Научная статья на тему 'Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности'

Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2013
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскерова Г. Г.

В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек с различным уровнем тревожности. Было выявлено, что более тревожные юноши и девушки характеризуются более низкими организаторскими способностями по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК159.9

Г.Г. Аскерова

студент

Институт политики, права и социального развития Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

г. Москва, Российская Федерация

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек с различным уровнем тревожности. Было выявлено, что более тревожные юноши и девушки характеризуются более низкими организаторскими способностями по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.

Ключевые слова

Коммуникативные способности, организаторские способности, тревожность

Изучение коммуникативных и организаторских способностей в современной психологии является одной из наиболее актуальных задач. Ведь в нынешний информационный и технический век проблема повышения эффективности общения, развитие разных сторон коммуникативной компетентности и организаторских способностей значима и востребована [10, с. 33-36], [11, с. 36-41 ], [1, с. 41-45], [4], [13, с. 173-179], [22].

В настоящий период в психологической теории и практике не снижается актуальность изучения проблемы тревожности. Она является одной из самых сложных и активно изучаемых в психологии. Это обусловливается всё более усиливающимися психологическим и социальным дискомфортом личности в социуме [6], [7], [20, с. 39-51], [21, с. 223-225].

Высокая тревожность является помехой, так как она отрицательно влияет на все стороны жизни человека: на процесс обучения, трудовой деятельности, общения, в том числе и за пределами учебного заведения, а также негативно сказывается на общем уровне психологического и физического здоровья [2, с. 41-50], [3, с. 897-902], [6], [7], [12, с. 150-153], [20, с. 39-51], [21, с. 223-225], [23, с. 180-185].

В данной статье остановимся на результатах исследования коммуникативных и организаторских способностей юношей и девушек с разным уровнем тревожности. Мы предположили, что:

1) у более тревожных юношей и девушек будут наблюдаться более низкие показатели коммуникативных и организаторских способностей, чем у их менее тревожных сверстников;

2) существуют отрицательные корреляционные взаимосвязи между показателем тревожности личности и показателями коммуникативных и организаторских способностей.

Для определения степени выраженности коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек нами использовалась методика определения коммуникативных и организаторских способностей «КОС - 1», созданная В.В. Синявским и Б.А. Федорошиным. Тестирование по методике КОС - 1 основывается на принципе проецирования проходящим тест человеком особенностей своего поведения в предложенных ситуациях. На основе полученных ответов определяются устойчивые показатели коммуникативных и организаторских способностей. Вопросы, относящиеся к диагностике коммуникативных способностей, позволяют выявлять стремление человека к общению, удовлетворенность личности количеством друзей и собеседников, эмоциональный комфорт от нахождения в кругу друзей или предпочтение одиночества, степень привыкания к новым людям и коллективу, а также реакцию на просьбы друзей, знакомых, отношение к общественной работе и выступлениям на публике, легкость установления контактов с незнакомыми людьми. Вопросы, относящиеся к диагностике организаторских способностей, охватывают степень ориентации в сложных ситуациях, находчивость, настойчивость, склонность к

177

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность, инициативность и личное отношение к общественным занятиям.

Для измерения уровня тревожности личности применялась шкала Дж. Тейлора в обработке Т.А. Немчина.

В диагностическом исследовании принимали участие студенты третьего курса исторического факультета Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и студенты четвертого курса лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Диагностическое исследование проводилось в 2012-2013 году. Выборка студентов была уравнена по половозрастным характеристикам. Все полученные данные подвергались статистической обработке при помощи пакета программ SPSS.

По полученным данным, среди испытуемых было обнаружено только две девушки с низким уровнем тревожности. У остальных испытуемых был выявлен средний или высокий уровень тревожности. В связи с этим среди испытуемых были выделены две группы. В первую группу вошли юноши и девушки со средним уровнем тревожности личности. Эту группу условно мы назвали «менее тревожные». Во вторую группу были объединены испытуемые с высоким уровнем тревожности личности. Данную группу мы обозначили как «более тревожные». Как видно из таблицы 1, по показателю тревожности личности эти группы значимо различаются по Т-критерию Стьюдента (Т=7,347 при р=0,001).

Рассмотрим особенности коммуникативных и организаторских способностей в группах более и менее тревожных испытуемых. Эти данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности в группах более и менее тревожных испытуемых

Показатель Более тревожные Менее тревожные Т-критерий Стьюдента

Коммуникативные способности 0,52 0,66 - 1,722

Организаторские способности 0,45 0,61 - 2,953**

Тревожность личности 0,90 0,58 7 347 ***

Уровень значимости:

** р=0,08

*** р=0,001

В таблице 1 показано, что более тревожные испытуемые характеризуются менее выраженными коммуникативными способностями по сравнению с менее тревожными испытуемыми. Выявленное различие не является статистически значимым, т.е. находится на уровне тенденции. Следует отметить, что среднее значение выраженности коммуникативных особенностей в группе более тревожных испытуемых соответствует характеристике «ниже среднего» по шкале оценки коммуникативных способностей методики КОС-1. Таким образом, более тревожные испытуемые характеризуются пониженной коммуникативной активностью, в редких случая проявляют стремление к общению и новым знакомствам, долго привыкают к новым людям и коллективу, возможно, не удовлетворены сферой общения и испытывают страхи перед возможной неудачей в общении или публичных выступлениях.

В свою очередь, среднее значение выраженности коммуникативных особенностей в группе менее тревожных испытуемых соответствует характеристике «высокий» по шкале оценки коммуникативных способностей методики КОС-1. Это означает, что менее тревожные юноши и девушки характеризуются большей коммуникативной активностью, испытывают эмоциональный и физический комфорт в кругу друзей и собеседников, удовлетворены их количеством, легче устанавливают контакты с незнакомыми людьми, не возражают против выступлений на публике.

Из таблицы 1 также видно, что более тревожные испытуемые значимо различаются от менее тревожных юношей и девушек по организаторским способностям. Выявленное групповое различие является статистически значимым по Т-критерию Стьюдента (Т=-2,953 при р=0,008). Следовательно, более тревожные испытуемые обладают менее выраженными организаторскими способностями в отличие от их

178

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

менее тревожных сверстников. Важно заметить, что по шкале оценки организаторских склонностей у группы более тревожных юноши и девушки среднее значение показателя соответствует характеристике «низкий», а у менее тревожных испытуемых - характеристике «ниже среднего». Это позволяет отметить, что указывает на трудности обеих группы испытуемых в ориентации в сложных ситуациях, проявлении несамостоятельности и некритичности к себе и своим поступкам, слабом проявлении склонностей к организаторской деятельности.

Полученные в ходе диагностического исследования данные подверглись также корреляционному анализу. Было выявлено, что показатель тревожности личности отрицательно коррелирует с показателем организаторских способностей на высоком уровне значимости (r=-0,725 при р=0,001). Полученный результат еще раз указывает на сложности тревожных юношей и девушек, возникающие в ситуациях, требующих проявления организаторских способностей.

Выявленные особенности коммуникативных и организаторских качеств не являются исключительно устойчивыми. По нашему мнению, и при должном внимании со стороны специалистов - педагогов и психологов - могут со временем корригироваться и развиваться. Например, эффективными в этом случае могут оказаться программы развития коммуникативных и организаторских качеств, тренинги, образовательные курсы и другие развивающие мероприятия, требующие, с одной стороны, проявления инициативы, ответственности, креативности, а с другой стороны - многократного включения в новые группы с возможностью получить положительный опыт взаимодействия и общения. Таким образом, при наличии положительной мотивации и специально созданных условий коммуникативные и организаторские способности могут успешно развиваться. Примечательным является опыт преподавателей, которые реализуют, начиная с 1 курса на базе МГГУ им. М.А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т.А. Шевченко, программу «Жизненная навигация» [5, с. 159-163], [8, с. 110-112], [9, с. 7581], [14, с. 181-183], [15, с. 181-184], [16, с. 263-271], [17, с. 111-115], [18, с. 59-65], [19, с. 234-239]. Данный курс ориентирован на развитие у студентов общекультурных компетенций и субъектности - интегральной личностной характеристики, проявляющейся во взятии личностью на себя ответственности за свою жизнь, умении ставить цели, соотносить их с условиями реализации деятельности, планировать свою жизнь и подчинять ее своим личным замыслам и профессиональным задачам. Экспериментальная проверка эффективности реализации курса «Жизненная навигация» показала, что у ее участников снижается до оптимального уровня тревожность, повышается жизнестойкость и самоэффективность личности в деятельности и в общении.

Итак, в результате проведенного исследования было выявлено:

1. Более тревожным юношам и девушкам свойственны более низкие показатели организаторских способностей, по сравнению с менее тревожными их сверстниками.

2. На уровне тенденции более тревожных юноши и девушки характеризуются более низкими показателями развития коммуникативных способностей, в отличие от менее тревожных юношей и девушек.

3. Показатель тревожности обнаруживает статистически значимую сильную отрицательную корреляционную взаимосвязь с показателем развития организаторских способностей.

Список использованной литературы:

1. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 41- 45.

2. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С. 41-50.

3. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. №9. С. 897-902.

4. Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов вуза и опытных учителей. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. - 146 с.

179

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий // Мир образования -образование в мире. - 2014. - №4. - С. 159-163.

6. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2005.

7. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: Дис.... канд. психол. наук. М., 2005. - 260 с.

8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Персональные жизненные ориентиры студента как ведущий параметр индивидуальной образовательной траектории / В книге: Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. С. 110-112.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи / В сборнике: Теория и методика обучения воспитания в России и за рубежом. Сборник материалов международной научной конференции, под редакцией Е.Д. Нелуновой. Киров, 2014. С. 75-81.

10. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования // Акмеология. - 2004. - №3 (11). - С. 33-36.

11. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования // Акмеология. - 2004. - №4 (12). - С. 36-41.

12. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов // НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. - С. 150-153.

13. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда // Развитие личности. - 2014. - №2. - С. 173-179.

14. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - №5-2. - С. 181-183.

15. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. Т.9. - № 3-2. - С. 181-184.

16. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов / Августовские педагогические чтения - 2014. Сборник материалов международного научного e-симпозиума / Под ред. Проф. И.В. Вагнер. - Киров. - 2014. - С. 263-271.

17. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных будущих успех студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №3(11). С. 111-115

18. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода / В сборнике: Вопросы клинической психологии. Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. Казань, 2013. С. 59-65.

19. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

20. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психологический журнал. 2009. Т.30. №3. С. 39-51.

21. Стрижиус Е. И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011 - № 12. - С. 223225.

22. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (Избранные труды) - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.

23. Церковский А. Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. Т. 10. - № 4. - С. 180-185.

180

© Г.Г. Аскерова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.