СУД ПРИСЯЖНЫХ В АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
Черник Мария Владимировна, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: chernik-max@mail.ru
В статье исследован региональный опыт преобразований системы судоустройства и судопроизводства, в связи с введением положений Судебной реформы 1864 г. в полном объеме на территории Астраханской губернии. Рассмотрена деятельность министерства юстиции по изменению системы судебных органов в регионе и выявлены социально-экономические особенности жизни Астраханской губернии, повлиявшие и на формирование, и деятельность института присяжных заседателей, рассмотрены организационные основы и социальный состав суда присяжных. В результате автор приходит к заключению, что на процесс формирования организационной структуры и деятельности суда присяжных заседателей в Астраханской губернии повлиял ряд факторов как общероссийского, так и местного уровней.
Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, судебная реформа, министерство юстиции, Астраханская губерния, судебные уставы
JURY IN THE ASTRAKHAN PROVINCE AT THE END OF THE XIX CENTURY:
FEATURES OF FORMATION
Chernik Mariya V, Post-graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Fedration
E-mail: chernik-max@mail.ru
The article investigates regional experience of transformations of system of judicial system and legal proceedings, in connection with in conducting provisions of Judicial reform of 1864 in full in the territory of the Astrakhan province. Projects of the Ministry of Justice on change of system of judicial authorities in the region are considered and the social and economic features of life of the Astrakhan province which affected and on formation, and activity of institute of jurors are revealed, organizational basics and social composition of a jury are covered. As a result the author comes to conclusion that process of formation of organizational structure and activity of a jury of assessors in the Astrakhan province was influenced by a number of factors of both the all-Russian, and local levels.
Keywords: jury, jurors, judicial reform, Ministry of Justice, Astrakhan province judicial charters
1 октября 1894 г. в Астрахани был открыт Астраханский окружной суд. С учреждением окружного суда на всей территории Астраханской губернии, за исключением территорий Внутренней киргизской орды и калмыцких кочевий, вводились в действие в полном объеме Судебные уставы Александра II. Однако, новый суд открывался без введения института присяжных заседателей ввиду того, что в Астраханской губернии, по словам губернского предводителя дворянства Х.Н. Хлебникова, «полуинородческой и отдаленной» не нашлось достаточное количество претендентов, которые могли бы стать присяжными. Министерством юстиции было принято решение отложить введения суда присяжных.
Подготовка к введению этого института в Астраханской губернии велась министерством юстиции на протяжении нескольких лет. 14 марта 1891 г. министерство юстиции внесло в Государственный совет на рассмотрение предложение о введении судебной реформы на территории Астраханской губернии в полном объеме. Государственный совет, в заседаниях 25 ноября и 2 декабря 1891 г. рассмотрев данный проект, предложил министерству юстиции сначала рассмотреть вопрос о возможно-
315
сти введения в Астраханской губернии суда присяжных, а затем представить предложения о распространении на губернию реформы в полном объеме. Так как открытие окружного суда без института присяжных заседателей противоречило самой идее введения реформы в полном объеме.
26 апреля 1892 г. министерство юстиции направило астраханскому губернатору Н.Н. Тевяшову циркуляр, в котором просило организовать сбор сведений о лицах, которые могли бы в будущем стать присяжными заседателями.
Астраханским губернатором, согласно циркуляру министерства юстиции, была образована Временная комиссия под председательством Астраханско-Красноярского уездного предводителя дворянства, для составления списков лиц, которые могли бы стать присяжными заседателями по Астраханскому, Красноярскому уездам и городу Астрахани [8, л. 1]. Н.Н. Тевяшов просил городского главу представить сведения, относительно лиц из числа купеческого сословия, которые согласно статьям 81-82 Учреждения Судебных Установлений (УСУ), могли бы подлежать включению в эти списки. Временной комиссии, учрежденной губернатором, по всем кандидатам необходимо было собрать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, вероисповедание и образование. Необходимо было выяснить, сколько лет тот или иной кандидат проживал в городе Астрахани, а так же указать основание для включения в список. Итогом работы комиссии стал список, состоявший из 146 фамилий лиц из числа купеческого сословия. 9 апреля 1892 г. астраханским губернатором в министерство юстиции было отправлено журнальное постановление особого совещания по вопросу суда присяжных с приложением сведений о лицах, которые могли бы стать присяжными заседателями. Министерство юстиции признала работу неудовлетворительной, указав, что сведения не полные, а кандидатов слишком мало. Следовало по представленным кандидатам сведения уточнить, а так же расширить представленные списки, о чем сообщалось астраханскому губернатору в циркулярах от 15 марта и 8 апреля 1893 г.
В мае 1893 г. Н.Н. Тевяшов, вновь создал Временную комиссию под председательством предводителя дворянства Астраханско-Красноярского уезда. Так как список из кандидатов, состоящий из представителей купеческих фамилий, был признан неполным и недостаточным, было решено дополнить его лицами, служащими по городскому управлению. Городским главой был предоставлен список потомственных и личных почетных граждан города Астрахани, которые могли бы подлежать включению в списки присяжных заседателей. Список состоял из 42 фамилий в него вошли астраханские купцы первой и второй гильдии [8, л. 30]. Таким образом, по мнению губернских властей, присяжными заседателями могли быть только 188 человек. Количество претендентов представленных местными властями было признано вновь недостаточным, так как статья 100 УСУ четко регламентировала точное число лиц вносимых в очередной список присяжных заседателей: по уездам, в которых проживало более ста тысяч жителей - четыреста лиц, а по уездам, в которых менее ста тысяч жителей - двести. Население Астраханской губернии непрерывно росло: если в 1872 г. оно составляло 468 тыс. 525 человек [13, с. 7], в 1889 г. - 490 тыс. жителей [12, с. 36], то по переписи 1897 г. уже насчитывало 1 млн 3 тыс. 550 чел. Губернские власти сознательно не включали в списки крестьян и ориентировались, главным образом, на состоятельных и знатных горожан. Это было обусловлено стремлением не допустить к участию в отправлении правосудия малограмотные и необразованные слои населения.
30 июня 1893 г. товарищ министра юстиции Горемыкин сообщил в министерство внутренних дел, что, так как сведения о введении суда присяжных представленные губернской властью не полные и недостаточные, то дальнейшее движение дела о преобразовании судебной части в Астраханской губернии неизвестно. Министерство юстиции предложило окружной суд открыть осенью 1894 г., а суд присяжных ввести позднее, когда будут соблюдены все необходимые условия и проведены подготовительные мероприятия.
Переписка по данному вопросу между министерствами и ведомствами продолжалась еще 4 года, после открытия Астраханского окружного суда.
Учредить суд с участием суда присяжных заседателей в Астрахани было решено высочайше утвержденным мнением Государственного совета с 1 июля 1898 г.
В марте 1898 г. распоряжением губернатора М.А. Газенкампфа были образованы пять комиссий для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. В состав каждой из комиссий вошли: уездный член окружного суда, земский начальник, городской судья, исправник и товарищ прокурора, а в астраханскую комиссию, кроме того, председатель мирового съезда, мировые судьи, а так же полицмейстер. Руководили работой председатели уездных съездов. В комиссии эти, по мнению председателей, могли быть приглашены с правом голоса, судебные следователи, податные инспекторы и назначены местные владельцы недвижимой собственности, с утверждения губернатора [2, с. 2]. Министерство юстиции, озабочиваясь своевременным осуществлением реформы по введению суда присяжных заседателей в Астраханской губернии, постановило сроки по составлению и опубликованию списков, установленные законом, заменить на 1898 г. другими - вместо 1 июня, 1 октября и первых чисел декабря назначить - 15 апреля, 15 мая и 15 июня [2, с. 3].
Присяжным заседателем мог стать российский подданный в возрасте от 25 до 70 лет. Для кандидатов были установлены ценз оседлости (два года) и имущественный ценз. Количество земли, дающее право внесение в списки присяжных заседателей для Астраханской губернии было определено в 20 десятин [1, с. 2]. По закону 28 апреля 1887 г. изменившему порядок, установленный судебными уставами 1864 г., служебный ценз потерял свое значение. Отныне для лиц, вносимых в общие списки присяжных заседателей, стала учитываться не занимаемая должность, а только размеры дохода. По мнению многих исследователей, все эти изменения главным образом преследовали цель ограничения доступа в состав присяжных заседателей неимущих слоев населения, гласным образом, крестьян. В присяжные заседатели не допускались состоящие под судом и следствием, подвергшиеся заключению в тюрьме или более строгому наказанию, находившиеся под судом. Препятствием являлось и не знание русского языка. В тоже время нерусская национальность и даже неправославное вероисповедание в расчет не принимались, законом предусматривалась возможность приведения к присяге лиц неправославного вероисповедания. Для Астраханской губернии население, которой отличалось от других губерний национальным и религиозным многообразием данное условием во многом стало ключевым.
Не подлежали внесению в списки присяжных заседателей: священнослужители и монашествующие, все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе, а так же те из гражданских чиновников, которые находились при войсках или служили по военно-судной части в военном и морских ведомствах. Кроме того не могли быть внесены в данные списки и учителя народных школ [14, с. 40-41].
На основании общих списков заседателей комиссии составляли очередные списки, которые публиковались в Астраханских губернских ведомостях. В очередные списки вносились лица, подлежащие призыву в суд в течение следующего года. Так, например, в 1898 г. в Астрахани в очередные списки было включено 474 фамилии [3, с. 1].
Объявить «драгоценную монаршею милость» - дарование Астраханской губернии суда присяжных было поручено императором министру юстиции Н.В. Муравьеву [4, с. 2].
9 июня 1898 г. Н.В. Муравьев на казенном пароходе «Межень» прибыл из Саратова. Министра юстиции сопровождали директор департаментов министерства юстиции, тайный советник Шмамен и действительный статский советник Манухин, прокурор Саратовской судебной палаты действительный статский советник Арнольд, исполняющий обязанности инспектора главного тюремного управления в должности шталмейстера Гартонг и чиновник особых поручений при министре статский советник Малам.
На украшенной флагами и зеленью пристани министр был встречен начальником губернии, чинами судебного ведомства, представителями города и городским головой, которые преподнесли гостям хлеб-соль [5, с. 2].
После представления находящихся на пристани должностных лиц министр отправился в Астраханский окружной суд, где соборным протоиреем отцом Гавриилом было отслужено торжественное молебствие по поводу предстоящего (с 1 июля 1898 г.) введения в Астраханской губернии суда присяжных заседателей. После окончания молебствия и осмотра помещений суда Н.В. Муравьев имел с чинами судебного ведомства продолжительные объяснения относительно предстоящей им судебной деятельности при участии присяжных заседателей, дав по этому поводу подробные разъяснения и указания. После этого министр обедал у губернатора и провел вечер с чинами судебного ведомства, а в 11 вечера отбыл на пароходе для дальнейшего следования.
Первая очередная сессия уголовного присутствия Астраханского окружного суда, с участием присяжных заседателей открылась в августе 1898 г.
Никто из внесенных в списки кандидатов не мог быть призываем в качестве присяжного заседателя чаще одного раза в год. Подсудимые и обвинение имели право немотивированного отвода шести заседателей. После этого, путем жеребьевки выбиралась коллегия присяжных судей, которая состояла из основных и запасных судей. Например, 18 ноября 1899 г. Астраханский окружной суд по уголовному отделению, при открытых дверях присутствия, согласно статье 550 Устава уголовного судопроизводства, произвел выборы присяжных заседателей на январь 1900 г. по городу Астрахани и уезду. Были проведены выборы присяжных заседателей на первый период заседаний Астраханского окружного суда в городе Астрахани с 21 по 28 января 1900 г. Было избрано 30 очередных заседателей и 3 запасных [10, л. 1].
Состав присяжных представлял слепок с социальной структуры общества. Наиболее типичной фигурой присяжного являлся крестьянин [13, с. 280]. Дело в том, что, как правило, представители других социальных слоев не проявляли особого желания исполнять роль присяжного заседателя и стремились избежать всех связанных с этим хлопот. Как правило, в крупных городах можно было собрать коллеги присяжных заседателей из более образованных и обеспеченных слоев. Провинции в этом отношении было сложнее, здесь на выездных сессиях на скамье присяжных оказывались в основном крестьяне. Не исключением в этом отношении стала и Астраханская губерния. Так, например, в 1911 г. по городу Астрахани и Астраханскому уезду в очередном списке к пятой сессии окружного суда, которая состоялась 18-30 марта среди 46 очередных и запасных присяжных заседателей значились 12 мещан, 13 крестьян, 8 чиновников, 3 купца, 1 врач, 1 капитан запаса, 1 капитан 2 разряда, 1 прапорщик запаса, 6 казаков [6, с. 1]. А вот на выездной сессии в слободе Николаевской в том же году среди присяжных заседателей было 65 крестьян и 1 мещанин [7, с. 1]. Похожая ситуация была и на выездных сессиях в уездных городах в Енотаевске, Цареве, Черном Яру, Красном Яру.
Уголовное отделение Астраханского окружного суда передавало посредством судебных приставов избранным присяжным заседателям повестки, в которых указывалась дата и время, когда они должны были явиться суд. Присяжный заседатель за неявку в суд по вызову, без законных причин, подвергался в первый и во второй раз денежному взысканию от 10 до 200 руб., а в третий раз передавался суду и подвергался судебному приговору, сверх денежного взыскания от 30 до 300 руб., лишению права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующие общественного доверия [10, л. 6]. Однако, суд мог отменить налагаемый штраф, если в течение двух недель не явившийся заседатель предоставит удостоверение о законных причинах неявки. Так, например, согласно материалам сессий суда в городе Черном Яру в период с 28 по 30 сентября 1898 г. на одно из заседаний не явился ряд заседателей: Давид Емельянович Ольховский и Павел Антонович Самарин, Алексей Васильевич Колесников, Лука Никифорович Кожевников [9, л. 62]. На всех был нало-
жен штраф по 12 руб. Позже в суд поступили заявления, в которых отсутствующие объясняли причины своей неявки. Первый из них заявил, что не мог присутствовать на заседании, так как являлся единственным кормильцем в семье и, занимаясь покупкой и продажей скота, он должен 1 октября 1898 г. был быть на ярмарке в с. Ремонтное. Суд, признав не явку незаконной, постановил Ольховскому заплатить штраф. В заявлениях же Самарина, Колесникова и Кожевникова говорилось, что они опоздали на заседание т вследствие того, что дорога из с. Соленого Займища была сильно размыта после ночного дождя. Окружной суд, доверяя заявлению и руководствуясь статьей 653 Устава уголовного судопроизводства в распорядительном заседании 17 ноября 1898 г. определил: наложенный штраф сложить.
К моменту введения суда присяжных заседателей в Астрахани суд присяжных действовал во многих губерниях Российской империи уже более 30 лет. Для Астраханской губернии их опыт должен был стать надежной опорой. Введение института присяжных являлось признанием значительной степени культурной зрелости астраханского общества. Примечательно, что это происходило в то время, когда Н.В. Муравьевым была создана новая редакция УСУ, которая свела воедино все-то законодательство, которое на протяжении нескольких десятков лет поворачивало судебную реформу назад. Таким образом, завершение реализации судебной реформы по уставам Александра II в Астраханской губернии произошло в то время, когда была практически завершена работа по кодификации нормативных актов, коренным образом изменивших Судебные уставы 1864 г.
Список литературы
1. Астраханские губернские ведомости. - 28 февраля 1898. - № 46.
2. Астраханские губернские ведомости. - 31 марта1898. - № 71.
3. Астраханские губернские ведомости. - 9 мая 1898. - № 98.
4. Астраханские губернские ведомости. - 9 июня 1898. - № 121.
5. Астраханские губернские ведомости. - 10 июня 1898. - № 122.
6. Астраханские губернские ведомости. - 2 января 1911. - № 1.
7. Астраханские губернские ведомости. - 5 января 1911. - № 1.
8. Государственный архив Астраханской области (ГА АО). - Ф. 94. - Оп. 1. - Т. 1. -Д. 12203.
9. ГА АО. - Ф. 205. - Оп. 2. - Д. 95.
10. ГА АО. - Ф. 205. - Оп. 2. - Д. 129.
11. Обзор Астраханской губернии за 1889 г. - Астрахань, 1890. - 77 с.
12. Отчет Астраханского губернского статистического комитета за 1872 г. - Астрахань, 1873. - 54 с.
13. Попова А. Д. Фемида в эпоху преобразований / А. Д. Попова. - Москва : Новый хронограф, 2009. - 360 с.
14. Российское законодательство Х-ХХ в. - Москва : Юридическая литература, 1991. -Т. 8. Судебная реформа. - 469 с.
References
1. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 28 February 1898, no. 46.
2. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 31 March 1898, no. 71.
3. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 9 May 1898, no. 98.
4. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 9 June 1898, no. 121.
5. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 10 June 1898, no. 122.
6. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 2 January 1911, no. 1.
7. Astrahanskie gubernskie vedomosti [Astrakhan province news], 5 January 1911, no. 1.
8. State Archives of the Astrakhan region (SA AR), f. 94, op. 1, t. 1, d. 12203.
9. SA AR, f. 205, op. 2, d. 95.
10. SA AR, f. 205, op. 2, d. 129.
11. Obzor Astrahanskoj gubernii za 1889 g. [The review of the Astrakhan province for 1889], Astrakhan, 1890. 77 p.
12. Otchet Astrahanskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta za 1872 g. [The report of the Astrakhan provincial statistical committee for 1872], Astrakhan, 1873. 54 p.
13. Popova A. D. Femida v epokhu preobrazovaniy [Themis during an era of transformations], Moscow, Novyy khronograf Publ., 2009. 360 p.
14. Rossiyskoe zakonodatelstvo X-XX v. Sudebnaya reforma [Russian legislation of the X-XX centuries. Judicial reform], Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1991, vol. 8. 469 p.
КОМИКС КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ В АМЕРИКАНСКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Алиев Растям Туктарович, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: xaaqan@mail.ru
Комикс, как явление современности, прошёл довольно длинный путь развития от обычных религиозных историй в картинках, до супергеройского боевика. В конечно счёте он трансформируется в культурообразующий фактор развития массовой культуры США, приобретая черты «лакмусовой бумажки» состояния американского общества. Через призму комикса мы можем наблюдать те или иные социокультурные процессы, происходящие на разных этапах развития современного общества. В данной статье комикс анализируется в рамках исторической ретроспективы формирования идеологических и культурных ценностей американского общества XX в. Автор прослеживает взаимосвязь некоторых общих этапов истории США с развитием комиксных сюжетов и персонажей в тот или иной период. На основе проведённого исследования автор приходит к выводу, что комикс, как феномен массовой культуры, необходимо рассматривать в двух плоскостях: репродуктивной и рефлексивной; что в свою очередь позволяет заново переоценить подходы к пониманию этого явления.
Ключевые слова: комикс, массовая культура, история США, социо-культурная динамика, социо-культурные процессы, рефлексия, Другой, Чужой, идеология, продукты массовой культуры
COMICS AS A REFLECTION OF THE SOCIO-CULTURAL DYNAMICS IN AMERICAN POPULAR CULTURE
Aliev Rastyam T., post-graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Fedration
E-mail: xaaqan@mail.ru
Comics, as a modern phenomenon has passed quite a long way from the usual religious stories in pictures, to superhero blockbuster. Ultimately, he is transformed into a culture-factor in the development of popular culture United States, acquiring features of the "litmus test" of state of American society. Through the prism of analysis of this product, we can observe certain socio-cultural processes occurring at different stages of social development. This article analyzes the comic within the historical retrospective of formation of ideological and cultural values of the American Society of XX century. The author reveals several common steps US history, analyzes the quality content and condition of the comic book in a given period. Based on this study, the author concludes that the comic, as a phenomenon of mass culture, in relation to the social and cultural dynamics of American society need to be considered on two levels: reproductive and reflective; which in turn allows to reassess approaches to understanding this phenomenon.
Keywords: comics, popular culture, history of the United States, social and cultural dynamics, social and cultural processes, reflection, Other, Alien, ideology, products of mass culture