Научная статья на тему 'Субъекты среднего предпринимательства в России'

Субъекты среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ / ПОРОГ ПО ОБОРОТУ / ОТРАСЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / АУТСОРСИНГ ДЛЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / MEDIUM BUSINESS / THE SPECIFIC CHARACTER OF RUSSIAN MEDIUM BUSINESS / TURNOVER THRESHOLD / SECTORIAL DIFFERENTIATION / OUTSOURCING FOR MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плехун Александр Владимирович

В статье раскрываются особенности внутренней и внешней среды, характерные для субъектов среднего предпринимательства, анализируется международный и российский опыт. Это позволило автору выделить специфику сектора среднего предпринимательства в России, в том числе отраслевое присутствие и основные показатели деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constituent units of medium business in Russia

The article shows the specific features of internal and external environment typical of medium businesses and analyses international and Russian practices. This allowed the author to describe the peculiarities of medium-size businesses in Russia including sectorial presence and principal indicators of business activities.

Текст научной работы на тему «Субъекты среднего предпринимательства в России»

ЮНОСТЬ НАУКИ

А.В. Плехун

СУБЪЕКТЫ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Среднее предпринимательство играет значительную роль в российской экономике. К началу 2013 г. в России было официально зарегистрировано более 16 тыс. субъектов среднего предпринимательства1. Выручка субъектов среднего предпринимательства составила 55%2 суммарной выручки малых и средних предприятий. По остальным показателям средний бизнес находится в тяжелой ситуации. При значительном объеме выручки он уступает крупному по размеру прибыли. Если на долю среднего предпринимательства приходится 27,6% общей прибыли, то на крупный 72,4%3. Также средний бизнес несет на себе значительную кредитную нагрузку. На долю субъектов среднего предпринимательства приходится 65,3% общей суммы кредитной задолженности средних и крупных предприятий.

Разбирая отраслевую структуру среднего предпринимательства, отметим высокую долю присутствия в реальном секторе экономики с высокой добавленной стоимостью. 20% среднего предпринимательства приходится на обрабатывающую промышленность, на машиностроение - 6%, на химическую промышленность - 5, на производство потребительских товаров - 5, на транспорт - 5,4%

Согласно Федеральному закону № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»4 (2007), вводятся следующие количественные признаки субъекта среднего предпринимательства:

• средняя численность работников за предшествующий календарный год от 100 до 250 человек включительно;

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает 1000 млн руб.

Категории субъектов изменяются, если указанные предельные значения выше или ниже предельных, установленных в соответствующих нормативных актах в течении двух календарных лет, следующих один за другим.

Анализируя мировой опыт развития субъектов среднего предпринимательства, следует гармонизировать понятия, обратив внимание на нормативную базу, определяющую критерии идентификации субъектов среднего предпринимательства. Критерии оценки одинаковы (численность, выручка), однако практика и количественные значения разные. Российское законодательство в этом отношении близко к европейскому.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринима-тельства»5, количественные показатели критериев в определении субъектов среднего предпринимательства в ЕС близки к российским (табл.).

Таблица. Основные критерии среднего предпринимательства в ЕС, применяемые в настоящее время

Предприятие Число занятых, человек Порог по обороту: менее, чем, £ млн

микро 10 2

малое 50 10

среднее 250 50

Согласно опыту азиатских стран, наиболее объективной практикой отнесения субъектов предпринимательства к той или иной группе является отраслевая дифференциация. Для конкретных отраслей устанавливаются пороговые значения. К примеру, в ст. 2 Закона КНР (2002)6 «О содействии малым и средним предприятиям» вводятся пороговые значения численности занятых для субъектов среднего предпринимательства по отраслям. Так, предприятие может считаться средним, если на нем трудятся 100 человек в сфере оптовой торговли или 3000 человек в транспортной отрасли.

Возвращаясь к российскому законодательству, отметим, что введение отраслевой дифференциации помогает корректно определить принадлежность предприятия к той или иной группе. На большинстве предприятий сектора B2C (Business to customer, Бизнес для потребителя) сохраняются похожие коэффициенты по соотношению стоимости основных средств, величины оборотного капитала или объема выручки к численности персонала. Но отдельные отрасли требуют специального подхода для определения принадлежности субъекта предпринимательства. Особо остро проблема стоит в отраслях, где бизнес-процессы позволяют отдать на аутсорсинг вспомогательные виды деятельности.

По данным Центра экономических исследований «РИА - Аналитика», компания «Телеком - защита» при численности персонала 80 человек показала объем выручки 2113 млн руб. в 2011 г. (без НДС)7. Согласно действующему законодательству, по критерию численности персонала эта компания относится к группе малых, в то же время объем выручки более чем вдвое превосходит максимальное значение для группы субъектов среднего предпринимательства. Аналогичная ситуация наблюдается у других компаний, входящих в рейтинг «Крупнейшие IT-компании России» («Алландин РД», «Утилекс» и др.).

Объективная нормативная база позволит эффективно организовать регулирование и поддержку субъектов среднего предпринимательства, а также сформировать направления фискальной политики в области налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Итак, сравнение количественных показателей для определения субъектов среднего предпринимательства позволяет наметить пути развития действующего законодательства:

• дополнить действующие критерии отраслевыми диапазонами по соотношению количественных показателей;

• ввести отраслевой мониторинг распределения количественных показателей деятельности организаций с последующим выделением предприятий среднего размера;

• выделить отраслевые диапазоны количественных показателей идентификации субъектов;

• унифицировать процесс налогового администрирования, работу надзорных ведомств, гармонизировать налоговую нагрузку для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие нормативной базы необходимо увязывать с отраслевой спецификой.

Другой проблемой в рамках сбора и анализа информации о деятельности субъектов среднего предпринимательства является неравномерная налоговая и административно-надзорная нагрузка при переходе предприятий из группы малого в группу среднего предпринимательства. Чтобы избежать чрезмерной налоговой нагрузки, многие организации под отдельные виды деятельности создают формально независимые хозяйствующие субъекты. В рамках действующего налогового законодательства это позволяет предприятиям существенно сократить налоговую нагрузку с помощью специальных налоговых режимов, а также снизить риски, связанные с невыполнением обязательств перед контрагентами. Развитие нормативноправовой базы в области перераспределения налоговой нагрузки поможет отслеживать и регулировать деятельность субъектов среднего предпринимательства. Важнейшим этапом может стать переход к перераспределению налоговой нагрузки на основе анализа экономических показателей деятельности предприятия независимо от принадлежности к конкретной группе или организационно-правовой форме.

После формирования основных характеристик субъектов среднего предпринимательства и выделения их характерных показателей деятельности важно отразить его принципиальные отличия от малого и крупного бизнеса. Общие свойства субъектов среднего предпринимательства:

• гибкость, незначительное время реакции на изменяющуюся конъюнктуру;

• отсутствие бюрократизации в бизнес-процессах;

• низкая выживаемость субъектов;

• малое предпринимательство не выступает донором для среднего бизнеса;

• среднее предпринимательства не является донором для крупного бизнеса;

• короткая история существования;

• низкая фондовооруженность;

• низкая рентабельность основных средств и пр.

Нельзя не отметить, что существуют внутренние и внешние барьеры для роста и развития субъектов среднего предпринимательства.

Факторы внешней среды действуют для всех субъектов экономики. Среди них высокая стоимость заемных средств, неразвитость инфраструктуры (в т.ч. финансовой), непредсказуемость / непрозрачность процессов изменения нормативно-правовой базы, отсутствие учебной подготовки квалифицированных кадров.

Среди факторов внутренней среды, специфичных для субъектов среднего предпринимательства выделяют вопрос компетенций. С точки зрения выживания организации не столь важно наличие набора специфических компетенций персонала в профильной области, сколько способность генерировать компетенции внутри организации. Мировой опыт свидетельствует, что воспроизводство компетенций связано не столько с наличием учебного центра, сколько с отсутствием функциональной раздробленности между отделами, необходимостью в собственных структурах продажи к параллельно действующей дилерской сети. Крупные немецкие промышленные компании действуют на рыке Японии. Они стремились приблизиться к клиенту на одном из самых агрессивных рынков. Конечно, допускается, что эти подразделения могут быть заведомо убыточными. Однако полученный опыт был весьма успешно реализован на «домашнем» европейском рынке.

Другим значимым свойством субъектов среднего предпринимательства является короткая история существования, а также их низкая выживаемость. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2007-2011 гг. более 40% субъектов среднего предпринимательства в России прекратили свое существование8. 30% субъектов среднего предпринимательства в Европе было создано более 50 лет назад. Солидная история существования дает им набор конкурентных преимуществ: от наличия проверенных поставщиков и постоянных покупателей до поколенческого воспроизводства корпоративной культуры.

Итак, существующие барьеры для роста субъектов среднего предпринимательства могут быть превращены в факторы роста. Российское среднее предпринимательство находится на этапе развития, когда малейшие позитивные изменения во внешней среде могут привести к значительному улучшению показателей деятельности. Связано это не только с изначально низкими показателями фондовооруженности, рентабельности, прибыльности, фондоотдачи, но и со значительным внутренним потенциалом роста.

Примечания

1 Конищева Т. Минэкономики взвесило малый и средний бизнес // КоммерсантЪ. 2013. № 187. http://www.kommersant.ru/doc/2319509

Konishheva T. Minjekonomiki vzvesilo malyj i srednij biznes // Kommersant. 2013. № 187. http://www.kommersant.ru/doc/2319509

2 Там же. Ibid.

3 Там же. Ibid.

4 ФЗ РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. № 4427.

Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii № 209-FZ ot 24 ijulja 2007 g. // Rossijskaja gazeta. Federal’nyj vypusk. 2007. № 4427.

5 Минэкономразвития РФ. Постановление от 24 декабря 2012 г. http://www.economy. gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depregulatinginfluence/ doc20121224_04#

Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii Postanovlenie ot 24.12. 2012.

6 Chinalawinfo Co. Ltd http://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id=2385& CGid=

7 РИА-Аналитика. Рейтинг крупнейших IT-компаний России. http://digit.ru/top30-2011

RIA-Analitika. Rejting krupnejshih IT-kompanij Rossii.

8 Полунин Ю., Юданов А. Хрупкая сила среднего бизнеса // Эксперт. 2013. № 20(851). http://expert.ru/expert/2013/20/brupkaya-sila-srednego-biznesa/

Polunin Ju., Judanov A. Hrupkaja sila srednego biznesa // Jekspert. 2013. № 20(851).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.