analysis). Abstract of the dis. PhD. 09.00.06. Acad. public. Sciences of the Central Committee of the CPSU. M.: 1991. P. 41. (In Russ.).
Stepanov S.S. Religious Propaganda As an Integral Part of the Imperialism Ideological Sabotage (Material to help the lecturer). Scientific and methodological council for scientific atheism propaganda. Minsk. 1973. P. 20. (In Russ.).
Zarubina R.V. Sects and national security. In: Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. Spec. T. № 1. P. 155-161. (In Russ.).
Volodina N.V. Radical Ideology of New Religious Associations As a Factor of Threat to Russia National Security. Juridical science. 2017. №1. P. 10-15. (In Russ.).
«ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ»: HOMO PHILOSOPHICUS ИЛИ HOMO RELIGIOSUS?
Для цитирования: Звонок Н.С. «Особенность современности»: Homo Philosophicus или Homo Religiosus? // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, 2017. С. 71-75.
Автор: ЗВОНОК Н. С.
ЗВОНОК Наталья Степановна - кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В. Даля. Адрес: 91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20а. E-mail: [email protected].
Аннотация. В статье сделана попытка определить особенности человека современной эпохи в его отношении к философии и религии. Автор отмечает вслед за философами и религиоведами подъем религиозности и анализирует судьбу homo philosophicus - человека философствующего - и homo religiosus -человека религиозного в современной культуре. Как соотносятся между собой homo religiosus и homo philosophicus?
Во-первых, мышление их отличается особой предметностью: это предельные вопросы и темы - метафизические вопросы, постижение сущности бытия, поиск Истины. Если первый отличается особым характером рассуждения (религиозный опыт), то второй - высокой степенью рационализации. Если философия - это «полнота разума», то религия - это «полнота души». Автор отмечает, что зеркалом нашей эпохи является религиозная философия, которая вобрала лучшие черты и философии, и религии, поэтому выводы исследователей об упадке философии следует назвать преждевременными.
Ключевые слова: религия, философия, современность, культура, религиозность, религиозная философия.
Мысль о том, что в нашу эпоху, наполненную социальными потрясениями, скорее всего ломается линия, непосредственно идущая от Ренессанса и эпохи
Просвещения, и нас ждет переход к «новому Средневековью» (Н. Бердяев), была развернута А. Солженицыным в Гарвардской речи 1978 г.: «Если не к гибели, то мир сейчас подошел к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению, и требует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни, где не будет, как в средние века, предана проклятью наша физическая природа, но и тем более не будет, как в Новейшее время, растоптана наша духовная жизнь. Этот подъем подобен восхождению на следующую антропологическую ступень. И ни у кого на земле не осталось другого выхода, как - вверх» [Солженицын, 1981, с. 297].
Процесс возрождения религии отметили философы и культурологи конца ХХ в. Известный исследователь П. Гуревич говорит, что развертывается процесс, который «.. .сопровождается созданием квазирелигий в русле тоталитаристских идеологий, оживлением ортодоксии и фундаментализма. Можно ли принять этот "исторический шум" за религиозный ренессанс? Как меняется роль религии в современном мире? Эти вопросы обретают особую злободневность» [Гуревич, 2011].
Возрождение религии не случайно.
Религия проявляется в самых разных формах, но есть одна ее особенность -ее связь с сущностью человека. Исследователь Д. Мацумото писал: «Мы видим манифестации культуры, но никогда не видим самой культуры». Перефразируя это знаменитое изречение, о религии можно сказать то же. Мы видим манифестации религии, но никогда не видим самой религии. Сущность религии в ее личностном характере, что делает ее исключительно человечной.
«Понятие Religio развертывает свое значение "совестливость, внимательность, добросовестность, благочестие, благоговение, богопочитание" дальше в «щепетильность, стеснительность, сознание греховности, вины, преступления" ...», - считает В. Бибихин [Бибихин]. В большинстве религиозных понятий заложена способность человека «отойти от суетливой спешки», обратить внимание, совестливо и тщательно вдуматься в то, что по-настоящему серьезно. «Религия» в смысле вдумчивой добросовестности -необходимое, хотя и не достаточное для философии настроение. Всякая философия религиозна задолго до того, как берется за «религиозные темы». Религия и философия связаны с внутренней сущностью человека, что и обеспечивает неразрывную связь философии и религии.
На общем фоне подъема религиозности заслуживает внимания точка зрения исследователей, рассматривающих склонность «массового» человека к философии и обеспокоенность за ее судьбу в целом. Разрабатывая антропологическое измерение в философии, например, С. Крапивенский и Е. Карчагин вводя в обиход такое понятие как Homo Philosophicus - человек философствующий [Крапивенский, Карчагин, 2006], утверждая, что потребность в философствовании или, «.по крайней мере, к протофилософствованию в становящемся человеке является его родовым качеством, определяемым его сапиенсностью, разумностью.», а что «.характеризует Homo sapiens в целом
(в том числе трансцендентность, направленная и вовне, и внутрь) не может быть распространено на каждого индивида в отдельности» [там же].
Нельзя говорить, что какие-либо философские представления свойственны всей эпохе в целом, одинаково всем людям данной эпохи или общества, как это бывает с религиозными представлениями. Обыватели зачастую даже не слышали о какой-то философии или отдельном философе. Нельзя также говорить, что все члены определенного общества или эпохи являются философами. Философия -духовная деятельность, требующая напряжения, поэтому не все люди хотят или могут ее производить: «Философское творчество, входит в соборную духовную работу всего человечества» [там же, с. 18-19]. Конденсируют в себе дух эпохи мыслители - философы, поэтому философа можно назвать «символом философских интенций» всего общества, а философию можно назвать зеркалом эпохи.
Исследователь А. Кырлежев вводит понятие Homo Religiosus [Кырлежев]. Но чем оно отличается от Homo philosophicus?
Особенность человека как религиозного существа подчеркивают исследователи, утверждающие о существовании некой врожденной всем людям религиозности, своего рода религиозного гена (кстати, этой версии придерживаются некоторые профессиональные генетики). (Заметим: под этим выражением должны быть собраны лишь фактические данные о религиозных склонностях и проявлениях людей, которые обнаруживает и описывает история религий [там же].) В любом случае относительно религиозности А. Кырлежев утверждает следующее: религиозность есть некая константа индивидуально-социального существования человека; она постоянно воспроизводится во все времена, включая времена «антирелигиозные» [там же].
Homo religious - это имя человека на пути к самопревосхождению и потому - самосвершению [там же].
В. Бибихин считает, что «вера настолько отдельна от философии, что не имеет с ней даже границы, о которой нужно было бы спорить. Они не два соседних государства, чтобы им пришлось взаимно потесниться. Вещи до такой степени разные могут не опасаться, что сила одной что-то отнимет от второй, -скорее наоборот, только там, где удалась одна, окрепнет и другая» [Бибихин].
Как соотносятся между собой Homo religiosus и Homo philosophicus?
Во-первых, мышление их отличается особой предметностью: это предельные вопросы и темы - метафизические вопросы, постижение сущности бытия, поиск Истины. Если первый отличается особым характером рассуждения (религиозный опыт), то второй - высокой степенью рационализации. Если философия - это «полнота разума», то религия - это «полнота души». Можно выделить следующие особенности Homo religiosus и Homo philosophicus:
1. И религия, и философия как стремление к трансценденции являются проявлением сверхбиологической составляющей человека - это выход от биологии к духовно-творческому бытию.
2. Ив религии, и в философии человек формирует свою «самость»,
приобретая духовную самостоятельность, в критике религиозных и философских представлений своей эпохи формируя собственное мировоззрение.
3. Любовь к мудрости включает любовь к религиозной и философской Истине - это постоянное движение на пути познания.
4. И философия, и религия - это стремление, выход за пределы бытия в целом. (Иногда исследователи сравнивают хайдеггеровское Ничто и неоплатоническое Единое.) В процессе реализации способности к трансцендированию человек получает качественно иное экзистенциальное состояние. Неудовлетворенность жизнью приводит к размышлениям о ее причинах и, в конце концов, приводит к изменению образа жизни и внесению смыслового начала в экзистенцию.
5. Философия является неотъемлемой частью деятельности религиозных мыслителей. Религиозная философия - это и религия, и философия одновременно.
Философия - не сама мудрость, но влечение, любовь к ней, что уже подчеркивает незавершенность философии, ее стремление к совершенствованию. Философские навыки можно получить, усваивая опыт философов прежних веков, но необходимо еще уметь и ставить собственно философские (собственные) вопросы, и отвечать на них, опираясь на личный опыт.
Исследователи подчеркивают, что сегодня философия испытывает угрозу уничтожения, если не предпринимать попытки доказывать ее необходимость [Крапивенский, Карчагин, 2006, с. 26]. Религиоведы сводят религию к догматике и культу - внешней стороне, теология сосредоточена на религиозном опыте -исключительно личностном внутреннем явлении. Предмет изучения теологии и религии один и тот же - религия в ее разнообразных проявлениях. Религиозная философия пытается решить теологические проблемы философскими методами. Весь этот далеко не полный спектр проблем - зеркало нашей эпохи, как и набирающая силу тенденция так называемой религиозной философии, вряд ли свидетельствуют не только об упадке, но и о кризисе философии - это преждевременно. Философия, отражая дух эпохи, вновь примеряет форму религиозной.
Источники
Бердяев Н.А. Смысл истории: Новое средневековье. М., 2002.
Бибихин В. Философия и религия. [Электронный ресурс.] URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bibihin/1.
Гуревич П.С. Культурология. 5-е изд. М., 2011.
Крапивенский С.Э., Карчагин Е.В. Homo philosophicus: человек философствующий // Философия и общество. Вып. 3(44). 2006.: [Электронный ресурс.]. URL: Http://www.socionauki.ru/journal/articles/253602.
Кырлежев А. О «среднем человеке», шизофрении и «наезде» на религиоведов. - [Электронный ресурс.] URL: http://religo.ru/columns/14619.
Солженицын А.И. Сочинения. Т. 9. Вермонт; Париж, 1981.
«PECULIARITY OF THE PRESENT»: HOMO PHILOSOPHICUS OR HOMO RELIGIOSUS
For citation: Zvonok N.S. "Peculiarity of the Present": Homo Philosophicus Or Homo Religiosus. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.4. 2017. P. 71-75.
Author: Zvonok N.S.
ZVONOK Nataliya S. - candidate of philosophical sciences, аssociate рrofessor of the Department of the philosophy and theology of the Lugansk National University named of Vladimir Dal. Address: 91034, Lugansk, Molodezhniy, 20а. E-mail: [email protected].
Abstract. The article defines the features of a person of the modern era in his attitude to philosophy and religion. The author notes, following to the philosophers and religious scholars, the rise of religiosity and analyzes the fate of homo philosophicus -the man of philosophizing - and homo religiosus - a man of religion in modern culture. The relation between homo religiosus and homo philosophicus is disclosed. First, their thinking is very specific: they are the ultimate questions and topics -metaphysical questions, the comprehension of the essence of being, the search for Truth. If the first differs a special character of reasoning (religious experience), then the second - a high degree of rationalization. If philosophy is «the fullness of the mind», then religion is «the fullness of the soul». The author concludes that the mirror of our era is religious philosophy, which has absorbed the best features of both philosophy and religion, therefore, the conclusions of researchers on the decline of philosophy should be called premature.
Key words: religion, philosophy, modernity, culture, religion, religious philosophy. References
Berdyaev N.A. The Meaning of History: New Middle Ages. M., 2002. (In Russ.). Bibikhin V. Philosophy and Religion. [electronic resource]: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bibihin71. (In Russ.). Gurevich P.S. Culturology. Ed.5. M., 2011. (In Russ.).
Krapivenskiy S.E., Karchagin E.V. Homo philosophicus: the philosophic person. In: Philosophy and Society. No. 3(44). 2006. [electronic resource]: http://www.socionauki.ru/journal/articles/253602. (In Russ.).
Kyrlezhev A. O. About the "average person", schizophrenia and "impact" on religious scholars. [electronic resource]: http://religo.ru/columns/14619. (In Russ.). Solzhenitsyn A.I. Works. T. 9. Vermont. Paris. 1981. (In Russ.).