УДК 332.1 ББК 65.9
ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ РФ
Ю.Е. Локшина
Статья представляет собой сравнительное исследование инвестиционной политики Свердловской области в сравнении с некоторыми регионами РФ. Рассматриваются устройство системы управления инвестиционным процессом, степень защищенности инвесторов и набор предоставляемых им льгот и преференций. Предоставляются рекомендации по оптимизации инвестиционной политики в регионе.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная политика; региональная инвестиционная политика; система управления инвестированием; инвестиционное законодательство; участники инвестиционной деятельности; государственные гарантии; инвестиционные субсидии; налоговые льготы.
Задача модернизации экономики регионов тесно связана с задачей модернизации экономики всей страны и является естественным условием ее решения. Путь к поступательному развитию России лежит через ускоренный экономический рост, сопровождающийся широкой диверсификацией экономики. Успешное решение этих задач невозможно без масштабного инвестирования.
Вовлечение в инвестиционный процесс достаточного количества капиталов, а также их перераспределение с максимальным эффектом является главной целью комплекса специализированных мер, обычно называемого государственной инвестиционной политикой. При этом инвестиционная политика может проводиться как в масштабах страны, так и на уровне территории.
На наш взгляд, осуществление инвестиционной политики является одним из важнейших аспектов деятельности регионального руководства. Ее совершенствование неизбежно находится в центре внимания региональной экономической науки.
Характер проблем инвестиционной политики региона лучше всего выявляется в ходе сопоставления с выборкой из других регионов, сформированной по определенному принципу. Для нашего исследования были отобраны регионы, чаще других упоминаемые в научных дискуссиях, а также в СМИ, в качестве примеров успешной инвестиционной политики. Некоторые из них в разное время были удостоены различных наград со стороны инвестирующего сообщества. В числе этих регионов следующие:
- Красноярский край;
- Томская область;
- Калужская область;
- Краснодарский край;
- Нижегородская область;
- Саратовская область;
- Ростовская область.
В основе любой модели региональной инвестиционной политики лежат два системообразующих фактора:
а) система управления инвестированием как совокупность региональных органов власти, связанных между собой отношениями взаимодействия и взаимоподчинения. Сюда же относится нормативная база, регламентирующая деятельность этих структур;
б) набор административных, правовых, экономических методов регулирования, используемых управляющей системой.
Сравнение модели регулирования инвестиционной сферы, принятой в Свердловской области, со сходными моделями в указанных регионах РФ, дает основания обозначить несколько базовых проблем, способных затруднить для Свердловской области конкурентную борьбу за инвестиционные ресурсы.
1. Во всех рассматриваемых регионах созданы централизованные органы, ответственные за инвестиционную политику. Компетенция этих органов обозначена в региональном законодательстве. К ней обычно относят весь комплекс вопросов, связанных с инвестиционной политикой - от разработки ее стратегии до решения конкретных проблем. На эти же органы возлагается оказание государственной поддержки инвесторов - как в финансовой, так и в нефинансовой формах. Наиболее развитая система государственной поддержки создана в Нижегородской и Саратовской областях. Там действуют одновременно два регулирующих органа - Инвестиционные Советы при губернаторах и Министерства инвестиционной политики. При этом Советы на регулярных заседаниях принимают окончательные решения об одобрении тех или иных мер инвестиционной политики или о предоставлении инвестиционным проектам государственной поддержки. Министерства же выполняют оперативную работу по подготовке проектов
решений, заключают с инвесторами договоры, обсуждают с ними необходимые вопросы.
Сравнивая Свердловскую область с выбранными для исследования регионами, трудно не заметить серьезное опоздание с формированием на ее территории адекватной управленческой структуры. До недавнего времени вопросы инвестиционной политики находились в компетенции Министерства экономики и труда. В его составе функционировали специализированные структурные единицы - Управление инвестиционной политики и мер государственной поддержки и Отдел по работе с инвесторами. Однако, в отличие от регионов - аналогов, их функции и полномочия не были отражены в областной нормативной базе (исключая, возможно, закрытые ведомственные инструкции). Тем самым, инвестор, особенно, внешний по отношению к области, ставился перед необходимостью прилагать усилия для получения простейшей информации о том, с кем связываться для решения того или иного вопроса.
31 марта 2011 г. Губернатором Свердловской области было принято решение о создании регионального Министерства Развития и Инвестиций [1]. С 1 июня 2011 г. Министерство начало работу. Целью его существования, согласно Положению о Министерстве, является проведение инвестиционной политики [2]. Однако до сих пор в доступных источниках нет информации, которая могла бы охарактеризовать текущую деятельность Министерства. Без этого сложно судить о том, повысило ли его создание эффективность инвестиционной политики в регионе.
2. Вторым опорным моментом региональной инвестиционной политики является, как мы помним, набор ее конкретных методов. Прежде всего, в рассматриваемых регионах в числе задач регуляторов инвестиционной сферы присутствует т. н. сопровождение инвестиционных проектов. Обычно под этим подразумевается содействие инвестору в прохождении всех необходимых согласований до начала этапа непосредственного строительства, а также его защиту от административного произвола. Еще более радикальным средством смягчения инвестиционного климата в регионе является введение на его территории т. н. «принципа одного окна».
Принцип «одного окна» предусматривает исключение или максимальное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг. Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации процессов предоставления государственных услуг, которая выражается в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за заявителей на основе межведомст-
венного и внутриведомственного взаимодействия органов государственной власти.
«Принцип одного окна» в полную силу применяется в трех из рассматриваемых регионов. Так, например, в Нижегородской области процедура получения земельного участка по принципу «одного окна» осуществляется в течение 154 дней, если предварительно согласовано место размещения объекта, и 179 дней без такого согласования [3]. Фактические действия инвестора сводятся к подаче заявки на реализацию проекта в Инвестиционный Совет, а спустя несколько месяцев инвестор получает пакет разрешительной документации для проектирования и дальнейшего строительства объекта. Все остальные действия - в том числе получение согласований по проекту, сбор предварительных технических условий, иногда и формирование земельного участка - выполняются членами Инвестиционного Совета [3].
Защита инвесторов является еще одним пунктом, по которому Свердловская область демонстрирует крупное отставание. Юридическая норма о сопровождении проектов появилась в Свердловской области только в мае 2011; эта обязанность была поручена Министерству развития и инвестиций [2]. До сих пор нет информации о том, как Министерство выполняет эту норму; принцип одного окна в области также не действует. Более того, в Ростовской, Нижегородской, Калужской областях, а также в Красноярском крае в законодательстве содержится т. н. «дедушкина оговорка» -положение о том, что ухудшение условий бизнеса вследствие изменения региональных законов не касается уже запущенных инвестиционных проектов. В Свердловской области такой оговорки нет.
Еще одним широко известным направлением инвестиционной политики является комплекс т. н. льгот - мер по финансовой поддержке участников инвестиционной деятельности. Мы переходим к исследованию того, как соотносятся в различных регионах объемы льгот, предоставляемых участникам инвестирования, а также условия получения этих льгот.
В принципе, виды льгот, установленные законодательствами регионов, в большинстве своем совпадают. В их числе, прежде всего:
- государственные гарантии по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели;
- субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и лизинговым платежам. Практикуются и другие виды субсидий;
- передача в аренду государственного имущества для использования в инвестиционных проектах, а также льготы инвесторам по арендной плате. В Свердловской области дополнительно выделяется такая разновидность льгот, как передача в аренду объектов интеллектуальной собственности;
- налоговые льготы по региональным налогам и инвестиционный налоговый кредит;
- бюджетные инвестиции в частные проекты в виде взносов в уставный капитал;
- бюджетные инвестиционные кредиты. Предоставление этого вида льгот было свернуто после принятия изменений в Бюджетный Кодекс, фактически запретивших регионам осуществлять такое кредитование;
- различные виды нефинансовой поддержки (информирование, лоббирование проектов на федеральном уровне, содействие в выходе на внешние рынки).
К достоинствам законодательства Свердловской области в сравнении с законодательствами других регионов следует отнести тот факт, что льготы могут предоставляться не только инвесторам, но и другим участникам инвестирования. Согласно Закону Свердловской области о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности, на льготы могут претендовать:
- инвесторы;
- лица, уполномоченные инвесторами на реализацию инвестиционных проектов;
- создатели объектов капитальных вложений (подрядчики);
- пользователи создаваемых объектов;
- банки, предоставляющие кредиты инвесторам;
- консультанты, обслуживающие инвестиционные проекты [4].
Законы остальных регионов предусматривают возможность получения льгот только для непосредственных инвесторов. В то же время, законодательство Свердловской области ограничивает возможности субъектов инвестиционной деятельности в некоторых других вопросах. Прежде всего, это касается набора предоставляемых льгот, в особенности, налоговых льгот и субсидий.
Возможность предоставления налоговых льгот оговаривается в Законе Свердловской области о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности. Нормативные акты регионов РФ устанавливают инвестиционные льготы по трем наиболее значимым региональным налогам:
- налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет;
- налогу на имущество организаций;
- транспортному налогу.
Состояние налоговых льгот в избранных нами для анализа регионах РФ показано в таблице. Как видно из таблицы, разнообразие льгот достаточно велико. Наиболее часто предоставляются льготы по налогу на прибыль и имущество; льготы по транспортному налогу практикуются достаточно редко. Объектом регулирования в региональном инвестиционном законодательстве, как правило, становятся следующие вопросы.
A) Какого рода инвесторы имеют право на получение льгот. Различные законы предлагают следующие варианты решения:
1) инвесторы, принадлежащие к любой отрасли экономики, заключившие договор с администрацией региона. Этот подход встречается наиболее часто;
2) инвесторы, локализованные на определенной территории, например, в особой экономической зоне;
3) инвесторы определенной отраслевой принадлежности. Этот подход реализован в Саратовской области, где льготы по налогам получают инвесторы, принадлежащие к определенным отраслям. В их числе:
- обрабатывающие производства;
- строительство;
- транспорт и связь;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- добыча полезных ископаемых.
Б) Какова минимальная сумма вложений, достаточная для предоставления льгот. Этот вопрос разрешается различными способами. В Саратовской области нижний предел установлен на уровне 50 млн руб. и 650 млн руб. для проектов в строительстве [5]. В Ростовской области минимальная сумма варьируется в зависимости от размещения проекта: 3 млн руб. в Ростове - на - Дону и Таганроге, 0,5 млн руб. в депрессивных районах и 1 млн руб. - во всех остальных [6]. В Калужской области минимальная сумма составляет 100 млн руб. [7]. Наиболее оригинальный подход применяется в Нижегородской области: минимум отсчитывается не от суммы инвестиций, а от доли выручки от инвестиционного проекта в общем объеме выручки предприятия [3].
B) Каков должен быть срок предоставления льгот. Самый распространенный вариант - срок окупаемости проекта, но не более пяти лет. В Калужской области срок зависит от того, какой статус имеется у инвестора. Все инвесторы в этом регионе разделены на обычных и стратегических. Для стратегических инвесторов срок пользования льготами установлен в 8 налоговых периодов, для обычных - начиная с одного периода для объема капиталовложений от 100 до 500 млн руб. [7].
Г) С какого момента участники инвестирования получают право пользования льготами. Как правило, регионы стараются сделать так, чтобы к моменту возникновения этой возможности в проект уже было вложено достаточно средств - чтобы исключить появление фиктивных проектов. Применяются два основных способа установления начального срока:
1) начиная с момента отражения суммы капиталовложений в балансе. Это более демократич-
ный способ, поскольку срок ожидания льгот оказывается для инвестора максимально коротким;
2) начиная с момента получения выручки от реализации, или, как вариант - спустя определенное время с момента получения выручки.
Из таблицы вытекает, что в данный момент Свердловская область не принадлежит к регионам, практикующим активное использование налоговых льгот. Причина этого, вероятно, заключается в желании избежать бюджетных потерь, тем более в сложной посткризисной ситуации. Однако нельзя сказать, что другие регионы не имеют бюджетных проблем; более того, большинство из них не располагают, как Свердловская область, прибыльным сырьевым сектором. Тем не менее, налоговое стимулирование инвестиций применяется в них достаточно активно, возможно, и нашей области следует внимательнее присмотреться к их опыту.
Субсидирование является еще одной разновидностью льгот, формы которой в регионах весьма разнообразны. Все виды субсидий можно условно разделить на стандартные, встречающиеся в большинстве краев и областей, и индивидуальные, не имеющие широкого распространения. К стандартным относятся, прежде всего, субсидии на возмещение платежей за заемные источники финансирования - процентных ставок по кредитам, лизинговых расходов, а также затрат на уплату купонов по облигациям. Среди наиболее, на наш взгляд, интересных видов индивидуальных субсидий следует отметить субсидирование платы за присоединение к электрическим сетям (Томская область) [8], уплаты вознаграждения по договорам франчайзинга (там же), затрат, связанных с приобретением интеллектуальной собственности (Саратовская область) [5]. Своеобразная система субсидирования принята в Калужской области. Там субсидируется вся совокупность расходов инвестора; при этом размер субсидии ограничивается уплаченной в областной бюджет суммой налога на прибыль [7]. Это единственный регион, где субсидирование на сегодняшний день не носит целевого характера.
При взгляде на систему субсидирования, сложившуюся в Свердловской области, прежде всего, бросается в глаза ее социальная направленность. Это резко отличает ее от регионов, используемых для сравнения. В перечне целей субсидирования совершенно явно преобладают социальные цели. Этот вполне объяснимый шаг все же кажется небесспорным, если учесть, что инвестиционная политика, прежде всего, должна ориентироваться на потребности субъектов хозяйствования, а в современных условиях далеко не каждый из них имеет возможность обременять себя социальными задачами. Если же принять во внимание конкуренцию между регионами за привлечение инвестиционных средств, то позиция руководства Свердловской области выглядит еще более проигрышной. Другие регионы возмещают именно экономические
расходы, включая их инновационную часть; поэтому их политика субсидирования выглядит более соответствующей целям субъектов инвестиционной деятельности.
Говоря о субсидировании, следует, на наш взгляд, отметить еще один важный нюанс. Рассмотренные нами региональные законодательства содержат пункт о возмещении платы за использованные для инвестирования заемные средства. При этом в регионах-аналогах субсидирование распространяется на всех пользователей заемных средств
- в форме кредитов, лизинга или выпуска ценных бумаг, в то время как в Свердловской области на субсидии могут претендовать только пользователи банковских кредитов. Схожая ситуация складывается и с еще одной разновидностью инвестиционных льгот - предоставлением субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий. Согласно Закону Свердловской области о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности, гарантии могут предоставляться следующим лицам:
1) инвесторам, являющимся юридическими лицами;
2) пользователям объектов капитальных вложений, являющимся юридическими лицами;
3) кредитным организациям, предоставляющим кредиты инвесторам [4].
Полезное новшество областного Закона - распространение системы гарантий на банки (кредитные организации) в части кредитов, привлеченных для финансирования инвестиционной деятельности [4]. Из всех рассматриваемых регионов Свердловская область единственная дает подобные преференции. Однако мы снова сталкиваемся с тем, что из всех поставщиков денежных средств принимаются во внимание только банковские учреждения. Финансирование инвестиций может происходить и другими способами, - в частности, через выпуск ценных бумаг, - и в этих случаях владельцы капитала рискуют не меньше. Более того, приобретатели ценных бумаг, например, могут не обладать финансовой прочностью даже на уровне среднего банка, поэтому потери в случае неудачи проекта для них могут оказаться куда более болезненными.
Решение этой проблемы может быть найдено путем изменения некоторых статей Закона. Начать необходимо с редактирования статьи, содержащей перечень получателей поддержки. В действующей редакции Закона это статья 3; перечень претендентов на поддержку уже приводился выше. Для наглядности воспроизведем его еще раз:
1) инвесторы;
2) лица, уполномоченные инвесторами на реализацию инвестиционных проектов (заказчики);
3) подрядчики, создающие объекты капитальных вложений;
4) пользователи создаваемых объектов капитальных вложений;
Налоговые льготы для участников инвестиционного процесса в различных регионах РФ
Регион Налог на прибыль Налог на имущество Транспортный налог
Красноярский край Льготы нет Льготная ставка 0,5% реализующим проекты по производству и розливу пива в металлическую банку. Льгота действует в первый год реализации проекта, во второй год ставка налога 0,1%, в последующие пять лет - ставка налога 0% Льготы нет
Томская область Только резидентам ОЭЗ Только резидентам ОЭЗ Только резидентам ОЭЗ
Калужская область Льготная ставка 13,5% на основании инвестиционного соглашения с Правительством Калужской области Полное освобождение от налога на имущество на основании инвестиционного соглашения с Правительством Калужской области Льготы нет
Нижегородская область Снижение ставки варьируется в зависимости от доли выручки от реализации проекта в общей сумме выручки предприятия - от 1% до 4,5%. Необходимо инвестиционное соглашение с Правительством Полное освобождение от налога на имущество на основании инвестиционного соглашения с Правительством Льготы нет
Саратовская область Льготная ставка 13,5% всем инвесторам из списка приоритетных отраслей без заключения договора. Сумма инвестиций - не менее 50 млн руб., а в строительстве -не менее 650 млн руб. Льготная ставка 0,1% всем инвесторам из списка приоритетных отраслей без заключения договора. Сумма инвестиций - не менее 50 млн руб., а в строительстве - не менее 650 млн руб. Полное освобождение от уплаты налога всем инвесторам из списка приоритетных отраслей без заключения договора. Сумма инвестиций - не менее 50 млн руб ., а в строительстве - не менее 650 млн руб.
Красно дарский край Льгота в 4% от ставки, зачисляемой в региональный бюджет только резидентам ОЭЗ Полное освобождение от налога на имущество на основании инвестиционного соглашения с Администрацией края Только резидентам ОЭЗ
Ростовская область Льгота в 4% от ставки, зачисляемой в региональный бюджет на основании инвестиционного договора с Администрацией Снижение ставки на 1,1% на вновь созданное имущество за исключением сданного в аренду на основании инвестиционного договора с Администрацией Только на инвестиции в шахтерские территории
Свердловская область Льготная ставка 13,5% -только резидентам ОЭЗ Льготы нет Льготы нет
5) банки, предоставляющие кредиты инвесторам;
6) задействованные в проектах консультанты.
Чтобы уравнять в правах на государственную
поддержку всех поставщиков инвестиционных ресурсов, предлагается пункт 5 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«5) Юридические лица, предоставляющие средства инвесторам для реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области (далее - владельцы капитала). Средства мо-
гут предоставляться как в денежной и натуральной форме, так и в форме передачи имущественных прав».
Владельцы капитала могут быть крайне разнообразными; прежде всего, они подразделяются на тех, кто в различных формах предоставляет средства в долг, и тех, кто приобретает в обмен на них право собственности, принимая тем самым на себя ответственность за результаты инвестиций. Для каждой из этих групп формы государственной поддержки будут разными. Для кредиторов одним
из основных методов поддержки являются государственные гарантии. Статья 6 Закона распространяет их на инвесторов, использующих банковские кредиты, пользователей объектов капитальных вложений, а также на сами кредитные учреждения, привлекающие займы для кредитования инвестиционных проектов [4]. В предложенной нами редакции соответствующие пункты статьи 6 формулируются так:
а) П. 1 ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться следующим субъектам инвестиционной деятельности:
1) инвесторам, являющимся юридическими лицами;
2) пользователям объектов капитальных вложений, являющимся юридическими лицами;
3) владельцам капитала, являющимся кредитными организациями».
б) Подп. 1 п. 2 ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, для обеспечения следующих гражданско-правовых обязательств:
1) гражданско-правовых обязательств по кредитным договорам и выпускам долговых обязательств, предусматривающим предоставление этим субъектам инвестиционной деятельности заемных средств для реализации ими инвестиционных проектов, в том числе лизинговых проектов и проектов, связанных с внедрением научных, научнотехнических результатов и (или) научной, научнотехнической продукции и других инноваций;»
в) П. 4 ст. 6: «Государственные гарантии Свердловской области могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, для обеспечения гражданско-правовых обязательств по кредитным договорам, выпускам долговых обязательств, содержащим условие о расходовании полученных средств для предоставления кредитов инвесторам, в том числе, в виде приобретения долговых обязательств».
То есть предлагаемые изменения носят двойственный характер. С одной стороны, право на государственную поддержку признается за всеми кредиторами, не только за кредитными организациями, а с другой - гарантии распространяются на все формы кредитования, в частности, на приобретение ценных бумаг. Редактированию подвергаются и другие статьи, в которых фигурируют кредиторы или должники как объект государственной поддержки. В частности, статья 12, регламентирующая предоставление государственных субсидий, в той ее части, где речь идет о компенсации затрат инвесторов на выплату процентных платежей:
а) П. 1 ст. 12: « Субсидии из областного бюджета могут предоставляться следующим субъектам инвестиционной деятельности:
1) инвесторам, являющимся производителями товаров, работ, услуг;
2) пользователям предназначенных для решения публичных задач объектов капитальных вложений, являющимся производителями товаров, работ, услуг...»
б) Подп.1 п. 3 ст. 12: «Субсидии из областного бюджета могут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, в целях возмещения следующих затрат:
1) затрат этих субъектов инвестиционной деятельности на уплату ими процентов:
- по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов;
- по эмитированным для этой цели долговым обязательствам;
2) затрат этих субъектов инвестиционной деятельности на обслуживание обязательств по договорам финансовой аренды (лизинга).
Возмещение производится в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на момент заключения кредитного договора или начала размещения долговых обязательств». Отметим, что в своем текущем виде статья 12 допускает субсидирование только выплат по кредитам, полученным в кредитных организациях.
Еще одной льготой, которую возможно распространить на владельцев капитала, является установление для них особенностей налогообложения. Законом разрешено применение льгот по трем видам налогов: на имущество организаций, транспортному налогу и налогу на прибыль, подлежащему зачислению в областной бюджет; при этом льготы могут быть предоставлены инвесторам, а также пользователям объектов капитальных вложений. Предлагается включить в состав претендентов на налоговые льготы владельцев капитала -как кредиторов, так и собственников, в том случае если они финансируют проекты на территории области. В силу особенностей выполняемых ими функций целесообразно распространить на них льготу по налогу на прибыль.
Данная статья затрагивает лишь небольшую часть проблем региональной инвестиционной политики, вне всякого сомнения, требующих гораздо более детального анализа. Тем не менее, мы надеемся, что обобщенный в данном тексте материал будет полезен в плане построения устойчивого теоретического фундамента региональной инвестиционной политики.
Литература
1. Сайт Губернатора Свердловской области http://amisharin.ru/
2. Инвестиционный портал Свердловской области http:// www.sverdl-Invest.midural.ru
3. Официальный сайт Министерства Инвестиционной политики Нижегородской области http:// www.mininvest.ru/
4. О государственной поддержке субъектов
инвестиционной деятельности в Свердловской области: закон Свердловской области от
30.06.2006 г. № 43-03.
5. Официальный сайт Правительства Саратовской области http://www.saratov.gov.ru
6. Официальный Сайт Администрации Ростовской области http://http://donland.ru/
7. Официальный сайт Правительства Калужской области http://www.admoblkaluga.ru
8. Инвестиционный паспорт Томской области http://investintomsk.com/
Поступила в редакцию 3 октября 2011 г.
Локшина Юлия Евгеньевна. Старший преподаватель кафедры финансов, бухгалтерского учета и управления собственностью, Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства (г. Екатеринбург). Область научных интересов -региональная инвестиционная политика как система управления развитием инвестиционного рынка региона. E-mail: [email protected]
Lokshina Yulia Evgenievna is a senior lecturer of Finance, Business Accounting and Property Management Department of European and Asian Institute of Management and Entrepreneurship, Yekaterinburg. Research interests: regional investment policy as the system of management of regional investment market development. E-mail: [email protected]