1. Беккер Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков ; пер. с англ. — М. : Изд-во иностр. лит., 1961. — 410 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э: Дюркгейм ; .пер. с фр.,
сост., послесл. и ирим. А. Б. Гофмана. — М. : Канон, 1995. — 352 с.
3. Козер Л. А. Функции социального конфликта / Л. А. Козер ; пер. с англ. О. А. Назаровой ; под общ. ред. Л. Г. Ионина. — М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуал, книги, 2000. - 205 с.
4. Лемерт Э. Первичное и вторичное отклонения / Э. Лсмсрт / / Контексты современности-П :
хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева ; пер. с англ. — Казань : Изд-во Казан, ун-та,
2001. - С. 142-145.
5• Мертон Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социол. исследования. - 1992. - N9 4. - С. 91-96.
6. Мид Дж. Г. Избранное : сб: переводов / Дж. Г. Мид ; РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. соц и соц. психологии ; сост. и переводчик В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с.
7. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 : Национальный общественно-научный фонд /
рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. — М. : Мысль, 2003. — 863 с.
Поступила 28.11.11.
СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОМ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Н. В. Зюзина
В статье представлены основные субъекты социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в Республике Мордовия и характеристика их деятельности.
В социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями велика роль организационно-структурно го аспекта, который представляет собой совокупность учреждений, организаций, их подразделений и служб, объединенных целями межведомственного взаимодействия, внутрисистемными связями, выполняющих коррекционно-реабилитационные функции и составляющих в целом восстановительно-развивающую систему.
Многочисленные исследования, а также
і
статистические данные, приводимые в официальных источниках, свидетельствуют, что в результате совместной работы учреждений и органов социальной защиты, образования, занятости, внутренних дел, культуры и спорта, опеки и попечительства удается снижать уровень алкоголизма, наркомании
и правонарушении среди несовершеннолетних, позволяет вернуть их к нормальной жизни.
В настоящее время в Республике Мордовия создана и действует система учреждений, призванных заниматься предупреждением и решением проблем правонарушений среди несовершеннолетних. Их деятельность основывается на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка»,
Н. В. Зюзина, 2012
Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», иных федеральных законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации, нормативно-правовых актов Республики Мордовия «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия», постановлений Республики Мордовия «О профилактике правонарушений в Республике Мордовия», «Дети Мордовии 2007 — 2010», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008 — 2009 годы», «Положение о едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально-опасном положении» и иных [1—6].
Все типы учреждений реализуют различные функции и направления работы, закрепленные в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, который является базовым при организации и осуществлении социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Одну из основных ролей в организации и осуществлении социальной работы с данными детьми играют органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» к сфере их компетенции относятся: 1) оказание бесплатной социальной и психолого-педагоги-ческой помощи; 2) выявление тех, кто находится в социально опасном положении, и оказание реабилитационных мероприятий; 3) содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, создание кружков и клубов на базе учреждений социального обслуживания; 4) профилактическая работа с безнадзорными; 5) посещение несовершеннолетних и проведение бесед; 6) получение необходимой информации у государственных организаций и у самих несовершеннолетних, их родственников или законных представителей и иных лиц [3].
В работе с несовершеннолетними правонарушителями учреждения системы социальной защиты населения активно сотрудничают с образовательными учреждениями, которые осуществляют: 1) учет посещаемости занятий; 2) выявление несовершеннолетних с отклонениями в развитии или поведении, проведение комплексного обследования, подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической по-
мощи, определение форм дальнейшего обучения и воспитания; 3) помощь семьям в учебе и воспитании детей; 4) организацию дополнительного образования, внеурочную воспитательную работу; 5) формирование законопослушного поведения.
Учреждения здравоохранения согласно законодательству обязаны осуществлять следующее: 1) просвещение и пропаганду
здорового образа жизни; 2) работу с детьми, оставшимися без попечения родителей; 3) обследование и оказание медицинской помощи несовершеннолетним, употребляющим спиртные напитки, наркотики и химико-содержащие вещества; 4) диагностику и лечебно-восстановительную помощь; 5) консультирование других учреждений по вопросам профилактики. Для проведения оздоровления и реабилитации особо нуждающихся в этом детей функционируют детские санатории, санатории-профилактории, центры здоровья подростков.
Важную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями играют органы занятости, основными направлениями деятельности которых согласно Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются: профессиональ-
ная ориентация несовершеннолетних и содействие трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. В их ведении находятся вопросы, связанные с проведением профориентационной работы с несовершеннолетними, предоставлением временных рабочих мест детям и подросткам, формированием летних трудовых отрядов и т. д. [3].
Органы внутренних дел осуществляют: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений несовершеннолетних; 2) выявление несовершеннолетних правонарушителей, групп таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества и проведение мер по предупреждению совершения ими преступлений; 3) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу органов внутренних дел; 4) участие в розыске несовершеннолетних без вес'ги пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или
самовольно ушедших из семей, специаль-
112
ВЕСТНИК Мордовского университета } 2012 | >6 1
ных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Особое место в системе субъектов социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями отводится Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возложил на
В обобщенном виде основные субъекты социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в Республике Мордовия можно представить в виде рисунка.
Согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия «Положение о едином банке данных на несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении» от 09.07.2008 г. с 2008 г. на территории РМ создан единый банк данных на несовершеннолетних, нахо-
КДН и ЗП центральную роль в организации социальной работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, координации усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам. Основные характеристики Комиссии по делам несовершеннолетних как субъекта социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями представлены в таблице.
дящихся в социально опасном положении, который непосредственно использует Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности [4].
Важно отметить, что банк данных является автоматизированной информационно-аналитической системой, позволяющей вести учет несовершеннолетних, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или
Таблица
Основные характеристики Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [2]
Наименование характеристики 9 Основное содержание характеристик
1. Цель Защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних
2. Задачи — координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории района; — содействие в реализации и обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности; — принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физических, сексуальных, психологических и иных форм насилия, а также от вовлечения в совершение правонарушений и преступлений; — координация деятельности по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их родителей (законных представителей), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет указанных лиц; — в пределах своей компетенции выявление, анализ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних; — взаимодействие с общественными и религиозными организациями и гражданами по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; — рассмотрение в пределах своей компетентности материалов в отношении интересов несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные действия
3. Функции — координация взаимодействия органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам выявления и устранения причин безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; — развитие и совершение деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — содействие в реализации и защите прав и законных интересов несовершеннолетних
здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия. Банк данных позволяет фиксировать результаты текущей работы исполнительных
органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Мордовия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, составлять отчеты и проводить аналитические действия [4].
Рисунок. Субъекты социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
в Республике Мордовия
Таким образом, благодаря межсистем-ным связям между субъектами социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями осуществляются своевременное выявление и поддержка несовершенно-
летних правонарушителей. Большую помощь в этом вопросе оказывает единый банк данных на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
— г
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
\. Мониторинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minjustl3.ru>
ир1оасіес1/пра-асиіа1-2.сІос. — Загл. с экрана.
2. Об организации деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия : Закон Республики Мордовия № 26-3 от 30.03.2005 г. ; принят Государственным собранием 25.03.2005 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон Российской Федерации N° 120-ФЗ от 24.06.1999 г. ; принят Государственной Думой. 21.05.1999 г. // Рос. газ. — 1999. — 30 июня.
4. Положение о едином банке данных на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении : Положение Республики Мордовия № 265 от 09.07.2008 г. ; принято Постановлением Правительства Республики Мордовия 09.07.2008 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.07.2007 г. № 355 (ред. от
у Министерство ( юстиции
и учреждения, кк относящиеся к нет1
Министерство
культуры ;
и учреждения, /: относящиеся к нему/^|
Министерство образования и учреждения, относящиеся к нему
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Церковь
Министерство внутренних дел и учреждения, относящиеся к нему
Несовершенно-
летние
правонарушители
занятости
населения
Министерство спорта і и учреждения, относящиеся к нему
Общественные
организации
Министерство социальной защиты и учреждения, относящиеся к нему
Министерство здравоохранения и учреждения, относящиеся к нему
114
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1
08.12.2008) «О Республиканской целевой программе „Дети Мордовии** на 2007 — 2010 годы“» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://w\v\v.referent.ru>220/5943. — Загл. с экрана.
б. Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. № 57 «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту па 2008-2009 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufsknrm.ru>activity/purpose_ oriented...21_2008...Саранск. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ И НА СЕЛЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
)
Е. В. Камышова !
В статье отражены результаты сравнительного анализа практики социальной работы с городскими и сельскими семьями по месту жительства, осуществленного по различным критериям, а также представлены рекомендации по совершенствованию социальной работы с городскими и сельскими семьями с учетом их специфики.
Семья, без преувеличения, — ОСНОВНОЙ объект социальной работы по месту житель-
аституциализация которой начинается в современной России. На сегодняшний день в стране накоплен (но, к сожалению, не систематизирован) богатый опыт предупреждения и решения проблем семей посредством социальной работы по месту их непосредственного проживания. Одновременно с этим практика данной деятельности уже не раз обнаруживала серьезные проблемы в ее планировании, организации и осуществлении, а также в последующей работе по анализу ее результатов, достоинств, недостатков и перспектив развития. Одна из таких проблем — серьезная разница в уровне социальной работы с семьей по месту жительства в городе и на селе.
Несомненно, социальная работа с городскими и сельскими семьями по месту жительства имеет в своей основе много общих характеристик. В их числе, например:
— ориентация на достижение общих целей повышения уровня социальной защищенности семей;
— стремление к решению близких по сути задач оказания семьям государственного и негосударственного содействия для обеспечения необходимого социального, материального, культурного уровня их жизни, для развития внутрисемейного потенциала, само- и взаимопомощи и т. д.;
— преимущественно универсальные нормативно-правовые основы организации и предоставления помощи;
— ряд общих проблем, одинаково остро стоящих как перед городскими, так,и перед сельскими семьями, которые определяют содержание данной деятельности;
— многие общие организационные, материальные, кадровые и другие вопросы, связанные с развитием социальной работы с семьей по месту жительства и др.
Одновременно с этим сравнительный анализ отечественной практики социальной работы с городскими и сельскими семьями по месту жительства обнаруживает по многим критериям и серьезные различия данной деятельности. Например, сравнивая практическую социальную работу по месту жительства в городе и на селе по такому критерию, как влияние проблем, стоящих перед семьями, на ее содержание, нельзя не отметить гораздо большую ориентирован- ! ность горожан на поддержку со стороны социальных служб, что подтверждают многочисленные социологические исследования. Сельские же семьи, напротив, по-прежнему придают большое значение связям с родственниками и соседями, нежели поиску помощи в различных учреждениях. Это обусловлено, прежде всего, спецификой функционирования института сельской семьи, сложившимися на селе устойчивыми тради-
;
© Е. В. Камышова, 2012 I