Научная статья на тему 'Развитие коммерческой тайны в России (историко-правовой аспект'

Развитие коммерческой тайны в России (историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4030
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ ИМЕЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ / ТАЙНА / СЕКРЕТ / ЗВОДСТВА / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / СВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / КОММЕРЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорин И. С., Игбаев З. Р.

рассматриваются вопросы становления и развития правоотношений, связанных с использованием коммерческой тайны в России; обосновывается периодизация в истории развития законодательства в рассматриваемой сфере; поднимается проблема понимание коммерческой тайны в разные исторические периоды; проводится разграничение коммерческой тайны и информации составляющей коммерческую тайну в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of commercial confidentiality in Russia (historic-legal aspecTt)

The article discusses issues of the emergence and development of legal relationship related to commercial confidentiality in Russia. A proof is given for the periodisation of the law development in the considered sphere; the problem of comprehension of commercial secret in various historical periods is posed. The author makes distinction between the notions of a commercial secret and an information representing commercial secret. Summary: Article is devoted legal regulation of insider trade in Russia. In article the analysis of concept of insider trade according to the current legislation of the Russian Federation. Disclosed the subjective structure of insider activity and kinds of responsibility for realisation of such activity.

Текст научной работы на тему «Развитие коммерческой тайны в России (историко-правовой аспект»

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

И. С. Кокорин, * 3. Р. Игбаева**

РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Ключевые слова: информация, информация имеющая ценность, тайна, секрет, секрет производства, защита информации, сведения составляющие коммерческую тайну, коммерческая тайна, коммерческая ценность. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы становления и развития правоотношений, связанных с использованием коммерческой тайны в России; обосновывается периодизация в истории развития законодательства в рассматриваемой сфере; поднимается проблема понимание коммерческой тайны в разные исторические периоды; проводится разграничение коммерческой тайны и информации составляющей коммерческую тайну в России.

Key words: The article discusses issues of the emergence and development of legal relationship related to commercial confidentiality in Russia. A proof is given for the periodisation of the law development in the considered sphere; the problem of comprehension of commercial secret in various historical periods is posed. The author makes distinction between the notions of a commercial secret and an information representing commercial secret.

Summary: Article is devoted legal regulation of insider trade in Russia. In article the analysis of concept of insider trade according to the current legislation of the Russian Federation. Disclosed the subjective structure of insider activity and kinds of responsibility for realisation of such activity.

Владение информацией во все времена давало преимущества той

стороне, которая располагала более точной и обширной информацией, тем

более, если это касалось информации о своих соперниках. Это подтвержда-

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

** Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД России.

ется и тем, что государственные и коммерческие секреты, а, следовательно, и охота за ними, их добывание возникли на заре человеческого общества, когда появились государства, развивалась торговля между ними. Параллельно появилась и развивалась разведывательная деятельность. Считается, что разведка является одной из древнейших профессий, и возникла она в связи с необходимостью добывать информацию о других государствах и землях1.

С течением времени постепенно совершенствовались орудия труда, росла производительность. От натурального обмена продуктами люди переходили к купле-продаже товаров, которые уже специально изготавливались для реализации и получения прибыли. Постепенно спрос на товары начал определяться их потребительскими свойствами и стоимостью. Разные производители, каждый по-своему, для увеличения сбыта совершенствовали свои товары, а идеи держали в секрете. Таким образом, изготовители одного и того же вида товара объективно втягивались в конкурентные отношения. Они боролись за более выгодные условия производства и сбыта, поэтому многие сведения представляли для них коммерческую ценность и тщательно оберегались2.

В древние времена охота за военными секретами сводилась в основном к добыванию информации о количественных и качественных характеристиках войск противника и их местонахождении. Вооружение армий противоборствующих сторон было более или менее одинаковым. Однако уже тогда появилось оружие, за которым охотился противник. В частности, в VII в. греки начали применять для поджигания судов и крепостей противника «греческий огонь». Противники Греции, особенно персы, длительное время безуспешно охотились за секретом этого оружия3.

В средние века в Европе получил развитие промышленный шпионаж — по добыванию секретов цеховых объединений ремесленников. Цехи монополизировали производство и сбыт ремесленных изделий. Принимались специальные законодательные акты, ограждающие интересы цеховых организаций. Так, в 1295г. в Берлине специальным предписанием властей

1 Подробное исследование данного вопроса проделано в работах А. А. Шиверского и Е. В. Ильиных (См.: Шиверскнй А. А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996; ИльиныхЕ. В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. 2002. № 11).

2 Северин В. А. Правовое регулирование коммерчески ценной информации // Законодательство. 2000. № 9.

3 Шиверский А. А. Защита информации ... С. 6.

запрещалось иностранцам работать на местных ткацких станках, дабы те «не узнали секретов производства». В конце XVIII — начале XIX в. цеховые привилегии были законодательно отменены, так как стали тормозить развитие промышленности4.

Законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов создавались еще в Древнем Риме. Так был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества и наступления банкротства5.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что российское законодательство «стремится охранить тайну купеческих книг, их недосягаемость для постороннего глаза», заключая в дальнейшем, что «за исключением указанных в законе случаев (споров по делам товарищества, споров по наследованию и несостоятельности), никто и ни под каким предлогом не вправе требовать, чтобы открыты были торговые книги, составляющие ненарушимую коммерческую тайну»6. В.В. Розенберг, говоря о тайне торговых книг, указывал, что «если весьма серьезные интересы ясности и твердости торгового правооборота вызывают необходимость открыть возможность в каждую данную минуту заглянуть в то зеркало, которое представляют из себя торговые книги, то во все остальные моменты это зеркало должно быть тщательно закрыто от любопытных взоров, ибо иначе невозможен и успех в торгово-промышленной деятельности, протекающих в строе отношений, основанных на свободе конкуренции»7.

В мировой практике сначала применялись термины «промышленная тайна», «торговая тайна», «тайна кредитных отношений», т.е. название тайны увязывалось с конкретной сферой деятельности. Российский юрист

4 Там же.

5 Северин В. А. Правовое регулирование коммерчески ценной информации.

6 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914г.). М., 1994. С. 85.

7 Розенберг В. В. Промысловая тайна. СПб., 1910. С. 12-13.

В.В. Розенберг сделал попытку объединить эти названия в одном - «промысловая тайна». Однако этот термин не прижился в Российской империи и окончательно утвердился термин «коммерческая тайна», объединяющий тайну любой деятельности, имеющей целью извлечение прибыли.

Со второй половины XIX в. появляются и различные определения понятия коммерческой тайны, в первую очередь в сфере уголовного и гражданского законодательства. Например, немецкое законодательство определяло коммерческую тайну как тайну технических процессов изготовления продукции и тайну операций по ее сбыту, или, как выражались более высоким языком, тайну производства благ и тайну их распределения.

В России по Уголовному уложению 1903 г. под коммерческой тайной понимались особые употребляемые или предполагаемые к употреблению приемы производства, а в другой редакции - индивидуальные особенности процессов производства и торговли. Тайна процессов производства классифицировалась тайной имущественной, а торговли - тайной деловой.

27 ноября 1917г. Положением о рабочем контроле, принятым ВЦИК и СНК РСФСР коммерческая тайна была упразднена. А в 30-х годах в связи с окончательным переходом страны к государственному монополизму в экономике институт коммерческой тайны был заменен государственной и военной тайной.

Возрождение во второй половине 80-х гг. предпринимательской деятельности повлекло за собой разработку связанных с ней нормативных документов, в том числе касающихся коммерческой тайны. В первую очередь потребовалось сформулировать определение коммерческой тайны. Такое определение было дано в Законе СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990г. В нем сказано: «Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам». Руководителю предприятия предоставлялось право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну8.

Данная формулировка законодателя получила дальнейшее развитие в статье 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении

8 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №25. Ст. 460.

монополистической деятельности на товарных рынках», согласно которой «получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца» рассматривалось как одна из форм недобросовестной конкуренции9.

Наконец, в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г. было закреплено положение о том, что обладатель технической или коммерческой информации имел право на ее защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности1".

Принятие указанных нормативных актов способствовали всплеску научного интереса к данной проблеме. В. А. Плаксин и Ю. В. Макогон под «коммерческой тайной» понимают любую деловую информацию, имеющую для предприятия действительную или потенциальную ценность по коммерческим причинам, утечка которой может нанести ему ущерб11... «Она не является общеизвестной или общедоступной на законных основаниях; она соответствующим образом обозначена, и предприятием осуществляются надлежащие меры по сохранению ее конфиденциальности; она не является государственным секретом и не защищается авторским и патентным правом; она не касается негативной деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу (нарушений законов, неэффективной работы, административных ошибок, загрязнения окружающей среды и т.д.)»12.

В 1995 году Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» вводится понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является и коммерческая тайна.

В научно-правовой литературе интерес к коммерческой тайне не утихает, появляются новые различные по содержанию взгляды на понятие коммерческой тайны13. Рассмотрим некоторые определения «коммерческой

9 СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 1977.

10 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. №26. Ст. 733.

11 Плаксин В. А., Макогон Ю. В. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Государство и право. 1992. № 8. С. 75.

12 Плаксин В. А., Макогон Ю. В. Коммерческая тайна ... С. 75.

13 В этот период выпустили монографии и учебные издания М. А. Вус, В. П. Морозов,

тайны» из названных источников.

Поскольку определение любого понятия должно устанавливать его сущность, в определении понятия «коммерческая тайна» необходимо отразить следующие ее сущностные параметры:

- сферы деятельности, в которых может существовать информация, составляющая коммерческую тайну;

- круг лиц, определяющих состав информации, относимой к коммерческой тайне;

- круг лиц, на которых возложена защита коммерческой тайны;

- ответственность за посягательство на коммерческую тайну.

Так, например, авторы «Справочника директора предприятия», определяют коммерческую тайну как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Существенными дополнениями этой характеристики представляются тезисы: «Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну - это ограничение государственных возможностей командовать в экономике»14.

Л. В. Тихомирова и М. Ю. Тихомиров, определяют коммерческую тайну как охраняемое законом право предприятия на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним15.

Следует согласиться с И.В. Ягубкиным16, что вряд ли научно корректно определять коммерческую тайну как право. В том то вся и сложность: для того, чтобы возникло право на защиту коммерческой тайны (а без это-

А. П. Сергеев, И. Б. Ткачук, В. И. Ярочкин, В. Н. Лопатин, А. А. Шиверский и др. Провели диссертационные исследования А. В. Коломиец (Коммерческая тайна в гражданском праве РФ), 3. Ф. Гайнуллина (Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей не общедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау)), Г. Ф. Шевченко (Коммерческая тайна как объект гражданского права). Опубликовали статьи Э. П. Гаврилов, А. Э. Кузьмин, А. О. Куликов, Г. Д. Отнюкова, В. А. Северин, Э. Я. Соловьев и др.

14 Справочник директора предприятия /Под. ред. М. Г. Лапусты. 3-е изд. М., 1998. С.

635.

15 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М. 1997. С.414.

16 Ягубкин II. В. Защита коммерческой тайны как экономическая потребность в информационном обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 33.

го защита информации теряет всякий смысл), необходимо создать правовой институт коммерческий тайны. Как следует из обзора научных источников, в России становление такого института происходит сложно, практически отсутствует судебная практика.

Э. Я. Соловьев под коммерческой тайной понимает преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы»17.

Формулировка «интересы и сведения» порождает некоторую смысловую неопределенность. Заинтересованность предпринимателя в чем-либо (планы, намерения) может быть его личной тайной, имеющей коммерческий характер. Например, принятое в сознании решение снизить цену на продаваемый товар. Однако это решение, не будучи должным образом зафиксированным, не может стать коммерческой тайной. Интересы станут коммерческой тайной по закону только тогда, когда они будут документально оформлены. Поэтому не следует еще больше усугублять понятийную путаницу.

Г. Д. Отнюкова отмечает, что «коммерческая тайна - это ценная для данного хозяйствующего субъекта информация, и на нее распространяются правомочия собственника: обладание, пользование, распространение, уничтожение ненужного, защита информации».18

А. А. Шиверский рассматривает коммерческую тайну как защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия19.

Интересно определение, предложенное А.И. Алексенцевым: «Коммерческая тайна - вид тайны, включающий информацию, устанавливаемую и защищаемую ее обладателем в любой сфере его коммерческой деятельности, доступ к которой ограничивается в интересах обладателя информации2"».

17 Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. М., 1995. С. 5.

18 Отнюкова Г. Д. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2. С. 58.

19 Шиверский А. А. Защита информации: проблемы теории и практики. М. 1996.

С.21.

20 Алексенцев А. II. Конфиденциальное делопроизводство. М., 2003. С. 9.

В данных определениях, ученые, пытаясь отразить содержательную сущность исследуемого явления, сводят свои усилия по определению предметной сферы коммерческой тайны, к попыткам простого перечисления сфер деятельности субъекта права на коммерческую тайну, в которых создается информация. В этих определениях не отражена ответственность за посягательство на коммерческую тайну.

На основе анализа данных понятий, можно выделить пять подходов к определению коммерческой тайны. Сторонники первого подхода рассматривают коммерческую тайну как право на засекречивание производственных, финансовых и других операций (Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров). Вторые определяют ее как сведения о предприятии, производстве и т.п. (А.Э. Кузьмин, А.А. Шиверский). Третий подход сводится к установлению коммерческой тайны как к любой информации, имеющей для предприятия ценность (В.А. Плаксин и Ю.В. Макогон, А. Куликов, С.А. Зубков21). Четвертый подход определяет коммерческую тайну как скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы (Э.Я. Соловьев). И пятый подход заключается в том, что коммерческая тайна определена как вид тайны (А.И. Алексенцев).

Как справедливо отметила Е.К. Волчинская «коммерческая тайна

- термин для российского законодательства не новый. Он упоминается (изредка раскрывается) почти в полусотне законов и кодексов, а также в подзаконных актах, которых около двухсот. Однако можно утверждать, что правовой институт коммерческой тайны в России пока не сложился. Законодательство противоречиво и не достаточно»22.

Данные обстоятельства и побудили законодателя к разработке Федерального закона «О коммерческой тайне». С начала 90-х г.г. прошлого века депутаты Государственной Думы РФ работали над проектом закона «О коммерческой тайне». Была проделана огромная работа по рассмотрению различных его вариантов, в итоге 16 августа 2004г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который открыл новый этап правового регулирования коммерческой тайны, появилась правовая база для охраны внутренних секретов предприятий.

21 Зубков С. А. Коммерческая тайна: ее роль в снижении делового риска // Социально-политический журнал. 1995. № 5. С. 148.

22 Волчинская Е. К. Министерство промышленности, науки и технологии РФ. Всероссийский научно-технический информационный центр // Информационный бюллетень. 2001. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.