Научная статья на тему 'О деструктивных тенденциях информационного общества'

О деструктивных тенденциях информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / СУБКУЛЬТУРА / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков С.Н.

Статья рассматривает информационное общество в аспекте формирования некоторых тенденций деструктивной направленности. Формулируется авторское понимание социальной деструкции. Статья ставит проблему о возможных путях и особенностях формирования субкультур на фоне развития экранной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деструктивных тенденциях информационного общества»

УДК 130.2

С.Н. Волков

д-р филос. наук, профессор ПензГТУ,

г. Пенза, РФ

О ДЕСТРУКТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

Статья рассматривает информационное общество в аспекте формирования некоторых тенденций деструктивной направленности. Формулируется авторское понимание социальной деструкции. Статья ставит проблему о возможных путях и особенностях формирования субкультур на фоне развития экранной культуры.

Ключевые слова

Социальная деструкция, информационное общество, нравственность, субкультура, дополненная реальность.

Социальная деструкция в различных смысловых вариациях может иметь разное истолкование и понимание. Мнение на этот счет А.А. Трошина следующее: «Для личности деструктивность - это компонент культуры, побуждающий отказываться от сложившихся социальных, поведенческих, символических структур» [5, с. 1]. Во взгляде на социальную деструкцию в политическом аспекте на примере Франкфуртской школы у Г.А. Борисовой находим мысль: «... воспринимавшийся ранее человечеством путь усовершенствования оказался путем самоуничтожения» [1, с. 253]. В контексте понимания социальных и философских проблем информационного общества деструкция может пониматься, как отклонение от привычных норм бытия или как разложение в виде альтернативы конструктивизму, выражающейся поведенческими поступками индивида и самого социума.

Информационное общество принесло человечеству не только новое «техническое» моделирование жизненных процессов, но и поставило перед дилеммой: «жить-выживать». Налицо массовое проявление неготовности большого количества людей к приятию информационных технологий. Это исходит не только из опытных осмыслений, умений, навыков индивида, но и его мировоззренческого, а также психологического базиса, уводящего в мышление нечто нового - неизученного и непонятного. Техно-виртуализация жизненного бытия на данном этапе не принята населением зрелого возраста, несмотря на то, что численный прирост пользователей мобильными и Интернет средствами наблюдается. Как сообщает РБК на 2019 год, «... в предпенсионной возрастной группе (50-64 года) возросла доля тех, кто пользуется интернетом вне дома - до 33% (в 2017 году этот показатель был на уровне 25%)» [4]. Можно предположить, что тенденции к возрастанию пользователей есть. Однако, вопрос: каково понимание и оценка собственной роли, как пользователя, в информационном пространстве вышеназванной категории, и не только этой?

Информационное общество и экранная культура требуют формирования новых этико-моральных основ поведения. В экзистенциально-личностном аспекте просматривается мотивация к повышенной информативности человека, вышедшего на аудиторию путем виртуального общения. Наблюдения за контингентом пользователей сетями старше 50 лет показывают, что понимание пределов и границ распространения информации пока не достигло уровня логически дозволенной открытости и скрытности, наоборот. Несформированность культуры использования открытого информационного пространства наличествует. В данном смысле остается открытым доступ (к примеру, в соцсетях) для друзей и просто участников общения, когда из благих намерений, можно переслать ссылку на пост и оставить его на странице пользователя, который неизвестно удовлетворит ли самого человека-хозяина страницы. Культура взаимоотношений не дошла до необходимого уровня взаимоотношений через экран. Последний

раскрывает дополнительные возможности открытости и не всегда необходимой доступности к личностным данным.

Не затрагивая вопросы и аспекты криминальной составляющей виртуализации бытия, статья ставит проблему о потенциально скрытых негативных формах влияние на пользователя сетей преимущественно морально-нравственного характера. К ним следует отнести лже-самоидентификацию, психологическое давление, развитие векторов различного рода дезинформирования и пр. Кроме того, раскручивание Интернет-пространством реалити-шоу, которые включают виртуальные убийства и разрушения есть компонент деструкции, выглядящий на этапе развития информационного общества через экран, как «обнуленный» возможностями оценить дальнейшие последствия. В материалах обсуждения реалити-шоу «На экране» находим точку зрения врача и психолога на эту тему: «... уход в виртуальную реальность

ведет к потере эмоциональной эмпатии, эмоциональному выхолащиванию......В интернете нам не

нужно сразу же реагировать на остроумные или обидные комментарии собеседника. Мы можем подумать,

взвесить все, а затем ответить или вовсе проигнорировать сообщение......Это делает общение в

интернете менее честным и более ограниченным» [3].

Социальная деструкция, о которой идет речь, как нам видится, может сформировать потребности индивида к альтернативным формам бытия. Это может случиться, если такой индивид не удовлетворен и не готов к новациям жизнедеятельности Интернет-сообществ. Разрушение существующего может выглядеть и как своеобразная новация. К примеру, альтернативой виртуализации бытия и маклюэновской «Глобальной Деревни» становится субкультурный стимпанк, клокпанк, киберпанк и другие направления ретрофутуризма, отвергающие в принципе дистанцию в общении, и предлагающие вернуться к паровому двигателю, механике и «живому» железу. Что и по отношению к чему выглядит в эпоху становления информационного общества деструкцией? Возможно само общество к живым потребностям индивида, а, возможно, субкультурные тенденции, пытающиеся разрушить уклад информатизации? На эти вопросы в субкультурных отсеках находим ответ в виде эскапизма. Феномен ухода от окружающей действительности может иметь развитие в обществе, где главенствует экран, и уход этот уже наметился. Первая фаза - это, как отмечено выше, субкультура. Вторая, если прогнозировать, социальные тенденции

- может быть протест или иной контркультурный феномен, способный превратится для социальных групп в форму общежития. К примеру, духовный консерватизм старообрядчества стал в модифицированной форме проявлять себя уже сегодня. Как образец подобных тенденций видим движения экопоселений и родовых поместий, этнических комплексов и заповедников.

Попытки уйти в «свой мир» для многих объясняются ещё одной чертой информационного общества

- способностью порождать ложь и фальсифицировать истинную реальность. Это есть также деструктивный компонент, присутствующий в современном мире. Интересный термин встречаем относительно понимания информационного общества, а именно: дополненная реальность. Такое понимание виртуального пространства, в котором оказался весь цивилизованный мир само по себе не является подлинной реальностью, но также способствует порождению лжи. В статье Е.В. Луценко читаем: «. нагромождаясь одна на другую, горы лжи начинают жить собственной жизнью, и как бы подтверждать сами себя, т.к. обычный человек, живущий в условиях искусственно созданной информационной, по сути виртуальной среды, уже не в состоянии понять, что речь идет не о реальности и фактах, а о манипулировании его сознанием ...» [2].

Таким образом, ставя проблему формирования деструктивных тенденций в информационном обществе, мы отмечаем проявление со стороны социума и отдельных индивидов устремлений к субкультуре, возврату к старообрядческим традициям, формированию недоверия к массовой информации и т.п. Общество сталкивается с новыми формами деструктивных феноменов, которые порождаются новой реальностью. Данные проблемы в своем разрешении требуют междисциплинарного научного подхода и разработки мировоззренческих оснований.

Список использованной литературы:

1. Борисова Г.А. Социальная деструкция: политический аспект (на примере Франкфуртской школы). Научный журнал «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС», 2006. Т.2, №3. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. С. 253. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-destruktsiya-politicheskiy-aspekt-na-primere-frankfurtskoy-shkoly/viewer (дата обращения: 27.06.2020).

2. Луценко Е.В. Тотальная ложь как стратегическое информационное оружие общества периода глобализации и дополненной реальности (применим ли в современном обществе принцип наблюдаемости как критерий реальности) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/totalnaya-lozh-kak-strategicheskoe-informatsionnoe-oruzhie-obschestva-perioda-globalizatsii-i-dopolnennoy-realnosti-primenim-li-v/viewer (дата обращения: 29.06.2020).

3. Лучко А.А. Как интернет влияет на психику и организм человека // Афиша-Daily. 17.03.2016. [Электронный ресурс] URL: https://daily.afisha.ru/brain/928-kak-internet-vliyaet-na-psihiku-i-organizm-cheloveka/ (дата обращения: 28.06.2020).

4. Прирост интернет-аудитории в 2019 году обеспечили пенсионеры // РБК. Технологии и медиа, 13.01.2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1876549a7947210b5ef636 (дата обращения: 20.06.2020).

5. Трошин А.А. Теоретические основы деструкции в обществе. Доклад, 2015. С. 1. [Электронный ресурс] URL: https://bookscafe.net/read/troshin_a-teoreticheskie_osnovy_destrukcii_v_obschestve-203507.html#p1 (дата обращения: 27.06.2020).

© Волков С.Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.