Научная статья на тему 'СУДЬБА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА В РОССИИ В 1917–1918 гг.: СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ'

СУДЬБА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА В РОССИИ В 1917–1918 гг.: СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСФСР / Российское общество Красного Креста / международные общественные организации / внешняя политика / Гражданская война / RSFSR / Russian Red Cross Society / international public organizations / foreign policy / Civil War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якуб Наталья Валерьевна

Рассматриваются вопросы взаимодействия советского правительства с международными общественными организациями на начальном этапе Гражданской войны. Даётся характеристика деятельности Российского общества Красного Креста на начальном этапе Гражданской войны в России. Определяются точки соприкосновения интересов советского государства и Красного Креста в гуманитарной деятельности на основе признания со стороны Советской России действующих норм международного права в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Якуб Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF THE RUSSIAN RED CROSS SOCIETY IN RUSSIA IN 1917-1918: THE SOVIET GOVERNMENT AND THE INTERNATIONAL ORGANIZATION

The issues of interaction between the Soviet government and international public organizations at the initial stage of the Civil War are considered. The article describes the activities of the Russian Red Cross Society at the initial stage of the civil war in Russia. The points of contact between the interests of the Soviet state and the Red Cross in humanitarian activities are determined on the basis of recognition by Soviet Russia of the existing norms of international law in this area.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА В РОССИИ В 1917–1918 гг.: СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 120-125. УДК 930

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).120-125

Н. В. Якуб

СУДЬБА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА В РОССИИ В 1917-1918 гг.: СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Рассматриваются вопросы взаимодействия советского правительства с международными общественными организациями на начальном этапе Гражданской войны. Даётся характеристика деятельности Российского общества Красного Креста на начальном этапе Гражданской войны в России. Определяются точки соприкосновения интересов советского государства и Красного Креста в гуманитарной деятельности на основе признания со стороны Советской России действующих норм международного права в данной области.

Ключевые слова: РСФСР; Российское общество Красного Креста; международные общественные организации; внешняя политика; Гражданская война.

Государственная политика в области общественных инициатив и движений во все времена приковывала взгляды исследователей. Общественный посыл - это то, что государству следует учитывать и ещё более желательно его прогнозировать. В различных концепциях о содержании и структуре государственной политики обязательно будет сфера взаимодействия друг с другом государственных органов и общественных институтов. Большинство вариантов государственной политики вырабатывают механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти.

Общественные организации и инициативы - это та сфера, которую невозможно полностью запретить, заместить государственной политикой и идеологией, и, как показывает практика, любое государственное образование, независимо от уровня разрешённой в нём политической свободы, выбирает свой режим благоприятствования по отно-

шению к общественным движениям и организациям. В этом отношении интересен опыт РСФСР/СССР в первые годы становления новой государственности. Как первое в истории государство, созданное политической партией и общественными инициативами, оно провозглашает свободу наций на самоопределение, что естественным образом предполагает рост общественных организаций разной направленности: политических, профессиональных, благотворительных, просветительских, научных, гендерных, религиозных и т. д. Однако вся дальнейшая практическая деятельность государственных органов и правовое положение общественных организаций в начале 20-х гг. ХХ в. показывают совершенно иную реальную политику, конфликтующую с громкими заявлениями. Очевидно, что причина данного конфликта банальна, ибо, получив доступ к государственной власти, партия большевиков больше не только не испытывает потребности в об-

щественных инициативах снизу, но и не приемлет даже критики своих действий со стороны общественности. В результате, как известно, на государственном уровне издаются законы и подзаконные акты, которые по своей сути не только регулируют и контролируют деятельность существующих на тот момент общественных организаций, но и, запустив процедуру перерегистрации, зачастую отказывают в праве на деятельность как новым, так и действующим общественным структурам.

В ноябре-декабре 1917 г. прекратили свою деятельность и распались многие дореволюционные общественные объединения. Враждебность их к новому правительству порождала ответную враждебность со стороны большевиков, а разруха и Гражданская война сделали невозможным существование значительной части прежних общественных и политических организаций.

Рабоче-крестьянское правительство, как в своё время царское правительство, использовало своё право ограничений на общественную деятельность. В декабре 1917 г. НКВД РСФСР издало инструкцию «О правах и обязанностях Советов», в которой местные органы власти получили право распускать общественные организации, которые поощряли сопротивление новому режиму или призывали к его свержению. На этом основании была запрещена деятельность партии кадетов, союзов предпринимателей, офицерских союзов, Союза защиты Родины и свободы, организаций Белый Крест, Чёрная точка и др.

Как указывает И. Н. Ильина, в чрезвычайных условиях 1918-1920 гг. даже самые сильные всероссийские общества, сохранявшиеся ещё с дореволюционных времён, не имели возможности вести свою работу в прежних масштабах. Фактически их деятельность сузилась до уровня местного значения, публикации трудов и материалов сделались нерегулярными, сократились контакты с иностранными обществами, уменьшилось количество членских взносов. Тем не менее около 60 дореволюционных обществ продолжили свое существование и пытались заниматься практической деятельностью [1, с. 14].

В ещё более сложном положении оказались общественные организации, сфера деятельности которых носила международ-

ный характер и которые входили в состав крупнейших международных организаций. К такой организации относилось Российское общество Красного Креста (далее - РОКК), в котором в середине 1917 г. состояло 39 000 человек. После Октябрьской революции руководство РОКК и большая часть членов организации отказались сотрудничать с новой властью. Более того, руководители Главного управления направили в Международный комитет Красного Креста в Женеве обращение, в котором утверждалось, что новая власть упразднила российское национальное общество [2].

Столь бурная реакция была вызвана появлением 6 января 1918 г. декрета «О передаче имущества и капиталов учреждений Красного Креста и Всероссийского Союза Городов в государственную собственность» (далее - Декрет). Согласно разделу I п. 1 Декрета, имущество Красного Креста объявлялось собственностью Российской Республики. Пункт 2 констатировал: «Главное управление Красного Креста упраздняется». Для реорганизации Красного Креста предписывалось создать специальный комитет, который должен был подготовить свои предложения по этому вопросу и представить «... через совет медицинских коллегий план реорганизации учреждений Красного Креста на утверждение СНК»1.

Вслед за этим 9 января 1918 г. председатель Совета медицинских коллегий большевик А. Н. Винокуров довёл до сведения руководства РОКК не только сам текст Декрета, но и приказ наркома по военным делам, в ведомстве которого находился РОКК на период военных действий в ходе I Мировой войны, об отстранении руководства организации от выполнения их обязанностей. После этого Главное управление РОКК больше не собиралось на свои заседания, большинство его членов покинули столицу и разъехались по всей России. Многие из них в дальнейшем попытаются восстановить деятельность Красного Креста на территориях, которые в период Гражданской войны будут контролироваться Белым движением, и в судьбе Красного Креста на территории РСФСР принимать участия не будут [2].

18-22 февраля 1918 г. в Петрограде собрался Всероссийский съезд работников

Красного Креста, стоявших на платформе советской власти. Съезд выразил прежнему руководству РОКК полное недоверие и выбрал новый Центральный Совет работников РОКК [3, с. 12-13]. Новому руководству в скором времени пришлось приступить к решению двух основных задач: практическая работа по реорганизации РОКК и текущая работа, банально связанная с защитой и охраной имущества от постоянных захватов. Последняя задача оказалась наиболее актуальной, поскольку советские органы власти на местах восприняли Декрет от 6 января буквально как делавший имущество РОКК бесхозным ввиду якобы ликвидации самой организации в стране [4, с. 11].

Теперь государству пришлось фактически выступить в качестве гаранта не только собственности РОКК, но и его статуса международной организации, деятельность которой регламентировалась не только внутренними нормативно-правовыми актами, но и международными конвенциями. В. И. Ленину, в условиях продолжавшихся военных действий I Мировой войны и при наличии большого числа раненых и военнопленных с обеих сторон, по сути дела пришлось частично скорректировать принципы новой внешней политики, провозглашенной после Октября 1917 г. [5].

В результате 3 мая 1918 г. он, как председатель Совета Народных Комиссаров (далее - СНК) РСФСР, подписывает новый декрет «О прерогативах Комитета по реорганизации Российского общества Красного Креста». Этот новый декрет был прямым дополнением к Декрету и закреплял факт того, что «... означенным декретом Российское общество Красного Креста, во главе с Комитетом по реорганизации Красного Креста, как специальное отделение Международной Ассоциации Красного Креста, действующей на основании Женевской конвенции 18681907 гг., не уничтожено.

Все прерогативы Российского Общества Красного Креста, как Отделения Международного Общества, сохраняются за Комитетом по реорганизации Российского Общества Красного Креста»2.

30 мая 1918 г. СНК РСФСР напрямую обращается к Международному Комитету Красного Креста и правительствам, признав-

шим Женевскую конвенцию. В этом обращении доводилась позиция советского руководства о том, что Женевская конвенция как основа деятельности Международного Комитета Красного Креста, «. как в её первоначальной, так и во всех её позднейших редакциях, а также и все другие международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1917 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским Правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях.

Ввиду того, что во внутренней организации Российского Общества Красного Креста произошли некоторые изменения, . Российское Правительство считает необходимым довести до сведения Международного Комитета Красного Креста и правительств государств, признавших Женевскую конвенцию, что во главе всех существующих организаций Русского Красного Креста стоит Комитет по организации Русского Красного Креста, находящийся в Москве.

На этот Комитет возложено Русским Правительством выполнение по отношению к краснокрестным функциям всех обязанностей и использование всех прав и прерогатив, основанных на Женевской конвенции и других международных соглашениях»3.

Столь пристальное внимание со стороны руководства страны к вопросу признания международного статуса Российского Красного Креста позволило председателю Комитета по реорганизации РОКК обратиться в СНК с просьбой усилить запретительные меры, касающиеся имущества организации. 7 июня 1918 г. соответствующее письмо с просьбой запретить любым местным организациям конфисковывать имущество РОКК поступило в СНК. 11 июня Комиссия при СНК рассмотрела это обращение и приняла решение направить его во ВЦИК. 12 июня решение Комиссии было утверждено СНК. 17 июня СНК передал обращение во ВЦИК. Итогом этого бюрократического движения стала специальная радиотелеграмма ВЦИК, отправленная 29 июня всем Советам.

Эта радиограмма, вновь подчёркивая международный статус РОКК, жёстко защищала имущество организации: «В дополнение к циркулярной телеграмме ВЦИК всем

губсовдепам от 22 мая 1918 г. сообщается, что учреждения и имущества Красного Креста, как ассоциации международной, имеющей свое строго определенное прямое назначение - обслуживание нужд раненых и больных воинов Красной Армии, а также помощь военнопленным и инвалидам, находятся в исключительном ведении Комитета по реорганизации Российского общества Красного Креста и ни в какие иные учреждения и организации реквизиции не подлежат»4.

Наконец, 7 августа 1918 г. СНК утвердил специальный декрет «О Российском обществе Красного Креста», в преамбуле которого чётко закрепляется положение о том, что Советское государство придает важное значение беспрерывному продолжению деятельности РОКК как международной организации. Основой для этой деятельности СНК признаёт Женевскую конвенцию 1864 г., а также другие, дополнявшие и развивавшие её международные конвенции. Чётко декларируется, что РОКК «. входит в Международный Союз Обществ Красного Креста и непосредственно сносится с подобными же Обществами других стран» (п. 1).

Пункт 2 регулировал взаимоотношения РОКК и правительства Советской России, указывая, что РОКК «. пользуется покровительством высших правительственных учреждений Российской республики». Посредником между РОКК и СНК должен был выступать Народный Комиссариат Здравоохранения.

В обмен за покровительство со стороны государства РОКК должно было во время войны и при народных бедствиях оказывать «. всеми имеющимися в его распоряжении средствами содействие правительственным врачебно-санитарным органам в деле помощи раненым и больным и военнопленным, а также пострадавшему от бедствий населению» (п. 3).

Декрет провозглашал, что РОКК сохранило полную автономию и самостоятельность в вопросах, касающихся его организации и участия в правительственных и общественных мероприятиях. Однако в реальности эта автономия существенно урезалась, поскольку этот же пункт декрета ещё раз указывал, что в профессиональной деятельности РОКК должно было находиться под контролем Народного Комиссариата Здраво-

охранения и согласовывать свои действия с общим планом и указаниями Комиссариата и тех лиц, которые будут специально уполномочены руководить всей деятельностью в стране в области оказания врачебной, лечебной и других видов помощи на театре военных действий и при народных бедствиях. Однако РОКК сохраняло все права юридического лица (ст. 4)5. Последнее, по-видимому, было необходимо для того, чтобы окончательно не порывать связи с международным краснокрестным сообществом и облегчать, в случае необходимости, прямые контакты в рамках фактически признанной РСФСР Женевской конвенции.

Таким образом, в деятельности РОКК в России в 1917-1918 гг. имелись определённые объективные и субъективные трудности, поскольку раскол страны на два лагеря в связи с начавшейся Гражданской войной аналогичным образом произошёл и в самом движении Красного Креста в стране. Каждая из сторон пыталась укрепить своё положение как внутри страны, так и на международной арене, а центральное руководство Международного Союза Обществ Красного Креста, в свою очередь, встало перед тяжёлой дилеммой выбора в осуществлении своей гуманитарной деятельности на территории бывшей Российской империи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Декрет СНК РСФСР от 06.01.1918 «О передаче имущества и капиталов учреждений Красного Креста и Всероссийского Союза Городов в государственную собственность» // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - № 14. - 9 января 1918 г. -Отдел первый. - Ст. 208. - С. 227.

2 Декрет СНК РСФСР от 03.05.1918 «О прерогативах Комитета по реорганизации Российского общества Красного Креста» // Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта - 10 июля 1918 г. -М. : Гос. изд-во полит. лит., 1959. - № 124. -С. 224.

3 Постановление СНК РСФСР от 30.05.1918 «О признании Женевской и других междкнарод-ных конвенций, касающихся Общества Красного Креста» // Документы внешней политики СССР. Т. 1. 7 ноября 1917 г. - 31 декабря 1918 г. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1957. - № 210- С. 333-334.

4 Радиограмма ВЦИК всем Советам о запрещении реквизиции имущества Российского общества Красного Креста // Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта - 10 июля 1918 г. - М. : Гос.

изд-во полит. лит., 1959. - Раздел II. № 69. -С. 624-625.

5 Декрет СНК РСФСР от 07.08.1918 «О Российском обществе Красного Креста» // Докумен-

ты внешней политики СССР. Т. 1. 7 ноября 1917 г. - 31 декабря 1918 г. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1957. - № 297. - С. 419-420.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина И. Н. Общественные организации в России в 1920-е годы. - М. : ИРИ РАН, 2000. - 216 с.

2. Голотик С. И., Ипподитов С. С. Российское общество Красного Креста (1917 - 30-е гг.) // Новый исторический вестник. - 2001. - № 2. - С. 237-250.

3. Асеев И. А., Каримов Р. Р., Каримова Г. Ю. К истории общественных организаций России в период Гражданской войны (на материалах Российского общества Красного Креста) // Аграрное и земельное право. - 2023. - № 6 (222). - С. 12-14.

4. Асеев И. А., Каримов Р. Р. Реорганизация Российского общества Красного Креста после октября 1917 года (историко-правовой аспект) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. -2019. - № 4 (86). - С. 10-17.

5. Якуб Н. В. Ленинская «демонстрация дипломатии» как вариант поиска новой модели дипломатического диалога // Омские научные чтения - 2020 : материалы Четвёртой Всерос. науч. конф. - Омск : ОмГУ, 2020. - С. 1550-1554.

Сведения об авторе

Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: nvy10@mail.ru

SPIN-код РИНЦ: 3358-0315; Author ID: 488935

Информация о статье

Дата поступления 2 февраля 2024 г.

Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.

Для цитирования

Якуб Н. В. Судьба Российского общества Красного Креста в России в 1917-1918 гг.: советское правительство и международная организация // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2(42). С. 120-125. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11 (2).120-125.

N.V. Yakub

THE FATE OF THE RUSSIAN RED CROSS SOCIETY IN RUSSIA IN 1917-1918: THE SOVIET GOVERNMENT AND THE INTERNATIONAL ORGANIZATION

The issues of interaction between the Soviet government and international public organizations at the initial stage of the Civil War are considered. The article describes the activities of the Russian Red Cross Society at the initial stage of the civil war in Russia. The points of contact between the interests of the Soviet state and the Red Cross in humanitarian activities are determined on the basis of recognition by Soviet Russia of the existing norms of international law in this area.

Keywords: RSFSR; Russian Red Cross Society; international public organizations; foreign policy; Civil War.

REFERENCES

1. Ilyina I.N. Obshchestvennye organizatsii v Rossii v 1920-e gody [Public organizations in Russia in the 1920s], Moscow, IRI RAS Publ., 2000, 216 p. (in Russian).

2. Golotik S.I., Ippolitov S.S. Rossiiskoe obshchestvo Krasnogo Kresta (1917 - 30-e gg.) [The Russian Red Cross Society (1917 - 30s)]. Novyi istoricheskii vestnik [New Historical Bulletin], 2001, no. 2, pp. 237-250. (in Russian).

3. Aseev I.A., Karimov R.R., Karimova G.Yu. K istorii obshchestvennykh organizatsii Rossii v period Grazhdanskoi voiny (na materialakh Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta) [On the history of public

organizations in Russia during the Civil War (based on the materials of the Russian Red Cross Society)]. Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and Land Law], 2023, no. 6 (222), pp. 12-14. (in Russian).

4. Aseev I.A., Karimov R.R. Reorganizatsiya Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta posle oktyabrya 1917 goda (istoriko-pravovoi aspekt) [Reorganization of the Russian Red Cross Society after October 1917 (historical and legal aspect)]. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 4 (86), pp. 10-17. (in Russian).

5. Yakub N.V. Leninskaya "demonstratsiya diplomatii" kak variant poiska novoi modeli diplomaticheskogo dialoga [Leninskaya "demonstration of diplomacy" as a search option for a new model of diplomatic dialogue]. Omskie nauchnye chteniya - 2020 [Omsk Scientific Readings - 2020], vaterials of the Fourth All-Russian Scientific Conference, Omsk, OmGU Publ., 2020, p. 1550-1554. (in Russian).

About the author

Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: nvy10@mail.ru

RSCI SPIN-code: 3358-0315; Author ID: 488935

Article info

Received February 2, 2024

Accepted April 16, 2024

For citations

Yakub N.V. The Fate of the Russian Red Cross Society in Russia in 1917-1918: The Soviet Government and the International Organization. Heraid of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 120-125. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11(2). 120-125 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.