Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1994
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куренкова А.Ю.

В работе рассмотрено понятие правотворчества, как одного из важнейших направлений деятельности государства. Изучено понятие субъектов правотворческой деятельности, как одной из базовых характеристик правотворческой деятельности. Проанализированы классификации субъектов правотворчества и выделены основные виды. Дана краткая характеристика каждого из видов и указана их значимость в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 342

Куренкова А.Ю.

Магистрант

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В работе рассмотрено понятие правотворчества, как одного из важнейших направлений деятельности государства. Изучено понятие субъектов правотворческой деятельности, как одной из базовых характеристик правотворческой деятельности. Проанализированы классификации субъектов правотворчества и выделены основные виды. Дана краткая характеристика каждого из видов и указана их значимость в современном обществе.

Ключевые слова

Правотворчество, правотворческая деятельность, субъекты правотворческой деятельности.

В развивающейся правовой среде общества правотворчество занимает одно из основных мест, т.к. порождает право и формирует его. Процесс создания любых правовых норм начинается с возникновения объективных закономерностей, которые требуют правового регулирования общественных отношений. Процесс создания правовых норм подчинен определенным законом правилам, поэтому данный процесс происходит в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ) и законами [1]. Кроме порядка создания существует определенная техника - юридическая, которая объединила в себе выработанные в правотворческом процессе требования, правила, с помощью которых происходит процесс издания нормативно правовых актов.

Правотворчество - это одно из важнейших направлений деятельности государства, направленного на создание, изменение, дополнение, поправку, прекращение действия нормативных правовых актов. По результатам деятельности данного направления можно говорить о демократическом, цивилизованном, культурном государстве.

Одними из базовых элементов характеристики понятия правотворчества являются субъекты правотворческой деятельности. По определению В.А. Томина, «Субъектами правотворчества (правотворческого процесса) являются органы государственной власти и должностные лица, за которыми нормативно закреплено полномочие принимать (издавать) нормативные правовые акты, а равно дано право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы»[6, с.56].

Специалисты, обладающие широкими познаниями в области изучаемой проблемы выделяют следующие субъекты правотворчества: государственные органы, наделённые правом на издание нормативных правовых актов; органы местного самоуправления; народ, при принятии законов с помощью референдума [8, с.229]. В современных источниках внимание привлекает новая тенденция в развитии правотворчества. В связи с увеличением нормативных правовых актов выделяют еще один субъект правотворчества, куда входят учредители негосударственных обществ, трудовые коллективы и общественные организации [7, с.175]. В связи с этим складывается система субъектов правотворчества, которую целесообразно представить следующим образом.

В первую очередь, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ субъектом правотворчества выступает народ. Основным, высшим выражением власти народа является референдум [1]. Как справедливо отмечают В. А. Толстик и Н. А. Трусов, «референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность» [5, с.10]. Различают три вида референдумов: референдум РФ, референдум субъектов РФ, местный референдум. Условия и порядок проведения референдумов определяется специальным -( 68 )-

законодательством РФ. Референдумы субъектов РФ проводятся в соответствии с законами и уставами субъектов. Проведение местных референдумов предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, в которой указано, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов и других форм волеизъявления [1].

Во-вторых, субъектом правотворчества выступает государство. Государственную деятельность в сфере правотворчества можно классифицировать по государственным органам ветвей власти на: правотворчество представительных органов; правотворчество исполнительных органов; правотворчество судебных органов. Помимо данного фактора, российское государство, как субъект правотворчества, активно участвует в правотворческой деятельности международного уровня, а именно в разработке международно-правовых документов, проведении совместных международных конференций, реализации совместных проектов и т.д.

В-третьих, в России, как в демократическом государстве, стремительно развивается правотворчество негосударственных органов или правотворчество гражданского общества. К таким субъектам относятся органы и должностные лица местного самоуправления, которые на основании Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии со своими полномочиями принимают муниципальные правовые акты [2].

«Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ» [4, с. 9]. Такой порядок принятия нормативных правовых актов установлен, например, Законом Тамбовской области № 51-З [3].

Так же к субъектам правотворчества гражданского общества относятся различные объединения: общественные организации, движения, фонды, учреждения; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений. В соответствии с законодательством РФ вышеперечисленные субъекты правотворчества для регулирования трудовых отношений используют такие нормативные правовые акты, как устав, нормативные договоры, соглашения и другие учредительные документы. К примеру, чтобы сельсоветы осуществляли свою деятельность, они разрабатывают и принимают Уставы, где прописаны, полномочия, функции, правила внутреннего распорядка и т.д.

Таким образом, субъекты правотворческой деятельности, т.е. участники правотворчества, реализующие свои полномочия в области создания, изменения, дополнения, внесения поправок, прекращения действия нормативных правовых актов разделяются на следующие виды: народ; государство; субъекты правотворчества международных и межгосударственных организаций, где участвует Россия; субъекты правотворчества гражданского общества, куда входят органы местного самоуправления. Правотворческая деятельность выступает, как связующее звено между государством и обществом в целом, т.к. принимая нормативные правовые акты оно дает возможность формированию новых общественных отношений, вытесняющих старые. Эффективность действия принятых нормативных правовых актов определяется уровнем их подготовки, характером рассмотрения и доведения до сведений исполнителей. Поэтому, все существующие проблемы, связанные с правотворческой деятельностью, требуют своего незамедлительного решения, а качество правотворчества должно повышаться.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. О правовых актах Тамбовской области [Электронный ресурс]: закон Тамбовской области от 23.06.2006 г. № 51-З. Режим доступа: Система Гарант.

4. Бобылев А.И. Правотворчество и Правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. 2006. № 6. С. 4-14.

5. Толстик, В. А., Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. С. 9-14.

6. Томин, В.А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: учебное пособие / В.А. Томин. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 96 с.

7. Сырых. В.М. Теория государства и права: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2012. 703 с.

8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. 429 с.

© Куренкова А.Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.