Научная статья на тему 'Субъекты права на коммерческую тайну'

Субъекты права на коммерческую тайну Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2092
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / TRADE SECRETS / CONFIDENTIAL INFORMATION / THE SUBJECTS OF LAW / LEGAL PERSONS / INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокина А. Э., Эриашвили Н. Д., Sorokina A. E.

Исследуется понятие коммерческой тайны, рассматриваются лица, которые могут выступать в качестве субъектов коммерческой тайны, дается авторское определение понятия «конфиденциальная информация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECTS OF THE RIGHT TO TRADE SECRETS

This article examines the concept of trade secrets, are considered a person who can act as agents of trade secrets, the author's definition the concept of «confidential information»

Текст научной работы на тему «Субъекты права на коммерческую тайну»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

А.Э. СОРОКИНА,

МосУ МВД России

Научный руководитель доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор

Н.Д. ЭРИАШВИЛИ

Аннотация. Исследуется понятие коммерческой тайны, рассматриваются лица, которые могут выступать в качестве субъектов коммерческой тайны, дается авторское определение понятия «конфиденциальная информация».

Ключевые слова: коммерческая тайна, конфиденциальная информация, субъекты права, юридические лица, физические лица.

THE SUBJECTS OF THE RIGHT TO TRADE SECRETS

A.E. SOROKINA,

The Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. This article examines the concept of trade secrets, are considered a person who can act as agents of trade secrets, the author's definition the concept of «confidential information».

Key words: trade secrets, confidential information, the subjects of law, legal persons, individuals.

Одной из проблем института коммерческой тайны является определение круга лиц, которые могут выступать субъектами права на коммерческую тайну. Важность определения этого круга лиц обусловлена тем, что в силу Федерального закона «О коммерческой тайне» только они имеют право признавать информацию коммерческой тайной и требовать возмещения убытков, причиненных в случае ее разглашения. Это положение вытекает из анализа ст. 139 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона «О коммерческой тайне». Иные лица, так или иначе получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, лишь выполняют возложенные на них обладателем информации обязательства по охране ее конфиденциальности.

В настоящее время существуют разные мнения относительно того, кто может выступать в качестве субъекта коммерческой тайны. Так, некоторые исследователи в качестве субъектов называют только юридических лиц1. И эта позиция была верной до вступления в силу части первой ГК РФ, поскольку действовавший тогда Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к субъектам права на коммерческую тайну относил только юридических лиц.

Другие исследователи к субъектам права на коммерческую тайну относят юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятель-ностью2. Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что коммерческой тайной признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, поэтому субъектами права на коммерческую тайну являются лица, занимающиеся такой деятельностью3.

Верно мнение А.П. Сергеева о том, что некоммерческие организации, которые в силу ст. 50 ГК РФ могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и способствует достижению данных целей, могут выступать обладателями коммерческой тайны только в случае, если информация относится к разрешенной им предпринимательской деятельности4.

Физические лица и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут выступать в качестве обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, с момента государственной регистрации в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Эта точка зрения нашла отражение в Федеральном законе «О коммерческой тайне», согласно которому меры по охране конфиденциальности информации могут принимать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, физические лица вправе выступать обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, только после регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В литературе высказана еще одна точка зрения, согласно которой в качестве субъектов права на коммерческую тайну могут выступать юридические и физические лица, как занимающиеся, так и не занимающиеся предпринимательской деятельностью5. Сторонники этой позиции отмечают, что такие лица могут быть обладателями коммерческой тайны, если получили ее в порядке наследования юридического лица, а также в составе имущества при заключении договоров дарения, мены, купли-продажи. Имуще-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ство должно продолжаться использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.

Уязвимость этой позиции заключается в том, что если физическое лицо становится собственником имущества, в состав которого входит коммерческая тайна и которое должно использоваться в предпринимательской деятельности, это лицо должно участвовать в предпринимательской деятельности. При приобретении юридического лица физическое лицо не становится обладателем коммерческой тайны, принадлежащей юридическому лицу, поскольку в силу ст. 48 ГК РФ таким обладателем остается само юридическое лицо.

К субъектам права на коммерческую тайну относятся юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. В качестве обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, могут выступать граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, зарегистрированные и не зарегистрированные на территории России.

Указание Г.В. Дашкова на зависимость этого права от регистрации юридического лица на территории России не соответствует Конституции РФ и ГК РФ6. В соответствии со ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.

В качестве обладателей коммерческой тайны могут выступать физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от гражданства, а также регистрации, иностранные юридические лица на территории России.

Одной из особенностей коммерческой тайны является то, что помимо обладателя доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, имеет широкий круг лиц. Необходимо различать обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, имеющих доступ к этой информации. Последних можно разделить на следующие три большие группы:

1) физические лица, имеющие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу трудовых отношений с ее обладателем;

2) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица в силу служебных полномочий;

3) контрагенты — стороны гражданско-правового договора, которым обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Эти лица обязаны соблюдать режим коммерческой тайны, использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, только в пределах, установленных обладателем коммерческой тайны, и несут ответственность в случае ее разглашения.

Итак, конфиденциальная информация — это информация, зафиксированная на материальном носителе, доступ к которой ограничен Федеральным законом «О коммерческой тайне».

Конфиденциальная информация в зависимости от вида информации и установленных в законодательном порядке условий ограничения доступа к ней подразделяется на 40 видов тайн.

Правовое регулирование информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется на основе ст. 139 ГК РФ и Федерального закона «О коммерческой тайне».

Несмотря на то, что информация имеет нематериальный характер, правовому регулированию подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе, доступном для восприятия третьих лиц.

Законодательные определения коммерческой тайны, содержащиеся в ст. 139 ГК РФ и ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», нуждаются в уточнениях. Коммерческой тайной является информация, в отношении которой законодательством не предусмотрена обязанность предоставления ее по запросам лиц, не обязанных соблюдать конфиденциальность, которая позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду и в отношении которой приняты меры по охране конфиденциальности.

Коммерческая тайна, несмотря на историческую связанность с результатами интеллектуальной деятельности человека, является видом такого объекта прав, как информация.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ признаки коммерческой тайны относятся и к служебной тайне, но совершенно не отражают ее существа. Кроме того, отношения по защите информации, являющейся служебной тайной, не относятся к предмету регулирования гражданского права. Упоминание в ст. 139 о таком виде информации, как служебная тайна, необоснованно.

1 Плаксин В.А., Макогон О.В. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Государство и право. 1992. № 8. С. 76.

2 Разбирин С.А. Информационная безопасность фирмы. Липецк, 1999. С. 79; Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2. С. 58.

3 Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. 2002. № 11. С. 62.

4 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999. С. 680.

5 Коломиец А.В. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации. М., 2000. С. 47—49; Гаври-лов Э.П. Коммерческая тайна и результаты интеллектуальной деятельности // Патенты и лицензии. 2002. № 4. С. 20.

6 Правоведение / под ред. О.Е. Кутафина; 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2003. С. 396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.