Научная статья на тему 'Формирование механизма защиты прав на коммерческую тайну'

Формирование механизма защиты прав на коммерческую тайну Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / COMMERCIAL SECRET / НОУ-ХАУ / KNOW-HOW / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / OBJECTS AND SUBJECTS OF THE RIGHT FOR COMMERCIAL SECRET / НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / VIOLATION OF THE RIGHT FOR COMMERCIAL SECRET / САМОЗАЩИТА / SELF-DEFENSE / МЕРЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PROPERTY TORT / ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Северин Р.В.

Проблема защиты прав на коммерческую тайну представляет научный и практический интерес. В статье рассматриваются мало исследованные вопросы об объекте защиты и о процессе защиты нарушенных прав коммерческих организаций. Автор выделяет пять групп признаков, которые позволяют раскрыть механизм защиты прав на коммерческую тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mechanism of legal protection of rights for commercial secret

The protection of rights for commercial secret is of scientific and practical interest. The article deals with little explored questions about the object and the process of protection the violated rights of commercial entities. The author identifies five groups of features that allow to reveal the mechanism of protection of commercial secret.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма защиты прав на коммерческую тайну»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 3

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Р.В.Северин, аспирант кафедры коммерческого права и основ правоведения

юридического факультета МГУ*

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

Проблема защиты прав на коммерческую тайну представляет научный и практический интерес. В статье рассматриваются мало исследованные вопросы об объекте защиты и о процессе защиты нарушенных прав коммерческих организаций. Автор выделяет пять групп признаков, которые позволяют раскрыть механизм защиты прав на коммерческую тайну.

Ключевые слова: коммерческая тайна; ноу-хау; объект и субъекты права на коммерческую тайну; нарушение права на коммерческую тайну; самозащита; меры имущественной ответственности; возмещение убытков.

The protection of rights for commercial secret is of scientific and practical interest. The article deals with little explored questions about the object and the process of protection the violated rights of commercial entities. The author identifies five groups of features that allow to reveal the mechanism of protection of commercial secret.

Keywords: commercial secret; know-how; objects and subjects of the right for commercial secret; violation of the right for commercial secret; self-defense; property tort; compensation.

Словосочетание «механизм защиты коммерческой тайны» закрепилось в практической деятельности предприятий, а также стало предметом обсуждения в научной среде с момента принятия Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I «О предприятиях в СССР» (ст. 33)1. В настоящее время, когда действует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о КТ)2, это понятие широко применяется коммерческими организациями в информационной сфере и относится к числу важнейших для обеспечения экономических интересов хозяйствующих субъектов. Во многих публикациях, посвященных исследованию проблем коммерческой тайны3, упор делается на организационно-управленческие, техниче-

* roman.s_06@mail.ru

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 25. Ст. 460.

2 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283; 2006. № 6. Ст. 636.

ские, административные, уголовно-правовые и иные аспекты защиты прав на информацию и не уделяется должного внимания гражданско-правовым вопросам их обеспечения. Между тем юристами, как показывает анализ правовой практики, защита коммерческой тайны воспринимается через призму гражданско-правовых средств.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично. Это происходит потому, что предлагаемый в гл. 75 части четвертой ГК РФ и Законе о КТ механизм защиты прав на коммерческую тайну еще недостаточно разработан применительно к российским условиям и не отвечает потребностям правовой практики, не в полной мере гарантирует защиту субъективных прав и интересов хозяйствующих субъектов в данной сфере. В силу несовершенства действующего механизма отмечается незначительное число обращений правообладателей, чьи права нарушены, в арбитражные суды с исками о возмещении убытков, причиненных разглашением охраняемых сведений, и отсутствие у них практических навыков применения других способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Следовательно, вопросы формирования механизма защиты коммерческой тайны, в центре которого находится осуществление субъективного права на такую тайну и способы его защиты, требуют научного осмысления.

Изучение механизма защиты коммерческой тайны в гражданском обороте охватывает две группы проблем, тесно связанных между собой. Первая группа проблем связана с разработкой и обоснованием методологии исследования механизма защиты коммерческой тайны, особенностями подхода к его изучению и отграничением от смежных проблем защиты традиционных исключительных прав. Изучение и анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что существует три основных правовых области защиты интеллектуальной собственности в рамках частного права: авторское право, патентное право и коммерческая тайна4. Сравнительная характеристика названных объектов с применением критериев их оценки позволяет судить о наличии существенных различий в методах защиты информации.

3 См.: Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М.,1996. С.214—224; Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001. С. 183—218; Пономарева Е.Е. Коммерческая тайна в инновационном предпринимательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2002; Злобин В.В. Субъективное гражданское право и экономическая безопасность частных предпринимателей: Автореф. дис. ... кан,д. юрид. наук. М., 2003; Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004; Паршуков М.И. Формирование правового института коммерческой тайны в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид.наук. Екатеринбург, 2007; и др.

Говоря о различиях между авторским правом и коммерческой тайной, важно подчеркнуть, что авторское право защищает только форму выражения идеи автором, в то время как коммерческая тайна относится непосредственно к их содержанию. На содержательный объект коммерческой тайны, который «представляет собой результат коллективных последовательных усилий разных лиц в течение продолжительного времени»5, не может быть авторства. В данном случае мы имеем дело, как подчеркивал В.А. Дозорцев6, не с новым решением, а с опытом, знаниями и навыками, которые накоплены годами. Такой подход нашел закрепление в части четвертой ГК РФ: в ст. 1257 ГК РФ раскрывается понятие «автор произведения», которое отличается от понятия «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну» (п. 4 ст. 3 Закона о КТ). Назначение норм авторского права четко определено ГК РФ: они защищают от копирования кем-либо и незаконного использования информации без ссылок на автора произведения, открыто опубликованного в печати, к которому не ограничен доступ. На практике с помощью норм авторского права можно восстановить авторские права и взыскать причиненные нарушением убытки. Защита информации с помощью института коммерческой тайны совсем иная и построена, как верно отмечает А.Е. Шерстобитов, на праве определения самим правообладателем особого режима доступа к секрету производства, который непосредственно связан с конфиденциальностью информации7, не предназначенной для публичного ознакомления.

В наибольшей степени различия проявляются при использовании таких способов защиты, как патентное право и коммерческая тайна. Объектом защиты патентного права (ст. 1349 ГК РФ) является специфический и четко определенный предмет (устройство машины, конструкция изделия, технология процесса и т.д.), а коммерческой тайны — более широкий круг сведений любого характера (п. 2 ст. 3 Закона о КТ), имеющих коммерческую ценность.

Законом сформулированы различные требования, предъявляемые к информации, которую необходимо защищать. Патентным правом определены условия патентоспособности, которым должна отвечать информация, а именно: она должна быть промышленно применимой,

4 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2006. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 32—51; Зенин И.А. Гражданское право: Учебник. М., 2008. С. 308—319; Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность: законодательство и практика его применения. М., 1997; и др.

5 Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестн. Высшего арбитражного суда РФ. 2001. № 7. С. 110.

6 Там же.

7 См.: Шерстобитов А.Е. Исключительное право на секрет производства («ноу-хау») // Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства: Сб. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008. С. 102-103.

новой и неочевидной. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна представлять коммерческую ценность, не должна быть общеизвестной и общедоступной, к ней не предъявляются требования новизны. Отсюда вытекают различные требования, предъявляемые к определению информации, защищаемой патентным правом и институтом коммерческой тайны. Применительно к информации, которая включается в заявку на выдачу патента на изобретение или полезную модель либо промышленный образец, четко определен состав документированной информации и объем сведений, необходимых для раскрытия формулы изобретения или полезной модели либо описания промышленного образца (ст. 1375 — 1377 ГК РФ). Закон обязывает публиковать такие сведения (ст. 1385, 1394 ГК РФ). Опубликование сведений, составляющих коммерческую тайну, ограниченно, находится под контролем правообладателя и определяется им самостоятельно. Порой это сделать непросто с учетом широкого диапазона хозяйственной деятельности.

Автору изобретения полезной модели или промышленного образца принадлежат исключительное право и право авторства (ст. 1345 ГК РФ). Срок действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности определен Кодексом (ст. 1230, 1363 ГК РФ), а авторство охраняется бессрочно (ст. 1228 ГК РФ). В то же время срок охраны права на коммерческую тайну неограничен и зависит от усмотрения правообладателя до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений. Это положение напрямую касается регулирования исключительного права на секрет производства (ст. 1467 ГК РФ) и по аналогии — категории коммерческой тайны. Кроме того, законом установлен обязательный порядок государственной регистрации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (ст. 1353 ГК РФ), который не предусмотрен в отношении коммерческой тайны.

Имеются особенности определения стоимости защиты информации. Получение патента на изобретение, в отличие от коммерческой тайны, предполагает взимание патентных и иных пошлин, в то время как приобретение права на коммерческую тайну требует установления режима, что связано с затратами для организации: главное, чтобы они не превышали стоимости самой информации.

Вторая группа проблем связана с уяснением внутренней структуры механизма защиты коммерческой тайны, включающей элементы реализации гражданских прав и исполнения обязанностей на отдельных стадиях (этапах) защиты нарушенных прав. Такой подход к изучению механизма защиты коммерческой тайны представляется перспективным и малоисследованным в науке частного права. В современный период хозяйствующие субъекты используют различные механизмы обеспечения своей безопасности. Это — применение норм законодательства и корпоративных актов по защите коммерческих секретов;

создание специальных подразделений, занятых защитой информации; определение направлений безопасности бизнеса и его обеспечение, в том числе с помощью гражданско-правовых средств.

Названные элементы защиты тесно связаны между собой. Коммерческая организация может разработать совершенные правила, касающиеся порядка обращения с конфиденциальными документами, но при отсутствии правовой возможности на совершение собственных фактических действий (самозащита) либо на обращение к помощи государства в случае нарушения права на такую тайну вряд ли сможет эффективно защитить свои интересы. Этого нельзя достичь и в отсутствие юристов-профессионалов, которые призваны защищать права организации на ценную информацию, а при необходимости — взыскивать убытки от ее разглашения. Для достижения целей гражданско-правовой защиты важно выявить механизм этой работы.

Обсуждение вопросов гражданско-правовой защиты информации в научной среде началось после появления в России первых кооперативов и совместных предприятий. Эта работа активизировалась в период принятия Закона о коммерческой тайне и части четвертой ГК РФ, а также судебной практики их применения. Предметом дискуссий были право на коммерческую тайну (КТ) и пределы его осуществления (определение объекта секрета производства (ноу-хау) и информации, составляющей КТ); правовой статус субъектов и их правомочия по поводу КТ; установление и обеспечение режима КТ; способы защиты нарушенного права на КТ8.

В числе названных вопросов проблеме защиты субъективных гражданских прав на коммерческую тайну, как представляется, не было уделено должного внимания, что не могло не отразиться на отсутствии в гражданском законодательстве идеальной модели механизма защиты прав в данной области. По нашему мнению, цель выработки механизма защиты гражданских прав на коммерческую тайну состоит в обеспечении с помощью последовательно организованных правовых средств гарантированной защиты субъективных прав и интересов правообладателей, имеющих в своем пользовании и распоряжении такую информацию. При формировании механизма первоочередное внимание следует уделить изучению факторов, влияющих на выбор оптимальных способов защиты нарушенных прав на коммерческую тайну с учетом особенностей корпоративных, трудовых и договорных отношений, а также публично-правовых отношений с государственными органами в этой области. Речь идет о праве на коммерческую тайну и способах его защиты в зависимости от вида нарушения и результата, который предполагается получить после применения того или иного

8 См.: Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; и др.

способа защиты; о деятельности организаций по защите нарушенного права на коммерческую тайну (самозащита, меры оперативного воздействия); о мерах, реализуемых в судебном или административном порядке; о мерах имущественной ответственности за нарушение права на коммерческую тайну; о методике возмещения убытков от нарушения права на коммерческую тайну.

Это сложные и пока еще недостаточно исследованные вопросы, среди которых доминирующее место занимает право на коммерческую тайну как объект защиты и процесс защиты нарушенных прав коммерческих организаций (способы защиты). Общетеоретические проблемы защиты гражданских прав достаточно полно исследованы в юридической науке. Усилиями многих ученых была сформирована общая концепция защиты гражданских прав участников экономического оборота9. Существенный вклад в ее разработку внес В.П. Грибанов10, который обосновал само понятие «право на защиту», разработал учение о субъективных правах и осуществлении управомоченным лицом права на защиту, получившими в дальнейшем развернутое освещение в монографиях11. Доктриной право на защиту рассматривается как составная часть всякого субъективного гражданского права наряду с правом на собственные действия и правом требования определенного поведения от обязанных лиц12. При этом субъективное право на защиту определяется как «юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право»13. Данное право применительно к объекту коммерческой тайны появляется у обладателя лишь в момент его нарушения и реализуется в рамках охранительного гражданского правоотношения.

В литературе предложены различные подходы к анализу процесса защиты нарушенных прав, которые могут быть использованы при фор-

9 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 104— 117 (Классика российской цивилистики); Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984; Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996; Гражданское право: В 2 т. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т. 1. С. 409; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: первая. Общие положения. М., 2005. С. 773; Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008; и др.

10 См.: Грибанов В.П. Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970.

11 См.: Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб., 1997; Рож-кова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М., 2006; Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009; и др.

12 Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник /Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2004. С. 556-563.

13 Там же. С. 556.

мировании механизма защиты коммерческой тайны. В одном случае процесс защиты нарушенных прав на коммерческую тайну может быть представлен как последовательность определенных стадий. Интересной в этом плане является классификация, предложенная М.И. Клеанд-ровым, который обосновывает существование пяти стадий14. По мнению ученого, «первая стадия — возникновение хозяйственного конфликта во взаимоотношениях двух хозяйствующих субъектов, при котором одному из них наносится имущественный ущерб или создается препятствие для нормальной хозяйственной деятельности. Вторая стадия — фиксация потерпевшим хозяйствующим субъектом в надлежащем порядке этого ущерба или препятствия, ненадлежащего действия (или бездействия) другого субъекта (как контрагента по договору, так и во внедоговорных отношениях), причинной связи между ущербом и действиями (бездействием) контрагента. Третья стадия состоит из двух вариантов: а) оперативная (бесспорная) защита нарушенных прав и законных интересов всеми дозволенными, основанными на предоставленном нормативными актами праве способами, что приводит к урегулированию хозяйственного конфликта: возмещению ущерба, ... устранению препятствий.; б) при невозможности разрешения конфликта на предыдущей стадии — урегулирование конфликта в претензионном порядке. Четвертая стадия — принудительная защита нарушенных прав и законных интересов хозяйственного органа путем обращений в управомоченный орган. Пятая стадия — исполнительное производство по вынесенному на четвертой стадии решению»15.

Другие исследователи предлагают иное обозначение стадий16, содержательно выстраивая их по аналогии со структурой механизма правового регулирования17, и включают следующие элементы: юридические нормы, регулирующие общественные отношения в разрешении конфликта; правоотношения, в рамках которых осуществляются способы защиты субъективных прав; акты реализации прав и обязанностей в разрешении конфликта18.

Во втором случае процесс защиты нарушенных прав на коммерческую тайну может быть рассмотрен на основании теории правовых средств, разработанной Б.И. Путинским19, где способы защиты нарушенных

14 См.: Клеандров М.И. Стадии защиты нарушенных хозяйственных прав // XXVI съезд КПСС и правовые вопросы совершенствования хозяйственного механизма: Сб. статей. М., 1982. С. 72-76.

15 Там же. С. 73.

16 См.: Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. С. 6-14; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 620-635; и др.

17 См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 106-182.

18 См.: Бутнев В.В. Указ. соч. С. 9.

19 См.: ПугинскийБ.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1985. С. 15-17.

хозяйственных прав представлены как важнейшая часть механизма решения экономико-социальных задач, стоящих перед участниками гражданского оборота20. Специфика защиты нарушенных прав в области коммерческой тайны обусловлена правовой природой информации как объекта защиты, действием условия конфиденциальности после установления режима коммерческой тайны, особенностями нарушений права на доступ к информации, которые обусловливают применение тех или иных способов защиты. Исходя из названных соображений понятие «механизм защиты нарушенных прав на коммерческую тайну» можно определить как совокупность признаков, сгруппировав их следующим образом:

Во-первых, признаки, позволяющие хозяйствующим субъектам в соответствии с законом и по своему усмотрению определить объект коммерческой тайны с учетом своих экономических интересов, обусловленных правоотношениями с учредителями (акционерами), контрагентами, конкурентами и государством по поводу получения, использования и распоряжения информацией, составляющей коммерческую тайну, и необходимостью доказывания своего права на такую тайну в случае его нарушения.

Данная группа признаков позволяет раскрыть объект защиты через определение понятия и свойств информации, составляющей коммерческую тайну, и характеристики ее как особого вида товара. В основе права на коммерческую тайну всегда лежит экономический интерес, связанный с получением прибыли или достижением других целей материального характера для удовлетворения. Моделирование объекта коммерческой тайны на базе соотношения понятий «коммерческая тайна» и «секрет производства (ноу-хау)» позволяет выделить признаки коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности, что важно в связи с неоднозначным пониманием данного объекта на практике. Право на информацию, составляющую коммерческую тайну, всегда принадлежит конкретному обладателю — субъекту, имеет своим юридическим основанием время установления в отношении конкретных сведений режима коммерческой тайны. Нарушение монополии на информацию вынуждает правообладателя самостоятельно применять способы защиты, предусмотренные законом или условиями договора, либо обратиться за помощью в государственные органы. При этом нужно иметь в виду, что объект защиты многозначен в своих проявлениях. Он может быть представлен как правовая конструкция в различных отраслях права, что должно быть учтено при формировании механизма гражданско-правовой защиты коммерческой тайны. Такой подход в связи с вступлением в силу части четвертой ГК РФ (глава 75) будет способствовать единообраз-

20 См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 91-93.

ному пониманию коммерческой тайны и установлению правопорядка в этой области.

Во-вторых, признаки, определяющие требования к субъектам права на коммерческую тайну и осуществлению ими своих правомочий; раскрывающие особенности первоначального и вторичного получения субъектом права на информацию, составляющую коммерческую тайну и секрет производства (ноу-хау); имеющие значение для выбора способов защиты коммерческой тайны.

Субъектами права на коммерческую тайну являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые выделяют из общего информационного массива информацию, представляющую, по их мнению, коммерческую ценность, а также их правопреемники. По общему правилу, только сама организация или ее представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных прав на коммерческую тайну. Права на информацию, составляющую коммерческую тайну, созданную (полученную) несколькими организациями, могут защищаться ими сообща или каждой из них в отдельности. После реорганизации субъекта требования, вытекающие из нарушения его права на коммерческую тайну, могут быть заявлены правопреемником. Нарушения, затрагивающие имущественные права правопреемника, связанные с распоряжением или использованием информации, составляющей коммерческую тайну, дают последним право на защиту своих интересов с применением мер имущественной ответственности.

В-третьих, признаки, раскрывающие понятие «режим коммерческой тайны» и содержание мер по его установлению; связанные прежде всего с определением критериев отнесения информации к категории коммерческой тайны и разработкой разрешительной системы доступа лиц к такой информации, что имеет основополагающее значение в случае возникновения конфликта по поводу объекта защиты и необходимости доказывания обладателем в суде своего права на коммерческую тайну. Для того чтобы выделенная организацией информация юридически стала объектом защиты, закон предусматривает установление в отношении такой информации режима коммерческой тайны. С этого момента правообладатель вправе самостоятельно защищать свои права либо обратиться за помощью к государственным органам.

В-четвертых, признаки, определяющие понятие «нарушения права на коммерческую тайну» и их виды в зависимости от возникновения правовых отношений, предоставленных субъектам прав и исполнения ими обязанностей.

Нарушителем права на коммерческую тайну может быть любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требования Закона о КТ и иных правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Это могут быть акционеры (участники) в корпоративных отношениях, наемные работники в трудовых отношениях, конку-

ренты и иные лица, ведущие промышленный шпионаж, контрагенты в договорных отношениях, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления в административных правоотношениях. Чаще всего нарушителями права на коммерческую тайну являются наемные работники, которые допускают незаконное использование или разглашение информации.

Нарушителями права на коммерческую тайну нередко оказываются несколько организаций, действия которых по незаконному получению, передаче и использованию информации образуют самостоятельные правонарушения. При этом незнание отдельных пользователей того, что они имеют дело с незаконно полученной информацией, может свидетельствовать об их невиновности, но не исключает факт нарушения права на коммерческую тайну другими лицами. Учет данного обстоятельства в предпринимательской практике представляется важным для укрепления правопорядка в данной сфере. Организации должны быть поставлены в такие правовые условия, при которых они не смогут относиться безразлично к тому, от кого и какая информация к ним поступает. Думается, что бремя ответственности перед потерпевшими заставит организации внимательнее относиться к выбору деловых партнеров при заключении договора передачи секрета производства («ноу-хау») и коммерческой информации.

В-пятых, признаки, раскрывающие содержание способов самозащиты, мер оперативного воздействия и мер имущественной ответственности за нарушение права на коммерческую тайну; алгоритм разработки методики возмещения убытков от нарушения права в данной области.

Специфика защиты права на коммерческую тайну в корпоративных, трудовых и договорных отношениях обусловлена наличием режима коммерческой тайны при обороте такой информации. Используемые правовые средства проявляются в мерах самозащиты, осуществляемых организациями при нарушении режима коммерческой тайны, либо обращении в государственные органы для защиты нарушенных прав на коммерческую тайну. Изучение судебной практики показывает, что ответственность и объем компенсации за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны с упущенной выгодой и реже — с реальным ущербом. За разглашение коммерческой тайны к нарушителю чаще всего применяются меры гражданско-правовой ответственности, реже — меры материальной и административной ответственности и очень редко — меры уголовной ответственности.

Нарушение права на коммерческую тайну может произойти в договорных и внедоговорных отношениях. Если нарушены условия договора об отчуждении исключительного права на секрет производства либо лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства, то применяются санкции, предусмотренные до-

говором. Кроме того, к договорам, урегулированным ст. 1468 и 1469 ГК РФ, применимы нормы об ответственности за нарушение обязательств (ст. 393-406 ГК РФ). Если нарушением права на коммерческую тайну ее обладателю причинены убытки, лицо, незаконным методом получившее информацию, должно эти убытки возместить. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

При внедоговорном нарушении такого права, а также в случае, если в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может прибегнуть к тем способам защиты, которые установлены законодательством. В частности, поскольку нарушение этих прав является деликтом, применимы нормы общих положений о возмещении вреда (ст. 1064-1083 ГК РФ) и защите гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели прав на коммерческую тайну приобрели их с нарушением установленного порядка или осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу, либо допускают злоупотребление ими в иной форме.

При формировании механизма защиты прав на коммерческую тайну нужно исходить из того, что могут быть использованы традиционно выделяемые в литературе две формы защиты гражданских прав: неюрисдикционная и юрисдикционная. Первая форма включает способы самозащиты и меры оперативного воздействия, имеющие различия. Способы самозащиты нарушенного права на коммерческую тайну должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Самозащита не должна превращаться в самоуправство. Вместе с тем совершение таких действий, как выведение из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами с целью получения информации, и дезинформация лиц, незаконно получивших конфиденциальные сведения с целью нейтрализации происшедшего и др., вполне могут быть применимы в целях предупреждения правонарушения. Меры оперативного воздействия применимы в договорных отношениях, они выражаются в том, что сторона, по отношению к которой не были исполнены обязательства, может в свою очередь приостановить выполнение своих обязательств.

Способы защиты права на коммерческую тайну, реализуемые в рамках второй формы — юрисдикционной, более разнообразны. Кроме такого способа, как возмещение убытков, ГК РФ и Закон о КТ допускают возможность применения других способов защиты. Юрисдик-ционная форма включает общий и специальный порядок защиты нарушенных прав на коммерческую тайну. По общему правилу, защита прав на коммерческую тайну осуществляется в арбитражных судах, а по соглашению участников возникший между ними спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. Если право на коммерче-

скую тайну нарушено или оспорено, арбитражный суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован в случае, когда данное право кем-либо оспаривается. Такой способ защиты права на коммерческую тайну, как восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть использован в тех случаях, когда совершенное правонарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права и имеется фактическая возможность ликвидации последствий нарушения. Исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе. Иски, связанные с нарушением имущественных прав на коммерческую тайну, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Специальной формой защиты прав на коммерческую тайну следует признать административный порядок их защиты. Он применяется как исключение из общего правила. Закон о КТ предусматривает возможность привлечения лица к административной ответственности, однако не раскрывает процедуру этого действия. В административном порядке потерпевший может обратиться за защитой нарушенных прав в вышестоящий орган управления ответчика или Федеральную антимонопольную службу. В частности, он может подать заявление о нарушении его права на коммерческую тайну в территориальный антимонопольный орган, который, рассмотрев обстоятельства дела, вправе вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения и применить к нарушителю меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

В заключение нужно подчеркнуть, что названные группы признаков находятся между собой во взаимосвязи и дополняют друг друга, а результаты их анализа могут быть использованы при формировании механизма защиты прав на коммерческую тайну.

Список литературы

1. Грибанов в.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001 (Классика российской цивилистики).

2. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.

3. Рожкова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М., 2006.

4. ШерстобитовА.Е. Исключительное право на секрет производства («ноу-хау») // Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства: Сб. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.