Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании нормативной базы регулирования инвестиционного процесса в Свердловской области'

К вопросу о совершенствовании нормативной базы регулирования инвестиционного процесса в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТОРЫ / ЗАКАЗЧИКИ / ПОДРЯДЧИКИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ / ВЛАДЕЛЬЦЫ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локшина Ю.Е.

Статья представляет собой исследование нормативной базы, составляющей основу инвестиционной политики региона. Рассматривается история ее формирования, ее текущее состояние, определяются основные проблемы, затрудняющие ее эффективное использование; намечены возможные пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании нормативной базы регулирования инвестиционного процесса в Свердловской области»

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю. Е. ЛОКШИНА, старший преподаватель кафедры финансов, бухгалтерского учета и управления собственностью E-mail: yl971@mail.ru Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург

Статья представляет собой исследование нормативной базы, составляющей основу инвестиционной политики региона. Рассматривается история ее формирования, ее текущее состояние, определяются основные проблемы, затрудняющие ее эффективное использование; намечены возможные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная политика; субъект инвестиционной деятельности; инвестор; заказчик; подрядчик; пользователь объектов капитальных вложений; владелец капитала.

Вопрос о совершенствовании правовых основ инвестиционной политики приобретает важное значение в процессе построения работоспособной модели внутрирегионального инвестирования.

Существует множество модификаций определения инвестиционной политики. Согласно С. М. Бухоновой, под инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Эффективность инвестиционной политики региона зависит от множества различных факторов. Для удобства классификации их можно объединить в следующие группы:

• уровень развития рыночных отношений в регионе;

• степень использования его экономического потенциала;

• система обеспечения управления инвестиционной деятельностью;

• правовая база, обеспечивающая реализацию инвестиционной политики.

Из всех четырех групп факторов целесообразно остановиться на последней.

Свод нормативных актов, обеспечивающих инвестиционную политику в Свердловской области, включает в себя 24 действующих документа. История формирования областного инвестиционного законодательства началась в 1992 г. с решения областного Совета народных депутатов от 08.09.1992 № 175/9 «О поощрении инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях народного хозяйства», впервые узаконившего рыночные методы поддержки инвестирования. В их число входили налоговые льготы, льготы по обязательным платежам, гарантии, целевое кредитование, предоставление в пользование имущества, а также льготы при исполнении программы приватизации. Годом позже, в 1993 г. были впервые созданы органы финансовой поддержки инвестиций — Инвестиционная корпорация и Инвестиционный банк.

Дальнейшее развитие нормативной базы инвестирования в Свердловской области, к сожалению, нельзя назвать последовательным. Периодически возникали «всплески» законотворчества, во время которых принимались те или иные решения, как, например, учреждение в 2000 г. Консультативного совета по иностранным инвестициям в рамках принятого в 1999—2000 гг. пакета мер по содействию

иностранным инвесторам. Первая попытка придать нормотворчеству в этой области системный характер была сделана в 2006 г. с принятием Закона Свердловской области от 30.06.2006 № 43-03 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области», регламентирующего процесс государственной поддержки инвестиций. Постановлением областного правительства от 22.12.2006 № 1081—ПП был определен и орган, ответственный за исполнение Закона — Министерство экономики и труда Свердловской области. Закон вводился в действие с 01.01.2007. В течение двух последующих лет предпринимались более или менее последовательные шаги по его реализации; в частности, дважды (в 2008 и 2009 гг.) проводился отбор субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления субсидий. Субсидии направлялись на возмещение части процентных платежей по банковским кредитам для осуществления инвестиционных проектов. Подзаконные акты областного правительства устанавливали перечень отраслей, имевших право претендовать на получение субсидий; на 2009 г. в их число вошли предприятия машиностроения, лесной промышленности, организации, производящие медицинскую технику, производящие и осваивающие выпуск новых лекарственных средств. Кроме того, в 2008 г. бы проведен отбор на право предоставления гарантий; объем гарантий на 2008 г. был установлен в размере 4 030 335тыс. руб. Наконец, была предпринята попытка организовать контроль за исполнением Закона: постановлением Законодательного Собрания от 24.06.2008 № 316-ПОД «Об исполнении Закона Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»» была дана оценка хода его реализации.

Данный Закон является ключевым нормативным актом, по сути, определяющим инвестиционную политику в Свердловской области. Корректировка ряда его базовых положений, которую желательно здесь обосновать, позволит улучшить условия вложения капиталов в регион.

Законом установлено, что государственная поддержка инвестирования в Свердловской области может осуществляться в следующих формах:

1) предоставление государственных гарантий Свердловской области;

2) предоставление из областного бюджета субсидий;

3) передача государственного казенного имущества Свердловской области в аренду;

4) установление особенностей расчета размера арендной платы за пользование государственным имуществом, а также внесения этой платы;

5) предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государственной казне Свердловской области;

6) внесение государственного имущества Свердловской области, в том числе средств областного бюджета, в качестве вкладов в уставные капиталы;

7) установление особенностей налогообложения налогами субъектов Федерации, атакже федеральными налогами, установление отдельных элементов налогообложения которыми в соответствии с федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации;

8) предоставление информации по вопросам, связанным с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Свердловской области;

9) содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности (Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-03 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»).

Меры, перечисленные в пунктах 1—3 и 5, могут предоставляться только по результатам отбора, который может осуществляться как на основе конкурса, так и без него. При проведении отбора на право предоставления каких-либо мер государственной поддержки должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) учета приоритетов социально-экономического развития Свердловской области, установленных в Программе социально-экономического развития Свердловской области и (или) в Бюджетном послании губернатора;

2) оценки социально-экономических последствий осуществления инвестиционной деятельности;

3) оценки эффективности и реализуемости инвестиционных проектов — в случае проведения отбора среди инвесторов, лиц, уполномоченных инвесторами на реализацию на территории области инвестиционных проектов или осуществляющих выполнение работ, необходимых для их реализации.

Граждане или юридические лица, которые могут претендовать на получение государственной поддержки, в тексте Закона определяются как субъекты инвестиционной деятельности. Перечень субъектов инвестиционной деятельности, согласно ст. 3, выглядитследующим образом:

1) физические и юридические лица, включая иностранных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений на территории Свердловской области, в том числе участвующие в инвестиционной деятельности в качестве лизингодателей, и (или) осуществляющие вложение денежных средств в объекты интеллектуальной собственности для их использования при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Свердловской области, в том числе путем внедрения научных, научно-технических результатов и (или) научной, научно-технической продукции и других инноваций (далее — инвесторы);

2) физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами на реализацию на территории Свердловской области инвестиционных проектов (далее — заказчики, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности);

3) физические и юридические лица, осуществляющие выполнение работ, связанных с реализацией на территории Свердловской области инвестиционных проектов в соответствии с договорами, заключенными с заказчиками, являющимися субъектами инвестиционной деятельности (далее — подрядчики, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности);

4) физические и юридические лица, для которых создаются на территории Свердловской области объекты капитальных вложений или приобретаются такие объекты для их использования на территории Свердловской области, в том числе лица, участвующие в инвестиционной деятельности в качестве лизингополучателей и которые не являются инвесторами (далее — пользователи объектов капитальных вложений);

5) юридические лица, являющиеся кредитными организациями, предоставляющими кредиты инвесторам для реализации инвестиционных проектов (далее — кредитные организации, предоставляющие кредиты инвесторам);

6) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию инвесторам юридических, консалтинговых, маркетинговых услуг и (или) услуг по страхованию, связанных с реализацией инвесторами или заказчиками инвес-

тиционных проектов (далее — прочие участники инвестиционной деятельности).

Таким образом, на поддержку правительства области имеют право претендовать следующие участники инвестиционного процесса:

1) инвесторы — граждане и юридические лица, вкладывающие средства в создание материальных объектов, а также объектов интеллектуальной собственности, или иными словами, нематериальных активов;

2) лица, уполномоченные инвесторами на реализацию инвестиционных проектов;

3) те, кто непосредственно создает объекты капитальных вложений — строители, монтажники, проектировщики;

4) лица, которые будут использовать создаваемые объекты;

5) банки, предоставляющие кредиты инвесторам;

6) консультанты, обслуживающие инвестиционные проекты.

Набор конкретных мер поддержки, предоставляемых каждому субъекту, зависит от его роли в процессе инвестирования. Так, государственные гарантии предоставляются инвесторам, пользователям объектов инвестирования и кредитным институтам. Субсидии могут получать инвесторы и пользователи объектов инвестиций, если они сами являются производителями, а создаваемые объекты предназначены для решения общественных задач. Льготы по арендной плате могут получить инвесторы, заказчики и подрядчики, право пользования объектами интеллектуальной собственности — подрядчики и инвесторы, а право на льготы по обложению областными налогами — инвесторы и пользователи объектов. На информационную поддержку и содействие в установлении внешнеэкономических связей могут претендовать все субъекты инвестиционной деятельности.

Все сказанное свидетельствует о том, что при составлении Закона была сделана попытка соблюдения интересов всех участников инвестиционного процесса—не только тех, кто непосредственно вкладывает деньги. Однако классификация субъектов инвестиционной деятельности — базовый элемент закона — имеет, на наш взгляд, один существенный изъян — из всех возможных поставщиков денежных средств для инвестиций Закон учитывает только банковские учреждения, в том время как все остальные исключены из сферы его действия. Между тем финансирование инвестиций может происходить и другими способами, в частности, через выпуск

ценных бумаг, — и во всех этих случаях владельцы капитала рискуют не меньше. Более того, приобретатели ценных бумаг, например, могут не обладать финансовой прочностью даже на уровне среднего банка, поэтому потери в случае неудачи проекта для них могут оказаться куда более болезненными.

Чтобы уравнять в правах на государственную поддержку всех поставщиков инвестиционных ресурсов, предлагается п. 5 ст. 3 Закона изложить в следующей редакции:

5) юридические лица, предоставляющие средства инвесторам для реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области (далее — владельцы капитала). Средства могут предоставляться как в денежной и натуральной формах, так и в форме передачи имущественных прав1».

Владельцы капитала могут быть крайне разнообразными; прежде всего, они подразделяются на тех, кто в различных формах предоставляет средства в долг, и тех, кто приобретает в обмен на них право собственности, принимая тем самым на себя ответственность за результаты инвестиций. Для каждой из этих групп формы государственной поддержки будут разными, хотя, повторимся, возможность ее получения должна быть у всех.

Для тех, кто в процессе инвестирования выступает в роли кредитора, одним из основных методов поддержки являются государственные гарантии. Текущая редакция Закона распространяет их на инвесторов, использующих банковские кредиты, пользователей объектов капитальных вложений, а также на сами кредитные учреждения, привлекающие займы для кредитования инвестиционных проектов (пункты 1—4 ст. 6 закона). В предложенном нами варианте соответствующие пункты формулируются так:

а) п. 1 ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться следующим субъектам инвестиционной деятельности:

1) инвесторам, являющимся юридическими лицами;

2) пользователям объектов капитальных вложений, являющимся юридическими лицами;

3) владельцам капитала, предоставляющим средства инвесторам в форме займов;

6) подп. 1 п. 2ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подп. 1 п. 1 настоящей статьи, для обеспечения следующих гражданско-правовых обязательств:

1 Здесь и далее авторские правки выделены жирным шрифтом.

1) гражданско-правовых обязательств по кредитным договорам и выпускам долговых обязательств, предусматривающим предоставление этим субъектам инвестиционной деятельности заемных средств для реализации ими инвестиционных проектов, в том числе лизинговых проектов и проектов, связанных с внедрением научных, научно-технических результатов и (или) научной, научно-технической продукции и других инноваций»;

в) п. 4ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подп. 3 п. 1 настоящей статьи, для обеспечения гражданско-правовых обязательств по кредитным договорам, выпускам долговых обязательств, содержащим условие о расходовании полученных средств для предоставления кредитов инвесторам, в том числе в виде приобретения долговых ценных бумаг».

Предлагаемые изменения носят двойственный характер. С одной стороны, право на государственную поддержку признается за всеми кредиторами, не только за кредитными организациями, а с другой — гарантии распространяются на все формы кредитования, в частности, на приобретение ценных бумаг. Редактированию подвергаются и другие статьи, в которых фигурируют кредиторы или должники как объект государственной поддержки. В частности, ст. 12, регламентирующая предоставление государственных субсидий, в той ее части, где речь идет о компенсации затрат инвесторов на выплату процентных платежей:

а) п. 1 ст. 12: «Субсидии из областного бюджета могут предоставляться следующим субъектам инвестиционной деятельности:

1) инвесторам, являющимся производителями товаров, работ, услуг;

2) пользователям предназначенных для решения публичных задач объектов капитальных вложений, являющимся производителями товаров, работ, услуг...»;

б) подп. 1 п. Зет. 12: «Субсидии из областного бюджета могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подп. 1 п. 1 настоящей статьи, в целях возмещения следующих затрат:

1) затрат этих субъектов инвестиционной деятельности на уплату ими процентов:

— по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов;

— по эмитированным для этой цели долговым обязательствам...».

Возмещение производится в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на момент заключения кредитного договора или начала размещения долговых обязательств». Отметим, что в своем текущем виде ст. 12 допускает субсидирование только выплат по кредитам, полученным в кредитных организациях.

Еще одной льготой, которую возможно распространить на владельцев капитала, является установление для них особенностей налогообложения. Законом разрешено применение льгот по трем видам налогов: на имущество организаций, транспортному налогу и налогу на прибыль, подлежащему зачислению в областной бюджет; при этом, льготы могут быть предоставлены инвесторам, а также пользователям объектов капитальных вложений. Предлагается включить в состав претендентов на налоговые льготы владельцев капитала — как кредиторов, так и собственников, в том случае если они финансируют проекты на территории области. В силу особенностей выполняемых ими функций целесообразно распространить на них льготу по налогу на прибыль. Соответственно п. 1 ст. 36 закона, регламентирующий этот вопрос, в новой редакции будет звучать так:

«Особенности налогообложения отдельными налогами в качестве мер государственной поддержки могут устанавливаться:

1) для инвесторов;

2) для пользователей объектов капитальных вложений;

3) для владельцев капитала.

В соответствии с федеральным законодательством для субъектов инвестиционной деятельности, указанных в части первой настоящего пункта, могут устанавливаться особенности налогообложения следующими налогами:

1) налогом на имущество организаций;

2) транспортным налогом;

3) налогом на прибыль организаций, подлежащим зачислению в областной бюджет.

Для субъектов инвестиционной деятельности, указанных в ч. 3 настоящего пункта, могут устанавливаться особенности налогообложения налогом на прибыль организаций, подлежащим зачислению в областной бюджет».

Представленные предложения — лишь малая часть того, что требуется сделать для совершенствования как собственно нормативной базы инвестиционного процесса, так и его фактического протекания. Тем не менее они все же являются

одним из необходимых шагов к формированию в

Свердловской области благоприятного инвестиционного климата.

Список литературы

1. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. Т. 1. Киев. Эльга-Н, Ника-Центр. 2001. 536 с.

2. Бухвальд Е. М., Павлов И. Т. Инвестиционная политикаврегионе. М. Наука. 1994. 141 с.

3. Бухонова С. М. Управление инвестиционной деятельностью в регионе. Автореф. дисс. доктора экон. наук: 08 00 05. Белгород. 1998. 45 с.

4. О Программе привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области в 1997 г. Постановление правительства Свердловской области от 26.12.1996 № 1047-п.

5. О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области. Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-03.

6. О Консультативном совете по иностранным инвестициям в Свердловской области. Указ губернатора Свердловской области от 31.08.2000 № 510-УГ.

7. О Концепции привлечения иностранных инвестиций на территорию Свердловской области в 1999—2000 годах. Постановление правительства Свердловской области от 24.05.1999 № 617-ПП.

8. О мерах по привлечению иностранных инвестиций на территорию Свердловской области в 2000—2001 годах. Постановление правительства Свердловской области от 26.06.2000 № 524-ПП.

9. О поощрении инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях народного хозяйства. Решение Свердловского областного совета народныхдепутатов от 08.09.1992 № 175/9.

10. О проведении отбора субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления субсидий из областного бюджета в 2008 году. Постановление правительства Свердловской области от29.01.2008 № 48-ПП.

11. О проведении отбора субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления государственных гарантий Свердловской области в 2008 году. Постановление правительства Свердловской области от 18.06.2007 № 517-ПП.

12. О создании Инвестиционной корпорации и Инвестиционного банка Свердловской об-

ласти. Постановление главы администрации Свердловской области от 10.12. 1993 № 307.

13. О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области. Закон Свердловской области от29.11.2002 № 42-03.

14. Об исполнении Закона Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от24.06.2008 № 316-ПОД.

15. Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Постановление правительства Свердловской области от22.12 2006 № 1081-ПП.

16. Об утверждении прогнозных показателей предоставления мер государственной поддержки

субъектам инвестиционной деятельности на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Постановление правительства Свердловской области от 22.09.2008 № 993-ПП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий организациям машиностроения, лесной промышленности, организациям, производящим медицинскую технику, производящим и осваивающим выпуск новых видов лекарственных средств, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов в 2009 году. Постановление правительства Свердловской области от 10.06.2009 № 667-ПП.

18. Спиридонов Ю. А. Управление социально-экономическим развитием региона. Автореф. дисс. доктора экон. наук: 08 00 05. Екатеринбург. 2001. 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.