Научная статья на тему 'Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ в 2011 году'

Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГИ С ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CONSOLIDATED SOCIAL TAX / TAXES FROM PAYMENT FUND / TAXATION OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонова Т. Ю.

Исследована динамика развития малого и среднего бизнеса в России, обозначены основные тенденции его развития, рассмотрена деятельность правительства в этой сфере. Анализируются последствия более чем двукратного повышения размера налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий малого и среднего бизнеса. Рассмотрены наиболее очевидные «специальные налоговые режимы», которые будут использованы с целью оптимизации налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ в 2011 году»

УДК 338

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ В 2011 ГОДУ

Т.Ю.Сазонова

Институт экономики и управления НовГУ, t-sazonova@yandex.ru

Исследована динамика развития малого и среднего бизнеса в России, обозначены основные тенденции его развития, рассмотрена деятельность правительства в этой сфере. Анализируются последствия более чем двукратного повышения размера налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий малого и среднего бизнеса. Рассмотрены наиболее очевидные «специальные налоговые режимы», которые будут использованы с целью оптимизации налогообложения. Ключевые слова: малый и средний бизнес, единый социальный налог, налоги с фонда оплаты труда, оптимизация налогообложения

In the article the dynamics of development of small and medium business in the Russian Federation are presented and the government policy in this sector is considered. The consequences of more than double increase in small and medium business taxes to payment fund are analyzed. The «special tax modes» which will be used for the purpose of taxation optimization are considered as well. Keywords: small and medium business, consolidated social tax, taxes from payment fund, taxation optimization

Сектор малого и среднего бизнеса традицион- держки не вызывает сомнений и декларируется на но считается одним из важнейших резервов роста всех уровнях государственной власти. Соответст-национальной экономики. Необходимость его под- вующие мероприятия активно финансируются, про-

Таблица 1

Критерии разграничения предприятий по масштабу деятельности

Критерий Микро- предприятия Малые предприятия Средние предприятия

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставном капитале, % Не более 25 Не более 25 Не более 25

Доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, % Не более 25 Не более 25 Не более 25

Средняя численность работников, человек До 15 До 100 101-250

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, млн руб. До 60 До 400 До 1000

исходит постоянный рост количества разнообразных структур, в том числе и государственных, созданных для поддержки малого и среднего бизнеса, формируются новые общественные движения.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] к субъектам малого и среднего бизнеса относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, указанным в табл.1.

Предприятиям, отвечающим указанным критериям, государство обещает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также помощь в области подготовки, пере-

подготовки и повышения квалификации их работников в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Условия и порядок оказания помощи устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на предусмотренные законом меры поддержки реальные достижения в этой сфере, к сожалению, оставляют желать лучшего. В качестве критериев для оценки состояния малого и среднего бизнеса используются следующие показатели: прирост/сокращение количества зарегистрированных предприятий; увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на предприятиях; рост/спад объема оборота; рост/спад инвестиций в основной капитал. Все эти показатели для предприятий среднего бизнеса за 2008 — 2010 гг. остаются примерно на одном уровне, а для малого бизнеса наблюдается их сокращение. На рис. 1-2 показаны изменения числен-

20000 -18000 -16000 -14000 -12000 -10000 -8000 6000 4000 2000 0

350000

300000

250000

200000

150000

100000

50000

п 2008 п 2009 а2010

январь-март январь-июнь январь-сентябрь январь-декабрь

Рис.1. Численность средних предприятий в РФ за 2008 — 2010 гг.

п 2008 п 2009 а 2010

январь-март январь-июнь январь-сентябрь январь-декабрь

Рис.2. Численность малых предприятий в РФ за 2008 — 2010 гг.

ности малых и средних предприятий в Российской Федерации за 2008 — 2010 годы [2].

Из рисунков видно, что если численность средних предприятий незначительно увеличивается (на 45% в год), то количество малых предприятий остается на прежнем уровне и даже незначительно снижается несмотря на все декларированные усилия по их поддержке. Показатели объема оборота малых предприятий оставляют еще меньше оснований для оптимизма: оборот малых предприятий по РФ за 2009 г. составил около 7329 млрд рублей, т.е. порядка 77% по сравнению с оборотом 2008 г.

В результате общемирового финансово-

экономического кризиса 2008 г. российский бюджет впервые с 2000 г. стал дефицитным, и Правительство РФ было вынуждено изыскивать дополнительные источники доходов. В соответствии с Федеральными законами № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации*, Фонд социального страхования Российской Федерации** и фонды обязательного медицинского страхования***» [3] и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» [4] в 2009 г. государство решило отказаться от единого социального налога (ЕСН), и с 1 января 2010 г. предприятия вновь стали уплачивать взносы во внебюджетные фонды (как это было до 2001 г.). Многие предприниматели практически не заметили этого изменения, так как ставки по налогам с фонда оплаты труда (ФОТ) остались на одном уровне, сменились только формы и порядок подачи отчетности и уплаты налога. Повышение налоговых ставок произойдет с 1 января 2011 г.

Важно отметить, что повышение налогов с ФОТ коснется и налогоплательщиков, применяющих

тельщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Так как субъектов УСН и ЕНВД в подавляющем большинстве представляют собой предприятия малого и среднего бизнеса, то их рассмотренные нововведения затронут наиболее сильно. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, повышение составит 8% (с 26% до 34%). Для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, — 20% (с 14% до 34%), т. е. практически в 2,5 раза. В табл.2 показаны изменения налоговых ставок с ФОТ.

Таблица 2

Налоговые ставки с ФОТ

Отчисления С 1.01.2010, в % С 1.01.2011, в %

ПФР 20 26

ФСС 2,9 2,9

Федеральный 1,1 2,1

ФОМС

Территориальные ФОМС 2 3

Итого 26 34

Российская практика показывает, что на предприятиях малого и среднего бизнеса размер заработной платы обычно составляет 15-35 тыс. рублей в месяц и редко превышает 50 тыс. рублей в месяц. Важным моментом проводимой реформы налогообложения является введение предела налогооблагаемой базы, который на 2010 г. установлен в сумме 415 тыс. руб. на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются — п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Данный лимит будет ежегодно индексироваться. Введение лимита в 415 тыс. руб., доступного только для высокооплачиваемых сотрудников, приведет к росту налоговой нагрузки именно на малый и средний бизнес. Результаты расчетов, подтверждающих данное утверждение, приведены в табл.3.

Таблица 3

Налоги с ФОТ в зависимости от уровня заработной платы

Размер заработной платы, руб. в месяц / руб. в год Ставки отчислений 2010 г. (26% для общего режима налогообложения, 14% для спец. режимов, используемых малым бизнесом), руб. в год Ставки отчислений 2011 г. (34% до суммы 415 тыс. руб.), руб. в год Изменение отчислений («-» — снижение, «+» — увеличение), руб. в год

15 000 / 180 000 25 200 (по 14%). 61 200 +36 000

30 000 / 360 000 50 400 (по 14%). 122 400 +72 000

35 000 / 420 000 58 800 (по 14%). 142 800 +84 000

50 000 / 600 000 156 000 (по 26%) 141 100 -14 900

100 000 / 1 200 000 312 000 (по 26%) 141 100 -170 900

особые налоговые режимы, в том числе субъектов упрощенной системы налогообложения (УСН) и пла-

* Далее ПФР.

** Далее ФСС.

*** Далее ФОМС.

Вывод очевиден: для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях произойдет их уменьшение. Как видно из расчетов, при среднемесячной зарплате 50 тыс. руб. и 35 тыс. руб. сумма налога становится практически

одинаковой. При средней зарплате от 35 тыс. руб. начинается снижение отчислений с ФОТ. Но такую зарплату малый бизнес в ближайшей перспективе платить не сможет. Новая система налогообложения ухудшает положение предприятий, где зарплаты невысоки, и, напротив, улучшает положение компаний, где велика доля высоких и сверхвысоких зарплат.

Как отмечалось выше, рассматриваемая реформа налогообложения была официально задумана с целью увеличения доходной части бюджета. Проведенный анализ показывает, что дополнительное увеличение доходов бюджета представляется маловероятным, так как отчисления с ФОТ высокооплачиваемых работников (крупный бизнес) будут снижены, а многие предприниматели и руководители предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены будут вернуться к «черным» и «серым» схемам выплаты заработной платы.

В качестве наиболее вероятных вариантов «налоговой оптимизации» малые и средние предприятия будут пытаться использовать следующие схемы:

— замена трудовых договоров на договоры с

индивидуальными предпринимателями (договоры

возмездного оказания услуг, договоры на выполнение работ, агентский договор, договор на оказание транспортных услуг);

— замена выплаты зарплаты на дивидендные схемы для тех работников, которые одновременно являются участниками или учредителями АО, ООО и производственных кооперативов;

— замена выплаты зарплаты дарением наличных денег.

Понятно, что обозначенные схемы не будут являться секретом для контролирующих органов, количество которых также увеличиться в связи с заменой ЕСН отчислениями во внебюджетные фонды. Теперь функцию контроля над деятельностью предприятий по уплате налогов помимо налоговых органов осуществляют также Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. При проверках, количество которых также увеличится, применение схем «налоговой оптимизации» будет квалифицироваться как способ «ухода» от налогов, за что предприятия будут наказываться в соответствии с действующим законодательством.

Очевидным результатом проводимой налоговой реформы будет дальнейшее снижение показателей деятельности малого бизнеса и социальноэкономического развития РФ. Ближайшими ее последствиями станут следующие.

1. Массовое разорение и уход в «тень» малого бизнеса.

2. Усиление социальной незащищенности наемных работников (снижение «белой» заработной платы, работа без оформления и т.д.)

3. Существенные потери бюджетов из-за снижения собираемости налогов с ФОТ, так как крупный бизнес будет на законных основаниях платить меньше, а малые предприятия вынуждены будут и дальше сокращать объемы деятельности.

4. Снижение собираемости налога на доходы физического лица.

5. Снижение доверия к государственной власти, на словах обещающей всемерную поддержку малому и среднему бизнесу, а на практике создающей реальные предпосылки для его исчезновения.

В заключение следует отметить, что перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ на ближайшие годы не вызывают оптимизма. Если государство все же заинтересовано в его сохранении и развитии, то необходимо вернуть льготные налоговые режимы для малых предприятий.

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск №4427 от 31 июля 2007 г.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru (дата обращения 30.09.2010)

3. Федеральный закон «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск №4961 от 28 июля 2009 г.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ // Там же.

Bibliography (Translitirated)

1. Federal'nyj zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ FZ // Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk №4427 ot 31 ijulja 2007 g.

2. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki — http://www.gks.ru (data obrawenija 30.09.2010)

3. Federal'nyj zakon «O strahovyh vznosah v pensionnyj fond RF, fond social'nogo strahovanija RF, federal'nyj fond ob-jazatel'nogo medicinskogo strahovanija i territorial'nye fondy objazatel'nogo medicinskogo strahovanija» ot 24 ijulja 2009 g. № 212-FZ // Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk №4961 ot 28 ijulja 2009 g.

4. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakono-datel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona «O strahovyh vznosah v Pensionnyj fond Rossijskoj Federacii, Fond social'nogo strahovanija Rossijskoj Federacii i fondy objazatel'nogo medicinskogo strahovanija» ot 24 ijulja 2009 g. № 213-FZ // Tam zhe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.