features. In: International magazine "Ethnosociology and interethnic culture". 2015. No. 11 (89). PP. 9-30. (In Russ.).
Nazarov A.D. Russian language in the modern information space: ethnocultural aspect. In: Kommunikologiya. 2014. T. 4. № 2. P. 27-37.
Nazarova E.A. Conceptual approaches to the regulation of interethnic relations in polyethnic regions: communicative aspects. In: Kommunikologiya. 2014. T. 4. №2 2. P. 116-125. (In Russ.).
Nazarova E.A. Migration policy of the Russian state. Monograph. Russian Acad. state. service under the President of the Russian Federation. Moscow, 2009. (In Russ.).
СУБЪЕКТНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АНТИРОССИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Для цитирования: Кравцов Д.Н. Субъектность Русской Православной Церкви в процессах противодействия антироссийской религиозно-политической пропаганде в Восточной Европе // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4. 2017. С. 65-70.
Автор: КРАВЦОВ Д. Н.
КРАВЦОВ Дмитрий Николаевич - аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: dmitrykrav.row@gmail.com
Аннотация. В статье исследуются процессы ведения прозападными религиозными организациями и их адептами антироссийской религиозно -политической пропаганды в государствах Восточной Европы и, прежде всего, в странах постсоветского пространства. Антироссийская пропагандистская деятельность некоторых религиозных организаций рассматривается как угроза национальной и международной безопасности.
Автором предлагается комплекс мер противодействия антироссийской религиозно-политической пропаганде, а также характеризуется роль российских религиозных организаций в процессах реализации этих мер. Постулируется вывод о важности миссионерско-проповеднической деятельности Русской Православной Церкви в процессах донесения до жителей Восточной Европы достоверной информации о России и её внутри- и внешнеполитическом курсе. В этом контексте Московский Патриархат представляется негосударственным субъектом противодействия антироссийской пропаганде (в т.ч. религиозно-политической), который обладает значительным не только контрпропагандистским, но и миротворческим потенциалом.
Ключевые слова: пропаганда, антироссийская пропаганда, религиозно-политическая пропаганда, религиозные организации, русофобия.
В современном постсекулярном мире происходит реактуализация религиозного фактора во внутренней и внешней политике. Это проявляется в активном использовании потенциала религиозных организаций в целях достижения государствами своих социально-политических и экономических целей и обусловлено высоким уровнем эффективности и результативности воздействия религиозных институций на процессы в социальном пространстве, в частности, на формирование общественного мнения.
В свете противоборства Запада и России, вызванного возрождением России как суверена и геополитического конкурента США, западные страны всё активнее прибегают к использованию потенциала религиозных организаций для формирования антироссийского общественного мнения посредством ведения этими организациями религиозно-политической пропаганды, что мы видим сегодня в странах Восточной Европы.
Большинство теоретиков определяют политическую пропаганду как спланированное системное целенаправленное информационно-психологическое воздействие на общественное сознание населения, целью которого является формирование необходимой субъекту политической пропаганды идеологической парадигмы, контроль над мировоззренческими установками граждан, управление их социально-политической активностью (А. В. Манойло, Г. Г. Почепцов, И. Н. Панарин, А. Г. Караяни) [Кравцов, с. 80]. Поэтому пропаганду нельзя понимать как обычную «промывку мозгов».
Во времена Средневековья в свете христианизации политической жизни Европы появляется религиозно-политическая пропаганда [Трофимчук, с. 15-18]. Под ней нами понимается специальная политическая пропаганда, осуществляемая религиозными организациями и их адептами через средства массовой коммуникации, которая маскируется миссионерско-проповеднической деятельностью религиозных организаций, сосуществуя с ней параллельно.
Исследование и анализ данного вида пропаганды фактически прекратились после отмены советской идеологии, в основе которой лежал атеизм, а религиозно-политическая пропаганда рассматривалась как средство идеологической борьбы Запада [Степанов]. Советскими учёными был сделан правильный вывод о сущности религиозно-политической пропаганды как средства информационно-психологической борьбы, однако в своих исследованиях они, скорее, разрабатывали меры противодействия ей, а не технологии её использования в конструктивном для государства русле.
Быстрее нас к пониманию важности и эффективности применения религиозно-политической пропаганды для достижения целей, необходимых для политической системы государств, пришли Западные страны.
США и их союзники используют потенциал нетрадиционных религиозных движений (прежде всего сект) и ряда традиционных религий (в частности,
Римско-католическую церковь) для создания в 20 веке - антисоветского, а ныне - антироссийского информационных потоков, противопоставляя «прогрессивных» жителей Запада «диким русским варварам» [Зарубина, с. 155161].
Так, например, по некоторым данным, небезызвестный президент США Рональд Рейган, который назвал СССР «Империей Зла», взял эту формулировку у одного из высокопоставленных протестантских пасторов, который работал на разведку США и навязывал своим прихожанам идею о демонической природе СССР.
Наивно предполагать, что с развалом Советского Союза и открытием границ постсоветского пространства для западных религий, использование Западом религиозных организаций в целях дестабилизации религиозной сферы на постсоветском пространстве прекратиться. Наоборот. Появление значительного количества сект, прозелитизм нетрадиционных для России религий явно антироссийской религиозно-политической парадигмы (Свидетели Иеговы, мормоны, саентологи) стали обыденным явлением, с которым сложно бороться [Володина, с. 11]. Ведь в соответствии с Конституцией каждому гарантировано право свободы вероисповедования, а признать религиозную организацию экстремистской в уставленном законом порядке, что необходимо для её запрещения, крайне сложно.
Подобная ситуация распространения религиозных учений, в социально-политической доктрине которых Россия олицетворяет «полюс зла», наблюдается сегодня во всей Восточной Европе - и особенно в бывших советских республиках.
В Латвии и Эстонии католическое и протестантское духовенство оправдывает местные фашистские организации, не скрывая своего антироссийского настроя, и прежде всего, антиправославных позиций. Для многих католических священников, в противоречие с официальной позицией Римского престола, православие олицетворяет «звериный лик» русских и является религией оккупантов.
В Польше местное католическое и протестантское духовенство проводит политическую агитацию в интересах русофобских политиков, которые выступают за разрыв дипломатических связей с Россией и милитаристские пути решения проблем межгосударственных отношений России и стран НАТО. Некоторые православные иерархи Польской православной церкви вступают в каноническое «евхаристическое общение» с раскольническими псевдоправославными экстремистскими организациями Украины, вместе служат на Литургиях, что грубо нарушает нормы канонического права православия.
В Чехии католические организации ведут антироссийскую религиозно-политическую пропаганду в целях противопоставления пророссийкого президента Чешской республики Милоша Земана и католического большинства населения. Не без участия западных спецслужб в результате провокации был
вынужден уйти с престола экс-Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, который является наиболее близким сподвижником Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и никогда не скрывал своих пророссийских взглядов. Важно отметить, что пришедший после Христофора на первосвятительскую кафедру Чешский митрополит не поддерживает инициатив сближения Митрополии с РПЦ и выступает с антироссийской полемикой в СМИ.
В Белоруссии, где позиции православного духовенства достаточно сильны и общая ситуация в религиозной сфере относительно стабильна, органы безопасности республики постоянно сталкиваются с ведением антибелорусской и антироссийской пропаганды нетрадиционными религиозными организациями (прежде всего, тоталитарными сектами), которые стремятся не просто расширить сегмент своих религиозных адептов, но и расшатать внутриполитическую ситуацию в государстве.
Наиболее сложная ситуация в религиозной сфере сегодня наблюдается на Украине. 73 % населения Украины считают себя православными. При этом украинское православие разрознено: действуют три православные конфессии -Украинская православная церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) (единственная каноническая и признанная Вселенским православием) и две раскольнические - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), которые активно стремятся создать поместную автокефальную церковь в противовес РПЦ и России.
Раскольнические псевдоправославные организации, поддерживаемые проамериканским режимом, который пришёл к власти в результате государственного переворота в 2014 году, используют все доступные средства массовой коммуникации для борьбы с РПЦ и Россией, формируя у населения идеологему «Россия - агрессор», а Московский Патриархат и его Киевская Митрополия - «москальские попы - агенты Путина».
Нельзя не отметить, что всестороннюю поддержку (прежде всего, материальную) религиозным организациям в ведении ими антироссийской деятельности на Украине оказывает созданное в структуре Госдепартамента США в 2013 г. Управление инициатив религиозных сообществ. Должностные лица этого управления неоднократно посещали Украину и встречались с руководителями религиозных объединений, заявляя о важности их деятельности в деле сопротивления «пропаганде Москвы»12.
Очевидно, что не без участия этих же структур США в Восточной Европе продолжает осуществляться антироссийская религиозно-политическая пропаганда, которая ставит своей целью разрушение духовных связей между российским и братскими славянскими народами Восточной Европы.
Ввиду данного в условиях ведения антироссийской религиозно-политической пропаганды актуализируется роль РПЦ как крупнейшей
12
Спецпредставитель Госдепа США встретился с религиозными деятелями Украины. URL: https://cerkvi.com/news/44907 (дата обращения 20.10.2017).
религиозной организации Восточной Европы, способной донести до широких масс общественности объективную незаполитизированную информацию о миролюбивом внешнеполитическом курсе России и эффективно противостоять антироссийской религиозно-политической пропаганде.
Русская Церковь уже сегодня ведёт активную международную миротворческую деятельность и обладает значительным миротворческим потенциалом, который возможно использовать не только для поддержания межгосударственного и межнационального мира в Восточной Европе, а также противостояния русофобской пропаганде, но и для мирного урегулирования конфликта на Донбассе.
В долговременной перспективе именно Московская Патриархия может стать, с одной стороны, медиатором в конфликте на Юго-Востоке Украины, а с другой - «рупором правды» российского народа, который способен эффективно бороться с лживой антироссийской религиозно-политической пропагандой.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в условиях ведения Западом антироссийской религиозно-политической пропаганды нельзя надеяться только на административные и дипломатические меры Российского государства. Важно объединить усилия религиозных организаций и общественных объединений в деле несения истины о политическом курсе России, развенчания идеологем вездесущей «российской агрессии». Эту «агрессию» западные политики повсюду пытаются найти и идеологически инкорпорировать в общественное сознание братских для России народов, с которыми наше государство и русский народ связывает многовековая история.
РПЦ как социальный институт и крупнейшая в Восточной Европе религиозная организация выступает негосударственным субъектом, способным эффективно противостоять антироссийской пропаганде (в т.ч. религиозно-политической), донося нашим братским народам правдивую информацию о социально-политической, экономической и духовной жизни России, что крайне актуально сегодня.
Источники
Кравцов Д.Н. Информационно-психологическое оружие как средство обеспечения защиты национальных интересов государства. Коммуникология. 2017. Том 5. №3. С. 78-89.
Трофимчук Н.А. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР: (философско-политологический анализ): автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.06. Акад. обществен. наук ЦК КПСС. Москва. 1991. 41 с.
Степанов С.С. Религиозная пропаганда как составная часть идеологических диверсий империализма: (Материал в помощь лектору). Правл. О-ва «Знание» БССР. Науч.-метод. совет по пропаганде науч. атеизма. Минск. 1973. 20 с.
Зарубина Р.В. Секты и национальная безопасность. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2009. Спец. выпуск № 1. С. 155-161.
Володина Н.В. Радикальная идеология новых религиозных объединений как фактор угрозы национальной безопасности России. Юридическая наука. 2017. №1. С. 10-15.
THE SUBJECTION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE PROCESSES OF COUNTERING ANTI-RUSSIAN RELIGIOUS-POLITICAL PROPAGANDA IN EASTERN EUROPE
For citation: Kravtsov D.N. The Subjection of The Russian Orthodox Church in The Processes of Countering Ant-Russian Religious-political Propaganda in Eastern Europe. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 2. No.4. P. 65-71.
Author: KRAVTSOV D. N.
KRAVTSOV Dmitry N. - post-graduate student, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: dmitrykrav.row@gmail.com
Abstract. The article examines the processes of conducting pro-Western religious organizations and their adherents anti-Russian religious and political propaganda in Eastern Europe and, above all, in the post-Soviet countries. The anti-Russian propaganda of some religious organizations is considered a threat to national and international security.
The author proposes a set of measures to counter anti-Russian religious and political propaganda, as well as the role of Russian religious organizations in the implementation of these measures.
It is postulated that the importance of the missionary and preaching work of the Russian Orthodox Church in the processes of reporting to the inhabitants of Eastern Europe reliable information about Russia and its domestic and foreign policy. In this context, the Moscow Patriarchate is considered as a non-state actor to counter anti-Russian propaganda (including religious and political propaganda), that has not only a significant counterpropagandistic, but also peacekeeping potential.
Key words: propaganda, anti-Russian propaganda, religious and political propaganda, religious organizations, Russophobia.
References
Kravtsov D. N. Information And Psychological Weapons As Means of Ensuring the Protection of State National Interests. In: Communicology. 2017. T. 5. №3. P. 7889. (In Russ.).
Trofimchuk N.A. Foreign Centers' Religious And Political Propaganda And Its Influence on the Christian Movement in the USSR: (philosophical and political
analysis). Abstract of the dis. PhD. 09.00.06. Acad. public. Sciences of the Central Committee of the CPSU. M.: 1991. P. 41. (In Russ.).
Stepanov S.S. Religious Propaganda As an Integral Part of the Imperialism Ideological Sabotage (Material to help the lecturer). Scientific and methodological council for scientific atheism propaganda. Minsk. 1973. P. 20. (In Russ.).
Zarubina R.V. Sects and national security. In: Bulletin of the Taganrog Institute named after А.Р. Chekhov. Spec. T. № 1. P. 155-161. (In Russ.).
Volodina N.V. Radical Ideology of New Religious Associations As a Factor of Threat to Russia National Security. Juridical science. 2017. №1. P. 10-15. (In Russ.).
«ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ»: HOMO PHILOSOPHICUS ИЛИ HOMO RELIGIOSUS?
Для цитирования: Звонок Н.С. «Особенность современности»: Homo Philosophicus или Homo Religiosus? // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, 2017. С. 71-75.
Автор: ЗВОНОК Н. С.
ЗВОНОК Наталья Степановна - кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В. Даля. Адрес: 91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20а. E-mail: mfilosofia@yandex.ru.
Аннотация. В статье сделана попытка определить особенности человека современной эпохи в его отношении к философии и религии. Автор отмечает вслед за философами и религиоведами подъем религиозности и анализирует судьбу homo philosophicus - человека философствующего - и homo religiosus -человека религиозного в современной культуре. Как соотносятся между собой homo religiosus и homo philosophicus?
Во-первых, мышление их отличается особой предметностью: это предельные вопросы и темы - метафизические вопросы, постижение сущности бытия, поиск Истины. Если первый отличается особым характером рассуждения (религиозный опыт), то второй - высокой степенью рационализации. Если философия - это «полнота разума», то религия - это «полнота души». Автор отмечает, что зеркалом нашей эпохи является религиозная философия, которая вобрала лучшие черты и философии, и религии, поэтому выводы исследователей об упадке философии следует назвать преждевременными.
Ключевые слова: религия, философия, современность, культура, религиозность, религиозная философия.
Мысль о том, что в нашу эпоху, наполненную социальными потрясениями, скорее всего ломается линия, непосредственно идущая от Ренессанса и эпохи