DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_12 УДК 614.885(470) «1918/1920»
К ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА) ON THE HISTORY OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN RUSSIA DURING THE CIVIL WAR (BASED ON THE MATERIALS OF THE RUSSIAN RED CROSS SOCIETY) АСЕЕВ Игорь Анатольевич,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории государства и права
Уфимского юридического института МВД России.
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: [email protected];
КАРИМОВ Рим Римович,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры истории и теории государства и права
Уфимского юридического института МВД России.
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: [email protected];
КАРИМОВА Гузель Юрисовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12. E-mail: [email protected];
ASEEV I.A.,
associate professor of history and theory of state and law
of Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of historical sciences, associate professor. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected];
KARIMOV R. R.,
head of the department of history and theory of state and law
of Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of legal sciences, associate professor. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected];
KARIMOVA G.J.,
associate professor, department of environmental and labor law, Institute of law, Ufa university of science and technology, candidate of legal sciences. 450000, Republic of Bashkortostan, Ufa, K. Marx str., 12. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реорганизацией одной из самых известных общественных организаций России в период гражданской войны. Особое внимание уделяется проблемам социально-гуманитарной деятельности РОКК, организации, управления и взаимодействия краснокрестных учреждений, их финансированию.
Abstract. The article discusses issues related to the reorganization of one of the most famous public organizations in Russia during the Civil War. Special attention is paid to the problems of the social and humanitarian activities of the ROCC, the organization, management and interaction of the Red Cross institutions, their effectiveness.
Ключевые слова: Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, Наркомат Здравоохранения РСФСР.
Keywords: International Committee of the Red Cross, Russian society of the Red Cross, People's Commissariat of Health of the RSFSR.
Для цитирования: Асеев И.А., Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. К истории общественных организаций России в период гражданской войны (на материалах Российского общества Красного Креста) // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_12.
For citation: Aseev I.A., Karimov R.R., Karimova G.J. On the history of Public Organizations in Russia during the Civil War (based on the Materials of the Russian Red Cross Society) // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_12.
Статья поступила в редакцию: 02.05.2023
К началу 1918 г. Российское Общество Красного Креста (РОКК), претерпев эволюцию, как внутреннего развития, так и в глазах общественности, объективно отражало общественно-политическую ситуацию в стране. Начавшийся демократический процесс в стране после февраля 1917 года, несомненно, повлиял на РОКК. Вместе с тем, выявилось неопределенное положение Российского Общества Красного Креста, которое было обусловлено, непризнанием Советской власти Главным Управлением РОКК - руководящим органом Общества.
Выступая на VII съезде РКП(б), В.И. Ленин говорил: «Если мы взяли дело в руки одной партии, то мы брали его на себя, будучи убеждены, что революция зреет во всех странах и, в конце концов, какие бы трудности мы не переживали, какие бы поражения нам не были суждены, международная социалистическая революция придет... Наше спасение... во всеевропейской революции»[1].
18 февраля 1918 г. германское военное командование, воспользовавшись отказом советской дипломатической делегации подписать условия мирного договора, отдало приказ о наступлении по всему фронту. В эти тревожные дни, 18-22 февраля, в Петрограде собрался Всероссийский съезд работников Красного Креста, стоявших на платформе Советской власти. Присутствовало 140 делегатов, среди них с решающим голосом - 96.
Обстановка на фронте, где немецкие войска захватили Минск, Борисов, Ревель, Юрьев, Псков, заставила большинство делегатов поспешить на места, чтобы организовать медицинскую помощь отрядам Красной Армии на германском фронте. Все же съезд принял политическую
Теоретико-исторические правовые науки
декларацию, в которой приветствовал победу социалистической революции и обещал отдать рабоче-крестьянской власти все свои силы и учреждения Красного Креста для медицинского обслуживания трудящихся. Съезд осудил Центральный исполнительный комитет работников Красного Креста «за его политику соглашательства и активную борьбу с существующей большевистской властью», выразил ему «полное недоверие» и выбрал новый Центральный Совет работников РОКК в составе 12 членов и 4 кандидатов[2].
В свою очередь, теперь уже бывшие члены ЦИК Красного Креста - И. Котельников, С. Смирнов, М. Шенфельдт, С. Книжник, И. Ильин, А. Ребанэ в заявлении от 2 марта 1918 года сообщили о сдаче дел вновь избранным лицам. «... Наше требование объясняется следующими соображениями, рисующими для нас окончательную бесполезность нашего хотя бы персонального и временного участия в руководстве красно-крестной работы. Учитывая ответственность момента, возможность саботажа, незнание пришедшими извне членами Коллегии сложного механизма бывшего Главного Управления, мы сознательно шли на помощь, наше положение в Коллегии нас как общественных деятелей не удовлетворяло, но опыт совместной деловой работы показал нам, что наши планы и планы Советской части коллегии почти не расходятся, что единая и планомерная работа коллегии в целом вполне наладилась, кроме того, наш авторитет как избранников ЦИК работников Красного Креста обеспечивал нам поддержку со стороны служащих. Ныне с образованием Центрального Совета, признанного Коллегией, органа для нас не авторитетного, и избранных им новых руководящих отделов мы считаем свою дальнейшую работу ненужной, как не могущей принести существенной пользы для дела Красного Креста, ибо перестав быть членами Коллегии, хотя бы с совещательным голосом, мы лишились, тем самым, возможности иметь влияние на цель Красного Креста, возможности осуществлять наши планы»[3].
В частности, в газете «Вооруженный народ» (1918. № 1) в заметке «Быть ли Красному Кресту» говорилось: «Наметилось два течения. Представители одного течения говорят, что Красный Крест должен и будет существовать, но только он будет использован в качестве налаженного аппарата в борьбе с эпидемиями, другие думают, что Красный Крест должен быть совершенно ликвидирован. Мнение последних основано на том соображении, что грядущая культура социалистического общества сделает излишним существование такого учреждения»[4].
Наиболее полно вторую точку зрения выразил член коллегии Н.Н. Артеменко: «Теперь, когда сам народ взял в свои руки заботу о своем благосостоянии, он сумеет создать достаточно мощные врачебно-санитарные организации, которые вполне обеспечат ему соответствующую помощь, и существование не только архиплутократических, но и всяких других организаций, черпающих из того же народного сундука, является недопустимой нелепостью. Совет Врачебных Коллегий, исходя из этих соображений, просит Комитет по Реорганизации Красного Креста высказаться за определенно полное расформирование Красного Креста»[5].
По существу обе точки зрения в целом отражали взгляды большевистской партии на место и роль Общества Красного Креста в общественно-политической системе Советской России.
Новому руководству РОКК пришлось решать целый ряд сложных проблем, в том числе и связанных с имуществом Красного Креста, находящимся на территориях бывшей Российской Империи, где появились буржуазные и социал-демократические правительства, которые старались оставить у себя имущество РОКК, изыскивая для этого самые благовидные предлоги. В частности, правительство Грузии, мотивируя, что имущество Красного Креста куплено на государственные средства, заявило о его национализации. 26 июля Глава грузинского правительства Н. Жордания запретил передавать краснокрестное имущество другим организациям ввиду создания национального общества Красного Креста. Руководители управлений Российского Красного Креста не возражали. Правительства Армении и Азербайджана официально признали нейтралитет краснокрестных учреждений, расположенных на территории этих республик, хотя их большая часть занималась турецкими войсками[6]. Таким образом, стремление к национальному самоопределению означало и желание создать самостоятельные национальные общества Красного Креста, тем самым сужались полномочия Русского Красного Креста до границ Российской Федеративной Советской Республики.
Положение осложнялось присутствием в стране по условиям Брестского мирного договора войск Германии и ее союзников, а с весны 1918 года - войск Антанты, начавших военную интервенцию против Советов. В связи с этим обстоятельством Центральная Коллегия представила в СНК докладную записку, в которой сообщалось, что германо-австрийские войска захватывают имущество Красного Креста, Германский Красный Крест не признает Русский Красный Крест, а Шведский Красный Крест намерен потребовать аннулирования защитных прав Женевской Конвенции по отношению к работникам РОКК. Центральная Коллегия просила СНК опубликовать разъяснение декрета от 6 января 1918 года и в связи с тем, что зарубежной прессой был поднят вопрос о якобы непризнании Советской властью Женевской Конвенции 1864 года[7]. Требовались решительные меры правительства для защиты Общества, его имущества и персонала.
Весной 1918 года военно-политическая и экономическая ситуации в стране резко ухудшились. Едва заключив договор в Брест -Литовске, Германия тут же его нарушила. В январе 1918 года Румыния захватила и аннексировала Бессарабию. В начале апреля первые японские соединения высадились во Владивостоке, за ними последовали американские. В конце апреля немецкие войска вторглись в Крым. В начале мая были оккупированы Таганрогский и Ростовский округа. В конце мая восстал чехословацкий корпус.
Таким образом, чтобы сохранить систему лечебных учреждений Красного Креста Центральная Коллегия стала отстаивать свои учреждения и требовать возвращения реквизированных. Однако остановить процесс национализации, реквизиции, конфискации имущества красно-крестных учреждений оказалось довольно сложно. Близость фронта вынудила Совнарком 26 февраля принять решение о перенесении столицы Советской республики в Москву. 10 марта по указанию Совета врачебных коллегий выехали в Москву и руководящие органы РОКК.
Записка В. И. Ленина от 21 апреля в Малый Совнарком послужила поводом к перестановке в составе руководящих органов Общества. «По делу реорганизации Красного Креста, ставшему ныне известным через В.М. Бонч-Бруевича, советую настоятельно затребовать письменных объяснений: а) от всех членов Комитета (отдел 1); б) от всех ведомств, кои должны были послать представителей, объяснений о том, когда соби-
рался Комитет, где его протокол и пр. Надо не только распечь, но и предать суду ряд лиц (их надо найти) за неисполнение декрета»[8].
Постепенно менялся, не только облик, но и характер финансирования Российского Общества Красного Креста. Весной 1918 года Особая межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов отпуска средств ведомствам, общественным и другим организациям на военно-санитарные и лечебные нужды при Военно-законодательном Совете наркомата по военным делам обсудила сметные документы Центрокреста. В начале мая государственным казначейством были ассигнованы первые 12 млн. руб. краснокрестному Обществу. С созданием в июле 1918 года Наркомата Здравоохранения РСФСР порядок выделения денежных сумм изменился. Бухгалтерские документы РОКК детально менялись по каждой статье, обсуждались в междуведомственной комиссии Наркомвоена в присутствии представителя Наркомздрава. Ассигнованные для Красного Креста деньги выделялись через Наркомат здравоохранения. Данная процедура удлиняла путь денежных сумм до кассы Центрокреста на 7-8 дней[9].
Другим источником получения денег Обществом Красного Креста стала работа по оказанию помощи возвращающимся на родину военнопленным и беженцам по заданиям Центральной коллегии по делам о пленных и беженцев.' Иные источники получения средств, бывшие традиционными для дореволюционного Красного Креста, а именно: пожертвования частных лиц, проценты с ценных бумаг, заложенных в банке, поступления от специальных сборов, вводимые за пользование железнодорожным транспортом, услугами почтово-телеграфной службы и т.п. в условиях гражданской войны, свертывания товарно-денежных отношений, оказались сведенными на нет[10].
Также, использовались капиталы, полученные от дореволюционного РОКК, Союза городов, и случайно поступавшие средства. В то же время и в военной обстановке изыскивались способы пополнения бюджетных средств Общества. 1 апреля 1920 года было открыто Бюро справок Красного Креста. В его задачу входило наведение по просьбам родственников или знакомых справок о судьбе, состоянии здоровья, месте нахождения граждан России за границей, иностранцев и русских в России. Услуги Бюро оплачивались[11].
Такой механизм финансирования Красного Креста действовал на всем протяжении гражданской войны.
В 1919 году председателем Центральной Коллегии был избран заместитель Наркома Здравоохранения З. П. Соловьев. Это означало, что Общество Красного Креста практически становилось медико-санитарным учреждением, составной частью Наркомата Здравоохранения[12]. Фактически до конца 1921 года никаких принципиальных изменений в характере деятельности и структуре функционирования РОКК не произошло. Вся работа общества шла в направлении более эффективной работы аппарата управления представителей РОКК при армиях.
Итак, взаимоотношения между Обществом Красного Креста и государством на основе сотрудничества, начавшиеся в феврале 1917 года, были прерваны декретами Советского правительства, упразднявшими Главное Управление РОКК и обобществлявшими имущество Общества.
Политическая поспешность, с какой был принят декрет от 6 января 1918 года, и некомпетентность его проведения свидетельствовали о том, что большевики, с одной стороны, считали, что победа мировой революции сама собой упразднит общественные организации. С другой стороны, они считали, что не должно быть самостоятельных, политически независимых общественных организаций. РОКК фактически лишалось общественных органов и отдельных общественных средств.
Изменение места и роли Российского Общества Красного Креста в период «военного коммунизма» было тесно связано с характером развития всей политической системы Советской России. Острое политическое противостояние в обществе и открытая вооруженная борьба различных политических сил толкали руководство большевистской партии к концентрации всей власти и ресурсов социального воспроизводства в своих руках. Этому же способствовала и эйфория всеобщего формально-юридического обобществления, которая господствовала в партии большевиков и в обществе в первые годы после Октябрьской революции 1917 года, а также теоретические представления лидеров партии о новом обществе как о «государстве-коммуне». Господствовавшие в этот период в общественном сознании упрощенные представления и настроения о возможности директивного управления обществом и его развитием получили яркое выражение в термине «красногвардейская атака», применявшемся для обозначения быстрых преобразований тех или иных сторон общественной жизни Советской России и их политического подчинения «диктатуре пролетариата».
Библиография:
1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С.11.
2. Барсуков М.И. Красный Крест и Красный Полумесяц СССР: исторический очерк. М., 1955. С. 50.
3. ГА РФ. Ф. 3341 Оп. 1 . Д. 68. Л. 4.
4. ГА РФ. Ф. 3341 Оп. 1 . Д. 44. Л. 277.
5. ГА РФ. Ф. 3341 Оп. 1 . Д. 67. Л. 178.
6. ГА РФ. Ф. 3341 Оп. 1 . Д. 25. Л. Л. 35, 43, 49, 54.
7. ГА РФ. Ф. 3341 Оп. 1 . Д. 67. Л. 8. 6
8. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С.62.
9. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 142. Л. 77.
10. Декрет Совнаркома от 11 июня 1919 г. о прекращении взимания особого сбора в пользу Красного Креста с пассажиров железных дорог // Декреты Советской власти. М., 1971. Т. 5. С. 274.
11. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 6. Д. 400. Л. 98.
12. Сто лет Красного Креста в нашей стране: исторический очерк. М., 1967. С. 82. References:
1. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. Vol. 36. P.11.
2. Barsukov M.I. Red Cross and Red Crescent of the USSR: historical essay. M., 1955. p. 50.
3. GA RF F. 3341 Op. . d. 68. L. 4.
4 GA RF F. 3341 Op. . D 44. L. 277.
5. GA RF F. 3341 Op. . D 67. L. 178.
6. GA RF F. 3341 Op. . D 25. L. L. 35, 43, 49, 54.
7 GA RF F. 3341 Op. . d. 67. L. 168.
8. Lenin V.I. Full. sobr. soch. T. 50. P.62.
9. GA RF. F. 3341. Op. 1. D. 142. L. 77.
10. Decree of the Council of People's Commissars of June 11, 1919 on the termination of the collection of a special fee in favor of the Red Cross from railway passengers // Decrees of the Soviet government. M., 1971. Vol. 5. p. 274.
11. GA RF. F. 3341. Op. 6. D. 400. L. 98.
12. One hundred years The Red Cross in our country: a historical essay. M., 1967. p. 82.