Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 39-48. Oriental Institute Journal. 2022. No. 2. P. 39-48.
Научная статья УДК 332.145(520)
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/39-48
Субсидии как инструмент стимулирования инвестиционной привлекательности
регионов Японии
Инна Юрьевна НАУМОВА
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected] Марина Васильевна ПАНТЕЛЕЕВА
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важностью изучения опыта современной Японии по оптимизации распределения бюджетных ресурсов в рамках программ стимулирования инвестиционной активности. Целью работы является изучение структуры субсидий, предоставляемых центральным правительством и органами местного самоуправления Японии для улучшения инвестиционного климата. В целях привлечения капиталовложений японских и иностранных инвесторов, создающих в регионах новые предприятия и рабочие места, учреждаются особые экономические зоны; субсидируются кредитные ставки, налоговые выплаты, а также целый ряд затрат инвесторов (издержки на административные процедуры, аренду недвижимости, подбор персонала и т.п.).
Ключевые слова: субсидии, Япония, территориальное социально-экономическое развитие, привлечение инвестиций
Для цитирования: Наумова И.Ю., Пантелеева М.В. Субсидии как инструмент стимулирования инвестиционной привлекательности регионов Японии // Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 39-48. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/39-48
Original article
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/39-48
Subsidies as a tool to stimulate the investment attractiveness of Japanese regions
Inna Yu. NAUMOVA
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected] Marina V. PANTELEEVA
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of the article is due to the importance of studying the experience of modern Japan in optimizing the distribution of budgetary resources in the framework of programs to stimulate investment activity. The aim of the work is to study the structure of subsidies provided by central and local governments in Japan to improve the investment climate. In order to attract investments from Japanese and foreign investors who create new enterprises and workplaces in the regions, special economic zones are being established; credit rates, tax payments are subsidized, as well as a number of expenses of investors (costs of administrative procedures, rent of real estate, personnel recruitment, etc.). Despite the controversy over the appropriateness of subsidies in the context of public finance deficits, the example of Japan's regions shows that subsidies in the structure of fiscal mechanisms play an incentive role for worthy recipients who are able to ensure the goals and objectives of regional development policy in the future.
Keywords: subsidies, Japan, territorial socio-economic development, attraction of investments
For citation: Naumova I.Yu., Panteleeva M.V. Subsidies as a tool to stimulate the investment attractiveness of Japanese regions // Oriental Institute Journal. 2022. № 2. P. 39-48. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/39-48
Существуют разнообразные (налоговые, бюджетные, структурные, социальные, институциональные) инструменты, позволяющие направить скоординированные усилия государства и экономических субъектов на решение конкретных задач, в т.ч. регионального развития. По мнению отечественных исследователей (Э. С. Аллахяровой, Г. А. Ивановой, Ю. С. Нанакиной, С. И. Самыгина и др. [1], [4]), особое значение имеют проблемы эффективного использования различных форм государственных регуляторов, в решении которых может помочь изучение зарубежного опыта применения инструментов (целевых бюджетных фондов, субсидий, налоговых льгот, государственных заказов, гарантий), призванных осуществлять
© Наумова И.Ю., Пантелеева М.В., 2022
целенаправленное воздействие на инвестиционную деятельность экономических субъектов на центральном и местных уровнях национальной экономики.
Субсидии в инвестиционном развитии - один из самых неоднозначных инструментов, призванных, с одной стороны, поддержать целевых реципиентов, тем самым содействуя их преуспеванию, с другой стороны, искусственное стимулирование неэффективных предприятий может породить обременительное для бюджета "бизнес-иждивенчество". М. Портер упоминает субсидии в числе других аспектов регулирования японской экономики, "повинных" в искажении конкуренции и снижении конкурентного потенциала целого ряда отраслей [3, с.167].
Межбюджетное субсидирование
Прежде чем предоставлять субсидии предприятиям на местах, региональные власти, в свою очередь, становятся получателями субсидий из бюджета центрального правительства, поскольку выплаты зачастую происходят на условиях софи-нансирования (не говоря уже о субвенциях, при которых расходные обязательства целиком несет вышестоящий бюджет, а местным делегированы лишь полномочия реализации). Самую большую нагрузку по субсидированию местных бюджетов в Японии несет ежегодно формируемый "Переуступаемый фонд переуступаемых налогов" (третья по величине расходная статья центрального бюджета - порядка 15% всех расходов). Данный фонд формируется по формуле с фиксированной долей от поступлений по линии ряда общенациональных налогов (33,1% от подоходного налога; 50% от налога на алкоголь; 33,1% от налога на прибыль корпораций; 19,5% от налога на потребление). Гранты из числа переуступаемых налогов выделяются местным органам власти, если индекс устойчивости местных финансов, рассчитываемый как отношение базового дохода к базовому спросу в среднем значении за последние три года, не превышает "1" (среди муниципалитетов Японии менее 6% имеют достаточную финансовую устойчивость, чтобы не претендовать на субсидирование по линии переуступаемых налогов). Многие критики японской системы межправительственных субсидий указывают на их расточительность, недопустимую в условиях глубокого кризиса государственных финансов, отмечая, что у некоторых местных органов самоуправления трансферты по линии центрального казначейства достигают половины доходов их бюджетов [5, с.358].
Тем не менее множество капиталоёмких инфраструктурных и социальных проектов было бы неосуществимо силами местных бюджетов без таких форм государственной (" казначейской") финансовой поддержки, например, как:
• Грант на восстановление после Великого восточно-японского землетрясения, учрежденный в декабре 2011 г. для помощи местным органам власти пострадавших районов в разработке собственных планов восстановления в местах, которым был нанесен значительный ущерб.
• Грант на проект создания регионального экономического цикла (другое его название - Проект "Местные 10 000", т.к. сумма гранта составляет 10 млн иен, хотя, может достигать 20 млн иен, если это специально одобрено губернатором), предусматривает поддержку первоначальных инвестиционных затрат предприятий частного сектора, которые хотят создать новый бизнес, используя местные кадры, ресурсы и средства. При этом реализация проекта должна являться альтернативой "стандартному" решению региональных проблем, находящихся в зоне ответственности местных властей. Проект должен быть новинкой и моделью для других местных органов власти, которые сталкиваются с подобными общественно важными региональными проблемами; объем финансирования, который будет получен от регионального финансового учреждения, должен быть равен или превышать объем государственного финансирования; кредит от регионального финансового учреждения должен быть беззалоговым и не требующим гарантийных писем.
• Грант на обустройство региональных центров развития (учрежден в 2016 году) предназначен для обеспечения объектов, которые послужат базой для создания притока человеческих ресурсов в регионы и их оживления. Предполагает-
ся, что эти объекты будут служить для продвижения регионального брендинга и стимулирования инноваций, способствовать реализации проектов в соответствии с Комплексной стратегией регионального развития;
• Грант на содействие развитию региональных дорог, очистных сооружений и портов (учрежден в 2005 году, пересмотрен в 2016 году) и т.д.
Наконец, "Чрезвычайные экономические меры противодействия новой коро-навирусной инфекции", утвержденные Кабинетом министров Японии 7 апреля 2020 года, предусматривали учреждение Чрезвычайного гранта на региональное развитие, на выплату которого в 2020 году в рамках новой статьи расходов бюджета центрального правительства было выделено в общей сложности более 4,7 трлн иен (1-й дополнительный бюджет - 1 трлн иен; 2-й дополнительный бюджет - 2 трлн иен; 3-й дополнительный бюджет - 1,5 трлн иен; резервы - 216,9 млрд иен) [13].
Эти суммы, сопоставимые с такими крупными бюджетными статьями, как "Наука и образование" или "Оборона", позволили местным органам власти использовать их для инициатив, которые не могут быть адекватно охвачены традиционной региональной политикой и детально реализовать необходимые проекты в соответствии с местными условиями. Помимо материальной помощи населению, правительство Японии субсидировало малые и средние предприятия, а также индивидуальных предпринимателей, доходы которых значительно сократились в связи с распространением нового коронавируса; частично компенсировало расходы работодателей на вынужденные отпуска наемных работников. Всем компаниям и индивидуальным предприятиям, столкнувшимся с падением доходов (не менее чем на 20%, по сравнению с 2019 годом), была предоставлена годичная отсрочка уплаты общенациональных налогов (без залогового обеспечения и без штрафов за просрочку). Если доходы уменьшились в меньшей степени, можно было также запросить отсрочку, но не бесплатно - под 1,6% просроченного налога ежегодно (обычно взималось 8,9%). Все субсидии, предоставляемые населению и бизнесу в связи с эпидемией коронавируса, были освобождены от налогообложения.
Кроме грантов на масштабные проекты, в целях стимулирования инвестиционной активности в регионах центральным правительством Японии с 2008 г. осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам (на капитальные инвестиции и т.д. в течение первых пяти лет), предназначенным компаниям, работающим в соответствии с планом возрождения регионов, разработанным префектурой.
Также действуют специальные налоговые исключения для содействия укреплению региональных центров бизнеса: специальная амортизация и налоговый кредит для конкретных бизнес-объектов (зданий, оборудования и вспомогательных сооружений), приобретенных сертифицированными в рамках плана возрождения региона бизнес-операторами для новых или расширяющихся предприятий. Для перемещающихся из крупных городов на периферию предприятий предоставляются более льготные условия.
Центральный и местные бюджеты предусматривают расходы на стимулирование частных капиталовложений в развитие территорий, тем самым власти всех уровней стремятся укрепить региональную экономическую базу, создать новые рабочие места и добиться мобилизации достаточных ресурсов для совершенствования социально-экономических характеристик тех или иных регионов. При этом территория, понимаемая как жизненное пространство, тоже является своеобразным ресурсом и оценивается инвесторами с точки зрения качества местной социальной инфраструктуры. Поэтому в 2019 г. в Японии стартовал проект реновации региональных жилых комплексов, который субсидируется в режиме софинанси-рования в рамках гранта на содействие региональному развитию центральными и местными властями в пропорции 50/50.
Стимулирование инвестиционной активности в префектурах Японии осуществляется с использованием как административных, так и финансовых мер поддержки инвесторов. Одним из наиболее эффективных способов привлече-
ния инвестиций в регионы стало создание центральным правительством особых экономических зон, как правило, предусматривающих налоговые, таможенные и амортизационные льготы, а также исключения из правил регулирования. Особые зоны уже давно занимают видное место в усилиях японского правительства по реформированию системы регулирования. В первую очередь это касается "Специальных зон структурной реформы", созданных правительством в 2002 году (к концу 2014 года насчитывалось не менее 1235 таких зон). В 2011 году были учреждены семь "Комплексных глобальных международных стратегических специальных зон (Comprehensive Global Strategic Special Zones), а также 41 "Комплексная специальная зона регионального возрождения" для сельского хозяйства, туризма и культуры. В 2013 году в 10 регионах были созданы "Национальные стратегические специальные зоны", целью которых является усиление экономического роста в результате проведения реформ дерегулирования и улучшения условий для ведения бизнеса. По состоянию на ноябрь 2021 года, в результате этих реформ было реализовано 393 проекта, в основном представленных центрами инноваций и международных обменов в сфере медицинских технологий, сельского хозяйства, подготовки предпринимательских кадров, женской занятости и социального предпринимательства, туризма [6].
Таким образом, при всех преимуществах косвенного регулирования экономики средствами монетарной политики, такой инструмент прямого активного регулирования, как субсидии, по-прежнему является действенным способом улучшения инвестиционного климата на региональном уровне. Исследователи, придерживающиеся гипотезы, объясняющей региональный рост через концепцию конвергенции, допускают наличие в-конвергенции (условной и безусловной), предполагающей ситуацию, когда бедные страны или регионы одной страны растут более высокими темпами, чем богатые. При этом из всех механизмов межбюджетного финансирования, призванных решить проблему выравнивания уровня развития регионов, именно субсидии центрального правительства "оказывают более существенное влияние на экономический рост не только по сравнению с дотациями, но и по сравнению с инвестициями" [2, С.55].
Субсидии местных органов самоуправления
Не только периферийные регионы, но и прилегающие к столице префектуры нуждаются в привлечении инвестиций. Даже Токио, который и так является местом сосредоточения разнообразных ресурсов, штаб-квартир крупнейших японских и глобальных корпораций, предпринимает дополнительные усилия в отношении крайне востребованных инвесторов - иностранных. Например, желающим базироваться в Токио иностранным финансовым компаниям по управлению активами или компаниям в сфере FinTech, субсидируется до половины следующих издержек (максимум 7,5 млн иен): расходы на консультации со специалистами (юристами, административным работниками, налоговыми бухгалтерами, адвокатами по социальному страхованию и труду и т.д.) по вопросам получения лицензии на операции с финансовыми инструментами; юридическим, налоговым, кадровым и т.п. вопросам [9].
С другой стороны, власти Токио пытаются справиться с перенаселением японской столицы (реабилитируясь от упреков, что столица "перетягивает" на себя трудовые ресурсы) и осуществляет рассчитанную на 6 лет (до 2024 г.) программу субсидирования тех столичных жителей, кто пожелает жить и работать на важных для экономики регионов мелких и средних предприятиях за пределами "Большого Токио" (включающего, кроме столицы, префектуры Сайтама, Тиба и Канагава). Субсидия (единовременная выплата) предназначена жителям "Старого Токио" (т.е. в пределах 23 центральных административных районов), при этом им можно даже остаться вблизи столицы, но в официально признанных неблагополучными с демографической и социально-экономической точек зрения районах (" обезлюдевших" районах) - таких как посёлки Окутама (преф. Токио), Манадзуру (преф. Канагава), город Татэяма (преф. Тиба) и т.п. Размер субсидии - до 1 млн иен (для холостяков - до 600 тыс. иен); для бывших столичных предпринимателей, созда-
ющих общественно-полезный бизнес в регионах - дополнительно до 2 млн иен, т.е. максимальный размер пособия для них - 3 млн иен (или 2,6 млн - для одиноких предпринимателей-переселенцев) [14].
Соседняя с Токио префектура Канагава также использует механизм субсидирования, покрывая половину (до 2 млн иен) следующих расходов иностранной компании, впервые открывающей в префектуре дочернюю компанию или филиал: расходы на процедуру получение статуса резидента; расходы на учредительские процедуры и подачу различных документов; расходы на организацию найма персонала; расходы на устный и письменный перевод, связанные с вышеупомянутыми процедурами. Субсидия в размере до 6 млн иен может компенсировать 1/3 от месячной арендной платы офисной недвижимости в течение 6 месяцев для предприятий с количеством не менее 5 сотрудников, работающих полный рабочий день, по крайней мере 3 из которых должны быть японцами или постоянными жителями Японии. Однако, если компания подпадает под условия системы специальных зон, то размер субсидии увеличивается до 1/2 от месячной арендной платы (с верхним пределом в 9 млн иен). Субсидируются властями Канагавы и инвестиции в основной капитал - 5% от суммы капиталовложений в землю, строения, оборудование (в размере не более 500 млн иен), а для инвесторов-участников специальных зон субсидируется 10% суммы инвестиций с максимальным лимитом в 1 млрд иен [9].
В целях содействия оживлению местной экономики и созданию рабочих мест правительство префектуры Сайтама предоставляет всем компаниям, открывшим здесь свои предприятия, субсидию, эквивалентную налогу на приобретение недвижимости (до 100 млн иен). Местный Фонд размещения промышленных предприятий предоставляет кредиты (до 2 млрд иен, сроком максимум на 15 лет) тем компаниям, которые открывают новые головные офисы, производственные и сбытовые подразделения в префектуре Сайтама [7]. Предприятия, "вписывающиеся" в региональные планы экономического развития, и получившие одобрение префектуры и подтверждение центрального правительства, могут воспользоваться такими мерами по снижению налогов на капитал, как специальная амортизация или налоговый кредит. Для стимулирования бизнеса муниципалитет столицы префектуры г. Сайтама субсидирует 10% (максимум 1 млрд иен) инвестиций в строительство промышленных объектов; арендную плату (за 3 месяца, до 6 млн иен) [8].
Префектура Тиба субсидирует налог на приобретение недвижимости, а также муниципальный налог на основной капитал, относящийся к амортизируемым активам. Снизить арендную плату для офисов совместных компаний, доля иностранных инвестиций в капитале которых составляет более 1/3, также позволяют субсидии. Если компании с иностранным участием впервые открывают в префектуре Тиба свой головной офис или филиал, осуществляющий центральные управленческие функции, им будет компенсирована треть годовой аренды недвижимости (с верхним пределом 600 тыс. иен для компаний с 1-5 сотрудниками и 1,8 млн иен для компаний с числом занятых более 5 чел.). В случае переезда головного офиса из-за пределов префектуры требуется численность персонала не менее пяти сотрудников. Для резидентов World Business Garden (WBG) в р-не Макухари Синтосин, впервые открывающих бизнес в Японии, аренда офисов на 2-6 сотрудников субсидируется также на 1/3 стоимости, но в течение трех лет (финансирует эту программу стартап-центр для компаний с иностранным участием FASuC) [9].
При размещении в г. Тиба новых предприятий их владельцы могут рассчитывать на субсидирование налоговых выплат (в зависимости от объема инвестиций и других условий, в размере до 500 млн иен в течение 5 лет) по линии налога на недвижимость (приобретенные землю, здания и амортизируемые активы) и налога на городское планирование; субсидирование половины расходов на аренду помещений (до 10 млн иен в год); субсидиарную компенсацию резидентского налога для юридических лиц (местный подоходный налог) на срок до 5 лет. При размещении в г. Тиба компаний с участием иностранного капитала также субси-
дируется половина стоимости аренды (совокупная сумма 3 млн иен) и половина суммы, эквивалентной резидентского налога для юридических лиц (в течение 3 лет). Субсидия в размере до 600 тыс. иен на человека также положена всем новым работодателям при трудоустройстве жителя Тибы или при организации переезда сюда иногороднего работника [9].
В префектурах, не попадающих в "первую десятку" рейтингов по базовым показателям, существуют особые акценты в инвестиционной политике. Так, префектура Ниигата работает над совершенствованием своей системы сопровождения инвестиционных проектов в режиме "одного окна", максимально используя при этом местные ресурсы. Здесь активно пропагандируется факт дешевизны недвижимости по сравнению со столичным регионом. Так, в 2020 г. средний размер сделки по купле-продаже коммерческой недвижимости в Токио составлял 888, 927 тыс. иен/м2, в то время как в среднем по стране - 138, 349 тыс. иен/м2, а в преф. Ниигата соответствующий показатель был равен 71, 766 тыс. иен, что в 1,9 дешевле, чем по стране и в 12,4 раза меньше, чем в Токио [10].
Основные виды субсидий, инициированные в рамках местной программы стимулирования инвестиций, представлены в таблице 1.
Кроме того, в г. Ниигата для компаний с участием иностранного капитала предоставляются дополнительные субсидии: на "учредительские" расходы - один комплект регистрационных документов (максимум 150 тыс. иен); на аренду офиса - 50% (верхний предел 50 тыс. иен в месяц), сроком до 2 лет [9].
Для стимулирования появления в префектуре Исикава новых компаний применяются характерные для многих префектур программы субсидий, связанные с поощрением расширения занятости, содействием размещению научно-исследовательских и креативных компаний, прежде всего, в рамках местного научного парка (ISHIKAWA Science Park). Субсидии предоставляются в связи с созданием в префектуре не только головных офисов, но и "спутниковых" подразделений в районе полуострова Ното и т.д. Отдельного внимания заслуживает система кредитования компаний, "переехавших" в Исикаву из других префектур, и разместившихся на земельных участках, определенных местными властями. Под утверждаемый губернатором процент (порядка 1,6% - 1,75%) выдается целевая ссуда (лимит 500 млн иен) на покрытие 2/3 стоимости приобретения земельных участков промышленного назначения, зданий и оборудования на срок до 10-15 лет (в т.ч. с правом предоставления двухлетней отсрочки по выплатам) [12].
В префектуре Кумамото действует одна из лучших в стране систем субсидирования. Так, для содействия размещению производственных компаний с более чем 50%-ой долей участия иностранного капитала субсидируется 5% от суммы инвестиций (максимум - 150 млн иен) плюс 500-700 тыс. иен, умноженные на количество новых сотрудников (при этом нет требований к объему инвестиций или количеству новых сотрудников). Для привлечения крупных инвесторов (осуществляющих капиталовложения на сумму не менее 20 млрд иен и создающих не менее 200 новых рабочих мест) применяется субсидия с лимитом в 5 млрд. иен, покрывающая 8-15% от суммы инвестиций плюс 500-700 тыс. иен, умноженные на количество новых сотрудников. Однако ставка субсидии на одну инвестицию и размер субсидии на одно рабочее место будут варьироваться в зависимости от количества новых рабочих мест. Объекты специального субсидирования - компании, связанные с производством полупроводников и автомобилей. Размер субсидии для них имеет верхний предел в 1,5 млрд иен при 3-5% от суммы инвестиций в размере 300 миллионов иен и более плюс 500-700 тыс. иен, умноженные на количество новых сотрудников (не менее пяти человек) [9].
Город Кумамото, в свою очередь, предоставляет субсидии компаниям производственно-логистического комплекса (промышленным производителям, автотранспортным экспедиторам, упаковщикам, кладовщикам), желающим открыть новые или дополнительные заводы, распределительные центры или объекты исследований и разработок в городе, частично покрывая их расходы (максимум 3 млрд иен) на приобретение и аренду земли, зданий, оборудования и новых со-
Типы компаний -получателей N. субсидий Виды субсидируемых расходов Обычные (преимущественно - промышленные) компании, осуществившие инвестиции в производственное оборудование на сумму 500 млн иен и более; увеличившие добавленную стоимость на 200 млн иен в течение одного года после начала деятельности Растущие компании (в основном - компании из сферы 1Т, колл-центры и т.п.), увеличившие добавленную стоимость на 200 млн иен в течение 5 лет после начала бизнеса (36,28 млн иен -для компаний информационно-коммуникационной отрасли)
Инвестиции в производственное оборудование 10%> от стоимости амортизируемых активов, включая здания (для первого завода, построенного в префектуре) 5%> от стоимости амортизируемых активов расширяющегося предприятия (за исключением зданий, если в префектуре уже есть завод) -
Аренда производственного оборудования 50%; срок - 1 год -
Арендная плата за помещения 50%; срок - 1 год 20%; срок - 5 лет
Расходы на подбор персонала 50%; срок - 1 год 20%; срок - 5 лет
Заработная плата новых сотрудников 50%; срок - 1 год 20%; срок - 5 лет
Табл. 1. Размеры и условия получения субсидий для компаний, создающих "будущее префектуры
Ниигата"
Источник: [11].
Table 1. Scope and conditions for obtaining subsidies for companies creating the "future of Niigata Prefecture" Source: [34].
трудников. Также город учитывает потребности информационно-коммуникационных предприятий (специализирующиеся на программном обеспечении, услугах по передаче и предоставлению информации, Интернет-услугах, дизайне, контент-бизнесе, проектировании механизмов, а также тестировании и неразрушающем контроле продукции) - их аналогичные расходы для офисов и колл-центров субсидируются максимум на 300 млн иен (500 млн иен, если здания приобретаются в собственность). Наконец, субсидия на максимальную сумму 1 млрд иен покроет часть расходов компании, переместившей в город Кумамото головной офис или расширившей имеющийся филиал за счет внедрения подразделений, осуществляющих планирование, обработку информации, исследования и разработки, ведение международных операций и другие административные функции) [9].
Эти и другие примеры свидетельствуют о разнообразии условий и возможностей регионов Японии в использовании такого инструмента, как субсидии, в расчете на адекватную отдачу местным экономикам. Инициируемые и детально разрабатываемые местными властями планы регионального возрождения сертифицируются центральным правительством Японии и получают комбинированное финансирование: за счет средств как региональных бюджетов, так и центрального (в различных пропорциях, в зависимости от конкретных программ субсидий - зачастую в соотношении 50/50). Двухэтапные трансферты (из центрального бюджета в местные; из местных бюджетов и фондов - конкретным получателям) позволяют обеспечить стабильный целевой поток финансовых ресурсов.
Из всего разнообразия региональных программ субсидирования наиболее распространенной мерой поддержки инвестиционной деятельности является частичная компенсация следующих видов издержек: арендной платы за офисные и/или производственные помещения и оборудование; затрат на приобретение основного капитала (зданий и производственного оборудования); расходов на персонал
(отдельно, как правило, субсидируется заработная плата новых сотрудников); налогов на недвижимость и иные объекты основного капитала, относящиеся к амортизируемым активам. При этом закономерно, что для регионов с высокоразвитой инвестиционной экосистемой основной акцент делается на привлечение прямых иностранных инвестиций, и для компаний с участием иностранного капитала часто предусматриваются субсидии, покрывающие часть "учредительских" расходов, связанных с оформлением комплекта регистрационных документов. А органы власти, стремящиеся усовершенствовать характеристики отстающих в развитии местных экономик и создать новые рабочие места, избирают объектами субсидирования тех отечественных и иностранных инвесторов, кто "вписывается" в региональные планы экономического развития. При этом поощрения заслуживают не только те, кто впервые открывает в регионах новые головные офисы (или филиалы, осуществляющие центральные управленческие функции), производственные и сбытовые подразделения, но и те, кто перемещается из развитых центров на периферию с целью оптимизации менеджмента.
Во многих странах применяются фискальные механизмы, цель которых - содействовать "эффективной децентрализации для решения проблемы высокой дифференциации уровня развития регионов и муниципалитетов, адекватного распределения властных полномочий по мобилизации доходов бюджетов и регулированию общественных благ между уровнями бюджетной системы" [2, С. 51]. Субсидии в структуре этих механизмов могут и должны играть стимулирующую роль для достойных получателей, способных в перспективе обеспечить цели и задачи регионального развития.
Литература
1. Аллахярова Э. С. Особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике / Э. С. Аллахярова, Г. А. Иванова, Ю. С. На-накина // Синергия. 2017. № 2. С. 52-64.
2. Михайлова А. А. Межбюджетные трансферты как механизм стимулирования роста экономики регионов // Финансовый журнал. 2017. № 3, С. 49-56.
3. Портер М. Японская экономическая модель : Может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 262 с.
4. Самыгин С. И. Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики // Финансовые исследования. 2012. №1. С.1-10.
5. DeWit А. Dry Rot: The Corruption of General Subsidies in Japan // Journal of the Asia Pacific Economy. 2002. №7(3). Р. 355-378. doi: 10.1080/1354786022000007889
6. ЯЖЩ^^Е // = Национальные стратегические специальные зоны // Официальный сайт Бюро содействия региональному возрождению Администрации кабинета министров Японии. URL: https://www.chisou.go.jp/tiiki/kokusentoc/shiteikuiki.html (дата обращения: 10.11.2021).
7. ^IS^^iiM^K // = Руководство по местоположению предприятий в префектуре Сайтама // Официальный сайт правительства префектуры Сайтама. URL: https://www.pref.saitama.lg.jp/ a0804/kigyoricchiguide.html (дата обращения: 14.11.2021).
8. // = Руководство по местоположению предприятий в городе Сайтама // Официальный сайт муниципалитета Сайтама. URL: https://www.city.saitama.jp/005/002/004/ p046841.html (дата обращения: 14.11.2021).
9. ftSl^JSt^// JETRO = Навигатор по базе данных "Поддержка регионального развития" Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО). URL: https://www.jetro. go.jp/invest/region/compare/ (дата обращения: 10.11.2021).
10. // RESAS (ifteS/S^tfvXTA) = Сделки с недвижимостью // Система регионального экономического анализа правительства Японии. URL: https://resas.go.jp/town-planning-estate-transaction/#/ bar/5.333900736553437/41.42090017812787/142.29371418128918/13/13101/0/0.0/2020/2/1/00/-/-/- (дата обращения: 27.11.2021).
11. // = Субсидии на размещение индустрий, созидающих будущее // Официальный сайт правительства префектуры Ниигата. URL: https://www.pref.niigata.lg.jp/uploaded/ attachment/289057.pdf (дата обращения: 14.11.2021).
12. // 5Л1Ж = Система субсидий для привлечения компаний // Официальный сайт правительства префектуры Исикава. URL: https://www.pref.ishikawa.lg.jp/kigyo/documents/09-1-josei. pdf (дата обращения: 14.11.2021).
13. // = Чрезвычайный грант на региональное развитие как мера противодействия новой коронавирусной инфекции //
Официальный сайт Бюро содействия региональному возрождению Администрации кабинета министров Японии. URL: https://www.chisou.go.jp/tiiki/rinjikoufukin/index.html (дата обращения: 15.11.2021).
14. ШЛй-ШЛй // = Миграционные и предпринима-
тельские субсидии // Официальный сайт Бюро содействия региональному возрождению Администрации кабинета министров Японии. URL: https://www.chisou.go.jp/sousei/shienkin_index.html (дата обращения: 15.11.2021).
References
1. Allakhyarova EH. S. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya i stimulirovaniya investitsionnoj deyatel'nosti v zarubezhnoj i otechestvennoj praktike / EH. S. Allakhyarova, G. A. Ivanova, YU. S. Nanakina // Sinergiya. 2017. № 2. S. 52-64.
2. Mikhajlova A. A. Mezhbyudzhetnye transferty kak mekhanizm stimulirovaniya rosta ehkonomiki regionov // Finansovyj zhurnal. 2017. № 3. S. 49-56.
3. Porter M. YAponskaya ehkonomicheskaya model' : Mozhet li YAponiya konkurirovat'? / M. Porter, KH. Takeuti, M. Sakakibara. M.: Al'pina Biznes Buks, 2005. 262 s.
4. Samygin S. I. Organizatsionno-ehkonomicheskie aspekty realizatsii regional'noj investitsionnoj politiki // Finansovye issledovaniya. 2012. № 1. S. 1-10.
5. DeWit A. Dry Rot: The Corruption of General Subsidies in Japan // Journal of the Asia Pacific Economy. 2002. №7(3). R. 355-378. doi: 10.1080/1354786022000007889
6. ШШШ // rtMfàitei^fêlWl = Natsional'nye strategicheskie spetsial'nye zony // Ofitsial'nyj sajt Byuro sodejstviya regional'nomu vozrozhdeniyu Administratsii kabineta ministrov YAponii. URL: https:// www.chisou.go.jp/tiiki/kokusentoc/shiteikuiki.html (data obrashheniya: 10.11.2021).
7. ^IÄ^ÄüM^K // = Rukovodstvo po mestopolozheniyu predpriyatij v prefekture Sajtama // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury Sajtama. URL: https://www.pref.saitama.lg.jp/a0804/kigyoricchiguide. html (data obrashheniya: 14.11.2021).
8. é^t^í^^üftíi^K // é^t^í = Rukovodstvo po mestopolozheniyu predpriyatij v gorode Sajtama // Ofitsial'nyj sajt munitsipaliteta Sajtama. URL: https://www.city.saitama.jp/005/002/004/p046841.html (data obrashheniya: 14.11.2021).
9. JETRO ВФИШШ = Navigator po baze dannykh "Podderzhka regional'nogo razvitiya" YAponskoj organizatsii po razvitiyu vneshnej torgovli (DZHETRO). URL: https://www.jetro.go.jp/ invest/region/compare/ (data obrashheniya: 10.11.2021).
10. // RESAS (Мёй^^уЯтД) = Sdelki s nedvizhimost'yu // Sistema regional'nogo ehkonomicheskogo analiza pravitel'stva YAponii. URL: https://resas.go.jp/town-planning-estate-transaction/#/ bar/5.333900736553437/41.42090017812787/142.29371418128918/13/13101/0/0.0/2020/2/1/00/-/-/- (data obrashheniya: 27.11.2021).
11. // = Subsidii na razmeshhenie industrij, sozidayushhikh budushhee // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury Niigata. URL: https://www.pref.niigata.lg.jp/uploaded/attachment/289057. pdf (data obrashheniya: 14.11.2021).
12. КЙ^ЩСЭД^ЗЙ^ЯЛ // 5JHÄ = Sistema subsidij dlya privlecheniya kompanij // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury Isikava. URL: https://www.pref.ishikawa.lg.jp/kigyo/documents/09-1-josei.pdf (data obrashheniya: 14.11.2021).
13. // = CHrezvychajnyj grant na regional'noe razvitie kak mera protivodejstviya novoj koronavirusnoj infektsii // Ofitsial'nyj sajt Byuro sodejstviya regional'nomu vozrozhdeniyu Administratsii kabineta ministrov YAponii. URL: https://www.chisou.go.jp/tiiki/rinjikoufukin/index.html (data obrashheniya: 15.11.2021).
14. ШЛй-ШЛй // = Migratsionnye i predprinimatel'skie subsidii // Ofitsial'nyj sajt Byuro sodejstviya regional'nomu vozrozhdeniyu Administratsii kabineta ministrov YAponii. URL: https://www.chisou.go.jp/sousei/shienkin_index.html (data obrashheniya: 15.11.2021).
Инна Юрьевна НАУМОВА, канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры японоведения, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Марина Васильевна ПАНТЕЛЕЕВА, канд. полит. наук, доцент, профессор кафедры японоведения, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Inna Yu. NAUMOVA, Candidate of Historical Sciences, Professor, Department of Japanese Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Marina V. PANTELEEVA, Candidate of Political Sciences, Professor, Department of Japanese Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования
(Received) 24.04.2022 (Approved) 13.05.2022
Принята к публикации (Accepted) 30.05.2022