Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
ПРАКТИКА
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Огнев Александр Сергеевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор психологических наук, профессор, [email protected]
Лихачева Эльвира Валерьевна,
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,
доцент, кандидат психологических наук,
СУБЪЕКТОГЕНЕЗ
КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье раскрывается сущность и содержание подхода к формированию и развитию универсальных компетенций, реализованного в образовательном модуле «Жизненная навигация». Модуль разработан на основе
субъектогенетического подхода к реализации психолого-педагогической практики. Продемонстрированы результаты изучения эффективности «Жизненной навигации» и намечены пути ее дальнейшего совершенствования. Ключевые слова:
субъектогенез; универсальные компетенции; субъектогенетический подход; развитие универсальных компетенций; Жизненная навигация.
Предлагаемый подход демонстрирует способ преодоления противоречий между современными компетентностными моделями конкурентоспособного специалиста и сложившейся практикой вузовского образования. Суть этого противоречия состоит в том, что с одной стороны современные профессиональные образовательные стандарты в той или иной форме содержат указания на готовность конкурентоспособного специалиста к целеполаганию, определению оптимального пути и выбору эффективных средств достижения намеченного результата как на одну из ключевых компетенций. Также подчеркивается значимость для современного специалиста: высокой ответственности, самообучаемости, умения выстраивать партнерские отношения с другими участниками совместной деятельности. Ряд профессиональных и образовательных стандартов указывают на значимость таких качеств как высокая самоэффективность, жизнестойкость,
стрессоустойчивость, которые являются производными от перечисленных выше ключевых компетенций [1].
93
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
С другой стороны, традиционная для российских вузов модель обучения жестко регламентирует и набор дисциплин, и перечень возможных образовательных траекторий, которым студент должен следовать. Реально студенту отведена роль ведомого. Самостоятельность и ответственное отношение студента к своему выбору не только не поощряется, но и активно подавляется. Реально поощряемыми качествами становятся безусловное послушание, непререкаемая вера в авторитет преподавателей, которые точно знают, «что мне, студенту, надо в жизни».
В качестве желаемого результата нами была намечена разработка образовательной технологии формирования у студентов ключевых компетенций за нормативный период обучения, которая позволяет наглядно продемонстрировать их конкурентоспособность как будущих специалистов. Кроме того, такая технология должна была обеспечить гармоничное сочетание стандартизации и индивидуализации образования.
Достижение данной цели обеспечивалось решением следующих задач:
1. Включение студента в число полноправных участников построения его индивидуальной образовательной траектории.
2. Проектирование образовательного модуля, содержание и
дидактические формы которого обеспечивают формирование и развитие следующих компетенций:
• способность достигать жизненные и профессиональные цели;
• готовность нести ответственность за свои поступки;
• способность осуществлять проектную деятельность (предполагает умение в заданные сроки получать намеченный результат в ходе совместной деятельности с другими людьми с использованием заранее определенных ресурсов).
3. Интегрирование модуля в образовательную деятельность вуза путем реорганизации учебного и воспитательного процессов с учетом заданных компетенций.
В результате успешного решения указанных задач в МГГУ им. М.А. Шолохова был разработан и внедрен образовательный модуль «Жизненная навигация»®. По мере его освоения каждый студент:
1) определяет свои приоритеты и строит на их основе дерево жизненноважных целей;
2) намечает программу саморазвития, в которой указывает, какие именно компетенции для достижения каких целей ему необходимо и как именно он будет их формировать в процессе своей жизнедеятельности в вузе;
3) оценивает возможные риски (помехи, препятствия, неблагоприятные события) на пути к намеченной цели и намечает меры по их преодолению (нейтрализации);
4) строит план реализации своих намерений по вехам;
5) моделирует свое идеальное «Я» с детализацией желаемого образа жизни;
6) проектирует формы оптимального взаимодействия с теми людьми и организациями, от которых зависит успех его жизненных планов;
94
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
7) разрабатывает модель идеального дня, события которого обеспечивают достижение намеченных целей.
В рамках модуля «Жизненной навигации»® аудиторные занятия проходят в интерактивной форме. Индивидуальные задания чередуются с групповыми упражнениями. Ведущие занятия преподаватели обеспечивают интенсивный обмен опытом между студентами и содействуют ответственному отношению к принимаемым ими на себя обязательствам. Каждая встреча в ходе аудиторных занятий и дополнительных индивидуальных консультаций включает процедуры оценки достигнутых результатов, определение краткосрочных целей и оптимальных путей их достижения.
В зависимости от намеченной студентом программы саморазвития требуемые компетенции формируются такими видами внеаудиторной работы как:
• студенческая научно-исследовательская деятельность;
• участие в художественной самодеятельности;
• занятие спортом;
• вожатское движение;
• реализация волонтерских проектов.
Важнейшей частью модуля «Жизненная навигация»® является тьюторское сопровождение процесса реализации студентами их замысла. Эта часть модуля также предусматривает групповые и индивидуальные консультации. Главная задача таких консультаций - доведение навыков эффективного целеполагания, выбора подходящих средств реализации замыслов, осознания полученного опыта до уровня естественной привычки.
К настоящему времени проведен многоплановый анализ действенности модуля «Жизненная навигация»® как средства формирования и развития требуемых компетенций [1; 4; 7-13; 15].
Прежде всего, о достижении намеченной цели свидетельствуют многочисленные факты более успешного преодоления жизненных
затруднений студентами, прошедшими подготовку по «Жизненной
®
навигации» , по сравнению со студентами, которые с данным модулем знакомы не были. Так, по наблюдениям руководителей педагогических отрядов, работавших в 2010-2014 годах в детских оздоровительных лагерях, вожатые с опытом «Жизненной навигации»® намного быстрее и продуктивнее разрешали возникавшие в их практике конфликтные ситуации, по сравнению даже с более опытными вожатыми, незнакомыми с «Жизненной навигацией»®.
Профессорско-преподавательский состав также неоднократно отмечал заметное повышение уровня «взрослости» студентов после освоения модуля «Жизненная навигация»®. Это, по словам преподавателей, выражается в более вдумчивом, ответственном, требовательном отношении таких студентов к своему поведению, учебе, жизни в целом даже по сравнению со
старшекурсниками, в программе подготовки которых модуль «Жизненная
®
навигация» отсутствовал.
95
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Показательны и результаты занятий по «Жизненной навигации»®, которые проводились в ходе молодежных образовательных форумов «Балтийский Артек», «Волга-2012», «Волга-2013», «Машук», «Селигер-2010», «Селигер-2013». В своих письменных и устных отзывах бывшие участники форумов неизменно отмечают, что занятия по «Жизненной навигации» положительно повлияли на их карьеру, отношения с близкими людьми, личную жизнь. Некоторые из них уже более трех лет стремятся поддерживать партнерские отношения не только между собой, но с теми, кто на занятиях по «Жизненной навигации» ® выступал в роли ведущего.
Обнаружены связанные с «Жизненной навигацией»® статистически значимые отличия в эффективности анализа различных видов информационного контента, в продуктивности использования в своей жизни поучительного опыта, содержащегося в специальным образом подобранных кинофильмах. Оказалось, что после освоения модуля «Жизненная навигация»® у студентов формируется и развивается установка на поиск полезных примеров преодоления человеком жизненных трудностей. У многих студентов выявлено стремление отыскивать вдохновляющие примеры достижения человеком своей мечты. Такие студенты чаще своих сверстников стремятся проводить параллели между успешными действиями киногероев, книжных персонажей, реальных людей в критических ситуациях и тем, что предстоит сделать им самим для успешной реализации собственных жизненных планов [16].
Оценка действенности «Жизненной навигации»® проводилась и с помощью метода контрольных групп. Сравнивались результаты входного и итогового тестирования студентов, освоивших модуль «Жизненная навигация»® и студентов, в образовательной программе которых этого модуля не было. В той и другой группах тестирование проводилось в одно и то же время, группы выравнивались по полу, возрасту и академической успеваемости. В общей сложности на настоящий момент в таком тестировании приняло участие свыше девятисот студентов. В результате было обнаружено, что статистически значимые улучшения после освоения модуля у студентов появились по таким параметрам, как психологическая устойчивость, самоэффективность, ответственность, целеустремленность, осмысленность жизни, самочувствие и активность [1; 7; 10; 15].
Помимо уже описанных значимых итогов освоения учебного модуля «Жизненная навигация»® отметим его особую роль в плане популяризации гуманитарных дисциплин. Практическое применение фундаментальных положений философии в ходе жизненного самоопределения, использование для решения личных задач психологии, социологии, педагогики и т.д. показывает студентам высокую ценность таких дисциплин. Мотивацией к их углубленному изучению становится применение студентами этого рода знаний при овладении и наиболее эффективном использовании ими такой ценности, как их собственная жизнь.
96
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
По нашему мнению успешному достижению нами намеченной цели способствовали:
• удачный выбор теоретико-методологических оснований для
разработки требуемой образовательной технологии;
• эффективное использование результатов современных исследований закономерностей достижения человеком успехов в различных сферах жизнедеятельности;
• последовательный отбор содержания и форм образовательного процесса в ориентации именно на формируемые компетенции;
• органичное сочетание аудиторных и внеаудиторных видов учебной и воспитательной работы как различных сторон единой образовательной деятельности;
• целенаправленное применение принципов и методов конструктивного внедрения инноваций в работу университета как целостной организации.
В качестве теоретико-методологических оснований для разработки требуемой образовательной технологии нами были использованы результаты многолетних исследований закономерностей самоорганизации личности, становления человеческой субъектности. Описание целенаправленного управления такими процессами - субъектогенетический подход к организации психолого-педагогической практики - опирается на понимание субъекта как качественной характеристики социальной системы (личности, группы), отвечающей определенному уровню ее самоорганизации. На этом уровне система становится целенаправленным источником, первопричиной, детерминирующим началом по отношению к собственной активности. Обретение такого качества происходит в диалектическом процессе разрешения человеком актуальных противоречий между его потребностями и наличными возможностями для их удовлетворения. При этом субъектогенез - порождение личностью себя как субъекта, становление способности к самодетерминации мы относим к самоценным видам человеческой активности. Обретая способность быть «причиной самого себя», стремясь к полноценной субъектности, человек пытается получить в свое распоряжение одну из наивысших ценностей - собственную жизнь [11; 14].
На этапе психолого-педагогического проектирования образовательного модуля «Жизненная навигация»® в качестве базовых ориентиров нами использовались следующие этапы субъектогнеза:
• принятие человеком на себя ответственности за не предрешенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);
• переживание возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать (проявление себя как субъекта целеполагания);
• реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого «здесь и теперь» действия);
97
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
• принятие ответственного решения о завершении действия (проявление себя как первопричины, субъекта окончания действия);
• оценка результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия).
В отсутствии какой-либо из указанных стадий человек будет считать себя объектом психолого-педагогических манипуляций, которые
совершались без учета его желания или даже вопреки его намерениям. В итоге он может даже отказаться от использования приобретенного опыта под предлогом его малоценности.
Обнаружив подобные реакции, педагог должен определить, какая из перечисленных стадий была пропущена, подготовить и провести соответствующие коррекционные процедуры.
Должно быть учтено, что субъектогенез предполагает осознанное преобразование человеком своего личного опыта, выработку ответственного отношения к тому, что он сам производит (когда что-то делается «понарошку», то это не воспринимается как жизнь полноценная, как деяния, совершаемые в качестве субъекта) [14].
Для содействия осознанному и ответственному преобразованию человеком своего личного опыта педагог должен обеспечить особые условия: каждый участник данного вида субъектогенетически ориентированной практики должен осознать то, как именно им был достигнут данный конкретный результат (ретроспективный акт рефлексии), а также осознать свои новые возможностей (проспективный акт рефлексии).
Существенному повышению эффективности субъектогенетичеки ориентированной психолого-педагогической практики способствует
обнаружение человеком, осознание им новых возможностей для использования уже имеющихся у него навыков и формирование ответственного отношения к этим своим возможностям [1; 7; 10; 15].
То, как все это реализуется, можно проиллюстрировать с помощью представленных ниже технологических карт практических занятий обучающей части модуля «Жизненная навигация»®.
ЗАНЯТИЕ № 1.
Основной результат:
• видение своей мечты;
• дерево жизненно важных целей.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Дайте краткое описание мечты всей своей жизни в любой удобной для Вас форме. {10 минут} (здесь и далее в фигурных скобках указано рекомендуемое ориентировочное время для выполнения описанного задания).
2) Составьте список того, что Вас больше всего радует, доставляет наибольшее удовольствие. {10 минут}
98
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
3) Что для Вас будет максимальным успехом в плане личного самосовершенствования, в работе, в семье, в общении с близкими людьми, во взаимодействии с социумом спустя 1 год, 3, 5, 10 и 15 лет? {10 минут}
4) Уточните свое описание жизненно важных целей с помощью SMART-теста. Постарайтесь придать своим целям вид аффирмаций - ярких, эмоционально насыщенных позитивных ориентиров, регулярное обращение к которым повышает вероятность воплощения желаемого в действительность. {10 минут}
5) С учетом логических взаимосвязей Ваших основных намерений с Вашей мечтой постройте целостную картину собственных стратегических ориентиров в виде дерева жизненно важных целей. {10 минут}
6) С учетом построенного дерева жизненно важных целей придайте описанию своей мечты форму видения - вдохновляющего, побуждающего к действию образа желаемого будущего, мобилизующего и других людей к участию в достижении Ваших замыслов. {10 минут}
7) Обсудите в группах из 3-5 человек свое видение собственной мечты. {20 минут}
ЗАНЯТИЕ № 2.
Основной результат:
• программа саморазвития и иного ресурсного обеспечения работы по достижению своей мечты.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Чем Вам необходимо располагать для достижения намеченных целей? {15 минут}
2) Какие качества Вам нужно развивать в себе для достижения мечты? Какие личностные особенности Вам следует учитывать в первую очередь? На какие персональные качества Вам следует опираться, какие нужно развивать, каких опасаться? Для повышения эффективности работы воспользуйтесь SWOT-анализом собственной личности. {15 минут}
3) Оцените степень выраженности у Вас качеств, входящих в компетентностью модель специалиста Вашего профиля.{ 15 минут}
4) Составьте персональную программу саморазвития и иного ресурсного обеспечения работы по достижению своей мечты. Программа должна отвечать на такие вопросы как:
• Что конкретно Вам нужно сделать для получения каждого из необходимых ресурсов?
• Какие недостающие качества и как следует развивать, если они входят в число необходимых ресурсов?
• Какие ресурсы, где и как именно следует получить для достижения Вашей мечты? Чем конкретно в этой работе может помочь Ваше обучение в университете? Что для этого сделаете лично Вы? {15 минут}
5) В группах по 3-5 человек проведите обсуждение составленной программы саморазвития и иного ресурсного обеспечения работы по достижению своей мечты. {30 минут}
99
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
ЗАНЯТИЕ № 3.
Основной результат:
• реестр возможных помех на пути к намеченным целям;
• арсенал приемов нейтрализации возможных помех, описание средств по преодолению препятствий для реализации своих замыслов.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Что может стать препятствием на пути к намеченным целям? Что будет мешать реализации Вашей мечты? Составьте список таких помех. {10 минут}
2) Какие качества (особенности) Вашей собственной личности могут стать помехами на пути к намеченным целям? {5 минут}
3) Что нужно сделать, чтобы все равно реализовать замыслы и осуществить свою мечту? Как такие помехи предотвратить, нейтрализовать или хотя бы уменьшить их влияние на достижение намеченных целей? {10 минут}
4) В малых группах численностью 5-7 человек каждый участник занятия рассказывает о своем арсенале приемов нейтрализации возможных помех на пути к своей мечте. Каждому члену такой группы рекомендуется рассказать, как такие проблемы решал сам, другие люди, что в таких случаях с успехом делают, почему есть надежда на успешное применение выбранных средств и приемов. {30 минут}
5) В индивидуальном порядке каждый участник занятия должен уточнить список возможных препятствий и свой перечень мер по их устранению. {15 минут}
6) В тех же группах участникам занятия предлагается повторно обсудить свои уточненные списки профилактических приемов. При этом рекомендуется конкретно указывать, что именно и под влиянием кого именно было внесено в новый вариант списка средств по преодолению возможных препятствий на пути к своей мечте. {20 минут}
ЗАНЯТИЕ № 4.
Основной результат:
• план жизни (по вехам).
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Ориентируясь на дерево жизненно важных целей, каждый участник занятия описывает свой персональный план жизни (по вехам). {10 минут}
2) Автор плана своей жизни проводит оценку степени его реалистичности с использованием десятибалльной шкалы оценок уверенности в том, что намеченное будет действительно выполнено. При необходимости вносит в план или любой из намеченных ранее ориентиров корректировку для повышения реалистичности своих замыслов. {10 минут}
3) В индивидуальном режиме каждый участник занятия составляет список примеров успешного решения аналогичных задач им самим или кем-то другим. С учетом этих примеров проводится анализ плана жизни и при необходимости в него вносятся дополнительные улучшения. {10 минут}
4) В малых группах численностью 5-7 человек организуется обмен опытом использования позитивных аналогов. {10 минут}
100
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
5) Вновь в индивидуальном режиме участники занятия анализируют возможные последствия выполнения каждого пункта плана с точки зрения его влияния на привычный уклад собственной жизни. При необходимости вносятся уточнения для обеспечения реалистичности своих намерений. {10 минут}
6) В группах численностью 3-5 человек организуется обсуждение результатов проведенного анализа. {10 минут}
7) Каждый участник индивидуально определяет для себя, какие действия будет предпринимать в случае провала плана своей жизни. Таких вариантов должно быть намечено не менее трех. Из них выбирается наилучший. Для него составляется план реализации по вехам. С его учетом рассматривается возможность улучшить основной план жизни. {15 минут}
8) В малых группах проводится обсуждение полученных результатов. {15 минут}
ЗАНЯТИЕ № 5.
Основной результат:
• сценарий роли «мое идеальное Я» - описание личности, которой я стану в результате реализации того, что было запланировано на занятиях №1, №2, №3 и №4.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Каждый участник занятия составляет описание личности, которой
планирует стать в результате воплощения своей мечты, реализации жизненно важных целей, выполнения программы саморазвития, успешного
противостояния помехам, осуществления плана жизни. Рекомендуется использовать такие сценарные блоки, которые легко получить как ответы на следующие вопросы:
• Что обычно буду чувствовать, какой эмоциональный настрой будет у меня преобладать?
• Как я буду выглядеть, как буду восприниматься окружающими, какое впечатление буду на них производить?
• Как я чаще всего буду себя вести, какая манера общения и работы будет для меня характерна в случае достижения моей мечты? {15 минут}
2) Разбившись на 5-7 человек, участники занятий поочередно знакомят остальных членов малой группы с видением своей мечты в роли своего «идеального Я». {15 минут}
3) На первом этапе члены группы обсуждают, как именно воспринималось то, что делал каждый из выступавших. Как это выглядело, как воспринималось? {15 минут}
4) На втором этапе группового обсуждения каждый член группы сообщает, что именно он хотел передать, какие чувства, отношения к себе старался вызвать. Группа обсуждает, что для этого можно развить, что нужно сделать в будущем. {20 минут}
5) Проводится новое деление на подгруппы так, чтобы их численность составляла 3-5 человек. По возможности в эти группы нужно собрать вместе только тех участников занятий, которые вместе еще не работали. В новых
101
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
группах участники в роли «Я-идеальное» представляют как свой проект, реализацию всего того, что будет направлено на осуществление своей мечты. Их задача - сделать остальных слушателей заинтересованными участниками этого проекта. {25 минут}
ЗАНЯТИЕ № 6.
Основной результат:
• карта значимых людей, организаций и сообществ.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Ориентируясь на итоги предыдущих дней и с учетом основных сфер жизнедеятельности человека (работа, семья, личная жизнь, быт, учеба, хобби и т.д.) каждым участником занятий составляется карта значимых для себя людей, организаций и сообществ{25 минут}. В этой карте рекомендуется отразить следующие сведения, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Карта значимых людей
Кто? На что может повлиять? Что нужно мне? Что нужно ему (им)? Когда приму решение, как действовать?
1 2 3 4 5
2) Каждый участник занятий выбирает одного человека из составленной карты и готовит краткое описание проекта предстоящих с ним переговоров. {15 минут}
3) В группах по 3 человека проводятся обсуждения составленных карт с объяснением того, почему важны эти люди. В малых группах каждый участник представляет свой проект будущих переговоров. {20 минут}
4) Вся большая группа рассчитывается на «первый» и «второй». Затем «первые» выбирают из «вторых» кого-то, кто хоть чем-то похожего на того, с кем намечены переговоры. В паре с этим человеком «первый» репетирует изложение своих предложений будущему партнеру. {15 минут}
5) «Вторые» выбирают из числа «первых» кого-то, кто хоть чем-то похожего на того, с кем намечены переговоры. В паре с этим человеком «второй» репетирует изложение своих предложений будущему партнеру. {15 минут}
ЗАНЯТИЕ № 7.
Основной результат:
• эталонная модель эффективного дня.
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов:
1) Участники в ходе индивидуальной работы отвечают на вопросы:
• Что именно нужно делать ежедневно для достижения жизненно важных целей, реализации Вашей мечты?
• Что Вы уже сделали за эти дни для достижения своей мечты?
• Что Вы могли сделать еще, какие возможности Вами упущены? Что надо сделать, чтобы это не повторялось {10 минут}
102
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
2) Что нужно изменить в списке ежедневных дел, чтобы добиться баланса между такими сферами жизнедеятельности, как работа, семья, общение с близкими, общественная жизнь, физическая активность, саморазвитие, хобби, отдых? {10 минут}
3) Участников просят еще раз соотнести планируемые дела с деревом жизненно важных целей. Затем просят еще раз дать реалистичное описание эталонной модели эффективного дня как развернутый ответ на вопросы:
• Какие виды работ, в какой пропорции должны делаться регулярно?
• Какой должна быть разумная пропорция между различными делами?
• От кого зависит успешность реализации плана типового дня и что нужно сделать, чтобы эти люди помогали реализовывать задуманное?{15 минут}
4) Организуется обсуждение построенных моделей в группах из 5-7 человек. Автор должен обсуждать свою модель с обязательной увязкой с реализуемой мечтой. Также желательно постараться воспроизвести в ходе обсуждения типичные особенности роли «мое идеальное Я». {40 минут}
5) После группового обсуждения участники занятий в индивидуальном режиме в письменной форме дают ответ на вопросы:
• Что конкретно Вы сделаете в течение следующей недели, 2-3 недель для достижении своей мечты?
• Кого Вы хотели бы попросить стать своим «внешним орудием воли», с кем, как и когда будете делиться своими успехами? {10 минут}
6) В заключительной части занятия участникам предлагается согласовать прямо здесь и сейчас свои намерения с теми, кого они выбрали при выполнении предыдущего задания в качестве партнеров в реализации планов по осуществлению своей мечты. {5 минут}
Как видно из представленного описания, такие занятия сочетают стандартизацию процедуры их проведения и индивидуализацию персональной работы студентов. Каждому учащемуся предоставляется возможность:
• интенсифицировать поиск ответов на жизненно важные вопросы;
• найти персональную форму использования возможностей своего вуза;
• осознанно определить перечень наиболее значимых для себя компетенций и оптимальный уровень их развития;
• разработать индивидуальную программу саморазвития;
• стать участником регулярного взаимообмена опытом успешного достижения жизненно важных целей.
При отборе содержания занятий по «Жизненной навигации»® нами были использованы результаты многочисленных исследований условий и факторов жизненного успеха человека, его благополучия и процветания. Так, было учтено, что успешных людей отличают:
• умение четко формулировать свои собственные стратегические цели;
• способность подразделять движение к цели на промежуточные вехи;
• умение определять необходимые средства для достижения своих целей;
103
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
• способность строить реалистичные планы;
• умение предвидеть возможные риски и подбирать меры их предупреждению.
Все это должно касаться не только осваиваемой профессиональной деятельности. Прежде всего, способность решать такие задачи должна культивироваться в отношении самой жизни студента. Он должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем [5]. Он должен быть вооружен знаниями об условиях, факторах и технологиях достижения жизненного успеха, благополучия и процветания.
В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация»® используется разработанный нами как базовый инструмент повышения субъектного потенциала личности тренинг организационного развития. Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы.
1) Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех?
2) Какую именно проблему я буду решать прямо сейчас? (ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настраивает человека на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем конкретно он нуждается и тем, что имеет в настоящий момент).
3) Зачем, для чего я хочу этих изменений? (ответ должен характеризовать степень личной значимости, смысла разрешения намеченной проблемы для самого отвечающего).
4) Что конкретно в результате решения проблемы хочу получить (цель)? Как мы об этом узнаем (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля)?
5) Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели?
6) Какие возможны помехи с моей стороны, со стороны моего окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями).
7) Как помехи можно нейтрализовать (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости)?
8) Когда и каких результатов я ожидаю (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план-график работ с указанием не менее 5-7 вех. План-график должен содержать описание конкретных результатов и конкретных сроков их достижения)?
9) Какие аналогичные задачи решались мною или кем-либо другим раньше? Насколько использованные меры были успешными и почему? Что можно сделать для применения этого опыта в данном случае?
10) Каких последствий я ожидаю от своих действий в связи с реализацией намеченного плана?
104
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
11) Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план? Каким образом это можно сделать?
Другой методической особенностью модуля «Жизненная навигация»® является включение в его состав тест-тренажерных практикумов. При их разработке нами было использовано сочитающееся с проблемой модифицирующее воздействие психологических тестов на исследуемый объект.
Субъектогенетическое осмысление указанной закономерности позволило использовать бич психодиагностики - существенное изменение исследуемого объекта в результате самого исследования - как основание для целенаправленного применения тестов в качестве эффективного средства подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями. По существу, использование тестов как эффективного элемента педагогических систем - это реализация на практике парадоксального оценивания информации, согласно которому недостаток объектов рассматривается как результат неконтролируемого развития или неразумного использования их достоинств.
Каждый занимающийся выполняет согласно стандартной инструкции тестовые задания, а затем вместе с ведущим производит расшифровку и качественно-количественную оценку полученных результатов.
В ходе расшифровки полученных результатов ведущий дает теоретические сведения, необходимые для понимания качеств, выявляемых с помощью данного теста. При этом даются определения исходных понятий, указываются основные ориентиры для оценки высокого, среднего и низкого уровней развития соответствующих качеств, смысла их выявления для достижения намеченных целей.
В результате каждый занимающийся получает полную схему ориентировки для оценки соответствующих качеств личности, а также приобретает опыт выполнения соответствующих действий в процессе самоанализа.
Вторая часть тест-тренажерных занятий - индивидуальное
прогнозирование. Каждый занимающийся строит для себя две таблицы, в которых первая колонка предназначена для списка всех присутствующих, а все последующие колонки - для гипотетических оценок тех качеств, которые были выявлены с помощью выполненного перед этим теста. Если в тесте были использованы рабочие шкалы типа шкал «лжи», «достоверности», «коррекции», которые предназначены для оценки достоверности результатов, то в таблицы они не включаются.
В первой из таблиц занимающийся отражает свои субъективные представления об уровне развития соответствующих качеств у тех людей, который указаны им в первой колонке. Во второй таблице он строит прогноз о том, какие субъективные представления имеются у этих людей относительно уровня развития тех же качеств у него самого. Т.е. занимающийся пытается отгадать, как бы оценил уровень развития этих качеств у него самого каждый из людей, помещенных в список из первой колонки.
105
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Третья часть занятия может быть организована как групповая работа. В этом случае каждый занимающийся на отдельном листе строит заготовку таблицы. Первая колонка таблицы должна содержать номера строк, соответствующих числу участников занятия за вычетом единицы. Последующие колонки предназначены для оценки каждым из присутствующих уровня выраженности у составителя данной таблицы тех качеств, которые были выявлены с помощью выполненного перед этим теста. Если в тесте были использованы рабочие шкалы типа шкал «лжи», «достоверности», «коррекции», которые предназначены для оценки
достоверности результатов, то, как и ранее, в таблицы они не включаются.
В принципе, возможно и полное дублирование, при котором в первой колонке указываются не номера строк, а конкретные фамилии. Но это возможно только в том случае, если ведущий занятия твердо уверен в высоком уровне доверия участников занятия друг к другу и может гарантировать активизацию в результате таких занятий только позитивной групповой динамики.
В ряде случаев описанные выше формы групповой работы могут быть затруднены или вовсе невозможны. Это может быть, например, в группах, которые только что образованы из не знающих друг друга людей, или в моменты протекания в группах кризисных процессов и т.д.
В таких случаях усвоенный в ходе тестирования понятийный аппарат можно использовать, например, в модельном описании личности. Так, после тестирования, расшифровки и интерпретации полученных результатов занимающихся можно попросить дать субъективную оценку уровня развития только что выявленных качеств у них в прошлом (оценить своя «Я» в прошлом), построить прогноз относительно того, как эти качества будут меняться в будущем («Я» в будущем), определить для себя, каким это качество должно быть у них в идеале («Я» идеальное).
Можно также использовать задания экспертного характера. Например, можно попросить занимающихся, используя только что выявленные у них свойства личности, дать качественную оценку развития этих же свойств у людей, которых они хорошо знают.
Поднять заинтересованность занимающихся и повысить управляемость занятий ведущий может, используя заранее приготовленный ролевой список таких людей. В модуле «Жизненная навигация»® к таким спискам относится матрица значимых субъектов, которая включает людей, существенным образом влияющих на жизнь данного конкретного человека. Если занимающийся один и тот же список используют регулярно, то это, во-первых, создает условия для непроизвольного повторения пройденного (занимающиеся просматривают результаты выполнения предыдущих заданий, вспоминая то, что уже удалось выяснить). В результате постоянно уточняется и суть соответствующих понятий. Во-вторых, собранный таким путем материал становится серьезным основанием для размышлений занимающегося о природе его отношений со значимыми для него людьми, о том влиянии, которое они оказывали, оказывают и могут оказывать в дальнейшем на его развитие.
106
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Отдельно следует отметить, что осваиваемые участниками занятий модуля «Жизненная навигация»® процедуры принятия жизненно важных решений создавались нами с учетом исследований феномена мудрости [6]. В результате была разработана бланковая методика оценки качества принимаемых решений, оформленная как «Профиль качества решений». В таблице 2 представлен рабочий бланк этой методики.
Бланк методики «Профиль качества решений»
Таблица 2
1. Это важно, значимо, наполнено глубоким смыслом 3 2 1 0 1 2 3 1. Это второстепенно, особого смысла не имеет
2. Отражает глубокое понимание причин, основных факторов, взаимосвязей обсуждавшихся событий 3 2 1 0 1 2 3 2. Основано на смутном представлении о том, что повлияет на ожидаемый результат.
3. Дана реалистичная оценка ситуации, использованы факты, а не домыслы 3 2 1 0 1 2 3 3. Фантастическая оценка ситуации
4. Намеченная цель отражает нужный результат 3 2 1 0 1 2 3 4. Намеченное не связанно с истинными желаниями того, кто это будет реализовывать
5. Реализуемо 3 2 1 0 1 2 3 5. Не реализуемо
6. Риски, помехи, препятствия учтены в достаточной мере 3 2 1 0 1 2 3 6. Риски, помехи, препятствия не учтены
7. Возможные последствия учтены 3 2 1 0 1 2 3 7. Возможные последствия проигнорированы
8. Достижение намеченного результата будет хорошим прецедентом (это то, чем можно гордиться) 3 2 1 0 1 2 3 8. О таком достижении в будущем лучше не упоминать
9. Все изложенное для других людей понятно, логично и доступно 3 2 1 0 1 2 3 9. Представленное описание туманно, путано, непонятно
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача -выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, точнее всего характеризует оцениваемую ситуацию (вариант решения), и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
107
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
«Профиль качества решений» с успехом был использован не только на занятиях модуля «Жизненная навигация»®. Он также применялся и в ходе разработки системы профессиональной ориентации студентов [17; 18].
Участники занятий и совещаний вначале в индивидуальном режиме формулировали несколько вариантов возможного решения обсуждаемых проблем. Затем они использовали «Профиль качества решений» при отборе вариантов для дальнейшего обсуждения в рабочих группах. Такой порядок работы позволил существенно увеличить эффективность отбора обсуждаемых решений (время на эту процедуру при использовании «Профиля» требуется гораздо меньше, чем на отбор без его использования; заметно улучшается качество предлагаемых для коллективного обсуждения вариантов).
Даже использование «Профиля качества решений» только на этапе предварительного отбора повышает слаженность группового обсуждения выбранных вариантов, упрощает выбор окончательного решения. Это удалось установить путем сопоставления аудио- и видеозаписей групповых дискуссий, проводившихся в группах, где «Профиль качества решений» использовался, в группах, где варианты решений участниками отбирались произвольно [16].
Дисциплинирующее воздействие на участников групповых обсуждений оказывает уже само упоминание того, что предложенный им инструмент оценки был создан с учетом результатов исследований феномена мудрости [6]. В этом случае участники групповых обсуждений демонстрируют повышенную собранность, их суждения характеризуются большей продуманностью и глубиной.
Ряд приемов и методов модуля «Жизненная навигация»® направлен на выработку готовности наших выпускников к согласованию своих действий с теми, кто существенным образом влияет на судьбу их жизненных планов. Для этого студенты учатся тому, как можно организовать и провести переговоры с теми, от кого зависит успех реализации наших планов. По мере освоения модуля студентами отрабатываются навыки партнерского взаимодействия как с отдельными людьми, так и с разного рода организациями. В этой части модуля использованы приемы и алгоритмы организационной диагностики, проектирования эффективных переговоров.
С учетом полученных научных данных о факторах жизненного успеха нами большое внимание уделяется развитию здорового оптимизма в сочетании со стремлением к реалистичному мировосприятию. Для этого посредством упражнений и практических заданий студенты добиваются согласования с повседневной практикой своих представлений об идеальной жизнедеятельности, вносят разумные коррективы в свой уклад жизни с учетом возможных последствий таких перемен. Для выбора приемлемых вариантов (как и в ходе принятия иных решений) студентам предлагается использовать приведенные выше критерии и показатели мудрости [6].
В модуле «Жизненная навигация»® помимо обучающей части входит работа с тьюторами. Эта часть модуля предусматривает групповые и индивидуальные консультации.
108
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Главные задачи групповых консультаций - укрепление горизонтальных связей между студентами как стимулов к осуществлению своих замыслов. Практика показала, что такие связи усиливают установки на достижение жизненного успеха, благополучие и процветание.
Групповые консультации организованы по следующему сценарию:
• анализ достигнутых результатов и обмен опытом успешной реализации своих замыслов за прошедший период;
• определение путем групповых дискуссий способов решения обнаруженных препятствий;
• уточнение дальнейших персональных планов с учетом полученного опыта и с ориентацией на детальный анализ имеющихся возможностей.
Успешному внедрению «Жизненной навигации»® в работу университета как целостной организации способствовал учет и отладка взаимосвязей между такими подсистемами как:
• цели обучения и воспитания;
• учащиеся;
• тематическое содержание обучения и воспитания;
• дидактические процессы;
• преподаватели и технические средства обучения;
• организационные формы обучения и воспитания;
• административное сопровождение образовательной деятельности.
При достижении намеченной цели мы понимали, что для успешного
внедрения и эффективного использования любой психолого-педагогической разработки в сфере образования необходимо учитывать наличие тесных связей педагогической системы с входящими в состав образовательных организаций как целостных систем административных, хозяйственных, научных, производственных и иных подсистем.
Хотя сущность образовательной системы отражается в первую очередь педагогическими подсистемами, без учета и отладки их взаимосвязей с другими подсистемами (административными, хозяйственными и т.д.) любая концептуальная реорганизация образования может оказаться малоэффективной. Перестройка образования затрагивает, хотя и в разной степени, все сопряженные подсистемы. При активном воздействии только на одну из подсистем или на элемент какой-либо подсистемы возможно рассогласование системообразующих связей. В итоге вместо развития системы возможно и деструктивное отторжение новообразования как чужеродного для нее тела, и распад самой системы.
Для успешного внедрения «Жизненной навигации»® нами были запланированы и реализованы следующие мероприятия.
1) Предварительное разъяснение участникам процесса внедрения сути самой «Жизненной навигации»® и предполагаемой реорганизации учебного процесса, о возможных трудностях и мерах по их профилактике.
109
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
2) Регулярное информирование профессорско-преподавательского состава университета о промежуточных результатах, возникающих трудностях и планах по их преодолению.
3) Широкомасштабное вовлечение сотрудников университета в проводимые преобразования путем доведения до них соответствующих задач. Этим мы старались избежать расчленения коллектива на группу активных участников и группу пассивных наблюдателей.
4) Предварительная подготовка группы тренеров к полномасштабному ведению занятий по «Жизненной навигации»® с последующей отработкой необходимых навыков в рамках молодежных образовательных форумов и системы повышения квалификации. Эта работа сочеталась с серией регулярных семинаров для обмена опытом и оперативной корректировки модуля.
5) Окончательная адаптация обучающей и консультативной частей модуля к регламенту работы университета. В результате было проведено хронометрирование всех работ, отобранных для аудиторных занятий. Затем задания были модифицированы с учетом стандартной сетки расписания занятий.
Дальнейшее усовершенствование модуля «Жизненной навигации»® будет производиться по таким направлениям, как:
• развитие тьюторского сопровождения образовательной деятельности старшекурсников;
• интеграция модуля в систему дистанционного обучения;
• внедрение модуля в систему подготовки магистров и аспирантов.
По нашему мнению главными особенностями тьюторского сопровождения образовательной деятельности старшекурсников должны стать:
• эффективное использование студентами возможностей предусмотренных программой их подготовки системы практик и итоговых квалификационных испытаний;
• уточнение выпускниками своих профессиональных траекторий;
• успешное трудоустройство, отвечающее личным приоритетам выпускника, обеспечивающее его личностное саморазвитие средствами выбранной им профессии.
В настоящее время интеграция модуля «Жизненная навигация»® в систему дистанционного обучения подразделяется нами на такие задачи, как:
•теоретически обоснованный и прошедший практическую проверку выбор виртуальной обучающей среды, в которой будут размещены все составляющие «Жизненной навигации»® (в данный момент в качестве пилотажного варианта такой среды рассматривается электронная система управления обучающими курсами Moodle);
• подготовка всех видов контента (текстового, аудиального, визуального) для дистанционной версии модуля;
•определение порядка и оптимальных режимов самостоятельной работы студентов при использовании дистанционных форм освоения «Жизненной навигации»®;
110
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
• построение алгоритма тьюторского сопровождения работы студентов с модулем в режиме дистантного обучения;
• разработка сценариев и протоколов для интерактивных составляющих дистанционной версии модуля [17; 18].
На сегодня наименее определенной остается работа по внедрению модуля «Жизненная навигация»® в систему подготовки аспирантов. Прежде всего, это связано с радикальными изменениями законодательства, регламентирующего всю образовательную деятельность в Российской Федерации.
С введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подготовка в аспирантуре должна отвечать требованиям еще не существующих образовательных стандартов. Кроме того, согласно письму Минобранауки России № АК-1895/05 от 05.09.2013 «О подготовке кадров высшей квалификации» до истечения срока договорных обязательств параллельно с новыми будут действовать программы подготовки, отвечающие Положению о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования. Это положение было введено приказом Минобразования России от 27 марта 1998 года № 814.
Из всего этого следует, что нам предстоит проводить внедрение модуля «Жизненная навигация»® в систему подготовки аспирантов с учетом ее будущей и пока окончательно неопределенной реорганизации всей системы высшего образования.
Литература
1. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий / Е.Г. Замолоцких [и др.] // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С. 159-163.
2. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования //
Акмеология. 2004. №3(11). С. 33-36.
3. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования //
Акмеология. 2004. №4(12). С. 36-41.
4. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование
инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. №4. С. 103-112.
5. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем // European Social Science Journal. 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.
6. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как
акмеологический феномен // Акмеология. 2002. №3 (4). С. 17-22.
7. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности
личности и тревожности у студентов // Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 150-153.
111
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
8. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.
9. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов // Августовские педагогические чтения - 2014. Сборник материалов международного научного е-симпозиума / под ред. И.В. Вагнер. Киров: МЦНИП, 2014. С.263-271.
10. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода // Вопросы клинической психологии: Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием / сост. Д.Н. Синяев. Казань: ИП Синяев Д.Н., 2013. С. 59-65.
11. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.
12. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Теоретико-методологические основания формирования универсальных компетенций // Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов международной научной конференции / под ред. Н.К. Карповой. Киров: МЦНИП, 2015. С. 144-147.
13. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Мельникова Д.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге // Успехи современного естествознания. 2015. №1. С. 858-862.
14. Петровский В.А., Огнев А.С. Основные положения психологии субъектогенеза // Ежегодник Российского психологического общества. 1996. Т.2. №2. С. 11.
15. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышение конкурентоспособности студентов вуза / А.С. Огнев [и др.] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.
16. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» / А.С. Огнев [и др.] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.
17. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С. 60-64.
18. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №10-1. С. 58-60.
112
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Ognev Aleksandr Sergeevich,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Psychology, Professor, [email protected]
Lixacheva E'l'vira Valer'evna,
The Moscow State Humanities University of M. A. Sholokhov, the Associate professor, Candidate of Psychology, [email protected]
SUBJECT-GENESIS AS A BASE OF MANAGEMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCE
Annotation
The article presents the essence and the content approach to the formation and development of universal competence, implemented in the educational module «Life Navigation». The module is based on subject-genesis approach to the implementation ofpsycho-pedagogical practices. Results of the study demonstrated the effectiveness of the «Life navigation» and the ways of its further improvement. Keywords:
subject-genesis; universal competence; subject-genesis approach; development of universal competence; Life navigation.
113