Научная статья на тему 'Религиозная самотрансценденция как фактор становления религиозного сознания человека (на примере духовной жизни в постсоветской России)'

Религиозная самотрансценденция как фактор становления религиозного сознания человека (на примере духовной жизни в постсоветской России) Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
169
23
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / САМОТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

На протяжении многих лет рядом известных ученых - социологов, философов, религиоведов высказывалось мнение, что в XX - XXI столетиях религия, а следовательно и потребность человека в обращении к трансцендентной божественной реальности, утратит свою значимость в связи с развитием научного знания, но сегодняшний день демонстрирует противоположное. Эпоха бурного роста и развития информационных технологий, процессы глобализации, трансформация системы ценностей, угроза Третьей мировой войны привели к культурному и антропологическому кризису. В значительной степени именно глобальные проблемы человечества стали катализатором обращения многих людей в сторону религии как возможности обретения ощущений стабильности, спокойствия и защищенности. В статье поднимается проблема религиозной самотрансценденции как философско-антропологического основания существования современного религиозного сознания. На основе анализа феномена религиозной самотрансценденции сделан вывод о том, что прогноз ряда ученых о сокращении роли религии в жизни современного общества в настоящее время не подтвердился. Наоборот, наблюдается заметный рост и модернизация традиционных и современных религиозных движений. Одним из факторов данного роста служит обострение глобальных проблем современности: усиливающийся антропологический кризис, угроза экологической катастрофы, экономические проблемы, обострение военных конфликтов между странами. Именно религиозная самотрансценденция создает для человека возможность преодолеть данный кризис, тем самым помогая ему обрести новые смыслы, границы и возможности на тернистом пути самопостижения. В подтверждение выводов использованы материалы эмпирических исследований.

RELIGIOUS SELF-TRANSCENDENCE AS A FACTOR OF THE HUMAN RELIGIOUS CONSCIOUSNESS (ON THE EXAMPLE THE SPIRITUAL LIFE IN POST-SOVIET RUSSIA)

Over the years a number of prominent scientists sociologists, philosophers, theologians expressed the opinion that in the XX XXI centuries, religion, hence the need for a person to appeal to a transcendent divine reality lose its importance in connection with the development of scientific knowledge, but today shows the opposite situation. The era of rapid growth and development of information technology, globalization, the transformation of values, the threat of a third world war led to the cultural and anthropological crisis. To a large extent it is the global problems of humanity became a catalyst for the conversion of many people towards religion, as an opportunity of gaining feelings of stability, peace and security. The article studies the problem of religious self-transcendence as a philosophical-anthropological foundation of the existence of religious consciousness. Analyzing the phenomenon of religious self-transcendence author concludes that the forecast number of scientists on the reduction of the role of religion in modern society is not currently confirmed. On the contrary, in today's society there is a marked increase and modernization of traditional and modern religious movements. One of the factors of growth are worsening the global challenges of our time: growing anthropological crisis, the threat of environmental catastrophe, economic problems, aggravation of military conflicts between countries. It is a religious self-transcendence creates the possibility for a person to overcome this crisis, thereby helping him to find new meanings, limits and opportunities in the thorny path of self-realization. In support of his conclusions, the author uses the materials of empirical research.

Текст научной работы на тему «Религиозная самотрансценденция как фактор становления религиозного сознания человека (на примере духовной жизни в постсоветской России)»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 2

Е. В. Щетинина

аспирант, Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: schetininaev@ya.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ)

На протяжении многих лет рядом известных ученых - социологов, философов, религиоведов высказывалось мнение, что в XX —XXI столетиях религия, а следовательно и потребность человека в обращении к трансцендентной божественной реальности, утратит свою значимость в связи с развитием научного знания, но сегодняшний день демонстрирует противоположное. Эпоха бурного роста и развития информационных технологий, процессы глобализации, трансформация системы ценностей, угроза Третьей мировой войны привели к культурному и антропологическому кризису. В значительной степени именно глобальные проблемы человечества стали катализатором обращения многих людей в сторону религии как возможности обретения ощущений стабильности, спокойствия и защищенности. В статье поднимается проблема религиозной самотрансценден-ции как философско-антропологического основания существования современного религиозного сознания. На основе анализа феномена религиозной самотранеценденции сделан вывод о том, что прогноз ряда ученых о сокращении роли религии в жизни современного общества в настоящее время не подтвердился. Наоборот, наблюдается заметный рост и модернизация традиционных и современных религиозных движений. Одним из факторов данного роста служит обострение глобальных проблем современности: усиливающийся антропологический кризис, угроза экологической катастрофы, экономические проблемы, обострение военных конфликтов между странами. Именно религиозная самотрансценденция создает для человека возможность преодолеть данный кризис, тем самым помогая ему обрести новые смыслы, границы и возможности на тернистом пути самопостижения. В подтверждение выводов использованы материалы эмпирических исследований.

Ключевые слова: религиозная самотрансценденция, религиозное сознание, самотрансцендирование, антропологическая константа

Для цитирования: Щетинина, Е. В. Религиозная самотрансценденция как фактор становления религиозного сознания человека (на примере духовной жизни в постсоветской России) / Е. В. Щетинина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 76-80.

В течение долгих лет среди ученых - социологов, философов, религиоведов бытовало мнение, что в XX - XXI вв. религия, а следовательно и потребность человека в обращении к трансцендентной божественной реальности, утратит свою значимость1 в связи с развитием научного знания, но сегодняшний день показывает противоположное. В значительной степени именно глобальные проблемы современного человечества стали катализатором обращения многих людей в сторону религии как возмож-

'Например, Э. Дюркгейм считал, что религия постепенно утрачивает значение, поскольку ее вытеснили наука и культ индивида [7, с. 112], М. Вебер полагал секуляризационное «расколдовывание мира» процессом неизбежным в ходе экономического и технического развития [1, с. 153-154], а П. Бергер писал о том, что с развитием общества роль религиозных институтов будет снижаться [8].

ности обретения ощущений стабильности, спокойствия и защищенности.

Антропологическим основанием жизнестойкости религии в современном мире, на наш взгляд, является религиозная самотрансценденция как необходимость для человека выходить из границ своего я к другому2.

Термин самотрансценденция был введен В. Франклом для обозначения направленности человека на что-либо, находящееся вне самого себя3. Согласно Франклу, человек не самодос-

2В опыте религиозной самотранеценденции возникают и начинают воспроизводиться отношения с Богом как с Другим.

3В современной отечественной философии понятие самотрансценденция в качестве одной из основных «антропологических констант» используется, в частности, в работах Л. Е. Моториной [См., например: 4]. Отметим также, что, не

76

таточен, поэтому нуждается в ком-то или чем-то для обретения целостности [См.: 5]. В этом процессе человек приобретает для себя новый мировоззренческий базис - ценностно-смысловой фундамент своего бытия. Причем процесс самотрансцендирования свойственен человеку вообще, в любые времена, это присущая человеку способность и способ существования, а выход к божественному - одно из его проявлений. Таким образом, реализация способности к самотрансценденции имеет особое значение в сфере религиозной жизни человека как главный способ его приобщения к трансцендентному путем слияния с Богом.

Что же побуждает человека выйти за пределы своего я и обратиться в сторону Бога? Стоит отметить, что в основе мотива обращения человека в сторону трансцендентного лежат переживания, влияющие на жизненные позиции, ценности, убеждения и идеалы человека: переживание особых экзистенциальных состояний (потеря близкого человека, тяжелая болезнь, одиночество и др.), поиск ответов на ключевые вопросы (о смысле жизни, любви, сущности бытия, душе и др.), сложный (иногда мучительный) опыт самопознания.

Уточним, что для религиозной самотрансценденции характерна направленность человека в сторону Бога как трансцендентного, сравнимая с вопрошанием человека к вечности (человек вопрошает о вечном, бесконечном, абсолютном, безусловном, понимая, что он как раз иной).

«Продуктом» религиозной самотрансценденции при получении позитивного опыта (например, достижения состояния единения с божественным в ходе религиозной практики) становится формирование религиозного сознания, при негативном (например, отрицательный религиозный опыт) - сознания секу-лярного (нерелигиозного)1.

употребляя термина самотрансценденция, о самом феномене в различных его аспектах размышлял целый ряд зарубежных философов - Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, К. Ясперс, русских религиозных мыслителей - Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров и др.

1 При этом секулярное сознание не всегда есть продукт негативного опыта самотрансценденции, и наоборот: не всегда негативный опыт религиозной самотрансценденции ведет к секулярному сознанию, так как в своем «богоискательстве»

Таким образом, религиозная самотрансценденция является основанием как формирующегося, так и сформированного религиозного сознания: в первом случае речь идет о человеке, обращающемся к Богу, ищущем свой путь к нему (после нахождения самотрансценденция осуществляется как постоянное воспроизводство, поддержание отношения с Богом, сохранение этой живой связи); во втором - о продукте религиозной самотрансценденции в форме религиозности и деистического (когда человек признает вне-конфессиональность Бога как первопричины всего), и конфессионального характера (идентификация себя с конкретной конфессией)2.

Существуют два пути реализации религиозной самотрансценденции: экзистенциальный -обращение человека в сторону трансцендентного в ситуации экзистенциальных переживаний (состояния) и путь практических поисков (проб) - приобщение к религиозной жизни (акты). При этом второй путь, конечно, совместим с первым, и в реальной жизни они предстают в различных вариациях и переплетениях.

К состояниям религиозной самотрансценденции относятся переживания индивидуального или коллективного духовного опыта приобщения к трансцендентному, к ее актам - практическая реализация духовного опыта в конкретных практиках и действиях (посещение религиозных или околорелигиозных учреждений, общение с духовными лидерами, учителями и их учениками, изучение специализированной религиозной литературы и др.). В первом случае человек получает духовный опыт переживания религиозного, мистического, эзотерического и др., а во втором состояния «общинности» (участие в церковной жизни, в жизни духовной группы или общины, где человек активно реализует себя, опираясь на догматические установки, участвуя в делах общины, групповых ритуальных практиках). Обратим внимание, что религиозная самотрансценденция как состояние может и не иметь отраже-

человек, даже не обретя Бога, так или иначе допустил возможность его существования.

2 Разумеется, этот крайне сложный и противоречивый процесс представлен в «спрямленном» схематичном виде, в то время как он всегда протекает очень индивидуально, иногда мучительно и долго, но представленная суть при этом в общем сохраняется.

77

ния во внешних действиях человека, а являться исключительно его внутренней работой.

Таким образом, если суть состояния религиозной самотрансценденции у человека остается неизменной во все времена, то ее акты вариативны, они претерпевают трансформацию в зависимости от конкретных социокультурных условий (развитие институтов церкви, наличие свободы вероисповедания и др.).

Для примера рассмотрим религиозную ситуацию в постсоветской России. «В процессе перестройки в стране происходит резкий слом устоявшегося атеистического менталитета, что является одной из причин идеологической дезориентировки. Стереотип жизни человека нарушается непривычными требованиями новой социально-экономической ситуации. Человек теряет важную часть своей жизни - радость общения, радость взаимопонимания, общности. Прежние эрзац-общения в виде партийных и прочих традиционных собраний уходят в прошлое, а на их месте быстро образуются межличностная разобщенность и экзистенциальный вакуум» [3, с. 53]. Для многих церковь становится альтернативой партбюро. Данные процессы начались в ходе перестройки, в конце 80-х гг. XX в. Подобная замена атеистического сознания религиозным для части населения означала лишь смену разновидности конформизма. Ведь как бы яростно ни отрицали они это сейчас, именно в различных формах эрзац-общения в течение долгих лет эти люди привыкли находить разъяснения, «как следует осмыслить» то или иное событие общественной жизни [2, с. 11].

Из-за психологического надлома, потери ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, отмеченного «экзистенциального вакуума» и чувства одиночества к религии потянулась определенная часть россиян. Люди искали тот «якорь», который помог бы прикрепиться к чему-то надежному в этой бурной действительности. В условиях обострения мировоззренческих переживаний этим «якорем» и становится обращение к Богу, как возможности обретения уверенности, получения готовых ответов на все поставленные жизнью вопросы, входному биле-

ту, дающему человеку право на принадлежность к большой группе людей [6, с. 257].

Таким образом, именно социокультурная обстановка способствовала активизации религиозного поиска человека, а сформировавшаяся в стране свобода функционирования религиозных организаций и их беспрепятственная миссионерская деятельность открыли перед человеком выбор духовного пути.

Необходимо отметить, что в это время только начиналось возрождение традиционных конфессий, поэтому они не могли быстро заполнить мировоззренческую брешь, и предлагаемый ими «якорь спасения» представлялся людям аморфным, поскольку общество было оторвано от религиозных корней. Более легко усвояемые простые эрзацы духовности, появившиеся в оппозиции традиционной культуре -новые религиозные движения, предлагали свой конкретный «якорь» быстрого и легкого спасения, в силу чего и получили благоприятные возможности для бурного развития.

Обострение в обществе социальных проблем и противоречий способствовало лишь укреплению позиции религиозного поиска. Утрата традиционных форм общения и деятельности человека в процессе перехода к информационному обществу привела к деформации ценностей: вера в Бога, любовь к ближнему, семья стали заменяться на веру в себя, деньги, карьерный и личностный рост. Это связано с тем, что многообразие и скорость изменений в мире материальных ценностей, подорванные мировоззренческие установки и ценностная пустота буквально вытолкнули человека в пространство, занятое иными кумирами. На поверхности легко заметными в своей яркости оказались не «высокие» ценности, приобщение к которым требует затрат, усилий, а легко сменяющие друг друга ситуативные, которые легко обрести и с которыми просто расстаться, потому что их утрата не породит внутренней опустошенности.

Отметим, что помимо догматического различия между данными новыми религиозными (духовными, мистическими, эзотерическими) организациями и движениями сущест-

78

вуют и различия для реализации самого акта религиозной самотранеценденции.

В современных условиях человек получает возможность выбора путей обращения в сторону трансцендентного. Это могут быть посещения служб в форме традиционных богослужений (например, православные богослужения или мессы представителей западного христианства) или психофизических практик (медитативные практики у представителей движения «Адвай-ты»), участие в тренингах духовного роста (организация «Радастея») или пение мантр в условиях «квартирника» (бхакти-врикша у представителей Международного общества сознания Кришны), концерты медитативной музыки (движение общества сторонников Шри Чинмоя) или посещения религиозной выставки (православная выставка «Во Славу Божию»).

Еще одним ответом современной культуры на потребность людей в единении с трансцендентным становится виртуальная сфера, где в комфортных для себя условиях человек свободно получает возможность выхода на путь «встречи с Богом». Так, сайты конфессиональной или духовной направленности знакомят с основными догматами организации, предлагают поучаствовать в трансляции богослужений или посмотреть данную запись в удобное время, получить консультацию духовного лидера по богословским и личным вопросам, изучить аудио- и видеоматериалы конференций, практик и семинаров.

Отдельной площадкой для воплощения акта религиозной самотранеценденции становятся интернет-форумы, где человек имеет возможность как поделиться своим опытом обращения к Богу, так и ознакомиться с духовным опытом другого (например, к такой практике относятся свидетельства о Боге в современных течениях протестантизма).

Активное развитие социальных сетей также расширило возможность выхода на более ком-фортный уровень «пути к Богу». Например, та-

кие ресурсы, как «ВКонтакте» или «Одноклассники», упрощают ознакомление с теоретическими аспектами учений, способствуют более открытому межличностному общению со сторонниками определенных религиозных или духовных практик. Отметим, что доступность информации о традициях и мероприятиях организации открывает перед человеком возможность выбора своего пути к Богу, что уже позволяет ему осуществить выход за пределы собственного я в сторону трансцендентной реальности, но не гарантирует приобщения к какой-либо конкретной традиции.

Еще одним новшеством для интернет-среды становятся вебинары - онлайн-трансляции практик с духовными учителями или лидерами организаций. Вебинары позволяют человеку виртуально присутствовать в зале, активно участвовать в обсуждении проблем (вопросы в прямом эфире), а также в происходящем действии (групповой молитве, пении религиозных текстов, медитации и др.), не покидая комфортных для себя условий, не тратя времени на дорогу и при желании не вступая в вербальный или визуальный контакт с другими людьми.

Подводя итоги, отметим, что прогноз ряда ученых о сокращении роли религии в жизни современного общества в настоящее время не подтвердился. Наоборот, сегодня наблюдается заметный рост и модернизация традиционных и современных религиозных движений. Одним из факторов данного роста является обострение глобальных проблем современности: усиливающийся антропологический кризис, угроза экологической катастрофы, экономические проблемы, обострение военных конфликтов между странами. Именно религиозная самотрансценденция создает для человека возможность преодолеть данный кризис, тем самым помогая ему обрести новые смыслы, границы и возможности на тернистом пути самопостижения.

1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. // Избранные произведения / М. Вебер. -Москва: Прогресс, 1990.

2. Грановская, Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург: Питер, 2010.

3. Кондратьев, Ф. В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте (аналитический обзор) / Ф. В. Кондратьев, С. Н. Осколкова. - Москва: ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского МЗ РФ, 2000.

79

4. Моторина, JI. Е. Феномен человека: методология исследования / Л. Е. Моторина. - Москва: Изд-во МАИ, 2007.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. / В. Франки. - Москва: Прогресс, 1990.

6. Фромм, Э. Забытый язык. Иметь или быть?: пер. с нем. / Э. Фромм. - Москва: ACT, 2009.

7. Allan, К. D. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World / K. D. Allan. - Los-Angeles: SAGE, 2013.

8. Einstein, M. Brands of Faith: Marketing Religion in a Commercial Age / M. Einstein. - Routledge, 2007.

9. Berger, P. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion / P. Berger. - Garden City: Doubleday, 1967.

10. Stark, R. Religion / R. Stark // Sociology. - 7th ed. - Wadsworth Publishing Company, 1998.

Получено: 20.05.2015

E. Shchetinina

post-graduate student, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: schetininaev@ya.ru

RELIGIOUS SELF-TRANSCENDENCE AS A FACTOR OF THE HUMAN RELIGIOUS

CONSCIOUSNESS (ON THE EXAMPLE THE SPIRITUAL LIFE IN POST-SOVIET RUSSIA) Abstract Over the years a number of prominent scientists - sociologists, philosophers, theologians expressed the opinion that in the XX— XXI centuries, religion, hence the need for a person to appeal to a transcendent divine reality lose its importance in connection with the development of scientific knowledge, but today shows the opposite situation. The era of rapid growth and development of information technology, globalization, the transformation of values, the threat of a third world war led to the cultural and anthropological crisis. To a large extent it is the global problems of humanity became a catalyst for the conversion of many people towards religion, as an opportunity of gaining feelings of stability, peace and security. The article studies the problem of religious self-transcendence as a philosophical-anthropological foundation of the existence of religious consciousness. Analyzing the phenomenon of religious self-transcendence author concludes that the forecast number of scientists on the reduction of the role of religion in modern society is not currently confirmed. On the contrary, in today's society there is a marked increase and modernization of traditional and modern religious movements. One of the factors of growth are worsening the global challenges of our time: growing anthropological crisis, the threat of environmental catastrophe, economic problems, aggravation of military conflicts between countries. It is a religious self-transcendence creates the possibility for a person to overcome this crisis, thereby helping him to find new meanings, limits and opportunities in the thorny path of self-realization. In support of his conclusions, the author uses the materials of empirical research.

Keywords: religious self-transcendence, religious consciousness, anthropological constant self-transcendence For citing: Shchetinina, E. Religious Self-Transcendence as a Factor of the Human Religious Consciousness (on the Example the Spiritual Life in Post-Soviet Russia) / E. Shetinina // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. -№ 2 (42). - P. 76-80.

Reference

1. Weber, M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism // Izbrannye proizvedeniya [Selected Works] / M. Weber. - Moscow: Progress, 1990.

2. Granovskaya, R. Psychology Faith [Psikhologiya very] / R. Granovskaya. - St. Petersburg: Piter, 2010.

3. Kondrat'ev, F. Problema religioznykh kul'tovykh novoobrazovaniy («sekt») v psikhologo-psikhiatricheskom aspekte (analiticheskiy obzor) [The Problem of Religious Cult Neoplasms ("Sects") in the Psychological and Psychiatric Aspects (Analytical Review)] // F. Kondrat'yev, S. Oskolkova. - Moscow: GNC SiSP im. V. P. Serbskogo MZ RF, 2000.

4. Motorina, L. Fenomen cheloveka: metodologiya issledovaniya [The Phenomenon of Man: Methodology Research] / L. Motorina. - Moscow: Izdatel'stvo MAI, 2007.

5. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in Search of Meaning] / V. Frankl. - Moscow: Progress, 1990.

6. Fromm, E. Zabytyy yazyk. Imet' ili byt'? [Forgotten Language. To Have or to Be?] / E. Fromm. - Moscow: AST, 2009.

7. Allan, K. D. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World / K. D. Allan. - Los-Angeles: SAGE, 2013.

8. Einstein, M. Brands of Faith: Marketing Religion in a Commercial Age / M. Einstein. - Routledge, 2007.

9. Berger, P. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion / P. Berger. - Garden City: Doubleday, 1967.

10. Stark, R. Religion / R. Stark // Sociology. - 7th ed. - Wadsworth Publishing Company, 1998.

Received: 20.05.2015

80