Научная статья на тему 'Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета'

Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА / СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПЕРВИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ / ВТОРИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORPORATE UNIVERSITY CULTURE / AGENTS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION / PRIMARY AGENTS / SECONDARY AGENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питина Светлана Анатольевна

Предпринята попытка выявить субъекты деятельности в корпоративной культуре вуза. Определены обязательные базовые, первичные субъекты вузовского профессионального общения: преподаватель и студент. Установлено, что вторичные субъекты общения претендуют на роль базовых в современной вузовской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participants of professional activity in the university corporate culture

The article is aimed at realizing the agents of the corporate university culture. Professors and students are defined as the basic primary agents of professional communication. It is revealed that secondary agents dominate in modern corporate university culture.

Текст научной работы на тему «Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 94-96.

УДК 81-119

С. А. Питана

СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ УНИВЕРСИТЕТА

Предпринята попытка выявить субъекты деятельности в корпоративной культуре вуза. Определены обязательные базовые, первичные субъекты вузовского профессионального общения: преподаватель и студент. Установлено, что вторичные субъекты общения претендуют на роль базовых в современной вузовской среде.

Ключевые слова: корпоративная культура вуза, субъекты профессиональной коммуникации, первичные субъекты, вторичные субъекты профессиональной деятельности.

Одной из задач современного вуза является сохранение лучших традиций и умение адаптироваться к требованиям общества в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для большинства участников образовательного процесса этот переход означает не только сокращение сроков обучения на один год, но и оптимизацию образовательных задач, важнейшей из которых является формирование среды и метаязыка будущей профессиональной деятельности. Вузы ориентированы на будущее, поэтому профессиональная и прогностическая деятельности субъектов корпоративной культуры вуза, то есть подготовка его выпускников, должны в идеале опережать потребности общества.

Субъекты деятельности корпоративной культуры вуза включены в вертикально организованную открытую систему ее участников, представленную администрацией, сотрудниками и студентами. Непосредственными активными субъектами двусторонней образовательной деятельности являются преподаватели и студенты, зачастую скрытыми участниками такой деятельности можно считать заказчиков (в настоящее время родителей, и, к сожалению, редко работодателей будущих профессионалов). Координатором вузовской профессиональной коммуникации выступает администрация высшего учебного заведения.

В идеале вуз формирует современных профессионалов при помощи профессионалов, в реальности все гораздо труднее.

Образовательный процесс как важнейшая составляющая корпоративной культуры вуза представляет собой сложную деятельность и многоплановое взаимодействие базовых субъектов профессиональной деятельности. Именно субъектов деятельности, поскольку студент

в настоящее время довольно часто является активным участником образовательного процесса, не просто посещает или чаще пропускает лекцию-монолог, но готовит презентации, предлагает темы своих курсовых и дипломных работ, сам выбирает место прохождения производственной практики, получает не только базовое, но и дополнительное высшее образование. Современный студент свободно высказывает свое мнение по многим вопросам организации университетской жизни, критикует и предлагает решения проблем.

Преподаватель вуза, от ассистента до профессора, должен прекрасно знать свой предмет и уметь донести эти знания студентам, постоянно повышать свое профессиональное мастерство, быть в курсе последних достижений науки, являться для студентов одновременно ученым, преподавателем, куратором, воспитателем, в идеале - образцом профессиональной коммуникации. Не так давно появилось понятие «универсальный учитель», которое в обобщенном значении можно употреблять и по отношению к вузовскому преподавателю. Предполагается, что «универсальный учитель (преподаватель)» должен уметь работать с любыми обучающимися, владеть одним или несколькими иностранными языками и использовать их в преподавательской практике, применять новейшие образовательные технологии в учебном процессе. В настоящее время многие вузовские преподаватели не соответствуют вышеперечисленным требованиям или выполняют их частично. Отечественные вузы также не в состоянии готовить таких «универсальных преподавателей». Это объясняется, во-первых, отсутствием современной материально-технической базы, во-вторых, доминированием традиционной системы обучения будущих

Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета

95

преподавательских кадров, достаточно консервативным подходом к профессиональной подготовке будущих специалистов со стороны самих вузовских преподавателей, в-третьих, мотивированными сомнениями в необходимости таких «универсалов» для вузов в самой вузовской корпоративной культуре.

Вузовский преподаватель сочетает в своей деятельности несколько предназначений. Он одновременно теоретик и практик, педагог и руководитель, консультант и советник. Преподаватель как доминирующий субъект профессиональной коммуникации на всех ее этапах - от начального, вводного в будущую профессию до завершающего практического закрепления полученных студентами общепрофессиональных и профессиональных компетенций в ходе практик - привлекает студентов прежде всего как специалист в узкой области знания. Без узкой специализации базовых субъектов вузовской профессиональной коммуникации качественная подготовка профессионалов невозможна, однако постоянное увеличение аудиторной нагрузки и сокращение штатного расписания в рамках оптимизации учебного процесса и количества учебных лабораторий делает такую подготовку весьма затруднительной.

На кафедре, выпускающей будущих профессионалов, должно быть оптимальное сочетание молодости и опыта, преподаватель должен в идеале трудиться на одном месте, что редко удается в наше время из-за несоответствия того, что должно быть, как должно быть организовано рабочее место преподавателя, какие должны быть условия труда, тому, что есть в действительности.

О непрестижности преподавательской деятельности наглядно свидетельствуют материалы опросов студентов. В ответах на вопрос о перечислении в убывающем порядке 6 профессий, по которым хотели бы работать студенты, профессии «преподаватель» и «учитель» постоянно называются последними в списке. Опрошенные нами выпускники Оксфорда, напротив, считают работу преподавателя и учителя престижной, рассылают резюме в вузы и школы и годами ждут вакансии! В последнее время отношение к деятельности учителя и перспективе работы в отечественной школе меняется из-за повышения зарплаты учителям, возможностям получения грантов и карьерного роста.

Современные студенты также неоднородны по мотивации, способностям, степени инфантильности, самостоятельности, социальной ак-

тивности, коммуникативным навыкам, уровню школьной подготовки и даже материальному положению, ограничивающему или расширяющему возможности приобретения профессиональных навыков и стажировок в зарубежных вузах. Большинство студентов поступает в высшее учебное заведение сразу после школы в возрасте 17 лет, что на год или два раньше первокурсников зарубежных вузов, зачастую плохо представляя будущую профессию и следуя совету родителей и знакомых.

Можно заменить умения и навыки компетенциями, можно и нужно преподавателей научить азам менеджмента, но должны быть и экономические стимулы для создания и поддержания оптимистичной, профессиональной, современной корпоративной вузовской среды и формирования будущего профессионала.

На базовом уровне профессиональной коммуникации в университете основные субъекты деятельности (преподаватель-студент) могут общаться и общаются не только в регламентированные расписанием часы на лекциях и практических занятиях. На семинарах и лекциях могут присутствовать студенты и преподаватели разных факультетов, а иногда и вузов, профессура на добровольных началах проводит спецсеминары, факультативные занятия для студентов и аспирантов, разрабатывает авторские курсы по выбору студентов, расширяя рамки университетских программ.

На кафедре теории языка успешно работает лаборатория межкультурных коммуникаций, возглавляемая профессором Л. А. Шкатовой. Студенты младших курсов участвуют в «научных посиделках», на которые приглашают преподавателей, аспирантов, докторантов и магистрантов, преподавателей разных научных направлений. Такую деятельность можно считать первой ступенью в создании и укреплении научных школ. Несколько лет действует семинар лингвистов-когнитологов Челябинской области, организованный профессором кафедры Е. И. Головановой. С. А. Питина и Е. В. Ше-лестюк, Е. Н. Квашнина руководят научной работой школьников, интересующихся проблемами межкультурной коммуникации, лексикологии, сопоставительных исследований. Доцент В. Э. Будейко ведет занятия по древнегреческому и церковнославянскому языкам для всех желающих, реализуя просветительскую функцию университетской деятельности, вовлекая широкие слои населения области в корпоративную культуру вуза.

96

С. А. Питина

Челябинскому государственному университету, по-нашему мнению, удалось за несколько десятилетий своего существования создать и сохранить демократичную корпоративную университетскую культуру общения лишь на базовом коммуникативном уровне, включающем ключевые первичные субъекты вузовской организационной культуры, то есть преподавателей и студентов.

На других уровнях профессионального взаимодействия субъектов в рамках корпоративной вузовской среды наблюдается подмена целей, задач и функций субъектов коммуникации, что проявляется в бюрократизации всех видов коммуникации, излишнем администрировании, временных ограничениях делового общения, переложении ответственности за результат любой деятельности на кафедры, то есть на преподавателей.

Количество вторичных субъектов профессиональной деятельности увеличивается каждый год. Возникают новые отделы и службы, появляются новые должности и инструкции. Университет все больше и больше напоминает вертикально структурированную организацию

с большой армией чиновников, в которой первичные субъекты общения служат простыми исполнителями многочисленных приказов, распоряжений и предписаний, а не воспитателями будущих профессионалов с высшим образованием. Так, 36 разделов Справочника телефонов ЧелГУ из 67 занимают отделы, которые лишь косвенно связаны с образовательной деятельностью.

Считаем, что успешное взаимодействие базовых субъектов профессионального вузовского общения возможно лишь при положительной динамике взаимодействия всех субъектов корпоративной культуры вуза.

Подчеркнем, что корпоративная культура вуза - понятие комплексное, постоянно меняющееся и развивающееся, требующее глубокого изучения и обобщения в рамках организационной лингвистики - нового направления лингвистики и коммуникативистики.

Список литературы

1. Справочник телефонов. - Челябинск: ЧелГУ, 2013.-67 с.

Сведения об авторе

Питина Светлана Анатольевна - доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинского государственного университета. sap.pitina@rambler.ru

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 94-96.

PARTICIPANTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE UNIVERSITY CORPORATE CULTURE

S. A. Pitina

ChelyabinskState University, sap.pitina@rambler.ru

The article is aimed at realizing the agents of the corporate university culture. Professors and students are defined as the basic primary agents of professional communication. It is revealed that secondary agents dominate in modern corporate university culture.

Keywords: corporate university culture, agents of professional communication, primary agents, secondary agents.

References

1. Spravochnik telefonov [Telephone Directory], Chelyabinsk, 2013. 67 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.