СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ОФИЦИАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ
ЕРМАКОВА Яна Александровна,
соискатель Московского государственного юридического университета им О.Е. Кутафина (МГЮА), прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы. E-mail: Evreechka777@mail. ru
Краткая аннотация: В статье на основе анализа теоретических подходов к характеристике субъекта преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, раскрываются его признаки, при этом особое внимание уделяется установлению возраста уголовной ответственности за данное деяние, а также определению круга лиц, относящихся к категории специального субъекта; дана классификация последних.
Abstract: In the article on the basis of the analysis of theoretical approaches to characterizing the subject offense under art. 184 of the Criminal Code of the Russian Federation, disclosed his signs, with special emphasis on the establishment of the age of criminal responsibility for this Act, as well as to the identification of individuals classified as special subject; it's given classification of the past.
Ключевые слова: Уголовная ответственность, противоправное влияние, официальное спортивное соревнование, результат, возраст субъекта, специальный субъект.
Keywords: Criminal liability, unlawful influence, the official tournament result, age of the subject, the special subject.
Признаки субъекта оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования в ч. 1, 2 и 5 ст. 184 УК РФ не отражены. В литературе его описывают различным образом. Одни авторы считают, что субъект преступления, указанного в ч. 1 и 2 ст. 184 УК РФ, общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет[1]. Другие авторы таковым называют вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет[2]. Третьи авторы субъектом рассматривают любое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет[3]. Каждый из приведенных подходов к субъекту преступления нам кажется неполным.
В силу отсутствия в ч. 1, 2 и 5 ст. 184 УК РФ описания признаков субъекта преступления он, конечно, общий. Соответственно при его установлении нужно опираться на положения ст. 19 УК РФ. В ней сказано, что «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного... Кодексом».
Приведенных в ст. 19 УК РФ признаков для признания общего субъекта преступления, по нашему мнению, не достаточно. Оно, на наш взгляд, не может быть полным без учета положений о возрастной невменяемости. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй данной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Поэтому при установлении, что лицо в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могло в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, оно не является субъектом преступления.
Исходя из сказанного, следует уточнить понятие субъекта преступления, предусмотренного ч. 1, 2 и 5 ст. 184 УК РФ. Им может быть только физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, за исключением предусмотренного в ч. 3 ст. 20 УК РФ.
В отличие от ч. 1, 2 и 5 ст. 184 УК РФ субъект преступления в ч. 3 и 4 данной статьи определен. Им законодатель назвал: в ч. 3 ст. 184 УК РФ - спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды, другого участника официального спортивного соревнования; в ч. 4 - спортивного судью и организатора официального спортивного соревнования. Очевидно, что все указанные лица обладают дополнительными по отношению к общему субъекту признаками и являются специальными субъектами.
Понятия в части специальных субъектов оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования сформулированы в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[4]. В соответствии с ним:
1) «спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях» (п. 22 ст. 2);
2) «тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов» (п. 24);
3) «спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспе-
чить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию» (п. 21).
Другие субъекты преступления, названные в ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ, в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ не раскрываются. Однако он и иные нормативные правовые акты могут этому способствовать.
Понятие руководителя спортивной команды складывается из двух составляющих: руководитель и спортивная команда. По ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Наличие в приведенном определении тавтологии (руководитель организации осуществляет руководство этой организацией) не позволяет его считать полностью удачным.
Слово «руководить» в русском языке раскрывается как направлять чью-нибудь деятельность, управлять, заве-довать[5]. Стало быть, руководитель спортивной команды должен управлять последней. При этом нам кажется недостаточно определять руководителя команды как лицо, наделенное управленческими функциями по отношению к сборной или клубной команде спортсменов[6].
По ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ спортивные сборные команды Российской Федерации -формируемые общероссийскими спортивными федерациями (за исключением олимпийской команды и паралимпийской команды) коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, ученых, специалистов в области физической культуры и спорта для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации (п. 20); олимпийская команда России -коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов (7.2); паралимпийская команда России - коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводи-
мых под патронажем Международного паралимпийского комитет (9.1). Соответственно спортивную команду можно определить как коллектив спортсменов, тренеров, ученых и иных специалистов в области физкультуры и спорта.
На основе изложенного руководитель спортивной команды - физическое лицо, управляющее соответствующим коллективом спортсменов, тренеров, ученых и иных специалистов в области физкультуры и спорта.
Широко понимает руководителя спортивной команды Г.А. Русанов. На его взгляд, таковым является «лицо, наделенное управленческими функциями в команде - участнице профессиональных спортивных соревнований»[7]. Управленческие функции могут иметь и другие лица в спортивной команде (например, заместители).
С.В. Кузьмин полагает, что к «другим участникам» соревнований следует относить «всех иных лиц, указание на статус которых имеется в нормативных актах о соревновании, выполняющих функции, непосредственно связанные с организацией и проведением соревнований, способных повлиять на результат либо ход соревнования»[8]. «Под другими участникам спортивных соревнований, - считает Г.А Русанов, - следует понимать иных лиц, которые участвуют в проведении и подготовке спортивных соревнований, действия которых могут повлиять на результаты соревнований»[9]. Т.Д. Устинова указывает, что «к другим участникам спортивных соревнований принято относить лиц, обеспечивающих проведение соревнования (врач команды, обслуживающий персонал на авторалли, визажист), действия которых могут повлиять на исход соревнования или конкурса»[10]. К таким участникам Б.В. Волженкин относил руководителя спортивной федерации, президента профессионально спортивного клуба, начальника команды, спортивного комиссара, инспектора матча, секунданта, врача спортивной команды, массажиста, стартера, автомеханика при проведении автомотосоревнований и др.[11]
Понятие другого участника официального спортивного соревнования складывается из двух составляющих: участник и официальное спортивное соревнование. В русском языке участник означает тот, кто участвует, участвовал в чем-нибудь; участвовать - принимать участие в чем-нибудь, а участие - совместная с кем-нибудь деятельность, сотрудничество в чем-нибудь[12].
С.В. Кузьмин считает, что общими признаками понятия «участник» профессиональных спортивных соревнований являются: «...выполнение этими лицами функций, непосредственно связанных с организацией и проведением соревнований; указание о статусе подкупленного лица в нормативных актах о соревновании; возможность этих лиц оказывать влияние на результат либо ход соревнования»[13]. Данное решение не соответствует действующему законодательству.
По п. 9 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований. Соответственно официальным спортивным соревнованием нужно рассматривать состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту), включенное в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий, календарные планы спортивных мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований.
Получается, что участником официального спортивного соревнования следует считать только спортсменов и никаких других его участников быть не может. Остается предположить, что в законе речь должна идти о спортсмене, тренере, руководителе или другом участнике спортивной команды. В то же время такое толкование будет выходить за букву закона, не будет охватываться его смыслом. Отсюда понятие другого участника официального спортивного соревнования, на наш взгляд, бессодержательно.
Понятия организатора официального спортивного соревнования может быть выведено на основе п. 8 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3. В нем сказано, что организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия. Соответственно организатор официального спортивного соревнования применительно к ч. 4 ст. 184 УК РФ - это физическое лицо, по инициативе которого проводится официальное спортивное соревнование и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого соревнования.
В литературе предприняты попытки классификации специальных субъектов оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования. Удачными их признать сложно.
Так, А.С. Иванов считает, что законодатель разделил всех их по принципу «лица, задействованные в подготовке спортсменов к выступлению (ч. 3); лица, внешне обеспечивающие проведение соревнования и оценку его результатов (ч. 4)»[14]. Из первой группы выпал спортсмен, он не
может быть задействован в подготовке к выступлению самого себя по определению. Руководитель спортивной команды задействуется, скорее всего, в обеспечении указанной подготовки, чем в ней самой.
Неодинаковый подход к классификации субъектов преступления, представленных в ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ, у Н.А. Лопа-шенко. Первоначально она их разделила на четыре категории:
«1) участники соревнований - спортсмены;
2) лица, готовившие участников соревнований, -тренеры, руководители команд;
3) лица, готовившие и оценивающие соревнования..., - спортивные судьи, организаторы соревнований...;
4) иные лица, могущие оказать воздействие на результаты соревнования...
Перечень их очень широк, например: лица, занимающиеся техническим оснащением соревнования., спонсоры соревнований. и др.»[15]. Уже в силу того, что в первой группе представлена всего одна классификационная единица, а в последней - неопределенные лица, по нашему мнению, такое деление не отвечает логике.
В настоящее время Н.А Лопашенко выделяет три группы:
«1) участники спортивных соревнований - спортсмены и иные участники.;
2) лица, готовившие участников спортивных соревнований, - тренеры, руководители спортивных команд». В эту категорию, по мнению ученого, «можно отнести и врачей по спортивной медицине спортивных сборных команд РФ, и медсестер по массажу, и инструкторов-методистов спортивных сборных команд РФ по адаптивной физической культуре, и сопровождающего спортсмена-инвалида первой группы инвалидности, ... и специалиста по подготовке спортивного инвентаря, и пр.;
3) лица, организовавшие и оценивающие соревнования..., - спортивные судьи, организаторы официального спортивного соревнования (в том числе их работники)...»[16]. Вряд ли эта классификация лучше предыдущей. В первой группе присутствуют некие иные участники, во второй группе - сопровождающие и специалисты по подготовке спортивного инвентаря, которых трудно отнести к лицам, именно готовящим участников спортивных соревнований, а в третьей - «их работники», которые не могут быть лицами, организовывающими и оценивающими соревнования.
На наш взгляд, специальных субъектов оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования целесообразно делить на тех, которые названы в ч. 3 и в ч. 4 ст. 184 УК РФ. Указание на них сказывается на дифференциации уголовной ответственности законодателем.
Специальные субъекты получения предмета оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования должны обладать всеми призна-
ками общего субъекта преступления. Это особенно важно иметь в виду применительно к возрасту наступления уголовной ответственности. Б.В. Волженкин справедливо отмечал, что возраст «следует подчеркнуть особо, поскольку профессионально (и не только. - Я.Е.) спортом могут заниматься и лица моложе 16 лет (например, спортивной и художественной гимнастикой, теннисом, плаванием)»[17].
В литературе в число специальных субъектов оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования предлагают внести и некоторых других лиц. В их число включают:
- руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций (для ч. 1 ст. 184 УК РФ); руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций, спортивных агентов, родственников и (или) знакомых спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, руководителей и иных лиц физ-культурно-спортивных организаций (для ч. 3)[18];
- владельцев и руководителей спортивных клубов[19]. В принципе данные предложения заслуживают поддержки; данные лица могут оказать противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования, как и указанные в законе лица. Правда, в теории имеются возражения против введения в ст. 184 УК РФ ответственности спортивных агентов. М.Н. Каплин и О.Ю. Авдеев посчитали, что «исполнитель данного преступления должен быть способен полностью своими действиями выполнить его объективную сторону, т.е. получить пред-
Библиография:
1. Тюнин В.И. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2012. С. 211; Савинов А.В. Экономические преступления. М., 2013. С. 156; Гладких В.И., Ермакова Т.Н., Коновалова А.Б. Преступления в сфере экономики. М., 2016. С. 216.
2. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 541.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 486; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ. М., 2015. Т. 2. С. 235.
4. СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 711.
6. Кузьмин С.В. Уголовная ответственность за подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2002. С. 103.
7. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Кузьмин С.В. Уголовная ответственность за подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. С. 104.
9. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части / под ред. А.И. Чучаева. М., 2013. С. 440.
11. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. С. 485.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 876.
13. Кузьмин С.В. Уголовная ответственность за подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. С. 102.
14. Иванов А.С. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2014. № 2. С. 190.
15. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности (Комментарий к главе 22 УК РФ). Ростов-на-Дону, 1999. С. 190.
16. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ. Т. 2. С. 234.
17. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. С. 487.
18. Сараев В.В. Законодательное обеспечение борьбы с договорными матчами: теория и практика // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2. С. 10.
19. Алексеев С.В., Сараев В.В., Соловьев А.А., Шевчук А.П. Заключение комиссии по спортивному праву ассоциации юристов России на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации», вносимый депутатом Государственной Думы А.Т. Сихарулидзе // Спорт, экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 43.
20. Каплин М.Н., Авдеев О.Ю. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ): техника толкования и законодательного закрепления субъективных признаков // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и юридической техники) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. Ярославль, 2013. Вып. 2. С. 49.
21. Кузьмин С.В. Уголовная ответственность за подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. С. 11.
мет подкупа с целью оказания влияния на результат состязания». По мнению авторов, «если получить предмет подкупа агент еще в состоянии, то непосредственно своими действиями оказать влияние на исход состязания спортивный агент практически не может»[20].
Следует отметить, что признак «непосредственно своими действиями оказать влияние на исход состязания» в ст. 184 УК РФ отсутствует. Соответственно аргументы названных ученых против введения в нее в качестве специального субъекта преступления спортивного агента, на наш взгляд, «не работают». Более того, они, с одной стороны, выглядят странно в связи с поддержкой учеными включения в число таких субъектов владельцев и руководителей спортивных клубов[20], а с другой - предложением исключать из таких субъектов имеющихся в законе руководителя спортивной команды и организатора официально спортивного соревнования.
Нам кажется, что даже предусмотренный в законе перечень специальных субъектов оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования, являясь казуальным, имеет громоздкий характер. Пополнять его новыми лицами - еще более усугублять ситуацию.
С.В. Кузьмин указал, что «отличительным признаков специальных субъектов, названных в ст. 184 УК РФ, является возможность каждого оказывать влияние на результаты профессионального спортивного соревнования...»[21]. В настоящее время таким признаком, по нашему мнению, является возможность оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования. Его и достаточно ввести в закон вместо перечисления конкретных лиц.