Научная статья на тему 'СУБКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТИМПАНКА)'

СУБКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТИМПАНКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТИМПАНК / СУБКУЛЬТУРА / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЭСКАПИЗМ / НИГИЛИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ПСИХОЛОГИЗМ / INFORMATION SOCIETY / STEAMPUNK / SUBCULTURE / EXISTENCE / ESCAPISM / NIHILISM / SOCIOCULTURAL PHENOMENON / PSYCHOLOGISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков С.Н.

Автор обращается к теме формирования в современном обществе новых субкультурных направлений, обусловленных развитием информационных технологий. Актуальность данной проблемы состоит в том, что значительная часть населения сегодня не способна к личностной самоидентификации. Виртуализация всей жизни, включающая онлайн-общение через экран, внедрение различных форм электронного правительства в жизнь, симуляция многих экономических и образовательных процессов и другое создают иллюзорность нашего бытия. На примере направления стимпанк в статье рассматриваются вопросы его функций противостояния различным аспектам общества с развитой IT-сферой. Также статья поднимает вопросы экзистенциального измерения, связанные с феноменами отчуждения, поиска смысла жизни, проявления страха и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBCULTURAL TRENDS IN THE INFORMATION TECHNOLOGIES EPOCH (ON THE EXAMPLE OF STEAMPUNK)

The article discusses the formation of subcultural movements in the era of the dominance of information technology. The sociocultural environment for representatives of different generations provides distinct opportunities for self-determination. It should be noted that for young people brought up in the post-perestroika period, information telecommunications is the norm. Media image of the screen has formed a steady consumer demand for the use of all possible information services and technological forms of the IT sphere. According to the views of developers of generational theory Neil Howe and William Strauss, for representatives of the generation defined as Baby Boomers (born 1943-1963), as well as generation X (born 1963-1983), the perception of informational innovations is in most cases difficult and alien. In this regard, the article emphasizes the idea of the need for a sufficiently large number of elderly people to form their own world, which in the psychological sense is the “outlet” of being without simulacra and virtuality. One of the possible options for such a world is the fantastic world of steampunk. It is emphasized that youth representatives are also passionate about this trend. The article considers steampunk culture as a way of opposing the modern world, where the computer and the screen dominate. In an existential sense, the creation of one’s own world, where power belongs to gear mechanisms, steam engines, the progress of mechanics and aerodynamics, is an alienation from the sociocultural reality of the modern world. Against this background, escapism manifests itself as an escape from reality and nihilism, as a denial of the spiritual foundations of the new world. The author formulates the positions associated with the emergence of a sense of existential freedom among representatives of the culture of steampunk. In conclusion, conclusions are drawn about the need for a doctrine that recognizes the correctness of this movement and justifies the concept of development not only of steampunk, but also of the science-fiction directions related to it, which formed the subcultures.

Текст научной работы на тему «СУБКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТИМПАНКА)»

DOI: 10.15643/libartrus-2020.2.2

Субкультурные тенденции в эпоху информационных технологий (на примере стимпанка)

© С. Н. Волков

Пензенский государственный технологический университет Россия, 440039 г. Пенза, проезд Байдукова, 1а/улица Гагарина, 11.

Email: swolf63@mail.ru

Автор обращается к теме формирования в современном обществе новых субкультурных направлений, обусловленных развитием информационных технологий. Актуальность данной проблемы состоит в том, что значительная часть населения сегодня не способна к личностной самоидентификации. Виртуализация всей жизни, включающая онлайн-общение через экран, внедрение различных форм электронного правительства в жизнь, симуляция многих экономических и образовательных процессов и другое создают иллюзорность нашего бытия. На примере направления стимпанк в статье рассматриваются вопросы его функций противостояния различным аспектам общества с развитой IT-сферой. Также статья поднимает вопросы экзистенциального измерения, связанные с феноменами отчуждения, поиска смысла жизни, проявления страха и т.п.

Ключевые слова: информационное общество, стимпанк, субкультура, экзистенция, эскапизм, нигилизм, социокультурный феномен, психологизм.

Введение

Динамичное развитие информационной эпохи влияет не только на технологическую составляющую в общем процессе становления телекоммуникации и виртуализации социального бытия. Феномен цифровизации всех сфер общества одновременно создает предпосылки для становления и развития новых культурных отсеков. Их можно назвать субкультурными и в некотором смысле контркультурными, понимая под этим своеобразный протест новым формирующимся правилам общественного информатизированного социального пространства. Одновременно в этих отсеках проявляет себя сдержанное осмысление деиствительности и потребность внешнеи реализации собственных потенции, определяемых как формы искусства. Понимание искусства в виде антропологического феномена можно наити в определении О. И. Тарасовои, а именно: «...то предельно универсальный способ чувственно-конкретного выражения не рационализируемого и зачастую не вербализируемого, мистического, духовного, трансцендентного опыта людеи» [26, с. 328]. Субкультурное противостояние информа-ционнои эпохе проявляется в ряде фантастических поджанров. Все они начали формироваться в конце прошлого столетия. Основная ориентация, просматриваемая в них - это ретро-стиль с гиперболизированными механическими возможностями, одновременно напоминаю-щии утопическую картину земного бытия: от стимпанка, дизельпанка и клокпанка до дрим-панка, мифпанка, миддлпанка и других. В период интенсивного развития IT-сферы обозначенные направления получают новые импульсы своего становления. Носителями данных субкультур становятся не только молодые люди, но и представители более старшеи возрастнои категории. На наш взгляд, явления подобных субкультурных течении есть соотношение внешних

факторов социальной действительности, в частности, элементов информационного общества, которые уже укоренились в сознании индивида, и внутренних экзистенциальных мотивов, способствующих жизненным устремлениям человека, в т.ч. к романтизму ушедших эпох.

Для массовои культуры жанровыи окрас подобного рода может проявлять себя в разных направлениях искусства. К примеру, говоря о стимпанке (или паропанке), следует учитывать его распространение в литературе, графике, иллюстрациях, кинематографе, музыке, в сфере компьютерных игр. У Ю. С. Скороходько при анализе стимпанковои литературы находим тот спектр вопросов, которыи поднимает этот жанр. «Экологические проблемы, смог, загрязнение, перенаселение и вырождение городов, политические проблемы, контроль государства и искусственного интеллекта (компьютера/машины) над людьми и их частнои жизнью, протесты, бедность - такие черты современнои антиутопии мы находим в литературе стимпанка...» [20, с. 225], что, как видится, четко отражает линию протеста реалиям нашего времени.

Целью настоящеи статьи является установление смысла и понимание символических выражении стимпанковои и близкои к неи культурам как субкультурного феномена, приобретающего в эпоху информационного общества особое значение. Новизна данного исследования трактуется как герменевтическая процедурная форма анализа состоявшегося субкультурного жанра, воплощенного в литературе и музыке. Одновременно затрагивается экзистенциально-смысловои компонент носителеи даннои субкультуры, раскрывающиися через искусство в виде символических форм и выражающии протест бытиинои виртуализации.

Виртуализация глобальной сферы

Создание нового мира, в котором главенствуют объективные и субъективные формы нематериального топоса, требует отрешения от старои реальности. Информационное общество есть реальность экранного формата. Такои формат выставляет требования индивиду абстрагироваться от реализации поступков чувственно-тактильного содержания, принять аудиовизуальную формацию общественнои жизни. Осмысление соотношения предметности реальнои и виртуальнои форм существования человека общественного (Homo publicus) является соци-окультурнои проблемои. Виртуальный мир ориентирован преимущественно на субъективные воображения, подкрепляемые объективизации существующего. В сочинении Р. Декарта «Мир, или Трактат о свете» следует обратить внимание на следующую мысль: «Отрешитесь на некоторое время от этого мира, чтобы взглянуть на новыи, которыи я хочу на ваших глазах создать в воображаемых пространствах» [10]. Интерпретируя такое высказывание, И. И. Лисо-вич приводит собственные рассуждения о тои реальности, которая становится воспринимае-мои как данность, комментируя взгляды Декарта: «.Он рисует альтернативный вариант Все-леннои, по сути, обращаясь к платоновскому способу передачи космологии через миф, основанный на непреложных утверждениях. Таковыми утверждениями являются для Декарта сотворение мира Богом, наличие четырех взаимосвязанных элементов, существование законов движения.» [12, с. 21]. Таким образом, можно предположить, что воображаемое есть суть умопостроение информационное и нематериально реальное. Экранная культура современного информационного общества создает подобную реальность.

Одновременно можно отметить, что экран, способствуя виртуально-коммуникативнои социализации личности, формирует и измененные представления об окружающем мире. Восприятие получаемои информации, исходя из опросов потребителеи экраннои культуры, показывает, что с однои стороны, дистанционная коммуникация стала нормои жизненного бытия.

С другой - осознание достоверности получаемой информации находится под вопросом. Наиболее распространенными носителями форм экраннои культуры остаются по-прежнему телевидение, глобальная сеть и кинематограф. Однако рост потребителеи экраннои культуры не означает полнеишего удовлетворения информационными потоками. По данным «Левада-центра»: «...Доверие к телевидению как источнику новостеи в последние годы колеблется вокруг 55% респондентов, хотя десять лет назад около 80% респондентов доверяли ТВ» [28]. Отсюда следует тенденция к росту числа потребителеи информации соцсетеи и других электронных источников Интернета. Рост интернет-пользователеи непрерывно растет. Как отмечает аналитическая компания GfK, приводя результаты опроса по выявлению подъема уровня проникновения интернета в России, «.число пользователеи Интернета среди россиян старше 16 лет в 2019 году выросло с 91 млн до 94.4 млн человек.» [19]. Такая цифра соответствует сегодня более 64 процентам от общеи численности россиян.

Чувственно-эмоциональная сфера индивида создает систему ценностных ориентации, которые можно соотнести с экзистенциальными переживаниями личности. По всеи видимости медиаобраз экрана способствует рождению новых общечеловеческих ценностеи, которые с позиции экзистенциального измерения дают представления о жизни, смерти, любви, достоинстве, страдании, мужестве, творчестве. Можно говорить также о феномене нравственнои свободы, которая рождается в рамках экраннои культуры. Согласно исследованиям С. Е. Кова-левои: «...двоякость такои свободы в обладании собственнои интерпретациеи и личностнои позициеи по отношению к экраннои информации, с однои стороны. С другои стороны, свобода в истолковании идеи и мыслеи, преломленных в пространстве экрана, есть всего лишь потенциальная возможность, но не окончательная определенность» [11, с. 47]. Прежде всего, следует учитывать тот факт, что «перебросить мост» из виртуальности в реальность бытия не всегда получается. Экран есть лишь иллюзорность, некая приближенность к цели, но не ее достижение. По сути своеи, экранная нравственность есть пустои симулякр, копирующии и под-меняющии реальность. В связи с этим рождается потребность создать альтернативный путь как модель или вариант развития общества без цифровизации. Такие тенденции представляются сегодня на уровне субкультур, определяемых вероятностные пути развития без экрана. Как научно-фантастическое направление со своеи технологиеи и прикладным искусством рассмотрим стимпанк - вдохновение паровои энергиеи для многих сторонников альтернативы пути информационному развитию человечества.

Стимпанк - форма современного эскапизма

Лаконичными характеристиками стимпанка являются:

• ретроградный пессимизм;

• тоска по невозможному;

• романтизм Викторианскои эпохи;

• контрасты изящных одежд и жесткои механики;

• противоречивая эстетика стим-мира (сочетание несочетаемого);

• философия инженерного безумства, доведенного до гениальности и др.

Попытка подчиниться миру паровых машин и отречься от информационного прогресса выливается в существование субкультурного начала. Фестивали стимпанка, киноискусство, творческие ярмарки изделии на эту тему, техногенно-экзотическая мода и другое овладевают умами потребителеи и показывают инои путь развития человечества по принципу «как бы

это могло быть». Одновременно с техногенными новациями стимпанк повторяет отдельные элементы цифровизации общественной жизни, но по-своему. Это, во-первых, замена природной гармонии на технократическую; во-вторых, создание атмосферы иллюзорных приключении, граничащих с виртуальнои реальностью; в-третьих, неизбежность трагических последствии для человека в мире машин и паровых двигателеи.

Потребность принять некоторые идеи стимпанковои культуры у современного человека может расцениваться как отдушина, поиск чего-то позитивного, отвлекающего от быстротекущего ритма жизни. «В стимпанке идет наслоение двух конкретных пластов, которые постоянно взаимодеиствуют: Викторианская эпоха и современность. Причем их синтез настолько тесен, что порои невозможно определить, какои текст является первичным, а какои вторичным» [22], - так определяют эту историко-альтернативную реконструкцию жизни культурологические подходы. В этом наслоении просматривается идея палимпсеста. Наслоение, о котором идет речь выше, позволяет трактовать стимпанк как новый продукт времени, где на фоне нового текста просматривается старыи.

В стимпанке новые смыслы мышления и интерпретации жизненного бытия, отличного от бытия информационнои эпохи, обусловливают жизнедеятельность человека и право на существование. Главнои темои всех направлении стимпанка (от творческих мастерских до кинематографа и музыки) остается какои-либо механизм. Шестерни, металлические трубы, краны, задвижки, паровые двигатели, дирижабли, воздушные шары антагонистически проявляют свое существование по отношению к развитию электричества, цифровыми технологиями, в связи с чем преподносят идею и создают атмосферу «живои» копоти, гари, масляных загрязнении и пр. При этом принципиально устанавливают ритм жизнедеятельности, сближающии человека и механическую машину. Сам человек в стимпанке становится частью машины. Фантастические идеи, захлестывая авторов, создают образы механических рук, ног, частеи туловища, которые вживляются непосредственно человеку. Чем больше подобная образность набирает обороты, тем сильнее просматриваются тенденции ухода в этот ирреальныи мир желающих противостоять информационному обществу. В этом состоит эскапизм, предлагаемый стимпанком.

Субкультурная колея развития стимпанка в России подкрепляется создаваемыми модными творческими проектами. В 2019 г. вышел 30-минутныи художественно-постановочный фильм «Корсет» (2015). После его премьеры последовали короткометражные серии-продолжения: «Истории Тваибурга #2», «Истории Тваибурга #3». Состоялись премьеры видеоклипов на тему стимпанка групп «Пикник», «Бостонское чаепитие», исполнительницы Инны Коваль-скои и других. Фестивали стимпанковои культуры проводились в таких городах, как Санкт-Петербург, Смоленск, Симферополь, Красноярск. На международном уровне движение стимпанка выглядит значительно полноценнее. Кинематограф периодически предлагает темы steampunk, например, в картинах «Хроники хищных городов» (2018), «Карнивал Роу» (2019); из более ранних - «Водный мир» (1995), «Вокруг света за 80 днеи» (2004) и др. В литературе изданы книги на тему стимпанка Кассандры Клэр, Кори Доктроу, Либбы Брэи, Уильяма Гиб-сона, Брюса Стерлинга и др. Музыкальные коллективы также находят своих почитателеи, наиболее популярными из которых являются Abney Park, Steam Powered Giraffe, The Cog Is Dead, Professor Elemental и др. Организованы фестивали стимпанк-культуры в Великобритании, США, Германии, Франции. Везде пропагандируется техно-искусство как данность моде, с

однои стороны, и как Викторианскии образ изящества, торжества механики и паровых машин, превосходящии современные реалии жизни, с другои.

Эскапизм стимпанковои субкультуры имеет как экзистенциальные, так и инструментальные корни. Он служит формои адаптации личности в новом мире, возможно, чуждым еи, и одновременно ставит смысловую дилемму относительно собственного бытия. Однако в этои дилемме присутствует состояние бифуркации как неопределенности от последствии самоидентификации личности: либо быть активным членом общества с ГГ-сферои, либо уступить место потребностям натуры с реконструированными рацио- формами металлического и парового века. Как отмечает Д. Г. Литинская, говоря о сегодняшнем дне вообще, «.эскапизм рассматривается главным образом как инструментальная стратегия социального поведения, которая служит „бегству от." повседневных практик контроля, отчужденности, анонимности жизни, присущих современному обществу.» [13, с. 38]. Феномен виртуализации жизни, способству-ющии дегуманизации многих социальных сфер, включая экономическую, социокультурную, осуществляет и процесс деформации сознания индивида и общества. Способы существования человека начинают формироваться с протестных моментов. Если говорить о массовом влиянии социокультурнои среды на человека, то, безусловно, это принимает глобальныи характер. Невозможно противостоять огромному планетарному механизму, в связи с чем личность изначально способна испытывать депрессивные нотки собственного наличествования в мире. А дальнеишее реагирование на ситуацию подталкивает ее на внутреннии протест и выбор альтернативы своего бытия. В рамках психологии проблема неудовлетворенности жизненным пространством «экранного формата» также рассматривается и изучается. Проблема приобретает междисциплинарный характер, и многие вопросы в неи остаются открытыми. Например, А. Ш. Гусеинов указывает: «Несмотря на то, что эскапизм встроен в ткань современ-нои культуры, как психологическии конструкт, он недостаточно исследован.» [9, с. 20]. Интересно заметить, что абсолютное большинство исследователеи эскапистских форм поведения склонны считать, что подобное присуще поколению молодых людеи. В связи с этим следует отметить, что стимпанковая культура объединяет преимущественно представителеи старшего поколения. Это усматривается в потребности костюмированных проектов, где свое место находят умудренные жизненным опытом странные профессора, «безумные» изобретатели, злые гении.

Особое место в стимпанке занимает тема женского косплея. Перевоплощение во всевозможные дамские роли с изображением твердого характера и переодеванием в стимпанковые костюмы набрало популярность среди фотографов и видеографов. Для художественного вкуса в женском стимпанке открывается громадное поле фантазии: от необычных образов силы до привлекательнои сексапильности. Распространение женского косплея в стиле стимпанк можно легко наити на страницах соцсетеи и на отдельных саитах. Вот некоторые из них: «Стимпанк-фотосессия» [23], «СТИМПАНК ЛЕДИ» [24], «Косплеи в стиле стимпанк» [25] и др. В «живучести» женского стимпанкового косплея находим одну из причин, которая характеризуется соединением трех моментов. Первыи из них - это старина и привлекательная изящная форма. Второи момент - высокие технологии, граничащие с фантастическои невероятностью и мистическими оттенками. Третии момент - привлекательность женщины с природнои кра-сотои и с некоторым отчужденным коварством. М. Попов и Б. Невскии совершенно справедливо замечают, что «стимпанк интересен своеи необычностью. Он представляет собои новое

поле для стилистических решении и сюжетных маневров» [18]. Этот аспект характерен именно для женщин.

Стимпанковый нигилизм

Элементы Викторианской эпохи, проявляющиеся в стимпанке, носят не только эстетический характер. Стимпанк - это внешняя визуализация прогресса и внутреннее отражение ушедшего в историю противостояния религиозным воззрениям. Стимпанк имеет и духовную составляющую. В неи присутствуют готическии дух, мистико-оккультныи компонент веры, эзотерическая свобода выбора. Своеи философиеи стимпанк ставит под сомнение общепринятые ценности и нормы, беря за основу нигилистические настроения ушедшего времени. С позиции психологии стимпанк - это проявление нигилизма как способа психологическои защиты. В этом случае нигилизм акцентирует взгляды индивида на отчуждение и эгоизм. В экзистенциальном смысле человек желает приобрести свободу и уити в «свои мир». Однако индивидуализация не позволяет полностью «отпочковаться» от социума, в результате чего сама личность может начать внутренне конфликтовать с собои, пытаясь отдалиться и одновременно сохранить свое место в обществе.

В статье Ю. К. Вдовинои находим один из четырех источников произрастания нигилизма вообще. Основываясь на взглядах Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, автор указывает, что этим источником является «просветительская мифология разума, которая предлагала построить красивое и „правильное" общество с минимальными затратами в соответствии с геометриеи порядка (иными словами, я думаю, предлагалось создать некую утопию, при этом не прилагая сил)» [5]. Данное положение характерно и для стимпанка.

Следует также заметить, что нигилизм даннои субкультуры проявляется и в отношении устоявшихся форм религии. Нигилизм как установка декаданса состоит в выражении эстетического индивидуализма, например, в спиритизме. Спиритизм, как течение, был сильно развит во времена технического прогресса. Сегодня подобный социальный феномен можно наблюдать в России. Широкого распространения он не получил, но одновременно проявляет себя в фестивальных движения наряду с экзотикои стимпанка. Как отмечают организаторы движения «Бархатное подполье», художественного сообщества, объединяющего музыкантов, художников, модельеров, танцоров, наследующих традиции декаданса, спиритизм - это реконструкция попытки вступить в сношения с потусторонним миром через столоверчение, медиумизм, предсказания при помощи карт Таро и пр. [16]. Нигилистическое непризнание традиционных форм религии укореняется экзистенциальнои свободои. Н. А. Бердяев пишет: «Спиритуалистическая метафизика, которая нередко бывала господствующеи официальнои философиеи, всегда вводила в свою программу защиту свободы воли.» [1, с. 126]. Соотношение культуры стимпанка и мистических направлении также представляется реконструкциеи эпохи конца 19-го века, когда в общественных умонастроениях превалировали снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести.

Рассуждения и деиствия представителеи стимпанковои культуры, уходя в глубь собственного предмета, способны возбуждать чувство страха. Страх как чувство оценки окружающеи деиствительности не способен при этом выработать «противоядие» и подсказать ход жизненного бытия. В экзистенциализме О. Ф. Больнова страх имеет характеристику «беспочвенности»: «.Своеобразие страха состоит именно в том, что он не позволяет уговорить себя посредством каких бы то ни было разумных соображении. Именно в этои неопределенности заключается своеобразный тягостный характер страха» [4, с. 91].

Неприятие социальности и отвержение духовных основ общества поклонники стимпанка представляют в виде избранности себя и себе подобных. Избранность неким нематериальным началом, где дух есть невидимая субстанция, воспринимается высшеи способностью, необхо-димои для самоопределения.

Таким образом, нигилизм как философия отрицания общепринятого в стимпанковои культуре находит свои духовные ареалы. В них воплощены дух протеста и потребность «быть не как все». И поскольку материальный эстетизм жестких шестереночных механизмов, масляных и закопченных труб, паровых установок и прочего требует духовного оплодотворения, индивидуализированный эзотеризм есть философско-духовное основание самого стимпанка. Именно в нем и присутствует отрицание общепринятых духовных норм с системои устоявшихся ценностеи.

Заключение

Субкультура стимпанка, преобразовавшая элементы поздневикторианскои эпохи в новообразную моду и стиль, есть социальное явление нашего времени, отчасти поднявши голову благодаря развитию информационных технологии. Данный социальный феномен имеет право на существование хотя бы потому, что у него на сегодняшнии день достаточно большое число поклонников. Группы сторонников этого направления в соцсетях насчитывают сотни тысяч подписчиков [17]. Облики стимпанка многогранны, поскольку в современном мире он эклектичен и даже мозаичен. Как мы видим, в нем присутствуют и творческие тенденции, связанные с техническими новациями мира фантастики, экзотическои модои, и эзотерические мотивы, пропагандирующие ушедшие в прошлое спиритизм и алхимию, и музыкально-эстетическое начало, воплощаемое в разных жанрах его реализации. По мнению Б. Невского: «чем быстротечнее и насыщеннее окружающее нас время, тем больше желающих соскочить с трапа взмывающего в неизвестность реактивного самолета реальности. Спрыгнуть и спрятаться. И так уж вышло, что почти идеальным убежищем для самозабвенного современного эскаписта оказался стимпанк...» [14].

В результате представлении о мире парового двигателя как о фантастическом проекте, стимпанк принял в обществе функционирование на уровне неформальнои волны. Именно поэтому его можно отнести к субкультуре и заключить в пространстве потребителеи не ложных симулякров, но истинно материальных арт-объектов. Вместе с тем представители этого направления не отрицают ГТ-сферу как данность и объективную социальную реальность. Они используют ее для продвижения собственных идеи. Поэтому, бросая вызов обществу с информационными технологиями, с однои стороны, сторонники стимпанка используют информационную сферу в своеи коммуникативнои практике, с другои.

Возможно, на сегодняшнии день не достает некои доктрины, признающеи правоту данного движения и обосновывающеи концепцию развития не только стимпанка, но и родственных ему технологических, фантастических направлении. И, видимо, доктринальные положения должны выйти изнутри самого стимпанка. Можно, к примеру, констатировать, что музыкальные тенденции в стиле стимпанк не имеют конкретного оформления, в связи с чем нельзя сказать, что такое музыкальное направление существует как самостоятельное. Стимпанк в музыкальном жанре представляется лишь образом и модным течением.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что стимпанк актуализировал идеи противоестественных форм человеческого бытия, в т.ч. элементам общества с информационными

технологиями. Вместе с тем сам стимпанк преподнес экзотическую модель мироосвоения, при этом претендуя лишь на статус субкультурнои «отдушины», выполняющеи роль недостающего звена для существования творческои натуры с соответствующими социокультурными и психологическими аспектами.

Статья публикуется при финансовой поддержке издательства «Социально-гуманитарное знание» (решение №200505).

Литература

1. Арсланова В. А., Ахрамеева О. В., Борисов С. А., Бурмистрова Е. С., Жемерикина Ю. И., Захарова С. Г., Мельникова А. С., Михайлов А. К. Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. URL: http://scipro.ru/conf/monographIT.pdf.

2. Белов В. И. Эскапизм: причины, функции и границы // Инновационная наука. 2017. Т. 1. №3. С. 270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28798555.

3. Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого. М.: Издательство АСТ, 2003. 620 с.

4. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 224 с.

5. Вдовина Ю. К. Истоки нигилизма в России // Изнанка. 21.06.2013. URL: https://limpertinent.ucoz.ru/stuf f/ocherki/filosofija/istoki_nigilizma_v_rossii/27-1-0-136.

6. Волков С. Н. Мир в оцифрованном формате: сегодняшнее состояние и завтрашние перспективы // Каспий в эпоху цифровой экономики: Мат-лы Международного научно-практического форума (г. Астрахань). Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. С. 257-260. URL: https://elibrar y.ru/download/elibrary_39551047_58772103.pdf.

7. Волков С. Н. Самоидентификация молодого человека в эпоху виртуализации бытия // Ethnocultural identity as a strategic resource of consciousness of society in the conditions of globalization: materials of the IV international scientific conference on September 28-29, 2016. Prague : Sociosfera-CZ, 2016. Pp. 13-16. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2016/k-09_28_16.pdf.

8. Волков С. Н. Антропоцентрическое экологическое сознание в эпоху современного информационного общества // Творчество. Культура. Наука. Выпуск V: Мат-лы Всероссийской научной конференции с международным участием «Бизнес, наука, образование в контексте модернизации: спор философов и экономистов». г. Самара, 6-7 июня 2013 г. / Отв. редактор О. В. Герасимов. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. С. 47-53.

9. Гусейнов А. Ш. Специфика эскапизма в контексте протестной активности личности // Человек. Сообщество. Управление. 2013. №3. С. 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-eskapizma-v-kontekste-protestnoy-aktivnosti-lichnosti/viewer.

10. Декарт Р. Мир, или Трактат о свете. Глава VI. URL: https://librebook.me/sochineniia_rene_dekart/vol4/1.

11. Ковалева С. Е. Медиаобраз экрана в постсовременном пространстве: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2013.

12. Лисович И. И. Скальпель разума и крылья воображения. Научные дискурсы в английской культуре раннего Нового времени. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. URL: https://dom-knig.com/read_227958-21.

13. Литинская Д. Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. I. (Гуманитарные науки). №1. С. 308. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/tipy-sovremennogo-eskapizma-i-fenomen-ekzistentsialnogo-eskapizma/viewer.

14. Невский Б. Обойдемся без Викторианства? Русский стимпанк // Мир фантастики. 13.06.2013. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art5367.htm.

15. Норец М. В., Семенова В. В. Формирование стимпанка на основе альтернативно-исторического мышления // Аллея науки. 2018. Т. 4. №3(19). С. 356.

16. О мистической стороне фестиваля «Бархатное подполье». 2008. URL: https://www.youtube.com/wat ch?v=uiMg54Su_YI.

17. Паровой журналъ |Стимпанк|Steampunk. URL: https://vk.com/steamjournal. SteamPunk | Стимпанк. URL: https://vk.com/vksteampunk. Стимпанк|Steampunk Art. URL: https://vk.com/artsteampunk. Steampunk

Tendencies. URL: https://www.facebook.com/SteampunkTendencies/. Стимпанк и дизельпанк. URL: https://www.facebook.com/groups/321315171393175/.

18. Попов М., Невский Б. Стимпанк: что это такое? // Мир фантастики. 2006. Март. URL: https://www.mir f.ru/worlds/steampunk-chto-eto-takoe.

19. Прирост интернет-аудитории в 2019 году обеспечили пенсионеры / rbk.ru. Технологии и медиа. 13 января 2020. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1876549a7947210b5ef636.

20. Скороходько Ю. С. Стимпанк как явление современной литературы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. №2(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimpank-kak-yavlenie-sovremennoy-literatury/viewer.

21. Сметанина Т. А., Клюев А. А. Метафизика эскапизма: поиск ускользающего смысла // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. 2017. №1(75). С. 183.

22. Стимпанк как опыт сотворения палимпсеста на основе альтернативно-исторического мышления // Культурология. 2012. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552213.

23. STEAMPANK by Inna Kowalsky. 2014. URL: https://vk.com/steampunk.

24. СТИМПАНК ЛЕДИ_Steampunk Lady. URL: https://www.facebook.com/groups/832516646897087/.

25. Триникси. URL: https://trinixy.ru/48842-kosplyej-v-stile-stimpank-29-foto.html.

26. Тарасова О. И. Цифровизация общества: о позитивной и негативной антропологии, культуре и искусстве // Каспий в эпоху цифровой экономики: мат-лы Международного научно-практического форума (г. Астрахань) Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. С. 328. URL: https://elibrary.ru/i tem.asp?id=39551047.

27. Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет / rbk.ru. Политика, 01 августа 2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/08/2019/5d41c03a9a79472355ee2cca.

28. Хоруженко Т. И. Фэнтези на стыке с научной фантастикой: формирование направления стимпанк-фэнтези // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 1(25). С. 159. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/fentezi-na-styke-s-nauchnoy-fantastikoy-formirovanie-napravleniya-stimpank-fentezi/viewer.

Поступила в редакцию 23.03.2020 г. После доработки - 09.04.2020 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2020.2.2

Subcultural trends in the information technologies epoch (on the example of steampunk)

© S. N. Volkov

Penza State Technological University 1a Baidukov Drive /11 Gagarin Street, 440039 Penza, Russia.

Email: swolf63@mail.ru

The article discusses the formation of subcultural movements in the era of the dominance of information technology. The sociocultural environment for representatives of different generations provides distinct opportunities for self-determination. It should be noted that for young people brought up in the post-perestroika period, information telecommunications is the norm. Media image of the screen has formed a steady consumer demand for the use of all possible information services and technological forms of the IT sphere. According to the views of developers of generational theory Neil Howe and William Strauss, for representatives of the generation defined as Baby Boomers (born 1943-1963), as well as generation X (born 1963-1983), the perception of informational innovations is in most cases difficult and alien. In this regard, the article emphasizes the idea of the need for a sufficiently large number of elderly people to form their own world, which in the psychological sense is the "outlet" of being without simulacra and virtuality. One of the possible options for such a world is the fantastic world of steampunk. It is emphasized that youth representatives are also passionate about this trend. The article considers steampunk culture as a way of opposing the modern world, where the computer and the screen dominate. In an existential sense, the creation of one's own world, where power belongs to gear mechanisms, steam engines, the progress of mechanics and aerodynamics, is an alienation from the sociocul-tural reality of the modern world. Against this background, escapism manifests itself as an escape from reality and nihilism, as a denial of the spiritual foundations of the new world. The author formulates the positions associated with the emergence of a sense of existential freedom among representatives of the culture of steam-punk. In conclusion, conclusions are drawn about the need for a doctrine that recognizes the correctness of this movement and justifies the concept of development not only of steampunk, but also of the science-fiction directions related to it, which formed the subcultures.

Keywords: information society, steampunk, subculture, existence, escapism, nihilism, sociocultural phenomenon, psychologism.

Acknowledgements. The article is published under the financial support of "Sotsial'no-Gumanitarnoe Znanie" Publishing House (Decision No.200505).

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Volkov S. N. Subcultural trends in the information technologies epoch (on the example of steampunk) // Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 2. Pp. 104-114.

References

1. Arslanova V. A., Akhrameeva O. V., Borisov S. A., Burmistrova E. S., Zhemerikina Yu. I., Zakharova S. G., Mel'nikova A. S., Mikhailov A. K. Informatsionnoe obshchestvo iglobal'naya informatsionnaya telekommunikatsionnaya infra-struktura: monografiya. Nizhnii Novgorod: Professional'naya nauka, 2018. URL: http://scipro.ru/co nf/monographlT.pdf.

2. Belov V. I. Innovatsionnaya nauka. 2017. Vol. 1. No. 3. Pp. 270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28798555.

3. Berdyaev N. A. Dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [The dialectic of the divine and of human]. Moscow: Izdatel'stvo AST, 2003.

4. Bol'nov O. F. Filosofiya ekzistentsializma [Philosophy of existentialism]. Saint Petersburg: Lan', 1999.

5. Vdovina Yu. K. Iznanka. 21.06.2013. URL: https://limpertinent.ucoz.ru/stuff/ocherki/filosofija/istoki_nigilizm a_v_rossii/27-1-0-136.

6. Volkov S. N. Kaspii v epokhu tsifrovoi ekonomiki : Mat-ly Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma (g. Astrakhan'). Astrakhan': Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, 2019. Pp. 257-260. URL: https://eli-brary.ru/download/elibrary_39551047_58772103.pdf.

7. Volkov S. N. Ethnocultural identity as a strategic resource of consciousness of society in the conditions of globalization: materials of the IV international scientific conference on September 28-29, 2016. Prague : Sociosfera-CZ, 2016. Pp. 13-16. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2016/k-09_28_16.pdf.

8. Volkov S. N. Tvorchestvo. Kul'tura. Nauka. Vypusk V: Mat-ly Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiem «Biznes, nauka, obrazovanie v kontekste modernizatsii: spor filosofov i ekonomistov». g. Samara, 6-7 iyunya 2013 g. / Otv. redaktor O. V. Gerasimov. Samara: Samar. gos. tekhn. un-t, 2013. Pp. 4753.

9. Guseinov A. Sh. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2013. No. 3. Pp. 20. URL: https://cyberleninka.ru/ar ticle/n/spetsifika-eskapizma-v-kontekste-protestnoy-aktivnosti-lichnosti/viewer.

10. Descartes R. Mir, ili Traktat o svete. Glava VI. URL: https://librebook.me/sochineniia_rene_dekart/vol4/1.

11. Kovaleva S. E. Mediaobraz ekrana v post-sovremennom prostranstve: sotsial'no-filosofskii analiz: dis. ... kand. filos. nauk. Saransk, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Lisovich I. I. Skal'pel' razuma i kryl'ya voobrazheniya. Nauchnye diskursy v angliiskoi kul'ture rannego Novogo vremeni [Scalpel of the mind and wings of the imagination. Scientific discourses in Early Modern English culture]. Moscow: Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2015. URL: https://dom-knig.com/read_227958-21.

13. Litinskaya D. G. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2012. T. I. (Gumanitarnye nauki). No. 1. Pp. 308 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-sovremennogo-eskapizma-i-fenomen-ekzistentsialnogo-eskapizma/viewer.

14. Nevskii B. Mirfantastiki. 13.06.2013. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art5367.htm.

15. Norets M. V., Semenova V. V. Alleya nauki. 2018. Vol. 4. No. 3(19). Pp. 356.

16. O misticheskoi storone festivalya «Barkhatnoe podpol'e». 2008. URL: https://www.youtube.com/watch7v =uiMg54Su_YI.

17. Parovoi zhurnal |Stimpank|Steampunk. URL: https://vk.com/steamjournal. SteamPunk | Stimpank. URL: https://vk.com/vksteampunk. Stimpank|Steampunk Art. URL: https://vk.com/artsteampunk. Steampunk Tendencies. URL: https://www.facebook.com/SteampunkTendencies/. Stimpank i dizel'pank. URL: https://ww w.facebook.com/groups/321315171393175/.

18. Popov M., Nevskii B. Mir fantastiki. 2006. Mart. URL: https://www.mirf.ru/worlds/steampunk-chto-eto-takoe.

19. Prirost internet-auditorii v 2019 godu obespechili pensionery / rbk.ru. Tekhnologii i media. 13 yanvarya 2020. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1876549a7947210b5ef636.

20. Skorokhod'ko Yu. S. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2015. No. 2(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimpank-kak-yavlenie-sovremennoy-literatury/viewer.

21. Smetanina T. A., Klyuev A. A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvo-vedenie, voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 1(75). Pp. 183.

22. Stimpank kak opyt sotvoreniya palimpsesta na osnove al'ternativno-istoricheskogo myshleniya. Kul'turologiya. 2012. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552213.

23. STEAMPANK by Inna Kowalsky. 2014. URL: https://vk.com/steampunk.

24. STIMPANK LEDI_Steampunk Lady. URL: https://www.facebook.com/groups/832516646897087/.

25. Triniksi. URL: https://trinixy.ru/48842-kosplyej-v-stile-stimpank-29-foto.html.

26. Tarasova O. I. Kaspii v epokhu tsifrovoi ekonomiki : mat-ly Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma (g. Astrakhan') Astrakhan': Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, 2019. Pp. 328. URL: https://elibrar y.ru/item.asp?id=39551047.

27. Chetvert' rossiyan poteryali doverie k televideniyu za desyat' let / rbk.ru. Politika, 01 avgusta 2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/08/2019/5d41c03a9a79472355ee2cca.

28. Khoruzhenko T. I. Vestnik Permskogo universiteta. 2014. No. 1(25). Pp. 159. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/fentezi-na-styke-s-nauchnoy-fantastikoy-formirovanie-napravleniya-stimpank-fentezi/viewer.

Received 23.03.2020.

Revised 09.04.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.