Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 49-59. Oriental Institute Journal. 2022. No. 2. P. 49-59.
Научная статья УДК 332.145(520)
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/49-59
Региональное бюро развития Хоккайдо: успешный опыт взаимодействия центра
и региона
Ольга Евгеньевна СУМАРОКОВА
Японский Центр во Владивостоке; Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе обзорно представлена деятельность Регионального Бюро развития Хоккайдо в поэтапном становлении современного образа экономики региона. Освещены особенности нового (восьмого) комплексного плана развития Хоккайдо. А также уделено внимание главной особенности успешной политики развития Хоккайдо - долгосрочное планирование осуществляется с учетом региональной специфики. Произведен краткий обзор предыдущих комплексных планов, их значение для выравнивания дифференциации в развитии региона Хоккайдо с остальными регионами Японии. Определены ориентиры для дальнейшего становления региона Хоккайдо не только в качестве важного региона для Японии, но и в качестве крупного центра на международной арене в северо-восточной части АТР.
Ключевые слова: Япония, Региональное бюро развития Хоккайдо, экономика региона Хоккайдо, планы комплексного развития Хоккайдо
Для цитирования: Сумарокова О.Е. Региональное бюро развития Хоккайдо: успешный опыт взаимодействия центра и региона // Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 49-59. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/49-59
Original article
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/49-59
Hokkaido Regional Development Bureau: effective experience of region-center
relations
Olga E. SUMAROKOVA
Cooperation of Japan Center in Vladivostok; Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, sumarokova.oe@ dvfu.ru
Abstract. The work gives a short glance at the activities of the Hokkaido Regional Development Bureau in the gradual formation of the modern image of the economy of the region. The features of the new complex development plan of Hokkaido are highlighted. Attention is also paid to the main feature of the successful Hokkaido development policy - long-term planning is carried out taking about regional specifics. A brief overview of the previous complex plans, their significance for an alignment of the differentiation in the development of the Hokkaido region with the rest of the regions of Japan is made. The guidelines for the further development of the Hokkaido region are determined not only as an important region for Japan, but also as a major center in the international arena in the north-eastern part of the Asia-Pacific region.
Keywords: Japan, Hokkaido Regional Development Bureau, Hokkaido regional economy, Hokkaido complex development plan
For citation: Sumarokova O.E. Hokkaido Regional Development Bureau: effective experience of region-center relations // Oriental Institute Journal. 2022. № 2. P. 49-59. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/49-59
Укрепление сотрудничества Дальнего Востока с Хоккайдо на протяжении многих лет являлось одной из тем, обсуждаемых Российско-Японской Межправительственной комиссией по торгово-экономическим вопросам. Данное внимание было более чем оправдано - нас сближает географическое положение регионов, климатическая схожесть и один и тот же вопрос внутренней политики, связанный с гармоничными взаимоотношениями центра и региона.
Перед регионами Дальнего Востока стоят те же задачи, что решались на Хоккайдо еще совсем недавно: как превратить регион, богатый природными ресурсами, из сырьевого придатка в полноценного и равноправного актора государственной экономики, эффективно используя все ресурсы региона. Казалось бы, ответ ясен и очевиден - необходимо активное взаимодействие центра и региона на взаимовы-
© Сумарокова О.Е., 2022
годных и паритетных условиях, но для того, чтобы найти лучшую практику в этом вопросе, представляется целесообразным изучить опыт соседних государств.
В 2021 г. Региональное бюро развития Хоккайдо (РБРХ) - подразделение Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (МЗИТТЯ) отметило 70-летие. К этой дате был создан отдельный сайт [13], посвященный достижениям и вкладу Бюро на месте в развитие острова, начиная с эпохи Мэйдзи (1868-1912). Региональное бюро связано с т.н. мозговым центром административного управления острова - Бюро Хоккайдо в структуре самого МЗИТТЯ. Здесь же разрабатываются комплексные планы развития, реализация каждого из которых рассчитана в среднем на 10 лет. В настоящее время осуществляется Восьмой план развития, принятый в 2016 г.
Рисунок 1 [15] позволяет понять, как устроена система администрирования развития Хоккайдо. После консультирования с Национальным Земельным Советом Бюро Хоккайдо разрабатывает план развития острова, который доводит до смежных министерств, разделяя с ними и бюджетное бремя. Напрямую Бюро Хоккайдо работает не только со смежными министерствами (в первую очередь с Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства, Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, Министерством окружающей среды), но и, конечно, самим Региональным Бюро Развития Хоккайдо. Бюро Хоккайдо в составе МЗИТТЯ работает также напрямую с местными государственными органами самоуправления на Хоккайдо и Национальным агентством исследований и разработок, которому ставит цели и критерии оценок в отношении работы РБРХ.
"С 1978 г. региональное планирование для Хоккайдо стало двухуровневым: помимо вышеупомянутых центральных планов губернаторство Хоккайдо начало прилагать усилия по развитию префектуры... Называются разные причины, почему префектура начала составлять собственные комплексные программы. Одна из них в том, что планы, разрабатываемые для Хоккайдо на центральном уровне, не отвечали интересам острова и его населения" [1].
Ознакомившись с целями и содержанием предыдущих комплексных планов развития, можно увидеть динамику перехода от послевоенного освоения острова как сырьевой базы для центра к постепенной модернизации сельского хозяйства и промышленности. Затем от роста и стабильности к формированию сферы международных связей северных регионов. Современный - Восьмой - план был создан под лозунгом "Хоккайдо наравне с миром" 1 [13] и содержит в себе три основных направления приложения усилий по реализации: "построение общества с блестящими перспективами" ; "развитие отраслей, ориентированных на глобальный рынок" и "формирование территории долговременного устойчивого развития" [3].
Хронологическая таблица 1 [16], составленная МЗИТТЯ, отражает изменения бюджетной политики в отношении развития острова и позволяет понять, когда Хоккайдо привлек к себе серьезное внимание центральных властей. Ощутимые вливания в экономику острова начались во время больших строительных инфраструктурных проектов. В 1970-е гг. во время реализации Третьего плана в центре внимания было развитие порта Исикари. В 1980-е гг. - Четвертый план - на повестке дня было развитие порта Томакомай и завершение строительства тоннеля Аомори-Хакодатэ. Амбициозный и сложный проект по соединению двух островов Японского архипелага - Хонсю и Хоккайдо - успешно реализован и используется для грузопассажирских перевозок. В 1990-е гг. во время реализации Пятого плана стало возможным открытие аэропорта Синтитосэ. В 1997 г. в бюджет острова были вложены максимальные государственные средства, судя по данным Министерства.
Лозунг или основная идея плана "Хоккайдо наравне с миром" родился не из желания следовать модным тенденциям глобализации, но из необходимости реагировать, а еще лучше действовать на опережение мировой тенденции "убериза-
1 Выражение, используемое в Плане по-японски звучит как "сэкай но хоккайдо" ГШ^ГО^ЬШЖ] , что можно дословно перевести как мировой Хоккайдо или Хоккайдо, принадлежащий миру. - прим. автора.
Национальный Земельный Совет Подкомитет по развитию Хоккайдо
I
Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства
Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения
Министерство окружающей среды
Связанные министерства
Местный государственный орган
(Хоккайдо, г. Саппоро и др.)
X о
Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Бюро Хоккайдо
- планирование развития
- коллективный учет затрат на развитие Связанные инстанции (управление водными ресурсами, дорожное управление и т.п.)
Бюро развития Хоккайдо (региональное)
- исследование и продвижение планов развития
- контроль ща выполнением общественных работ
- предоставление субсидий на общественные работы -контроль за ЖКХ, строительными
' работами в городах и т.п.
Департамент развития и строительства
Административные органы
Национальное агентство исследований и разработок
НИИ гражданского
строительства в холодном регионе
Рис.1. Структура администрирования развития Хоккайдо. Источник: [15].
Fig.1. Hokkaido Development Administration Structure. Source: [15].
ции" 2 [9, 21]. Речь идет практически о всех сферах жизни, если они хоть в какой-то мере связаны с иностранными контрагентами. Учитывая зависимость Японии от импорта, практически нет такой отрасли, где бы Японии не приходилось огля-
2 Уберизация или юберизация — замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами. Термин произошёл от названия компании Uber. Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили. Термин "уберизация" относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом. По материалам Wikipedia
Бюджет на развитие Хоккайдо
Год в том числе бюджет на содержание и администрирование
1 2 3
1951 76 70
1952 113 104
1953 158 147
1954 161 147
1955 168 154
1956 188 173
1957 232 215
1958 264 246
1959 327 312
1960 370 354
1961 473 455
1962 562 542
1963 679 656
1964 810 786
1965 944 917
1966 1.083 1.051
1967 1.248 1.215
1968 1.337 1.301
1969 1.522 1.488
1970 1.796 1.760
1971 2.060 2.021
1972 2.484 2.442
1973 3.140 3.092
1974 3.193 3.139
1975 3.168 3.095
1976 3.706 3.618
1977 4.387 4.301
1978 5.835 5.740
1979 7.100 6.998
1980 7.117 7.009
1981 7.147 7.035
1982 7.115 6.990
1983 7.083 6.965
1984 7.035 6.911
1985 6.921 6.795
1986 6.860 6.725
1987 6.785 6.641
1988 7.814 7.667
1 2 3
1989 7.930 7.773
1990 7.883 7.726
1991 8.240 8.065
1992 8.599 8.419
1993 9.013 8.818
1994 9.339 9.151
1995 9.632 9.447
1996 9.986 9.800
1997 10.059 9.871
1998 9.266 9.075
1999 9.499 9.300
2000 9.618 9.419
2001 9.561 9.420
2002 8.529 8.386
2003 8.172 8.024
2004 7.823 7.683
2005 7.457 7.320
2006 6.899 6.784
2007 6.433 6.321
2008 6.209 6.100
2009 5.855 5.748
2010 4.857 4.754
2011 4.459 4.358
2012 4.305 4.203
2013 4.770 4.676
2014 (4.954) 5.344 (4.854) 5.245
2015 5.413 5.313
2016 5.417 5.317
2017 5.465 5.363
2018 5.551 5.447
2019 6.359 5.655 (6.250) 5.546
2020 (6.393) 5.748 (6.275) 5.631
2021 5.719 5.601
Примечание:
1. указанные суммы являются первоначально выделенными из государственного бюджета
2. в строке (2014) в скобках указана сумма, в которую не входят средства специально учтенные в социальном капитале
3. в скобках верхних строчек (2019) и (2020) указаны суммы, в которые входят средства, выделенные на чрезвычайные меры
4. курсивом выделены годы нового Восьмого плана (с 2016 г.)
Таблица1. Хронология изменения бюджетной политики развития Хоккайдо (ед. изм.: сто миллионов иен). Источник: [10]
Table 1. Chronology of a change in the budgetary policy of the development of Hokkaido (units: one hundred million yen). Source: [10].
дываться на движения глобальных игроков. В первую очередь, речь здесь идет о сельском хозяйстве, теме, которой автор уделяет значительное внимание в рамках исследования.
На мировом рынке сельского хозяйства сложилась ситуация, когда всего несколько крупных компаний диктуют свои условия, создав систему "одного окна" (семена совместно с комплементарными им удобрениями и пестицидами, включенными, в свою очередь, в общую IT-систему управления сельскохозяйственными операциями, которая синхронизирована с ключевой агротехникой на уровне сеялок, тракторов и комбайнов)3. [9, с. 23]
Отсюда в Планах развития Хоккайдо мы видим, как красной нитью проходит комплексный подход, охватывающий стратегии развития и инвестиций по ключевым сегментам: собственно, в производство, в логистику, ритейл и в потребительский сегмент. Заметны усилия правительства, направленные на создание добавленной стоимости той же сельхозпродукции с использованием мирового опыта продвижения, опираясь на уникальные местные особенности и уже признанные достижения, например, в туристической отрасли. К слову, Восьмой план комплексного развития посвящен развитию гастрономии и туризма. На лицо синтетический подход, позволяющий использовать синергию межотраслевого взаимодействия.
Первая цель нового Плана связана с перенаселенностью столицы Токио и необходимостью исправить данную ситуацию, создав условия для равномерного населения территории страны. Образцом для подражания должен стать Хоккайдо с его пространственными возможностями и богатой привлекательной природой, создав т.н. "хоккайдосский стиль" [13]. Вторая цель преследует повышение добавленной стоимости продуктов питания, произведенных на Хоккайдо и ставших местным брендом благодаря своему отличному вкусу и гарантированной пищевой безопасности; активную ориентацию потребительского спроса на туристические дестинации острова как со стороны внутреннего, так и внешнего рынка; ускорение развития промышленности, сосредоточившись на положении дел после пандемии COVID-19. Третья цель связана с планами правительства сделать Хоккайдо образцовой территорией к 2050 г., где будет достигнуто состояние углеродно-нейтрального региона, а также будут достигнуты меры по минимизации ущерба от ставших частыми и непредсказуемыми стихийных бедствий.
Необходимо отметить преемственность и последовательность целей. Например, первая цель нового Восьмого плана перекликается с политикой децентрализации и идеей пересмотра территориального деления страны, поднятой и активно обсуждаемой во время правления Абэ Синдзо. Децентрализацию рассматривали как составную часть "Абэномики", когда премьер-министр решил "реализовать на практике не только планы по возрождению японской экономики, но и концепцию "маленького, но мускулистого" центрального правительства с ограниченным объемом полномочий, сформулированную им еще во время первого срока правления (2006-2007). Все остальные полномочия в этом случае будут распределяться среди местных органов власти" [6].
Учитывая объективную самостоятельность Хоккайдо, связанную с автономным географическим положением, а также сложившуюся двухуровневую систему планирования, тенденция на децентрализацию и поиск местных ресурсов, чтобы опереться на свои силы, достаточно сильна. В эпоху глобализации местная уни-
3 В частности, по оценкам исследователей сельскохозяйственной отрасли, так называемая "большая шестерка" (компании Monsanto, Syngenta, DuPont, BASF, Bayer, Dow) совместно контролирует более 75% глобального агрохимического рынка, 63% рынка семян, почти 2/3 инвестиций в исследования и разработки (R&D), относящиеся к рынку семян и пестицидов. Цит.по [9, с. 17]
-О- Япония Хоккайдо
Рис2. Изменения темпов экономического роста Хоккайдо и всей Японии. Источник: [21]. Fig. 2. Changes in the economic growth rates of Hokkaido and all of Japan. Source: [21].
кальность острова и его удаленность от центра превратились в объект достопримечательности, привлекающий туристов и внимание извне. Открытие в 2020 г. музейно-исторического комплекса айнской культуры "Упопой" подтверждает эту мысль, когда поддержка традиционной культуры превращается из непростого вопроса внутренней политики в приятную местную изюминку с большим потенциалом капитализации.
Долгое время, судя по содержанию планов комплексного развития, остров Хоккайдо воспринимался как сельскохозяйственная база, "житница" страны. Но на удивление "президент японского "мозгового центра" PHP [11] и председатель Национального совета по введению системы "досюсэй" [12], основанной на местном суверенитете4, К. Эгути предположил, что экономическая специализация Хоккайдо будет связана, прежде всего, с международным туризмом, а Тохоку - с сельским хозяйством" [6].
Однако трагедия на АЭС Фукусима-1, расположенной на побережье региона Тохоку, в марте 2011 г. внесла коррективы в этот прогноз в связи с опасностью радиационного заражения почвы и прибрежных вод. Хоккайдо по-прежнему остается важным и лидирующим источником сельхозпродукции. В Седьмом плане комплексного развития Хоккайдо мы видим явное смещение акцента с производства агросырья на создание и укрепление производственной продовольственной базы. За 70 лет работы РБРХ многие продуктовые бренды Хоккайдо приобрели устойчивую репутацию вкусного и полезного.
Серьезный потенциал производственной базы Хоккайдо мирового уровня был обозначен в предыдущем плане - "Реализовать потенциал острова Хоккайдо как привлекательной и устойчивой базы развития северного региона Азии открытого конкуренции" [14]. Такая цель была обозначена в связи с недостаточными темпами развития Хоккайдо по сравнению с другими экономическими регионами, на которые условно поделена территория Японии. В связи с этим был намечен план создания пищевого кластера на Хоккайдо вместе с усовершенствованием системы логистики. В задачи создания кластера входила идея формирования "полной цепочки: производство сырья, хранение с использованием самых современных технологий, которые позволяют избегать потери качества продукта, переработка, а затем к этой цепочке логично и естественно присоединяется сбыт и логистические каналы как на внутренние, так и на внешние рынки" [14].
Новые комплексные планы развития рождаются из анализа ситуации, которую мы с вами можем понять в какой-то мере, опираясь на статистические данные, такие как, например, общий объем производства на Хоккайдо, показывающий масштаб добавленной стоимости, созданной производственной деятельностью
4 Сайт с момента публикации статьи Сапрыкина Д.А. изменился на новый.
на Хоккайдо. На 2018 финансовый год он составил 19 652,8 млрд иен. Однако из-за рецессии, вызванной Шоком Лемана (финансовый кризис 2007-2008 гг.), темпы экономического роста были отрицательными с 2007. Но с 2011 г. наметилась положительная тенденция к росту, и в 2018 финансовом году он составил 0,6%. См. рисунок 2 [21], где черная линия - показатель Хоккайдо, штрих-пунктирная - Япония).
Таким образом, судьба Восьмого плана обещала быть более удачной предшествующего. Но новый Восьмой план, принимая эстафету предыдущих достижений, столкнулся в 2020 г. с ограничениями, введенными в связи с пандемией COVID-19. В преамбуле к бюджету Восьмого комплексного плана развития на 2022 г. приоритеты были уточнены.
В первую очередь, усилия будут направлены на создание территории устойчивого развития (предотвращение бедствий, сокращение катастроф, реализация мер, направленных на превращение Хоккайдо в "зеленое" общество с нулевым выбросом углекислого газа). А это затрагивает не в последнюю очередь сельское хозяйство, вклад которого в загрязнение окружающей среды выбросами С02 нельзя не учитывать. Вторым по приоритету в бюджете обозначена поддержка и развитие культуры питания вместе с туризмом [8]. Подобного рода синергия имеет, безусловно, смысл, поскольку японцы известны своим умением получать удовольствие от еды, а также готовностью ехать в отдаленные места за гарантированно вкусным угощением. Хоккайдо постепенно наработал свой имидж региона для гурманов, и идея капитализировать это достижение совершенно логична, учитывая объемы внутреннего и внешнего туризма, существовавшие до пандемии на Хоккайдо, как это показано на рисунке 3 [19]. Тот факт, что эта цель помещена на вторую строчку в бюджете, говорит о надежде губернаторства Хоккайдо на восстановление турпотока.
Согласно официальной статистике Кабинета министров за 2018 г. ВРП Хоккайдо с 2013 по 2018 гг. составлял стабильные 3,5%, войдя в десятку лидеров среди 47 японских префектур. Если же брать экономические районы Японии, статистика по которым ведется блоками, где Хоккайдо выступает вместе с Тохоку5, то среди семи экономических районов этот блок занимает четвертое место в 2018 г., пропустив вперед Канто, Тюбу и Кинки, давних лидеров. Однако если учесть, что в регион Тохоку входят префектуры, пострадавшие от аварии на АЭС, данная позиция указывает на сильный потенциал экономики Хоккайдо, выступившей стабилизирующим фактором в данном альянсе [17].
Вызывает интерес еще одна строчка бюджета на 2022 г. - поддержка "пространства "Упопой", символизирующего единство народов". Бюджет на содержание этого комплекса был принят с учетом дополнений к бюджету 2021 г. без каких-либо сокращений(!) [14]. Развитие данного комплекса говорит о большой работе над имиджем территории, поиске индивидуальности. Об этой работе было заявлено еще в Седьмом плане комплексного развития, согласно которому одна из целей была посвящена проявлению Хоккайдо "как региона с яркой индивидуальностью, возникшей из разнообразия на основе потенциала этого северного региона с равномерным заселением территории острова" [14].
История работы Регионального бюро развития Хоккайдо, обладающего уникальным опытом управления обособленного региона, представляет для Дальнего Востока России интерес в области опыта администрирования и эффективной связи центра и региона. Региональное бюро развития Хоккайдо кроме основной своей деятельности по распределению бюджета на нужды строительства и поддержания инфраструктуры острова (от дорожной сети, на содержание которой традиционно идет львиная доля бюджета, до профилактики стихийных бедствий) занимается сбором, глубоким анализом данных о текущей ситуации в регионе, эф-
5 Экономический район "Хоккайдо-Тохоку" включает в себя следующие префектуры: Хоккайдо, Аомо-ри, Иватэ, Мияги, Акита, Ямагата, Фукусима, Ниигата. Цит. по [17]
фективности предлагаемых программ и публикует их настолько широко, насколько это возможно6.
Лучшие практики в решении вопроса субсидирования из центра и удержания целостности земель без нанесения вреда уникальности региона могут быть изучены и применены после адаптации к местным особенностям на Дальнем Востоке России. Отличительной особенностью планов комплексного развития для нас можно назвать большой объем бюджета, который предназначен для поддержания инфраструктуры хозяйственного освоения горной местности, водоемов, побережья (около 17%). Далее в бюджете обозначена самая большая статья расходов, предназначенная на содержание дорожной инфраструктуры (около 38%). Вслед за ней - остальная транспортная инфраструктура, включая порты, аэропорты, железную дорогу (около 4%). Отдельной строкой в бюджете выделено обустройство производственной базы сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства (до 20%). В план развития также включены развитие городской среды и пригородных территорий, коммунальных структур [8].
Для российских специалистов также представляют несомненный интерес этапы, динамика и корреляция государственной поддержки развития японских регионов с "Базовым Планом развития продовольствия, сельского хозяйства и сельских регионов Японии" [2, с.70] с региональными программами, учитывая тот факт, что в Российской Федерации с 2019 г. запущена "новая и новаторская Государственная программа сельского развития" [8, с.15], которая пока только готовится к реализации на Дальнем Востоке России.
Новый глобальный лозунг Восьмого плана "Хоккайдо наравне с миром" дает нам сигнал о том, что Хоккайдо превращается в северные ворота Японии в АТР и готов вести полилог с соседями. Исходя из бюджета на 2022 г., мы видим, что стремление к нулевому выбросу углекислого газа - это на современном этапе задача мирового масштаба, четко обозначенная среди 17 целей устойчивого развития, определенных ООН в 2015 г. [5].
Изменившаяся геополитическая ситуация, к сожалению, не способствует тому, чтобы Россия в лице Приморского края выдвинула навстречу свою готовность принять участие вместе с Японией как в глобальных общемировых процессах, например, меры, предпринимаемые по достижению нулевого углеродного следа, так и региональных проектах, связанных, например, с логистикой в регионе, о чем регулярно говорится в рамках бизнес-диалога "Россия-Япония" на Восточном Экономическом Форуме, проводимом во Владивостоке [4]. Однако проблемы планетарного масштаба, связанные и с деградацией почв, и с обеспечением продовольствием растущее население Земли, поставят наши страны рано или поздно перед необходимостью взаимодействия.
Возможно, именно Хоккайдо, остров, сельскохозяйственное производство которого в 2018 г. составило 1 259,3 млрд иен, или 13,8% от общего объема сельскохозяйственного производства страны [18], наименьшим образом обеспокоен проблемой самообеспечения. Притчей во языцех стал низкий показатель коэффициента самообеспеченности Японии, по данным Министерства сельского хозяйства Японии он составляет 38% если расчет ведется по калорийности, и 66%, если расчет производится по стоимости производства основных продуктов питания [20]. Однако важная роль Хоккайдо как раз и заключается в том, чтобы быть одним из ключевых звеньев продуктовой безопасности всей страны.
Как следует из бюджетной политики всех планов комплексного развития, доля государственных субсидий остается существенной. Можно ли говорить о паритет-
6 Например, все желающие могли принять участие в пресс-конференции 25 января 2022 г., во время которой Региональное бюро Хоккайдо представляло промежуточные результаты реализации Восьмого комплексного плана развития за 2020-2021 гг. Были представлены результаты анализа эффективного использования дорожной инфраструктуры для поддержки логистических цепочек при перемещении продукции, произведенной на Хоккайдо; результат предпринятых мер для повышения комфорта туристов, перемещающихся на автомобиле по острову; успехи в объединении усилий агрокомпаний и производителей продуктов питания; результаты РЯ-кампаний по продвижению новых продуктов аграрной отрасли с повышенной добавленной стоимостью и т.п. [13]
ных взаимоотношениях региона и центра при таком положении вещей? Не ставят ли Хоккайдо субсидии из центра в заведомо зависимое положение от его политики? Однако в данном положении не зависимость представляет серьезную угрозу, а постепенное угасание инновационной энергии, которой должен обладать регион, чтобы сохранить свою дееспособность и уникальность. Эта проблема отмечается специалистами в мировом сельскохозяйственном секторе, где такая ситуация складывается из-за упомянутого выше положения вещей, когда группа лидирующих компаний не приветствует никаких "подрывных" инноваций извне, т.к. те способны разрушить устоявшуюся цепочку связей.
"Зависимость от интегрированных технологий (например, от характеристик семян, сельскохозяйственных химикатов и IT-платформы контроля за урожайностью) создает барьеры для входа и полноценного функционирования на рынке новых игроков, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, поскольку самостоятельные продукты или услуги неконкурентноспособны на фоне интегрированной цепи поставок" [9, с. 21].
Иждивенческие настроения способны навредить социально-экономическому климату больше, чем это кажется на первый взгляд. Поэтому в новом плане мы видим совершенно ясную цель - развитие инновационного сельского хозяйства. Сюда включены меры по обустройству сельскохозяйственной базы для усиления потенциала снабжения продуктами питания в условиях нехватки рабочих рук: укрупнение сельхоз наделов с 0,3-0,5 га до 1,5-2,3 га, чтобы заинтересовать агро-холдинги, а также использование новых технологий (оборудование агротехники системами слежения, улучшение дренажной системы для удобства использования техники на поле, точное рисосеяние, улучшение кормов, использование ИКТ для управления мелиорацией и т.д.).
Здесь же описана инновационная стратегия по содержанию и усовершенствованию ирригационной системы, управлению лесными запасами, увеличению промысла для стабильных поставок морепродукции, использованию всей транспортной инфраструктуры для улучшения логистики и создания портовой сети для стимулирования экспорта. [14]
Роль Регионального бюро развития Хоккайдо сводится к взвешенной политике, позволяющей, с одной стороны, стимулировать развитие Хоккайдо, учитывая современные мировые тенденции и положение дел в регионе, а с другой - выстраивать взаимопонимание с центральным правительством.
Новая геополитическая ситуация ставит наши страны в ситуацию, выход из которой нам придется искать, опираясь на общечеловеческие фундаментальные принципы сотрудничества и добрососедства. Как мы видим, за предыдущие годы, которые можно назвать относительной "зоной комфорта", между Россией и Японией было достигнуто немало успехов в деловой сфере. Премьер-министр Абэ на Восточном экономическом форуме 2019 г. [7] демонстрировал гармоничную корреляцию национальных проектов Российской Федерации и японо-российского Плана из восьми пунктов экономического сотрудничества.
В ближайшем будущем на региональные институции, каким является Региональное Бюро развития Хоккайдо, со временем могут лечь и обязанности по неформальному восстановлению добрососедских отношений на уровне регионов. Здесь мы, возможно, увидим раскрытие потенциала стратегического планирования, каким обладают регионы в отличие от центральной власти, вынужденной действовать в узких рамках тактической выгоды в процессе меняющейся международной ситуации.
Литература
1. Бакланова М.П. Региональное экономическое планирование в Японии // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. 2000. № 2(14). С. 40-49.
2. Воробьева Н.А. Аграрный сектор Японии: опыт развития и внедрения инноваций. Владивосток: Издательство ДВФУ, 2021.122 с.
3. Наумова И.Ю. Бюджетный механизм регионального социально-экономического развития в Японии (на примере префектуры Хоккайдо) // Известия Восточного института. 2019. №1. С. 56-62.
4. Организация мероприятия ВЭФ, программа ВЭФ на 3 сентября 2021 г., обзор бизнес-диалога "Россия-Япония" // Официальный сайт Росконгресса. (сайт). URL: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?day=03.09.2021 (дата обращения: 10.01.2022)
5. Организация объединенных наций: 17 целей устойчивого развития // Официальный сайт Организации объединенных наций. (сайт). URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 15.09.2021)
6. Сапрыкин Д.А. Децентрализация - составная часть "Абэномики" // Ежегодник Япония. 2013. №42. C. 44-59.
7. Абэ заявил, что нацпроекты РФ тесно связаны с японско-российским сотрудничеством // ТАСС. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6847791?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 3.01.2022)
8. Серова Е.В., Наумов А.С., Янбых Р.Г., Орлова Н.В., Абдолова С.Н., Проблемы сельского развития и новые подходы к их решению в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. Том 64. № 6 (384). С. 10-16.
9. Современные агротехнологии: экономико-правовые и регуляторные аспекты/ Д.Ю. Каталевский, А.Ю. Иванов [и др.]. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 444 с.
10. Уберизация // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B5%D1%80%D 0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 26.04.2022)
11. Peace and Happiness through Prosperity. // Официальный сайт Института Мира и Процветания. URL: https://www.php.co.jp/en/think.php (дата обращения: 25.12.2021)
12. |}М$ШШйМо = Официальный сайт Федерации содействия продвижению государственной системы. URL: http://www.dohshusei.org/ (дата обращения: 25.12.2021)
13. Официальный сайт, посвященный 70-летию РБРХ. URL: https://www.hkd. mlit.go.jp/ky/ki/kouhou/70th.html (дата обращения: 27.12.2021)
14. О продвижении комплексного плана развития Хоккайдо в соответствии со "Стратегией" // Официальный сайт МЗИТТЯ. URL: https://www.mlit.go.jp/hkb/strategicprograms.html (дата обращения: 25.12.2021)
15. Структура администрирования развития Хоккайдо // Официальный сайт МЗИТТЯ. URL: https://www.hkd.mlit.go.jp/ky/ki/kouhou/70th/full/ (дата обращения: 1.03.2022)
16. = Хронология изменения бюджетной политики развития Хоккайдо // Официальный сайт МЗИТТЯ. URL: https://www.hkd.mlit.go.jp/ky/ki/kouhou/70th/full/ (дата обращения: 1.03.2022)
17. ESRI Research Note № 59, August 20214¥$3 0 ( 2 0 1 8 )f "О годовой статистике экономики префектур за 30-й год Хэйсей (2018 г.)".
Институт социально-экономических исследований. Выпуск № 59. 2021 // Официальный сайт Кабинета министров Японии. URL: https://www.esri.cao.go.jp/jp/esri/archive/e_rnote/e_rnote060/e_rnote059.pdf (дата обращения: 11.04.2022)
18. У^2 0 2 0й®о= Статистические данные за 2020 г. по сельскому хозяйству // Официальный сайт правительства префектуры Хоккайдо. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ ss/tkk/databook/2020/0302.html (дата обращения: 11.04.2022)
19. 0 Мй. = Статистические данные за 2020 г. по туризму // Официальный сайт правительства префектуры Хоккайдо. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/tkk/ databook/70729.html (дата обращения: 26.04.2022)
20. Раздел, посвященный широкому просвещению населения в отношении продовольственной самообеспеченности // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла. URL: https://www.maff.go.jp/j/zyukyu/zikyu_ritu/ohanasi01/01-01. html (дата обращения: 26.04.2022)
21. 0 Ш&о= Статистические данные за 2021 г. по экономике // Официальный сайт правительства префектуры Хоккайдо. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/tkk/ databook/70725.html (дата обращения: 26.04.2022).
References
1. Baklanova M.P. Regional'noe ehkonomicheskoe planirovanie v YAponii // Vestnik Dal'nevostochnoj gosudarstvennoj akademii ehkonomiki i upravleniya. 2000. № 2(14). S. 40-49.
2. Vorob'eva N.A. Agrarnyj sektor YAponii: opyt razvitiya i vnedreniya innovatsij. Vladivostok: Izdatel'stvo DVFU, 2021.122 s.
3. Naumova I.YU. Byudzhetnyj mekhanizm regional'nogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya v YAponii (na primere prefektury KHokkajdo) // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2019. №1. S. 56-62.
4. Organizatsiya meropriyatiya VEHF, programma VEHF na 3 sentyabrya 2021 g., obzor biznes-dialoga "Rossiya-YAponiya" // Ofitsial'nyj sajt Roskongressa. (sajt). URL: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?day=03.09.2021 (data obrashheniya: 10.01.2022)
5. Organizatsiya ob" edinennykh natsij: 17 tselej ustojchivogo razvitiya // Ofitsial'nyj sajt Organizatsii ob" edinennykh natsij. (sajt). URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (data obrashheniya: 15.09.2021)
6. Saprykin D.A. Detsentralizatsiya - sostavnaya chasf "Abehnomiki" // Ezhegodnik YAponiya. 2013. № 42. C. 44-59.
7. Abeh zayavil, chto natsproekty RF tesno svyazany s yaponsko-rossijskim sotrudnichestvom // TASS. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6847791?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (data obrashheniya: 3.01.2022)
8. Serova E.V., Naumov A.S., YAnbykh R.G., Orlova N.V., Abdolova S.N., Problemy sel'skogo razvitiya i novye podkhody k ikh resheniyu v Rossii // Mezhdunarodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhurnal. 2021. Tom 64. № 6 (384). S. 10-16.
9. Sovremennye agrotekhnologii: ehkonomiko-pravovye i regulyatornye aspekty/ D.YU. Katalevskij, A.YU. Ivanov [i dr.]. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. 444 s.
10. Uberizatsiya // Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0 %B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (data obrashheniya: 26.04.2022)
11. Peace and Happiness through Prosperity. // Ofitsial'nyj sajt Instituta Mira i Protsvetaniya. URL: https:// www.php.co.jp/en/think.php (data obrashheniya: 25.12.2021)
12. Ofitsial'nyj sajt Federatsii sodejstviya prodvizheniyu gosudarstvennoj sistemy. URL: http://www.dohshusei.org/ (data obrashheniya: 25.12.2021)
13. bb;fillMm70fo = Ofitsial'nyj sajt, posvyashhennyj 70-letiyu RBRKH. URL: https://www.hkd.mlit. go.jp/ky/ki/kouhou/70th.html (data obrashheniya: 27.12.2021)
14. a±£«t>rt$№fijC£3bb;fil,t£lM+fflro$IC^To = O prodvizhenii kompleksnogo plana razvitiya KHokkajdo v sootvetstvii so "Strategiej" // Ofitsial'nyj sajt MZITTYA. URL: https:// www.mlit.go.jp/hkb/strategicprograms.html (data obrashheniya: 25.12.2021)
15. = Struktura administrirovaniya razvitiya KHokkajdo // Ofitsial'nyj sajt MZITTYA. URL: https://www.hkd.mlit.go.jp/ky/ki/kouhou/70th/full/ (data obrashheniya: 1.03.2022)
16. a±£li>bb;fiHM^bb;fillM*®flo = KHronologiya izmeneniya byudzhetnoj politiki razvitiya KHokkajdo // Ofitsial'nyj sajt MZITTYA. URL: https://www.hkd.mlit.go.jp/ky/ki/kouhou/70th/full/ (data obrashheniya: 1.03.2022)
17. ESRI Research Note № 59, August 2021,¥$3 0 ( 2 0 1 8 )fJE "O godovoj statistike ehkonomiki prefektur za 30-j god KHehjsej (2018 g.)". Institut
sotsial'no-ehkonomicheskikh issledovanij. Vypusk № 59. 2021 // Ofitsial'nyj sajt Kabineta ministrov YAponii. URL: https://www.esri.cao.go.jp/jp/esri/archive/e_rnote/e_rnote060/e_rnote059.pdf (data obrashheniya: 11.04.2022)
18. 4ll,4llf-?^9^2 0 2 0Ho= Ctatisticheskie dannye za 2020 g. po sel'skomu khozyajstvu // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury KHokkajdo. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/tkk/ databook/2020/0302.html (data obrashheniya: 11.04.2022)
19. bb;fil>bb;filf-£7'y^2 0 21 H^. = Ctatisticheskie dannye za 2020 g. po turizmu // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury KHokkajdo. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/tkk/databook/70729.html (data obrashheniya: 26.04.2022)
20. Razdel, posvyashhennyj shirokomu prosveshheniyu naseleniya v otnoshenii prodovol'stvennoj samoobespechennosti // Ofitsial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo khozyajstva, lesnykh ugodij i rybnogo promysla. URL: https://www.maff.go.jp/j/zyukyu/zikyu_ritu/ohanasi01/01-01.html (data obrashheniya: 26.04.2022)
21. bb;fil>bb;filf-£7'y^2 0 21 ,®o = Ctatisticheskie dannye za 2021 g. po ehkonomike // Ofitsial'nyj sajt pravitel'stva prefektury KHokkajdo. URL: https://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/tkk/databook/70725. html (data obrashheniya: 26.04.2022).
Ольга Евгеньевна СУМАРОКОВА, главный специалист Японского Центра во Владивостоке, магистрант Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Olga E. SUMAROKOVA, Senior Specialist of Economic Cooperation of Japan Center in Vladivostok, Master Student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации
(Received) 28.04.2022 (Approved) 20.05.2022 (Accepted) 30.05.2022