МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ
Для цитирования: Шелюто В.М. Материалистическая философия и религиозная традиция // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, 2017. С.6-11.
Автор: ШЕЛЮТО В. М.
ШЕЛЮТО Владимир Михайлович - доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, директор Института философии и социально-политических наук Луганского национального университета им. В. И. Даля. Адрес: 91034, г. Луганск, кв. Молодежный 20а. E-mail: [email protected].
Аннотация. Материалистическая философия возникла ещё во времена античности и прошла длительный путь до настоящего времени. В то же время в истории философии были отдельные периоды, когда материалистическая философия пресекалась или существовала в скрытой форме. Появление новой естественно-научной картины мира, связанной с гносеологическим поворотом в философии, способствовало тому, что материализм заявил о себе с новой силой. В эпоху Нового времени он стал восприниматься как своего рода «научная философия» и противопоставил себя всей религиозной традиции, насчитывающей несколько тысячелетий. В XVIII веке, получившем название «века Просвещения», материализм резко противопоставил себя религии. На его основе в этот период возник научный атеизм.
Материализм в его различных проявлениях неизменно имел оптимистический характер. Материализм в его марксистско-ленинском варианте из философии превратился в государственную идеологию - он рассматривался одновременно и как высший результат разума, и как высший авторитет. В России идеология коммунизма, опиравшаяся на материализм и атеизм, приобрела своего рода квазирелигиозный характер. Это способствовало уникальному симбиозу материалистической философии с религиозной традицией, которая при всей парадоксальности и противоречивости данной «духовной ситуации» привела к созданию уникального общественного строя.
После краха социализма мы наблюдаем резкое угасание интереса к материалистической традиции, которая в настоящее время уже не может опираться на науку в её чисто механистическом понимании. Созданная компьютером виртуальная картина мира существенно отличается от естественно-научной картины, на которую всегда опирался материализм. Эта виртуальная картина мира, в какой-то мере, подобна миру идей Платона, что, возможно, способствует формированию нового религиозного сознания.
Ключевые слова: материализм, материалистическая философия, религия, атеизм, религиозная традиция
Высказывание В.И. Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» [Ленин, 1973, с. 43] на протяжении более 70 лет существования Советского государства звучало как одна из неоспоримых истин. Глобальные философские, научные, экономические и политические проблемы рассматривались в рамках диалектического и исторического материализма как разрешаемые в ближайшей перспективе, поскольку, наконец-то, человечество обрело «истинную» философию.
В то же время, Н.А. Бердяев подметил «религиозный» характер «русского коммунизма»: «Коммунистическая партия по своей структуре, по душевному складу своих адептов представляет что-то вроде атеистической секты, "религиозной" атеистической секты, захватившей в свои руки власть» [Бердяев, 1990, с. 136]. В 20-е - 30-е годы ХХ в. в правящей в СССР партии шла перманентная борьба идей, подобная той, которую Католическая Церковь вела с ересями. По сути дела, внутрипартийная борьба с различными уклонами и фракциями в партии большевиков, была поставлена под знак ортодоксии и ереси.
Марксистский материализм претендовал на тотальное мировоззрение нового «эона», которое уже не будет нуждаться в серьёзной подпитке со стороны религии. Он отверг христианство, полагая себя «истиной без Христа». Материализм в его марксистско-ленинском варианте из философии превратился в государственную идеологию - он рассматривался одновременно и как высший результат разума, и как высший авторитет.
Философское мировоззрение, несущее в своей основе индивидуальное личное мышление, восходит к античному миру - его традициям, концептам, способам вопрошания и аргументации. В отличие от стран Востока, в Древней Греции человек обладал определённой «автономией» по отношению к государству и коллективу. В противовес античности, данные евреям и арабам Откровения «...не нуждались в подпорках философии» [Бибихин, 1992, с. 43] . Они носили исключительно религиозный характер. Индивидуальность, а тем более личность, была слабо выражена на Востоке по отношению к коллективным формам бытия и не имела серьезных оснований для сомнений в отношении господствующих религиозных установок, выражающих волю коллектива, народа, племени.
Марксистский материализм ставил перед собой задачу выработки классового сознания пролетариата и одновременно оперировал философскими категориями. Таким образом, он представлял собой синтез индивидуального и коллективного разума. Поэтому в ряде стран Востока марксистско-ленинская философия, вступив в синтез с национальными традициями, существенно трансформировалась и дала серьёзные результаты в экономике и политике. В частности, в современной идеологии КНР произошёл синтез марксизма с традиционным конфуцианством, что и выразилось в концепции «строительства социализма с китайской спецификой». В КНДР на основе синтеза марксизма и корейской национальной традиции, было выработано учение о «великой Чучхе». И в советской истории не все было единообразно в отношениях с религией и
Церковью - например, в годы Великой Отечественной войны или в период Перестройки мы видим кардинальный пересмотр и трансформацию этих отношений.
Также можно провести некоторые параллели между средневековой философией и марксизмом ХХ в. В эпоху средних веков философия, вследствие подчинения религии как истине в последней инстанции, могла выступать только в качестве «служанки богословия»- она опиралась на авторитет религии и Церкви. С утверждением коммунистических партий у власти в некоторых странах Европы и Азии, философия материализма заявила о себе как о «научной» философии (известны опыты даже по конструированию отдельных отраслей знания как «научный коммунизм» и «научный атеизм»). Эта философия должна была являть не только теоретико-методологическим аппаратом для интерпретации мира, но и прикладной - инструментом преобразования мира. Так, она де-факто становилась «служанкой политики».
Материалистическая философия позиционировала себя как монистическая, поскольку, согласно В.И. Ленину, «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая ... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [Ленин, 1968, с. 131]. Материя никуда не исчезает и не создаётся из ничего - она только переходит от одного вида к другому. Мировоззрение, основанное на подобном понимании материи, не нуждается в Боге, но поскольку «свято место пусто не бывает», в его рамках стало возможным фактическое «обожествление» политических лидеров. О корнях материализма справедливо писал русский мыслитель П.И. Новгородцев: «Когда я прорываюсь в область метафизического и не имею точек опоры, то начинаю испытывать страх и хочется за что-нибудь уцепиться» [Новгородцев, 1991, с. 33]. Так, отвергнув Бога, человек ищет точку опоры для разрешения возникающих в его сознании противоречий в явлениях сугубо материального характера, которые имеют преходящий характер.
Материализм в его различных проявлениях, будь-то атомистический у «смеющегося» Демокрита или Эпикура, материализм французских просветителей, вульгарный материализм, диалектический или исторический у марксистов-ленинцев, неизменно имел оптимистический характер. В отличие от оптимистических утверждений материалистической философии относительно «светлого и прекрасного» будущего, Библия видит грядущее отнюдь не только в радужных тонах: хотя праведникам и обещана вечная жизнь и Град (Царство) Божий, христианская эсхатология повествует о конце света, о Страшном суде.
Кратко резюмируя, заметим: 1) религия исходит из того, что всемирная история не идёт по пути безусловного прогресса, в то время как 2) мыслители материалистического направления дают человечеству несбыточные надежды, в частности на коммунизм - «бесклассовый общественный строй, с . полным социальным равенством всех членов общества, где . все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям» [XXII
съезд Коммунистической Партии, 1962, с. 274].
Да, материализм является рационалистической философией и, в отличие от религии, является одним из проявлений «мышления без сердца». Русский философ И.А. Ильин подчеркивает, что «...мышление без сердца, - даже самое умное и изворотливое, - ... оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистическим, машинообразным, холодным и циничным. Наука становится мёртвым и ложным делом, а человек вынашивает беспочвенное, разнузданное, обманчивое миросозерцание» [Ильин, 1993, с. 298]. Эти слова могут быть отнесены и к современной мировоззренческой ситуации, которая существует уже «после коммунизма». На наш взгляд, тупиковый путь современного мировоззрения проявляется в том, что философская мысль Запада, как «рассудительное» познание, «являющееся делом личного разума» [Соловьёв, 1988, с. 5], в эпоху постмодерна утрачивает свое значение и лишается своей самоценности.
Существование материи во времени и пространстве и бесконечность Духа, выходящего за пределы этих измерений, - вот те исходные моменты духовной драмы, пережитой с особенной остротой в ушедшем столетии. В XXI в. человечество вступило с мыслью о том, что большая часть представлений, на основе которых люди строили свою жизнь в прежние эпохи, представляли собой иллюзии и предрассудки. К числу таких иллюзий причисляется уже не только мистика, но и «миф материализма», и «здравый смысл». Человечество, поддавшись в ХХ в. соблазну материалистического мировоззрения, приходит к выводу о том, что подобное видение способно давать ответы лишь на конкретные вопросы, относящиеся преимущественно к естественно-научному познанию мира. Глобальные же проблемы «человеческого бытия» в рамках материалистического видения мира, зачастую, невозможно не только осмыслить, но и представить во всей полноте, сложности и многообразии.
Выход из мировоззренческого тупика представляется возможным не в отвержении материалистического мировоззрения как такового- необходимо продумывание до логического предела всех наиболее парадоксальных мест этого мировоззрения, а также логики истории последних столетий, и, в конечном счете, включение материалистического мировоззрения в более широкую мировоззренческую систему, в которой религиозная традиция будет играть немаловажную роль.
Источники
Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 23. М., 1973.С. 40-48.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М: Наука, 1990. 224 с.
Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 34-44.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр.
соч. М.: Политиздат, 1968. Т.18. 525с.
Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991. 640с.
XXII съезд Коммунистической Партии Советского Союза: 17-31 октября 1961г. Стенографический отчёт. Т. 3. М.: Политиздат, 1962. 592 с.
Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993. Соловьёв В.С. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьёв В.С. Соч.: в 2 т. (Философское наследие. Т. 105.) Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 3-138.
MATERIALISTIC PHILOSOPHY AND RELIGIOUS TRADITION
For citation: Shelyuto V. M. Materialistic Philosophy and Religious Tradition. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.4. 2017. P. 6-11.
Author: SHELYUTO V.M.
SHELYUTO Vladimir M., doctor of philosophical sciences, candidate of historical sciences, Professor, Professor of the Department of the Philosophy and Theology of the Lugansk National University named of Vladimir Dahl. Address: 91034, Lugansk, Molodezhniy, 20а. E-mail: [email protected].
Abstract. Materialistic philosophy originated in the days of antiquity and has passed along way up to date. At the same time there were definite periods in the history of philosophy, when materialistic philosophy was suppressed or existed in the hidden form. They were the periods of classic ancient Greek philosophy and, in particular, the period of medieval religious philosophy of Christianity and Islam, when the subjective-idealistic approach took the key positions. In the epochs of Renaissance and New time, a fundamentally new paradigm of the world view declared itself due to the activity of F. Bacon and R. Descartes. The appearance of a new picture of the world, associated with the gnoseological turn of philosophical thought, assisted materialism to declare itself with a renewed strength. In the epoch of New time it was perceived as some «scientific philosophy» and contrasted itself to all religious tradition of a few millennia history.
The key positions of materialism in this historical period were determined by the fact that science declared itself as a powerful force not only explaining the universe but also transforming surrounding world in scientific and technical way as well as in social terms. It was in the XVIII century, called the «Century of Enlightment», that materialism sharply contrasted itself to religion. In this period scientific atheism originated on its basis.
Materialism in its different manifestations, such as atomistic materialism of «laughing» Democritus or Epicures, materialism of the French enlighteners, or vulgar materialism, dialectical or historical Marxist-Leninists materialism, was constantly of optimistic nature. Materialism in its Marxist-Leninists version has grown from philosophy into
the state ideology being considered both as the highest result of reason and as highest authority. In Russia, ideology of communism, based upon materialism and atheism, has acquired some «quasi-religious» character. It created a unique symbiosis of materialistic philosophy and religious tradition which, for all paradoxical and controversial character of this «spiritual situation», resulted in the unique society structure formation. After the crash of socialism, we are witnessing a sharp fading of materialistic tradition which presently cannot be based upon science in its mechanistic understanding. A computer created virtual picture of the world has already differed essentially from the picture of materialistic world which used to be the basis of Marxism. This virtual picture, to some extent, is similar to the world of ideas of Plato, which helped to form the new religious consciousness.
Key words: materialism, materialist philosophy, religion, atheism, religious tradition References:
Lenin V.I. Three Sources and Three Components of Marxism. In: Lenin V.I. Full. collect. op. 23. M., 1973. P. 40-48. (In Russ.).
Berdyayev N.A. The Origins and Meaning of Russian Communism. M: Science, 1990. P. 224. (In Russ.).
Bibikhin V.V. Philosophy and Religion. In: Questions of Philosophy. 1992. № 7. P. 34-44. (In Russ.).
Lenin V.I. Materialism and Empirio-criticism. In: V.I. Lenin // Full. collect. op. M.: Politizdat, 1968. T.18. P. 525. (In Russ.).
Novgorodtsev P.I. On the Social Ideal / P.I. Novgorodtsev. M . Press, 1991. P. 640. (In Russ.).
XXII Congress of the Communist Party of the Soviet Union: October 17-31, 1961. Shorthand report. T. 3. M . Politizdat, 1962. 592 p. (In Russ.).
Ilin I.A. The Way to Evidence. M . Republic, 1993. (In Russ.). Solovyov V.S. Crisis of Western Philosophy (Against Positivists). In: Solovyov V.S. Works: 2 t. (Philosophical Heritage, T. 105.) T. 2. M . Thought, 1988. P. 3-138. (In Russ.).