12. Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 18 мая 2011 г. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова // СЗ РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3239.
13. Кряжков В.А. Выборы в системе местного самоуправления: конституционно-правовая модель, тенденции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 9. - С. 54.
14. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл абзаца третьего пункта 4.1. Положения «О публичных слушаниях в городском округе «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования городского округа «Город Волжск» от 23 июня 2005 года № 84 в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл // Электронный ресурс: http://www.ksrme.ru/?page_id=1603 .
15. Mikheeva, T.N., Kudryavtsev, V.V. and Yaichnikova, J.S. (2015). About the Strengthening of Publicity in the Formation of Local Representative Bodies: Rather-Legal Analysis. Review of European Studies. Vol.7. DOI: 10.5539/res.v7n8p280. Р.280.
16. Kudryavtzev, V.V., Mikheeva T.N. and Mikheev D.S. (2016). Publicity Problems in Formation of Representative Bodies of Municipalities in the Russian Federation. The Social Sciences, 11 (8). P.1920.
17. Mikheeva T.N., Likhoshva A.O. ( 2016) Modern Approaches to Publicity and Independence of Local Government: Experience of American Municipalities: Mediterranean Journal of Social Sciences, Voi.7, No 1 .Doi: 10.5901/ mjss.2016.v7n1s1p31. P. 31.
18. Вавилов Н.С., Михеева Т.Н. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне. - М.: Юрист, 2016. - С. 193.
МИХЕЕВ ДЕНИС СТЕПАНОВИЧ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета MIKHEEV, DENIS S. - Doctor of Law, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Mari State University ([email protected]).
УДК 347.962
ЖИДКИХ А.А. К ВОПРОСУ О ПОДМЕНЕ ПРОКУРАТУРОЙ СУБЪЕКТОВ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: прокуратура, правотворческая деятельность, субъекты правотворческой деятельности, участие в правотворческой деятельности, прокуратура.
В статье рассматривается современное состояние участия прокуратуры РФ в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характеризуется причины, вызывающие необходимость участия прокуратуры в указанной деятельности. Раскрываются особенности деятельности прокуратуры в сфере правотворчества. Обосновывается несостоятельность предположения о подмене прокуратурой представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в осуществлении правотворческой деятельности.
ZHIDKIKH, A.A.
TO THE QUESTION ABOUT THE SUBSTITUTION BY PROSECUTOR'S OFFICE A SUBJECTS
OF LEGISLATIVE ACTIVITY
Keywords: prosecutor, legislative activity, subjects of legislative activity, participation in legislative activity, participated of Prosecutor's Office in legislative activities
In the article discusses the current condition of the participation of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in legislative activity of state authorities and authorities of local self-government. It characterized the causes, creating a need of the involvement of the Prosecutor's Office in these activity. It peculiarities the features of the activity of Prosecutor's Office in the sphere of legislative activity. It substantiated the insolvency of hypothes about the substitution by the Prosecutor's Office a representative and executive authorities of state power and local self-government in the implementation of the legislative activity.
Формирование социально-ориентированного рыночного хозяйства, гражданского общества и правового государства в России повлекло активную правотворческую деятельность, субъектами которой являются главным образом органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3] (далее - Закон о прокуратуре) установлена функция участия в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9), которая подлежит реализации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1).
Согласно Закону о прокуратуре, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9).
Так, в 2016 г. прокурорами субъектов РФ внесено 374 предложения о разработке нормативных правовых актов, которые включены в планы законопроектной (нормопроектной) работы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а прокурорами городов, районов - почти 9 тыс. правотворческих предложений, включенных в планы нормопроектной работы органов местного самоуправления [12].
С учетом востребованности указанной функции, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ определены формы ее осуществления, включая правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, участие в деятельности рабочих групп, комитетов и комиссий органов государственной власти, органов местного самоуправления по подготовке таких проектов, их инициативную разработку. К примеру, в 2016 г. прокурорами подготовлено около 861 тыс. заключений на поступившие к ним проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, разработано 22,5 тыс. проектов нормативных правовых актов, принято участие в почти 113 тыс. заседаний комитетов и комиссий, рабочих групп указанных органов власти [12].
Кроме того, конституциями (уставами) 82 субъектов РФ прокурорам субъектов РФ предоставлено право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Уставами муниципальных образований Вологодской, Иркутской, Новгородской областей и целого ряда других субъектов РФ прокуроры городов, районов наделены правом нормотворческой инициативы в представительных органах местного самоуправления. Например, в результате использования прокурорами указанных полномочий в 2016 г. органами государственной власти субъектов РФ приняты 306 нормативных правовых актов, органами местного самоуправления - свыше 18,7 тыс. муниципальных правовых актов. На основе модельных правовых актов, разработанных прокуратурой, в муниципальных образованиях принято почти 7,4 тыс. нормативных правовых актов [12].
Вместе с тем в прокурорской науке и некоторыми прокурорами-практиками задается вопрос, не подменяет ли прокуратура органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц в правотворческой деятельности? Высказывается мнение, что возрастающий объем участия прокуратуры в такой деятельности, не относящейся к основным видам деятельности большинства прокурорских работников, не может не беспокоить, а участие прокуроров в разработке
нормативных правовых актов является их вмешательством в деятельность иных органов государственной власти и органов местного самоуправления [10, с. 12; 7, с. 42]. Поэтому субъекты правотворческой деятельности обязаны принимать соответствующие Конституции и федеральному законодательству нормативные правовые акты, а прокуроры - обеспечивать надзор за законностью правовых актов [9, с. 11; 8, с. 46].
Между тем, по нашему мнению, прокуратура не может довольствоваться устранением нарушения законов в принятых нормативных правовых актах. Нельзя дожидаться противоречия в них конституционным и другим законодательным нормам, целесообразно не допускать их, вместо того чтобы затем устранять с немалыми усилиями. И чем раньше пресечено противоречие Конституции РФ или федеральному законодательству, тем надежнее будут обеспечены верховенство закона, единство и укрепление законности, права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. При этом прокуроры наделены полномочиями, позволяющими обеспечить подобное воздействие на правовое регулирование общественных отношений, которое возможно уже на этапе разработки нормативных правовых актов.
Исключительно важно и то, что участие прокуратура в правотворческой деятельности имеет собственный предмет, отличающийся от предмета правотворческой функции органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, который для последних состоит в правовом урегулировании конкретных общественных отношений социально-экономической, политической, культурной и других областей жизни личности, общества и государства.
Со своей стороны, прокуратура РФ является специализированным государственным органом обеспечения законности. Предмет ее участия в правотворческой деятельности определяется целями обеспечения верховенства Конституции РФ и других законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в процессе и в результате подготовки и принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления и издания должностными лицами нормативных правовых актов. При этом согласно Конституции РФ [1], все органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), в том числе при принятии (издании) нормативных правовых актов. Однако обеспечение законности не является для них основным предметом деятельности в сфере правотворчества. В то же время, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, включая правотворческую деятельность органов представительной и исполнительной власти и их должностных лиц, служит главной целью участия прокуратуры в ней.
В качестве не менее значимой цели участия прокуратуры в правотворческой деятельности выступает защита прав и свобод человека и гражданина. Например, в 2016 г. прокурорами выявлено почти 407,9 тыс. незаконных правовых актов, из которых около 214 тыс. правовых актов (43,7%) нарушали права граждан [11].
Необходимо также сказать, что в правотворческой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц участвуют специализированные субъекты правозащиты: уполномоченные по правам человека [2], уполномоченные по правам ребенка [5] и уполномоченные по защите прав предпринимателей [4]. Однако реализации ими правотворческих полномочий обусловлена защитой прав и свобод определенных категорий граждан или конкретных прав и свобод и связана с совершенными нарушениями их органами государственной власти, органами местного самоуправления или должностными лицами.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности служит предотвращению нарушений и обеспечению прав и свобод всех категорий граждан во всех сферах
правоотношений в ходе правотворчества, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Важной целью осуществления вышеназванной функции прокуратуры является защита в ходе правотворческой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, публичных интересов, т.е. охраняемых законом интересов общества и государства. При этом прокуратура обеспечивает соблюдение нормы-принципа Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Личность и общество имеют взаимные обязанности. Кроме того, реализация общезначимых интересов в настоящее время осуществляется преимущественно государством, которое воплощает их в жизнь посредством правотворческой деятельности.
Прокуратура, участвуя в правотворческой деятельности, выполняет также роль компенсаторного государственного механизма в обеспечении своевременного и эффективного правового регулирования общественных отношений. Практика свидетельствует, что органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица нередко проявляют бездействие в разработке и принятии (издании) нормативных правовых актов во исполнение положений Конституции РФ и законов, зачастую обусловленное узковедомственными, местническими и подобными мотивами.
В ситуации бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, на которых федеральным законодательством возложено принятие нормативных правовых актов, возникает необходимость применения прокуратурой мер по преодолению подобного бездействия. Напомним при этом, что органы юстиции уполномочены участвовать в правотворческой деятельности преимущественно органов исполнительной власти [6], а прокуратура не ограничена в этой деятельности рамками исполнительной власти.
Добавим к сказанному, что в ходе проведенного в 2016 году Академией Генеральной прокуратуры РФ опроса 710 прокурорских работников прокуратур субъектов РФ, прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур Иркутской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга и Хабаровского края, 74,7% из них на вопрос, представляет ли собой установление в Законе о прокуратуре функции участия в правотворческой деятельности, либо практика ее реализации подмену органов государственной власти или органов местного самоуправления в указанной деятельности, ответили отрицательно.
Поэтому представляется, что установленное Законом о прокуратуре ее участие в правотворческой деятельности не подменяет органы государственной власти, органы местного самоуправления или их должностных лиц в осуществлении правотворческой функции. Оно является дополнительной гарантией обеспечения в условиях правового государства верховенства Конституции РФ и других законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в ходе правотворчества.
Литература и источники
1. Конституция РФ / Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ / СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1. / СЗ РФ.
4. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ / СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
5. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.
6. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: утверждено указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313// СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
7. Амирбеков К. К вопросу о подмене органами прокуратуры иных государственных органов // Законность. - 2015. - № 9.
8. Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. - 2006. - № 4.
9. Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления // Законность. -2003.- № 9.
10. Мыцыков А. Смысл реформ - повышение эффективности надзора // Законность. - 2007. - №1.
11. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Статистический отчет по форме ОН за январь - декабрь 2016 г. URL: \\8рагк\статистика (дата обращения: 10.02.2017).
12. Сведения о работе прокурора по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Сводный отчет по Российской Федерации по форме НПА за январь - декабрь 2016 г. / URL: \\8рагк\статистика (дата обращения: 10.02.2017).
ЖИДКИХ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ. ZHIDKIKH, ANATOLY A. - Ph.D., Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of the Academy of General Prosecutor's Office ([email protected]).
УДК 347.965.4:343.132
ТАРАСОВ А.В., ХАНАХОК Б.А. ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Ключевые слова: адвокат, следственные действия, сбор доказательств, противодействие расследованию, конфликтное взаимодействие, тактические задачи, тактические решения.
В статье затронуты некоторые проблемные аспекты тактико-криминалистической деятельности адвоката при проведении следственных действий. Отмечены законодательные пробелы данной деятельности и предложены пути их устранения. Также рассмотрены проблемы взаимодействия адвоката и работников следствия и дознания при проведении следственных действий.
TARASOV, A.V., HANAHOK, B.A. TACTICAL FORENSIC FEATURES ACTIVITY OF THE LAWYER IN THE COURSE
OF INVESTIGATIVE ACTIONS
Keywords: lawyer, investigations, gathering evidence, countering the investigation, conflict interaction, tactical missions, tactical decisions.
The article raised some problematic aspects of the tactical and forensic activity of the lawyer during the investigation. Noted legislative gaps of the activity and the ways of their elimination. Also discussed issues of interaction and lawyer investigation and inquiry of employees during the investigation.
Адвокат является одним из главных субъектов уголовного процесса и наделен достаточно большим комплексом процессуальных прав, позволяющих ему оказывать непосредственное влияние на ход процесса. При осуществлении своей деятельности адвокат вправе использовать различные криминалистические и организационные средства и методы, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Одним из важнейших направлений деятельности адвоката является участие при проведении следственных действий. Спектр правомочий адвоката и его роль при проведении следственных действий не раз становились предметом исследования представителей