УДК 342
Куренкова А.Ю.
Магистрант
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В работе рассмотрено понятие правотворчества, как одного из важнейших направлений деятельности государства. Изучено понятие субъектов правотворческой деятельности, как одной из базовых характеристик правотворческой деятельности. Проанализированы классификации субъектов правотворчества и выделены основные виды. Дана краткая характеристика каждого из видов и указана их значимость в современном обществе.
Ключевые слова
Правотворчество, правотворческая деятельность, субъекты правотворческой деятельности.
В развивающейся правовой среде общества правотворчество занимает одно из основных мест, т.к. порождает право и формирует его. Процесс создания любых правовых норм начинается с возникновения объективных закономерностей, которые требуют правового регулирования общественных отношений. Процесс создания правовых норм подчинен определенным законом правилам, поэтому данный процесс происходит в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ) и законами [1]. Кроме порядка создания существует определенная техника - юридическая, которая объединила в себе выработанные в правотворческом процессе требования, правила, с помощью которых происходит процесс издания нормативно правовых актов.
Правотворчество - это одно из важнейших направлений деятельности государства, направленного на создание, изменение, дополнение, поправку, прекращение действия нормативных правовых актов. По результатам деятельности данного направления можно говорить о демократическом, цивилизованном, культурном государстве.
Одними из базовых элементов характеристики понятия правотворчества являются субъекты правотворческой деятельности. По определению В.А. Томина, «Субъектами правотворчества (правотворческого процесса) являются органы государственной власти и должностные лица, за которыми нормативно закреплено полномочие принимать (издавать) нормативные правовые акты, а равно дано право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы»[6, с.56].
Специалисты, обладающие широкими познаниями в области изучаемой проблемы выделяют следующие субъекты правотворчества: государственные органы, наделённые правом на издание нормативных правовых актов; органы местного самоуправления; народ, при принятии законов с помощью референдума [8, с.229]. В современных источниках внимание привлекает новая тенденция в развитии правотворчества. В связи с увеличением нормативных правовых актов выделяют еще один субъект правотворчества, куда входят учредители негосударственных обществ, трудовые коллективы и общественные организации [7, с.175]. В связи с этим складывается система субъектов правотворчества, которую целесообразно представить следующим образом.
В первую очередь, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ субъектом правотворчества выступает народ. Основным, высшим выражением власти народа является референдум [1]. Как справедливо отмечают В. А. Толстик и Н. А. Трусов, «референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность» [5, с.10]. Различают три вида референдумов: референдум РФ, референдум субъектов РФ, местный референдум. Условия и порядок проведения референдумов определяется специальным -( 68 )-
законодательством РФ. Референдумы субъектов РФ проводятся в соответствии с законами и уставами субъектов. Проведение местных референдумов предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, в которой указано, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов и других форм волеизъявления [1].
Во-вторых, субъектом правотворчества выступает государство. Государственную деятельность в сфере правотворчества можно классифицировать по государственным органам ветвей власти на: правотворчество представительных органов; правотворчество исполнительных органов; правотворчество судебных органов. Помимо данного фактора, российское государство, как субъект правотворчества, активно участвует в правотворческой деятельности международного уровня, а именно в разработке международно-правовых документов, проведении совместных международных конференций, реализации совместных проектов и т.д.
В-третьих, в России, как в демократическом государстве, стремительно развивается правотворчество негосударственных органов или правотворчество гражданского общества. К таким субъектам относятся органы и должностные лица местного самоуправления, которые на основании Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии со своими полномочиями принимают муниципальные правовые акты [2].
«Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ» [4, с. 9]. Такой порядок принятия нормативных правовых актов установлен, например, Законом Тамбовской области № 51-З [3].
Так же к субъектам правотворчества гражданского общества относятся различные объединения: общественные организации, движения, фонды, учреждения; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений. В соответствии с законодательством РФ вышеперечисленные субъекты правотворчества для регулирования трудовых отношений используют такие нормативные правовые акты, как устав, нормативные договоры, соглашения и другие учредительные документы. К примеру, чтобы сельсоветы осуществляли свою деятельность, они разрабатывают и принимают Уставы, где прописаны, полномочия, функции, правила внутреннего распорядка и т.д.
Таким образом, субъекты правотворческой деятельности, т.е. участники правотворчества, реализующие свои полномочия в области создания, изменения, дополнения, внесения поправок, прекращения действия нормативных правовых актов разделяются на следующие виды: народ; государство; субъекты правотворчества международных и межгосударственных организаций, где участвует Россия; субъекты правотворчества гражданского общества, куда входят органы местного самоуправления. Правотворческая деятельность выступает, как связующее звено между государством и обществом в целом, т.к. принимая нормативные правовые акты оно дает возможность формированию новых общественных отношений, вытесняющих старые. Эффективность действия принятых нормативных правовых актов определяется уровнем их подготовки, характером рассмотрения и доведения до сведений исполнителей. Поэтому, все существующие проблемы, связанные с правотворческой деятельностью, требуют своего незамедлительного решения, а качество правотворчества должно повышаться.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. О правовых актах Тамбовской области [Электронный ресурс]: закон Тамбовской области от 23.06.2006 г. № 51-З. Режим доступа: Система Гарант.
4. Бобылев А.И. Правотворчество и Правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. 2006. № 6. С. 4-14.
5. Толстик, В. А., Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. С. 9-14.
6. Томин, В.А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: учебное пособие / В.А. Томин. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 96 с.
7. Сырых. В.М. Теория государства и права: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2012. 703 с.
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. 429 с.
© Куренкова А.Ю., 2020