Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МЕСТАМИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МЕСТАМИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИЦ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Макаров Иван Николаевич, Иванова Виктория Игоревна

В статье анализируется деятельность общественных наблюдательных комиссий. Деятельность данного общественного института направлена на защиту прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также на совершенствование системы исполнения уголовных наказаний в местах лишения свободы при проведении проверок членами данных комиссий, которые направлены, во-первых, на предупреждение и, во-вторых, на выявление нарушений законности и соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В работе исследуются положения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность нового общественного института, который направлен на взаимодействие между Федеральной службой исполнения наказаний и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Макаров Иван Николаевич, Иванова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL OVER PLACES OF FORCED DETENTION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article analyzes the activities of public monitoring commissions. The activities of this public institution are aimed at protecting the rights and legitimate interests of persons serving a sentence of imprisonment, as well as improving the system of execution of criminal penalties in places of forced detention, performing their duties, preventing and detecting violations of the law in their activities, as well as respecting the rights of detainees. The article examines the provisions of normative legal acts regulating the tasks of public control, the procedure for creating and some aspects of the functioning of public monitoring commissions in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МЕСТАМИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 343.829 DOI 10.47629/2074-9201_2021_1_25_30

Егоров Вадим Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Уголовного права, процесса и криминалистики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, город Липецк,

vadim.egorov.68@bk.ru

Макаров Иван Николаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью,

АНО ВО Институт деловой карьеры, Москва, excellennzz@gmail.com

Иванова Виктория Игоревна,

старший лейтенант юстиции, следственное управление МВД по городу Липецку, город Липецк

общественный контроль за местами принудительного

содержания: проблемы и пути решения

Аннотация. В статье анализируется деятельность общественных наблюдательных комиссий. Деятельность данного общественного института направлена на защиту прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также на совершенствование системы исполнения уголовных наказаний в местах лишения свободы при проведении проверок членами данных комиссий, которые направлены, во-первых, на предупреждение и, во-вторых, на выявление нарушений законности и соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В работе исследуются положения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность нового общественного института, который направлен на взаимодействие между Федеральной службой исполнения наказаний и обществом.

Ключевые слова: места лишения свободы, права осужденных, законные интересы лиц в местах лишения свободы, общественная наблюдательная комиссия, члены общественной наблюдательной комиссии

Vadim A. Egorov,

PhD in Pedagogic, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk,

vadim.egorov.68@bk.ru

Ivan N. Makarov,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Advertising and Public Relations, Institute of Business Career, Moscow, excellennzz@gmail.com

Victoria I. Ivanova,

Senior Lieutenant of Justice, Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs in the city of Lipetsk, Lipetsk

public control over places of forced detention: problems and solutions

Abstract. The article analyzes the activities of public monitoring commissions. The activities of this public institution are aimed at protecting the rights and legitimate interests of persons serving a sentence of imprisonment, as well as improving the system of execution of criminal penalties in places of forced detention, performing their duties, preventing and detecting violations of the law in their activities, as well as respecting the rights of detainees. The article examines the provisions of normative legal acts regulating the tasks of public control, the procedure for creating and some aspects of the functioning of public monitoring commissions in the Russian Federation.

Keywords: public control, public organization, penal enforcement system, convict, correctional institutions, public monitoring commissions

UK3

Есть ли у заключенных права? Конечно есть!

Однако в средствах массовой информации постоянно размещается информация о нарушении прав заключенных [20].

Учитывая, что уголовно-исполнительная система РФ (далее - УИС) является в силу своей специфики (исполнение уголовных наказаний) закрытым институтом, где по состоянию на 1 февраля 2021 года в местах лишения свободы содержалось 478 714 человек [5], то самым эффективным и действующим общественным элементом по контролю за соблюдением прав и законных интересов осужденных в местах принудительного содержания (далее - МПС) являются представители самого общества, члены Общественной наблюдательной комиссии (далее - ОНК) за местами принудительного содержания [7].

Общественные наблюдательные комиссии созданы в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [8]. Сегодня ОНК действуют во всех субъектах РФ. Контроль со стороны общества является эффективным механизмом воплощения подлинной демократии, важным принципом, отраженным в действующей Конституции РФ [9]. Последовательная политика гуманизации уголовных наказаний показывает положительные результаты, во-первых, снижение количества осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, например, «Тюремное население неуклонно сокращается уже почти 20 лет. С 2000 года оно сократилось вдвое: с 1 млн 60 тыс. человек до 496 тыс.» [17].

Данный показатель в целом влияет на снижение количества жалоб и обращений на условия отбывания наказания, медицинского обслуживания, питания и т.д.

Однако, анализ жалоб, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека РФ [6], указывает на рост их количества. Например, каждое девятое обращение поступило по вопросам реализации уголовно-исполнительного законодательства (4187 жалоб), что увеличило количество обращений на 13% [12].

Значительно увеличилось число жалоб по вопросам содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах: с 791 до 1059 (на 34%), по вопросам досрочного освобождения от отбывания наказания с 195 до 250 (на 28%) [12]. Также наблюдается рост числа жалоб на применение физической силы и специальных средств со 152 до 364 (более чем в 2 раза) [1].

Общественный контроль, как особая форма волеизъявления общества, является одной из гарантий реализации конституционного механизма народов-

ластия. В большей или меньшей степени он присутствует в системе государственного устройства любой страны и выражается в общественных отношениях, характеризующихся проведением представителями различных социальных групп контрольных мероприятий в отношении органов публичной власти [4].

В орбиту деятельности членов ОНК включили осуществление контроля за множеством различных мест, в которых принудительно содержат граждан, например: соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в МПС, в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, участие в комиссиях по условно-досрочному освобождению (далее - УДО) и представительство в судах по различным вопросам смягчения режима отбывания, замены неотбытой части срока другими видами наказания, принудительными или исправительными работами. Кроме того, члены комиссии отвечают на вопросы осужденных при личных встречах при проведении проверок МПС, отвечают на поступившие письма, а также встречаются с родственниками осужденных по различным вопросам.

Следовательно, сфера данного вида деятельности очень обширна. При этом члены ОНК выполняют общественную нагрузку абсолютно безвозмездно, при этом затрачивая свое личное время, часто личные денежные средства. Таким образом, значимость данного вида общественного контроля подчеркивается на всех уровнях власти, однако фактически помощь не оказывает никто, отсутствует федеральное и региональное финансирование, под деятельность ОНК региональные власти не предоставляют даже рабочие помещения.

Как показывает статистика ежегодных отчетов председателей комиссий субъектов РФ, региональные власти практически не оказывают поддержки, которая требуется, прежде всего, в виде выделения помещений для проведения собраний членов ОНК, для разработки планов деятельности, обсуждения результатов проведенных проверок, хранения писем, жалоб, документации, а также для такой важной работы как прием граждан, освободившихся из МПС и родственников осужденных. Все это влечет определенные сложности для эффективной работы комиссий при решении неотложных и каждодневных проблем по защите прав и законных интересов осужденных.

Современное общество стремится в полном объеме контролировать властные структуры, при этом возникают конфликты, как итог обострение социальных и политических противоречий. Случай ИК-15 в Ангарске показал, что в условиях отсутствия общественного и государственного правозащитного контроля возникают предпосылки для всевозможных злоупотреблений. Данный факт стал поводом для бунта осужденных [3].

ии

Данный факт, как и другие примеры, подтверждает необходимость государственной поддержки общественных институтов представительной демократии, в которых реализуется реальное участие граждан в форме общественного контроля в различных его формах.

Сегодня создан основательный фундамент контроля со стороны общества за МПС, который предоставляет возможность эффективно в реальном времени обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание, однако для этого необходимо постоянно совершенствовать систему правовых механизмов и процедур их реализации в практике исполнения уголовных наказаний. Есть и другая задача воплощения цели общественного контроля членами ОНК в ходе проведения проверок - не искать, а именно помогать вскрывать ошибки в процессе исполнения своих полномочий по исполнению уголовных наказаний и правовые пробелы системы в целом. Данные ошибки необходимо отражать в отчетах проведенных проверок и доводить до сведения руководства региональных и федеральных органов ФСИН России, что является действенным механизмом при проведении открытого разговора руководства ФСИН с сотрудниками региональных подразделениями ФСИН, членами ОНК и другими общественными организациями [14]. Взаимодействие - главный принцип работы ФСИН и общества, члены ОНК могут осуществлять контроль в любое время и в любом учреждении, в соответствии с действующим законом.

Действующий сегодня механизм контрольной функции общества предоставляет возможность обращения осужденных в случаях, когда нарушено их право на судебную защиту, получение юридической помощи и консультации. Однако общественный контроль пока еще не в полном мере охватывает все стороны процесса ресоциализации, за рамками остаются вопросы постпенитенциарного периода и социальной адаптации вышедших на свободу из МПС лиц, что требует принятия неотложных мер в решении данного вопроса. Институт общественного контроля был создан более 60 лет назад, а первые акты приняты в 1955 году на первом конгрессе и зафиксированы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Последние поправки, принятые в 2015 году в Вене, стали общепризнанным ориентиром для администраций тюрем по всему миру [2].

Важным моментом остается вопрос, что является нарушением международных стандартов прав заключенных, следовательно, определяется критерий их правильного применения в условиях отечественной системы исполнения уголовных наказаний [15]. Немаловажный вопрос также состоит и в том, кто проводит проверку: подготовленный член ОНК, эксперт или гражданин, который недавно привлечен к процессу общественного контроля.

Таким образом, ФСИН России, проводя политику открытых дверей, возлагает большие надежды на само общество в виде обучения тех, кто будет осуществлять контроль или привлекать специалистов (экспертов).

Однако, при всей положительной тенденции, общественность (члены ОНК субъектов РФ), которые осуществляют общественный контроль за местами принудительного содержания, в большинстве своем не являются юристами, психологами, педагогами, при этом они активные члены общества с обостренной гражданской позицией [16]. Следовательно, членов ОНК необходимо готовить, обучать, проводить с ними постоянные тренинги, которые будут оказывать им помощь в осуществлении контроля в МПС [18]. На это необходимы финансовые средства, которые выделяются не регулярно, что выражается в неполноценной подготовке общественников для проверок.

В свою очередь, пункт 53 Европейских пенитенциарных правил закрепляет необходимость развития связей между пенитенциарными учреждениями и общественностью [19]. Главный принцип общественного контроля заключается в его регулярности [13]. Для этого предусмотрен ежегодный отчет деятельности ОНК субъектов РФ перед Уполномоченным субъекта, Общественной палатой РФ и Общественной палатой субъекта РФ, в котором отражен хронометраж проведенных проверок, обращений осужденных, родственников и т.д. [7]

Контроль со стороны общества получил свое развитие с принятием Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» и др. Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ общественное воздействие является одним из средств исправления осужденных, посредством которого представители общественности оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают участие в исправлении осужденных, а также могут осуществлять общественный контроль за деятельностью данных учреждений. Основы общественного контроля составляет Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в ст.ст. 16, 16.1 и 25 закреплено право на посещение органов и учреждений, реализующих исполнение наказаний, членами общественных наблюдательных комиссий.

Особенностью деятельности комиссий является привлечение внимания общества, государственных органов, средств массовой информации к проблемам деятельности пенитенциарных учреждений [10]. Ос-

ип

новными формами осуществления контроля являются: посещение учреждений, исполняющих уголовные наказания; участие в круглых столах, конференциях, приемах по личным вопросам осужденных и их родственников. Важным является то, что ОНК действуют на постоянной основе в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах лишения свободы [11].

Выявленные недостатки являются традиционными. По количеству жалоб первое место занимают вопросы медицинского обслуживания, второе - трудоустройство, условия отбывания наказания и т.д. Общество уверенно, что данный институт оказывает положительную роль в совершенствовании и доведении условий отбывания наказаний до международных требований.

Проблемным остается вопрос подготовки новых членов ОНК, правовая база перегружена, следовательно, не все члены способны без специальной подготовки быть профессионалами данной деятельности.

В ходе приема по личным вопросам важен принцип «не навреди», стоят задачи дать правильный совет, принять правильное решение, проверить документы, направить обращение на нарушение прав в МПС. Есть еще важное направление деятельности - это проведение общественного мониторинга, проверки, экспертизы, обсуждения, общественных (публичных) слушаний. Таким образом, уровень подготовки члена ОНК, установленный нормативно-правовыми актами, безусловно выше уровня знаний обычного гражданина, обладающего базовым уровнем правовой культуры. Данное обстоятельство применения юридической техники перегружает реализацию механизмов общественного контроля на практике.

Другое обстоятельство состоит в том, что не все граждане могут быть привлечены к участию в деятельности общественной организации по контролю властных структур.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» право на участие граждан в общественном контроле может быть реализовано следующими способами: лично или в составе институционализированных социальных групп. При этом ни гражданин, ни общественное объединение не указаны законодателем в качестве субъекта общественного контроля, которыми согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2014 года № 212-ФЗ являются только:

1. Общественная палата Российской Федерации;

2. Общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3. Общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;

5. Общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, но их правовой статус при этом отличается от статуса субъектов общественного контроля.

Таким образом, если гражданин желает и имеет необходимую подготовку, но не является членом общественной организации, тем более данная организация зарегистрирована менее одного года, а также в Уставе не указана деятельность по защите прав человека и гражданина, стать членом ОНК ему не представляется возможным. Данная политика государства вызывает к жизни пассивную форму правового нигилизма к данному институту народовластия. В итоге общество пытается и, как показывает практика, находит приемлемое взаимодействие, однако, оно, как правило, происходит с нарушением действующего законодательства.

Подводя итог проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Необходимо привлекать граждан к участию в деятельности рассмотренных общественных организаций, но главное необходимо создать условия для их деятельности, что требует внесения изменений и дополнений в законодательство, которые позволили бы сделать данный вид контроля эффективным и прозрачным.

Кроме того, необходимо выделить элементы контроля, например, общий и специальный, где первый будет отвечать за проведение процессов общественного мониторинга и общественного обсуждения, а также иные формы, не запрещенные законом, второй будет отвечать за процедуры общественной проверки, экспертизы, публичные слушания.

Законодательно закрепить некоторые существенные полномочия, при этом не выдавать мандаты членов ОНК представителям органов власти и лицам, привлеченных к ответственности за преступления и коррупционные правонарушения.

Необходимо чтобы деятельность комиссий была прозрачной, для чего потребуется создать общий сайт ОНК РФ и ОНК субъектов РФ, печатное издание, в котором можно будет отражать процесс проделанной работы, отвечать на вопросы, проводить конкурсы, что позволит избежать системных ошибок.

Закрепить возможность привлечения к ответственности за необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, за размещение в СМИ, сети Интернет искаженных сведений о результатах контроля.

Особенно важно внести поправки в законодательство о финансовой и других видах поддержки: выделение средств на командировки, проживание и

икз

питание. Решить вопрос о компенсации заработной платы отсутствующего сотрудника в период проведения им проверки. А также решить вопросы о выделении помещений под деятельность ОНК, создание сай-

тов для эффектного освещения их деятельности, которая на сегодня является весьма актуальной и должна стать прозрачной без кривизны событий, которые зачастую происходят в МПС.

Список литературы

1. Адвокаты прокомментировали важнейшие положения доклада Т. Москальковой за 2019 г. Режим доступа: http:/ https://www.advgazeta.ru (дата обращения 24.02.2021).

2. Актуальные вопросы защиты прав осужденных. Режим доступа: https://www.unodc.org (дата обращения 21.02.2021).

3. Бунт заключенных в ИК-15. Режим доступа: https://lenta.ru (дата обращения 18.02.2021).

4. Исправительную колонию № 6 УФСИН России по Липецкой области посетили члены ОНК. Режим доступа: https://48.fsin.gov.ru (дата обращения 22.02.2021).

5. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Режим доступа: https:// fsin.gov.ru (дата обращения 25.02.2021).

6. Москалькова Т. Круглый стол «Обеспечение реализации принципа презумпции невиновности». Режим доступа: https://ombudsmanrf.org (дата обращения 22.02.2021).

7. Общественная наблюдательная комиссия Липецкой области. Режим доступа: http://oplip.ru (дата обращения 21.02.2021).

8. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Собрание законодательства Рос. Федерации. № 24. Ст. 2789.

9. Общественно наблюдательные комиссии. Режим доступа: http://antipytki.ru (дата обращения 26.02.2021).

10. ОП: пандемия не помешает общественному контролю в МПС. Режим работы: https://www.gazeta.ru (дата обращения 22.02.2021).

11. Онлайн-режим обращения заключённых ИК-7. Режим доступа: https://48.fsin.gov.ru (дата обращения 22.02.2021).

12. О массовых нарушениях прав трудящихся заключенных и коррупции в ГУЛАГе 2.0. Режим доступа: https:// gulagu.net (дата обращения 23.02.2021).

13. О массовых нарушениях прав трудящихся заключенных и коррупции в ГУЛАГе 2.0. Режим доступа: https:// gulagu.net (дата обращения 23.02.2021).

14. Руководство ФСИН России ответило на вопросы общественных наблюдательных комиссий в формате «прямого диалога». Режим доступа: https://fsin.gov.ru (дата обращения 22.02.2021).

15. Семь дел, где ВС защитил права заключенных. Режим доступа: https://pravo.ru (дата обращения 22.02.2021).

16. Семинар по юридической и психологической поддержке для активистов, которые занимаются общественным контролем МПС. Режим доступа: https://manandlaw.info (дата обращения 26.02.2021).

17. Сокращение числа заключенных - результат либерализации уголовно-исполнительной политики? https:// www.advgazeta.ru (дата обращения 15.04.2021).

18. Семинар для членов ОНК 2020. Режим доступа: http://antipytki.ru (дата обращения 26.02.2021).

19. Семинар по соблюдению прав человека в МПС Липецк. Режим доступа: https://ombudsman-lipetsk.ru (дата обращения 26.02.2021).

20. Тут, конечно, крыть уже нечем. // Новая газета № 20. 2021. 24 февр.

References

1. The lawyers commented on the most important provisions of the report of T. Moskalkova for 2019. Access mode: http:/ https://www.advgazeta.ru (accessed 24.02.2021).

2. Current issues of protection of the rights of convicts. Access mode: https://www.unodc.org (accessed 21.02.2021).

3. Riot of prisoners in IK-15. Access mode: https://lenta.ru (accessed 18.02.2021).

4. Correctional colony No. 6 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Lipetsk region was visited by members of the PMC. Access mode: https://48.fsin.gov.ru (accessed 22.02.2021).

5. Brief description of the penal system of the Russian Federation. Access mode: https://fsin.gov.ru (accessed 25.02.2021).

6. Moskalkova T. Round table "Ensuring the implementation of the principle of presumption of innocence". Access mode: https://ombudsmanrf.org (accessed 22.02.2021).

7. Public Supervisory Commission of the Lipetsk region. Access mode: http://oplip.ru (accessed 21.02.2021).

8. On public control over ensuring human rights in places of forced detention and on assistance to persons in places of forced detention: Federal Law No. 76-FZ of 10.06.2008 (as amended on 27.12.2018). Collection of legislation of the Russian Federation. The Federation. No. 24. Article 2789.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U93

9. Public monitoring commissions. Access mode: http://antipytki.ru (accessed 26.02.2021).

10. OP: the pandemic will not interfere with public control in the IPU. Working hours: https://www.gazeta.ru (accessed 22.02.2021).

11. Online mode of treatment of prisoners of IK-7. Mode of access: https://48.fsin.gov.ru (accessed 22.02.2021).

12. Of massive violations of workers ' rights prisoners and corruption in the Gulag 2.0. Mode of access: https://gulagu. net (accessed 23.02.2021).

13. Of massive violations of workers ' rights prisoners and corruption in the Gulag 2.0. Mode of access: https://gulagu. net (accessed 23.02.2021).

14. The management of the Federal penitentiary service of Russia answered questions from the public monitoring commissions in the format of "direct dialogue". Access mode: https://fsin.gov.ru (accessed 22.02.2021).

15. Seven cases where the Supreme Court defended the rights of prisoners. Access mode: https://pravo.ru (accessed 22.02.2021).

16. Seminar on legal and psychological support for activists who are engaged in public control of the Ministry of Internal Affairs. Access mode: https://manandlaw.info (accessed 26.02.2021).

17. Is the reduction in the number of prisoners the result of the liberalization of the penal policy? https://www. advgazeta.ru (accessed 15.04.2021).

18. Seminar for members of the ONC 2020. Access mode: http://antipytki.ru (accessed 26.02.2021).

19. Seminar on the observance of human rights in the IPU Lipetsk. Access mode: https://ombudsman-lipetsk.ru (accessed 26.02.2021).

20. Here, of course, there is nothing to cover. // Novaya Gazeta No. 20. 2021. 24 Feb.

DO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.