Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ'

СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНК / Общественная палата субъекта РФ / пенитенциарная система РФ / УИК РФ / совершенствование форм и методов общественного контроля МПС / PMC / Public Chamber of a constituent entity of the Russian Federation / penitentiary system of the Russian Federation / Penal Code of the Russian Federation / improvement of forms and methods of public control of the Ministry of Railways

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Афанасов Сергей Александрович

Данная статья посвящена анализу правовых принципов построения общественного контроля по соблюдению прав и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Авторы акцентировали внимание на субъектах общественного контроля в МПС. Сегодня данный контроль возложен на Общественно наблюдательные комиссии, которые сформированы во всех субъектах РФ. Авторы указали, что общественный контроль за МПС является эффективным средством в сфере защиты прав и законных интересов осужденных, однако еще остались некоторые вопросы, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне для выработка действенных мер по обеспечению взаимодействия всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Афанасов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL ON OBSERVANCE OF RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS IN PLACES OF DETENTION

This article is devoted to the analysis of the legal principles of building public control over the observance of the rights and legitimate interests of persons serving a criminal sentence of imprisonment. The authors focused on the subjects of public control in the Ministry of Railways. Today, this control is entrusted to the Public Monitoring Commissions, which are formed in all subjects of the Russian Federation. The authors pointed out that public control over the MPS is an effective tool in the field of protecting the rights and legitimate interests of convicts, however, there are still some issues that need to be resolved at the legislative level in order to develop effective measures to ensure the interaction of all interested parties.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ»

УДК 343.8

СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Егоров Вадим Алексеевич

К.п.н., доцент, доцент кафедры «Уголовное право, процесс и

криминалистика», РАНХиГС Липецкий филиал

Афанасов Сергей Александрович,

Магистр кафедры уголовного и гражданского права,

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»

Аннотация. Данная статья посвящена анализу правовых принципов построения общественного контроля по соблюдению прав и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Авторы акцентировали внимание на субъектах общественного контроля в МПС. Сегодня данный контроль возложен на Общественно наблюдательные комиссии, которые сформированы во всех субъектах РФ.

Авторы указали, что общественный контроль за МПС является эффективным средством в сфере защиты прав и законных интересов осужденных, однако еще остались некоторые вопросы, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне для выработка действенных мер по обеспечению взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Ключевые слова: ОНК, Общественная палата субъекта РФ, пенитенциарная система РФ, УИК РФ, совершенствование форм и методов общественного контроля МПС.

Тема общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных в местах принудительного содержания является проблематичной, но в тоже время актуальной.

В первую очередь это связано с государственными установками в сфере исполнения уголовных наказаний учитывая требования гуманизации данной сферы, что накладывает отпечаток на все стадии уголовный процесс в области исполнения уголовных наказаний в РФ. Следовательно, общественный контроль МПС стали не только учитывать, но главное включать в НПА требования общества к допуску контроля над государственными структурами.

Общество не только желает перемен, но главное ищет конструктивного диалога, который должен быть не односторонним, принимать участие в нем должны все заинтересованные субъекты: государство, общество и контролирующие органы.

Контроль за местами принудительного содержания как показывает анализ деятельности данного института власти, ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека РФ является актуальным и эффективным инструментом соблюдения прав человека, но другим важным компонентом для проведения, в первую очередь форм и новых методов ресоциализации в местах лишения свободы. [9 С. 202]

Необходимо принять во внимание тот факт, что наша страна с начала XIX века ввела такую практику, как попечение о местах лишения свободы, который возлагался исключительно на общество. Однако, государство создавало Попечительские Общества при царственных особах, проводило благотворительные мероприятия, а все средства от них направляло на помощь осужденным и улучшения их быта.

Необходимо особо подчеркнуть, что инициатива исходила всецело от гражданского общества, что на начальном этапе выразилось в создании обществ о попечении тюремном.

39 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3

Советская власть также не оставила арестантов без общественного контроля, данный период характеризуется созданием большого количества органов для обеспечения надзора за правами осужденных, например, разного рода комиссий, в том числе наблюдательных.

Новым вектором в пенитенциарной политике повеяло после 1953 года, когда в стране стали возрождаться и формироваться новые положительные карательные тенденции. В этих условиях государство и общество пересмотрело свои взгляды на преступников и условия их содержания, что стало причиной принятия закона о наблюдательных комиссиях при исполнительных комитетах районных и городских советов депутатов трудящихся.

Полномочия созданного института давало возможность членам вновь учрежденных комиссий непосредственно проводить проверки в местах лишения свободы и если были нарушения заявлять о них администрации ИУ, с целью их устранения.

С принятием Конституции РФ в 1993 года возможности гражданского общества расширились. Сфера общественного контроля получила новые рычаги, что отразилось в принятых НПА РФ в ст. ст. 30 и 32 гарантирующих свободу деятельности общественных объединений и закрепляющих их право участвовать в управлении делами государства. [10 С. 311]

Следующим шагом было принятие Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», что предоставило возможность прямого участия в осуществлении контроля гражданскому обществу. Комиссии должны были быть сформированы в каждом субъекте, но требования закона в данный период выполнить было сложно и не во всех субъектах были сформированы данные комиссии.

Члены ОНК наделены полномочиями проводить проверку любого места принудительного содержания на территории своего субъекта.

Кроме создания Общественно-наблюдательных комиссий, второй основной задачей было проведение работы в сфере гуманизации карательной политики современного государства.

Данная работа должна строится непосредственно при мониторинге и учете общественного мнения в этом вопросе. Общество приняло самое живое участие в обсуждении данных вопросов, тем более наша страна знает опыт ГУЛАГА и общественное мнение было приоритетно в том, что осужденные являются гражданами и все права декларированные в Конституции РФ должны быть соблюдены.

В соответствии с принципами заключенными в Конституции РФ были разработаны и приняты все законы РФ, не стал исключением и Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, например, ст. 23 УИК РФ четко регламентирует проведение контроля в МПС.

Однако, учитывая потенциал современного гражданского общества, то сегодня необходимо использовать весь арсенал для контроля и надзора в любой сфере, где существует возможность коррупционной или незаконного применения мер воздействия, например, «закрытая» от общества пенитенциарная система. [8 С. 156]

При этом учитывая ч. 1 ст. 23 УИК РФ, которая дает право осуществлять проверку исключительно членам ОНК субъекта в ИУ, подразделениях УМВД, дисциплинарных воинских частях и недавно в ведение ОНК были включены психоневрологические больницы также субъекта РФ. При этом законом предусмотрено привлечение для более эффективной работы в сфере контрольных функций общества ч. 3 данной статьи оказание разного рода помощи некоммерческого сектора и волонтерских организаций, которые в регионе занимаются оказанием помощи человеку.

При этом как указано в начале статьи остаются и вопросы, которые требуют урегулирования, например, вопрос комплектования новых составов ОНК, во-первых, теоретически сотрудники силовых структур, которые относительно молодые выходят на пенсию и желают продолжать работу в таких на благо общества. При этом можно ссылаться на большой опыт непосредственно профессионального мастерства, с другой

стороны нельзя исключать случаи сговора, по причине «бывших не бывает». Но с другой стороны они имеют большой опыт, как правило у активных граждан такого опыта нет, следовательно, необходимо находить компромисс между опытом и активностью.

Хорошей традицией стало оставлять бывших членов ОНК, которые хорошо зарекомендовали себя в период активного сотрудничества, однако, законодатель установил, что членом ОНК можно быть не более 3-х раз, в таких структурах, как Советы, например, Совет УФСИН.

В соответствии с данным установлением в регионах были созданы Общественный Совет при ФСИН России и общественные советы при территориальных органах ФСИН России; Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации, которые в первую очередь предназначены для передачи традиций и опыта не только регионального опыта, но и опыта ОНК регионов.

Рассмотрев весь арсенал форм, методов и средств общественного контроля во всех сферах от продуктов питания в супермаркетах, до мест лишения свободы.

Государство создало прозрачный и эффективный механизм, однако, сегодня не все правозащитники обладают достаточными знаниями, во-первых, обладают юридической грамотностью, что создает некоторые барьеры в данной деятельности, во-вторых, необходимо более эффективно использовать площадки, например, Общественные региональные палаты, которые должны стать площадкой для компромисса общественного мнения и проводником идей гражданского общества, в-третьих, большую помощь в вопросе соблюдения прав осужденных занимает позиция Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. [9 С. 202]

Таким образом, если целенаправленно использовать предоставленный арсенал контрольных мер. Данная работа позволит целенаправленно, эффективно проводить контрольную миссию. Тем более, что закон наделил членов комиссии после проведения проверки членами ОНК, при обнаружении каких-либо нарушений, обращаться к Уполномоченному по правам человека, прокуратуру, административные органы субъекта.

Кроме того, по наиболее уязвимым вопросам, например, трудовой занятости в МПС, члены региональных комиссий могут проводить и другие виды взаимодействия, например, прямой разговор с участием сотрудников ФСИН России, Прокуратуры, Уполномоченного по правам РФ, правозащитников, семинары, круглые столы.

Примером может служить проблемы с трудоустройством в МПС, можно обсуждать данный вопрос с Администрацией субъекта, приглашать Уполномоченного по защите прав предпринимателей, бизнес любого вида собственности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на специальный объект в местах лишения свободы в период отбытия наказания, ограничение некоторых видов прав, одно из них право на общение с родственника, друзьями и т.д. Исходя из этой нормы закона, вся корреспонденция, за исключением обращений к Уполномоченному, ЕСПЧ перлюстрируется, по нашему мнению, сегодня необходимо расширить перечень органов и составить новый реестр корреспонденции не подлежащей цензуре.

Мы предлагаем внести изменения в ч. 4 ст. 12 и ч. 4 ст. 15 УИК РФ, дополнив субъектов, корреспонденция к которым не должна быть подвержена цензуре, и дополнить Общественный совет при ФСИН России и общественные советы при территориальных органах ФСИН России, а также Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.

Также для более эффективного осуществления контрольной функции необходимо включить в перечень субъектов, имеющих право посещать ИУ, посредством внесения изменений в ч. 1 ст. 24 УИК РФ, а именно изложив ее п. «д» в следующей редакции: «депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены - в пределах соответствующих территорий, представители Общественного совета при ФСИН России и территориальных органов ФСИН России, а также члены Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации».

41 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3 Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 41. -Ст. 6930, Ст. 6931, Ст. 6932, Ст. 6933. - Текст: непосредственный.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. [ред. от 25 марта 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 1. - Ст. 1. - Текст: непосредственный.

3. Артемьев Н. С. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. - 2013. - № 1. - С. 24-29.

4. Багреева Е. Г. Институты гражданского общества и уголовно-исполнительная система России: от конфронтации к сотрудничеству // Российский следователь. - 2012. -№ 22. - С. 35-44.

5. Батюкова В.Е. Общественная опасность хулиганских действий: проблемы реализации уголовного законодательства // Новый юридический журнал. 2014. № 1. С. 151 - 156.

6. Волженкин Б.В. Хулиганство // Уголовное право. 2007. № 5. С. 18-20.

7. Голик Ю.В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lexrussica. 2017. № 8. С. 162 - 166.

8. Международное уголовное право: учебник для вузов / А.В. Бриллиантов [и др.]; ответственные редакторы А. А. Арямов, Г.А. Русанов. - Москва: Издательство Юрайт, -2020. - 870 c.

9. Ревин В. П. Уголовная политика: учебник для вузов / В.П. Ревин, Ю.С. Жариков, В.В. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, - 2021. - 916 с.

10. Уголовно-исполнительное право: учебник для среднего профессионального образования / И.Я. Козаченко [и др.]; под редакцией И.Я. Козаченко, А.П. Деткова. 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, - 2021. - 1034 с.

SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL ON OBSERVANCE OF RIGHTS

AND LEGITIMATE INTERESTS IN PLACES OF DETENTION

Egorov V. A., Afanasov S. A.

This article is devoted to the analysis of the legal principles of building public control over the observance of the rights and legitimate interests of persons serving a criminal sentence of imprisonment. The authors focused on the subjects of public control in the Ministry of Railways. Today, this control is entrusted to the Public Monitoring Commissions, which are formed in all subjects of the Russian Federation.

The authors pointed out that public control over the MPS is an effective tool in the field of protecting the rights and legitimate interests of convicts, however, there are still some issues that need to be resolved at the legislative level in order to develop effective measures to ensure the interaction of all interested parties.

Keywords: PMC, Public Chamber of a constituent entity of the Russian Federation, penitentiary system of the Russian Federation, Penal Code of the Russian Federation, improvement of forms and methods of public control of the Ministry of Railways.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.