Научная статья на тему 'Судьба актера Николая Коншина в музейном преломлении'

Судьба актера Николая Коншина в музейном преломлении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
PERSONAL EXHIBITION / EXPOSITION / ACTOR / THEATRE / EXHIBIT / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ / АКТЕР / ТЕАТР / ЭКСПОНАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хакимулина Ольга Николаевна, Анисимова Анастасия Олеговна

В создании персональной комплексной выставки «Театральная судьба в музейном преломлении» плодотворно использован историко-биографический метод. В нем воплощен специфический принцип анализа личности через историю ее становления и реализации. С его помощью мы раскрываем биографию выдающегося актёра Николая Сергеевича Коншина, судьба которого неразрывно связана с судьбой России. Местом проведения выставки была выбрана Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова. Составление единого тематического плана выставки обеспечило единство функциональной и художественной организации выставочного пространства, максимально полное раскрытие её тематики. Под выставку были заняты три помещения: фойе, в котором находились 3 витрины с подлинными предметами (первая рассказывала о личной жизни Николая Коншина, истории его семьи, вторая была посвящена театру, третья выявляла гражданскую позицию актера); коридор, где была размещена фотогалерея, и конференц-зал финальная зона, где были представлены книжные издания, брошюры и афиши концертов и бенефисов актера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fate of the actor Nikolay Konshin in the Museum''s refraction

In creating a comprehensive personal exhibition “Theatrical fate in the Museum's refraction” historical-biographical method is fruitfully used. It embodies the specific principle of analysis of the personality through the history of its development and implementation. With his help we reveal the biography of the famous actor Nikolay Sergeevich Konshin, whose fate is inextricably linked with the fate of Russia. Smolensk regional children's library named after I. C. Sokolov-Mikitov was chosen as the venue of the exhibition. The creation of a single thematic plan of the exhibition provided a unity of functional and artistic organization of the exhibition space, the most complete disclosure of its subjects. Three rooms were occupied for the exhibition: the foyer in which there were 3 showcases with authentic objects (the first one was about the personal life of Nikolay Konshin, the history of his family, the second one was devoted to the theater, the third one revealed the civic position of the actor); the corridor where the photo gallery was located, and meeting space the final area, where the books, brochures and posters of concerts and benefit performances of the actor were presented.

Текст научной работы на тему «Судьба актера Николая Коншина в музейном преломлении»

ПЕРСОНАЛИИ

УДК 069.064

А. О. Анисимова, О. Н. Хакимулина

СУДЬБА АКТЕРА НИКОЛАЯ КОНШИНА В МУЗЕЙНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

21 апреля 2017 г. в Смоленской областной детской библиотеке имени И. С. Соколо-ва-Микитова открылась необычная выставка, посвященная дню рождения заслуженного артиста России Н. С. Коншина. Это комплексный проект библиотеки, Смоленского государственного института искусств, Смоленского отделения Союза театральных деятелей России, а также семьи актера.

Илл. Фойе Смоленской областной детской библиотеки накануне открытия выставки

Особое место в экспозиции занимала витрина, связанная с фамилиями Коншиных и Соколовых, здесь представлены книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова1, книги об усадьбах Смоленщины2, где упоминаются имена Соколовых и Коншиных, фотографии, архивные документы Государственного архива Смоленской области3, в которых приводятся факты об имении Коншиных в Щекине, приобретенном «Товариществом мануфактур Н. Н. Коншина», родине отца писателя И. С. Соколова-Микитова, месте, где покоится прах его деда. Также мы знакомили посетителей выставки с родословной Коншиных4:

1 Соколов-МикитовИ. С. Собр. соч.: в 3 т. М., 2006. Т. I. С. 6, 36-41, 52-57, 64-69, 104-105, 234-235, 238-239.

2 ДеверилинаН. В. «Я посетил тебя пленительная сень...». Смоленские усадьбы и их владельцы. Смоленск: Маджента, 2014. С. 146-151.

3 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 653. Оп. 2. Д. 54. Л. 19-19 об.

4 Указ Правительственному Сенату // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 23. Д. 6327. Л. 1.

предки Николая Сергеевича ведут свой род от Серпуховских посадских людей и известны с середины XVI в. Учрежденное в 1877 г. «Товарищество Мануфактур Н. Н. Коншина» в Серпухове было новым предприятием. Возникновение фабрики Коншиных, изготовлявшей полотно и парусину, относится к XVIII в., к первому периоду русской фабричной деятельности. По семейному преданию, именно Коншиным делал заказы на парусину для первых военных кораблей Петр I. Благодаря мерам, предпринятым Петром Великим в стремлении поднять производительные силы России, возникли многие казенные заводы, частные фабрики (суконные, полотняные, парусинные). Одному из представителей рода Коншиных за заслуги в деле производства парусины, столь необходимой для строившегося тогда русского флота, Петром Великим была жалована грамота на личное дворянство.

В Российском государственном историческом архиве (СПб) сохранился Указ Правительствующему Сенату, в котором говорится, что «во внимание 200-летней деятельности рода Серпуховских купцов Коншиных и в воздаянии их заслуг на пользу отечественной торговли и промышленности», представителям рода, потомственным почетным гражданам Ивану (1828-1899), Николаю (1833-1918) и Максиму (1837-1898) Коншиным жалуется «потомственное дворянское Нашей Империи достоинство. На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: „Александр" Гатчина, 28 марта 1882 год»5.

Упомянутый в этих документах Николай Николаевич Коншин (1833-1918) приходился смоленскому актеру Н. С. Коншину прапрадедушкой. Это тот самый «старик Коншин», которому несколько абзацев посвящает И. С. Соколов-Микитов в повести «Детство» (в частности см. главы: «Осеки», «Мать», «Переезд», «Деревня»). Николай Николаевич Коншин-старший, основатель «Товарищества мануфактур Н. Н. Коншина», был владельцем Калужских Осеков. Отец Ивана Сергеевича Соколова-Микитова служил там приказчиком по лесному делу. Для Николая Сергеевича Коншина ценность представляло описание прапрадеда. Так, например, читаем в главе «Осеки»: «Старик Коншин, владелиц Калужских Осеков был умен, проницательно зорок... отчетов не требовал, бумажных дел и донесений не терпел. Посмотрит в глаза—человека видит насквозь»6. Жила семья Соколовых в новом хозяйском доме, окруженном со всех сторон вековым бором, над самой крышей конторы ночью и днем шумели высокие сосны... Иван Сергеевич оставил нам описание этих мест: «нетронутого леса, живописных лесных полян, величественных сосен, источающих смолистый запах, бесчисленные голоса птиц»7. В главе «Переезд» сообщается о том, что отцу будущего писателя совсем не хотелось уезжать из Осеков, но доводы брата, Сергея Никитича, также служившего у Коншиных, оказались сильнее (в первую очередь необходимость иметь собственный дом на Смоленщине—родине Соколовых). Позже Сергей Никитич в какой-то степени жалел о переезде из Осеков: «он почувствовал себя не у дел. Да и не хватало денег на жизнь, пришлось искать службу». И он поступил сборщиком денег. Не беремся утверждать, но, возможно, в какой-то степени работа отца у купцов Коншиных позволила Ивану Сергеевичу и его брату иметь в детские годы много свободного время для общения с природой и ее сказочно поэтическим миром, чего были лишены многие их сверстники. Что касается

5 Поколенная роспись рода Коншиных. Серпуховский род Коншиных / сост. Н. В. Тутолмин. СПб., 2002 (на правах рукописи).

6 Соколов-Микитов И. С. Собр. соч. Т. I. С. 6, 36-41, 52-57, 64-69, 104-105, 234-235, 238-239.

7 Там же.

«вырождения» семьи миллионера Коншина, можно поспорить, по крайней мере, относительно прадеда Николая Сергеевича—Николая Николаевича-1 (1854-1883). Он окончил Оксфордский университет, изучал текстильное дело в Манчестере. Он готов был продолжить дело отца, но рано умер8. Дед Николая Сергеевича—Николай Николаевич Коншин-Ш (1879-1913) также окончил Оксфордский университет, состоял членом правления мануфактур, одно время являлся директором правления, но в 34-летнем возрасте скончался в Сан-Ремо, где лечился от туберкулеза.

Его жена—Екатерина Петровна (урожденная Рубан, 1877-1941)—в 1937 г. была арестована как член «контрреволюционной группы» и приговорена к 10-ти годам лишения свободы, в 1941 г. скончалась в одном из лагерей Коми АССР. Ей было 64 года9. Отец Николая Сергеевича—Сергей Николаевич (1908-1964) не продолжил семейное дело. Он был музыкантом, первоначальное музыкальное образование получил дома. Его первой учительницей игры на фортепиано была выпускница Московской консерватории Е. В. Прокунина, дочь известного собирателя народных песен и композитора В. В. Про-кунина, ученика П. И. Чайковского. Сергей Николаевич закончил музыкальный техникум им. А. Н. Скрябина в Москве (ныне—Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), брал уроки у профессора Константина Николаевича Игумнова (известно, что игумновская пианистическая школа отличалась особой красотой звука, изумительной кантиленой)10. Во время учебы Сергей познакомился с Дмитрием Кабалевским и Львом Обориным. Этой юношеской дружбе он остался верен до конца жизни. Сергей Николаевич собирался поступать в консерваторию. Однако революционные события в России нарушили все планы молодого талантливого пианиста. Музыкальная карьера была прервана обрушившимися на семью репрессиями. В декабре 1932 г. Сергея Николаевича арестовали и постановлением тройки Московской области осудили по 58-й статье. Приговор —10 лет лагерей. Позже этот срок был продлен: отец Николая Сергеевича провел на Колыме пятнадцать лет, с 1932 по 1947 г. Много лет спустя он напишет о том времени: «Это же был сплошной героизм, никем не замечаемый и нецени-мый... В рваных палатках, в рваной одежде, голодные—и каждый день строили телефонные линии через тайгу, горы, бурные реки. Все на горбу, и тяжелые свинцовые столбы, и „бухту" проволоки. То по горло в снегу, то по горло в ледяной воде. Месяцами я оставался один за начальника среди своры уголовников, которые резались, дрались, обворовывали все на пути, и меня в том числе. А был я их командир, и учитель, и судья; и умел их заставлять работать и творить чудеса... Я и сейчас помню наизусть все пройденные мною километры; где какой столб как поставлен, где ненадежные места, где болото, где плавун, где подземный лед. А прошел я тысячи километров»11. В 1950 г. С. Н. Коншин был арестован вновь и выслан в Петропавловск Северо-Казахстанской области, где родился Николай Сергеевич, четвертый ребенок в семье.

В 1957 г. С. Н. Коншин был реабилитирован, а в 1959 г. семья смогла перебраться из Казахстана во Владимир, где Сергей Николаевич работал завучем музыкальной школы № 1. С 1962 г. он заведовал всеми музыкальными учреждениями Владимирской области. На этом поприще он явился просветителем музыкальной жизни Владимира, приглашая многих известных музыкантов, в том числе своих друзей Л. Н. Оборина

8 Поколенная роспись рода Коншиных.

9 Коншин Н. С. «Николай Коншин рассказывает...» // Край Смоленский. 2017. № 1. С. 5-14.

10 Лисюкова Л. С. «Норильская Голгофа» // Край Смоленский. 2014. № 11. С. 39.

11 Коншина Е. С. С. Н. Коншин—пианист, музыкальный просветитель. М., 2005. 17 с.; ил.

и Д. Б. Кабалевского12. Сергей Николаевич сыграл большую роль в жизни сына: он привил ему любовь к музыке. Не случайно в экспозиции появились ноты песни «Прощайте, скалистые горы». Ее четырехлетний Коля исполнял под аккомпанемент отца. Сергей Николаевич ушел из жизни в 1964 г., когда Коле Коншину исполнилось 9 лет.

Помимо отца на формирование творческой личности Николая Сергеевича оказали влияние его мама, Наталья Альфредовна, в юности бравшая уроки пения у знаменитой артистки оперы Е. М. Серно-Соловьёвич в Петербурге, старшие брат и сестры, бабушка, известная петербургская актриса, выступавшая под псевдонимом «Негина», дядя Михаил Николаевич Коншин, известный актер.

Своих родных дедов Николай Сергеевич лично не знал, но судьба была благосклонна к нему. Он обрел дедушку в лице Василия Витальевича Шульгина. В. В. Шульгин и отец Николая, Сергей Николаевич Коншин, как реабилитированные жертвы сталинских репрессий получили жилье в городе Владимире. В. В. Шульгин и Коншины оказались соседями по дому. Василий Витальевич охотно общался с молодым поколением Коншиных. Они много времени проводили вместе. Николай с братом и сестрами писали под диктовку Василия Витальевича его воспоминания. Сохранилась книга В. В. Шульгина «Дни», которую автор подарил своему юному другу Коле Коншину. Книга экспонировалась на выставке.

Юный Николай мечтал стать оперным певцом, в школьном хоре он был запевалой. За достижения в исполнительской деятельности Николай получил награду—путевку в международный лагерь Артек. В одном из интервью он признался, что чувствовал себя тогда героем школы. Его мечтам суждено было сбыться, но он стал не оперным певцом, а драматическим актером.

В 1972 г. Николай Сергеевич поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко.

В семейном архиве Николая Сергеевича сохранилась переписка времен обучения в Школе-студии МХАТ с тетушкой, заслуженной артисткой РСФСР Евгенией Эдуардовной Бибер (1891-1974)13. Позволим себе привести текст одного из писем, написанного в октябре 1972 г.: «Милый Коленька! Ваше письмо получила. Очень ему обрадовалась. В моем одиночестве, так приятно читать о юности, о первых впечатлениях от самостоятельной жизни, о первых творческих шагах. Чудесное время Вы переживаете. Помогай Вам Бог, и сам не плошайте. Насчет того, что не налаживается дружный, творческий коллектив, не горюйте. Сейчас больше в моде: „Всяк для себя—Бог для всех!" А вот если б Вы познакомились с Павлом Васильевичем Симоновым (он работает в Студии Станиславского). Сам он физиолог, а в студии читает лекции, не то педагогам, не то учащимся, конечно, по своему предмету. Он же друг Ефремова. Это чудесный человек! Умный, простой, добрый, словом Человек № 1! И семья у него чудесная. Очень милая, культурная жена. Сын—будущий дипломат. Дочь—Женичка. Только что поступила в Студию Вахтангова. Чудесная девочка. Поет, танцует, умненькая, веселая, затейница. Вероятно, Ваша студия и студия Вахтангова—антиподы. Вы бы вероятно бы спорили. Да это ведь не беда. В спорах рождается истина. Обычно молодость не слушает старших. А Вы в виде исключения—послушайте меня и обязательно сделайтесь желанным гостем в семье

12 Поколенная роспись рода Коншиных.

13 Андреевская Г. Д. Бибер Евгения Эдуардовна // Балет: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 74; Красовская В.М. Русский балетный театральный XX век // Танцовщики. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. С. 413-417.

Симоновых. Отец Павла Васильевича восстановил в Петродворце фонтан „Самсон". Я не поняла, в чем должна заключаться порученная Вам самостоятельная работа? Что ли Вы должны приготовить сценки, из названных Вам произведений, или что? А какое Ваше будущее амплуа? Трагик, комик, резонер? Прошу Вас мне писать, может, когда и придет охота? Пишите обо всем, Мне все, все ужасно интересно. Я буду Вам очень благодарна. Будьте здоровы! Работайте на все 100 %. Желаю Вам успехов. Очень за Вас рада, что Вы пошли этой дорогой. Е. Бибер»14.

В этом письме вся Евгения Эдуардовна—внимательный старший друг, мудрый наставник, человек, живо интересующийся творческими проблемами юного поколения.

В 1976 г. Николай Сергеевич оканчивает МХАТ. Его приглашали сразу три московский театра: имени Гоголя, Ермоловский и Пушкинский. Но для работы в Москве требовалась прописка, которую в то время потомок знатного рода получить не мог. Поэтому он уехал в Тулу, где познакомился со своей будущей супругой, Людмилой Степановной Лисюковой, с которой они прожили почти 40 лет. Вместе они работали в Туле, потом переехали во Псков, в Пермь, а с 1981 г. поселились в Смоленске.

Основная творческая биография Николая Сергеевича связана со Смоленским государственным драматическим театром им. А. С. Грибоедова, которому он отдал 35 лет своей жизни. На выставке актерская биография представлена в отдельной витрине и в фотогалерее. В экспозиции выставки представлены два театральных костюма, в которых Николай Сергеевич играл на смоленской сцене: черный фрак, в нем было сыграно более пяти ролей, и костюм Гаева из пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова. В витрине представлены программы к спектаклям с участием Николая Сергеевича, бережно переписанные роли, грим. Отличительной чертой Коншина как актера было то, что каждую роль он бережно переписывал и вел дневник своих героев, изучая их как личность. Без преувеличения можно сказать, что такой подход к работе может служить образцом для начинающих актеров, пособием для изучения классических произведений с целью воплощения их на сцене. В экспозиции выставки представлен «дневник» Молчалина.

Помимо работы в театре, актер играл и в кино. Еще в детстве он участвовал в массовке знаменитой картины А. Тарковского «Андрей Рублев». Потом были эпизоды в фильмах «Государственная граница», «Обрыв», «Потерянные в раю» и других.

Талант актера ярко проявился на центральных телевизионных каналах—ВГТРК «Культура» (студия «Центр национального фильма») и «Россия — 1». Николай Сергеевич принял участие в озвучивании масштабных проектов: «Москва—Берлин. Завтра—война», «Время прощения», «С немцами против Гитлера», «Один из пяти миллионов», «Вайда. Краски».

Кинематографическая судьба Николая Сергеевича пересеклась и с темой Гулага. В фильме «Норильская Голгофа» В. Сапрынского (Россия — 1), Николай Сергеевич сыграл роль полковника НКВД Кузнецова. При просмотре картины замечаешь, что эта тема по-настоящему близка актеру. Вот что говорил Николай Сергеевич в связи с участием в фильме: «Эта тема близка всем тем, чьи родственники прошли ГУЛАГ, как мой отец, его мать и братья (один из которых был расстрелян в Сандормохе), другие родственни-ки—как со стороны отца, так и со стороны мамы. Все они впоследствии были реабилитированы, но их жизнь закончилась рано... Безусловно, мой герой—М. В. Кузнецов не до конца духовно мертв. За строгостью и сухостью полковника виден человек, который сам находится в страшных „жерновах" истории. В нем еще осталось, несмотря

14 Из личного архива семьи Коншиных.

ни на что, человеческое начало. И вот эта надежда на духовное прозрение в человеке, а, возможно, впоследствии и духовное возрождение (недаром он был отстранен от своей должности) мне интересны. С режиссером В. Б. Сапрынским мы сразу нашли общий язык и во взглядах на историю, и на искусство. Интересно было встретиться с человеком, по-настоящему творческим, глубоким, умным и деликатным. Особенно приятно то, что Виктор Борисович начинал свой творческий путь на Смоленском телевидении»15.

Голос Николая Сергеевича знает без преувеличения каждый житель Смоленска. Именно он 21 год озвучивал парады Победы. За пронизывающий до глубины души голос —дар Божий—его стали называть «Смоленским Левитаном». Судьба подарила ему лично встречу с Ю. Б. Левитаном. В 1973 г., к празднованию 30-летия замечательного театрального заведения, Школы-студии МХАТ, Николаю Коншину дали задание разыскать знаменитого диктора—Юрия Борисовича Левитана и попросить его записать текст сводки Совинформбюро. Благодаря справочному бюро студент второго курса Николай Коншин договорился о встрече с Юрием Борисовичем. «Никогда бы не подумал, что Левитан, обладающий таким сильным голосом, был на самом деле такого невысокого роста»,—вспоминал Николай Сергеевич16. Речь, которую записал Юрий Борисович, потрясла всех, настолько она была пронзительной. Для старшего поколения голос Левитана ассоциируется и с Великой Отечественной войной, и с полетом Юрия Гагарина в космос, и со многими значимыми событиями не только в истории страны, но и в личной жизни.

В семейном архиве Коншиных сохранились тексты парадов Победы. Некоторые из них, как может показаться на первый взгляд, в небрежном состоянии. Однако это не так. Николай Сергеевич всегда был очень аккуратен, а на бумаге остались следы дождя. Вести парады Победы приходилось в разных погодных условиях. Бережно относился актер к Георгиевским ленточкам, две из них были помещены в экспозиции. Там же были представлены пропуска на трибуны. Отметим также, что Николай Сергеевич с 1984 г. был ведущим городских демонстраций, митингов, правительственных концертов.

Интерес к личности Николая Сергеевича существовал всегда. Часто журналисты, узнав о его родословной, задавали почти один и тот же вопрос: есть ли в нем, Николае Сергеевиче, что-то «коншинское». На это он всегда отвечал: «Да. Творческое начало и историческая память». И добавлял: «Фабрикант, наверно, из меня не получился бы. Я не умею зарабатывать деньги, не могу рассчитать свою нищенскую актерскую зарплату... Искренне завидую деловитости, трудолюбию, упорству, высокой духовности, нравственности моих предков. Это были глубоко верующие люди, и почитание Бога являлось источником силы русского предпринимательства. Ведь многие сделки на крупные суммы заключались без оформления каких-либо документов. Достаточно было слова, как говорили, „ударили по рукам". Православие было основой уклада семьи, воспитания детей. Отсюда проистекают и благотворительность, меценатство, пожертвование в монастыри, храмы, строительство церквей, богаделен, приютов, больниц. Вот всей этой памятью и традициями я и богат»17.

Информация о статье Авторы: Хакимулина Ольга Николаевна — кандидат исторических наук, доцент, Смоленский государственный институт искусств, Смоленск, Россия, [email protected];

15 Лисюкова Л. С. «Норильская Голгофа». С. 39.

16 Коншин Н. С. «Николай Коншин рассказывает...». С. 5-14.

17 Род, прославивший Россию (интервью с Н. С. Коншиным) // Вдохновение. 1997. № 12. С. 15-16.

Анисимова Анастасия Олеговна—студент, Смоленский государственный институт искусств, Смоленск, Россия, [email protected]. Заглавие: Судьба актера Николая Коншина в музейном преломлении. Абстракт: В создании персональной комплексной выставки «Театральная судьба в музейном преломлении» плодотворно использован историко-биографический метод. В нем воплощен специфический принцип анализа личности через историю ее становления и реализации. С его помощью авторы раскрывают биографию выдающегося актера Николая Сергеевича Коншина, судьба которого неразрывно связана с судьбой России.

Местом проведения выставки была выбрана Смоленская областная детская библиотека им. И. С. Соколова-Микитова. Составление единого тематического плана выставки обеспечило единство функциональной и художественной организации выставочного пространства, максимально полное раскрытие ее тематики. Под выставку были заняты три помещения: фойе, в котором находились 3 витрины с подлинными предметами (первая рассказывала о личной жизни Николая Коншина, истории его семьи, вторая была посвящена театру, третья выявляла гражданскую позицию актера); коридор, где была размещена фотогалерея, и конференц-зал—финальная зона, где были представлены книжные издания, брошюры и афиши концертов и бенефисов актера. Ключевые слова: персональная выставка, экспозиция, актер, театр, экспонат.

Список литературы

Андреевская, Г. Д. Бибер Евгения Эдуардовна // Балет: Энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1981. С. 74.

Деверилина, Надежда Владимировна. «Я посетил тебя пленительная сень...». Смоленские усадьбы и их владельцы. Смоленск: Маджента, 2014.

Коншин, Николай Сергеевич. «Николай Коншин рассказывает...» // Край Смоленский. 2017. № 1. С. 5-14.

Коншина, Елена Сергеевна. С. Н. Коншин—пианист, музыкальный просветитель. Москва, 2005. 17 с.; ил.

Красовская, Вера Михайловна. Русский балетный театральный XX век // Танцовщики. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2009. C. 413-417.

Лисюкова, Людмила Степановна. «Норильская Голгофа» // Край Смоленский. 2014. № 11. C. 39.

Поколенная роспись рода Коншиных. Серпуховский род Коншиных / сост. Н. В. Ту-толмин. Санкт-Петербург, 2002 (на правах рукописи).

Род, прославивший Россию (интервью с Н. С. Коншиным) // Вдохновение. 1997. № 12. Соколов-Микитов, Иван Сергеевич. Собрание сочинений: в 3 т. Москва, 2006. Т. I.

Information on article Authors: Khakimulina Olga Nikolaevna—PhD in History, Associate Professor, Smolensk State Institute of Arts, Smolensk, Russia, [email protected];

Anisimova Anastasia—student, Smolensk State Institute of Arts, Smolensk, Russia, anastasia. [email protected].

Title: The fate of the actor Nikolay Konshin in the museum refraction. Abstract: In creating a comprehensive personal exhibition "Theatrical fate in the Museum refraction" historical-biographical method is fruitfully used. It embodies the specific principle of analysis of a personality through the history of its development and implementation. With its

help we reveal the biography of the famous actor Nikolay Sergeevich Konshin, whose fate is inextricably linked with the fate of Russia.

Smolensk regional children's library named after I. C. Sokolov-Mikitov was chosen as the venue of the exhibition. The creation of a single thematic plan of the exhibition provided a unity of functional and artistic organization of the exhibition space, the most complete development of its subjects. Three rooms were occupied by the exhibition: the foyer in which there were 3 showcases with authentic objects (the first one was devoted to Nikolay Konshin's private life, the history of his family, the second was devoted to the theater, the third revealed the civic position of the actor); the corridor where the photo gallery was located, and meeting space—the final area, where the books, brochures and posters of concerts and benefit performances of the actor were presented.

Keywords: personal exhibition, exposition, actor, theatre, exhibit.

References

Andreevskaya G. D. Biber Evgeniya Eduardovna, in Ballet: Encyclopedia. Moscow, Soviet encyclopedia Publ., 1981, p. 74 (in Russian).

Deverilina N. V." Ya posetil tebya plenitelnaya sen..." Smolenskie usadbi I ih vladelci ["I visited you enchanting adobe... " Smolensk estates and their owners]. Smolensk, Magenta Publ., 2014, pp. 146-151 (in Russian).

Konshin N. S. "Nikolai Konshin rasskasivaet..." ["Nickolai Konshin says..."], in The region of Smolensk, 2017, no. 1, pp. 5-14 (in Russian).

Konshina E. S. S. N. Konshin —pianist, musikalni prosvetitel [S. N. Konshin—a pianist, music educator]. Moscow, 2005. 17 p. (in Russian).

Krasovskaya V. M. Russki baletni teatralni XX vek [Russian ballet theatrical 20th century], in Tancovtschici [Dancers]. Saint Petersburg, Lan, Music Planet Publ., 2009, pp. 413-417 (in Russian).

Lisukova L. S. "Norilskaya Golgofa" ["The Calvary of Norilsk"], in The region of Smolensk, 2014, no. 11, p. 39 (in Russian).

Rod, proslavivshi Rossiyu (interviyu s N. S. Konshinim) [The family which glorified Russia (the interview with N. S. Konshin)], in Inspiration, 1997, no. 12 (in Russian).

Sokolov-Mikitov I. S. Sobranie sochchinenij, 3 vols. Vol. 1 [Collected works in 3 vols. Vol. 1]. Moscow, 2006. 464 p. (in Russian).

Tutolnin N. V. (ed.). Pokolennaya rospis roda Konshinih. Serpuhovski rod Konshinih [Generational chart of the Konshins' ancestors. The Konshins' family of Serpuhov]. Saint Petersburg, 2002 (unpublished) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.