Научная статья на тему 'Реорганизация Российского общества Красного Креста после октября 1917 года (историко-правовой аспект)'

Реорганизация Российского общества Красного Креста после октября 1917 года (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / КОМИТЕТ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ РОКК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / НАРКОМАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асеев И. А., Каримов Р. Р.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реорганизацией Российского Общества Красного Креста (далее РОКК ) Советской властью в 1918 году. Изучается деятельность Центральной коллегии по управлению делами РОКК, в составе которой были рядовые работники Главного управления, а также некоторые члены Исполкома Красного Креста (профсоюзной организации), стоявшие на платформе Советской власти. Рассматриваются правовые вопросы, связанные с имуществом Красного Креста. Центральная коллегия предприняла ряд энергичных мер по собиранию краснокрестного имущества. Для этой цели вся территория Советской республики была разбита на особые территориальные округа, соответствующие Округам военного ведомства. Был также учрежден институт окружных комиссаров, на представителей которого была возложена задача собирания и учета на местах оставшегося имущества РОКК. Внимание уделяется изменению статуса, структуры и системы управления Общества в период кардинальных общественно-политических преобразований в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реорганизация Российского общества Красного Креста после октября 1917 года (историко-правовой аспект)»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 614.885(470)"1918"

И. А. АСЕЕВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа)

I. A. ASEEV, Associate Professor of the Chair of History and Theory of State and Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Historical Sciences, Docent (Ufa)

Р. Р. КАРИМОВ, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

R. R. KARIMOV, Head of the ^air of History and Theory of State and Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

REORGANIZATION OF THE RUSSIAN RED CROSS SOCIETY AFTER OCTOBER 1917 (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реорганизацией Российского Общества Красного Креста (далее - РОКК) Советской властью в 1918 году. Изучается деятельность Центральной коллегии по управлению делами РОКК, в составе которой были рядовые работники Главного управления, а также некоторые члены Исполкома Красного Креста (профсоюзной организации), стоявшие на платформе Советской власти. Рассматриваются правовые вопросы, связанные с имуществом Красного Креста. Центральная коллегия предприняла ряд энергичных мер по собиранию краснокрестного имущества. Для этой цели вся территория Советской республики была разбита на особые территориальные округа, соответствующие Округам военного ведомства. Был также учрежден институт окружных комиссаров, на представителей которого была возложена задача собирания и учета на местах оставшегося имущества РОКК. Внимание уделяется изменению статуса, структуры и системы управления Общества в период кардинальных общественно-политических преобразований в России.

Ключевые слова и словосочетания: Российское Общество Красного Креста, Комитет по реорганизации, Центральная коллегия, управление делами РОКК, Гражданская война, Наркомат здравоохранения.

Annotation. The article discusses issues related to the reorganization of the Russian Red Cross Society by the Soviet government in 1918. The activities of the Central Board for Management of the Affairs of the ROKK, which included ordinary employees of the Main Directorate, as well as some members of the Executive Committee of the Red Cross (trade union organization), standing on the platform of Soviet power, are being studied. Legal issues related to the property of the Red Cross are considered. The Central Collegium has taken a number of vigorous measures to collect red property. For this purpose, the entire territory of the Soviet Republic was divided into special territorial districts corresponding to the Military Departments. The Institute of District Commissars was also established, the representatives of which were entrusted with the task of collecting and registering on the ground the remaining property of the ROKK. Attention is paid to changing the status, structure and management system of the Company during the period offundamental socio-political transformations in Russia.

Keywords and phrases: Russian Red Cross Society, Reorganization Committee, Central Collegium, ROCC Affairs, Civil War, People's Commissariat of Health.

С начала 1918 года деятельность Общества Красного Креста развивалась в двух направлениях: работа по реорганизации Общества и текущая работа (защита и охрана имущества от постоянных захватов). Она осложнялась тем, что Декрет от 6 января 1918 года Советами, органами власти на местах был истолкован как расформирование и ликвидация РОКК. Комитет по реорганизации сосредоточил свое внимание на двух проблемах: 1) разработка проекта нового устава и созыв учредительного съезда Красного Креста; 2) осуществление повседневного руководства многочисленными учреждениями Общества Красного Креста.

Для выполнения второй задачи была создана Центральная Коллегия по управлению делами РОКК. В ее состав вошли некоторые рядовые работники Главного управления, а также некоторые члены Исполкома Красного Креста (профсоюзной организации), стоявшие на платформе Советской власти. Председателем Центральной коллегии стал А. А. Богоро-дицкий (левый эсер), также в нее вошли А. Н. Винокуров (большевик), остальные были беспартийные - А. Е. Артеменко, М. Р. Зубков, В. Н. Дмитриев, В. П. Шапошников, И. В. Ленский (управделами) [1, л. 6].

На первом заседании 11 января 1918 г. Коллегия по управлению делами Красного Креста решила привлечь для заведывания административным аппаратом Н. И. Ильина (Совет складов),

Н. Н. Котельникова (мобилизационный совет), П. Е. Смирнова (автомобильно-техническая комиссия и финансовый отдел), С. И. Трухина (отделы контроля и передвижения), А. А. Ребонэ (продовольственная комиссия), С. З. Книжника (культурно-просветительный совет). Помимо этого Н. И. Ильин, Н. Н. Котельников возглавили работу демобилизационной комиссии, а С. И. Трухин стал выполнять еще и обязанности помощника управляющего делами коллегии [2, л. 9]. На смену членам упраздненного Главного управления РОКК, отказывающимся признать Советскую власть, пришли служащие, готовые с ней сотрудничать.

Комитет по реорганизации Общества Красного Креста до апреля 1918 г. собирался нерегулярно, работал малоактивно, первое заседание было созвано через две с лишним недели после его образования, а комиссия по выработке Устава собралась лишь через 3,5 месяца. Представительство в нем было неполным и непостоянным. Коллегия собиралась довольно часто, но слишком широким оказывался круг проблем и невелик выбор способов их решения. По сути, она занималась не организацией работы, а стремилась ликвидировать Общество и все учреждения Красного Креста.

В связи с переходом имущества Красного Креста в собственность государства Центральной коллегией была разослана местным Советам рабочих и солдатских депутатов инструкция по

временному управлению делами и имуществом РОКК. Такой же документ был направлен и местным комитетам Красного Креста. Согласно этой инструкции для временного управления делами местных организаций Красного Креста Советами и армейскими комитетами на фронтах выделялись из своего состава особые комиссии (коллегии) с представительством общественных и медицинских организаций (Красного Креста, Земского и Городского союзов, больничных класс и т. д.), стоявших на платформе Советской власти. Указанные коллегии согласно инструкции находились под непосредственным контролем и ответственностью Советов рабочих и солдатских депутатов, которым вверялось и все имущество Красного Креста, объявленное собственностью Российской республики [3, л. 27].

Все это привело к дезорганизации. Имущество некоторых общин оказалось в ведении местных совдепов и больничных касс. Означенные организации, приняв имущество, затруднялись решить вопрос: «Что делать с этими общинами?», «На чьи средства их содержать?». Другие общины оказались в ведении самих работников Красного Креста, третьи - управлялись смешанными органами управления, состоявшими из работников Красного Креста и представителей Советских учреждений, и наконец, остальные - существовали на прежних основаниях.

После решительного вмешательства В. И. Ленина в деятельность Комитета по реорганизации новый состав Центральной коллегии под председательством Ю. М. Спасского, констатируя всю тяжесть утраты большой части имущества Красного Креста в оккупированных местностях, ставил своей задачей собрать вновь все разобранное по учреждениям имущество. Опираясь на декреты Совнаркома и приказы Народного комиссара по военным делам, Центральная коллегия предприняла ряд энергичных мер по

собиранию краснокрестного имущества. Для этой цели вся территория Советской республики была разбита на особые территориальные округа, которые соответствовали округам военного ведомства. Был также учрежден институт Окружных комиссаров, на представителей которого была возложена задача сбора и учета на местах оставшегося имущества РОКК. Третий состав Центральной коллегии под председательством Л. Х. Попова продолжил эту работу.

12 мая 1918 г. на заседании Центральной коллегии было принято решение просить Комитет по реформе отправить на Украину делегацию по вопросу возвращения имущества Красного Креста (более 250 млн руб.). Решено было послать представителей Красного Креста в Польшу и Литву для переговоров о возврате имущества, а также командировать представителя для решения этого вопроса на Кавказ [4, л. 249-251].

Стремительно нараставшие масштабы гражданской войны все более втягивали РОКК во фронтовую работу. Разработанный большевиками курс на строгую централизацию аппарата управления не оставлял места для относительно самостоятельной деятельности РОКК. Второй и третий составы Центральной коллегии РОКК по вопросу о самостоятельности Красного Креста противоречили политике большевиков, направленной на политическое подчинение общественных институтов, в том числе и РОКК.

Постановлением Центральной коллегии по управлению делами РОКК от 19 мая 1918 г. все учреждения Красного Креста разделялись на 11 округов, соответствующих военным. Во главе каждого округа стоял комиссар, который, получая руководящие указания Комитета по реорганизации, должен был работать в тесном контакте с окружным комиссариатом по военным делам и со всеми правительственными советскими учреждениями [4, л. 283]. Предлагалось образовать следующие округа: Ярославский (комиссар

И. М. Тапыгин), центр - г. Ярославль; Московский (комиссар Я. И. Черняк), центр - г. Москва; Приволжский (комиссар В. И. Карташевский), центр - г. Самара; Орловский (комиссар Т. Л. Белый), центр - г. Орел; Беломорский (комиссар И. Е. Рабинович), центр - г. Архангельск; Уральский (комиссар Н. Д. Дремлюг), центр - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский (комиссар Н. Р. Новоженов), центр - г. Омск; Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский и Туркестанский. В четыре последних округа направить комиссаров оказалось делом непростым, мешали военные действия. Комиссарам было поручено в кратчайшие сроки собрать сведения о состоянии краснокрест-ных учреждений округа и представить их в Центрокрест. В своей повседневной деятельности комиссары руководствовались директивными указаниями центральных органов общества, окружных военно-санитарных управлений, военно-окружных штабов [5, л. 90]. При комиссаре создавался аппарат управления лечебными и вспомогательными учреждениями Красного Креста на территории округа. Его численность на первом этапе определялась размерами округа. Так, в состав Приволжского краснокрестного округа вошли семь губерний (Саратовская, Самарская, Симбирская, Пензенская, Казанская, Астраханская, Уфимская) и область Уральского казачьего войска [6, л. 4]. В каждую административно-территориальную единицу по ходатайству комиссара Красного Креста назначался уполномоченный. Как правило, это были высококвалифицированные медицинские работники. По мере формирования полевых органов управления Красной Армии в виде армий и фронтов складывается фронтовая сеть Красного Креста.

Осенью 1918 года в основном заканчивается организационный период Общества Красного Креста, действовавшего в условиях Советской России. Вводится должность полномочного представителя РОКК при действующих фронтах

и армиях. В обязанности полномочных представителей (довольно широких) входили заботы о правильной и плодотворной работе подведомственных им учреждений, своевременное снабжение их персоналом, медицинским и хозяйственным инвентарем и денежными средствами, контроль за деятельностью учреждений. В оперативном отношении полномочные представители находились в подчинении соответствующих военно-санитарных органов (фронтовых, армейских) и Центрокре-ста [7, л. 255-257, 267].

Таким образом, система местных органов управления была тесно связана и подчинена медицинским нуждам Красной Армии и во многом копировала опыт, приобретенный Красным Крестом в годы Первой мировой войны, в том числе и негативный. Так, в условиях гражданской войны значительно увеличивался управленческий (бюрократический) аппарат РОКК, на который тратилась значительная часть денежных средств, выделяемых государством.

11 июля 1918 г. был образован Наркомат здравоохранения, что имело огромное значение для РОКК. 7 августа 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О деятельности и реорганизации РОКК» [7, л. 185-187]. 9 сентября 1918 г. на совместном заседании коллегии Наркомата здравоохранения и Комитета по реорганизации был выбран новый состав Цен-трокреста. В него вошли: В. М. Свердлов, Л. Х. Попов, М. Н. Галицкий, М. И. Баранов, Н. Ф. Деев. Далее Центральная коллегия по управлению делами РОКК выбрала своих руководителей - председателя В. М. Свердлова, управляющего делами Л. Х. Попова, секретаря П. Ф. Киселева [8, л. 31-32]. Для подготовки общего собрания РОКК была образована комиссия по созыву, в которую вошли Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, от Комитета по реорганизации - Л. Х. Попов. Было образовано организационное бюро по записи членов РОКК. В комиссию по вы-

работке устава Общества был приглашен заместитель Наркома здравоохранения З. П. Соловьев [9, с. 71].

Из нового состава Центрокреста, на наш взгляд, наиболее примечательной была личность Попова Леона Христофо-ровича (1881-1919). Врач по образованию, с 1914 года на фронте. Руководил нелегальной большевистской фракцией Комитета Красного Креста Западного фронта. С 1917 года - член Минского комитета партии и Совета, председатель фронтового Комитета Красного Креста, участник II Всероссийского съезда советов. С марта 1918 года - председатель Комитета по реорганизации Красного Креста. В июне - ноябре 1918 года - председатель Центральной коллегии РОКК, организатор и член редакции «Известия ЦК РОКК». В декабре 1919 года умер от тифа [10, с. 520]. Не удалось узнать каких-либо биографических сведений о председателе Центральной коллегии РОКК с ноября 1918 - до конца 1919 г. В. М. Свердлове, за исключением того, что он был братом Я. М. Свердлова, председателя ВЦИК, секретаря ЦК РСДРП(б). Последующие руководители Общества Красного Креста в большинстве своем занимали до своего назначения должность заместителя наркома здравоохранения, начиная с З. П. Соловьева, который занимал пост председателя Центральной коллегии РОКК с конца 1919 года до 1938 года, и не имели широкого общественного авторитета. В 1918 г. в состав ЦК РОКК входили нарком иностранных дел М. М. Литвинов и нарком здравоохранения Н. А. Семашко. Интересно, что в ноябре 1918 г. должность уполномоченного представителя Центральной Коллегии РОКК в районе Петроградской трудовой коммуны была предложена А. М. Пешкову (М. Горькому), который отказался от нее ввиду занятости.

В отличие от руководящего состава дореволюционного Красного Креста, в который входил ряд крупных обществен-

но-политических деятелей, новые руководители и члены ЦК РОКК не были столь значимыми политическими фигурами и не обладали общественным влиянием, за некоторым исключением. Это можно объяснить тем, что РОКК в системе общественных учреждений Советской России отводилась вспомогательная роль, исключающая всякую общественно-политическую деятельность, выходящую за рамки медико-санитарной работы.

20 ноября 1918 года в Москве открылось общее собрание членов РОКК, фактически превратившееся во Всероссийский съезд. До собрания была проведена большая работа по вовлечению в члены общества пролетарских элементов. Большую помощь Красному Кресту оказал Всероссийский Центральный Совет Профсоюзов (далее - ВЦСПС). В газете «Правда» было опубликовано воззвание ВЦСПС, в котором предлагалось всем профсоюзным организациям отчислить определенные средства в помощь Обществу Красного Креста и от каждого Всероссийского объединения выделить по 10 членов этого общества [11, с. 25].

«Все здесь необычно, - вспоминал участник событий Е. А. Коровин, - начиная с фешенебельного ресторанного зала (бывший ресторан «Эрмитаж»), в котором происходит собрание, и кончая составом его участников, где преобладает серый фон солдатских шинелей. Сколько из них еще только вчера явилось с Поволжья, Кубани и прочих бесчисленных фронтов гражданской войны, сколько завтра найдет там смерть! Но сегодня они заняты Красным Крестом как одной из первоочередных задач советского творчества. Пусть многим из них еще не хватает ни опыта, ни знаний, но в каждом их слове, в каждой мимолетной реплике сквозит революция с непреклонной верой в её торжество» [12, с. 28].

Всего прибыло 259 делегатов от 48 организаций. Председателем собрания был избран Н. А. Семашко. Он выступил с речью, в которой особо подчеркнул, что

«дореволюционное общество Красного Креста было для буржуазии средством показа своей благотворительности и извлечения выгод для себя в виде чинов, орденов и уклонения для буржуазных сынков от воинской повинности. Прежний Красный Крест был очень далек от народа. Сейчас перед новым Красным Крестом стоят большие задачи по оказанию помощи больным и раненым красноармейцам, нашим военнопленным и лицам, находящимся на оккупированных территориях. Таковы задачи, которые выпадают ныне на Красный Крест, обновленный в своем составе, вплотную приблизившийся к народу, и, став тем самым делом самих трудящихся, новый, чисто пролетарский Красный Крест должен употребить все силы на служение Российской Республике» [9, с. 75]. Повестка дня совещания была чрезвычайно насыщена, за четыре дня работы делегаты заслушали и обсудили семь докладов руководящих органов общества и по отдельным направлениям краснокрестной деятельности.

От имени Комитета по реорганизации с докладом перед собравшимися выступил Л. Х. Попов. Он подвел итоги деятельности Комитета за отчетный период, отметил, что только с созданием Наркомата здравоохранения улучшилась работа Комитета: подготовлены проекты Уставов РОКК и общин сестер милосердия, положение о формах управления на местах. Подробно остановился на вопросах налаживания внешних контактов общества. В. М. Свердлов как председатель Центрокреста отчитался о проделанной работе. О содействии Красного Креста в деле организации медико-санитарной помощи Красной Армии выступил начальник Главного военно-санитарного управления М. И. Баранов. Были также сделаны доклады о помощи военнопленным (Я. Д. Громан), инвалидам и увечным (Т. П. Панченко), об управлении краснокрестными учреждениями на местах и в оккупированных областях (И. Н. Никитин). В докладе Первухина

о школах сестер милосердия подчеркивалось, что Общество Красного Креста не может отказаться от их подготовки, несмотря на то, что вопросы подготовки медицинских кадров отнесены к ведению Наркомата здравоохранения.

В выступлениях участников собрания нашли отражение отголоски политических дискуссий о судьбе революции, социалистическом обществе, месте и роли в нем Красного Креста. Делегат А. М. Лопацкий заявил: «Социалистическое правительство в ближайшее время всю свою энергию потребит на то, чтобы переделать весь общественный строй, и некому будет заниматься облагораживанием человека, так что лучше всего этим заняться Красному Кресту, так как преступность, пьянство, разврат долгое время еще будут существовать» [13, л. 80-81]. Заместитель Наркома здравоохранения, один из авторов проекта Устава РОКК, З. П. Соловьев сказал: «Если мыслить себе общество целиком, перешедшее уже фазы социализма, то надобности в таких учреждениях, как Красный Крест, не представляется, ибо мы мыслим, что в этой стадии не будет войн и не будет надобности в таких учреждениях, которые приходили бы на помощь государству во время военных действий» [13, л. 75]. Итогом собрания стало утверждение нового Устава РОКК, который определял цели и задачи, права и обязанности, состав, средства и организационное устройство Общества. В принятом Уставе определялись следующие цели: врачебно-санитарная помощь больным и раненым воинам во время войны (как внешней, так и гражданской), населению при стихийных и иных бедствиях.

Деятельность Российского Красного Креста находилась под контролем Наркомата здравоохранения, наделенного правом ревизии общества. Членами Красного Креста могли быть отдельные граждане, пользующиеся избирательным правом по Конституции РСФСР 1918 г.,

и пролетарские организации (профсоюзы, фабрично-заводские и волостные комитеты, больничные кассы и др.). При анализе Устава выявлялась его недора-ботанность, основные статьи, долженствующие регламентировать его право и обязанности, внешний и внутренний распорядок, были намечены лишь в общих чертах. Деятельность учреждений Общества Красного Креста, общие собрания, действия во время войны, средства, ревизия, отчетность и другие кардинальные вопросы Устава нашли в нем весьма слабое выражение и нуждались в детальной разработке.

Параграфы 4, 19 и 20 ставили Общество в зависимость от Комиссариата здравоохранения. Устав не способствовал демократизации РОКК. Параграф 5 Устава гласил: «Членом Общества могут быть пролетарские организации, как то: профессиональные союзы, фабрично-заводские и волостные Комитеты, больничные кассы и др., а также отдельные граждане, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом, согласно Конституции РСФСР». В ст.ст. 64 и 65 было сказано, что активным и пассивным избирательным правом пользуются лишь некоторые категории граждан, часть общества этого права лишена по соображениям социально-политического характера.

Таким образом, часть граждан, которые могли принести пользу Красному Кресту, оказывалась отстраненной от этой работы из-за классового подхода к членству в Обществе. Такая точка зрения применительно к Красному Кресту, во-первых, умаляла его международный престиж, не говоря уже об очевидном ущербе внутригосударственной работе. И если принять во внимание требование Международного комитета Красного Креста о включении в состав Общества Красного Креста всех соотечественников без какого бы то ни было различия, а именно пола, религии и политических убеждений, то видно, что эта часть Уста-

ва не отвечала духу и характеру исключительно нейтральной деятельности Красного Креста.

Бюджет Общества составляли членские взносы, правительственные дотации и другие поступления. Высший орган Красного Креста - Совет представлял членов Общества из расчета: один делегат на 500 членов. Из числа делегатов Совета сроком на один год избирался исполнительный орган - Центральный комитет РОКК - в составе 5 членов и такого же числа кандидатов, которые замещают первых в случае их выбытия из него. Кроме того, в Комитет кооптировались по два представителя от Всероссийского центрального исполнительного комитета, Наркомата здравоохранения и по одному от Всероссийского совета профессиональных союзов, Петроградской коммуны и Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. Для повседневной текущей работы избирался Президиум Центрального комитета РОКК из 3 человек - председателя, товарища председателя и секретаря [13, л. 11].

23 ноября 1918 г. состоялись выборы в Центральный комитет. Фракция коммунистов предложила делегатам общего собрания список членов: А. Н. Терентьева, А. М. Трепаков, И. К. Дембковский, Н. П. Манулиц, П. Н. Борзяков; кандидатов: М. Н. Галицкий, П. Ф. Киселев, И. М. Зенюк. Голосование проводилось открыто и списком, 30 делегатов воздержались и 7 проголосовали против. От ВЦИК были кооптированы В. М. Свердлов и

A. П. Голубков, заместитель нарком-здрава - З. П. Соловьев и М. И. Баранов, от ВЦСПС - Коссова, от Моссовета - Макаров. Первым председателем Президиума Центрального комитета РОКК стал

B. М. Свердлов (с 7 июля 1919 г. его сменил З. П. Соловьев) [15, л. 84]. С образованием руководящих органов и принятием Устава общее собрание завершило свою работу, тем самым закончился организационный этап становления Советского Красного Креста, длившийся почти год.

Находясь в состоянии перманентной реорганизации, РОКК отражало общественно-политические процессы, происходящие в стране. Огосударствление всех сторон жизни общества ставило общественные организации перед выбором: либо ликвидация, либо приспосабливание к новым условиям, т. е. подчинение советским государственным органам. Этот процесс шел постепенно, хотя РОКК существовало и продолжало функционировать, но уже в новом облике как часть политико-государственной структуры. Закреплялась руководящая роль партии в отношении РОКК через государственные структуры, в частности, через подчинение его Наркомату здравоохранения, через членов Общества Красного Креста, состоящих в партии большевиков. Финансовая зависимость от государства также ставила РОКК под контроль государства, подчиняла его своим интересам и действиям.

Существенным для понимания процессов изменения места и роли общественных организаций и Красного Креста является, на наш взгляд, понимание политической системы этого периода как переходной, т. е. сочетающей элементы старой умирающей политической системы и новой формирующейся. Фактически РОКК в условиях «военного коммунизма» превратилось в полувоенную организацию, которая использовалась в трех направлениях: военно-санитарном, здравоохранительном, области международных сношений.

Таким образом, РОКК в первые годы Советской власти, сохранив основополагающие принципы своей деятельности - гуманность, милосердие, самопожертвование, приобрело новые организационные черты: массовость членства в Обществе, широкую социальную базу и другие, ставшие ведущими, определившие развитие РОКК в последующие годы Советской власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1246.

2. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1252.

3. ГА РФ Ф. 3341. Оп. 1. Д. 47.

4. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 69.

5. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1247.

6. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 2. Д. 87.

7. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 91.

8. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1258.

9. Сто лет Красного Креста в нашей стране: исторический очерк. М.: Медицина, 1967. 298 с.

10. Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1987. 704 с.

11. 40 лет Советскому Красному Кресту (1918-1958). М.: Медгиз, 1959. 224 с.

12. Товбин М. М. Санитарные дружинницы и красные сестры. М., 1958. 56 с.

13. ГА РФ. Ф. 3341. Оп. 6. Д. 400.

© Асеев И. А. © Каримов Р. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.