Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ ТЕРРИТОРИИ'

СУБЪЕКТЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
350
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ / ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / FOLK ARTS AND CRAFTS / TOURIST ATTRACTIONS / TRADITIONAL FOLK CULTURE / STATE SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курилова Елена Владимировна, Радыгина Евгения Геннадьевна

Народные художественные промыслы, являясь фактором региональной культуры, оказывают значительное влияние на маркетинг и брендинг территории, привлечение инвестиций в регион, создание дополнительных рабочих мест. Целью исследования является выявление перспектив сохранения и развития малого и среднего предпринимательства на основе комплексного описания истории и сегодняшнего дня бытования народных художественных промыслов на территории города Нижнего Тагила. Специфику исследования составляют культурно-исторический и семиотический подходы. В исследовании использовались идеографические и номотетические методы. Результаты исследования включают оценку состояния народных художественных промыслов Свердловской области, в частности Нижнего Тагила. Выявлены и оценены проблемы, с которыми сталкиваются субъекты народных художественных промыслов Нижнего Тагила, определены возможные «точки роста» и выявлены позитивные тенденции, на которые стоит направить меры государственной поддержки. Для включения субъектов народных художественных промыслов в число туристских аттракторов территории предлагается комплекс мер, которые позволят сохранять и продвигать традиционную народную культуру Среднего Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Курилова Елена Владимировна, Радыгина Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF FOLK ARTS AS TOURIST ATTRACTORS OF THE TERRITORY

Folk arts and crafts, as a factor of regional culture, have a significant impact on the marketing and branding of the territory, attracting investment to the region, and creating additional jobs. The purpose of the research is to identify the prospects for the preservation and development of small and medium-sized businesses based on a comprehensive description of the history and current existence of folk arts and crafts in the city of Nizhny Tagil. The specifics of the research are cultural-historical and semiotic approaches. The study used ideographic and nomothetical methods. The results of the study include an assessment of the state of folk arts and crafts in the Sverdlovsk region, in particular the city of Nizhny Tagil. The problems faced by the subjects of folk arts and crafts in Nizhny Tagil are identified and evaluated, possible «growth points» are identified, and positive trends are identified that should be addressed by state support measures. To include subjects of folk arts and crafts in the number of tourist attractions of the territory, a set of measures is proposed that will allow preserving and promoting the traditional folk culture of the Middle Urals.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ ТЕРРИТОРИИ»

Вестник Челябинского государственного университета.

2020. № 10 (444). Экономические науки. Вып. 70. С. 210—217.

УДК 338.48; 745 DOI 10.47475/1994-2796-2020-11026

ББК 65.43

СУБЪЕКТЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ ТЕРРИТОРИИ

Е. В. Курилова, Е. Г. Радыгина

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

Народные художественные промыслы, являясь фактором региональной культуры, оказывают значительное влияние на маркетинг и брендинг территории, привлечение инвестиций в регион, создание дополнительных рабочих мест. Целью исследования является выявление перспектив сохранения и развития малого и среднего предпринимательства на основе комплексного описания истории и сегодняшнего дня бытования народных художественных промыслов на территории города Нижнего Тагила. Специфику исследования составляют культурно-исторический и семиотический подходы. В исследовании использовались идеографические и номотетические методы. Результаты исследования включают оценку состояния народных художественных промыслов Свердловской области, в частности Нижнего Тагила. Выявлены и оценены проблемы, с которыми сталкиваются субъекты народных художественных промыслов Нижнего Тагила, определены возможные «точки роста» и выявлены позитивные тенденции, на которые стоит направить меры государственной поддержки. Для включения субъектов народных художественных промыслов в число туристских аттракторов территории предлагается комплекс мер, которые позволят сохранять и продвигать традиционную народную культуру Среднего Урала.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, туристские аттракторы, традиционная народная культура, меры государственной поддержки.

Народные художественные промыслы не только являются предметами домашнего обихода, но и выполняют функцию национальных символов, составляя основу отечественной культуры, и представляют собой один из лучших способов изучения традиций народа. Народные художественные промыслы Свердловской области становятся аттракторами туристских дестинаций и влияют на маркетинг территории.

Изделия народных художественных промыслов Нижнего Тагила являются одним из основных элементов создания образа территории. В них сохраняются художественные традиции, отражается самобытность культуры народов Свердловской области. Данное исследование, направленное на изучение состояния народных художественных промыслов Нижнего Тагила, дает возможность оценить проблемы, с которыми сталкиваются здесь субъекты народных художественных промыслов, выявить возможные «точки роста», позитивные тенденции, которые можно закрепить с помощью мер государственной поддержки в Свердловской области. Предметом исследования являются народные художественные промыслы Нижнего Тагила.

Цель исследования: комплексное описание истории и сегодняшнего дня бытования народных художественных промыслов на территории Нижнего Тагила.

В результате анализа данных предыдущих исследователей, публицистических текстов и исторических документов были собраны сведения о предпосылках появления художественных промыслов на территории Нижнего Тагила, об истории их бытования. Затем анализировалось актуальное состояние сферы народных художественных промыслов на территории и вырабатывалось возможные пути развития сложившейся ситуации.

Специфику исследования составляют культурно-исторический и семиотический подходы. В исследовании использовались идеографические методы, включающие рассмотрение проявлений и современного состояния народных художественных промыслов Нижнего Тагила, и номотетические методы, исследующие процессы формирования самобытной уральской культуры. Методы исследования: так как цель исследования максимально широка, основными методами, позволившими объединить задачи искусствоведческого, исторического и маркетингового анализа, стали наблюдение и описание. Комплексное описание особенностей бытования народных художественных промыслов на территории Нижнего Тагила проводится впервые, что определяет новизну исследования.

Практическая значимость исследования определяется потребностью в сведениях о состоянии

народных художественных промыслов территории как органов государственной и муниципальной власти, так и представителей бизнеса в данном секторе экономики. Выводы и рекомендации, сформулированные в результате данного исследования, должны лечь в основу разработки главных направлений развития народных художественных промыслов на территории Нижнего Тагила, а также выработки мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению В. А. Квартальнова [5. С. 158], соблюдение принципов устойчивого развития лежит в основе создания условий развития туристской индустрии региона, формирования инвестиционной привлекательности туристских дестинаций. При выполнении данных условий туризм становится сферой, стимулирующей развитие разных направлений экономики региона. Это связано с тем, что основная направленность развития туризма — не только достопримечательности, но также и виды деятельности, относящиеся к природной среде, культурному и историческому наследию, технологическим процессам в регионе.

По мнению В. С. Сенина [8. С. 73], развитие туризма необходимо строить на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, с применением принципов эффективного и разумного планирования. Благодаря такому подходу туризм может способствовать значительному экономическому развитию региона, избегая возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ухудшением экологической обстановки или нарушением социальной стабильности общества.

Большой практический интерес представляет оценка народных художественных промыслов и их влияния на уровень экономического развития территории их традиционного бытования. С этой точки зрения субъекты народных художественных промыслов можно рассматривать как один из инструментов обеспечения экономической безопасности. По мнению Г. В. Ганьшиной и Н. В. Чаус [3], отрасль народных художественных промыслов оказывает положительное влияние на конкурентоспособность территории и ее социально-экономическое развитие при помощи механизмов обеспечения занятости местного населения, предоставления дополнительных возможностей для развития смежных отраслей бизнеса, сохранения народных традиций и развития культурной самобытности дестинации, развития культурно-познавательного и других видов туризма.

Народные художественные промыслы оказывают специфическое воздействие на аттрактивность разных видов туризма в регионе. Например, для культурно-познавательного туризма значимыми являются создание исторического окружения, обращение к традиционным процессам изготовления изделий, продажа сувенирной продукции, предметов украшения костюма. Для экологического туризма актуально изготовление экологичных изделий утилитарного назначения (предметов домашнего обихода, письменных и туалетных принадлежностей). Для лечебно-оздоровительного туризма значение имеет дизайн пространств отдыха и рекреации в особом народно-художественном стиле, использование предметов украшения интерьера. Для делового туризма важно предложение стилизованной сувенирной продукции (письменные принадлежности, изделия декоративного назначения), использование символического или религиозного значения предметов. Стоит обратить внимание на взаимный эффект: развитие туризма влечет за собой развитие народных художественных промыслов, которые способствуют расширению производства и продажи сувенирной продукции, что напрямую влияет на удовлетворение потребностей туристов.

Народные ремесла и промыслы основаны на языческих верованиях русского народа, существовавших до принятия христианства, и показывают связь русского народа с природой. До реформ Петра I на Руси процветали различные формы народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Большинство из них имели прикладное и утилитарное значение: фарфоровая посуда, глиняные игрушки, пуховые платки, плетение и вышивка, роспись и пр. Классическими предметами русской сувенирной отрасли являются изделия, широко известные за рубежом: росписи (гжель, городецкая, жостовская, палех, хохлома и др.), изделия из ткани (вологодское кружево, оренбургский пуховый платок, павловопосадский набивной платок, мценское кружево и др.), игрушки (матрешка, дымковская, романовская, филимоновская и др.), изделия из металла (златоустовская гравюра, скань, каслинское литье, тульские самовары и др.), резьба (абрамцево-кудринская, богородская, холмогорская и др.), плетение (шиловское лозоплетение, вятская береста).

Ко времени начала строительства заводов Уральский край был неплохо освоен. Уже начиная с XIV в. на Урал приходили русские: сначала новгородцы, позднее — переселенцы из Поморья, Северного Поволжья и районов Русского Севера, после реформ патриарха Никона и последовавшего

раскола Русской Православной церкви — противники нововведений, впоследствии названные старообрядцами. Демидовы привозили на строящиеся уральские заводы купленных крепостных крестьян. Сюда съезжались московские и тульские мастера, стекались опальные стрельцы, волжская вольница, раскольники, бежавшие от гонений за веру, пленные шведы, беглые крестьяне, солдаты, каторжники — люди, дерзкие духом и крепкие телом.

Так на Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII в., горнозаводские промыслы и декоративную роспись Среднего Урала и Прикамья XVIII—XIX столетий. Именно горнозаводская культура определила специфику художественных промыслов, традиции которых сформировались в XIX и XX вв.

Необходимо также отметить тот факт, что в хозяйстве Демидовых, как в вотчинном, так и в заводском, активно использовались специалисты самых разных художественных и художественно-ремесленных профессий. Выполнение разнообразных работ силами собственных крепостных людей обходилось дешевле и было, соответственно, экономически более выгодно.

Одаренных и способных крепостных мастеров во владениях Демидовых было немало. Наряду с подготовкой специалистов горнотехнических, металлургических и других специальностей, связанных с горнозаводским производством, Демидовы начинают уделять большое внимание обучению мастеров творческих профессий: архитекторов, художников, специалистов декоративно-прикладного профиля. Особенно это касается деятельности сына Акинфия Демидова Никиты Акинфиевича, унаследовавшего нижнетагильскую часть заводов.

Этот факт также оказал немаловажную роль на развитие промыслов.

Значительное влияние на развитие промыслов оказывала и социально-экономическая обстановка. Вытеснение с мирового рынка российского железа в первой половине XIX в. приводит к необходимости расширить продажу железа внутри страны, в том числе и в самом Тагиле. В то же время введение технических новшеств на заводах, специализация заводских работ, высвободившая значительное количество рабочих рук, и низкая заработная плата заставляли рабочих

искать возможности заработка. А высокая плотность населения в округе создавала для ремесленников неплохой рынок сбыта, позволяя развиваться кустарным производствам, в которых со временем все больше проявляется художественное начало.

Таким образом, искусство, ремесла и народные промыслы сложились и развивались на территории Нижнего Тагила в тесной связи с географическими и природно-климатическими особенностями (наличие большого количества природных ископаемых, железных и медных руд, драгоценных и поделочных камней и прочего, наличие леса и рек), под влиянием привнесенных из разных территорий страны традиций и социально-экономических факторов. Кроме того, специфику народных художественных промыслов определило развитие промышленности в XVIII — XIX вв. В Нижнем Тагиле развились лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.

В современных условиях проявляется увеличение интереса к материальному и нематериальному культурному наследию региона, что связано с переориентацией туристского потребления с внешнего туризма на внутренний, многие туристы обратили внимание на отдых в России. Исходя из этого развитие народных художественных промыслов, повышение их роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для развития туризма будут способствовать эффективному социально-экономическому росту региона и привлечению туристов [2].

Развивающийся рынок народных художественных промыслов и сувенирной продукции оказывает влияние на событийную индустрию. Значимыми событиями являются: фестиваль «Художественная керамика» (Гжель) и фестиваль сибирской керамики (Новосибирск), конференция ассоциации «Народные художественные промыслы России», межрегиональный конкурс «Филимоновское чудо» (Москва), международные выставки-ярмарки «Российский лен», «Серебряная коклюшка» и др. Создаются профессиональные сообщества. Например, некоммерческое партнерство «Русская ассоциация поставщиков и производителей сувениров».

В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской

Федерации (2019—2025 годы)»1 закрепляется важная роль индустрии туризма в решении социально-экономических проблем, обеспечении занятости населения и создании рабочих мест.

Однако в целом по России состояние народных художественных промыслов оценивается как кризисное. Этот факт определяется объемом народных художественных промыслов в ВВП менее 1 %, предпринимательской деятельности — ниже 0,02 %. Кроме того, многие самобытные технологии просто утрачены. Несмотря на значительный рост потока туристов, посещающих Свердловскую область, за последние несколько лет туры и экскурсии по народным промыслам не получили должного развития, и, как следствие, среди предложений турагентств можно лишь изредка встретить подобные программы. Тем не менее спрос на такие туры все же существует. Согласно специально проведенному опросу молодых людей в городе Орле в возрасте от 15 до 24 лет (данный сегмент был выбран как наиболее активный, любознательный и нетребовательный), 52 % респондентов изъявили желание посетить тур по народным промыслам и ремеслам. Также исследование показало, что большинство опрошенных пожелали включить в программу такие дополнительные услуги, как мастер-классы, поскольку они позволяют получить знания и навыки, понять тонкости определенного ремесла.

По мнению А. В. Кучумова с соавт. [1], для возрождения сферы народных художественных промыслов требуются значительные вложения в развитие инфраструктуры и подготовку специалистов.

Исходя из всего сказанного выше выделим основные тенденции развития сувенирной сферы:

1) укрепление исторической памяти территории;

2) возрождение исконно русских сувениров;

3) развитие ремесленных производств на основе народных художественных промыслов;

4) совмещение традиционной и новаторской культуры, усиление творческой составляющей и профессионализма в производстве сувенирной продукции;

5) развитие индустрии событий на основе народных художественных промыслов.

1 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 годы)»: утв. Пост. Правительства РФ от 2 авг. 2011 г. № 644, с изм. от 7 февр. 2018 г. (http://docs.cntd.ru/document/902295121; дата обращения 04.09.2020).

Особенностью конкуренции в сфере туризма является разноуровневость ее проявления. На микроуровне происходит конкурентная борьба между отдельными субъектами туристской индустрии (средствами размещения, туроператорами, турагентами). На мезоуровне конкуренция возникает между туристскими дестинациями, на ме-гауровне — между странами. Существует тесная взаимосвязь конкуренции на этих уровнях туризма. Это объясняется тем, что при принятии решения о путешествии турист сначала выбирает дестина-цию, а уже затем расположенное в ней средство размещения. Мотивацией путешествия обычно выступают те уникальные туристско-рекреаци-онные ресурсы, которыми обладают дестинации. В исключительных случаях основной целью путешествия может быть само средство размещения, если оно относится к категории необычных отелей. В классической теории конкуренции основными конкурентными силами являются покупатели, поставщики, субституты и потенциальные конкуренты [7]. В сфере туризма следует учитывать влияние на конкурентоспособность местного населения, и это еще одна важнейшая конкурентная сила. В процессе путешествия всегда происходит коммуникация туристов с местными жителями, что влияет на качество восприятия предоставляемых туристских услуг. В настоящее время общепризнан термин «экономика впечатлений», это еще раз подчеркивает важность учета отношения местного населения к туристам. Современный путешественник особо ценит комфорт пребывания в дестинации, который зависит и от отношения местного населения к туристам. Недаром при оценке туристской конкурентоспособности стран всегда учитывается данный фактор. Следовательно, местное население является важным звеном, влияющим на формирование возвратного туристского потока в дестина-цию. Для Российской Федерации характерен крайне низкий уровень возвратности туристского потока, что неблагоприятно отражается на общих объемах туризма. Для создания благожелательной атмосферы пребывания путешественников в дестинации следует сформировать лояльное отношение к ним местного населения. С этой целью предлагаются следующие мероприятия по расширению участия местных жителей в туристской деятельности:

— создание новых рабочих мест в сфере туризма для трудоустройства местного населения (примером такой практики может служить опыт этнографического парка-музея «Этномир», расположенного в Калужской области);

— повышение материальной заинтересованности местного населения в развитии туризма за счет активизации предпринимательской деятельности, которая связана с обслуживанием туристов (предприятия питания, народные промыслы и т. п.);

— привлечение местного населения в коллективы, демонстрирующие туристам нематериальное культурное наследие дестинации: песни, танцы, ремесла и т. п. (успешным примером могут служить поселения староверов (семейских) в Бурятии, где практически все население участвует в туристской деятельности). Широкий охват местного населения туристской деятельностью позволит сформировать положительный социальный эффект; включение нематериального культурного наследия в туристский оборот и активное привлечение местных жителей для его воспроизведения и сохранения способствуют формированию взаимной толерантности местного населения и туристов.

Актуальным для региона является развитие ремесленного туризма, ориентированного на изучение народной художественной культуры, промыслов и ремесел, традиций народного искусства. В программу ремесленного туризма включается посещение сувенирных производств, авторских мастерских, знакомство с технологией производства. Ремесленный туризм имеет с культурно-историческую направленность и рассчитан прежде всего на небольшие группы туристов, однородные по интересам. Также ремесленный туризм связан с образовательным и детским видами туризма и может составить значимую долю в общем турпотоке, способствуя сочетанию культурных и социально-экономических приоритетов развития многих регионов России.

Особое внимание, по мнению В. П. Чичканова, Л. А. Беляевской-Плотник и П. А. Андреевой [9], следует уделить информационной поддержке ремесленного туризма и рекламе турпродуктов в интернет-пространстве. В этом случае продвижение образовательных и познавательных туров в центры народных промыслов будет не только приносить доход, но и способствовать возрождению и сохранению традиционно-бытовой культуры.

Во время посещения мастер-классов турист получает возможность не только узнать о промысле и его истории, но и попробовать свои силы в изготовлении изделия и раскрыть творческие способности. Это является главной отличительной характеристикой данной услуги от остальных. Реализация подобных программ будет полезна и интересна туристам всех возрастов, ведь они по-

могают понять историю, наших предков и, соответственно, нас самих. Такие туры могут многое рассказать об истории посещаемого края, нравах, обычаях и традициях, идеалах красоты его народа и удовлетворить следующий круг интересов: потребность в познании, просвещении (повышение общего уровня культуры и профессиональных навыков); потребность в новых ощущениях, впечатлениях (возможность увидеть нечто уникальное и экзотическое); желание приобрести или изготовить изделие самостоятельно, получить оригинальный сувенир, выполненный по заказу, или изделие с клеймом мастера. Кроме того, поддержка правительством такого вида туризма дает регионам возможность развития народных художественных промыслов как:

— отрасли производства, так как сегодня многие мастера организуют свою деятельность либо в форме индивидуального предпринимательства, либо в более крупных производственных формах;

— части национальной культуры и фактора формирования особого туристского кластера — наличие на территории области множества уникальных народных ремесел в совокупности со всевозможными этническими праздниками и фестивалями;

— присутствие многочисленных известных на всю страну центров и музеев, природных и развлекательных комплексов, что дает основания для разработки программ масштабных туристских маршрутов.

Перечисленные перспективы способны привлечь дополнительные денежные потоки, поскольку туризм на сегодняшний день является одной из самых прибыльных отраслей, а также послужить основанием для открытия новых предприятий сферы обслуживания, создания сотен новых рабочих мест и улучшения общей инфраструктуры регионов [6].

Сущность территориального маркетинга сводится к формированию, обеспечению и поддержанию конкурентоспособности территории во внешней среде на межтерриториальном уровне. Огромную роль в продвижении региона играют народные художественные промыслы.

Применительно к туризму под маркетингом туристского региона понимается деятельность, предпринимаемая с целью целенаправленного создания, поддержания или изменения определенного имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории [10].

Главный вопрос, на который необходимо ответить в существующих условиях: «Какой должна быть стратегия продвижения предприятий и мас-

теров, чтобы изделия народных художественных промыслов заняли достойное место среди визуальных репрезентантов бренда Урала, чтобы они по праву заняли свое место в списке обязательных подарков гостям нашего города и области, чтобы то, как обрабатывается камень, металл или дерево, знал и этим гордился каждый житель Урала?» [4].

Особенности изделий и услуг в сфере художественного производства:

1. Народные художественные промыслы становятся элементами бренда территории, а процесс их изготовления представляет ресурс для экономического роста и развития.

2. Традиционное декоративно-прикладное искусство является средством постижения исторического культурного наследия, формирования культурной идентичности жителей Урала, основой патриотического воспитания молодежи.

3. Утилитарное назначение изделия не является единственным. Например, нижнетагильский поднос уже не кухонная утварь, но произведение искусства.

4. Изделия мастеров высокого профессионального уровня сегодня являются, скорее, предметами роскоши.

Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 77-ОЗ «О народных художественных промыслах в Свердловской области»1 определены новые шаги по продвижению народных художественных промыслов региона — здесь ведется работа по созданию единого портала народных художественных промыслов, что поможет не только продвижению мастеров и их изделий, но и повысит узнаваемость бренда «народные художественные промыслы Свердловской области».

Портал позволит узнать о том, как зарождался каждый промысел на Урале, какие мастера работают на территории Свердловской области. А также получить актуальную информацию о выста-вочно-ярмарочных мероприятиях, фестивалях,

1 Закон Свердловской области «О народных художественных промыслах в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. № 77-ОЗ (с изм. на 4 авг. 2020 г. (http://docs.cntd.ru/document/453128796; дата обращения 04.09.2020).

конференциях, семинарах, форумах, конкурсах, онлайн-мероприятиях. Портал создается в рамках государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» 2 (мероприятие «Поддержка народных художественных промыслов Свердловской области»).

Таким образом, изучение архивных материалов по вопросам истории города Нижний Тагил из библиотечных фондов, архивов профильных образовательных организаций показало, что горнозаводская культура, ассимилировавшая традиции переселенцев из различных территорий России, явилась базой культурной уникальности Нижнего Тагила и определила специфику художественных промыслов, традиции которых сформировались в XVIII—XX вв.

Бытовавшие в Тагиле промыслы можно разделить на несколько групп: художественная обработка камня, производство ювелирных изделий из поделочных камней, художественный метал (лаковая роспись по металлу, художественная ковка), деревообрабатывающие, гончарный, художественный текстиль, и др. Максимальный интерес туристов и гостей Свердловской области вызывают тагильские подносы, коллекции минералов и украшений из натуральных поделочных камней.

Для промыслов, характерных для Нижнего Тагила, выделены положительные и отрицательные направления развития: недооценивается значение народных художественных промыслов для территории как туристской дестинации; производство и реализация продукции народных художественных промыслов практически не растет (скорее, происходит их снижение); как следствие невысокой средней заработной платы в отрасли, не растет и количество квалифицированных специалистов, инфраструктура сбыта только начинает выходить на современный уровень.

2 Государственная программа Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»: утв. Пост. Правительства Свердловской обл. от 17 нояб. 2014 г. № 1002-ПП) (с изм. на 25 июня 2020 г.) (http://docs.cntd. ru/document/423841173; дата обращения 04.09.2020).

Список литературы

1. Kuchumov A. V., Zigern-Korn N., Testina Ya.S., Boykova Yu. M. Development Trends of the Tourism Clusters in the Russian Federation // IOP Conference Series Earth and Environmental Science. 2018. № 204 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/329812388_Development_Trends_of_the_Tourism_Qusters_ in_the_Russian_Federation (дата обращения 04.09.2020).

2. Yakovenko N. V., Komov I. V. Folk crafts as an innovative factor of tourism development in the region (using an example of Voronezh region) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2016. № 3 (9).

3. Ганьшина Г. В., Чаус Н. В. Народные художественные промыслы как средство активизации событийного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2.

4. Иванова О. Л., Паньшина О. С. Стратегия продвижения предприятий народных художественных промыслов Урала // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 18—20 апр. 2016 г. в 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 264—267.

5. Квартальнов В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

6. Кулешова М. Н., Козлова В. А. Народные художественные промыслы как фактор развития туризма в регионе // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: материалы 5-й Межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2018. С. 34—37.

7. Морозова Н. С., Морозов М. М. Конкурентные преимущества в туризме и гостиничном бизнесе в условиях глобальной цифровизации // Вестник Российского нового университета: Человек и общество. 2020. № 1. С. 60—64.

8. Сенин B. C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 1993. 365 с.

9. Чичканов В. П., Беляевская-Плотник Л. А., Андреева П. А. Моделирование оценки влияния отраслевых факторов на уровень социально-экономического развития и экономической безопасности территорий // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 1. С. 7—13.

10. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: РДЛ, 2007. 480 с.

Сведения об авторах

Курилова Елена Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. elenak.64@mail.ru

Радыгина Евгения Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. radygina@bk.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2020. № 10 (444). Economic Sciences. Iss. 70. Pp. 210—217.

SUBJECTS OF FOLK ARTS AS TOURIST ATTRACTORS OF THE TERRITORY

E. V. Kurilova

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. elenak.64@mail.ru

E. G. Radygina

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. radygina@bk.ru

Folk arts and crafts, as a factor of regional culture, have a significant impact on the marketing and branding of the territory, attracting investment to the region, and creating additional jobs. The purpose of the research is to identify the prospects for the preservation and development of small and medium-sized businesses based on a comprehensive description of the history and current existence of folk arts and crafts in the city of Nizhny Tagil. The specifics of the research are cultural-historical and semiotic approaches. The study used ideographic and nomothetical methods. The results of the study include an assessment of the state of folk arts and crafts in the Sverdlovsk region, in particular the city of Nizhny Tagil. The problems faced by the subjects of folk arts and crafts in Nizhny Tagil are identified and evaluated, possible «growth points» are identified, and positive trends are identified that should be addressed by state support measures. To include subjects of folk arts and crafts in the number of tourist attractions of the territory, a set of measures is proposed that will allow preserving and promoting the traditional folk culture of the Middle Urals.

Keywords: folk arts and crafts, tourist attractions, traditional folk culture, state support measures.

References

1. Kuchumov A. V., Zigern-Korn N., Testina Ya. S., Boykova Yu. M. (2018) IOP Conference Series Earth and Environmental Science, no. 204 (1). Available at: https://www.researchgate.net/publication/329812388_De-velopment_Trends_of_the_Tourism_Clusters_in_the_Russian_Federation, accessed 04.09.2020.

2. Yakovenko N. V., Komov I. V. (2016) Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa, no. 3 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/folk-crafts-as-an-innovative-factor-of-tourism-development-in-the-region-using-an-example-of-voronezh-region, accessed 04.09.2020 [in Russ.].

3. Gan'shina G. V., Chaus N. V. (2012) Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-hudozhestvennye-promysly-kak-sredstvo-aktivizatsii-sobytiynogo-tu-rizma-v-rossii, accessed 04.09.2020 [in Russ.].

4. Ivanova O. L., Pan'shina O. S. (2016) Strategii razvitiya social'nyh obshchnostej, institutov i territorij. Ekaterinburg. Pp. 264—267 [in Russ.].

5. Kvartal'nov V. A. (2002) Turizm [Tourism]. Moscow, Finansy i statistika, 320 p. [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kuleshova M. N., Kozlova V. A. (2018) Tendencii iproblemy razvitiya industrii turizma i gostepriimstva: Materialy 5-jMezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Pp. 34—37.

7. Morozova N. S., Morozov M. M. (2020) VestnikRossijskogo novogo universiteta: Chelovek i obshchestvo, no. 1, pp. 60—64 [in Russ.].

8. Senin B.C. (1993) Vvedenie v turizm [Introduction to tourism]. Moscow, RIPRIKT. 365 p. [in Russ.].

9. Chichkanov V. P., Belyaevskaya-Plotnik L. A., Andreeva P. A. (2020) Ekonomika regiona, vol. 16, no. 1, pp. 7—13 [in Russ.].

10. Yakovlev G. A. (2007) Ekonomika i statistika turizma [Economy and tourism statistics]. Moscow, RDL. 480 p. [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.