Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / МЕРЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / БАНК ЯПОНИИ / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслов Денис Владимирович

Приведены параметры и оценены меры антикризисной политики по элиминированию экономических шоков воздействия пандемии COVID-19 в Японии в период с января 2020 г. по июль 2021 г. Рассмотрены основные меры экономической политики правительства Японии для поддержки домохозяйств и компаний по время пандемии COVID-19. Выявлено, что экономическая политика реагирования на шоки пандемии COVID-19 со стороны правительства страны была своевременной и адекватной текущим кризисным явлениям. Подтверждено, что по сравнению с другими развитыми странами в 2020 г. Японии удалось эффективно использовать свою систему здравоохранения в борьбе с COVID-19 и уменьшить экономические потери в начальной стадии пандемии. Это было связано с правильным выбором как эпидемиологической стратегии, так и мер денежно-кредитной и структурной политики. Установлено, что пакет антикризисных мер оказался одним из крупнейших в мире по объемам, и что в ближайшие годы его реализация приведет к резкому увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Установлено, что своевременные меры фискальной политики в рамках дополнительных бюджетов и денежно-кредитной политики Банка Японии в целом привели к возвращению японской экономики ко второму кварталу 2021 г. на траекторию развития с положительными темпами роста (порядка 2% в год). При этом процесс восстановления японской экономики остается неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями, которые сдерживают активность частного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTI-CRISIS POLICY IN JAPAN DURING THE COVID-19

The parameters and assessment of the state economic policy measures to eliminate the economic shocks of the COVID-19 pandemic in Japan from Jan., 2020 till Jul., 2021 are carried out. It was revealed that the economic policy of responding to the shocks of the COVID-19 pandemic was timely and adequate to the current crisis. It was confirmed that in 2020, compared to other developed countries, it was possible to effectively use its health care system in the fi against COVID-19 and reduce economic losses in the initial stage of the pandemic. This was due to the correct choice of both epidemiological strategies and monetary and structural policies. It is also confi that the package of anti-crisis measures turned out to be one of the largest in the world in terms of volume and that in the coming yearsits implementation will lead to a sharp increase in the budget deficit and public debt. It was found that timely measures of fiscal policy within the framework of additional budgets and monetary policy of the Bank of Japan, in general, led to the return of the Japanese economy by the second quarter of 2021 to a development trajectory with positive growth rates (about 2% a year). However, the Japanese economic recovery remains fragile due to the low rates of vaccination of the population and restrictions on the pandemic, which are holding back the activity of private sector of the economy.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Научная статья УДК 338.2(520)

doi:10.22394/1818-4049-2021-97-4-16-27

Антикризисная политика в Японии во время пандемии

COVID-19

Денис Владимирович Суслов

Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск, Россия, suslov@ecrin.ru

Аннотация. Приведены параметры и оценены меры антикризисной политики по элиминированию экономических шоков воздействия пандемии COVID-19 в Японии в период с января 2020 г. по июль 2021 г. Рассмотрены основные меры экономической политики правительства Японии для поддержки домохозяйств и компаний по время пандемии COVID-19. Выявлено, что экономическая политика реагирования на шоки пандемии COVID-19 со стороны правительства страны была своевременной и адекватной текущим кризисным явлениям. Подтверждено, что по сравнению с другими развитыми странами в 2020 г. Японии удалось эффективно использовать свою систему здравоохранения в борьбе с COVID-19 и уменьшить экономические потери в начальной стадии пандемии. Это было связано с правильным выбором как эпидемиологической стратегии, так и мер денежно-кредитной и структурной политики. Установлено, что пакет антикризисных мер оказался одним из крупнейших в мире по объемам, и что в ближайшие годы его реализация приведет к резкому увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Установлено, что своевременные меры фискальной политики в рамках дополнительных бюджетов и денежно-кредитной политики Банка Японии в целом привели к возвращению японской экономики ко второму кварталу 2021 г. на траекторию развития с положительными темпами роста (порядка 2% в год). При этом процесс восстановления японской экономики остается неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями, которые сдерживают активность частного сектора экономики.

Ключевые слова: Япония, COVID-19, пандемия, правительство, меры экономической политики, Банк Японии, монетарная политика

Для цитирования: Суслов Д. В. Антикризисная политика в Японии во время пандемии COVID-19// Власть и управление на Востоке России. 2021. № 4 (97). С. 16-27. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-97-4-16-27

The anti-crisis policy in Japan during the COVID-19

Denis V. Suslov

^e Economic Research Institute of FEB RAS, Khabarovsk, Russia, suslov@ecrin.ru

Abstract. The parameters and assessment of the state economic policy measures to eliminate the economic shocks of the COVID-19 pandemic in Japan from Jan., 2020 till Jul., 2021 are carried out. It was revealed that the economic policy of responding to the shocks of the COVID-19 pandemic was timely and adequate to the current crisis. It was confirmed that in 2020, compared to other developed countries, it was possible to effectively use its health care system in the fight against COVID-19 and reduce economic losses in the initial stage of the pandemic. This was due to the correct choice of both epidemiological strategies and monetary and structural policies. It is also confirmed that the package ofanti-crisis measures turned out to be one of the largest in the world in terms ofvolume and that in the coming years

its implementation will lead to a sharp increase in the budget deficit and public debt. It was found that timely measures of fiscal policy within the framework of additional budgets and monetary policy of the Bank of Japan, in general, led to the return of the Japanese economy by the second quarter of2021 to a development trajectory with positive growth rates (about 2% a year). However, the Japanese economic recovery remains fragile due to the low rates of vaccination of the population and restrictions on the pandemic, which are holding back the activity of private sector of the economy.

Keywords: Japan, COVID-19, pandemics, government, economic policy measures, Bank of Japan, monetary policy

For citation: Suslov D. V. The anti-crisis policy in Japan during the COVID-19 // Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 4 (97). Pp. 16-27. https:// doi.org/10.22394/1818-4049-2021-97-4-16-27

Введение. В современном страноведении большое значение имеет исследование проблематики, связанной с особыми условиями функционирования экономик в условиях коронавирусной инфекции COVID-19. В данной статье представлен опыт одной из ведущих стран мира - Японии - в преодолении распространениея эпидемии. С этой целью рассмотрены меры антикризисной политики правительства Японии по элиминированию экономических шо-ков, вызванных воздействием пандемии COVID-19 в период с января 2020 г. по июль 2021 г.; выделены и оценены основные меры властей для поддержки домохозяйств и компаний; даны характеристики эффективности экономической политики реагирования на шоки пандемии со стороны правительства страны и Банка Японии и их своевременности и адекватности текущим кризисным явлениям.

Ограничительные меры распространения COVID-19. О первом подтвержденном случае COVID-19 в Японии было сообщено 16 января 2020 г. В ответ на вспышку заболеваемости власти приняли ряд действий, направленных на меры по охране здоровья и сдерживанию распространения инфекции. Япония расширила запреты на въезд; в результате люди из 152 стран/ регионов мира попали под запрет на въезд в Японию, который ограничивает въезд иностранцев, посетивших в течение последних 14 дней страны и регионы, затронутые COVID-19. Затем 7

апреля 2020 г. премьер-министр Синдзо Абэ объявил чрезвычайное положение для семи префектур (включая Токио, Сайтама, Канагава, Тиба, Осака, Хёго и Фукуока) и расширил охват чрезвычайного положения на все префектуры Японии 16 апреля 2020 г. (действовал до 6 мая 2020 г.). Чрезвычайное положение позволило губернаторам префектур в обозначенных регионах просить людей оставаться дома, отдать приказ о закрытии школ и общественных учреждений, строить временные медицинские учреждения и принимать меры по поддержке в покупке медицинских и продовольственных товаров. 4 мая 2020 г. премьер-министр Абэ продлил общенациональное чрезвычайное положение до 31 мая 2020 г. Олимпийские игры в Токио в 2020 г. были перенесены на 23 июля - 8 августа 2021 г. Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, столичное правительство Токио, Оргкомитет Токио и правительство Японии 20 марта 2021 г. постановило, что международным зрителям не будет разрешен въезд в Японию для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а 21 июня 2021 г. лимит зрителей на Олимпийских играх был установлен на уровне 50% вместимости объекта, максимум до 10 тыс человек на всех объектах, и, как мы знаем уже сейчас, игры прошли вовсе без зрителей.

На фоне тенденции к снижению ежедневных новых подтвержденных случаев СОУГО-19 с начала мая 2020 г. чрезвы-

чайное положение было отменено 14 мая 2020 г. в 39 префектурах из 47 префектур, а в Осаке, Киото и Хёго 21 мая 2020 г. 25 мая 2020 г. чрезвычайное положение было отменено для всех префектур ранее первоначальной даты - 31 мая. Ограничения на поездки между префектурами были сняты 19 июня 2020 г.

После второй волны заражений 15 июля 2020 г. Токио поднял уровень предупреждения о СОУГО-19 до самого высокого. На этом фоне жителей попросили воздержаться от поездок за пределы Токио, а караоке-заведения и рестораны, где подают алкоголь, должны были закрываться к 22:00. В августе 2020 г. в префектурах Аичи, Осака, Миядзаки, Окинава также потребовали от ресторанов, где подают алкоголь, и караоке-баров сократить часы работы и закрыть в 20:00 и 22:00 соответственно. Поскольку число новых случаев инфекции продолжало снижаться, в Токио 10 сентября 2020 г. снизили уровень тревоги на одну ступень с самого высокого уровня и с 16 сентября 2020 г. отменили меры, которые сокращали часы работы для ресторанов и караоке. По мере роста числа новых случаев заражения 19 ноября 2020 г. в Токио повысили уровень предупреждения о СОУГО-19 до самого высокого и потребовали от жителей воздерживаться от выхода на улицу, а караоке-бары и рестораны, где подают алкоголь, должны были закрываться к 22:00 до середины декабря. Правительства Хоккайдо, Иба-раки, Сайтама, Тиба, Канагава, Аичи, Осака также попросили караоке-бары и рестораны, где подают алкоголь, сократить часы работы и закрываться в 21:00 и 22:00 соответственно до середины декабря. Саппоро и Осака были временно до 8 декабря 2020 г. исключены из числа пунктов назначения национальной туристической кампании Оо-1:о-Тгауе1 (программы государственных субсидий для продвижения внутренних поездок). 14 декабря 2020 г. правительство временно

приостановило общенациональную кампанию Оо-1:о-Тгауе1 с 28 декабря 2020 г. 7 января 2021 г. уже премьер-министр Суга объявил чрезвычайное положение в Токио и трех соседних префектурах (Сайтама, Канагава и Тиба); семь префектур (Гифу, Аичи, Киото, Осака, Хёго, Тотиги и Фукуока) были добавлены 14 января 2021 г. на период с 8 января по 7 февраля 2021 г. Правительство попросило рестораны и бары сократить часы работы до 20:00; призвало перейти на удаленную работу и сократить количество работников в офисах на 70%; потребовало, чтобы жители оставались дома и воздерживались от работы вне дома; ограничили посещение заведений общепита, особенно после 20:00, и ограничили количество зрителей на крупных мероприятиях до 5 тыс. человек. 2 февраля 2021 г. премьер-министр Суга продлил чрезвычайное положение в 10 префектурах (кроме Тоти-ги) до 7 марта 2021 г. С 22 марта 2021 г. Япония отменила чрезвычайное положение во всех префектурах.

На фоне четвертой волны пандемии 5 апреля 2021 г. в Мияги, Осаке и Хёго вступили в силу первоочередные профилактические меры: рестораны и бары закрывались к 20:00.1 В условиях чрезвычайного положения правительство призвало компании разрешить удаленную работу и потребовало от ресторанов сократить часы работы до 20:00; рестораны, бары и караоке-салоны, где подают алкоголь, а также универмаги и другие крупные коммерческие объекты должны быть закрыты, а крупные мероприятия должны проводиться без зрителей. Впоследствии правительство продлило действие чрезвычайного положения и приоритетных превентивных мер до 20 июня 2021 г.; с 12 мая чрезвычайное положение было расширено на Аити и Фукуока; Хоккайдо, Хиросима и Окаяма - с 16 мая; Окинава - с 23 мая; первоочередные превентивные меры для Хоккайдо, Гифу и Миэ - с 9 мая, затем Гунма,

1 Первоочередные превентивные меры были впоследствии распространены на Токио, Киото и Окинаву 12 апреля 2021 г., Сайтаму, Тибу, Канагава и Аити - 20 апреля 2021 г. и Эхимэ - 25 апреля 2021 г.. 23 апреля 2021 г. Япония объявила чрезвычайное положение в Токио, Осаке и Киото и префектуре Хёго, действующие с 25 апреля по 11 мая, а существующие приоритетные профилактические меры для остальных префектур действовали до 11 мая 2021 г.

Исикава и Кумамото - с 16 мая, а также отмены для префектур Мияги 12 мая и Эхимэ 23 мая. Губернаторы префектур ослабили ограничения для универмагов и других крупных коммерческих объектов, которые должны быть вновь открыты в более короткие часы, и для проведения крупных мероприятий с ограничением до 5 тыс. человек и 50% вместимости объекта. Япония отменила чрезвычайное положение и заменило его приоритетными превентивными мерами для Токио, Осаки, Киото, Хиого, Айти, Хоккайдо и Фукуока с 21 июня по 11 июля 2021 г. Чрезвычайное положение на Окинаве было продлено до 11 июля. Меры в отношении Канагавы, Сайтамы и Тибы также были продлены до 11 июля.

Что касается трансграничных поездок, Япония возобновила повторный въезд в Японию для всех иностранных граждан, обладающих статусом для проживания, с сентября 2020 г. Япония согласовала так называемый статус «вид на жительство», который позволяет осуществлять важный деловой обмен гражданами между странами при условии, что они принимают превентивные и карантинные меры, с Брунеем, Камбоджей, Китаем, Лаосом, Мьянмой, Малайзией, Сингапуром, Южной Кореей, Тайванем, Таиландом и Вьетнамом. Кроме того, Япония договорилась с Китаем, Сингапуром, Южной Кореей и Вьетнамом о «Бизнес-треке», который позволяет ограниченную деловую активность в течение 14-дневного периода пребывания дома (частично ослабляет ограничения на такую деятельность) сразу после прибытия в эти страны / регионы или Японию при условии, что путешественники примут дополнительные карантинные меры, такие как предоставление «Графика мероприятий в Японии». Начиная с октября 2020 г. обладатели статусов проживания «Студент», «Иждивенец» и др., в дополнение к трансграничным бизнес-путешественникам из всех стран и регионов, могут въезжать в Японию при условии, что это лицо принимает компания/ организация, которая

может обеспечить соблюдение карантинных мер. 30 октября 2020 г. правительство Японии решило снять запрет на въезд в Австралию, Бруней, Китай (включая Гонконг и Макао), Новую Зеландию, Республику Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Вьетнам. Однако 13 января 2021 г. правительство приостановило действие статусов «Бизнес-трека» и «Резидентов» до отмены чрезвычайного положения.

В качестве меры предосторожности против вызывающих озабоченность штаммов коронавируса Япония приостановила въезд в страну иностранных граждан-нерезидентов с 28 декабря

2020 г. до дальнейшего уведомления.2 Япония усилила меры пограничного контроля, чтобы предотвратить распространение вызывающих озабоченность штаммов коронавируса. В августе

2021 г. [Border enforcement..., 2021] текущие карантинные меры усилены для всех путешественников, которые въезжают, повторно въезжают или возвращаются в Японию из указанных стран/ регионов в ответ на распространение новых штаммов коронавируса, вызывающих особую озабоченность, в отношении пограничных мер, так и другие меры в зависимости от стран/регионов. Правительство требует от всех граждан Японии и иностранных граждан предоставить отрицательные результаты теста ПЦР на COVID-19 в течение 72 часов до вылета и пройти тесты по прибытии в страну.

Восстановление экономики. 8 сентября 2021 г. канцелярия кабинета министров объявила пересмотренные цифры по ВВП за второй квартал текущего года в сторону повышения с учетом значительных капитальных расходов, несмотря на то, что вспышка COVID-19 оказывает понижательное давление на секторы услуг и потребления [Quarterly Estimates., 2021]. Согласно уточненным данным прирост ВВП во втором квартале 2021 г. составил в годовом исчислении 1,9%, что превысило первоначальную оценку этого показателя в 1,3% и усред-

2 Только в начале ноября 2021 г. Япония начала ослаблять въездные ограничения для иностранцев.

ненный прогноз экономистов в 1,6%. Улучшение показателей роста вызвано тем, что инвестиционные расходы оказались больше первоначальных оценок на фоне восстановления мировой экономики и увеличения объема фабричного производства, что перекрыло потери в секторе услуг. Однако процесс восстановления японской экономики остается неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями по пандемии, которые сдерживают активность частного сектора экономики. При этом прогнозы международных организаций [Managing Divergent..., 2021; Fault Lines., 2021; World Bank, 2021] выглядят гораздо оптимистичнее, чем собственно японские. Старшим экономистом исследовательского института «Норинчюкин» Такэси Минами [Japan upgrades., 2021] было отмечено, что восстановление Японии идет медленнее, чем в других развитых экономиках. В связи с этим полного восстановления национальной экономики следует ожидать не раньше начала следующего года. Нехватка электронных компонентов в мире может отрицательно сказаться на производстве автомобилей и на их зарубежных поставках. Одновременно с этим вызывающим беспокойство фактором является появление признаков замедления темпов роста экономики КНР. Главным экономистом института экономических исследований «Дайичи сэймэй» Ёси-ки Синкэ [Japan upgrades., 2021] было отмечено, что экономический рост на 1,9% недостаточен для того, чтобы перекрыть его падение почти на 4% в первом квартале. В целом состояние японской экономики в первой половине 2021 финансового года можно охарактеризовать как застой. Инвестиционные расходы во втором квартале увеличились по сравнению с первым кварталом 2021 г. на 2,4%, что выше первоначальной оценки в 1,7% и прогноза частных экономистов в 2%. Объем личного потребления, которое формирует более половины ВВП стра-

ны, увеличился по сравнению с первым кварталом на 0,9%, что ненамного выше первоначальной оценки в 0,8%. Внутреннее потребление внесло 0,8 процентного пункта в показатели экономического роста, а чистый экспорт (экспорт за минусом импорта) отнял у темпов прироста 0,3 процентного пункта.

Фискальные меры. 7 апреля 2020 г. правительство Японии приняло Пакет мер чрезвычайной экономической помощи против COVID-19 в размере 117,1 трлн иен (20,9% ВВП 2019 г.) и включило оставшуюся часть ранее объявленных пакетов: пакет мер стимулирования за декабрь 2019 г. (принят в январе 2020 г.) и два пакета мер реагирования на COVID-19, объявленные 13 февраля и 10 марта 2020 г. соответственно [Comprehensive Economic., 2019; Comprehensive Economic., 2020; Emergency Economic., 2020].3

Апрельский пакет мер 2020 г. был нацелен на достижение пяти целей, в том числе:

(i) разработка превентивных мер против распространения инфекции и укрепление потенциала системы здравоохранения (расходы составляют 0,4% ВВП 2019 г.);

(ii) защита занятости и бизнеса (15,8% ВВП 2019 г.);

(iii) восстановление экономической активности после замедления (1,5% ВВП 2019 г.);

(iv) восстановление устойчивой экономической структуры (2,8% ВВП 2019 г.) и

(v) повышение готовности к будущему (0,3% ВВП 2019 г.).

Ключевые меры включали выдачу денежных средств каждому отдельному лицу и пострадавшим фирмам, отсрочку налоговых платежей и отчислений на социальное страхование, а также льготные ссуды от государственных и частных финансовых учреждений.

27 мая 2020 г. правительство Японии объявило второй проект дополнительного бюджета на 2020 финансовый год (при-

3 Меры поддержки экономики (с января 2020 г. по июль 2021 г.) в рамках дополнительного бюджетного финансирования приведены в Таблице 1 и в рамках обычного бюджета и условных обязательств в Таблице 2 (пакет мер бъл частично пересмотрен 20 апреля. 2020 г.)

нят 12 июня 2020 г.). Пакет стоимостью 117,1 трлн иен (20,9% ВВП 2019 г.) охватывает следующее: (i) меры, связанные со здоровьем, (ii) поддержку бизнеса, (iii) поддержку домашних хозяйств, (iv) трансферты местным органам власти и (v) повышение потолка резервного фонда COVID-19. Конкретные меры включают расширение субсидий на работу, предоставление субординированных займов государственными финансовыми учреждениями пострадавшим фирмам и субсидии пострадавшим фирмам по их арендной плате.

8 декабря 2020 г. правительство Японии приняло Пакет комплексных экономических мер по сохранению жизни людей и средств к их существованию на пути к облегчению и надежде [Comprehensive Economic., 2020].

Пакет стоимостью 73,6 трлн иен (13,1% ВВП 2019 г.) охватывает меры по: (i) сдерживанию COVID-19, (ii) содействию структурным изменениям и положительным экономическим циклам в эпоху после пандемии и (iii) обеспечению безопасности и помощь в борьбе со стихийными бедствиями вместе с выделением резервного фонда COVID-19. Конкретные меры включают стимулы для компаний инвестировать в цифровизацию и зеленые технологии, а также расширение текущих мер реагирования на COVID-19, таких как предоставление льготных кредитов пострадавшим фирмам.

Монетарная политика. 16 марта 2020 г. Банк Японии созвал заседание по денежно-кредитной политике и объявил о всеобъемлющем комплексе мер [Minutes., March 16, 2020] по поддержанию бесперебойного функционирования финансовых рынков (особенно рынков финансирования в долл. США) и стимулированию предоставления кредитов. К ним относятся целевое обеспечение ликвидности за счет увеличения размера и частоты покупок японских государственных облигаций (Japanese government bond - JGB), специальные операции по предоставлению средств для выдачи кредитов финансовым учреждениям для облегчения финансирования корпораций, временное увеличение

ежегодных темпов покупок Банком Японии ценных бумаг биржевых торгуемых фондов (Exchange Traded Funds - ETF) и японских инвестиционных фондов недвижимости (Japan-Real Estate Investment Trusts - J-REIT), а также временное дополнительное увеличение целевых покупок коммерческих ценных бумаг и корпоративных облигаций. Банк Японии предоставил кредитную поддержку через специальные операции по предоставлению средств и осуществил покупку японских государственных ценных бумаг, коммерческих бумаг, корпоративных облигаций и фондов, обращающихся на бирже.

На заседании по денежно-кредитной политике 27 апреля 2020 г. [Minutes., April 27, 2020] Банк Японии объявил о дополнительных мерах по поддержанию стабильности на финансовых рынках и поддержке предоставления кредитов. Банк Японии решил приобрести необходимое количество государственных облигаций Японии без установления верхнего предела для своих рекомендаций по покупке облигаций. Кроме того, он увеличил максимальную сумму дополнительных покупок коммерческих бумаг и корпоративных облигаций, подняв верхний предел объема коммерческих бумаг и корпоративных облигаций в общей сложности до 20 трлн иен (186 млрд долл. США). Специальные операции по предоставлению средств были расширены за счет расширения круга правомочных контрагентов и обеспечения по частному долгу (включая долг домашних хозяйств), а также за счет применения положительной процентной ставки в 0,1% к непогашенным остаткам текущих счетов, принадлежащих финансовым учреждениям в Банке Японии, которые соответствуют суммам ссуд, предоставленных в рамках этой операции. 22 мая 2020 г. Банк Японии ввел новую меру создания резервов для поддержки финансирования в основном малых и средних предприятий, предоставляя средства под ссуды, такие как беспроцентные и необеспеченные ссуды, предоставленные правомочными контрагентами на основе чрезвычайных экономических мер правительства. Об-

Таблица 1

Меры Правительства Японии в рамках дополнительного бюджетного

финансирования

Меры / Сумма

Дополнительные расходы и недополученные доходы в секторе здравоохранения/

_10,1 трлн иен (94,6 млрд долл.; 1,9% ВВП 2019 г.)_

Дополнительные расходы на: производство, закупку и распространение критически важного оборудования и средств индивидуальной защиты, такого как маски и вентиляторы (800 млрд иен); трансферты местным органам власти, которые будут использоваться для их мер, связанных со здоровьем и долгосрочным уходом, включая денежные выплаты практикующим врачам и специалистам по долгосрочному уходу (3,7 трлн иен); другие меры, связанные со здоровьем (закупка вакцин и т. д.) (5,6 трлн иен).

Дополнительные расходы и недополученные доходы в других секторах/78,6 трлн

иен (736 млрд долл.; 14,6% ВВП 2019 г.)_

Ключевые меры расходов в рамках Пакета чрезвычайных экономических мер (78 трлн иен) против COVID-19 включают: единовременную выдачу наличных в размере 100 тыс. иен на человека (12,9 трлн иен); единовременные выплаты пострадавшим фирмам (2 млн иен на малое и среднее предпринимательство, 1 млн иен для самозанятых) (2,3 трлн иен); субсидии для кредитования финансовых организаций (3,8 трлн иен); расширение субсидий на работу (0,9 трлн иен); стимулы для ускорения восстановления, в том числе для потребления в сфере услуг и инвестиций в инфраструктуру (10,8 трлн иен); переводы местным органам власти в связи с COVID-19 (1 трлн иен).

Дополнительные меры, объявленные правительством 27.05.2020 г.: трансферты органам местного самоуправления (2 трлн иен); расширение субсидий на работу (1,3 трлн иен); субсидии для кредитования государственных/частных финансовых организаций (9,3 трлн иен); пополнение денежных переводов для фирм (1,9 трлн иен); субсидии пострадавшим фирмам для оплаты аренды (2 трлн иен).

Дополнительные меры, объявленные правительством 08.12.2020 г.: стимулы для компаний инвестировать в «зеленые» технологии (2,0 трлн иен); субсидии для ускорения реструктуризации бизнеса малого и среднего предпринимательства (1,1 трлн иен); продление субсидии на корректировку занятости (1,5 трлн иен); трансферты органам местного самоуправления (1,5 трлн иен); субсидии для кредитования финансовых организаций (3,2 трлн иен); меры по повышению устойчивости страны (в первую очередь, государственные инвестиции) (4,4 трлн иен).

В апреле 2020 г. правительство решило потратить часть резервного фонда COVID-19 на медицинские и немедицинские меры на общую сумму 9,8 трлн иен (без учета расходов, утвержденных 11.12.2020 г.). Эти меры включают: денежные переводы пострадавшим фирмам (1,2 трлн иен); пополнение программы экстренного кредитования пострадавшим домохозяйствам (0,8 трлн иен); увеличение потенциала здравоохранения (1,7 трлн иен); закупка вакцин (1,3 трлн иен); пополнение субсидии на корректировку занятости (0,4 трлн иен); переводы в органы местного самоуправления (3,9 трлн иен).

Упущенные доходы: меры по выручке, включенные в прошлые экономические пакеты, включают расширение схем переноса убытков, налоговые льготы для декарбонизации и цифровизации компаний, а также снижение налога на имущество и налога на авиационное топливо.

Срочные расходы и отложенные доходы в других областях, помимо

здравоохранения /

_2,9 трлн иен (27 млрд долл.; 0,5% ВВП 2019 г.)_

Доходы будущих периодов (3 трлн иен): отсрочка уплаты налогов и взносов на социальное страхование затронутыми фирмами и домохозяйствами на один год. _Итого: 88,7 трлн иен (831 млрд долл.; 16,5% ВВП 2019 г.)_

Источник: Fiscal Monitor Database of Country Fiscal Measures in Response to the COVID-19 Pandemic. URL: www.imf.org/en/Topics/imfand-covid19/~/media/Files/Topics/COVID/FM-Database/july-2021-country-fiscal-measures-database-publication-v2.ashx (дата обращения 18.08.2021 г.)

Таблица 2

Меры Правительства Японии в рамках обычного бюджета и условные обязательства

Меры Сумма

Гарантии по депозитам, ссудам и прочим обязательствам

• Гарантии по облигациям/займам от Банка развития Японии и Японской финансовой корпорации (7,6 трлн иен); • Гарантии по внешним облигациям, выпущенные Банком развития Японии и Японским банком международного сотрудничества (1,1 трлн иен); • Гарантии по облигациям/займам других государственных финансовых учреждений для их программ вложения капитала (2,5 трлн иен); • Увеличен предел гарантии по схеме вливания капитала в банки (3 трлн иен); • Расширены страховые возможности Nippon Export and Investment Insurance (1,5 трлн иен). 15,7 трлн иен 147 млрд долл. 2,9% ВВП 2019 г.

Квази-фискальные операции (некоммерческая деятельность государственных корпораций от имени государства)

• Льготные ссуды и гарантии затронутым фирмам через государственные и частные финансовые учреждения (112 трлн иен); • Предоставление государственными финансовыми учреждениями субординированных займов (квазиакционерный капитал) и покупка акций (2,7 трлн иен); • Кредиты государственных финансовых учреждений пострадавшим больницам и клиникам (3,5 трлн иен); • Университетский фонд (4,0 трлн иен); • Прочие квазифискальные операции с использованием Банка развития Японии и других агентств (в основном для инфраструктурных проектов) (15 трлн иен). 136,9 трлн иен 1282 млрд долл. 25,4% ВВП 2019 г.

Вливания в акционерный капитал, покупка активов, ссуды, принятие (переуступка) долга, в том числе через внебюджетные фонды -

Итого 152,6 трлн иен (1429 млрд долл.; 28,3% ВВП 2019 г.)

Источник: Fiscal Monitor Database of Country Fiscal Measures in Response to the COVID-19 Pandemic. URL: www.imf.org/en/Topics/imfand-covid19/~/media/Files/Top-ics/COVID/FM-Database/july-2021-country-fiscal-measures-database-publication-v2.ashx (дата обращения 18.08.2021 г.)

щии размер специальной операции по предоставлению средств и новые меры по предоставлению средств составляет около 90 трлн иен (838 млрд долл. США).

Банк Японии в сотрудничестве с Банком Канады, Банком Англии, Европейским центральным банком, Федеральной резервной системой и Швейцарским национальным банком увеличил предоставление ликвидности в долларах США 15 марта 2020 г., снизив цены на постоянные позиции своп ликвидности по доллару США на 25 базисных пунктов. Япония также имеет несколько важных двусторонних и региональных соглашений об обмене валютой (свопы) с азиатскими странами.

Правительство увеличило объем льготных кредитов (беспроцентных и беззалоговых) в первую очередь для микро-, малых и средних предприятий, пострадавших от COVID-19, через Японскую финансовую корпорацию (Japan Finance Corporation) и другие учреждения. Правительство также расширило доступ к кредитам на тех же условиях от местных финансовых учреждений таких как местные банки. Для поддержки заемщиков в этот кризисный периода Агентство финансовых услуг (Financial Services Agency - FSA) заверило банки, что они могут присвоить нулевой весовой коэффициент риска по ссудам, гарантированным в рамках схем государственных гаран-

тий, и использовать свой регулятивный капитал и системно важные банковские буферы для поддержки предложения кредитов, а также использовать свои запасы высококачественных ликвидных активов ниже минимального требования к коэффициенту покрытия ликвидности. FSA также обратилось к банкам с просьбой отложить выплаты основной суммы по ипотечным кредитам по мере необходимости и воздержаться от взимания комиссий за изменение условий ипотечных кредитов.

12 июня 2020 г. Парламент одобрил поправку к Закону о специальных мерах по усилению финансовых функций, которая продлила крайний срок подачи заявления региональными банками на вливание государственного капитала с 31 марта 2022 г. до 31 марта 2026 г. и предусматривает смягчение условия подачи заявки для региональных банков, пострадавших от COVID-19. Закон направлен на усиление функции финансового посредничества региональных банков путем облегчения вливания в них государственного капитала. Кроме того, в качестве меры предосторожности Парламент также одобрил расширение лимита государственных гарантий на вливание капитала в региональные банки с 12 трлн иен до 15 трлн иен. Валютная политика в Японии позволяет гибко и свободно устанавливать обменные курсы иены к основным валютам мира.

Руководство Банка Японии 22 сентября 2021 г. [Statement., 2021] заявило, что оно сохраняет монетарную политику без изменений, но при этом сообщило, что банк осторожно оценивает перспективы производства и экспорта. Это усиливает ожидания, что банк продолжит свою политику массированного стимулирования экономики, даже если многие партнеры будут рассматривать отход от поддержки кризисного типа. Как ожидается, банк сохранит процентную ставку на краткосрочные вклады на уровне минус 0,1%, а на облигации со сроком погашения 10 лет на уровне около 0%. В заявлении банка, в частности, говорится: «Экспорт и промышленное производство продолжают расти, хотя они частично испытывают негативное

влияние проблем в цепочках поставок», указав на то, что многие японские производственные компании страдают от остановки предприятий-контрагентов в азиатских странах из-за пандемии ко-ронавируса».

Банк Японии сохранил свою оценку экономической ситуации, заявив, что «тенденция роста усиливается, хотя в экономике остаются сложности в результате влияния пандемии», что также подтвердил 27 сентября 2021 г. и глава Банка Японии Харухико Курода [Киг^а НагиЫко, 2021]. Аналитики при этом отмечают, что нынешняя оценка экономики дана накануне смены руководства правящей либерально-демократической партии (далее - ЛДП), в результате чего возможно, что новая администрация отойдет от рефляционистской политики бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, получившей название «Абэномики» [Рен-зин, Суслов, 2020. С. 85-105].

При этом внутри верхушки ЛДП существует согласованная позиция о необходимости продолжения массированной монетарной поддержки экономики в настоящее время, однако есть разные представления о том, как долго она может продолжаться. Благодаря устойчивому росту спроса на глобальных рынках, японская экономика восстанавливается после прошлогодних проблем, однако сохраняющийся режим чрезвычайного положения, введенный для борьбы с СОУГО-19, продолжает серьезно сдерживать потребление. Так, в июле 2021 г. основные потребительские цены снизились по сравнению с июлем прошлого года на 0,2%. Снижение цен продолжается 12 месяцев подряд, поскольку вялое потребление сдерживает намерения компаний повысить цены на свою продукцию в связи с увеличением стоимости сырьевых материалов и таким образом переложить рост цен на домохозяйства.

Заключение. Несмотря на политические, олимпиадные и пандемические перипетии этого лета, еще в июне 2021 г. правительство Японии приняло ряд стратегических документов, реализация которых должна придать дополнительный импульс качественному экономическому развитию, ориентированному на инно-

вации и новую стратегию роста [Growth Strategy., 2021; Integrated Innovation., 2021]. Их еще предстоит внимательно изучить и оценить влияние на кратко- и среднесрочные перспективы развития страны.

В настоящее время подтверждаются выводы, сделанные в начале текущего года как зарубежными, так и российскими специалистами [Белов, 2021. С. 33-41], что по сравнению с другими развитыми странами в начальный период пандемии COVID-19 Японии удалось эффективнее использовать свою систему здравоохранения и минимизировать смертность, а также уменьшить экономические потери. Это объяснялось спецификой как эпидемиологической стратегии, так и денежно-кредитной политикой Банка Японии и структурной политикой правительства [Fiscal 2021 Economic., Dec. 18, 2020; Fiscal 2021 Economic., Jan. 18, 2021; Greer, Scott L., 2021. С. 146-162]. Пакет антикризисных мер оказался одним из крупнейших в мире по объемам, что автоматически приведет в ближайшие годы к существенному увеличению размера государственного долга. Можно положительно оценить предпринятые и принимаемые меры правительством Японии для элиминации шоков пандемии COVID-19 в стране. Своевременные меры фискальной политики в рамках

дополнительных бюджетов и денежно-кредитной политики Банка Японии в целом привели к возвращению японской экономики в первой половине 2021 г. на траекторию развития с положительными темпами роста (порядка 2% в год), которые ожидается достичь и в среднесрочном периоде. В сентябре 2021 г. канцелярия кабинета министров объявила пересмотренные данные по ВВП за второй квартал текущего года в сторону повышения с учетом значительных инвестиционных расходов, несмотря на то, что пандемия СОУГО-19 оказывает понижательное давление на секторы услуг и личное потребление. Прирост ВВП во втором квартале 2021 г. составил 1,9% (в годовом исчислении), что превысило его первоначальную оценку (1,3%) и усредненный прогноз экономистов (1,6%). Такое улучшение показателей роста связано с тем, что на фоне восстановления мировой экономики и увеличения объемов промышленного производства, инвестиционные расходы в этот период оказались больше первоначальных оценок, что превысило потери в секторе услуг. Однако процесс восстановления японской экономики оставался неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями по пандемии, которые сдерживали активность частного сектора экономики.

Список источников:

1. Белов А. Экономическая политика Японии в период пандемии // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 1. С. 33-41.

2. Рензин О. М., Суслов Д. В. Экономическая динамика в Японии: детализация институциональных контуров политики «Абэномики» / / Японские исследования. 2020. № 1. С. 85-105.

3. Border enforcement measures to prevent the spread of novel coronavirus (COVID-19). August 16, 2021. URL: https: www.mofa.go.jp/ca/fna/page4e_001053.html (accessed: 28 September, 2021).

4. Quarterly Estimates of GDP for Apr.-Jun. 2021(The Second Preliminary). URL: https: www.esri.cao.go.jp/en/sna/sokuhou/sokuhou_top.html (accessed: 28 September, 2021)

5. Managing Divergent Recoveries. World Economic Outlook / International Monetary Fund. Washington, 2021. URL: https: www.imf.org/en/Publications/WEO/ Issues/2021/03/23/world-economic-outlook-april-2021 (дата обращения: август 2021).

6. Fault Lines Widen in the Global Recovery. World Economic Outlook / International MonetaryFund. 2021. URL: https:www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/07/27/ world-economic-outlook-update-july-2021 (дата обращения 17.09.2021 г.).

7. World Bank. 2021. Global Economic Prospects, June 2021. Washington, DC: World Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1665-9 (дата обращения 17.09.2021 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Japan upgrades Q2 GDP on stronger business spending. URL: https: www.

reuters.com/business/japan-upgrades-q2-gdp-stronger-business-spending-2021-09-08/ (accessed: 28 September, 2021).

9. Comprehensive Economic Measures to Create a Future with Security and Growth (Dec 5, 2019). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2019/20191205_economic_ measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

10. Comprehensive Economic Measures to Secure People's Lives and Livelihoods towards Relief and Hope (Dec 8, 2020). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2020-2/20201208_economic_measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

11. Emergency Economic Measures to Cope with COVID-19 (Apr 7, 2020, Amended on Apr 20, 2020). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2020/20200420_ economic_measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

12. Minutes of the Monetary Policy Meeting on March 16, 2020. URL: https: www. boj.or.jp/en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200316.pdf (accessed: 28 September, 2021).

13. Minutes of the Monetary Policy Meeting on April 27, 2020. URL: https: www.boj.or.jp/ en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200427.pdf (accessed: 28 September, 2021).

14. Statement on Monetary Policy. URL: https: www.boj.or.jp/en/announcements/ release_2021/k210922a.pdf (accessed: 28 September, 2021).

15. Kuroda Haruhiko. Japan's Economy and Monetary Policy Speech at a Meeting with Business Leaders in Osaka (via webcast). URL: https: www.boj.or.jp/en/announcements/ press/koen_2021/data/ko210927a1.pdf (accessed: 28 September, 2021).

16. Growth Strategy and Execution Plan (in Jap.). URL: https: www8.cao.go.jp/cstp/ tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed: 28 September, 2021).

17. Integrated Innovation Strategy 2021 (in Jap.) URL: https: www8.cao.go.jp/cstp/ tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed: 28 September, 2021).

18. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on December 18, 2020 (Dec. 18, 2020). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/mitoshi/2020/r021218mitoshi-e.pdf (accessed: 17 July, 2021).

19. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on January 18,2021 (Jan. 18, 2021). URL: https: www5.cao.go.jp/ keizai1/mitoshi/2020/r030118mitoshi-e.pdf (accessed: 17 July, 2021).

20. Greer, Scott L. Coronavirus Politics: The Comparative Politics and Policy of COVID-19. E-book, Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2021. URL: https: doi.org/10.3998/ mpub.11927713 (accessed: 28 September, 2021).

References:

1. Belov A. V. Economic Policy of Japan in the Time of Pandemic. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2021, vol. 65, no. 1, pp. 33-41 (in Russian).

2. Renzin O.M., Suslov D.V. 2020. Economic dynamics in Japan: detailing of the Abenomics policy institutional outlines Yaponskiye issledovaniya [Japanese research], 2020, no. 1, pp. 85-105. (in Russian).

3. Border enforcement measures to prevent the spread of novel coronavirus (COVID-19).August 16, 2021. URL: https: www.mofa.go.jp/ca/fna/page4e_001053.html (accessed: 28 September, 2021).

4. Quarterly Estimates of GDP for Apr.-Jun. 2021(The Second Preliminary). URL: https: www.esri.cao.go.jp/en/sna/sokuhou/sokuhou_top.html (accessed: 28 September, 2021).

5. Managing Divergent Recoveries. World Economic Outlook / International Monetary Fund. Washington, 2021. URL: https: www.imf.org/en/Publications/WEO/ Issues/2021/03/23/world-economic-outlook-april-2021 (accessed: 08. 2021).

6. Fault Lines Widen in the Global Recovery. World Economic Outlook / International MonetaryFund. 2021. URL:https:www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/07/27/ world-economic-outlook-update-july-2021 (дата обращения 17.09.2021 г.).

7. World Bank. 2021. Global Economic Prospects, June 2021. Washington, DC: World

Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1665-9 (accessed: 17.09.2021 г.).

8. Japan upgrades Q2 GDP on stronger business spending. URL: https: www. reuters.com/business/japan-upgrades-q2-gdp-stronger-business-spending-2021-09-08/ (accessed: 28 September, 2021).

9. Comprehensive Economic Measures to Create a Future with Security and Growth (Dec 5, 2019). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2019/20191205_economic_ measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

10. Comprehensive Economic Measures to Secure People's Lives and Livelihoods towards Relief and Hope (Dec 8, 2020). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2020-2/20201208_economic_measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

11. Emergency Economic Measures to Cope with COVID-19 (Apr 7, 2020, Amended on Apr 20, 2020). URL: https: www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2020/20200420_ economic_measures_all.pdf (accessed: 28 September, 2021).

12. Minutes of the Monetary Policy Meeting on March 16, 2020. URL: https: www. boj.or.jp/en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200316.pdf (accessed: 28 September, 2021).

13. Minutes of the Monetary Policy Meeting on April 27, 2020. URL: https: www.boj.or.jp/ en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200427.pdf (accessed: 28 September, 2021).

14. Statement on Monetary Policy. URL: https: www.boj.or.jp/en/announcements/ release_2021/k210922a.pdf (accessed: 28 September, 2021).

15. Kuroda Haruhiko. Japan's Economy and Monetary Policy Speech at a Meeting with Business Leaders in Osaka (via webcast). URL: https: www.boj.or.jp/en/announcements/ press/koen_2021/data/ko210927a1.pdf (accessed: 28 September, 2021).

16. Growth Strategy and Execution Plan (in Jap.). URL: https: www8.cao.go.jp/cstp/ tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed: 28 September, 2021).

17. Integrated Innovation Strategy 2021 (in Jap.) https: www8.cao.go.jp/cstp/ tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed: 28 September, 2021).

18. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on December 18, 2020 (Dec. 18, 2020). https: www5.cao.go.jp/ keizai1/mitoshi/2020/r021218mitoshi-e.pdf (accessed: 17 July, 2021).

19. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on January 18,2021 (Jan. 18, 2021). https: www5. cao.go.jp/keizai1/mitoshi/2020/r030118mitoshi-e.pdf (accessed: 17 July, 2021).

20. Greer, Scott L. Coronavirus Politics: The Comparative Politics and Policy of COVID-19. E-book, Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2021. https: doi.org/10.3998/ mpub.11927713 (accessed: 28 September, 2021).

Статья поступила в редакцию 2.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 2.12.2021.

The article was submitted 2.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 2.12.2021.

Информация об авторе

Д. В. Суслов - канд. экон. наук, старший научный сотрудник, Институт экономических исследований ДВО РАН.

Information about the author

D. V. Suslov - Candidate of Economics, senior researcher, The Economic Research Institute of FEB RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.