Проблемы практической психологии
К.А. Казаков
Кинематограф как инструмент фасилитации субъектогенеза
Изложены теоретические и методологические основы применения кинематографа в рамках курса по развитию субъектности личности «Жизненная навигация». Обоснована эффективность наглядной модели посредством кино и фаси-литирующее воздействие кинематографа на субъектогенез личности. Указан понятийный аппарат, используемый при отборе фильмов, используемых в ходе тренинга. Описаны результаты исследований воздействия кино в группах, прошедших курс «Жизненная навигация», и в группах, этот курс не посещавших. Ключевые слова: субъектность, воздействие кинематографа, «Жизненная навигация», самоорганизация, субъектогенетический эффект, фасилитация, пробле-матизация.
Проблема личных и профессиональных перспектив молодежи в современном российском обществе является чуть ли не главной социальной проблемой современности. Стремительное изменение социокультурной среды, исторические смены экономических моделей, отсутствие духовной базы, отвечающей потребностям современного общества - все это является причиной тотальной нехватки главных личностных смыслов у молодежи - смысла жизни и собственного предназначения, и как следствие - неумение тактически строить свою жизнь, ставить конкретные задачи, отвечающие глобальному смыслу, находить пути их решения.
Курс «Жизненной навигация», разработанный А.С. Огневым в рамках субъектного подхода, призван дать учащимся инструментарий для более успешного понимания собственных глобальных задач (смысла жизни) и путей их решения на каждом этапе. Для более конкретных вопросов, связанных с решением злободневных проблем, используется еще один субъектный тренинг - технология ТОР (тренинг организационного раз-
Проблемы практической психологии
вития), направленный на поиск путей решения конкретной проблемы на субъектном пути человека.
На наш взгляд, успешному усвоению материала, полученного в ходе этих двух тренингов, и последующему применению полученных методик может способствовать кино, которое, по выражению знаменитого сценариста Лео Харвитца, «имеет дело с поиском формы, способной удерживать опыт» [цит. по: 3].
О несомненной эффективности кино в вопросах субъектогенеза личности говорит концепция персонализации В.А. Петровского. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности человека, которые происходят в результате деятельности другой личности. В.А. Петровский назвал этот феномен «отраженная субъектность». При этом автор косвенно подчеркивает, что феномен «отраженная субъект-ность» применим не только в ситуациях межличностного взаимодействия. Петровский говорит о возможности существования квазиличности -личности вне индивида (например, библейского героя), которая может иметь не менее действенное преобразующее влияние.
Фасилитирующее воздействие кинематографа на субъектогенез связано с традиционной формой построения сюжета, основанного на конфликте и последующей прогрессирующей проблематизации действия, заканчивающегося кульминацией и, как правило, успешным разрешением конфликта. Такая структура фильма связана с более ранней формой этого искусства - мифом.
Большую теоретическую работу на стыке семиотики мифа и психологии провел в конце 1940-х гг. американский исследователь Дж. Кембелл. В книге «Тысячеликий герой» он вывел универсальную триаду действия мифа, которая в обобщенном виде сводилась к повторению инициирующих ритуалов древних племен. Герой мифа всегда отделялся от общины, чтобы совершить некий подвиг, к которому его сподвигли внешние силы, после борьбы с чудовищами он обретал Золотое Руно и возвращался обновленный и вооруженный новым знанием, готовый передать его членам общины [2]. Российский кинорежиссер Александр Митта, автор сценарного пособия «Кино между адом и раем», также считает, что лучшей структурой для фильма является трехактное развитие [4].
В формуле, выведенной Кембеллом, сокрыт высокий субъектный потенциал для многих поколений. Недаром на протяжении многих веков классическая мудрость передавалась из уст в уста посредством таких сюжетов, которые Кембелл назвал «путешествием героя».
Стоит отметить, что, по мнению Р.Дж. Стенберга, важным аспектом мудрости является способность личности решать проблемы в условиях противоречивых требований и увязывать конкурирующие факторы. Способность действовать в условиях поливариантного выбора свидетельствует о высоком уровне субъектности личности, о присутствии личностных смыслов у индивида. Таким образом, мы косвенно доказываем, что кино является современной формой передачи субъектного опыта [6].
На основе исследований, проведенных нами среди студентов первых курсов факультетов менеджмента, организации работы с молодежью (ОРМ) и журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, нам удалось вывести универсальные характеристики фильма, который будет являться иллюстрацией субъектных этапов личности и сможет способствовать более отчетливому пониманию учащимися возможностей применения субъектной модели на практике.
Первым и самым главным фактором, который стоит учитывать при отборе кино для субъектных тренингов, является характерный нравоучительный характер фильма. Согласно словарю Ушакова, нравоучение - это часть литературного произведения, заключающая моральный вывод [7]. В случае с кино испытуемым должен быть до конца понятен смысл конфликта, проблемы, близки культурные параллели и аллюзии. Финал должен быть максимально однозначен и понятен.
В результате теоретического анализа традиционной схемы построения сюжетов кино мы пришли к выводу, что фильмы нравоучительной тематики в силу некой прямолинейности являются пошаговой иллюстрацией стадий субъектогенеза. Автор книги «Кино между адом и раем» Александр Митта указывает, что качество кинематографического действия улучшается за счет постоянного порождения конфликтов в сюжете [4]. Это сближает специфику кино с работами К.А. Абульхановой-Славской, которая считает, что постоянная проблематизация субъектом действительности способствует субъектному росту личности.
Об этом же говорит А.С. Огнев в своей монографии «Психология субъ-ектогенеза личности». Автор пишет, что в силу своего процессуального характера человеческая субъектность обретается и постигается нами в диалектическом процессе разрешения актуальных противоречий между потребностями и наличными возможностями для их удовлетворения [5].
Таким образом, вторым важным свойством субъектоориентированного кино должна стать изначальная конфликтность ситуации, заставляющая героя подняться над проблемой и демонстрировать активность в решении нетривиальной задачи. Для характерности этого этапа в кино используются особо острые конфликты, связанные с вопросами жизни и смерти, поте-
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
рей статуса, лишениями. Согласно классификации Кембелла, это означает «умирание» героя по отношению к настоящей действительности.
В условиях такого кризиса важным этапом, демонстрирующим очередную ступень субъектогенеза, является принятие героем фильма ответственности за непредрешенный результат в будущем. Мы в нашем исследовании использовали биографический фильм «Музыка сердца» режиссера Уэса Крэйвена, в котором героиня для того, чтобы продолжать жить после развода, решается на переезд в другой город вместе с двумя детьми. При этом героиня Мерил Стрип не знает, где она будет жить и будет ли у нее работа. В такие моменты фильмы демонстрируют следующий этап субъектогенеза - транцендирование героем границ проблемы, выход в пласт решения задачи.
Предполагаемая логическая завершенность кино, ожидание зрителем некой идеализируемой развязки действия роднит этот жанр с тренингом «Жизненная навигация», где на первом занятии испытуемые формулируют собственную мечту как модель идеального Я в будущем. Такая формулировка позволяет учащемуся «сдвинуться с мертвой точки» в вопросах ближайшего будущего, т.к. задает некую систему координат последующего развития.
При участии психолога-консультанта испытуемый дает развернутое описание своих приоритетов в координатах идеального Я в будущем, что способствует зарождению его Я-концепции. Такое описание, по мнению А.С. Огнева, должно представляться в виде аффирмаций - ярких, эмоционально насыщенных позитивных ориентиров [5]. Такой подход к организации практики вновь роднит субъектный тренинг «Жизненная навигация» с языком кино, где зачастую конфликт построен либо на утрате некоего идеального статуса, либо на его поиске.
Стоит отметить, что кино благодаря своему языку, замешанному на метафоричности материала, если можно так выразиться, убивает сразу двух «субъектных зайцев», ведя зрителя к некому идеальному концу и демонстрируя пути решения насущных конфликтов героя. Это качество кино роднит его и с жизненной навигацией - описанием субъектогенеза на протяжении всей жизни, и с технологией ТОР - методикой тактического субъектогенеза, призванной помогать в решении насущных задач. Технология ТОР в лучших традициях учения К.А. Абульхановой-Слав-ской построена на бесконечной чреде постановки целей, порождающих очередной конфликт (описание основных проблем - формулировка актуальной цели для изменения, смысл разрешения намеченной проблемы -реалистичное описание ресурсов для ее решения - возможные помехи на пути - желаемые результаты и последствия).
Мы рассматриваем кино в контексте субъектного подхода, поэтому нас, разумеется, интересует последовательная иллюстрация всех стадий субъ-ектогенеза. Важным моментом при отборе фильмов для субъектного тренинга является наличие героев второго плана - своеобразных помощников главного героя. Тут нам кажется уместным обратиться к «Тысячеликому герою», где Дж. Кембелл указывал на обязательную фигуру помощника в начале пути героя, которая помогает герою в его странствиях.
В рамках курса «Жизненная навигация» этому аспекту также уделяется внимание в рамках одного из занятий, когда испытуемые формулируют карту значимых людей, способных им помочь в решении проблем на пути к идеальному Я.
Финальным этапом тренинга жизненной навигации должно стать осознание испытуемым произошедших изменений и причинно-следственной связи, приведшей к полученному результату. В кино эту зачастую выражается в кульминации сюжета - достижении героем точки своего путешествия, в обретении Самости Души, о которой говорит кембелл. Таким образом, важно отметить, что фильмы нравоучительной тематики должны демонстрировать классические финалы, связанные с победой Добра и/или наказанием Зла. Российский исследователь кино Юрий Арабов называет это базисными иллюзиями кинематографа. «Базисные иллюзии в кинематографе - это правила игры, которые задает нам жанр, драматургические структуры, исторически сформированные. Нарушение их может породить у зрителя своеобразный эстетический шок, что заставит отвернуться от фильма и перечеркнет все благие устремления авторов» [1]. Его слова подтверждает Александр Митта, говоря, что «любой человек идентифицирует себя с Добром. И ищет любой знак, помогающий ему сперва ощутить центр Добра, а затем инстинктивно противостоять центру Зла» [4].
Тут стоит отметить, что описанная выше схема в той или иной степени отражает весь кинематограф, однако при отборе картины для тренинга главным качеством фильма должна быть последовательная иллюстрация всех этапов субъектогенеза. Лишь в этом случае можно надеяться на фасилитирующее воздействие кино.
Таким образом, мы приходим к выводу, что описанная нами схема нетривиальна и может быть использована в ходе субъектных тренингов.
Несмотря на высокую эффективность кинематографа, как в контексте курса навигации, так и в социокультурных реалиях, нельзя не отметить неоднозначный характер этого воздействия. На основании наших исследований на первых курсах факультетов ОРМ, менеджемента и журналистики мы пришли к выводу, что количественные и качественные пока-
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
затели в группах, прошедших тренинг и посмотревших фильм и только посмотревших кино, различаются. Однако однозначного воздействия на всех испытуемых первой группы добиться не удалось.
Факультет менеджемента, на котором проводились тренинги по жизненной навигации, по результатам теста на субъектность показал результаты выше, чем студенты факультета журналистики. Уровень субъектнос-ти складывался из показателей уровня ответственности, интернальности, рефлексии, эмоционального интеллекта, креативности, саморегуляции. Также при подсчете результатов учитывались показатели шкалы лжи. Верхний показатель по уровню субъектности на факультете менеджмента был 99 балов, нижний - 68, на факультете журналистки показатели были ниже - 90 и 54 соответственно.
Для тестирования пилотных групп с факультетов ОРМ и журналистики нами были использованы методики фрустрационных реакций Розенцвей-га, психосемантический тест люшера, методика определения уровня социального контроля, психосемантический дифференциал, тест на самоэффективность.
Основой для получения категориального аппарата для оценки изменений для нас была элементная база субъектогенеза. Характеристики «ответственность», «интернальность», «рефлексия», «эмоциональный интеллект», «креативность», «саморегуляция» были отобраны после анализа следующих тезисов.
«В качестве основных этапов субъектогенеза можно выделить принятие человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ); осознание им возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать (ИНТЕРНАлЬНОСТЬ); реализацию открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (кРЕАТИВНОСТЬ); принятие ответственного решения о завершении действия (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ); осознание того, как именно действие было совершено, и оценки его результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (РЕФлЕкСИЯ, удовлетворенность, как итог проявления КРЕАТИВНОСТИ)» [5].
Понятие «саморегуляция» концентрирует все вышеперечисленные понятия, т.к. «ее суть состоит в инициации, построении, поддержании различных видов и форм произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» [Там же].
характеристику «эмоциональный опыт» мы использовали, т.к. имеем дело с кинематографом, который изначально ориентирован на воздей-
ствие на аффективно-потребностную сферу человека и компенсацию моторной пассивности. Метаопыт эмоциональных переживаний, по мнению Е.Л. Яковлевой, позволяет субъекту осознать собственную индивидуальность посредством регистрации собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [8]. А осознание собственной индивидуальности - это расширение Я-образа, Я-концепции личности, которые являются формой самосознания субъекта.
В ходе последующих исследования разрозненные тесты были заменены на унифицированный опросник для выявления уровня субъектности личности Е.Н. Азлецкой.
Также в ходе пилотного исследования на факультетах ОРМ и журналистики была применена авторская методика регистрации элементов индивидуально-проекционного моделирования сюжета. Студентов факультетов ОРМ, прослушавших курс «Жизненная навигация», и студентов журфака, не посещавших тренинг, попросили изложить суть фильма в формате сценария для краткого трейлера к фильму. Студенты факультета ОРМ продемонстрировали более высокий уровень проблематизация экранного действия.
Несомненно, в обеих Т-группах наблюдался эффект заражения. Однако в целом группа, прослушавшая курс «Жизненная навигация», сумела почерпнуть из кино больше, чем группа журналистов, не проходившая тренинг. В ходе глубинного интервью нам удалось выявить общие позитивные и негативные тенденции в обеих группах. Вот некоторые цитаты из ответов участников глубинного интервью: Автор хотел передать, чтобы люди не падали духом. Фильм жизнеутверждающий; Поучиться мужеству, храбрости, силе воли. Фильм говорит о том, что не нужно отчаиваться; Фильм нудный, но учит людей помогать друг другу; Героиня переступила страх перед тем, как ее инициативу воспримут другие люди (факультет ОРМ); Человек может добиться всего, чего хочет, но он (фильм. - К.К.) не реалистичный; Простой фильм, на поверхности; Образ идеализирован (факультет журналистики).
В группах, прослушавших курс «Жизненная навигация», рефлексивное участие в сюжете фильма было выше, чем в группах, не посещавших курс. В ходе последующих обсуждений в Т-группах студенты с жизненной навигацией чаще демонстрировали проекцию сюжета фильма на собственную жизнь. Но однозначного воздействия на всех не было. Некоторые студенты из обеих групп не проявили интереса к сюжету фильма, назвав его скучным и неинтересным. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кинематограф оказывает воздействие на зрителя, если для
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
этого существуют предпосылки в личности человека (С.Л. Рубинштейн: «внешнее действует через внутренние условия»).
Важным эффектом, который мы отметили, была корреляционная зависимость между показателями эмоционального интеллекта и ответственности в группах, прошедших курс «Жизненная навигация», что свидетельствует о важности эмоциональной пронизанности косвенного опыта, коим и является кино.
На основании нашего исследования мы пришли к выводу, что кинематограф может стать большим подспорьем в ходе субъектных тренингов. Для этого фильм должен содержать в себе нравоучительный аспект, не отступать от жанровой традиции, что подразумевает прохождение героем череды кризисов и достижение положительного результата. Важно наличие трехактного развития сценария - повторяющее главные этапы архитипичного мономифа. В случае, если эти художественные условия соблюдены, фильм приобретает иллюстративный характер в рамках субъектогенетических тренингов. Несмотря на фасилитирующее воздействие кино, этот вид искусства нельзя назвать зомбирующим, о чем свидетельствуют неоднозначные качественные результаты в группах, прошедших тренинг «Жизненная навигация». полученную схему анализа «воспитательного» кинематографа можно использовать как схему для предсказания идеологической эффективности той или иной картины, что закладывает основы здоровой цензуры, направленной на ограждение молодежи и общества от идей деструктивных, подрывающих гуманистические ценности и разлагающих общество. Это, на наш взгляд, является практически важным выводом нашей работы.
применение кинематографа в рамках курса «Жизненная навигация» еще раз утверждает постулат об активности выбора субъекта, т.к. однозначного зомбирующего воздействия мы не выявили. О надситуативно-сти субъекта свидетельствует разница вычленяемых конструктов в ходе просмотра.
Мы считаем, что комплексное применение курса «Жизненная навигация» и кино способствует более конструктивному использованию косвенного опыта, полученного в ходе просмотра. Кино в данном случае имеет иллюстративную функцию, помогая «запустить» у личности процессы активного субъектогенеза. Несмотря на это, важным аспектом является моральная готовность личности развиваться и эволюционировать. Без этого аспекта любой тренинг и сопутствующие практические материалы будут неэффективны.
Библиографический список
1. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М., 2003.
2. Кембелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997.
3. Кино, тени и глубинная психология / Авт.-сост. Слепак К. М., 2010.
4. Митта А. Кино между адом и раем. М., 2005.
5. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.
6. Огнев А.С., Цыгина О.Д. Проявление мудрости как основа принятия жизненно важных решений // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 14-19.
7. Ушаков Д.И. Толковый словарь современного русского языка. СПб., 2008.
8. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы творческого потенциала // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 23-28.
Педагогика и психология