Научная статья на тему 'Субъекты и виды управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь'

Субъекты и виды управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Е. И.

На основе анализа научной литературы, нормативных правовых актов, в том числе локальных нормативных правовых актов ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», определены виды управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг: специальное государственное управление (субъекты республиканские органы государственного управления) и государственное хозяйственное управление (субъект ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Это позволит совершенствовать административно-правовую организацию управление в указанной сфере путем уточнения правового статуса и установления тесной взаимосвязи субъектов управления. Административно-правовая организация управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг, специальное государственное управление, государственное хозяйственное управление, субъекты управления, республиканские органы государственного управления, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты и виды управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь»

СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИРЖЕВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

© Орлова Е.И.1

Минский инновационный университет, Республика Беларусь, г. Минск

На основе анализа научной литературы, нормативных правовых актов, в том числе локальных нормативных правовых актов ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», определены виды управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг: специальное государственное управление (субъекты - республиканские органы государственного управления) и государственное хозяйственное управление (субъект -ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Это позволит совершенствовать административно-правовую организацию управление в указанной сфере путем уточнения правового статуса и установления тесной взаимосвязи субъектов управления.

Административно-правовая организация управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг, специальное государственное управление, государственное хозяйственное управление, субъекты управления, республиканские органы государственного управления, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»

В научных трудах по административному праву определено, что «административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы» [1, с. 10].

Административно-правовая организация управления должна формироваться так, чтобы создавать необходимые условия для повышения эффективности решения проблем, определяющих перспективы развития общества.

С учетом этого все элементы (субъекты) административной организации управления должны оказывать влияние на развитие общества, быть резервом деловой активности, экономического роста.

В настоящее время одной из проблем административно-правовой организации управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг является учет перспектив в эволюции управленческих структур [1, с. 10]. Первостепенное значение имеет правильный выбор видов управления, субъектов и объектов управленческой деятельности в сфере биржевого рынка ценных бумаг.

В современной научной литературе отмечено, что «главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах со-

1 Старший преподаватель кафедры Правовых дисциплин.

циального управления, это субъект управления, ибо именно он реализует функции управления в различных сферах общественной жизни применительно к тем или иным объектам» [2, с. 11; 4, с. 37].

Соответственно этому критерию можно выделить следующие виды управления: государственное управление и общественное управление [2, с. 11; 4, с. 37]; государственное управление, местное управление, общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях), коммерческое управление (управление в коммерческих организациях) [5, с. 28-29].

Каждый из названных видов социального управления может быть подразделен на ряд подвидов. Например, разновидностями государственного управления являются: государственное управление в широком смысле слова, которое «осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению государства» [4, с. 38]; «общее (собственно) государственное управление; специальное государственное управление, внутреннее (отраслевое), внешнее функциональное (надведом-ственное) государственное управление; внутриорганизационное государственное управление; местное управление; местное самоуправление; государственное хозяйственное управление» [3, с. 55].

По нашему мнению, в сфере биржевого рынка ценных бумаг находят реализацию преимущественно общее (собственно) государственное управление, специальное государственное управление, государственное хозяйственное управление.

Так, общее (собственно) государственное управление направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов республиканского значения [3, с. 55]. Такое управление в указанной сфере осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

По мнению А.Н. Крамника, специальное государственное управление -внешнее, функциональное (надведомственное) является профильным, специальным. Это внеотраслевое управление по отношению к неподчиненным организациям. В процессе его осуществления обеспечивается одинаковый подход при решении вопросов, в том числе в сфере рынка ценных бумаг [3, с. 57]. Внешнее государственное управление реализуется республиканскими органами государственного управления [3, с. 58]. В сфере биржевого рынка ценных бумаг это: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и др. Указанные органы, осуществляя специальное государственное управление, выступают преимущественно субъектами управления. Объектами этого вида управления являются участники рынка ценных бумаг, в том числе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», которая имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности в

составе следующих работ и услуг: депозитарная деятельность, клиринговая деятельность, деятельность по организации торговли ценными бумагами [6]. Объект - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» подвержен многообразному воздействию субъекта, которому он подчинен непосредственно, -Министерства финансов Республики Беларусь [7].

В сфере биржевого рынка ценных бумаг находит реализацию и государственное хозяйственное управление.

Важным критерием государственного хозяйственного управления, как отмечают ученые, выступает его осуществление от имени государства и по его поручению на основе государственной собственности [3, с. 73].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» было создано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» [8]. Национальному банку Республики Беларусь принадлежит 99,7 процентов уставного фонда биржи. Открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа», созданное в установленном порядке по решению Президента Республики Беларусь, осуществляет организацию биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и эмиссионными ценными бумагами, за исключением акций закрытых акционерных обществ [9, п. 2].

Следующим критерием является деятельность, направленная на организацию производства, создание материальных благ, оказание услуг, купли-продажи и др. [3, с. 72-73]. В частности, ОАО «Белорусская валютно-фон-довая биржа» осуществляет организацию биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков «Имущество», обеспечение профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг, обеспечение дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и других [6, п. 1 ст. 5].

В теории административного права определены и иные критерии государственного хозяйственного управления.

В частности, организации, осуществляющие государственное хозяйственное управления образуются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами государственного управления, собственниками имущества [3, с. 73]. В отношении ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» следует отметить следующее. Высшим органом управления является общее собрание акционеров - членов биржи. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся: изменение Устава; ежегодное избрание членов Наблюдательного совета, ревизионной комиссии; решение о реорганизации и ликвидации и др. [6]. Для управления указанным открытым

акционерным обществом создаются Наблюдательный совет, Правление. Однако вышестоящие органы государственного управления, в том числе Национальный банк Республики Беларусь, которому принадлежит 99,7 процентов уставного фонда биржи, могут оказывать большое влияние на принятие решений органами управления. Так, учредительные документы ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» предусматривают при формировании органов управления биржи включение в их состав представителей государственных органов. В частности, в состав Наблюдательного Совета входят представители Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др. [6, п. 2 ст. 18].

Еще одним критерием выступает правовой характер государственного хозяйственного управления, которое реализуется нормами административного права в меньшей степени, чем иные виды государственного управления. Здесь больше места для усмотрения [3, с. 73]. Так, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. Однако усмотрение ограничивается правом. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь вправе своим решением отменить или рекомендовать бирже изменить любые ее внутренние документы, если они противоречат законодательным актам, а также нарушают принцип равенства участников рынка ценных бумаг или создают угрозу деятельности инвесторов.

Государственное хозяйственное управление является государственно-властным, то есть в процессе его осуществления предусмотрена возможность издания правовых актов и применения мер принуждения (власти) [3, с. 51]. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» издает правовые акты и органы (уполномоченные лица) имеют возможность применять меры принуждения [10, подп. 13.4 п. 13; 11, подп. 12.2 п. 12, подп. 12.3 п. 12].

Исполнительно-распорядительный характер этого управления также имеет свою специфику. Исполнительный характер государственного хозяйственного управления не сводится исключительно к проведению в жизнь вполне точных законов и иных правовых актов, оно включает задачу более общую, которая состоит в обеспечении минимума условий, необходимых для поддержания соответствующей деятельности. Распорядительство проявляется в том, что в процессе исполнения закона или иного нормативного правового акта издаются правовые акты, которые регулируют внутренние отношения [3, с. 74]. В частности, в сфере биржевого рынка ценных бумаг указанным ОАО устанавливаются правила торговли на бирже [10; 11], стандарты и требования как к ценным бумагам эмитентов [12], так и участникам торгов - членам биржи [13].

Таким образом, в сфере биржевого рынка ценных бумаг имеет место государственное хозяйственное управление, которое обладает специфическими особенностями реализации. ОАО «Белорусская валютно-фондовая бир-

жа» является субъектом государственного хозяйственного управления в указанной сфере. Объектами выступают эмитенты ценных бумаг и участники торгов - члены биржи.

Исходя из вышеизложенного, субъектами и видами управления в сфере биржевого рынка ценных бумаг преимущественно являются: специальное государственное управление (субъекты - республиканские органы государственного управления) и государственное хозяйственное управление (субъект - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).

Список литературы:

1. Алехин А.П. Административное право России: учебник: в 2 ч. / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий; отв. ред. А.П. Алехин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало, 2009. - Ч. 2. - 320 с.

2. Административное право: учеб. пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. - Минск: Амалфея, 2009. - 430 с.

3. Крамник А.Н. Административное право [Республики Беларусь] / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2008. - Ч. 1: Управленческое право. - 670 с.

4. Тагунов Д.Е. Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки / Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 288 с.

5. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россин-ский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 926 с.

6. Устав открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фон-довая биржа» (новая редакция): утв. решением Общего собрания акционеров 21.03.2013 г. [Электронный ресурс] / БЕЛОРУССКАЯ ВАЛЮТНО-ФОНДОВАЯ БИРЖА. - Режим доступа: http://www.bcse.by/sitesearch.php (дата обращения: 15.05.2016).

7. Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1585: в ред. постановления Совета Министров от 27.03.2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

8. О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 июля 1998 г., № 366: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 26.07.2004 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

9. О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 апр. 2006 г., № 277: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18.01.2016 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

10. Правила заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», 1 дек. 2003 г., № 250: утв. прото-

колом заседания Наблюдат. совета ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа», 29 авг. 2003 г., № 43: в ред. протоколов ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа» от 26.09.2013 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

11. Порядок заключения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», 23 нояб. 1999 г., № 1219: утв. протоколом заседания Биржевого совета ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа», 23 нояб. 1999 г., № 42: в ред. протоколов ОАО «Белорус. валют. -фондовая биржа» от 21.03.2011 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

12. Правила листинга ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», 05.03.2009 г., № 7: утв. протоколом Наблюдат. Совета ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа», 05.03.2009 г., № 7: в ред. протоколов ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа» от 26.01.2015 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

13. Положение о Секции фондового рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»: утв. протоколом заседания Наблюдат. совета ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа», 12 апр. 2007 г., № 28: в ред. протокола ОАО «Белорус. валют.-фондовая биржа» от 27.12.2010 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

© Рукина С.Н.1, Денисова И.П.2

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В статье раскрывается роль государственной программы в реализации современной бюджетной политики, а также обосновываются направления совершенствования ее структуры.

Ключевые слова бюджетирование, ориентированное на результат, программно-целевые инструменты, программный бюджет, инициативное бюджетирование.

1 Доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук, доцент.

2 Профессор кафедры «Финансы», доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.