперь в нем остается всё меньше жителей. Режиссер обращается к самому непривлекательному (с точки зрения широкой публики) материалу, - его камера пристально вглядывается в изможденные лица деревенских стариков и старух. Герчиков, убеждаются студенты, как когда-то Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву», открывает нам глаза на жизнь крестьянства. Как же так, удивляются студенты, - в одной и той же нашей Воронежской области, в одно и то же время - такой контраст. В век компьютеров и прочих технических чудес пещерные условия существования. Дело даже не в вопиющей бедности кучугурцев, а в том, что каторжные условия быта сделали их узниками тяжелейшей предвоенной и послевоенной битвы за выживание, лишил большинства достижений цивилизации, культуры, застопорили их развитие.

Объясняю студентам, что в телефильме столкнулись две противоположные концепции документализма. Для обеих главное - реальные люди и события, но одна требует фиксации «живых» фактов, другая допускает их организацию. Вмешательство хроникеров в жизнь персонажей наиболее ощутимо в выпуске «Год спустя»: в честь годовщины ТВ-репорта - о кучугурцах для них устраивается застолье с дорогими подарками от спонсоров. После просмотра телефильма студенты делают правильные выводы: российское крестьянство столетиями оставалось в безмолвном, безропотном рабстве. В телефильме В.Герчикова наши сельские земляки, которых режиссер

называет «деревенскими философами», заговорили - это уже немало. «Кино снимается, - говорил режиссер, - потому что новое время заставляет по-новому оценивать людей».

Моя бывшая студентка Галина Евтушенко, с которой познакомился, когда она училась на первом курсе Воронежского университета, сегодня стала одним из самых известных российских режиссеров-документалистов. Ее работы удостоены множества призов отечественных и международных киносмотров. В 2004 году на ХХУ1 Московском международном кинофестивале наша Галина поставила своеобразный рекорд: в рамках программы «Россия, которую мы обрели» демонстрировалось четыре ее фильма! Поскольку Г.Евтушенко после окончания ВГУ преподавала в школах, вела кинофакультативы, о ней справедливо пишут, что это пока единственный в России пример успешной «переквалификации» кинопедагога в кинорежиссера. В программу курса «Кино и современность» (внеаудиторные просмотры с помощью киноклуба) я включил документальные фильмы Г.Евтушенко о кино: «Вожди», «Александр Калягин: монолог о любимых», «Где-то я Вас видел», «Горе уму или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». Знакомство с работами землячки помогает студентам лучше усвоить тему «Виды кино», убедиться в необходимости и полезности документального кинематографа.

Союз медиаобразования с краеведением и культурологией позволяет решать множество задач. Одна из них связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», что так высоко ценил Шукшин, - любовь и бережное отношение к родной при природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем из них, кто терпит нужду...

Воронеж - культурный центр Черноземья. Когда спрашиваю будущих культурологов, что такое городская культура, студенты не задумываясь перечисляют воронежские театры, музеи, библиотеки, вузы, называют местных писателей, живописцев, композиторов. Вспоминают прославленный Воронежский русский народный хор, дворцы культуры, коллективы художественной самодеятельности, архитектурные памятники.

- А кому поставлен памятник возле кукольного театра «Шут»?

- Да это же Белый Бим - Черное ухо, - улыбаются студенты. Верно, что отлит из бронзы четвероногий трогательный герой фильма по одноименной повести воронежского писателя Г.Троепольского. Моя задача убедить учащуюся молодежь, что культура родного края - это еще и кино. Они должны знать, что памятник Платонову возле корпуса ВГУ, где я преподаю, это дань уважения не только великому

литератору, но и выдающемуся кинематографисту. Обращаясь за примерами к новейшей истории нашего города, я еще и облегчаю себе свой труд: студенты охотно приходят мне не помощь, вспоминают, какие актеры воронежских театров снимались в кино, пишут о них рефераты. Конечно, возможности краеведения небезграничны, с его помощью можно иллюстрировать лишь отдельные темы. Но я убежден, что для медиапедагогики и эта помощь важна, ибо позволяет, опираясь на конкретные и очень близкие студенческой аудитории наглядные примеры, эффективнее развивать общеэстетическую культуру.

Примечания

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. -С.7.