Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

СУБЪЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественный контроль / субъекты общественного контроля / гражданское общество / демократия / институты гражданского общества / обще- ственные объединения / профессиональные союзы / public control / subjects of public control / civil society / democracy / civil society institutions / public associations / trade unions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троицкая Татьяна Викторовна

Введение: общественный контроль является атрибутом развитого гражданского общества в государстве. В России федеральный закон, регламентирующий порядок осуществления общественного контроля, был принят в 2014 г. Данный закон закре- пил ограниченный круг субъектов осуществления общественного контроля в России, вместе с тем текущее законодательство свидетельствует о фактическом включении в данный механизм иных, не закрепленных в законе субъектов. Цель: на основе тео- рии и правоприменительной практики проанализировать механизм осуществления общественного контроля в разных сферах жизнедеятельности государства и сфор- мулировать его субъектный состав. Методологическая основа: данное исследование основывается на применении методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, системного анализа, а также метода диалектики. Неотъемлемой составляющей методологии осуществления общественного контроля являются частнонаучные методы исследования, такие как: исторический, историко-правовой, сравнительно- правовой и формально-юридический. Результаты: анализ содержания федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», с точки зрения закрепления субъектов осуществления общественного контроля и форм его реализации, фактически позволяет сделать вывод, что данный закон продублировал закрепленные ранее ФЗ «Об Общественной палате РФ», формы осуществления обще- ственного контроля и его субъектный состав. Выводы: анализ субъектного состава осуществления общественного контроля в России предполагает необходимость законодательного закрепления возможности реализации функций общественного контроля и механизма их реализации такими субъектами, как общественные объеди- нения, непарламентские политические партии, профессиональные союзы, средства массовой информации и граждане России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL IN RUSSIA

Background: public control is an attribute of a developed civil society in the state. In Russia, the Federal law regulating the procedure for public control was adopted in 2014. This law has established a limited range of subjects of public control in Russia, however, current legislation indicates the actual inclusion in this mechanism of other subjects not stipulated in the law. Objective: based on the theoretical basis and law enforcement practice, to analyze the mechanism of public control in various spheres of state life, and to formulate its subject composition. Methodology: this research is based on the application of methods of analysis and synthesis, deduction and induction, system analysis, as well as the dialectic method. An integral part of the methodology for implementing public control are private scientific research methods, such as: historical, historical-legal, comparative-legal and formal-legal. Results: the analysis of the content of the Federal law “On Fundamentals of Public Control in the Russian Federation” from the point of view of consolidation of constituent entities of social control and forms of its implementation actually leads to the conclusion that the law duplicated fixed earlier FL “About Public Chamber of the Russian Federation”, forms of social control and its subject composition. Conclusions: the analysis of the subject structure of public control in Russia suggests the need to legislate the possibility of implementing the functions of public control and the mechanism for their implementation by such entities as public associations, non-parliamentary political parties, trade unions, mass media and citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10120 УДК 342(470)(072.8)

Т.В. Троицкая

СУБЪЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Введение: общественный контроль является атрибутом развитого гражданского общества в государстве. В России федеральный закон, регламентирующий порядок осуществления общественного контроля, был принят в 2014 г. Данный закон закрепил ограниченный круг субъектов осуществления общественного контроля в России, вместе с тем текущее законодательство свидетельствует о фактическом включении в данный механизм иных, не закрепленных в законе субъектов. Цель: на основе теории и правоприменительной практики проанализировать механизм осуществления общественного контроля в разных сферах жизнедеятельности государства и сформулировать его субъектный состав. Методологическая основа: данное исследование основывается на применении методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, системного анализа, а также метода диалектики. Неотъемлемой составляющей методологии осуществления общественного контроля являются частнонаучные методы исследования, такие как: исторический, историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты: анализ содержания федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», с точки зрения закрепления субъектов осуществления общественного контроля и форм его реализации, фактически позволяет сделать вывод, что данный закон продублировал закрепленные ранее ФЗ «Об Общественной палате РФ», формы осуществления общественного контроля и его субъектный состав. Выводы: анализ субъектного состава осуществления общественного контроля в России предполагает необходимость законодательного закрепления возможности реализации функций общественного контроля и механизма их реализации такими субъектами, как общественные объединения, непарламентские политические партии, профессиональные союзы, средства массовой информации и граждане России.

Ключевые слова: общественный контроль, субъекты общественного контроля, гражданское общество, демократия, институты гражданского общества, общественные объединения, профессиональные союзы.

T.V. Troitskaya

SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL IN RUSSIA

Background: public control is an attribute of a developed civil society in the state. In Russia, the Federal law regulating the procedure for public control was adopted in 2014. This law has established a limited range of subjects of public control in Russia, however, current legislation indicates the actual inclusion in this mechanism of other subjects not stipulated in the law. Objective: based on the theoretical basis and law enforcement practice, to analyze the mechanism of public control in various spheres of state life, and to formulate its subject

© Троицкая Татьяна Викторовна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Troiskaya@yandex.ru © Troitskaya Tatiana Viktorovna, 2020

Сandidate of law, associate Professor, associate professor, Constitutional law department (Saratov State Law 220 Academy)

composition. Methodology: this research is based on the application of methods of analysis and synthesis, deduction and induction, system analysis, as well as the dialectic method. An integral part of the methodology for implementing public control are private scientific research methods, such as: historical, historical-legal, comparative-legal and formal-legal. Results: the analysis of the content of the Federal law "On Fundamentals of Public Control in the Russian Federation" from the point of view of consolidation of constituent entities of social control and forms of its implementation actually leads to the conclusion that the law duplicated fixed earlier FL "About Public Chamber of the Russian Federation", forms of social control and its subject composition. Conclusions: the analysis of the subject structure of public control in Russia suggests the need to legislate the possibility of implementing the functions of public control and the mechanism for their implementation by such entities as public associations, non-parliamentary political parties, trade unions, mass media and citizens of Russia.

Key-words: public control, subjects of public control, civil society, democracy, civil society institutions, public associations, trade unions.

Российское государство отметило двадцать пять лет с момента принятия Конституции Российской Федерации, Основного закона страны, содержащего правовые основы для становления правового государства и гражданского общества и, как следствие, демократических принципов функционирования органов государственной власти.

Гражданское общество в нашей стране на протяжении долгого времени претерпевает преобразования, а зачастую и коренные структурные трансформации,

обусловленные сменой идеологий, моделей экономического развития и государ- ш

с

ственного устройства. Возникавшие в связи с необходимостью политических н

и

изменений и смены ценностных установок общественные институты призваны а

консолидировать граждан и культивировать гражданские инициативы, чтобы т

о

адекватно ответить на социальные запросы современности. к

о

Сегодня демократической основе российской государственности требуются О'

т-\ с

новые импульсы развития. В основе их должна лежать ответственность органов а

публичной власти перед гражданами своей страны. В.О. Лучин и Н.А. Бобров о

отмечают, что смысл механизма властвования заключается в том, чтобы править н

о

от имени народа, выражая его интересы [1, с. 17]. Н. Мамитова подчеркивает, Ю

что необходимо создавать формы контроля гражданского общества над госу- 1

дарством [2, с. 45]. с

к

Современная юридическая наука рассматривает общественный контроль как а

одну из форм реализации конституционного принципа народовластия, осущест- |

вления права граждан на участие в делах государства, эффективного влияния 11

гражданского общества на деятельность органов государственной власти [3, №

с. 294]. 3

Вопросами конституционно-правового регулирования осуществления обще- )

ственного контроля в России и его субъектного состава занимаются многие 2 ученые-конституционалисты, к примеру: Е.В. Бердникова, А.С. Кузнецов, А.С. Полещук, О.В. Пищулин, Ю.С. Яичникова и др. Так, Е.В. Бердникова исследует вопросы правовой природы и механизма осуществления рассматриваемого института, А.С. Кузнецов обращается к рассмотрению вопросов о субъектах осуществления общественного контроля [4; 5; 6; 7; 8]. Механизмы общественного

контроля способствуют установлению системы органов государственной власти, 221

функционирующей на основе обратной связи с общественными институтами и обеспечивающей защиту их интересов [9, с. 234]. В.Д. Перевалов отмечает, что формирование гражданского общества, всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, повышением роли права и закона [10, с. 90].

В соответствии с федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» к субъектам осуществления общественного контроля в России относятся: «Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов, общественные палаты и советы муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации»1. Причем непосредственно члены общественных палат и общественных советов правом осуществления общественного контроля не обладают. «Правом самостоятельного проведения процедур общественного контроля члены Общественной палаты не обладают, равно как не являются и субъектами общественного контроля» [11, с. 328]. Кузнецов А.С. подчеркивает, что в широком смысле субъектом осуществления общественного контроля в Российской Федерации является ее народ. В узком смысле под субъектами осуществления общественного контроля понимаем институты гражданского общества и граждан, уполномоченных на его проведение законом [5, с. 61].

Федеральный закон также предусматривает возможность, с целью осуществления общественного контроля, создавать общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные структуры. Однако фактически круг субъектов общественного контроля, закрепленный федеральным законом, нельзя считать исчерпывающим. Осуществление общественного контроля является основополагающей функцией гражданского общества. Развитые демократические государства могут и не предусматривать принятия специальных законов, регламентирующих механизм осуществления общественного контроля. Такой контрольный механизм осуществляется традиционно всем спектром общественных институтов, функционирующих в государстве и способствует выполнению задач, стоящих перед государством, а именно созданию механизма учета общественного мнения, обеспечения открытости и гласности в деятельности органов публичной власти, защите основных прав и свобод гражданина. Участие институтов гражданского общества в осуществлении контрольных механизмов за деятельностью государственно-властных структур положительно влияет на повышение уровня правосознания, правовой культуры и политической активности граждан страны. Правосознание включает в себя уважение права и закона, а также взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, граждан к власти и власти к гражданам. Чем выше уровень правосознания населения страны, чем глубже понимание происходящих политических процессов, тем шире резонанс работы различных политических структур. Понятие «правосознание» очень тесно связано с понятием «политико-правовой менталитет», которое сегодня в нашей стране привлекает к себе самое пристальное внимание политологов, социологов, юристов. А что представляет

1 См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федера-222 ции. 2014. № 30, ч. I, ст. 4213; 2018. № 53, ч. I, ст. 8454.

собой менталитет? Это определенный уклад жизни граждан, т.е. «совокупность определенных черт, традиций, доминирующих установок» [5, с. 144]. В свою очередь политико-правовой менталитет характеризируется совокупностью определенных установок относительно происходящих в обществе политических процессов. Его состояние в России колеблется от отчужденности до появления первых «ростков» соучастия в решении не только каждодневных забот каждого, но и решения проблем всего общества.

Соответственно, активное функционирование институтов гражданского общества способствует демократическому развитию государства и его политической системы. Указанный ранее федеральный закон, закрепляя в числе субъектов общественного контроля «иные структуры», не раскрывает содержание этого понятия, тем самым фактически создает препятствия для участия иных институтов гражданского общества, не предусмотренных федеральным законом в осуществлении общественного контроля. Вместе с тем ученые неоднократно высказывают мнения о необходимости расширения субъектов осуществления общественного контроля в России [12, с. 61].

Анализ содержания указанного федерального закона, с точки зрения закрепления субъектов осуществления общественного контроля и форм его реализации, позволяет сделать вывод, что данный закон продублировал закрепленные ранее ФЗ «Об Общественной палате РФ» формы осуществления общественного контроля и его субъектный состав2! Общественная палата России в современном состоянии функционирует в России начиная с 2005 г. Общественные палаты субъектов Российской Федерации в большинстве своем начали свою активную деятельность в 1994-1995 г. Это было связано с созданием первой в стране Общественной палаты при Президенте Российской Федерации.

В большинстве стран мира подобных органов вообще нет. Традиционно в зарубежных странах с развитой демократией функции общественного контроля, являющиеся непременным атрибутом гражданского общества, выполняют некоммерческие и общественные объединения. Создание и функционирование Общественной палаты в России является мерой, направленной на активизацию деятельности институтов гражданского общества, создание площадки для диалога общества и власти. Общественную палату России можно расценивать как орган переходного периода, этапа становления и укрепления в России демократических принципов и институтов. Развитая демократия в подобных органах не нуждается. Функции согласования интересов общества и государства в развитых демократических странах выполняют советы, созданные при органах исполнительной власти. Одним из первых таких советов был Национальный Экономический Совет, созданный во Франции декретом еще в далеком 1925 г. [13, с. 158]. Данный Совет был ликвидирован во время немецкой оккупации и восстановлен в 1946 г. Его наследником является действующий сегодня во Франции Экономический и социальный совет. Франция — это, пожалуй, единственная страна, которая на уровне Основного закона государства предусмотрела необходимость существования такого консультативного органа (Раздел 11

2 См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15, ст. 1277; 2017. № 50, ч. III, ст. 7563. 223

Конституции Французской Республики)3. Статья 70 Конституции Франции закрепляет: «Экономический и социальный совет консультирует Правительство по любой проблеме экономического и социального характера. На его заключение представляется каждый план или программный законопроект экономического и социального характера». Фактически Общественная Палата России является аналогом указанного Совета.

Принятие долгожданного для России федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» должно было носить стратегический характер и преследовать цель построения в России правовой основы осуществления общественного контроля зарождающимся в России гражданским обществом в целом, а не отдельными его институтами. Закрепив узкий перечень субъектов общественного контроля в лице общественных палат и советов (необходимо отметить, что общественные советы функционируют не во всех муниципальных образованиях), указанный федеральный закон создал ограничения для перспективного развития гражданского общества в России и, как следствие, механизма осуществления общественного контроля.

Соответственно, необходимо расширить законодательно закрепленный сегодня субъектный состав осуществления общественного контроля за счет предоставления таких полномочий различным формам общественных объединений, а также некоммерческим организациям и профсоюзам. Как отмечает А.П. За-байкалов: «расширение состава субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступит в роли дополнительной конституционно-правовой гарантии конституционного права граждан на участие в управлении делами государства» [146, с. 28].

Ученые, рассуждая о перспективах расширения субъектов общественного контроля в России, указывают институты из разных сфер гражданского общества. Так, Н.Ю. Бондарь к возможным субъектам осуществления общественного контроля относит: «общественные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном законом порядке (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, правозащитные движения); общественные советы (палаты); средства массовой информации; граждан Российской Федерации» [15, с. 34]. С данным перечнем субъектов можно согласиться. Дискуссионным является только отнесение политических партий к данному кругу. Изначально в начале 1990-х гг., когда создавались первые Общественные палаты на уровне субъектов Российской Федерации, политические партии чаще всего исключались из круга возможных членов Общественных палат и, как следствие, субъектов осуществления общественного контроля. Принятый в последующем указанный ранее федеральный закон «Об общественной палате РФ», также закрепил такое ограничение, действующее до сих пор. Действительно, политические партии относятся к общественно-политической сфере гражданского общества, они выполняют особые функции и имеют самостоятельные механизмы влияния на механизм принятия государственных решений. В данном случае необходимо говорить о широком спектре осуществления функций парламентского контроля. Вместе с тем сегодня изменился подход к формированию политических партий, были минимизированы требования к созданию политических партий

3 См.: Конституция Французской Республики 1958 года / Конституции зарубежных стран // сост. В.Н. Дубровин М., 2001. С. 62.

и, как следствие, на сегодняшний день в России функционирует большое количество непарламентских политических партий. Такие политические партии могут полноценно участвовать в осуществлении общественного контроля, что положительно повлияет на элемент их взаимодействия с обществом.

Анализируя вышеназванный круг субъектов, особенно хочется подчеркнуть значение профессиональных союзов. В настоящее время подавляющая часть ученых отводит им решающую роль: «Представляется, что важную роль в организации общественного контроля в России должна играть такая разновидность общественных объединений, как профессиональные союзы, которые успешно функционируют уже многие десятилетия» [16, с. 38].

В настоящее время в России, помимо базовых федеральных законов в сфере осуществления общественного контроля (ФЗ «Об Общественной палате РФ», ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») — действуют специальные законы, предусматривающие механизм осуществления общественного контроля в отдельных сферах жизнедеятельности государства и, соответственно, его субъектный состав. К примеру, ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»4 к субъектам осуществления общественного контроля относит общественные наблюдательные комиссии и членов общественных наблюдательных комиссий. Численность и срок работы общественной наблюдательной комиссии устанавливается Советом Общественной палаты РФ для каждого субъекта Российской Федерации. Общественные наблюдательные комиссии осуществляют свою деятельность в пределах субъекта Российской Федерации, в котором они образованы. Предлагать кандидатуры в указанные наблюдательные комиссии имеют право общественные объединения, зарегистрированные в России, в установленном порядке. Таким образом, субъектами осуществления общественного контроля в данной сфере являются общественные объединения и Общественная палата РФ.

Анализ текущего отраслевого законодательства Российской Федерации свидетельствует о включении в механизм осуществления общественного контроля такого института гражданского общества, как общественное объединение. Так, к примеру, в сфере охраны окружающей среды функции общественного контроля могут осуществлять общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане Российской Федерации5.

Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», к субъектам, имеющим право осуществлять общественный контроль, относит избирателей, избирательные объединения, общественные объединения, а также иные некоммерческие объединения6! Общественные объединения также

4 См.: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспече- 2 нием прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся 8 в местах принудительного содержания» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства ° Рос. Федерации. 2008. № 24, ст. 2789; 2018. № 53, ч. I, ст. 8454.

5 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27 декабря 2019 г. № 453-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2019. № 52, ч. I, ст. 7771.

6 См.: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. 4 июня 2014 г. № 146) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996,

№ 49, ст. 5497; 2014. № 23, ст. 2931. 225

относятся к субъектам общественного контроля в соответствии с Земельным кодексом РФ7.

Общественные и некоммерческие объединения, профессиональные союзы, а также граждане России должны являться традиционными субъектами осуществления общественного контроля. Содержание федерального закона «Об общественных объединениях»8 свидетельствует о включении общественных объединений в механизм выработки решений органами публичной власти, но к субъектам общественного контроля непосредственно закон их не относит, их невключение рамочным федеральным законом в перечень субъектов рассматриваемого механизма является организационной ошибкой и свидетельствует о нарушении единого законодательного подхода в закреплении субъектов общественного контроля в стране.

Является дискуссионным вопрос об отнесении средств массовой информации к субъектам осуществления общественного контроля. Федеральный закон к средствам массовой информации относит периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иные формы периодического распространения массовой информации9! В таком понимании средства массовой информации — это способ донесения информации до граждан страны. Средства массовой информации могут способствовать проведению дискуссий, круглых столов и других мероприятий, посредством которых возможно обсуждение вопросов осуществления общественного контроля и их результатов, а также формирование общественного мнения. Если говорить о деятельности отдельных журналистов, о возможности сбора последними информации о деятельности органов публичной власти, формированию отдельных выводов об эффективности или неэффективности работы отдельных государственных структур и должностных лиц, можно свидетельствовать о включении опосредовано средств массовой информации в механизм осуществления общественного контроля в форме общественного мониторинга.

Необходимо отметить, что осуществление общественного контроля в целом имеет ряд особенностей, прежде всего связанных с особенностью субъектного состава рассматриваемых отношений и механизмом его реализации. Субъекты общественного контроля не наделены властными полномочиями. Соответственно, рычагом воздействия и средством реализации целей общественного контроля будет являться возможность обращения субъектов рассматриваемого контроля в органы государственной власти, а также публичное освещение выявленных проблем и нарушений прав граждан РФ. На сегодняшний день отсутствует четкое нормативное закрепление как субъектов осуществления общественного контроля, так и процедуры исполнения их решений. Правовое закрепление механизмов исполнения решений субъектов осуществления общественного контроля будет способствовать усилению гражданского общества и его институтов в России в целом.

7 См.: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136 (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2019. № 52, ч. I, ст. 7820.

8 См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 декабря 2019 г. № 407-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930; 2019. № 49, ч. V, ст. 6966.

9 См.: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 2 декабря 2019 г. № 426-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300; Собр.

226 законодательства Рос. Федерации. 2019. № 49, ч. V, ст. 6985.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о необходимости конкретизации и правового закрепления перечня субъектов осуществления общественного контроля в соответствующем рамочном федеральном законе. Данный перечень субъектов должен включать в себя:

Общественную палату Российской Федерации; Общественные палаты субъектов Российской Федерации; Общественные советы муниципальных образований;

органы, создаваемые Общественными палатами различного территориального уровня организации;

органы, создаваемые Общественными советами муниципальных образований;

общественные объединения;

непарламентские политические партии;

некоммерческие объединения;

профессиональные союзы;

средства массовой информации;

граждане Российской Федерации.

По мнению большинства ученых предоставление как можно большему кругу лиц возможности для участия в общественном контроле за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления способно повлиять на эффективность и качество их работы, заставить властные структуры слушать и слышать граждан [8, с. 150].

Также необходимо законодательно закрепить определение «субъект осуществления общественного контроля» — это институт гражданского общества, либо его представитель (гражданин Российской Федерации), реализующий функции контроля за деятельностью органов публичной власти в формах, установленных в законе.

Осуществление общественного контроля, как отражение дееспособности гражданского общества, будет положительно влиять на повышение политической активности граждан, уровень правосознания и, что немаловажно, на возрастание уровня доверия к деятельности органов государственной власти. Основными требованиями к властным структурам со стороны субъектов общественного контроля являются их прозрачность и подотчетность, а принципами, на основе которых строится общественный контроль, выступают запросы общества на участие во власти, включенность в процесс принятия общественно значимых решений, высокий уровень гражданской активности.

Сегодня необходимо понимание того, что только совместными усилиями общества и государства можно эффективно противостоять нерешенным проблемам демократического государственного развития.

Библиографический список

1. Лучин В.О., Боброва НА.. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Политика и право. 2003. № 10. С. 17-30.

2. Мамитова Н. Государственная власть и гражданское общество в системе российского конституционализма // Государственная служба. 2005. № 4. С. 45-49.

3. Комкова Г.Н., Куликова СА. Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 294-301.

4. Бердникова Е.В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. 316 с.

5. Кузнецов АС. Субъекты осуществления общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. № 6(78). С. 61-63.

6. Полещук А.С. К вопросу о субъектах общественного (гражданского) контроля в РФ и их системе // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 122-127.

7. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 108-110.

8. Яичникова Ю.С. К вопросу о субъектах общественного контроля // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 149-150.

9. Троицкая Т.В. Проблемы осуществления общественного контроля в России Взаимодействие власти, бизнеса и общества в осуществлении общественного контроля: материалы XII Международной научно-практической конференции (2 июля 2019 г.): сборник научных статей. Саратов. 2019. С. 234-236.

10. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА, 1997. 570 с.

11. Соколова Т.Д. Субъекты общественного контроля в России: особенности функционирования // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 328-335.

12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. 510 с.

13. Ардан Ф. Франция: государственная система / пер. с франц. Л.С. Филипповой; отв. ред.: Энтин Л.М. М.: Юридическая литература, 1994. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Забайкалов А.П. О расширении субъектов общественного контроля как гарантии конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Юридические науки. 2018. № 1. С. 79-86.

15. Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С. 3-7.

16. Гончаров В.В. Профессиональные союзы в России как субъект общественного контроля (опыт конституционно-правового исследования) // Юридический вестник ДГУ. Т. 31. № 3. С. 38-43.

Refereces

1. Luchin V.O., Bobrova NA. The Constitutional System of Russia: the Main Political and Legal Characteristics // Politics and law. 2003. No. 10. P. 17-30.

2. Mamitova N. State Power and Civil Society in the System of Russian Constitutionalism // State service. 2005. No. 4. P. 45-49.

3. Komkova G.N., Kulikova S.A. Issues of Legislative Regulation of the Effectiveness of Information Support for Public Control // Izvestiya Saratovskogo UN-TA. New ser. Ser. Economy. Management. Law. 2019. Vol. 19. Issue 3. P. 294-301.

4. Berdnikova E.V. Constitutional and Legal Basis of Public Control in the Russian Federation / under the editorship of G.N. Komkova. Saratov: Publishing house of the Saratov University, 2018. 316 p.

5. Kuznetsov A.S. Subjects of Public Control in the Russian Federation // Law and State: theory and practice. 2011. No. 6 (78). P. 61-63.

6. Poleshchuk A.S. On the Subjects of Public (civil) Control in the Russian Federation and their System // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. No. 6. P. 122-127.

7. Pishchulin O.V. Goals, Objects and Subjects of Public Control // Bulletin of the Kostroma state University named after N.A. Nekrasov. 2014. Vol. 20, No. 4. P. 108-110.

8. Yachnikova Yu.S. On the Issue of Subjects of Public Control // Mari legal Bulletin. 2015. No. 1 (12). P. 149-150.

9. Troitskaya TV Problems of Public Control in Russia Interaction of Government, Business and Society in the Implementation of Public Control: materials of the XII International scientific and practical conference (July 2, 2019): collection of scientific articles. Saratov. 2019. P. 234-236.

10. Theory of State and Law / ed. V.M. Korelsky, V.D. Perevalova. M.: INFRA, 1997. 570 p.

11. Sokolova T.D. Subjects of Public Control in Russia: Features of Functioning // Social and humanitarian knowledge. 2017. No. 5. P. 328-335.

12. Matuzov N.I. Actual Problems of the Theory of Law. Saratov, 2003. 510 p.

13. Ardan F. France: the State System / Transl. from Franc. By L. S. Filippova; resp. ed. L.M. Entin. M.: Legal literature, 1994. 176 p.

14. Zabaikalov A.P. On Expanding the Subjects of Public Control as a Guarantee of the Constitutional Right of Citizens to Participate in the Management of State Affairs // Legal Sciences. 2018. No. 1. P. 79-86.

15. Bondar N.Yu. The Legal Status of Society in the System of Social Control over the Activities of State Authorities in the Russian Federation // State power and local self-government. 2009. no. 3. P. 3-7.

16. Goncharov VV Trade Unions in of constitutional and legal research) //

от

Ф

П

TS 0) т О го

о *

о

Sc

О

п

д

QJ

тз

0 т

го

п>

1 I

о

Sc

5

тз

S

S

X ф

о

X

о

Sc а

ж ш

1э ф

§

ю —

)

2 О N) О

Russia as a Subject of Public Control (experience Legal Bulletin of DSU. Vol. 31. No. 3. P. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.