Научная статья на тему 'Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза'

Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / SUBJECTIVE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL / THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY / PERSONAL LIFE NAVIGATION / HARDINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огнев А. С., Лихачева Э. В., Сидоренко М. Г., Казаков К. А.

Описаны возможности развития субъектного потенциала личности, представлены результаты экспериментальной проверки эффективности образовательного курса «Жизненная навигация» ®, реализуемого в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огнев А. С., Лихачева Э. В., Сидоренко М. Г., Казаков К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTOF POTENTIALSUBJECTIVEINDIVIDUALAS A CONDITIONOF INCREASINGTHE COMPETITIVENESS OFSTUDENTS

The paper describes the opportunities for the development of subjective potential of the results of the test the effectiveness of the training course "Life Navigation» ®, are presented

Текст научной работы на тему «Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.С. Огнев, Э.В. Лихачева, М.Г. Сидоренко, К.А. Казаков

Описаны возможности развития субъектного потенциала личности, представлены результаты экспериментальной проверки эффективности образовательного курса «Жизненная навигация» ®, реализуемого в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова

Ключевые слова: субъектный потенциал личности, развитие субъектности, жизненная навигация, жизнестойкость

Ежедневно жизнь вносит свои коррективы. От современного специалиста требуется не только знание своего дела, но и оперативность при формулировании жизненно важных и достижимых целей, гибкость в решении личностно значимых и профессиональных задач. В силу интенсивной динамики жизни, зачастую, поставленные профессиональные задачи необходимо решать в ситуации неопределенности. Это предъявляет особые требования к личности специалиста, его самоорганизации и саморегуляции, и в целом требует высоких достижений в развитии субъектности человека.

Субъектность человека заключается в способности выступать первопричиной собственной активности и преодолевать противоречия между своими стремлениями и возможностями. Субъектность проявляется в умении прогнозировать вероятное будущее, осмысливать происходящее, принимать решения, соотносить цели и задачи, осмысленно влиять своими действиями на объективные факторы своей жизнедеятельности, согласовывать свои действия с действиями других субъектов, выявлять и совершенствовать свои возможности, регулировать свою активность с учетом складывающихся обстоятельств, и, в случае необходимости, мобилизовать или демобилизовать свои силы.

Субъектогенез -становление субъектности человека -определяется как процесс самополагания себя в качестве субъекта и обретения возможности к самодетерминации.

Процесс субъектогенеза включает в себя ряд последовательно реализующихся этапов (стадий):

1. Проявление себя как субъекта предстоящих действий. На этом этапе происходит принятие

Огнев Александр Сергеевич - МГГУ им. М. А. Шолохова, д-р психол. наук, профессор, e - mail: altognev@mail.ru Лихачева Эльвира Валерьевна - МГГУ им. М.А. Шолохова, канд. психол. наук, e - mail: zin-ev@yandex.ru Сидоренко Михаил Германович - МГГУ им. М. А. Шолохова, аспирант, e - mail: arman my name@mail.ru Казаков Карен Алексеевич - МГГУ им. М.А. Шолохова, аспирант, e - mail: karen-1334@yandex. ru

человеком на себя ответственности за не предрешенный заранее исход своих действий.

2. Проявление себя как субъекта целеполагания

- признание возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать.

3. Проявление себя как субъекта совершаемого здесь и теперь действия, т. е. реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях.

4. Проявление себя как первопричины, субъекта окончания действия. Это предполагает ответственность за принятие решения о завершении действия.

5. Проявление себя как субъекта состоявшегося действия - оценка результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью.

Проблемы при прохождении перечисленных этапов чреваты серьезными последствиями для становления и развития субъектности человека: сбрасывание ответственности за собственные намерения и действия, сетование на судьбу и сложившееся вынуждающие обстоятельства, неадекватное, в том числе и безразличное, отношение к собственным достижениям и др. [4, 5].

С целью развития субъектного потенциала личности, способности к позитивному преодолению жизненно-важных трудностей, готовности к проектированию собственных жизненных стратегий и планов и успешной реализации собственных замыслов, в рамках образовательной подготовки бакалавров всех специальностей в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова и в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко реализуется курс «Жизненная навигация»®. Эффективность «Жизненной навигации»® была отмечена при реализации данного учебного модуля в образовательных программах молодежных форумов «Селигер», «Машук», «Балтийский Артек», «Волга-2012», охвативших более пяти тысяч человек.

Курс «Жизненная навигация»® разработан с учетом субъектогенетического подхода к

построению психолого-педагогической практики, который включает:

- определение сфер актуального субъектогенеза личности на основе фиксации проявлений над ситуативной активности;

- проектирование психолого-педагогической среды, которая содействует решению человеком жизненно важных для него задач;

- ориентацию в ходе реализации образовательного процесса на последовательное прохождение ключевых стадий субъектогенеза.

На занятиях курса «Жизненная навигация» рассматриваются понятие личности как субъект жизнедеятельности и профессиональной

деятельности, производится анализ мечты как желаемого образа будущего, осуществляется постановка целей, ревизия условий их достижения и преодоления помех, определяются возможности саморегуляции поведения и деятельности человека и др. На практических занятиях под руководством преподавателя и в свободное от учебы время студентами разрабатываются:

- дерево жизненно важных целей;

- формулировка своей мечты в форме видения -вдохновляющего, побуждающего к действию образа желаемого будущего;

- персональная программа саморазвития как главного ресурсного обеспечения работы по достижению студентом своей мечты (включая и развитие себя как субъекта профессиональной деятельности);

- стратегический план достижения собственной мечты;

- сценарное описание роли «мое идеальное Я»;

- карта значимых людей, организаций и сообществ;

- эталонная модель эффективного дня.

Для реализации замыслов курса «Жизненная навигация»® в образовательный процесс были внедрены фрагменты психологических тренингов, методы моделирования проблемных ситуаций, технологии саБе^Му. На занятиях активно используется специальным образом подобранный видеоконтент - художественные фильмы,

музыкальные и рекламные видеоклипы. Отбор видео контента осуществлялся по итогам ряда исследований:

1. Исследование ключевых проблем и субъективных предпочтений современной молодежи. Бланковый опрос 497 респондентов показал, что наиболее значимым считается успех в таких сферах как семейная жизнь, профессиональная деятельность, социальные

достижения. Особо ценными названы хорошее

здоровье, семейное благополучие и профессиональные достижения. Эти данные

соответствуют приоритетам, которые были выявлены методом визуально-вербального семантического дифференциала с использованием высокочастотной системы трекинга глаз 8М1И1-Speed 1250 [2]. В эту часть исследования входило 153 испытуемых, которые также заполняли

бланковый вариант опросника о жизненных приоритетах. Примечательно, что результаты ранжирования приоритетов на основе трекинга глаз более чем на 70% соответствуют результатам бланковых опросов.

2. Исследование психофизиологического воздействия видеоконтента на психоэмоциональное состояние человека. Обнаружилось, что наличие сцен разрушения зданий, агрессивного поведения героев, вызывает спазматические реакции, статистически значимые сужения зрачка и деструктивные изменения в работе сердечнососудистой системы (эти данные были получены с помощью полиграфа «Диана-4» и высокочастотной системы трекинга глаз 8М1И1-Speed 1250) [2,3].

3. Психологическое тестирование испытуемых

до и после просмотра серии видеоклипов с помощью методики САН, методики измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, методики диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; теста КОТ (краткий отборочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик) и методики «Корректурная проба». Анализ результатов тестирования показал, что видеоматериалы, которые оценивались

респондентами как грустные и негативные, вызывали закономерное снижение настроения, продуктивности решения интеллектуальных задач, количественных и качественных результатов по тесту «Корректурная проба». Видеоклипы, оцененные респондентами как позитивные, также снижали результаты интеллектуальной

деятельности. Однако при этому респондентов повышалось настроение и статистически значимо снижалась реактивная (ситуативная) тревожность.

Эффективность использования видеоконтента на занятиях курса «Жизненная навигация» оценивалась на основе сопоставления результатов тестирования студентов экспериментальной и контрольной группы. В общей сложности в исследовании приняло участие 195 человек. Все сопоставлявшиеся группы были выровнены по полу, возрасту и образованию. В экспериментах принимали участие студенты и аспиранты дневной и вечерней форм обучения МГГУ им. М.А. Шолохова и РАГС при президенте РФ.

Сопоставление результатов тестирования студентов в экспериментальной и контрольных группах до начала тренинга не выявили каких-либо статистических различий. Так, по результатам теста жизнестойкостиС. Мадди, адаптированному Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой [1], первоначальные показатели жизнестойкости во всех указанных группах были статистически не различимы. После проведения тренинга по «Жизненной навигации»® без использования видеоконтента, показатели в первой экспериментальной группе статистически отличались от исходных показателей (1-критерий Стьюдента составил 2,58, что соответствует погрешности 0,01). Во второй экспериментальной группе, в которой «Жизненная

®

навигация» включала элементы видеотренинга, отличие итоговых показателей жизнестойкости от первоначальных оказались более существенными (1-критерий Стьюдента составил 5,19, что соответствует погрешности 0,001). При этом итоговые показатели жизнестойкости в первой и второй экспериментальных группах также оказались статистически различными (1-критерий Стьюдента составил 2,46, что соответствует погрешности

0,014). При этом исходные и итоговые показатели жизнестойкости в контрольных группах оказались статистически не различимыми (1-критерий Стьюдента составил 0,107, что соответствует погрешности 0,91). Различия между итоговыми показателями жизнестойкости в обеих экспериментальных группах и контрольных группах также оказались статистически значимыми. Аналогичные статистические закономерности были получены по результатам тестирования участников эксперимента с помощью методик для оценки самоэффективности (шкала самоэффективности Р. Шварцера, Р. Ерусалема, в адаптации В. Ромека и методика Маддукса и Шеера). При этом была выявлена статистически значимая корреляция между показателями жизнестойкости и самоэффективности личности. В

экспериментальных группах коэффициент корреляции между этими характеристиками колебался от 0,52 до 0,76, что существенно превышало его критические значения [6, 7].

Также были обнаружены положительные изменения показателей личностной и ситуативной тревожности в группах, прошедших различные варианты «Жизненной навигации»®. Статистически значимых изменений этих показателей в контрольных группах не выявлено. Указанные тенденции существенно усилились после интеграции в учебный модуль «Жизненная ®

навигация» видеоконтента, согласно описанным выше правилам.

В рамках курса «Жизненная навигация»® наиболее эффективными оказались такие видеоматериалы, которые наглядно иллюстрируют значимость успеха для человека осмысление собственной мечты, ценность умения выстраивать конструктивные отношения с референтными лицами, эффективность опоры человека на свои персональные достоинства. Также важным

оказалась наглядная демонстрация учащимся значимости программ саморазвития личности, которые человек создает для целенаправленного формирования определенных компетенций,

обеспечивающих движение к своей мечте. Особо высоким субъектогенетическим потенциалом обладают трейлеры художественных фильмов, в основу которых были положены реальные события и сценарное построение которых соответствует модели «Путешествие героя», демонстрирующие осмысление героем проблемы, принятие на себя ответственности за ее решение, целеполагание, планирование, исполнение задуманного,

осмысление полученного опыта. Например, кинокартины «Король говорит» (Режиссер: Том Хупер), «Музыка сердца» (Режиссер: УэсКрэйвен), «С первого взгляда» (Режиссер: Ирвин Уинклер) [6].

Литература

1. Леонтьев Д. А., Рассказова, Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63c.

2. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые

психодиагностические возможности трекинга глаз // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и

психология.2012.№3.С. 107-112.

3. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А.

Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и

психология.2012.№4.С. 103-112.

4. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности: Монография. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.137с.

5. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности: Монография. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.188с.

6. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. № 3-2. С. 181 -184.

7. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes in life of modern Russian students // Middle East Journal of Scientific Research. Volume 14, Issue 6, 2013, Pages 795-798.

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

DEVELOPMENTOF POTENTIALSUBJECTIVEINDIVIDUALAS A CONDITIONOF INCREASINGTHE

COMPETITIVENESS OFSTUDENTS

А.8. Ognev, E.V. Likhacheva, M.G. Sidorenko, K.A. Kazakov

The paper describes the opportunities for the development of subjective potential of the results of the test the effectiveness of the training course "Life Navigation»®, are presented

Key words: subjective potential of the individual, the development of subjectivity, personal life navigation, hardiness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.