УДК 159.9.953
А.С. Огнев (Москва, ФГБОУ ВПГО « МГГУ им. М. А. Шолохова») С.Н. Гончар (Тирасполь, ПГУ им. Т.Г. Шевченко)
Тел.: (533) 778-2-57-52, (495) 915-55-24, e-mail: [email protected], e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются жизненно важные проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь на этапе своего профессионального становления в системе непрерывного образования. Предлагается совершенствовать у студентов навыки разрешения жизненно важных проблем на основе субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное становление, жизненно важные проблемы, субъектогенез.
Социально-экономические перемены, происходящие в современном обществе, требуют нового набора необходимых базовых знаний и умений, обеспечивающих человеку возможность активного участия в профессиональной, общественной и личной жизни. К таким знаниям и умениям относят компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство, а также уверенность в себе, умение рисковать, брать на себя ответственность, способность правильно оценить собственные возможности и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной), способность препятствовать возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами, способность разумно действовать в условиях современного поливариантного выбора.
Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не менее важным является их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации, как отмечает А.В. Нестеров, являются главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство обязано гарантировать своим гражданам всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления знаний и умений, необходимых им для полноценного включения в современное общество [5].
В психологии концепция непрерывного профессионального образования, сформированная на основе теоретических и практических исследований В.Л. Аношкиной, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, О.В. Купцова, В.Г. Осипова, Н.К Сергеева, и др., описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения профессией, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора [1], [6].
Главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. отмечают, что непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека — только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия [6].
Важным этапом профессионального становления в системе непрерывного образования является этап самоопределения в профессии, овладение сущностными
механизмами профессиональной деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск своего профессионального стиля, осознание сущности профессии. На этом важном этапе современная молодежь сталкивается с многочисленными жизненно важными проблемами. Эмпирическое исследование, проведенное нами с ноября 2010 г. по май 2011г., в котором приняло участие более 600 студентов Приднестровского государственного университете им. Т.Г. Шевченко, показало, что значимыми для этой группы студентов являются проблемы самоопределения, непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив, проблемы межличностного общения, проблемы в сфере учебно-профессиональной деятельности и управления собственной жизнью.
На наш взгляд, жизненно важные проблемы - это проблемы, которые возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или в случае несоответствия между целями, стремлениями, возможностями их реализации и качествами личности. Теоретически жизненные события, которые создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворения фундаментальных потребностей, ведут к возникновению кризиса и ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. Нерешенные жизненные проблемы не позволяют студенту эффективно развиваться, адекватно оценивать себя, свою жизнь. Как отмечает В.Е. Клочко, человек весь устремлен в будущее, а нерешенные жизненные проблемы не способствуют дальнейшему развитию и заставляют оборачиваться назад и постоянно анализировать прошлые неудачи [2]. Разрешение жизненно важных проблем состоит, на наш взгляд, в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поисках разнообразных подходов и способов их разрешения. Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.
Совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем может быть успешно осуществлено на основе субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [4]. Прохождение стадий субъектогенеза приводит к порождению личности себя как субъекта, способного осознать поставленную цель и представить себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Обретение такого качества происходит в диалектическом процессе разрешения человеком актуальных противоречий между его потребностями и наличными возможностями для их удовлетворения. Современный студент вуза должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем.
С целью совершенствования у студентов на начальном этапе профессионального становления навыков разрешения жизненно важных проблем, нами было проведено в ПГУ им. Т.Г.Шевченко экспериментальное исследование. Выборку экспериментального исследования составили студенты-первокурсники общим объемом 130 человек (по 65 человек в экспериментальной и контрольной группах). В экспериментальной группе нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А.С. Огневым на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни, таких, как счастье, благополучие и процветание и отечественного субъектогенетического
подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [3]. В ходе занятий с помощью метода виртуальной субъектности каждый студент создавал индивидуальный для себя алгоритм разрешения жизненно важных проблем.
Экспериментальным путем было установлено, что прохождение студентами курса «Жизненная навигация» приводит к порождению его как субъекта, способного организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, разрешению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни. Тестирование студентов, вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, проводилось до начала занятий по курсу «Жизненная навигация» и после их завершения. В батарею использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены: - методика Маддукс-Шеер для оценки уровня самоэффективности личности; - тест Д.А. Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций (СЖО); - бланковая методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); - эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия.
Наиболее существенные статистически значимые отличия между тестированием до и после занятий были обнаружены в экспериментальной группе по таким шкалам, как: - самоэффективность в сфере предметной деятельности (методика Маддукс-Шеер); - осмысленность жизни (СЖО); - настроение, самочувствие (САН). В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы: «В среднем я чувствую себя счастливым» и «Какую часть времени (в среднем) Вы проводите на подъеме». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по жизненной навигации на развитие тех личностных качеств, которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека. В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент-анализа письменного сочинения на тему: «Как я разрешаю свои проблемы». Количественно-качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать, что студенты экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы, стали лучше понимать себя, появилось умение решать свои проблемы, организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни, способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы.
Таким образом, совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем как важного элемента непрерывного профессионального образования возможно в условиях учебно-воспитательного процесса вуза посредством специальной развивающей программы.
Литература
1. Белкина В.Н., Сергеева Г.В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II . С. 159-162.
2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2005. 174 с.
3. Огнев А.С. Жизненная навигация. М.: Изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. 165 с.
4. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности: монография. М.: Изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2010. 188 с.
5. Нестеров А.В. О непрерывном образовании // Компетентность: научно-практический журнал. 2008. № 8. С. 4-9.
6. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования : монография. Тверь: ВА ВКО, 2009. 203 с.
A.S. Ognev,
S.N. Gonchar
IMPROVING STUDENTS' SKILLSPROBLEM-SOLVING AS PART OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION
The article discusses the vital issues facing today's youth on the stage of their professional development in continuing education. It is proposed to improve the students' resolution skills vital issues subektogeneticheskogo-based approach to self-regulation and self-identity.
Keywords: continuing education, professional development, vital problems, subektogenez