Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 178-181.
Религия. Общество. Власть
УДК 930.2
ББК 86.2
Е. В. Щетинина
ОТ ЧЕЛОВЕКА РЕЛИГИОЗНОГО К ЧЕЛОВЕКУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показан процесс исторического изменения человека от культурно-исторического типа «религиозного человека» к культурно-историческому типу «экономического человека». Новизна статьи заключается в акценте на обсуждении методологических проблем изучения данного процесса. Автор показывает и обосновывает необходимость развития специального антропо-экономического подхода. С развитием материально-технической стороны человеческого существования всё более возрастает удельная доля в человеческом экономического, что позволяет говорить о завершении модерного перехода от homo religious к homo economicus, когда все антропологические феномены, включая религиозные, оказываются пропитанными экономической структурой. На основании этого приводится вывод о необходимости применения экономического подхода в русле философско-антро-пологического и культурфилософского исследования, что делает актуальным изучение религиозных феноменов, в рамках концепции человека экономического. Во второй части статьи обсуждаются вопросы исторической трансформации отношения к религии в современном обществе. Указывается, что человек переходит на потребительское отношение к религии (религия становится рыночным продуктом); происходит трансформация форм религиозного в направлении упрощения, эклектичности, нецельности; религиозная жизнь человека становится элементом системы моды; религия обретает симулятивный и практико-ориентированный характер, теряя сакральные смыслы. Религия становится продуктом производства, товаром для обмена и потребления человека экономического, что делает необходимым применение нового антропо-экономического подхода в исследовании религии в различных областях гуманитарного знания.
Ключевые слова: человек экономический; человек религиозный; постсекулярная культура; религиозность; постмодернизм.
Современные социокультурные процессы характеризуются многомерностью и противоречивостью. Постмодернистская эпоха с ее отрицанием ключевых модернистских продуктов поставила под сомнение не только достижения культуры предшествующих эпох, но и самого человека (тезисы о «смерти субъекта», «смерти автора», «смерти человека»). При этом многочисленные социокультурные и антропологические составляющие модерна не просто отрицались постмодерном, но принимали в нем гиперболизированные, искаженные и мутагенные формы. Так, начавшееся со времен модерна возрастание удельной доли в человеческом экономического приобретает в постмодернистском состоянии тотальные черты, и все человеческое существование (включая и религиозные его формы) оказывается пронизанным экономической структурой и покрыто, говоря слова Ж. Ф. Лиотара, «большой "эфемерной пленкой" экономического, что позволяет говорить о за-
вершении перехода от 'homo religious" к "homo economicus"»1.
Для более подробного рассмотрения становления человека экономического как культурно-исторического типа наиболее уместно использовать антропо-экономический подход, характерный для экономической антропологии.
Антропо-экономический подход становится наиболее приемлемым для анализа религиозного бытия человека, именно благодаря тому, что в процессе историко-культурного развития сам человек в своей религиозной жизни становится человеком экономическим. Тем самым экономический подход приобретает особую актуальность в череде других подходов к анализу религиозного бытия человека, таких как теологический подход, психоаналитический подход, марксистский подход, позитивистский подход и др.
И если в традиционном обществе - обществе, которое породило большинство религий: от при-
1 Левандина И. А. «Экономический человек»... С. 14.
митивных до мировых, - перед человеком не стоит вопрос выбора религиозных убеждений за счет преобладаний коллективистских установок, то со временем становится распространение особого антропологического типа - человека экономического, под которым понимается «такой тип человека и его деятельность, сформированные спонтанно на основе товарно-денежных отношений, превратились в доминирующие факторы всей общественной жизни в условиях экономической эпохи, стали главными движущими силами той цивилизации, при которой экономические связи между людьми укрепились, взаимообусловленность же их деятельности и ее результатов оказалась до тех пор невиданной»1. Отсюда становится необходимым анализ человеческого существования во всем многообразии его проявлений через призму экономического подхода2.
«Когда мы говорим о человеке экономическом, можно подумать, что мы указываем только на определенную часть его деятельности, которая характеризуется как "экономическая": производство, оборот и потребление удовлетворяющих наши потребности товаров и услуг. На самом же деле это новое представление о человеке как "о счетной машине", по меткому выражению Мосса в "Очерке о даре", распространяется куда дальше этой динамичное развитие экономической сферы дало этой концепции всю ее силу и блеск. Идея, что индивидуумом управляет личный интерес, и что его поведение - это доведенный до максимума расчет, не осталась уделом одной лишь экономики. На самом деле установилась общая экономика человечества, согласно которой все человеческие отношения подчинены личной выгоде»3.
Экономическая теория, исходя из антропологического анализа экономической модели общества, отмечает, что человеку отведена как роль производителя, так и роль потребителя благ. В классической экономике к благам относя только материальные блага, но в современном подходе неолиберальной экономики - это и духовные блага.
На протяжении многих лет рядом известных ученых - историками, социологами, философами, религиоведами высказывалось мнение, что в ХХ-ХХ1 столетиях религия, следовательно, и потребность человека в обращении к трансцендентной реальности (в том числе реальности божественной), утратит свою значимость, в связи с развитием научного знания и технологий, но
1 Малашхия Г. От человека экономического... С. 283-284.
2 «Экономический подход применим ко всякому человеческому поведению». С. 180.
3 Лаваль К. Человек экономический. С. 14.
сегодняшний день показывает противоположное. Эпоха бурного роста и развития информационных технологий, процессы глобализации, трансформация системы ценностей, угроза Третьей мировой войны привели к культурному и антропологическому кризису. В значительной степени именно глобальные проблемы человечества стали катализатором обращения многих людей в сторону религии как возможности обретения ощущений стабильности, спокойствия и защищенности.
В современном постсекулярном обществе одной из таких сфер становится религиозная жизнь человека, что означает, что человек переходит на потребительское отношение к религии (религия становится рыночным продуктом); происходит трансформация форм религиозного в направлении упрощения, эклектичности, нецельности; религиозная жизнь человека становится элементом системы моды; религия обретает симулятивный и практико-ориентированный характер, теряя сакральные смыслы. Религия становится продуктом производства, товаром для обмена и потребления человека экономического.
В антропо-экономическом подходе человек экономический в условиях постсеклярной культуры рассматривается в трех аспектах: как человек-производитель религиозного, человек-потребитель религиозного, человек - участник религиозно-рыночных отношений.
Как «производитель религии» человек экономический осуществляет выработку религиозных верований, форму функционирования и стратегию их распространения, в отличие от классического производства, производство религиозного духовного продукта зачастую не является до конца рационализированным. В условиях постсеку-лярности такое производство приобретает черты симуляторности, повторения и производства того же самого, смещение позиций от производства продукта (религиозных доктрин) к производству услуг (исцеление, достижение успеха и пр.).
Как участник «религиозно-рыночных отношений» человек экономический является действующим лицом, стоящим перед выбором религиозного в условиях, функционирующего рынка религий (знакомясь с той или оной доктриной, практику ту или иную духовную традицию и др.).
Определившись с выбором «религиозного продукта», человек экономический реализуется в роли «потребителя религии», обретая тем самым «конфессиональность» (идентифицируя себя с определенной традиции или последователем духовного учителя и др.).
180
Е. В. Щетинина
Таким образом, применение антропо-экономического подхода позволяет в анализе существования современного человека в условиях постсекулярной культуры раскрыть новые аспекты как религиозной жизни человека как человека экономического, так и социокультурного пространства в целом как пространства рынка религий.
Список литературы
1. Автономов, В. С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках /
B. С. Автономов // Истоки. - 1998. - Вып. 3. - С. 24-71.
2. Лаваль, К. Человек экономический. Эссе о происхождении либерализма / К. Лаваль; пер. с фр.
C. Рындина. - М.: Новое лит. обозрение, 2010.
3. Левандина, И. А. «Экономический человек»: концептуальные версии: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук / И. А. Левандина. - Ростов н/Д: Юж. фед. ун-т, 2008.
4. Ложкина, Н. В. Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека: дис. ... канд. филос. наук / Н. В. Ложкина. - Пермь: ПТГУ, 2005.
5. Малашхия, Г. От человека экономического к человечному: критический взгляд на современную экономическую систему / Г. Малашхия // Перспективы человека в глобализирующемся мире. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003.
6. Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б. В. Марков. - СПб.: Алетейя, 1999.
Сведения об авторе
Щетинина Елизавета Витальевна - аспирант кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств, главный специалист МКУ «Центр народного единства» [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 178-181.
FROM HOMO RELIGIOSUS TO HOMO ECONOMICUS: METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCH
E. V. Schetinina
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. [email protected]
The article shows the process of historical change of human cultural-historical type from "homo religious" to "homo economicus". The novelty of the article is the emphasis on the discussion of the methodological problems of the study of this historical process. The author demonstrates and substantiates the need for the development of special anthropo-economic approach in this study. With the development of material and technical aspects of human existence is an increasingly growing share of economic factors in human existence, which is indicative of the completion of the modern transition from homo religious to homo economicus, when all anthropological phenomena, including religious, are determined by economic structure. On this basis, it is concluded on the need for an economic approach in line with the philosophical-anthropological and cultural-philosophical research that makes it relevant to the study of religious phenomena through the concept of economic human. The author points out that a human goes to the consumer attitude to religion (religion becomes a market product); the transformation of the forms of religious in the direction of simplification, eclectic, non-integral; Religious life is a hundred-man becomes an element of fashion; Religion becomes simulative and practice-oriented nature, losing the sacred meaning. Religion becomes a product of production, the goods for exchange and consumption of economic man, which makes it necessary to apply the new anthropo-economic approach to the study of religion in various fields of human knowledge.
Keywords: homo economicus; homo religious; postsecular culture; religion; postmodernism.
References
1. Avtonomov B.C. Model cheloveka v ekonomicheskoy teorii i drugih sotsialnyih naukah [Model man in economics and other social sciences]. Istoki [Origins], 1998, vol. 3, pp. 24-71. (In Russ.).
2. Laval K. Chelovek ekonomicheskiy. Esse o proishozhdenii liberalizma [Economic Man. Essay on the origins of liberalism]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010. (In Russ.).
3. Levandina I.A. «Ekonomicheskiy chelovek»: kontseptualnyie versii: sotsialno-filosofskiy analiz: diss. ... kand. filos. nauk["Economic Man": conceptual versions: socio-philosophical analysis. Thesis], Rostov-na-Donu, Yuzhnyiy federalnyiy universitet Publ., 2008. (In Russ.).
4. Lozhkina N.V. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya ekonomicheskogo podhoda k izucheniyu povedeniya cheloveka: diss. ... kand. filos. nauk [Philosophical and anthropological bases of economic under-stroke to the study of human behavior. Thesis]. Perm, PTGU Publ., 2005. (In Russ.).
5. Malashhiya G. Ot cheloveka ekonomicheskogo k chelovechnomu: kriticheskiy vzglyad na sovremen-nuyu ekonomicheskuyu sistemu [From human economic to humane human: a critical look at the current economic system]. Perspektivyi cheloveka v globali-ziruyuschemsya mire [Prospects of human rights in a globalizing world]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo Publ., 2003. (In Russ.).
6. Markov B.V. Hram i ryinok. Chelovek v prostranstve kulturyi [Temple and the market. The man in the space of culture]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 1999. (In Russ.).