УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
М.Г. НИКИШИНА, аспирант кафедры теории и истории экономики Орловского государственного университета Тел. 8 920 819 58 86; [email protected]
СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Статья посвящена рассмотрению круга лиц, являющихся субъектами инвестиционной деятельности, и их правового положения. Проведен анализ сущности понятий инвестор, заказчик, подрядчик, пользователь объектов инвестиционной деятельности и их экономических связей. Особое внимание уделяется государству, которое выступает, с одной стороны, как инвестор, а с другой - как носитель властных полномочий.
Ключевые слова: субъекты инвестиционной деятельности, инвестор, заказчик, подрядчик, пользователь объектов инвестиционной деятельности.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат любой страны, является действующая законодательная система, которая обусловливает национальный правовой режим инвестиционной деятельности, регламентирует принципы, особенности и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, и с субъектами хозяйственной деятельности - с другой. Ключевым нормативно-правовым актом, специально ориентированным на организацию экономических отношений в процессе осуществления капитальных вложений между различными участниками этого процесса (субъектами инвестиционной деятельности), является Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон № 39-ФЗ). Так, в соответствии со статьей 4 Закона № 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. То есть перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.
Главным субъектом инвестиционной деятельности независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. Однако в настоящее время нет однозначного определения категории «инвестор». Так, при раскрытии данного понятия В. А. Бублик отождествляет фигуру инвестора и предпринимателя. То есть инвестор (предприниматель) вкладывает в производство деньги и (или) иное имущество, участвует в управлении производством, несет всю ответственность за результаты деятельности и разделяет все риски, связанные с использованием инвестиций [4, с. 13]. Однако инвестор вправе получать часть прибыли не в силу факта участия в ее создании, а в силу наличия соответствующего правоотношения между ним и лицом, получившим инвестиции. Также в процессе развития бизнеса и расширения производства предприниматель вкладывает в дело собственные, заемные или привлеченные средства, таким образом, выступает в определенных правоотношениях как инвестор. Однако не каждый инвестор должен быть предпринимателем, поскольку в противном случае приобретатель акции или иной ценной бумаги должен регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов (Е.П. Губина, И.В. Ершова, Г.М. Иванова, А.В. Майфат) склоняются именно к такой точке зрения
[12, с. 230; 8, с. 7; 6, с. 227].
© М.Г. Никишина
Другие авторы, например Н. Г. Селютина, склоняются к тому, что инвестор становится инвестором лишь тогда, когда он размещает капитал в производство как средство получения им дохода [13, с. 36]. Для инвестора целью участия в инвестировании является получение материальной выгоды, прирост имущества, иными словами
- «доходность» [8, с. 6]. Очевидно, что результатом инвестиционной деятельности является не только получение прибыли, но и достижение определенного положительного эффекта (социального, инновационного, экологического, повышение конкурентоспособности). Так, в случае, когда государство выступает инвестором, оно не ставит перед собой цели максимизации прибыли. Цель государства - создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и через это - увеличение благосостояния.
В статье 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее - Закон № 1488-1) (в части норм, не противоречащих Закону № 39-ФЗ) дается определение инвестора как субъекта инвестиционной деятельности, осуществляющего вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающего их целевое использование. Согласно Конвенции от 28 марта 1997 года «О защите прав инвестора» инвестор
- государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций.
Так как Закон № 39-ФЗ и Федеральный закон от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ определение категории инвестор не содержат, а только указывают на перечень лиц, которые вправе быть инвесторами, поэтому наиболее распространенно и приемлемо данное понятие раскрывается в Законе № 1488-1. Однако Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не раскрывает существенных признаков, которыми должно обладать лицо, чтобы считаться инвестором.
Раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.
Обобщив имеющиеся понятия, мы можем определить инвестора как участника инвестиционной деятельности, вкладывающего собственные, заемные и (или) привлеченные средства в форме инвестиций в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и
(или) достижения иного полезного эффекта. Формулировка «достижение иного полезного эффекта» позволяет учитывать инвесторов, не преследующих целей достижения прибыли, однако приносящих общественно полезный результат.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 3 9-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности могут быть:
- физические, юридические лица;
- объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности;
- не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;
- государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
С учетом направленности основной хозяйственной деятельности, осуществляемой инвесторами, их разделяют на индивидуальных и институциональных инвесторов. Индивидуальный инвестор -это физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложения собственных средств в форме инвестиций для развития основной производственно-хозяйственной деятельности. Как правило, индивидуальный инвестор заинтересован только в том, чтобы свободные деньги принесли ему прибыль, которая станет источником дохода на пенсии или же обеспечит финансовую стабильность его семье [5, с. 57].
Институциональный инвестор — это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность от своего лица [11, с. 24]. Они осуществляют свою деятельность за счет и в целях владельцев средств и распределяют результаты инвестирования между собственниками. В качестве институциональных инвесторов выступают банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, специализирующиеся, как правило, на операциях с ценными бумагами, пенсионные фонды, страховые компании. Деятельность индивидуальных инвесторов можно охарактеризовать двумя признаками: привлечение инвестиций посредством заключения соответствующих инвестиционных договоров пенсионного, доверительного управления, акционерного и других; инвестирование имущества в деятельность иных субъектов оборота на основании договоров инвестиционного характера.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Преимущества реализации инвестиционного интереса через институциональных инвесторов в следующем [8, с. 9]:
1) объединение инвестиций, полученных от множества инвесторов, позволяет принять участие в инвестировании на более выгодных условиях с экономической точки зрения и более защищенных - с юридической (возможность приобретения контрольного пакета акций, получения информации о деятельности общества и другое);
2) инвестиционную деятельность осуществляют субъекты, обладающие специальной правоспособностью;
3) оценка инвестиционной привлекательности, равно как и защита уже осуществленных инвестиций, производится на профессиональном уровне;
4) риск неисполнения обязательств по инвестиционным договорам коллективного инвестора принимает на себя сам институциональный инвестор.
Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционной деятельности, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги -Федеральным законом от 22 апреля 1 996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другими. Существенным в регулировании правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капи-
тальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.
Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).
Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых ком -петентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению.
Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов являются обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.
Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная норма, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие нормы имеются, например, в подпункте 2.3 статьи 15 Закона № 39-ФЗ, в статье 9 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ, в статье 17 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ. Так,
если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.
Права других участников инвестиционной деятельности законодательством не определены. Это означает, что все остальные субъекты инвестиционной деятельности определяют круг своих полномочий по договоренности с инвестором и закрепляют их в договоре.
Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений являются заказчики. В соответствии с Законом № 39-ФЗ заказчиками являются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы, но существуют ситуации, когда заказчик не является инвестором и наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обычно этот период завершается созданием объекта инвестиционной деятельности и передачей его инвестору или пользователю.
Заказчики непосредственно реализуют инвестиционные проекты, то есть подыскивают подрядчиков, поставщиков, заключают с ними договоры (контракты), контролируют исполнение.
Пользователями объектов капитальных вложений в соответствии с Законом № 39-ФЗ являются физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные госу -дарства, международные объединения и организации, использующие объекты инвестиционной деятельности. По сути, это выгодоприобретатели, то есть субъекты, для удовлетворения потребностей которых и создаются объекты капитальных вложений. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы.
В качестве пользователей объектов капитальных вложений может выступать население (домашние хозяйства) как потребитель результатов инвестиционной деятельности (пользователи произведенной на созданных или обновленных мощностях продукции, положительных и отрицательных моментов инвестиционной деятельности), которое одновременно является собственником сбережений [3, с. 84].
В соответствии с Законом № 39-ФЗ подрядчиками выступают физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Однако некоторые авторы в качестве основных субъектов инвестиционных отношений рассматривают только инвесторов, заказчиков и пользователей [ 10; 3, с. 85; 7, с. 129]. При этом Е.Г. Алпацкая и О.В. Пиняс-кина считают, что подрядчики не всегда участвуют в инвестиционной деятельности, а выступают исполнителями определённых работ (участвуют в инвестиционной деятельности косвенно). На наш взгляд, такая позиция является обоснованной, поскольку хотя формально подрядчики участвуют в инвестиционном процессе, но они действуют на основе гражданско-правового договора и их предпринимательский риск не связан с ожидаемым эффектом инвестирования. Их основная задача -выполнить работу и впоследствии получить за это вознаграждение.
Также с данной точкой зрения согласна Е.С. Ма-кушева, косвенно подтверждая этот вывод налоговым режимом подрядчиков, который не отличается от налогообложения лиц, не участвующих в
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
инвестиционном процессе, но осуществляющих реализацию работ (услуг) на основании договора подряда и возмездного оказания услуг [9].
Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны -как носитель властных полномочий.
Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет управление ею в пределах государственной территории. В то же время госу -дарство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора [2, с. 17].
Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичный интерес, за которым стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что зачастую приводит к конфликту указанных интересов. Государство как особый субъект в отличие от других субъектов права самостоятельно, через соответствующие законы определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус, поэтому важно, чтобы законы строго поддерживали баланс публичных и частных интересов, обеспечивали надежную защиту прав участников инвестиционных отношений [ 15, с. 380].
Степень участия государства в инвестиционной сфере имеет объективные пределы. Эти пределы обусловлены, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой - тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению, так как в процессе развития рыночных отношений доказано, что частные ин-
вестиции используются эффективнее, чем бюджетные [14, с. 14].
Государственное инвестирование и государственное регулирование инвестиционной деятельности должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер при ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов. В первую очередь необходимо ориентироваться на эффективные программы развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.
Условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий [ 1, с. 17].
Для регулирования государственных инвестиций используются следующие инструменты: формы осуществления государственных инвестиций; экспертиза эффективности государственных инвестиций; экспертиза эффективности бюджетных инвестиций; механизм отбора инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Инвестиционная активность государства нередко сочетается с выделением на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращением инвестиционных статей бюджета; финансированием инвестиционных расходов по остаточному принципу, что свидетельствует об ограниченности ресурсов государства. Таким образом, в силу ограниченных ресурсов, которые государство может выделить на инвестиционные проекты, используется бюджетная политика точечного поддержания инвестиционной деятельности, суть которой состоит в том, что государство ин-
вестирует исключительно конкретные проекты и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, а также привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты [1, с. 17].
Данный подход основывается на составлении государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. В государственном бюджете устанавливается, какие именно проекты будут реализованы, что позволяет обеспечить наибольшую экономическую отдачу от бюджетных средств и предотвратить бюрократический произвол.
Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд норм Налогового кодекса РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.
С 1 января 1999 г. организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (статья 66 Налогового ко -декса РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ). В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу.
Основаниями для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или
совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.
Еще одним примером являются положения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, исключающие из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации или физического лица, если уставный капитал получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей (получающей) стороны; доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования в качестве инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов, а также полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (подпункт 1 4 пункта 1 статьи 251). Аналогичные цели преследуют нормы, устанавливающие повышенный коэффициент амортизации, например, в отношении имущества, полученного по договору лизинга (пункт 8 статьи 259 Налогового кодекса РФ); положения об учете в составе расходов при обложении налогом на прибыль тех расходов, которые не дали положительного экономического эффекта, например, если не достигли результата поиски полезных ископаемых (пункт 3 статьи 261 Налогового кодекса РФ).
При осуществлении инвестиционной деятельности особый интерес представляют правила Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок признания расходов для целей обложения налогом на прибыль, поскольку такая деятельность по сути представляет собой вложение определенных средств в развитие бизнеса. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при этом под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты. Между тем не всегда такие вложения достигают своей цели - получения прибыли, что не должно лишать налогоплательщика-инвестора права на учет произведенных расходов при исчислении налога на прибыль.
Наиболее эффективным и самым распространенным средством привлечения инвестиций является предоставление налоговых льгот в связи с вложением капитала или осуществлением определенной деятельности, а также введение в налоговое законодательство иных мер, стимулирующих инвестиции.
Взаимодействия, возникающие в ходе инвестиционной деятельности, сложны и многообразны. На каждой стадии инвестиционной деятельности эти взаимодействия различны в связи как с субъектами, их осуществляющими, так и с целями и результатами этих взаимодействий.
В первую очередь происходит привлечение средств, где непосредственно идет взаимодействие между инвесторами и населением как субъектом сбережений. Население осуществляет сбережения в виде банковских депозитов, обязательных и добровольных страховых взносов и др. Желания собственников сбережений осуществлять вклады в банках или других финансовых институтах зависят от выгоды, которую они получат в будущем. Институциональные инвесторы, аккумулируя средства населения и индивидуальных инвесторов, осуществляют вложение инвестиционных ресурсов в конкретные проекты. При вложении средств в конкретные инвестиционные проекты происходит взаимодействие между инвесторами и предприятиями как объектами инвестиций по поводу заключения и реализации инвестиционных договоров.
Основными движущими мотивами целенаправленной деятельности сторон являются для инвесторов:
- возвратность инвестированных средств и своевременное получение прибыли либо иного желаемого эффекта;
- размещение средств в проекты, имеющие высокую эффективность и низкий уровень рисков;
- обеспечение сохранности и ликвидности инвестируемых средств;
- использование инвестируемых средств только по назначению, строгая отчетность о ходе проекта;
- стабильность правовой среды, экономического и политического положения в стране;
- гарантии под риски потери вложенных инвестиций, надежность получателя инвестиций;
- как правило, получение контроля над объектами инвестирования.
Полученный инвесторами доход в результате реализации инвестиционных проектов может быть реинвестирован в ходе дальнейшей деятельности.
Для пользователей объектов инвестиционной деятельности:
- поиск путей повышения эффективности производства и соответственно получение за счет этого дополнительного объема прибыли;
- быстрый поиск возможных инвесторов под
заданное инвестиционное направление;
- привлечение инвестиционных ресурсов на приемлемых условиях;
- сохранение контроля над предприятием в ходе реорганизации управления;
- развитие имеющихся направлений деятельности;
- снижение издержек производства и сбыта.
Интересы государства и его институтов заключаются:
- в расширении налогооблагаемой базы, в результате - получении больших финансовых средств для решения государственных задач;
- в инвестировании эффективных программ развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержке отечественных производителей и обеспечении внутреннего спроса в экономике;
- создании новых рабочих мест, улучшении социального климата в результате роста благосостояния населения;
- в создании благоприятного режима для деятельности частных инвесторов, направленной на поддержку приоритетных отраслей и производств, в целях переноса центра тяжести с государственного инвестирования;
- в создании проектов, имеющих большое значение для национального престижа.
В дальнейшем в ходе реализации инвестиционных проектов происходит отдача в виде получения дохода или других положительных результатов. Возникающие здесь взаимодействия определяются величиной этого результата.
Таким образом, субъекты инвестиционной деятельности взаимодействуют между собой на различных этапах инвестиционного процесса, имеют и преследуют различающиеся цели и отражают специфические интересы, что обусловливает многомерность инвестиционного процесса. Наряду с характерными интересами каждого участника инвестирования по отдельности существуют и взаимные интересы и цели по отношению к другим сторонам, участвующим в инвестиционной деятельности.
Библиографический список
1. Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения [Текст]: статья / О.А. Акопян // Журнал российского права. - 2010. - № 2. - С. 13-22.
2. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте [Текст]: статья / О.Н. Алдошин// Журнал российского права. - 2001. - № 1. - С. 15-24.
3. Алпацкая Е.Г. Инвестиционная деятельность: институциональный аспект [Текст]: статья / Е.Г. Алпацкая // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 14. - С. 82-89.
4. Бублик В. А. Гражданско-правовое регулирование предпринимательства с долевым участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации [Текст] / В. А. Бублик. - Екатеринбург: УрГЮА, 1999. - С. 13.
5. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право [Текст]/ В.В. Гущин, А.А. Овчинников: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2008. - С. 186.
6. Ершова И.В., Иванова Г.М. Предпринимательское право [Текст] / И.В. Ершова, Г.М. Иванова: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 416.
7. Литягин Н.Н. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации [Текст]: статья / Н.Н. Литягин // Вестник МГИУ. - 2002. - № 2. - С. 121-135.
8. Майфат А.В. Инвестор: понятие, статус, деятельность [Текст]: статья / А.В. Майфат // Современное право. -2005. - № 10. - С. 6-10.
9. Макушева Е.С. Вопросы соотношения отдельных норм законодательства о налогах и сборах и законодательства об инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]: статья / Е.С. Макушева // Налоговое право: актуальные вопросы. - 2008. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Высшая школа». - Версия № 12, 2004-2010.
10. Пиняскина О.В. О правовой природе инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]: статья / О.В. Пиняс-кина // Банковское право. - 2010. - № 2 . - Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Высшая школа». -Версия № 12, 2004-2010.
11. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И. Инвестиции [Текст] / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - С. 200.
12. Предпринимательское право [Текст] / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - С. 416.
13. Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования [Текст]: статья / Н.Г. Семилютина // Журнал российского права. - 2003. - № 2. - С. 30-42.
14. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций [Текст] / И.В. Сергеев, И.И Веретенникова. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 272.
15. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право [Текст] / И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников. Учебное пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 432.
M.G. NIKISHINA
SUBJECTS OF INVESTMENT ACTIVITY AND THEIR ECONOMIC LINKS
This article is a review of a range of people who are subjects of investment activity and of their legal status. There is an analysis of the notions of investor, customer, contractor, user of objects of investment activity and their economic links. Special attention is devoted to the state, which is an investor on the one hand and authority on the other.
Key words: subject of investment activity, investor, customer, contractor, user of objects of investment activity.