МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК159.9
Г.Г. Аскерова
студент
Институт политики, права и социального развития Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
г. Москва, Российская Федерация
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек с различным уровнем тревожности. Было выявлено, что более тревожные юноши и девушки характеризуются более низкими организаторскими способностями по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.
Ключевые слова
Коммуникативные способности, организаторские способности, тревожность
Изучение коммуникативных и организаторских способностей в современной психологии является одной из наиболее актуальных задач. Ведь в нынешний информационный и технический век проблема повышения эффективности общения, развитие разных сторон коммуникативной компетентности и организаторских способностей значима и востребована [10, с. 33-36], [11, с. 36-41 ], [1, с. 41-45], [4], [13, с. 173-179], [22].
В настоящий период в психологической теории и практике не снижается актуальность изучения проблемы тревожности. Она является одной из самых сложных и активно изучаемых в психологии. Это обусловливается всё более усиливающимися психологическим и социальным дискомфортом личности в социуме [6], [7], [20, с. 39-51], [21, с. 223-225].
Высокая тревожность является помехой, так как она отрицательно влияет на все стороны жизни человека: на процесс обучения, трудовой деятельности, общения, в том числе и за пределами учебного заведения, а также негативно сказывается на общем уровне психологического и физического здоровья [2, с. 41-50], [3, с. 897-902], [6], [7], [12, с. 150-153], [20, с. 39-51], [21, с. 223-225], [23, с. 180-185].
В данной статье остановимся на результатах исследования коммуникативных и организаторских способностей юношей и девушек с разным уровнем тревожности. Мы предположили, что:
1) у более тревожных юношей и девушек будут наблюдаться более низкие показатели коммуникативных и организаторских способностей, чем у их менее тревожных сверстников;
2) существуют отрицательные корреляционные взаимосвязи между показателем тревожности личности и показателями коммуникативных и организаторских способностей.
Для определения степени выраженности коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек нами использовалась методика определения коммуникативных и организаторских способностей «КОС - 1», созданная В.В. Синявским и Б.А. Федорошиным. Тестирование по методике КОС - 1 основывается на принципе проецирования проходящим тест человеком особенностей своего поведения в предложенных ситуациях. На основе полученных ответов определяются устойчивые показатели коммуникативных и организаторских способностей. Вопросы, относящиеся к диагностике коммуникативных способностей, позволяют выявлять стремление человека к общению, удовлетворенность личности количеством друзей и собеседников, эмоциональный комфорт от нахождения в кругу друзей или предпочтение одиночества, степень привыкания к новым людям и коллективу, а также реакцию на просьбы друзей, знакомых, отношение к общественной работе и выступлениям на публике, легкость установления контактов с незнакомыми людьми. Вопросы, относящиеся к диагностике организаторских способностей, охватывают степень ориентации в сложных ситуациях, находчивость, настойчивость, склонность к
177
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность, инициативность и личное отношение к общественным занятиям.
Для измерения уровня тревожности личности применялась шкала Дж. Тейлора в обработке Т.А. Немчина.
В диагностическом исследовании принимали участие студенты третьего курса исторического факультета Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и студенты четвертого курса лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Диагностическое исследование проводилось в 2012-2013 году. Выборка студентов была уравнена по половозрастным характеристикам. Все полученные данные подвергались статистической обработке при помощи пакета программ SPSS.
По полученным данным, среди испытуемых было обнаружено только две девушки с низким уровнем тревожности. У остальных испытуемых был выявлен средний или высокий уровень тревожности. В связи с этим среди испытуемых были выделены две группы. В первую группу вошли юноши и девушки со средним уровнем тревожности личности. Эту группу условно мы назвали «менее тревожные». Во вторую группу были объединены испытуемые с высоким уровнем тревожности личности. Данную группу мы обозначили как «более тревожные». Как видно из таблицы 1, по показателю тревожности личности эти группы значимо различаются по Т-критерию Стьюдента (Т=7,347 при р=0,001).
Рассмотрим особенности коммуникативных и организаторских способностей в группах более и менее тревожных испытуемых. Эти данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности в группах более и менее тревожных испытуемых
Показатель Более тревожные Менее тревожные Т-критерий Стьюдента
Коммуникативные способности 0,52 0,66 - 1,722
Организаторские способности 0,45 0,61 - 2,953**
Тревожность личности 0,90 0,58 7 347 ***
Уровень значимости:
** р=0,08
*** р=0,001
В таблице 1 показано, что более тревожные испытуемые характеризуются менее выраженными коммуникативными способностями по сравнению с менее тревожными испытуемыми. Выявленное различие не является статистически значимым, т.е. находится на уровне тенденции. Следует отметить, что среднее значение выраженности коммуникативных особенностей в группе более тревожных испытуемых соответствует характеристике «ниже среднего» по шкале оценки коммуникативных способностей методики КОС-1. Таким образом, более тревожные испытуемые характеризуются пониженной коммуникативной активностью, в редких случая проявляют стремление к общению и новым знакомствам, долго привыкают к новым людям и коллективу, возможно, не удовлетворены сферой общения и испытывают страхи перед возможной неудачей в общении или публичных выступлениях.
В свою очередь, среднее значение выраженности коммуникативных особенностей в группе менее тревожных испытуемых соответствует характеристике «высокий» по шкале оценки коммуникативных способностей методики КОС-1. Это означает, что менее тревожные юноши и девушки характеризуются большей коммуникативной активностью, испытывают эмоциональный и физический комфорт в кругу друзей и собеседников, удовлетворены их количеством, легче устанавливают контакты с незнакомыми людьми, не возражают против выступлений на публике.
Из таблицы 1 также видно, что более тревожные испытуемые значимо различаются от менее тревожных юношей и девушек по организаторским способностям. Выявленное групповое различие является статистически значимым по Т-критерию Стьюдента (Т=-2,953 при р=0,008). Следовательно, более тревожные испытуемые обладают менее выраженными организаторскими способностями в отличие от их
178
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
менее тревожных сверстников. Важно заметить, что по шкале оценки организаторских склонностей у группы более тревожных юноши и девушки среднее значение показателя соответствует характеристике «низкий», а у менее тревожных испытуемых - характеристике «ниже среднего». Это позволяет отметить, что указывает на трудности обеих группы испытуемых в ориентации в сложных ситуациях, проявлении несамостоятельности и некритичности к себе и своим поступкам, слабом проявлении склонностей к организаторской деятельности.
Полученные в ходе диагностического исследования данные подверглись также корреляционному анализу. Было выявлено, что показатель тревожности личности отрицательно коррелирует с показателем организаторских способностей на высоком уровне значимости (r=-0,725 при р=0,001). Полученный результат еще раз указывает на сложности тревожных юношей и девушек, возникающие в ситуациях, требующих проявления организаторских способностей.
Выявленные особенности коммуникативных и организаторских качеств не являются исключительно устойчивыми. По нашему мнению, и при должном внимании со стороны специалистов - педагогов и психологов - могут со временем корригироваться и развиваться. Например, эффективными в этом случае могут оказаться программы развития коммуникативных и организаторских качеств, тренинги, образовательные курсы и другие развивающие мероприятия, требующие, с одной стороны, проявления инициативы, ответственности, креативности, а с другой стороны - многократного включения в новые группы с возможностью получить положительный опыт взаимодействия и общения. Таким образом, при наличии положительной мотивации и специально созданных условий коммуникативные и организаторские способности могут успешно развиваться. Примечательным является опыт преподавателей, которые реализуют, начиная с 1 курса на базе МГГУ им. М.А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т.А. Шевченко, программу «Жизненная навигация» [5, с. 159-163], [8, с. 110-112], [9, с. 7581], [14, с. 181-183], [15, с. 181-184], [16, с. 263-271], [17, с. 111-115], [18, с. 59-65], [19, с. 234-239]. Данный курс ориентирован на развитие у студентов общекультурных компетенций и субъектности - интегральной личностной характеристики, проявляющейся во взятии личностью на себя ответственности за свою жизнь, умении ставить цели, соотносить их с условиями реализации деятельности, планировать свою жизнь и подчинять ее своим личным замыслам и профессиональным задачам. Экспериментальная проверка эффективности реализации курса «Жизненная навигация» показала, что у ее участников снижается до оптимального уровня тревожность, повышается жизнестойкость и самоэффективность личности в деятельности и в общении.
Итак, в результате проведенного исследования было выявлено:
1. Более тревожным юношам и девушкам свойственны более низкие показатели организаторских способностей, по сравнению с менее тревожными их сверстниками.
2. На уровне тенденции более тревожных юноши и девушки характеризуются более низкими показателями развития коммуникативных способностей, в отличие от менее тревожных юношей и девушек.
3. Показатель тревожности обнаруживает статистически значимую сильную отрицательную корреляционную взаимосвязь с показателем развития организаторских способностей.
Список использованной литературы:
1. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 41- 45.
2. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С. 41-50.
3. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. №9. С. 897-902.
4. Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов вуза и опытных учителей. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. - 146 с.
179
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий // Мир образования -образование в мире. - 2014. - №4. - С. 159-163.
6. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2005.
7. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: Дис.... канд. психол. наук. М., 2005. - 260 с.
8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Персональные жизненные ориентиры студента как ведущий параметр индивидуальной образовательной траектории / В книге: Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. С. 110-112.
9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи / В сборнике: Теория и методика обучения воспитания в России и за рубежом. Сборник материалов международной научной конференции, под редакцией Е.Д. Нелуновой. Киров, 2014. С. 75-81.
10. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования // Акмеология. - 2004. - №3 (11). - С. 33-36.
11. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования // Акмеология. - 2004. - №4 (12). - С. 36-41.
12. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов // НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. - С. 150-153.
13. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда // Развитие личности. - 2014. - №2. - С. 173-179.
14. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - №5-2. - С. 181-183.
15. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. Т.9. - № 3-2. - С. 181-184.
16. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов / Августовские педагогические чтения - 2014. Сборник материалов международного научного e-симпозиума / Под ред. Проф. И.В. Вагнер. - Киров. - 2014. - С. 263-271.
17. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных будущих успех студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №3(11). С. 111-115
18. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода / В сборнике: Вопросы клинической психологии. Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. Казань, 2013. С. 59-65.
19. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.
20. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психологический журнал. 2009. Т.30. №3. С. 39-51.
21. Стрижиус Е. И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011 - № 12. - С. 223225.
22. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (Избранные труды) - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.
23. Церковский А. Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. Т. 10. - № 4. - С. 180-185.
180
© Г.Г. Аскерова, 2015