Научная статья на тему 'Субкультура учителя в системе культурной дифференциации современного общества'

Субкультура учителя в системе культурной дифференциации современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1983
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Духова Л. И.

Dukhova L.I. The teacher's subculture in the system of cultural differentiation of the modern society. In the article the peculiarities of sub-cultural differentiation of the modern society are analyzed. The place of the teacher's subculture in the system of interaction of the national, professional-pedagogical and everyday cultures is determined on the basis of the social-cultural and social-psychological approaches. The significance of the teacher's subculture in the process of his/her general and professional socialization is actualized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субкультура учителя в системе культурной дифференциации современного общества»

СУБКУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Л И. Духова

Dukhova L.l. The teacher's subculture in the system of cultural differentiation of the modem society. In the article the peculiarities of sub-cultural differentiation of the modem society are analyzed. The place of the teacher's subculture in the system of interaction of the national, professional-pedagogical and everyday cultures is determined on the basis of the social-cultural and social-psychological approaches. The significance of the teacher's subculture in the process of his/her general and professional socialization is actualized.

Проблема культурной дифференциации общества всегда являлась предметом исследования самых различных областей научного знания. Интерес к частным культурам, существующим внутри обшей, базовой культуры, определялся, прежде всего, видимой неоднородностью общества. Гак, историческое развитие любого общества, его эволюционное движение от примитивных форм к все более усложняющимся социальным, политическим, экономическим, культурным отношениям, неизбежно влечет за собой внутреннюю дифференциацию этого общества. Наиболее ярко вначале обнаруживают себя национально-этнические различия. Качественно новый виток в исследовании подобного рода различий связан с выделением в XIX веке социологии в самостоятельную область научною знания. Основным критерием дифференциации общества с точки зрения социологии становится статус той или иной социальной группы, социального сообщества, социального института, который они занимают по отношению к государству, их место в социальной иерархии или стратификации общества. Это дало толчок к исследованию классовых и сословных различий в обществе, а также вызвало интерес к различною рода антисоциальным группам, нормы которых не вписываются или являются прямо противоположными общественным.

Социально-политические и социально-экономические перемены, происходящие на современном этапе, неизбежно влекут за собой изменения в культурной организации общества. Гак, стремление к единому экономическому, политическому, информационному пространству делает все менее заметными национальные и сословные различия, которые традиционно составляли основу

культурной дифференциации. В повседневной жизни все сложнее удается сохранять национально-культурные традиции, все менее заметной является этническая и сословная принадлежность людей.

Однако именно на данном этапе развития общественных отношений появляется понятие «субкультура», которое все более активно используется в научном терминологическом аппарате самых разных наук.

Что же такое субкультура и почему возникла необходимость определения неких культурных образований данным термином? Прежде всею, возникает вопрос о том, почему эти образования не могут быть описаны через категорию «культуры»? На наш взгляд, это связано с тем, что в основе культурного разделения общества были выделены новые, несвойственные традиционному подходу критерии, такие как возраст (поколение) и профессия.

«Суб» - первая часть сложных слов, имеющая значение подчинения чему или кому-нибудь, обозначающая не основной, не главный, находящийся под чем-то или около чего-нибудь. Понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне- культурные. Однако постепенно такое понимание было преодолено. Прежде всего это было связано с тем, что резко обозначились межпоколенные, возрастные различия внутри единою культурного пространства. Стремительное развитие общества в последние десятилетия предопределило быструю смену культурных ценностей, когда каждое новое поколение создает свои, новые нормы, формирует новые интересы и вкусы, часто значительно отличающиеся от предшествующих традиций. В связи с этим субкультура начинает рассматриваться не

только как культура, «разрушающая всякую культуру вообще», но получает статус, отличающейся от официальной, но вполне в нее вписывающейся и не противоречащей ей. Таким образом, субкультура - это культура внутри общей, базовой, основной культуры общества, это «подсистема» культуры, которая указывает на мультикультурный характер современного общества [2].

Многообразие критериев, по которым может быть выделена субкультура в современном обществе, предопределяет и многообразие специфических характеристик каждой из них.

Профессиональная субкультура. Долгое время само существование профессиональных субкультур не представлялось очевидным, поскольку профессионалы воспринимались как носители доминирующей культуры общества, а то и ее персонифицированное воплощение [2]. Сегодня в связи с изменением подхода к пониманию сущности субкультуры в научных исследованиях лишь наметился интерес к данной проблеме. Однако осторожность, с которой ученые обращаются к изучению профессиональных субкультур, объясняется рядом вполне объективных причин. Во-первых, отсутствием ярко выраженных внешних признаков (в отличие от «отклоняющихся» и молодежных субкультур), во-вторых, достаточной изученностью профессиональных объединений как реальной социальной группы (в социологии) и особенностей профессиональной культуры (в педагогике и психологии). Но каждая из вышеназванных наук исследовала лишь отдельные стороны профессиональной субкультуры в соответствии со своими целями и интересами.

Объединив усилия социологии, культурологии и психологии, мы будем понимать под профессиональной субкультурой совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов. вкусов и т. д.), формирующихся внутри тою или иною профессионального сообщества и влияющих на стиль жизни и мышления его представителей. Иными словами, с точки зрения социологии, любая профессиональная группа (или сообщество) может рассматриваться в качестве основания для возникновения и формирования внутри

нее субкультуры. В свою очередь психологический подход к изучению субкультуры предполагает, что у людей, объединенных по профессиональному признаку или, сознательно объединившихся для выполнения какой-то профессиональной деятельности, формируются общие представления, ценности, предпочтения, эмоционально-оценочное отношение к действительности, нормы поведения и общения, которые отличают их от представителей других профессий.

Однако именно тогда, когда речь заходит

о профессиональной субкультурной дифференциации общества, неизбежно возникает вопрос о том, в чем же отличие профессиональной культуры от субкультуры, нет ли формальной подмены одного термина другим?

Анализ психолою-педаюгической литературы показывает, что в центре внимания исследователей профессиональной культуры находится личность специалиста и его деятельность, достаточно четко ограниченные профессиональными рамками. Человек, принимая решение о принадлежности к той или иной профессиональной группе, заведомо попадает в систему объективированных, жестко заданных норм и требований, выдвигаемых институциальными структурами общества и воздействующих на его сознание и поведение. Такой структурой является и система профессиональной подготовки, которая включает в себя не только требования к уровню знаний и умений специалиста, но и требования к уровню профессиональной культуры. Поэтому, зачастую, модели профессиональной культуры воспринимаются как «идеальные», в том смысле, что отражают необходимый или желательный уровень, к которому должен стремиться каждый профессионал.

Принадлежность человека к профессиональной группе определяет его институционализированное поведение, значимое и полезное для государства и общества, «носяшее утилитарный характер». Однако каждый взрослый член общества является носителем и профессиональной, и обыденной культуры. Последняя, не являясь столь значимой для государства, может иметь важный смысл для возникновения и функционирования культурных норм, необходимых для межличностного и группового взаимодействия.

Таким образом, мы можем говорить о существовании двух культурных пластов: профессионального и повседневного (обыденного). М.М. Бахтин отмечал, что культура «вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в агомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее» [1].

Именно на границах пересечения профессиональной и обыденной культур формируются специфические субкультурные образования. В связи с этим профессиональная культура может рассматриваться как жесткая, заданная система, элементами которой должен овладеть каждый специалист. А изучение субкультуры предполагает не только исследование жестко фиксированных требований, но и структур повседневной, обыденной жизни, так как развитие, социализация, в том числе и профессиональная социализация человека происходят не только под воздействием целенаправленных факторов (вуза и профессиональной среды), но и стихийно, под влиянием слабо контролируемых или вообще неконтролируемых факторов, из которых и состоит повседневная жизнь. То есть, требования, предъявляемые к профессиональной культуре, едины для всех и распространяются лишь на профессиональную деятельность. Однако профессиональная культура, становясь личностным образованием, чаще всего выходит за пределы профессиональной деятельности на уровень повседневной жизни и, трансформируясь иод влиянием среды, приобретает статус субкультуры.

Взаимовлияние и взаимодействие профессиональной и обыденной культур имеет достаточно специфический характер. Они как бы выполняют противоположные по отношению друг к другу функции. Гак, система желаемых и требуемых норм, выдвигаемых профессиональной культурой, может быть блокирована некими социальными факторами повседневной действительное™. В результате наблюдается значительная трансформация профессионально-культурных ценностей, представлений, норм и традиций, а следовательно, формирование субкультурных различий внутри профессиональной культуры.

Влияние же профессиональной культуры на повседневную жизнь, напротив, вызывает

стремление к целостности и единству сообщества за пределами профессиональной деятельности. Различия обыденной культуры, «пропущенные» через систему профессиональной подготовки, систему профессиональных норм и требований, начинают приобретать характер некоторой системности. Это проявляется в типичном для большинства представителей профессии видении мира, типичном поведении, способах общения и взаимодействия и позволяет отличить их от членов других профессиональных сообществ.

Таким образом, любая субкультура, выделенная по профессиональному признаку, может рассматриваться как определенный пласт культуры, формирующийся как под влиянием профессиональной, так и повседневной культуры. Однако степень влияния каждой и особенности их взаимодействия будут определять специфику и различия между профессиональными субкультурами, а также значимость самой субкультуры в развитии и становлении профессионала.

Взаимовлияние профессионал ьно-педагогической и обыденной культуры в субкультуре учителя. Субкультура учителя является достаточно специфическим образованием даже в сравнении с другими профессиональными субкультурами. Это связано, прежде всего, с особой функцией, которую учитель выполняет в обществе - учить, воспитывать, передавать традиции и опыт подрастающему поколению. То есть, ответственность, возложенная обществом на учителя, очень велика, а следовательно, высоки и требования, предъявляемые к нему. Они включают в себя не только требования к уровню профессиональных знаний и умений, но и к уровню культуры. Анализ имеющихся работ по проблеме профессиональной культуры указывает на то, что именно культура педагога, учителя чаще всего является предметом научного исследования. Трудно назвать другую профессию, в которой помимо специальных знаний и умений уделялось бы такое внимание уровню профессиональной культуры. В связи с этим традиционно учитель воспринимался в обществе как некий образец для подражания, что, в свою очередь, формировало у него повышенную ответственность за свои действия, поступки, поведение.

Как и большинство других, профессиональная группа (сообщество) учителей специально создана государством для выполнения социально значимой роли в обществе. Она имеет строго организованную структуру, выполняет заданные извне задачи и контролируется обществом и государством. Однако важную роль в формировании культурного своеобразия внутри группы играет тот факт, что система образования исторически является основным проводником государственной идеологии. Смена социально-политических приоритетов в государстве мгновенно отражается в образовательной парадигме.

В связи с этим учитель, как основной представитель института образования, в большей степени, чем какой бы то ни было другой профессионал, рассматривается как персонифицированное воплощение культуры общества в целом, а следовательно, культу ра учителя отождествляется, как бы «растворяется» в базовой культуре. Именно таким пониманием предопределены зачастую крайне высокие культурные требования, предъявляемые к учителю со стороны общественного мнения.

Публичность, открытость профессии учителя, высокая степень контактности с самыми разными социальными группами требуют от учителя соблюдения своего статуса не только при выполнении профессиональной деятельности, но и за ее пределами.

Все эти факторы предопределили значительное влияние профессиональной культуры на повседневную жизнь учителя. Иными словами, большинство качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и ожидаемых со стороны общественного мнения, закрепляются на структурно-личностном уровне и проявляются в повседневной жизни учителя.

Однако, в свою очередь, обыденная культура неизбежно оказывает влияние на профессиональную культуру. И особенно это становится заметным в периоды быстрых социальных перемен и культурного разнообразия в общес тве.

Так, например, массовость профессии учителя предопределяет тот факт, что по своему социальному происхождению «учительство» формируется из всех социальных групп общества, которые привносят в культурную систему свои нормы и ценности. В

результате профессиональной подготовки с учегом институциональных культурных требований, предъявляемых к учителю, они трансформируются, но не исчезают полностью. а впоследствии под влиянием повседневной среды (например, город - село) могут проявиться с новой силой. Тем самым, формируются разные субкультурные образования внутри профессиональной культуры (субкультура сельского учителя, субкультура городского учителя, субкультура молодого или пожилого учителя, учителя женщины или мужчины и г. п.). При этом следует заметить. что не все профессиональные субкультуры могут быть дифференцированы подобным образом. Например, есть профессии, которые существуют только на селе или только в городе; также в профессиях, возникших в новых экономических условиях, трудно провести возрастную дифференциацию; есть профессии, слабо дифференцирующиеся по половому признаку (хотя внутри педагогических кадров также существует явно выраженная тенденция к феминизации).

Кроме того, если рассматривать «открытость» социальной группы не только как возможность вхождения в нее. но и как возможность получения знаний о внутригрупповой жизни, а также степень контактности с другими группами, то профессиональное сообщество учителей может считаться одной из наиболее открытых профессиональных систем.

Вряд ли можно назвать другу ю профессиональную группу, чья бы деятельность осуществлялась в таком длительном и непосредственном контакте с другими группами: подростковой, молодежной, а также с представителями самых разнообразных групп (контакты учителя с родителями). Педагогический процесс является открытым, прежде всего, для молодежной субкультуры, носителями которой являются и школьники, и студенты, и молодые учителя. Это делает необходимым обращение к их опыту, к их культуре. котору ю они привносят из собственного предшествующего опыта. Таким образом, открытость, высокая степень контактности с различными группами предопределяют проникновение в профессиональную культуру учителя особенностей других субкультур, которые постоянно оказывают влияние на профессионально-педагогическую культуру, изменяя ее.

Следующим важным фактором трансформации профессионально-педагогической культуры в субкультуру является историчность профессиональной группы, то есть реальное существование на протяжении длительного периода времени на фоне социально-политических, социально-экономических, социально-культурных изменений в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность имеет глубокие исторические корни. В связи с этим современная профессиональная культура учителя объективно является синтезом, с одной стороны, культурных особенностей, сложившихся на протяжении всего исторического развития и закрепленных в традициях, с другой - специфических черт, формирующихся под влиянием современных, постоянно меняющихся условий жизни, что и определяет функционирование и развитие субкультуры.

Таким образом, самый общий взгляд на проблему взаимовлияния профессионально-педагогической и обыденной культуры позволяет сделать вывод о том, что формирующееся на границах их пересечения культурное образование, определяемое нами как субкультура учителя, имеет свои особенности, отличающие ее от других профессиональных субкультур. И именно эти особенности указывают на значимость влияния субкультуры на процесс становления и развития учителя.

Для чего необходимо изучать субкультуру учителя? Для чего же необходимо изучать субкультуру учителя, то есть культурное образование, которое выходит за рамки непосредственной профессиональной деятельности и, на первый взгляд, не представляется столь значимым и важным в процессе профессионального становления и развития личности?

Может быть, вполне достаточно говорить о профессионально-педагогической культуре, которая целостно и системно отражает все необходимые требования, предъявляемые к учителю, концентрирует в себе богатейший педагогический опыт, накопленный вековой историей, которая методически грамотно определяет путь восхождения учителя вверх по лестнице профессионализма?

Безусловно, профессиональная культура -важнейший ориентир в сложном процессе

профессионального становления личности. Однако недооценка субкультуры учителя, которая является менее консервативным образованием по сравнению с профессионально-педагогической культурой и гораздо быстрее «впитывает» и реагирует на все изменения, происходящие в обществе, может привести к снижению эффективности профессионального развития личности, обострить многие профессиональные проблемы и кризисы.

В чем же заключается социализирующая и развивающая роль субкультуры? Прежде всего, посредствам субкультуры формируется «образ учителя» в коллективном обыденном сознании общества, отражающий не только знания о профессиональной деятельности, но и эмоционально-оценочное отношение к профессионалу. Позитивный или негативный «образ учителя» во многом предопределяет статус самой профессии в обществе, а следовательно, влияет на профессиональный выбор, на стремление идентифицировать себя с профессиональной группой или, напротив, обособиться от нее.

Процесс формирования этого образа находится под влиянием тех особенностей субкультуры, которые были описаны нами выше. Прежде всего, «образ» складывается из традиционных представлений об учителе, закрепленных в исторической памяти общества и связанных с особой функцией, которую он выполняет. Эти же представления, как правило, фиксируются и проводятся в общество профессионально-педагогической культурой. Зачастую они имеют несколько идеализированный характер (например, «умный», «добрый», «умеющий общаться», «любящий детей», «умеющий передать свои знания другим» и т. п.). Но в повседневной жизни люди имеют дело не с идеалом, а с реальным человеком, живу щим в той же, что и все, сложной социально-экономической и социально-политической обстановке, в обществе с нестабильной культурной организацией, испытывающим те же трудности и пытающимся найги пути их преодоления. Однако в общественном сознании именно «образ учителя» существует достаточно устойчиво и традиционно и даже может рассматриваться как «архетип» или «схематизм», восходящий к истокам исторического сознания. И если этот «образ» в чем-ro не совпа-

лает с реально наблюдаемым, возникают достаточно отрицательные суждения о современном учителе.

Кроме того, высокая степень зависимости учителя ог профессионально-педагогической культуры, стремление всегда соблюдать свой статус, соответствовать общественным ожиданиям, в повседневной жизни может неадекватно восприниматься окружающими и получать негативную оценку. Так. например, профессиональная привычка учителя учить, воспитывать, оценивать, быть активным, брать на себя инициативу и т. и. часто приобретает гипертрофированный характер и неосознанно проявляется в общении не только с учениками, но и с другими людьми, что также формирует отрицательный «образ учителя».

В свою очередь, культурное разнообразие, существующее в обществе, также влияет на формирование и восприятие «образа учителя». Это проявляется, прежде всего, в отсутствии целостности этого образа. Так, одни и те же качества, характеризующие учителя, могут по-разному восприниматься различными социальными категориями. Также, нами была отмечена тенденция к дифференциации самого «образа учителя», в частности, разделение на учителей старшего поколения и молодых учителей. Эги образы имеют различную эмоционально-оценочную характеристику со стороны разных социальных групп.

Таким образом, негативное влияние субкультуры начинает сказываться тогда, когда нарушается равновесие между взаимовлиянием профессиональной и обыденной культуры. Сложность разрешения данной проблемы заключается в том, что если процесс формирования профессиональной культуры является целенаправленным и контролируемым, то субкультура формируется стихийно, под влиянием неконтролируемых процессов, происходящих в повседневной жизни. Субкультура данность, существующая в том виде, в каком есть, она мало зависит от желаемого и должного, ее нельзя формировать, ее позитивные и негативные стороны можно лишь учитывать, принимать или отвергать. Субкультуру трудно изучать, так как ее границы менее очевидны, чем границы профес-сионатьпой культуры.

Но специфика педагогической деятельности, особый социальный статус учителя.

высокие требования, предъявляемые к учителю не только государством, но и обществом, предопределяют необходимость учитывать не только профессионально-культурные, но и субкультурные особенности в процессе профессионального становления личности. Осознание и акту ализация особенностей субкультуры учителя должна стать частью профессиональной подготовки и позволить сохранить стабильность профессионально-педагогической культуры, сохранить традиционно высокий статус профессии и позитивный «образ учителя» в коллективном сознании общества.

* * *

В данной статье мы попытались акцентировать внимание на проблеме новой культурной дифференциации современного общества, а значит, и поиске новых подходов, позволяющих установить диалог между различными культурными образованиями. Одним из перспективных подходов в данном направлении, на наш взгляд, является субкультурный подход, позволяющий рассматривать сложные, порой малозаметные, неочевидные, но очень важные «взаимопереплетения» культу р.

В период, когда общество переживает своеобразный культурный кризис, связанный с переоценкой многих ценностей, перераспределением приоритетов и значимостей, падение престижности профессии учителя, который является хранителем и проводником культурных традиций, должно рассматриваться как важнейшая проблема государства и общества.

На наш взгляд, многие причины нестабильного положения учителя в обществе связаны с культурными особенностями, сложившимися внутри профессионального сообщества и не всегда вписывающимися в ситуацию быстроменяющихся культурных отношений за его пределами. Безусловно, время все расставит по своим местам, и учитель вновь займет достойное место в обществе. Но сегодня, недооценивая сложный процесс взаимовлияния различных культурных образований, недооценивая роль субкультуры в процессе профессиональной социализации, мы рискуем «потерять» целое поколение

учителей, разуверившихся в значимости собственной профессиональной культуры.

2. Щепанскан Т.Б. Антропология профессий // Жури, социологии и социальной антропологии. 2003. T. VI. № 1 (21). С. 134-161.

1. Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.. 1979.

Поступила в редакцию 1.11.2005.

ГЕДОНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: ЧТО МОЖЕТ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ЭТОМУ СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?'

Е.А. Репринцева

Rcprinlseva Y .Л. Hedonization of the youth's game culture: is there anything the modem education can oppose to it? In the article the principal tendencies of development of the modem game are analyzed, the vectors of evolution of its contents and organization forms are substantiated. The author devotes special attention to the crisis of the modem game culture, discusses hedonization, the high level of selfishness and personalization of the game, talks on the prospects concerning the development of the youth's game culture. Empirical materials reflecting the vectors of changes of the game and the conditions of its effective use in the educational practice are produced. The author analyzes the problems and the contradictions of the future teacher training for organization of pupils’ game activity.

Ужаснее же всею в этом то, что все эти бесчеловечные насилия и убийства, кроме того прямого зла, которое они причиняют жертвам насилий и их семьям, причиняют еше большее, величайшее зло всему русскому народу, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение всех сословий русского народа. Распространяется это развращение особенно быстро среди простого, рабочего народа потому, что все эти преступления... совершаются под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но и поддерживаемого.. . И распространяется эго развращение с необычайной быстротой.

Л.Н. Толстой

Размышляя о состоянии духовной культуры нынешнего российского общества, оценивая культурные запросы современного юношества и способы их удовлетворения, невольно возникают ассоциации с «диагнозом», поставленным еще И.А. Ильиным «больная культура» - «судорожные спазмы современной культуры» не случайны; они «суть естественные выражения сердечной

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Эволюция социально-педагогических функций и содержания игровой деятельности учащейся молодежи в социокультурной ситуации изменяющегося российского общества» (фант РГНФ 04-06-00107а).

жестокости, алчности, зависти и ненависти. Все это не случайно, а заложено глубоко в бессердечности современной культуры» [5, с. 296]. Философ утверждает, что двигаться дальше по этому пути невозможно, поскольку бессердечная культура подрывает сама себя. Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены сердце, совесть и вера, а сила созерцания - заподозрена, осмеяна и сведена к подчиненному, почти подавленному состоянию. Так создаваемая культура есть «больная культура».

Эти ассоциации связаны с целым рядом признаков, характеризующих отношение современной молодежи к досугу, развлечениям, мере их сопряженности с личностным и профессиональным становлением молодых людей. Эти ассоциации тем явственнее и тревожнее, чем ближе мы находимся к молодежи, чем глубже проникаем в мотивы и доминирующие установки поведения молодых людей, обоснование ими выбора средств и способов достижения жизненных целей. Эти ассоциации тем тревожнее, чем глубже понимание тою, что «симптомы болезни» относятся не к абстрактному больному, а к той части нашею общества, которая выступает в качестве «ретранслятора культуры» - учительству, творящему, опредмечивающему культуру в сознании вступающих в жизнь поколений молодежи. Речь о будущих педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.