Научная статья на тему 'Судьба человека Михаила Шолохова (к вопросу о жанре рассказа)'

Судьба человека Михаила Шолохова (к вопросу о жанре рассказа) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11320
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / НОВАТОРСТВО / ГУМАНИЗМ / АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондюрина Эмилия Фёдоровна

Исследуются жанровые аспекты рассказа М. Шолохова в свете гуманистической теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судьба человека Михаила Шолохова (к вопросу о жанре рассказа)»

болезненного рассудка. Читатель выступает в роли зрителя, сопереживающего игрокам. Здесь проявляется эмпатия, но в то же время читатель прекрасно понимает, что это всего лишь игра, которая рано или поздно закончится. Таковы законы актуальной литературы, существующей в форме интернет-текста или даже е-пшРа, с которым также экспериментирует автор. Законы, которым соответствует современное сознание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Золотоносов, М. Закуска для людоедов // МН-События Культура. - 2004. - №13.

2. Там же.

3. Петрушевская, Л..С. Номер Один, или В садах других возможностей / Л. С. Петрушевская. - М. : Эксмо, 2004. - С. 119-120.

4. Лесин, Е. Чучуны и покойнички // Независимая газета. Ех иЬпБ. - 2004. - 12 мая.

5. 7 книг июня. Для.чувствительных. Людмила Петрушевская. Номер один, или В садах других возможностей. Роман. - М. : Эксмо, 2004 // Огонек. -№25.

6. Петрушевская, Л. С. Номер Один, или В садах других возможностей / Л. С. Петрушевская. - М. : Эксмо, 2004. - С. 306.

Рыкова Дарья Викторовна, аспирапт кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

УДК 82.09

Э. Ф. КОНДЮРИНА

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА МИХАИЛА ШОЛОХОВА (К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ РАССКАЗА)

Исследуются жанровые аспекты рассказа М. Шолохова в свете гуманистической теории. Ключевые слова: жанр, новаторство, гуманизм, античная эстетика, картина мира.

Название рассказа, в известной степени, определило вектор интересов исследователей: они традиционно сосредотачивались на образе Андрея Соколова, справедливо представляя его судьбу как судьбу народа, принесшего огромные жертвы, но победившего фашизм. Отсюда выводы о новаторстве Шолохова: «...понятие "эпос", применительно к шолоховскому произведению, упоминалось в отзывах писателей и критиков как один из его новаторских жанровых признаков: "Микроэпопея" (В. Заворский), "Эпос о человеке" (немецкий автор К. Каспер), "Эпос, сжатый до рассказа" (В. Павловский), "подлинный эпос" Д. Благой), ("рассказ - эпопея" (Н. Маслин), "рассказ эпичен по своему духу и жанровым особенностям" (А. Хватов)» [5]. Однако эпичность не экстраполировалась на гуманистическое содержание произведения. А между тем, без всякого преувеличения можно сказать, что Шолохов поднимается до обобщения главных исто-

© Э. Ф. Кондюрина, 2007

рических форм проявления человечности. Может быть, это не было сознательной целью автора, но картина, нарисованная им, позволяет ставить вопрос именно так. Поэтому при анализе произведения следует обратить внимание на всех персонажей, не ограничиваясь Соколовым и Мюллером.

В годы Второй мировой войны немецкой армии нельзя было отказать в умении воевать. В конечном счёте, комплекс войны отбирает такие существенные качества, как мужество, храбрость, высокое чувство долга. Но они не выходят за пределы личного героизма. Подлинный героизм предполагает более фундаментальные человеческие чувства: отношение-к родине, семье, человеку. Он неразрывно связан с гуманизмом и значимостью в историческом процессе.

Шолохов обратился к событиям, которые носили всемирно-исторический характер: еще никогда в истории миллионам людей не приходилось отстаивать свое право на жизнь, на человеческое достоинство. Писатель раскрывает конфликт, как известно, не через грандиозные военные события, а через столкновение разных типов

человечности, что не умаляет масштабов его обобщения. Он раскрывает суть исторического процесса, позволяет читателю увидеть, что к середине XX века фашизм приобретал человеконенавистнический характер, использовал методы жестокости и насилия, существовавшие до н. э. Так, в эпоху рабовладения раб не был человеком, а «живой собственностью» (Т. Момзен). Аристотель считал раба «одушевлённой частью собственности». Именно такое отношение к себе испытывает Андрей, оказавшись в плену. Пожилой немецкий солдат воспротивился желанию молодого пристрелить Андрея, удивившись незаурядной физической силе пленного.

Картины жизни в немецком плену - картины отношения рабовладельческого общества к «живой собственности». Когда физическое тело утрачивает силу, от него освобождаются. Андрея удивил беспричинный, с его точки зрения, удар конвоира по голове в тот момент, когда он только что встал в колонну. А это была традиционная проверка новенького на выносливость. Если бы он упал, его бы пристрелили. Отношение майора к своему шоферу стереотипное: «...кусок кинет, как собаке. В руки никогда не давал, нет, считал для себя за низкое» [1, 55]Разрушены естественные связи между людьми, как таковые отсутствуют понятия вины и правого суда.

Казалось бы, происходит возвращение эпохи рабства, которая характеризовалась разделением умственного и физического труда. В рассказе Шолохова отчётливо предстаёт новый вариант: возрождается психология рабовладельца, но не раба. Все эти эпизоды даны в двойном освещении. Каждый раз действия хозяев положения оцениваются теми, кого они не считают людьми. Андрей, в придачу к сапогам, которые потребовал молоденький немецкий солдат, подаёт ему и портянки. Этот жест чуть не стоил ему жизни. А заступничество пожилого солдата пленный понял правильно: «...правую руку мою в локте сгибает, мускул, значит, щупает... Топай, мол, рабочая скотинка, трудись на наш рейх» (44). В сцене допроса в комендантской поведение Андрея настолько ошеломило Мюллера, что он заявил: «Стрелять я тебя не буду» (54). Характерно также, что майор, строитель немецких оборонительных рубежей, не мог предположить, что окажется в плену у своего пленного.

Собственно теория гуманизма появилась только в эпоху Возрождения (Италия, Х1У-ХУ1 вв.). Новая концепция человека родилась в полемике с идеологией Средневековья. Впервые получила

1 Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках номера страницы.

признание мысль, что человек - часть природы, а не только Бога, причём самая совершенная его часть. Гуманисты Возрождения не отрицали Бога, но искали в нём проявления человеческого. Искусство Возрождения являло богов в образах прекрасных людей и тем самым не только сводило божественное к человеческому, но и возвышало человека до божественного. Был создан идеал не только внешне красивого, но и духовно прекрасного человека. Гуманистический идеал -это, прежде всего, идеал всесторонне развитой личности. Но поскольку она становилась самоценной, это оборачивалось опасностью индивидуализма.

В рассказе Шолохова есть эпизод, который несёт некий отсвет подобной самооценки человека. Находясь в разбитой церкви, Андрей слышит разговор: один просит другого не выдавать его утром, когда начнется фильтрация - отделение командиров, комиссаров и евреев от остальной массы рядовых. Другой отвечает: «...ты меня не проси, всё равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе» (47). Андрей видит, что толстый, мордатый человек разговаривает лениво, тихонько посмеиваясь, со своим бывшим командиром - курносеньким мальчишкой, сидящим в по--зе отчаяния, обхватив ноги руками, т. е. прижимаясь к самому себе. Когда рассвело, и Андрею стала видна поза спящего красноармейца, он понял, что тот непременно выдаст. Поза Крыжнева говорила о покое, даже безмятежности, уверенности в себе, он чувствовал себя, наконец, свободным: «Товарищи... остались за линией фронта...» (47). Таким может быть результат развития индивидуалистической личности. В экстремальных условиях, во имя личной свободы, она может превратиться в предателя.

Всё остальное пространство рассказа отдано изображению двух типов отношения к человеку. То, что начиналось с эпохи Возрождения - защита прав личности, - стало перерастать в идеи разного- типа. С одной стороны, с середины XX столетия, окончательно сформировались не только теория, но и организованная структура фашизма, назначение которой - освобождение

жизненного пространства от всего, что мешает

2 &

благополучию избранной расы". С другой стороны, прогресс цивилизации не мог не развивать и обогащать идеи гуманизма. Существенным импульсом в этом явилось развитие идей социализма. Соответственно, изменилась и внутрен-

2 Еще в «Майн кампф» Гитлер утверждал, что немцы избраны самой судьбой стать свидетелями катастрофы, которая принесёт решающее подтверждение правильности расовой теории [2, 16].

няя сущность принципов гуманизма: трансформировалось понятие божественного как основного фактора создания человека, индивидуальность во многом стала определяться социальными условиями, прежде всего, такими из них, как труд и человеческая общность.

При всей сжатости повествования Шолохов достаточно полно представил разные типы отношения к человеку (в том числе и в немецкой армии) как последствия воздействия фашисткой доктрины. Уже первое появление немецких солдат позволяет увидеть, что они по-разному захвачены идеями Третьего рейха. Старший, «можно сказать пожилой», ефрейтор, просто по-хозяйски отнесся к дармовой рабочей силе, а молоденький не ограничивается сапогами, а все время наставляет на Андрея автомат. Однако за этим стоит не «бесхозяйственность» молодости, а стремление выслужиться перед старшим по званию. Андрей называет его «чернявый», а этот цвет контрастирует с тем, который считался идеальным в концепции немецкого расизма. Нам становится понятней его поведение после сцены в церкви. Утром, когда выстроили всех пленных, не обнаружив комиссаров и командиров, расстреляли четверых: одного еврея и трёх русских рядовых, «потому что все трое были чернявые и с кучерявинкой в волосах» (48). Совершившие это солдаты, может быть, не являлись послушным орудием фашистской идеи геноцида, но это не противоречило их внутренним убеждениям. И по тому, как они отнеслись к просьбе верующего, не осмелившегося осквернять храм, - «...дал фашист через дверь, во всю её ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трёх человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался» (46), -мы видим полное безразличие к убеждениям других людей.

В этом контексте, когда запросто убивают пятерых, кажется нелогичной погоня за одним-единственным беглецом. Что им жизнь одного человека? Андрея поймали на четвёртый день, за ним гнались мотоциклисты с собаками. И погоня, и поимка, и то, что истерзанного вернули в лагерь, раскрывают страшную картину деятельности фашистской машины, когда механистическое требование дисциплины, порядка оборачивается абсурдом. В этой сцене жертвами предстают и немецкие солдаты3.

3 Гитлер в беседе со своей свитой 18. 01. 1943 г. признавался, что счастьем для правительства является то, что люди не мыслят, что мышление должно состоять только в отдаче и исполнении приказа [2, 227].

В рассказе изображены не только жертвы «нового порядка», но и носители его идей. Это лагерфюрер Мюллер. Он внешне и внутренне является своеобразным эталоном «нового порядка»: «...белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые...» (51). Он ежедневно, «без выходных работал», - скажет о нём Соколов. «Аккуратный был, гад. <...> ... выстроит нас перед блоком... идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл профилактикой от гриппа» (51).

Эта машина истребления4 не просто порождает жертвы дисциплины и порядка, но приводит к распаду личности. Мюллер - садист. Это ярко представлено в сцене допроса Соколова. Лагерфюрер мог отдать приказ, и Андрея расстреляли бы за его «горькие слова». Но он обставляет всё так, чтобы насладиться мучениями обречённого человека. Андрей знал, что его ждёт смерть, поэтому он мысленно попрощался со звёздным небом, с семьёй, со своей жизнью и в то же время собрался с духом. Само помещение комендатуры являло контраст с тем, как выглядели бараки: «...чистенько, как у нас в хорошем клубе» (52). Стол был заставлен закусками, и Андрею большого труда стоило подавить «тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу» (52). Мюллер встретил Андрея, играя пистолетом. Его допрос должен был убедить-пленного в неизбежности смерти: достаточно ли для могилы одного кубометра; слова о великой чести для Соколова, когда его своей рукой расстреляет комендант; приглашение во двор для приведения приговора в исполнение. И даже стакан шнапса, предложенный Мюллером, должен был усилить издевку над полуживым человеком. Мюллер предлагает Андрею: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия» (53). А когда Андрей отказался, он предложил выпить ему за свою смерть. Таким образом, угрожающий мотив всё время нарастает. Этот эксперимент выдаёт Мюллера с головой. Но он же раскрывает то единственное, что им ценится в жизни. Когда Соколов устоял перед всеми соблазнами и угрозами, «...комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди, два железных креста5, из-за стола вышел безо-

4 «Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется несгибаемость, доведённая до полной бессердечности и душевной пустоты»

[3, 16].

3 «Железный крест» был наиболее престижной гер-

манской наградой. Он был учреждён в 1813 г., а

1 сентября 1939 г. (день нападения на Польшу) обрёл

ружный» (54). Это прикосновение к наградам выражает почти инстинктивное желание сравнить себя с Соколовым, а слова «Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат» - открытое признание превосходства русского солдата, но одновременно и выражение того, что Мюллер ценит в жизни. Он считает достоинством только храбрость, игнорируя главное - чему она служит. Он разделяет убеждение, что высшей ценностью на войне являются честность солдата и честь офицера, от которых требуют не размышлений, а действий. Отсюда варварская простота поведения. Помилование Соколова - не проявление доброты, как считают некоторые исследователи, а свидетельство того, что лагерфюрер принимает за абсолют. Почему бы не помиловать одного солдата, когда впереди у него управление новым жизненным пространством? Русский язык он уже выучил.

Молодцеватому Мюллеру, активность которого держалась на непоколебимой уверенности в торжестве идей Третьего рейха, тысячелетнюю историю которого Гитлер начинал отсчитывать с 1.933 г., Шолохов противопоставляет поведение немецких солдат и офицеров во время отступления. «Немцы в городе стали злые, нервные,-рассказывает Андрей. - а толстяк мой всё чаще стал напиваться... Опух весь, под глазами мешки повисли... (56); «...идёт пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится» (там же). Так Шолохов подводит итоги «торжества» фашистской машины уничтожения.

Думается;, что не случайно и упоминание Шолохова о том, что лагерь К-14, в котором находился Соколов, - «неподалеку от Дрездена». Читателю предоставляется возможность сопоставить то, что принесла эпоха Возрождения («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Битва архангела Михаила с Сатаной» Тинторетто) и от чего отказался фашизм. Т. е. фашизм - это террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических элементов буржуазного общества, когда уже нельзя было господствовать по законам гуманизма.

Этой рационально организованной машине немецкого фашизма Шолохов противопоставляет человека, представляющего миллионы простых людей, формировавшихся по законам народного общежития. Эти законы по определе-

статус ордена. Он имел несколько степеней. Сначала награждали крестом 2-й степени за выполнение от двух до пяти особо трудных заданий и проявление отваги в бою. Крестом 1-й степени награждался личный состав Вермахта, войск СС.

нию носят гуманный характер, в противном случае народ просто не мог бы существовать. Исходным условием является труд - созидательная деятельность. Взаимопомощь, взаимозависимость развивают дух товарищества, уважение и сочувствие к человеку. Именно так ведёт себя Андрей Соколов: попадает в плен, потому что не мог оставить сражающихся товарищей без снарядов. Таким товарищем он остаётся и в плену, спасая молоденького командира.

Гуманизирующими являются и семейные отношения. Семья и есть естественная нравственность (Гегель). Семейные связи - отношение к жене, детям - требуют понимания интересов других, воспитывает чувство сердечного отношения, заботливости. Так, Андрей без колебания спасает жизнь командира-мальчика, не может пройти мимо сиротства Ванюшки. Он сердцем проверяет достоинство человека. «Бессердечный ты человек», - говорит он врачу, который, выправляя вывих плеча, сделал ему очень больно, а когда Андрей почувствовал облегчение, то «поблагодарил его душевно» (46). Это норма отношения Соколова к людям: «...как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, в глотке бьётся и трудно становится дышать...» (49). Тем же платят ему товарищи по несчастью, подхватившие его под руки и спасшие таким образом его от неминуемой пули конвоира. По приглашению одного, а потом другого Андрей находит пристанище после войны. Его неутихающая боль вызвана не столько пережитым в плену, сколько чувством вины перед женой, которую он оттолкнул во время прощания на вокзале. И главная боль его сердца - не напугать Ванюшку своей внезапной смертью.

При характеристике врагов Андрей обычно пользуется сравнениями из мира животных. Наиболее многочисленные негативные оценки Крыжнева: «толстый мерин», «сучий сын», «будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил» (48). Последняя дефиниция относится и ко всем захватчикам: «...били проклятые богом гады и паразиты» (50), «Мюллер ... смотрит на меня и не моргнёт, как змея» (53)6. «Толстый боров» скажет Андрей о немецком майоре. Т. е. все они исключены из разряда людей.

Превосходство Соколова над Мюллером определятся не его солдатской храбростью, а чувством человеческого достоинства. Этот 331 номер, русс Иван, как значится он в списках лаге-

6 По библейской легенде змея виновата в утрате человеком рая. Этот образ прочно закрепился в народном сознании.

ря, прежде чем предстать перед комендантом, «...стал собираться с духом, чтобы заглянуть в дырку пистолета бесстрашно, как подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно» (52). За этим стоят воля и сознание. И ведёт он себя в комендантской как свободный человек, оставаясь личностью и в экстремальных обстоятельствах. Мы можем говорить не просто о человечности Соколова. Это, по существу, продолжение того, что написало на своём знамени Возрождение. Но эта личность не заражена индивидуализмом, а являет собой торжество героического поведения. Героическое же и есть высшее проявление гуманизма (Гегель).

Действия Андрея Соколова направлены на защиту слабого, а не самого себя. В условиях войны это требует личного мужества. В этом отношении Андрей противостоит захватчикам, которые действуют силой и уважают только силу. Но за их поступками не стоит личное мужество, а только сила оружия. Так противопоставлены гуманизм и варварство.

Все сказанное позволяет сделать вывод: в рассказе Шолохова эпическое выражается через гуманистическое поведение героической личности, что присуще трагедии. Трагическое здесь предстаёт не только как содержание жизни, что отмечено в работах всех исследователей, но и как особенность формы. Можно говорить, что «Судьба человека» по характеру изображения тяготеет к античной трагедии. На это обратил внимание румынский учёный Михай Новиков: «У великого советского прозаика судьба личности в её взаимосвязи с не зависящим от нее потоком событий трактуется во многом аналогично с древнегреческой драматургией» [5].

Шолохов изображал конкретных людей в конкретно-исторических обстоятельствах. Но это не означает, что он ограничивался только этим, поскольку его произведение даёт возможность выходить на анализ более крупных проблем и образов. На новом витке поступательного движения истории стало возможным «повторение» человеческих судеб. Масштабы конфликтов и дарований писателей, сумевших адекватно запечатлеть состояние мира, позволяют увидеть сходство художественных решений.

Михай Новиков заметил: «Как и герои Эсхила и Софокла, шолоховские герои умеют смотреть на солнце, не мигая» [5]. Трагедии Эсхила и Софокла родились в момент мощного развития афинской демократии, когда ликвидировались пережитки родовой организации и окончательно оформлялся полис - гражданский коллектив, осознающий себя как нечто единое перед лицом

эксплуатируемых рабов и негреческих племён и государств. Столкновение прежних нравственных норм и нарождающихся новых и составляет суть трагических конфликтов в литературе V в. до н.э.

Величие произведению, столь небольшому по объёму, придаёт то, что оно в числе первых выходит на анализ ситуации, которая имела воистину всемирно-исторический характер: столкновение фашизма и демократических сил мира при решающем вкладе Советского Союза. Вселенский характер этих событий превосходил когда-либо существовавшие в истории. Подобных масштабов трагического конфликта человечество не знало7. Соответственно, ему не были ведомы и масштабы героического.

Античная трагедия была основана на мифе, но миф воспринимался как правда жизни.

У греков классического и позднего периода достоверность сведений о Геракле, Эдипе, Ме-нелае не вызывала ни малейшего сомнения.' Аристотель писал, что в трагедии придерживаются имён действительно бывших, ибо только это позволяет воочию видеть то, что возможно (Прометей, Эдип-царь, Антигона - V в. до н.э.).

Как же с Шолоховым? Его герой - не историческая личность даже, а человек из народа, можно сказать, безымянный. Как же достигается античная узнаваемость героя трагедии? Она осуществляется за счёт того, что главный персонаж показан в тех обстоятельствах, которые читателю были хорошо известны и, так или иначе, пережиты им самим. Шолохов как бы мимоходом называет даты и события,.значительные для страны: гражданская война; 1922-й голодный год, «в 29 завлекла меня машина»; «Война - на второй день повестку из военкомата, а на третий -пожалуйте в эшелон». И все эпизоды военной* жизни Соколова тоже соотнесены с событиями, хорошо известными читателю тех лет. Он попал в плен в мае 1942 г. во время нового наступления немцев на Волгу и'Кавказ, а 29 июня 1944 г. Соколов перешёл линию фронта, что стало возможным в результате стремительного наступления советских войск: 24 мая началась операция «Багратион». Андрей перечисляет области Германии, где ему довелось работать на немцев: Саксония, Рурская область, Бавария, Тюрингия, Берлин, Потсдам. Они были на слуху в годы войны. Эти даты и географические названия придают герою узнаваемость. и в то же время масштабность. А если учесть, что Андрей - ро-

7 Нюрнбергский международный военный трибунал определил агрессию гитлеровской Германии как «за-' говор против человечества».

весник века, то его «жизнь обыкновенная» выходит за рамки конкретно-исторических событий. Он становится олицетворением судеб народов XX века.

1. С античной трагедией шолоховского героя роднит его величие: он обнаруживает непримиримость к исходной ситуации, оказывается выше обстоятельств. Свои принципы он готов отстаивать даже ценой жизни. Но эти принципы не являются сугубо личными: они воплощают общечеловеческие нормы нравственности. Движимый чувством отцовства и гражданственности, он берёт на себя защиту молоденького командира. Ему пришлось переступить через ужас убийства, убийства своего же, русского пленного. Его бегство из лагеря - выражение непримиримости к обстоятельствам, желание вернуться на родину любой ценой. Словесный поединок с Мюллером - поединок со смертью. Андрей знал, что приглашение к коменданту было равнозначно расстрелу, о чем последний сразу же и заявляет: «...сейчас я лично расстреляю тебя» (53). Но Андрей, которому «с жизнью расставаться все-таки трудно», ничего не делает для спасения своей жизни, но делает то, что защищает честь и достоинство русского солдата. Он не отказывается от слов осуждения непосильных норм выработки, отказывается пить за победу Германии; соглашается выпить за собственную смерть как избавление от мук.

В отличие от античной трагедии, действия шолоховского героя дают положительные результаты: убийство предателя спасло жизнь командиру, смелость поведения в комендантской спасла его собственную жизнь, усыновление Ванюшки помогло возвращению жизненных сил.

2. Софокл меряет достоинство и величие человека соответствием его тем высоким нравственным нормам, которые вытекают из осознания индивидом своего места в обществе, своего долга перед ним и перед самим собой. Поэтому и отбрасываются второстепенные или слишком индивидуальные черты в герое, поскольку он вовлечен в уникальную и неповторимую ситуацию. Натуры цельные остаются верными себе на протяжении трагического действия.

Подобным же образом показан герой Шолохова. Он предстает в действии и раскрывается преимущественно в отношении к Родине и семье, что всегда было главным в жизни народа. Причём эти отношения находятся в неразрывном единстве. Их органическая взаимосвязь усиливает каждое из этих чувств и в то же время лишает ложного пафоса. Для Андрея молоденький командир - это почти сын Анатолий, математическими способностями которого он гордился. Пе-

ред тем, как войти к коменданту, он подумал о семье: «что-то стало жалко Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом» (52). Родина и честь в душе Андрея неразрывны с семейными связями, с любовью к близким.

3. Такая характерная особенность античной трагедии, как хор, выражавший авторскую мысль (Эсхил), не чужда шолоховскому рассказу. Избранная им форма рассказа в рассказе позволяла идеально представить героя и автора повествования. Последний искренне переживает все беды Соколова. Их оценки и реакции совпадают. Хоровое начало проявляется и в том, что автору дано право выразить надежду на будущее: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его родина» (66-67).

4. Само название рассказа Шолохова -«Судьба человека» - невольно адресует нас к античной трагедии. Слово «судьба» - выражение народного представления о жизни, оценка личной жизни, одновременно - народная установка на объективные обстоятельства: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказни-ла?» (36). Андрей ведь из числа тех, кто «не по своей воле» попал в плен. Неотвратимость этого события, казалось бы, сближает его судьбу с роком античной драмы, который по существу и является судьбой античного героя. Что бы он не делал, ему не преодолеть воли богов. Однако за этим внешним сходством скрывается главное различие. Теперь этим богом является история, стремление определённых исторических сил утвердить новый тип цивилизации.

5. И, наконец, мы можем говорить о своеобразном преломлении характернейшей особенности трагедии - катарсиса. Избрав форму исповеди, Шолохов смог передать весь ужас пережитого фашистского ада, что не может не вызывать у читателя чувства очищающего сострадания. Оно усиливается и за счёт реакции автора, выступающего в роли слушателя, глубоко сопереживающего герою.

6. Таким образом, становится очевидным, что трагическое начало в рассказе проявляет себя не только в содержании, но и в форме. Будет правомерным назвать его рассказом - трагедией, ибо трагедия всегда эпична по характеру конфликта и масштабам действующего героя, руко-

водимым в своих действиях не личными, а эпохальными императивами.

Все пишущие о рассказе обращают внимание на его лаконизм, но, в основном, ограничиваются констатацией этой особенности. Действительно, на тридцати с небольшим страницах Шолохов удивительно просто сумел показать смертельную схватку XX столетия. Французский писатель Ален Боске справедливо писал, что это «лучший рассказ нашего века» [5]. Лаконизм продиктован жанром: трагический герой должен раскрываться в действии. Именно таким способом передаётся его величие. Слово же должно быть точным и ёмким по содержанию. Удивительная простота и сжатость достигаются, в первую очередь, за счёт рассказчика: Андрей Соколов, может быть, неожиданно для себя рассказал историю своей жизни. Мужская исповедь о трагической судьбе, естественно, немногословна, в ней нет места словесной изощрённости. Герой рассказывает преимущественно о событиях и очень скупо о чувствах. Поскольку это человек из народа, речь его образна в той мере, в какой это свойственно его родной среде. Поэтому к слову Соколова следует относиться внимательно: читатель часто должен видеть больше, чем сказано героем. Шолохов своеобразно предупреждает читателя об этом. Андрей говорит о своей Иринке: «Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор» (37). Вот это - «в

о

упор» - и есть совет Шолохова читателям . Приведём только один пример. Андрей передаёт даже не слова, а жест немецкого солдата: «...показывает на дорогу, на заход солнца» (44). За этими словами не только указание направления - на Запад, но, одновременно, и оценка будущей жизни в плену.

Лаконизм и ёмкость содержания в полной мере свойственны авторскому слову. Это обнаруживается уже в выборе фамилий персонажей. Их всего три. Главный герой назван Андреем Соколовым. Ничего примечательного, на первый взгляд. Но в данном случае важно, что имя Андрей по-гречески - мужественный, храбрый. Это одно из древнейших христианских имен, зафиксированное в древнерусских памятниках уже в XI в. Фамилия героя - от названия сильной и ловчей птицы; в народном творчестве «сокол ясный» - это символ молодца.

8 Эту мысль по-своему выразил Л. Леонов: «Я высоко ценю изобразительную сторону литературы, но мне всегда хочется увидеть и внутренний, скрытый рисунок жизни. Рисунок в глубине - это и есть художественное мышление» [4].

Мюллер обращается к Андрею «русс Иван». Так немцы называли не только пленных, обезличивая всех. Тем самым Андрей причислен к миллионам воевавших русских людей. Имя Ванюшка также символично. Оно присоединяет его к этим миллионам.

Мюллер в переводе с немецкого - мельник. И два креста* на его груди, имеющих форму мельничных крыльев, как и знак свастики в центре, создают образ убийцы, перемалывающего огромное количество человеческих жизней, куда входили, возможно, не только пленные, но и часть немецкого населения. А то, что мельничные крылья могут крутиться впустую, т. е. в зависимости от ветра, углубляет-смысл фамилии и наград. Соединение фамилии с должностью -лагерфюрер - приобретает зловещий смысл (только в одной Польше было 1200 концентрационных лагерей).

И третья фамилия - Крыжнев. Ударение на первом слоге отчётливо выделяет этимологию этого слова. Крыж - название католического креста, а второе его значение - эфес шпаги. Крыжнев хотел не только поставить крест на своем прошлом, но и получить милость у врага готовностью выдать командира. Предатели, как известно, служили полицаями и получали оружие. Фамилия Крыжнев приобретает, таким образом, символическое значение: она обобщает судьбу не только единичного персонажа, но и тех, кто, решив поставить крест на человечности, поставил его на себе. В рассказе только три фамилии, и они в общей сложности представляют три силы: героический народ, фашизм и предательство. Другого на войне не бывает. Т. е., все фамилии носят не случайный характер, а-предельно обобщают те силы, которые изображены в рассказе, причём сами фамилии как бы предвосхищают судьбу всех названных персонажей: Крыжнев полагал быть победителем, а погиб позорной смертью, Мюллер «споткнулся» на Соколове, как это было и в жизни.

Самым очевидным выражением формы в произведении является композиция. О кольцевом построении рассказа, о смысловом значении этого приёма говорится в большинстве работ исследователей. Однако осталось незамеченным, что кольцевая композиция характеризует и повествование Андрея Соколова. Этот художественный приём позволяет передать эволюцию героя максимально экономными средствами, минуя слово, сохраняя эпическую значительность персонажа.

Андрей рассказывает о двух предателях. С первым он столкнулся в начале плена. Это -Крыжнев, а второй - безымянный, по вине кото-

poro вызвали Андрея к Мюллеру. С Крыжневым он расправляется как с опасным врагом. Поступок другого он называет подлостью, ибо понимает, что не каждый выстоит в нечеловеческих условиях лагеря. Устраняя Крыжнева, он защищает ещё и жизнь командира-мальчика. В другом случае он должен был защищать себя. Соколов наказал подлеца великодушием, распорядившись разделить «гостинец» на всех поровну.

Две сцены выпивки тоже соотнесены друг с другом. Об одной Андрей рассказывает, вспоминая свою молодость, когда был «здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много» (38). «Такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки» (37-38). Перед нами былинный герой, второй Васька Буслаев, демонстрирующий, как силушка по жилушкам похаживает. А в комендантской у Андрея уже нет дьявольской силы, он «с голоду пропадает». Но он по-прежнему обнаруживает богатырство, которое и спасает ему жизнь. Однако теперь оно предстаёт как подвиг, поскольку сила рождается в осознанном сопротивлении.

Явная параллель улавливается в сценах начала и конца плена. Сидя на земле и глядя снизу вверх на «чернявого», Андрей с явной насмешкой подаёт ему не только сапоги, но и портянки. Эта способность вести себя дерзко под дулом автомата говорит о силе человека. А в сцене у лагерфюрера то же чувство человеческого достоинства выражено не в форме издевки, а как сознательное сопротивление, когда он выпивает три стакана, не притрагиваясь к закуске: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались» (54).

Судьба Ванюшки является как бы зеркальным отражением судьбы Андрея во время войны. И хотя она передана не через цепь событий, а в рассказе ребенка, в нём повторяется то, что пережил взрослый. Ванюшка, как и Соколов, -сирота. Этот маленький оборвыш и внешне ничем не отличается от Андрея, представшего перед Мюллером в лохмотьях. Слова Ванюшки -«•я так долго ждал» - передают состояние Андрея во время двухлетнего плена. А его - «Я знал, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь!» (63) -выражение сущности характера того и другого.

Ещё одним свидетельством продуманности кольцевой композиции является рассказ Андрея о семье. В начале он ограничивается воспоминаниями о жене, о её ласковом и мудром отношении к нему. О детях же упоминается вскользь.

А рассказ о Ванюшке - это торжество даже не отцовского, а материнского чувства: сколько заботливости, нежности изливается на мальчика! Какие слова находит Андрей для Ванюшки: «малая птаха», «как воробей под стрехой», «свиристель»!9 «Ночью то погладишь его сонного, то. волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя» (64). Это, по существу, передача ребёнку того, чем наградила в своё время Иринка Андрея.

Так с помощью эпизодов, казалось бы, не связанных между собой, Шолохов предельно лаконично передает качественное изменение жизни, избегая указующего авторского перста.

Такие кольцевые повторы распространяются не только на эпизоды, но и на отдельные детали, которые и несут «скрытый рисунок жизни». К примеру, Андрей говорит случайному слушателю: «...идём с ним враздробь, как конь с черепахой», а затем появится слово «мерин». «Толстым мерином» назовёт Андрей Крыжнева, найдя точное определение духовно кастрированному человеку. Или еще одна деталь - о немце, который разул Соколова: «...губы тонкие, в нитку, и глаза с прищуром» (44). А вот слова Андрея при переходе линии фронта: «милый ты мой губошлеп» (57). В этих словах и осуждение красноармейца, принявшего его за фрица, и радость увидеть своего, не вымуштрованного, где даже «губы в нитку».

Всё сказанное позволяет сделать следующие выводы. Подход к рассказу под утлом зрения идей гуманизма помогает увидеть в произведении более сложную картину мира. Обнаруживается исторический срез в раскрытии самого гуманизма. С одной стороны - Соколов, главный герой, воплощает воистину великий характер, ибо героизм его естественен. Его героизм - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. С другой стороны - фашизм с его возвращением к эпохе варварства. Шолохов противополагает «очеловеченную» цивилизацию вырождению гуманизма. Это придаёт рассказу философский характер, а его название - «Судьба человека» - распространено на всех героев и тем самым отнесено ко всему человечеству. Перенос повествования о богатстве отцовских чувств Соколова .в конец произведения усиливает фило-

9 Всё это из разряда птиц, и Андрей Соколов из того же стана. А кожаное пальто, о котором вспоминает Ваня, позволяет предположить, что отец его был летчиком. Эти детали адресуют читателя к высокому, к небу.

софское звучание за счёт утверждения мысли о неистребимости человечности.

В рассказе «Судьба человека» мы обнаружили органическое единство эпического и трагического начал. Оно нашло выражение в конфликте произведения? в характере главного героя и в особенностях поэтики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 8 т. -М., 1960. - Т. 8.

2. Безыменский, Л. Особая папка «Барбаросса»

/Л. Безыменский.-М., 1973.

3. Лихачев Д. С. Три основы европейской культуры / Д С. Лихачёв // Наше наследие. -1991. -№ 6.

4. О Леонове. Сб. статей. - М., 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федь, Н. Мировое значение Шолохова / Н. Федь // «Московский литератор». - 2005.-№9-13.

6. http: //www.moslit.ru/nn/0513/5.htm

Кондюрина Эмилия Фёдоровна, доктор гуманитарных наук, Вильнюсу Литва.

УДК 811.161.1'366 С. В. РЯБУШКИНА

МИНИМИЗАТОРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: MICRO

Во второй статье цикла рассмотрена семантика словоэлемента МИКРО в современном русском, языке.

Ключевые слова: словообразование, квантификация, аффиксоиды, аналитические прилагательные

j

МИКРО... [от греч. micros - малый] - это первая часть сложных слов, которая вносит четыре основных значения: 1) «очень малый, мелкий. Микроавтобус, микроиздание, микросистемег»\ 2) «связанный с изучением или измерением очень малых предметов, величин. Микроанализ, микрозонд, микропалеонтология»; 3) «слабо проявляющийся. Микровзрыв, микроземлетрясение, микроявление»; 4) «миллионная часть основной единицы измерения, данной во второй части слова. Микроампер, микровольт, микрометр» [1]. Посмотрим, насколько семантика разных МИКРОслов может быть мотивирована этими значениями.

1. Слова-термины типа микросхема, микроскоп, микропроцессор и др. сложно истолковать только с помощью семантики составляющих элементов, так как свойства предмета не могут быть определены перечисленными значениями микро-. Например, микросхема - это не просто «маленькая, микроскопическая схема», а «электронная схема на полупроводниковом кристалле» (семантика компонентов актуализируется

С. В. Рябушкина, 2007

только в игровых «переводах» компьютерщиков: микросхема - мелкосхема, Microsoft - мелко-софт или даже мелкомягкий). Конечно, многие подобные слова - обычное заимствование. Впрочем, как отмечает Е. И. Голанова, «иногда трудно безоговорочно решить вопрос: перед нами заимствование или номинативная единица, созданная на русской почве» [2].

2. В наименованиях дольных единиц измерения -микрометр (микрон), микромоль и т. п. -реализуется значение «миллионная часть основной единицы измерения».

3. С этим же значением, непосредственно связаны термины микроволны, микроэлементы и т. п., но мотивировка слов - иная. Микроэлементы содержатся в живых организмах в количествах, измеряемых тысячными долями процента (то есть миллионные части химического состава организма). Биологи выделяют также химические элементы, еще менее представленные в живом, ультрамикроэлементы: В витаминных комплексах, присутствуют и необходимые для -жизнедеятельности человека макро-, микро- и ультрамикроэлементы: калий, магний, фосфор, кальций, натрий, железо, медь, кобальт, марганец, фтор, йод и даже золото [Красота & здоровье. 2004. № 3. С. 148].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.