Судьба одного патента
Еще в 1990-х годах в Сибирском отделении Академии наук была осуществлена уникальная инновационная разработка - медицинский хирургический клей, незаменимый при широчайшем спектре полостных операций. Стоимость продукта на два порядка ниже зарубежных аналогов, отечественных до сих пор нет, но клей так и остаётся мало востребованным. Государство, провозглашающее курс на инновационное развитие и называющее себя социальным, почему-то не видит отечественных новшеств, даже относящихся к области здравоохранения.
В течение многих лет «Сульфакрилат» пробивает себе дорогу, и в последние два года - все успешнее. Рассказать об особенностях «процесса внедрения» препарата в практику кор. «ЭКО» Е.Ю. ЕЛИЗАРОВА попросила человека, знающего все подробности.
Ключевые слова: сульфакрилат, инновация, медицина, патент
Судьба одного патента
А.О. БРЫЗГАЛОВ, кандидат биологических наук, Институт органической химии РАН, Новосибирск
- «Сульфакрилат» - медицинский клей, предназначенный для склеивания тканей человеческого организма, разработан на основе цианакрилата и относится к клеям последнего поколения. Клеевая композиция сочетает в себе прочность и эластичность, оптимальна по времени полимеризации, содержит регенерирующую компоненту, обладает кровоостанавливающими и бактерицидными свойствами. В организме сульфакрилат подвергается постепенной фрагментации и рассасыванию. Полная биодеградация происходит через 30-45 дней.
Выпускается в готовом к употреблению виде, сертифицирован. Применим и эффективен во всех областях, требующих хирургического вмешательства, в том числе в детской хирургии.
Непосредственный разработчик - Александр Генрихович Толстиков, бывший сотрудник Института катализа СО РАН. Именно он в содружестве с медиками и создал эту уникальную клеевую композицию. Были не только получены научные результаты, но и описана технология масштабного производства клея, которые зафиксированы патентом. Половина прав собственности принадлежит автору разработки, половина - Институту катализа СО РАН.
ЭКО. - 2011. - №7
Благодаря хорошим взаимоотношениям академика Генриха Александровича Толстикова, возглавлявшего в те годы Новосибирский институт органической химии СО АН (НИОХ), и директора Бийского научно-производственного комплекса «Алтай» новый препарат (а точнее, согласно действующей классификации, средство медицинской техники) был принят к производству. Шел 2000-й год. После недавнего кризиса 1998 г. отечественные производители, казалось бы, получили шанс для развития, многим виделись хорошие перспективы. Так НПК «Алтай», состоящий из многих диверсифицированных производств, начал осваивать фармакологическое, и сульфакрилат как нельзя лучше соответствовал этому направлению, завод выкупил у Института катализа эксклюзивную лицензию, дающую предприятию все права на производство на условиях роялти, то есть с обязательством отчислять правообладателям определенный процент от оборота.
К сожалению, проект оказался неприбыльным - ни спроса на новый продукт, ни госзаказа не последовало, и к 2004 г. НПК «Алтай» был близок к тому, чтобы отказаться от приобретенных прав, остановить производство клея и прекратить лицензионные отношения с институтом. Юридически это просто - достаточно письменно уведомить патентодержателя.
Должен сказать, что институт, ничего не получая от завода из-за отсутствия продаж, поддерживал патент все эти годы, хотя бюджетных статей на подобные затраты не предусмотрено.
- Аркадий Олегович, как лично Вы оказались причастным ко всем этим делам?
- Закончив в 2000 г. Новосибирский госуниверситет - по образованию я биолог, и защитив диссертацию по высшей центральной нервной деятельности в Институте физиологии, в 2002 г. перешел работать в НИОХ, в лабораторию фармакологических исследований, которая занимается разработкой новых лекарственных средств. Веду исследовательское направление антиаритмических и антигипертензивных препаратов, а заведует лабораторией Татьяна Генриховна Толстикова, родная сестра автора «Сульфакрилата». В 2004 г. для продвижения клея «Сульфакрилат» и других наших разработок было зарегистрировано ООО «Медицинские инновации», и мы оба вошли в число учредителей.
Судьба одного патента
Примерно к тому же времени судьба хирургического клея оказалась вконец предрешенной, что Татьяну Генриховну очень огорчало. И не столько потому, что это детище семьи Толстиковых, - «Сульфакрилат» действительно может принести пользу огромному числу людей. Понятно, что у завода нет возможностей и специалистов для внедрения «Сульфа-крилата». Там работают химики-технологи, которые заняты производством, и не их функция - ходить по клиникам, знакомить врачей с новинками и убеждать в их полезности и эффективности. На государственное внимание надеяться также не приходится. Мы решили попробовать реанимировать проект собственными силами.
Так или иначе, удалось уговорить руководство НПК «Алтай» повременить с отказом, передать «Медицинским инновациям» функции отдела сбыта на основании эксклюзивного дистрибьюторского договора по «Сульфакрилату». Не имея ни средств, ни поддержки, мы приступили к распространению, но это оказалось очень нелегким делом - чтобы внедрить что-то на российский рынок, нужно очень хорошо постараться! На это уходят годы, и с «Сульфакрилатом» история тоже получилась длинной.
Одна из главных сложностей, с которыми мы столкнулись, состоит в том, что российские хирурги очень консервативны. Если их коллеги в Америке и Европе пользуются клеевыми композициями давно и широко применяют их в различных медицинских направлениях, то в нашей стране при упоминании «медицинский клей» даже у специалиста возникает воспоминание про «БФ-6» (кто из нас не мазал им мелкие ссадины). Разумеется, «БФ-6» к полостным операциям никакого отношения не имеет.
Несколько лет мы ходили, звонили, предлагали, давали попробовать, отправляли «опытные партии» по клиникам и больницам.
Чтобы правильно представить новый продукт, потребовались биологи и медики, способные на понятном и воспринимаемом врачами-хирургами языке дать пояснения и рекомендации по применению. Постепенно специалисты в нашей команде появились. Одним из неоценимых консультантов является замечательный детский хирург Владимир Тихонович Марченко. Он часто бывает на конференциях, где рассказывает о преимуществах
сибирской разработки, им написано полное методическое пособие по использованию «Сульфакрилата». В этой работе убедительно представлены все плюсы от его применения: использование клеевой композиции менее травматично, чем шов, уберегает от возможных осложнений, сокращает время выздоровления пациента, а в некоторых случаях, как, например, при операциях на печени или поджелудочной железе, ткани которых трудно шить, - они рвутся, оказывается просто идеальным материалом. На Западе все эти преимущества давно по достоинству оценены врачами, и применение клеевых композиций там с каждым годом ширится.
- Российские хирурги хотя бы с импортными аналогами на практике знакомы?
- Знакомы, но очень немногие. Достаточно сказать, что 1 мл американского продукта «Биоглю» стоит около 1,5 тыс. дол. -это чтобы ответить на вопрос, многим ли больницам в России по карману такие траты. А в тех редких клиниках, где есть этот импортный клей, его очень экономят.
- Тогда спрошу, сколько стоит «Сульфакрилат»?
- Цена упаковки из пяти полимерных ампул по 1 мл на сегодня составляет 2,5 тыс. руб. Раньше был еще дешевле, пока не повысилась цена на входящие в состав компоненты. Дело в том, что химические реагенты, необходимые для производства «Сульфакрилата», в большинстве своем закупаются за рубежом, в частности в Китае, а самые дорогие компоненты приходится покупать в Европе. Отечественное химпроизвод-ство разрушено, и после того как встал очередной завод, цена клея еще поднялась.
- Имеется в виду оптовая цена или розничная?
- Мы работаем только с оптовиками (в том числе из Украины, Белоруссии, Казахстана), а эксклюзивные права на розницу по всей России отданы фирме НТЦ «СО РАН - Новосибирск».
Поначалу мы раздавали опытные образцы. Покупать «Сульфакрилат» начали около 2008 г., но до 2010 г. работали «в ноль». Когда пошла, пусть небольшая, прибыль, появилась возможность издать полноценное методическое пособие по применению, усовершенствовать упаковку. Сделать рабочий
Судьба одного патента
сайт, где выкладываются все поступающие отзывы от врачей -как положительные, так и отрицательные. Теперь можно учесть пожелания хирургов, например, они рекомендуют выпускать продукт упакованным не в ампулы, а в мини-шприцы, чтобы не приходилось набирать клей во время операции.
Кстати, я должен выразить благодарность технологам «Алтая», которые учитывают наши пожелания, постоянно совершенствуют упаковку. Уже со следующей партии завод начнет выпускать клей именно в тюбиках-шприцах для большего удобства в применении.
- Каких объемов продаж препарата удалось достичь?
- С 2010 г. продается по 500 упаковок в месяц. Конечно, с учетом потенциала применения это - мизер, но если сравнить с прежними количествами - 200 штук в год, то успех налицо. Важно, что достигнут устойчивый спрос: если клиники начинают покупать, они делают это регулярно, становятся постоянными заказчиками. Надеюсь, в этом году выйдем на 1000 упаковок в месяц.
- Вы были в 2010 г. участником мероприятия «Летняя школа Академпарка»1. Хотелось бы узнать, оказалось ли это полезным для продвижения вашей инновационной разработки, помогло ли привлечь деньги или найти новых заказчиков?
- Действительно, наш проект был представлен на школе и вызвал к себе интерес. Сложились полезные связи, которые, наверное, и есть самая ценная валюта в нашей стране. Я познакомился там с М. Лосевым, генеральным директором ЗАО «Медико-биологический союз» (МБС). Это одна из наукоемких фирм новосибирского Академгородка, успешно действующих на рынке уже не один год2. МБС производит средства диагностики многих инфекционных заболеваний человека, данная продукция широко известна и востребована. Фирма является участником многих постоянных специализированных выставок. Под ее патронатом «Сульфакрилат» был представлен в Германии и вызвал там большой интерес. Нашлись даже партнеры.
1 Травина И.А. Академпарк и общий инновационный ландшафт/ЭКО. -2011. - № 5.
2 Елизарова Е.Ю. Мозаика наукоемкого бизнеса // ЭКО. - 2009. - № 11.
- Немцы готовы инвестировать в производство или их заинтересовал сам продукт?
- Скажем так: они готовы продвигать продажи «Сульфа-крилата» на своей территории. Пока есть только проект, вроде бы, перспективный.
Второй положительный момент от участия в «Летней школе» Академпарка - мы получили экспертные советы, как представлять продукт, эффективно проводить его презентации. Это тоже ценно, так как даже азам маркетинга в университете меня не учили.
- Аркадий Олегович, если заказы будут множиться, спрос нарастать, «Алтай» сможет адекватно наращивать выпуск?
- Да, конечно. У них очень большие возможности, и это очень мобильный завод, что демонстрирует пример выпускаемых там БАДов, известных под брендом «Эвалар».
- А кстати, это действительно эффективные биологические добавки?
- В принципе, продукт хороший, и производитель тщательно отслеживает технологию. Но не все может проконтролировать. Наша лаборатория тестировала разные партии, и бывало, что содержание активных компонентов в них различалось. Это говорит о том, что многое зависит от добросовестности поставщиков сырья. Надо отдать должное «Эвалару», - там досконально разбираются в причинах, вызывающих отсутствие заявленного эффекта, и исправляют их. Но что касается большинства БАДов, которые представлены на рынке в России, если вам повезло и вы купили баночку из «правильной» партии, обещанный эффект от приема БАДа будет.
- Пример с продвижением «Сульфакрилата» как инновационной разработки наверняка не единичен. У других запатентованных медико-биологических новшеств такая же трудная судьба?
- Да патентами у нас вообще никто не интересуется! Авторам же патенты приносят только головную боль: патент нужно поддерживать, платить 5-7 тыс. руб. в год Патентному бюро, а для изобретателей, которые в массе своей люди небогатые, это совсем не лишние деньги. Вкладываться в инновации в России никто никогда не будет - слишком велик срок
Судьба одного патента
окупаемости. А государству незачем, пока правительство состоит из бизнесменов. Не секрет, что чиновники, отвечающие за закупки фармпродукции, получают миллиардные взятки от крупных иностранных компаний за «вход» на российский рынок, а значит, отечественным производителям трудно на что-то надеяться.
На самом деле есть очень много готовых интересных идей и технологий, но ими никто не интересуется. В частности, у нас в институте разработан РНКазин - абсолютно новое лекарство от энцефалита, принципиально отличающееся от существующих препаратов, действие которых в основном заключается в стимуляции иммунной системы человека. В нашем случае синтезирована компактная химическая структура, бьющая точно в цель. Была придумана система ферментативной обработки, очистки и катализации, которая позволяет получать эффективнейшее лекарство из давно известного фермента - РНКазы аморфной, которая выпускается в промышленных масштабах и продается на рынке. При наличии относительно простого биотехнологического оборудования РНКа-зин можно было бы производить на площадке того же технопарка. Но остаются непреодолимые преграды в виде неподъемной стоимости государственного лицензирования и т.п. Механизм бюджетного субсидирования данных затрат отсутствует, - видимо, у нас в стране и тем более в Сибири нет проблемы энцефалита!
Мне кажется, финансовой поддержки никто у нас и не ждет, все понимают, что полагаться можно только на себя и свое дело.
- Вы сказали, «Алтай» - крупный производственный комплекс, и для него производственный участок по выпуску медицинского клея - капля в море. Тем не менее завод кропотливо и добросовестно сотрудничает с вами.
- Алтай - не Москва и не Новосибирск. Там, в небольших городах, к счастью, остались люди, способные мыслить не только в терминах сиюминутной выгоды. Понимающие, что может быть нужным и рентабельным в перспективе. Они тоже занимаются бизнесом, но смотрят в будущее, потому что работали здесь и будут работать, и никуда не собираются из этой страны. Большое им за это спасибо. Но это редкий случай.
- Скажите, есть ли у авторов новых разработок в настоящее время хоть какие-нибудь «интеграционные» площадки, структуры, позволяющие объединить усилия? Или все сами по себе, и каждый со своим посохом осиливает тернистый путь внедрения? И повторяет ошибки, которых можно было бы избежать, ознакомившись с чужим опытом.
- Проявлять инициативу к формированию сообщества «инноваторов» снизу у большинства из нас совсем нет времени. В институтах зарплаты маленькие, приходится зарабатывать где-то на стороне, чаще в нескольких местах.
У меня, например, много работы по направлению научно-исследовательской лаборатории, по «Медицинским инновациям» дел хватает, консультирую в одном институте - там стоит сложное дорогостоящее оборудование, обучаю им пользоваться. И это не полный список.
Что касается мест или постоянных структур, чья деятельность была бы направлена на распространение среди ученых практических маркетинговых знаний или нацеленных на презентацию реальных инновационных проектов бизнес-сообществу, производственным руководителям, то их, по-моему, нет. Надежды на технопарк призрачны. Может быть, когда-нибудь начнут помогать местные власти...
- Что же, на Ваш взгляд, могло бы исправить создавшееся положение?
- Не знаю, но думаю, это одна из проблем, требующих решения на государственном уровне. Таких проблем множество, но все зашло так далеко, что, по всей видимости, стране опять потребуется какой-нибудь сталин - единая, твердая, жесткая, дееспособная власть. Ничто другое уже не поможет. Но сначала нужно пережить 2012-й г.
- В смысле, президентские выборы, или Вы верите в предсказания Нострадамуса?
- Я разделяю вполне научный взгляд на нашу планету: Земля - сложный живой организм, и человек - составная часть данной биологической системы. Как доминирующая популяция человечество создало цивилизацию, поставившую во главу всего деньги. И неуклонно движется к бесперспективной цели.
Локальные процессы, не находящиеся в соответствии с общесистемными, терминантны - это одна из общих закономерностей развития биологических систем. Неправильная человеческая цивилизация - как раз такой процесс, и значит, будет прервана, уничтожена. Ее время заканчивается, и Земля предупреждает об этом природными катаклизмами - катастрофы происходят все чаще, становятся все интенсивнее и масштабнее. О том же свидетельствуют множащиеся локальные военные конфликты. Глобальные перемены неизбежны, весь вопрос, каков будет их характер, а 2012-й г. может стать своеобразной точкой кипения...
«АйТи-посиделки»: миллионеры в гостях у студентов
Что общего между начинающими инноваторами и начинающими инвесторами? Они не очень-то верят в существование друг друга. Первые абсолютно убеждены, что российские фонды только называются инвестиционными и венчурными, а на самом деле преследуют какие-то другие цели. Вторые хором жалуются на катастрофический дефицит качественных проектов и стартапов.
По-видимому, надо чаще встречаться. И, желательно в неформальной обстановке, чтобы таял лед взаимного недоверия. В апреле такая встреча состоялась в технопарке новосибирского Академгородка. Здесь в бизнес-инкубаторе еженедельно проходят «АйТи-посиделки» начинающих предпринимателей. Молодые ребята помогают друг другу формулировать новые идеи и совершенствовать проекты. С результатами этой деятельности пришли познакомиться солидные гости - гендиректор компании «Алавар» А. Лысковский и представитель столичного «посевного» инвестиционного фонда Runa Capital Н. Брагина. Это сейчас чуть ли не единственный российский фонд, который финансирует «айтишные» проекты на ранних стадиях, когда до бизнеса дело еще толком не дошло. Если проект понравился, то авторы могут рассчитывать не только на денежную, но и на интеллектуальную поддержку экспертов и учредителей фонда (среди которых такие известные предприниматели, как основатель