Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ'

СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ОБЛАДАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / SUBJECTS OF THE RIGHT TO A COMMERCIAL SECRET / COMMERCIAL SECRET / INFORMATION OWNER / USER OF INFORMATION / CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF THE RIGHT TO A COMMERCIAL SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрашитов А.Р., Котовщикова М.В.

Статья посвящена вопросам субъектного состава права на коммерческую тайну. Раскрыто понятие субъекта права на коммерческую тайну, рассмотрена классификация субъектов права на коммерческую тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF RIGHT TO COMMERCIAL SECRET

The article is devoted to the issues of the subject composition of the right to a commercial secret. The concept of a subject of the right to a commercial secret is disclosed, the classification of subjects of the right to a commercial secret is considered.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ»

УДК 347.775:343.533

Абдрашитов А.Р. студент магистратуры кафедры гражданского права и процесса

Института права Челябинский государственный университет

Россия, г. Челябинск

Научный руководитель: Котовщикова М.В., кандидат юридических наук

доцент кафедры гражданского права и процесса Института права Челябинского государственного университета Россия, г. Челябинск СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ Аннотация: Статья посвящена вопросам субъектного состава права на коммерческую тайну. Раскрыто понятие субъекта права на коммерческую тайну, рассмотрена классификация субъектов права на коммерческую тайну.

Ключевые слова: субъекты права на коммерческую тайну, коммерческая тайна, обладатель информации, пользователь информации, классификация субъектов права на коммерческую тайну.

Abdrashitov A.R. master's student of the department of civil law and process

Institute of Law, Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk Supervisor: Kotovshchikova M. V.

Candidate of Juridical Sciences Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

Institute of Law, Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk SUBJECTS OF RIGHT TO COMMERCIAL SECRET Annotation: The article is devoted to the issues of the subject composition of the right to a commercial secret. The concept of a subject of the right to a commercial secret is disclosed, the classification of subjects of the right to a commercial secret is considered.

Keywords: subjects of the right to a commercial secret, a commercial secret, information owner, user of information, classification of subjects of the right to a commercial secret.

Под субъектом права следует понимать физическое или юридическое лицо, за которыми государство признает способность быть носителями

субъективных прав и юридических обязанностей. Ряд авторов понятие «субъект права» чаще отождествляют с термином «субъект» или «участник правоотношений». «Носители субъективных прав» в дореволюционным период признавались «субъектами права». Так, Г.Ф. Шершеневич употребляет слово «субъект» в двойном значении. Субъект как носитель права и субъект как носитель обязанности [1].

Субъектом права «называется всякий» отмечает E.H. Трубецкой [2], кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет.

Юридическое качество, или свойство, быть субъектом права и правоотношений не может быть естественным свойством человека, а есть создание объективного права [1]. Если бы государство не определило понятие «правосубъектность», круг субъектов права не расширился бы от граждан до иностранцев, от физических до юридических лиц. Именно равенство в правосубъектности позволяет лицам, участвующим в гражданско-правовых отношениях стать носителем субъективного права и (или) юридической обязанности.

Качество субъектов права - носителей основных прав и свобод человек нельзя приобрести «естественным путем», оно не принадлежит каждому от рождения, только законом можно установить и признать особое юридическое качество или свойство которое позволяет лицу или организации стать субъектом права. Это качество или свойство называется правосубъектностью. Ее невозможно произвольно установить, изменить или отменить. Правосубъектность не зависит от воли и желания лиц. Она возникает, изменяется или прекращается исключительно на основании закона, т.е. посредством объективного права [3].

Общепризнанным является отнесение граждан и юридических лиц, в том числе иностранных, а также государства к субъектам информационных отношений, которые воздействуют друг на друга в сфере обращения информации. В.А. Копылов выделяет создателей или производителей информации, обладателей и потребителей информации. Каждый из них имеет свой объем правомочий на получение, использование и передачу информации. Однако субъектами права на коммерческую тайну могут быть не любые лица. Среди специалистов нет единства по вопросу определения статуса субъекта коммерческой тайны [4].

Выделяется две проблемы, одна из которых связана с профессиональной деятельностью субъекта, его принадлежностью к предпринимателям, а вторая - касается обозначения субъекта как обладателя этой тайны, т.е. возникновение права у лица, обладающего высшим статусом на предприятии, на защиту информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяется, что коммерческой тайной являются сведения, представляющие коммерческую ценность для предпринимателей. Следовательно, субъектами права на коммерческую тайну могут быть

лица, которые профессионально занимаются предпринимательской деятельностью [5] и их правопреемники. При этом, как подчеркивает А.П. Сергеев, «граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей или в своем обычном качестве, равно как и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка, правом на коммерческую тайну не пользуются» [6].

Субъектами предпринимательства и, соответственно, обладателями прав на коммерческую тайну могут быть физические (работники в силу своих трудовых отношений с ее обладателем) и юридические лица.

В ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее - Закон о коммерческой тайне) [7] дается определение «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну», под которым понимается «лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны». Закон о коммерческой тайне и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) [8] не содержит указания на субъективную принадлежность лиц, имеющих право на коммерческую тайну. Представляется, что Закон о коммерческой тайне призван защищать права лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а не любых лиц (п. 4 ст. 3). Такой же вывод следует из анализа ст. 1465 ГК РФ, в которой условием предоставления охраны является «коммерческая ценность» информации, что подтверждает использование информации в предпринимательской деятельности.

В литературе по-разному обосновывается вывод о том, что субъектами права на коммерческую тайну являются исключительно предприниматели.

А.А. Кузьмин считает, что «коммерческая тайна как защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от предприятия» [9]. При этом автор сознательно исключает индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к ним применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Представляется, что нет препятствий к тому, чтобы признать их субъектами права на коммерческую тайну, тем более что в ст. 10 Закона о коммерческой тайне содержится упоминание о принятии данными лицами мер по охране конфиденциальности информации.

Другие исследователи полагают, что «собственником коммерческой тайны можно считать любой хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, потому что именно юридическое лицо вправе создавать режим коммерческой тайны» [10]. С таким утверждением можно согласиться в части коммерческих организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК

РФ могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Что касается некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (п. 4 ст. 50 ГК РФ), то закон запрещает им заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли (ст. 121 ГК РФ, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому они не могут быть субъектами права на коммерческую тайну.

Учитывая, что определение правового положения лица имеет значение для выбора способа защиты информации в случае нарушения права доступа к ней, необходимо сделать вывод, что субъектами коммерческой тайны могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

В литературе используется различная терминология для обозначения субъекта прав на информацию, составляющую коммерческую тайну. Кроме лиц занимающихся предпринимательской деятельностью, которые признаются субъектами-обладателями коммерческой тайны, выделяются и другие субъекты.

В.Н. Лопатин выделяет «владельцев» коммерческой тайны, имеющих монопольное право на такую информацию, а также «конфидентов» коммерческой тайны, т.е. лиц, которым на основании договора либо закона стала известной коммерческая тайна (органы государственной власти, адвокаты, нотариусы, кредитные организации, транспортные компании и т.д.) [11]. О.А. Городов акцентирует внимание на хранителе коммерческой тайны, наделяя его полномочиями владельца такой информации [12]. М.В. Беляев различает обладателя и владельца коммерческой тайны и считает, что «правильнее было бы говорить не об обладателях, а о владельцах коммерческой тайны» [13].

Конфиденты не обладают фактической монополией на информацию, для них коммерческая тайна выступает вторичной, переданной ее первичным владельцем. Действия таких субъектов связаны с выполнением служебных обязанностей, включая обеспечение режима конфиденциальности информации.

В Законе о коммерческой тайне (п. 4 ст. 3) дается легальное определение субъекта - обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Однако не все с ним согласны. Г.В. Отнюкова и А.И. Алексенцев используют для определения субъекта термин владелец, либо собственник информации [14]. В.А. Дозорцев употребляет термин правообладатель [15]. В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев и др. используют обозначение, применяемое в ГК РФ: обладатель информации, составляющей коммерческую тайну [6].

Представляется, что такой подход неоправданно увеличивает количество субъектов и усложняет процедуру защиты прав на коммерческую тайну в связи с неопределенностью правового положения отдельных из них. Использование терминов «собственник» и «владелец»

информации вряд ли является правильным, поскольку информация -нематериальный объект на который невозможно распространить права собственности. Поэтому в ГК РФ и других законах для обозначения субъекта, имеющего право на установление режима коммерческой тайны, правильно используется термин «обладатель», что позволяет четко определить правовой статус субъекта, его место и роль в правовой защите коммерческой тайны.

На основании вышеизложенного, в целях правильного выбора способа защиты нарушенных прав на коммерческую тайну и определения правового положения предлагается различать четыре вида субъектов:

1. Обладатели коммерческой тайны: кто создает, владеет, пользуется, распоряжается, ограничивает, передает третьим лицам конфиденциальную информацию.

2. Пользователи, т.е. работники, которые являются носителями информации, составляющей коммерческую тайну, в силу своих трудовых отношений с ее обладателем.

3. Контрагенты, иными словами одна из сторон гражданского-правового договора, которым в силу договора стала известна коммерческая тайна. Это продавцы и покупатели, залогодатели и залогодержатели, кредиторы и поручители, поставщики, перевозчики и т.д.

4. Органы государственной власти, которым, по мотивированному обращению предприятия, банки, кредитные, транспортные и иные организации передали информацию, составляющую коммерческую тайну, необходимую для исполнения первыми возложенных задач и функций.

Ранжирование лиц в таком порядке обусловлено тем, что в силу закона только обладатели имеют право признавать информацию коммерческой тайной и требовать возмещения убытков в судебном порядке, причиненных в случае ее разглашения, несанкционированного доступа или кражи. Иные лица, так или иначе получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обязаны выполнять возложенные на них обладателем обязательства по сохранению конфиденциальности полученной информации.

Использованные источники:

1. Шершеневич, Г.Ф. Курс торгового права в 4-х томах. Т.2. [Текст] / Г.Ф. Шершеневич // СПб. - 1908. - С. 101-103.

2. Трубецкой, E.H. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах, Т. 9. [Текст] / Е.Н. Трубецкой // Москва. - 1994. С. 271-274.

3. Суханов, Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 1. Общая часть [Текст]: Учебник для вузов / Е.А. Суханов // М.: Волтерс Клувер. - 2004. С. 125 -127.

4. Снытников A.A. Информация как объект гражданских правовых отношений [Текст]: автореф. дисс. канд. юрид. наук. / А.А. Сытников -Тверь-СПб., 2000, - 21 с.

5. Сергеев, А.П. Гражданское право. Том 3 [Текст]/ А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого // Москва. - 2007. С. 279

6. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/645494/ (дата обращения 01.04.2019)

7. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.04.2018 № 86-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 23.05.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. Ст. 2457.

9. Кузьмин, А.А. Правовая защита коммерческой тайны [Текст] / А.А. Кузьмин // Правоведение. - 1992. № 5. С. 49.

10. Плаксин, В.А. Макогон Ю.В. Коммерческая тайна: правовые проблемы [Текст] / В.А. Плаксин // Государство и право. 1992. № 8. С. 76.

11. Лопатин, В.Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны [Текст] // Законодательство. 1998. № 11. С. 78 - 79

12. Городов, О.А. Интеллектуальная собственность предпринимателя / Коммерческое право. В 2 ч. [Текст]:Учебник / В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлева // М.: Юрист. - 2004. С. 287.

13. Беляев, М.В. Субъекты права на коммерческую тайну: проблемы правового статуса. [Текст] / М.В. Беляев // Информационное право № 3, -2005. С. 122.

14. Отнюкова, Г. Коммерческая тайна [Текст] / Г. Отнюкова // Закон. - 1998. № 2. С. 57

15. Дозорцев, В.А. Информация как объект исключительного права [Текст] / В.А. Дозорцев //Дело и право. 1996. № 4. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.